«Шестиклассницы выглядели старше меня»: как я стала учителем в 20 лет
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Я никогда не хотела работать в школе.
Меня больше привлекали юриспруденция и классическая история. Но на третьем курсе университета я случайно начала преподавать и теперь не могу представить жизнь без учеников.
В этом году я окончила Омский государственный педагогический университет по специальности «учитель истории и обществознания». За время учебы я выиграла несколько олимпиад для молодых педагогов и поучаствовала в круглом столе с министром просвещения. Работать буду в московской школе.
Расскажу, с какими сложностями сталкиваются молодые учителя, что мотивирует их работать с детьми и сколько платят в школах.
Выбор профессии
С первого по шестой класс я училась в обычной образовательной школе в Омске, и в то время меня не интересовала история. В седьмом классе пришлось сменить школу: я много занималась плаванием, тренировки проходили дважды в день — рано утром и после обеда. Поэтому на первые уроки, которые начинаются в восемь часов, я и другие ребята-пловцы не успевали. Один лицей в городе собрал несколько специальных спортивных классов, где уроки начинались в десять утра, чтобы тренировки не мешали учебе. Туда я и попала.
Несмотря на то что класс назывался спортивным, нужно было выбрать профиль: социально-экономический, химико-биологический или физико-математический. Меня привлек первый вариант, там углубленно изучали обществознание, историю, право, экономику. С химией, биологией и математикой отношения были напряженнее.
В новой школе историю преподавал 25-летний учитель — недавний выпускник. Он и стал моим главным вдохновителем и мотиватором. Мне нравился его подход к занятиям: полное погружение в предмет, поощрение учеников, нестандартные задания. Уроки выделялись на фоне остальных: каждый раз он начинал тему с какой-нибудь увлекательной притчи. Мы с интересом слушали и думали, к чему клонит преподаватель, но потом все становилось на свои места.
На занятиях по обществознанию он проводил психологические эксперименты — например, показывал, как работает стадное чувство. Кроме того, мне нравилось работать в группах. На уроках молодого учителя мы всегда делали что-то вместе: устраивали дискуссии, решали задания в парах, играли. На других же предметах каждый занимался своими делами. В общем, его подача влюбила меня в историю и обществознание, и я поняла, что хочу связать с ними будущую профессию.
Поступление
В старших классах пришло время выбирать направление в университете — и педагогика была далеко не на первом месте. Я мечтала об историческом и юридическом факультете, а учебу в педвузах, как и многие, не считала престижной. Из ЕГЭ сдавала историю, обществознание, русский язык и на всякий случай профильную математику.
Изначально я хотела учиться в Москве или Калининграде: там красиво. Родной Омск оставался запасным вариантом. Цель была одна — поступить только на бюджет.
ЕГЭ. К экзаменам я готовилась с репетитором — со мной занималась учительница из первой школы. По иронии именно она потом предложила мне первую работу учителем. Дважды в неделю по полтора часа мы занимались историей и обществознанием. В 2018 году мои родители платили за урок 700 ₽.
Я сдала историю на 86 баллов, обществознание — на 74, русский язык — на 73, профильную математику — на 70. Хотелось увидеть более высокие результаты, поэтому я расстроилась.
Выбор вуза. С моими баллами я не могла попасть на бюджет туда, куда хотела, особенно на юриспруденцию: там сильная конкуренция. Например, у абитуриентов МГЮА им. О. Е. Кутафина, где учат юристов, были высокие баллы: 100, 95, 92. Мои 73 не вставали с ними в один ряд.
Тогда я начала смотреть исторические факультеты. Понравился БФУ им. И. Канта в Калининграде. По баллам я проходила на бюджет, поэтому отправила документы. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, мама предложила рассмотреть несколько запасных вариантов — московский и омский педагогические университеты. Я согласилась.
От столицы впоследствии пришлось отказаться, потому что мне не дали общежитие, хотя я и прошла по баллам. От БФУ тоже — снова убедила мама. Она сказала, что с историческим образованием люди работают или в архивах, или в музеях, то есть занимаются исследованиями. А с педагогическим дипломом можно устроиться и в школу, и на государственную службу, и в Министерство образования. Перспектив больше, хотя профиль один. С этим было сложно не согласиться.
На тот момент я была расстроена, что упустила вариант с юриспруденцией. И в конце концов пошла на учителя истории и обществознания в ОмГПУ. Забавно, но среди остальных абитуриентов мои баллы оказались одними из самых высоких. Учеба длилась пять лет, потому что мы занимались по двум профилям, такое вообще свойственно педагогическим вузам в России.
Учеба
Учеба в педе — как калейдоскоп профессий. Мы пробовали все, что связано с историей, от археологии до юриспруденции. Больше всего из предметов в вузе мне запомнились психология, педагогика и практика по археологии.
Помню, как летом после сессии мы две недели жили в лесу Омской области: спали в палатках, варили еду в котелке, прыгали через костер. Но главное — раскапывали курганы и фиксировали находки. Мы нашли три исторических орудия труда и описали их в специальном журнале. В конце передали находки экспертам, которые определили их возраст.
Желающие могли продлить практику, но я не из тех людей, которые могут мыться в тазиках. К тому же в лесу много оводов, пауков и комаров. Электричество из генератора. Мне вполне хватило двух недель в таких условиях.
Как я упоминала, я сомневалась в выборе вуза, но моей главной поддержкой всегда была мама. Когда у меня опускались руки, она говорила: «Потерпи еще немного, на втором курсе начнутся профильные дисциплины — возможно, тебе станет интересно». Так и случилось: на втором году нашла опору в психологии и педагогике.
Скажем, появился предмет «методика обучения истории» — о том, как составлять и вести уроки. Там во мне впервые разглядели преподавательский потенциал. Мы погружались в педагогические методы, составляли занятия, формировали цели с точки зрения философии. Любая тема должна включать в себя метафору.
Приведу пример: нужно раскрыть внутреннюю политику 17 века как бунташного. «Бунташный» в этом случае — ассоциация для этого промежутка времени. Или еще: эпоха Великих географических открытий как авантюрные путешествия. Так исторический период у детей приобретает конкретную форму.
А после общей психологии на первом курсе начались более интересные специализации: социальная, образовательная, возрастная психология. Я была в восторге от возрастной. Мы изучали базовые подростковые кризисы, и я лучше начала понимать себя. Приходила домой и даже обсуждала свои мысли с родителями. Тогда я впервые осознала, что мои сомнения по поводу поступления, университета, профессии — это нормально. Любой молодой человек проходит через это. Нужно же выбрать дело, которым придется заниматься всю жизнь. По крайней мере, многие так думают. Как следствие — страх и непонимание.
Работа учителем — это не только передача знаний, но и создание благоприятной образовательной среды, в которой каждый ученик мог бы раскрыть свой потенциал. Мы должны уметь решать конфликты, находить подход к каждому школьнику, понимать причины поведения и то, как вести себя в нестандартных ситуациях. Так что психология, на мой взгляд, была одним из самых полезных предметов за всю учебу.
Одновременно нас учили планировать обучение истории и обществознанию. Подготовка преподавателя к уроку — трудоемкий процесс, которому тоже нужно учиться. Есть три важных термина, которые мы используем в работе:
- План-конспект — полностью прописанный учителем ход занятия, от вступления до звонка на перемену. Там же указывают, какой материал, приемы и игровые техники используют, и другие детали.
- В блочно-тематическом планировании мы делим все уроки на блоки. Грубо говоря, чтобы изучить Реформацию в Европе, требуется три занятия. Для Смуты в России — четыре. Все это нужно прописывать заранее.
- Структурно-функциональный анализ нужен для формулировки целей и задач урока, выделения главных и второстепенных фактов по конкретной теме.
Словом, на этом предмете мы постепенно изучали «скелет» урока. Было настолько интересно, что у меня полностью изменилось отношение к профессии учителя. Успеваемость стала лучше, и я начала задумываться о работе в школе.
Первый опыт преподавания
Предложение о работе. В 2020 году я окончила второй курс, сдала сессию и со спокойной душой ушла на каникулы. Летней практики тогда не было из-за карантина. И в конце августа, буквально за три дня до 1 сентября, мне позвонила преподавательница, с которой я готовилась к ЕГЭ: «Ира, выручай, нам в школу срочно нужен учитель истории!»
В том году как раз вышел закон, по которому студенты третьего, четвертого и пятого курсов с хорошими оценками могут работать в школе. Я ответила, что подумаю, и погрузилась в собственные мысли: «А надо ли мне это?» Было очень страшно: я третьекурсница, даже методику преподавания истории толком не проходили полноценно, а история России только началась. Но учительница успокаивала: «Ты хорошо сдала ЕГЭ, у тебя все получится!» Мама твердила то же самое: «Даже не думай — соглашайся».
Так я в 20 лет стала учителем.
Трудоустройство. В то время омские школы были жутко переполнены, поэтому почти везде детей учили в две смены. На собеседовании с директором я четко обозначила, что еще учусь и не хочу пропускать пары. К тому же я получала повышенную стипендию, 8000 ₽, чтобы ее не потерять, нужно было учиться на отлично. Мне повезло: администрация пошла навстречу и дала классы со второй сменой.
В школу меня устроили официально, на должность учителя истории. Начался педагогический стаж. Я работала на полставки: три раза в неделю по три урока, суммарно — девять часов. Удобно! Утром — учеба в институте, а по вечерам — преподавание.
Первые уроки. Мне дали три шестых класса. Я безумно волновалась: казалось, это самый тяжелый возраст. Кроме того, подростки обычно скептически настроены к новым, тем более молодым учителям. Я боялась, что они не будут воспринимать меня всерьез и, как следствие, не будут уважать, станут плохо себя вести.
Еще одна сложность заключалась в том, что многие девочки выглядели старше меня. Им 12, мне 20, но я невысокая, редко крашусь. Они — наоборот. Из-за этого я поначалу чувствовала себя не в своей тарелке.
К первому занятию готовилась три часа. Смотрела видеоуроки и максимально подробно составляла план-конспект. Решила прописать совершенно все, начиная с «здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Евгеньевна». Нужно было провести вводный урок по теме «что такое Средние века». Сейчас я уже не пишу все так подробно.
Я настолько перенервничала, что назвала детям неправильное отчество. Вместо того чтобы сказать «меня зовут Ирина Евгеньевна», я объявила, что меня зовут Ирина Викторовна. В итоге выкрутилась и сказала, что это была шутка. План-конспект с прописанными фразами не помог. Волнение чувствовала всем телом. Помню даже, как сильно дрожала рука, когда я писала на доске.
Моим первым классом был тот, кого называли грозой школы. Самый неспокойный и непослушный, с низкой успеваемостью. Вначале все было прилично — думаю, дети присматривались. Но спустя неделю началась настоящая проверка на прочность.
В классе была девочка-лидер, которая держала одноклассников. В какой-то момент она начала срывать уроки. Выкрикивала с места: «Мне это не интересно», «Я говорю с мамой по телефону, вы мне мешаете», — все в таком духе.
Из-за неопытности я не знала, что делать, поэтому пошла за советом к преподавателю в университете. Она объяснила, что лучший вариант — расположить девочку к себе, поделилась хитрыми приемами. Мне предстояло сделать хулиганку своей помощницей.
Сначала я попросила девочку отмечать, кого нет на уроке. Затем отправляла ей файлы с домашними заданиями, чтобы она пересылала их классу через соцсети. Естественно, я бы справилась с этим самостоятельно, но моей целью было расположить ученицу и нормализовать атмосферу. И у меня получилось. После того как я заполучила уважение девочки-лидера, остальные ребята последовали ее примеру.
Второй класс был совершенно другим: очень добрые, спокойные, открытые и воспитанные дети. С прошлого года я не веду у них историю, но мы все равно поддерживали связь — ходили в театры и музеи.
Через пару недель, когда я увидела отдачу ребят, у меня появилось невероятное желание стараться. Придумывать интересные задания, необычно выстраивать уроки, использовать электронные ресурсы. Хотелось сделать из себя учителя-конфетку.
Однажды ко мне после урока подошли ребята и сказали: «Ирина Евгеньевна, нам очень нравится, что нам дали именно молодого преподавателя. Вы нас понимаете, мы можем обсуждать с вами что угодно». Это добавляло мотивации.
«Вы даже знаете популярные тиктоки!» — говорили дети.
Я всегда старалась сделать игру из скучной истории с непонятными именами и бесчисленными датами. До этого всем моим ребятам преподносили информацию в виде сухого рассказа: «В этом году произошло вот это — прочитайте учебник и ответьте на вопросы в тетради». У меня была возможность показать им, что учиться можно интересно.
Например, когда мы проходили половцев и печенегов, придумали ассоциацию «Ярослав съел печеньки». Расшифровываю: Ярослав Мудрый победил печенегов. А Владимир Мономах победил половцев — значит, «Владимир Мономах помыл пол». Звучит абсурдно, зато вызывает улыбку и надолго остается в голове.
К тому же все мои классы были с вечерней сменой. Их занятия заканчивались в 19:30. Соответственно, к этому времени концентрация минимальная — все устали, слушать нудные вещи совсем не хочется. Единственное желание — пошуметь и повеселиться. Эта проблема оказалась легко решаемой — давать больше групповых заданий. Многие считают, что разговоры во время уроков — это плохо и неправильно, но я обернула их в свою пользу. После перемены дети также продолжают активно общаться, но уже по теме урока. Для них это своеобразная психологическая разгрузка.
Зарплата. В 2020 году я работала девять часов в неделю, или 36 часов в месяц, зарплата была мизерной. За урок платили около 278 ₽, в месяц выходило 10 000 ₽.
В Омске у учителей в принципе все плохо с зарплатами. Конечно, есть надбавки за классное руководство, но это тоже вопрос сотен рублей. Типичная проблема регионов.
В 2021 году я взяла больше часов — 18 в неделю. Занималась с теми же ребятами, но они уже были на год старше, плюс взяла два новых класса. Получилось три рабочих дня по шесть часов в каждом.
Как удавалось совмещать с учебой. На четвертом курсе и работать, и ходить в университет стало тяжелее. Мне приходилось уходить с последних пар, потому что я попросту не успевала доехать до школы. Но на предыдущем курсе мне удалось заработать репутацию благодаря хорошей успеваемости и работе по специальности, поэтому мне предложили составить индивидуальный план учебы.
Это означало, что задания по дисциплинам, которые я не успевала посещать, мне разрешали сдавать в удобное время. Если у других студентов были строгие дедлайны, то мне делали поблажки. С экзаменами было так же.
Конкурсы для молодых учителей
На том же четвертом курсе я осознала, что мне нравится педагогика, и у меня появилось желание развиваться в этой сфере. Было жутко обидно оттого, что я изначально позиционировала себя некорректно: не проявляла инициативы и всем видом показывала, что не пойду работать в школу. Соответственно, преподаватели не предлагали мне участвовать в профессиональных конкурсах.
Я решила взять все в свои руки и самостоятельно записалась на конкурс от Всероссийского фестиваля профессионального педагогического мастерства «Студент года — 2021». Все проходило дистанционно. Нужно было снять урок, написать эссе и прикрепить к заявке видеовизитку. Я заняла третье место.
В конкурсе участвовала ради собственного развития — так молодые учителя могут поднять свой престиж. Позже мне сказали, что за это еще и платят, причем хорошо — 15 000 ₽ за призовое место. Еще одним преимуществом стало то, что я завоевала уважение и доверие педагогов в университете.
Параллельно я участвовала в региональной психолого-педагогической олимпиаде на базе своего же ОмГПУ. Здесь я заняла первое место, заданий было много:
- Решить кейс по проблеме современного образования.
- Презентовать устный доклад о том, как можно применить идеи советского психолога Л. С. Выготского в наши дни.
- Придумать педагогический стендап по предложенной теме.
- Организовать игру для школьников в заданных условиях.
После этих конкурсов меня заметили преподаватели университета, которые формировали команды из активных студентов. Они искали олимпиады, регистрировали участников и занимались другими бюрократическими вопросами. Мне предложили присоединиться к группе со следующего года.
На пятом курсе мы с командой из пяти человек ездили представлять ОмГПУ в Липецк. Там проходили Всероссийские педагогические игры. Результат — первое место. В марте 2023 года проходила другая олимпиада — «Форсайт-педагогика». Той же командой мы ездили в Нижний Новгород, где снова взяли первое место.
В этом же году я участвовала в областном профессиональном конкурсе «Дебют». Его организовал Институт развития образования омского региона. На отборочном этапе оказалось больше 40 участников, и всем предстояло пройти психолого-педагогический тест. Это вопросы из образовательной программы любого педагогического вуза.
На следующий тур прошли 15 человек с наибольшим количеством баллов. Затем нас попросили прислать видеоурок по развитию того или иного аспекта функциональной грамотности: читательской, правовой, финансовой. Я выбрала читательскую, то есть работу с источниками. Тема урока: «Великие географические открытия».
Читательская грамотность в широком смысле — это умение работать с текстом. Не просто читать его, а размышлять, находить причины и следствия, сопоставлять и сравнивать. Тяжелое занятие для детей. Часто бывает так, что они читают, но ничего не понимают.
Мне пришлось заранее спросить детей, не против ли они, чтобы я снимала их на камеру. Конечно, объяснила, что это нужно для конкурса. Ребята обрадовались и поддержали меня.
Я заранее подготовила исторические источники по теме, в основном записки иностранных путешественников: англичан, американцев, французов. Половина из них уже была переведена, и мне пришлось только заменить несколько слов, чтобы семиклассники поняли, о чем речь. Что-то пришлось самостоятельно перевести через Гугл.
Мне снова удалось занять первое место. Я некоторое время размышляла над тем, почему среди всех участников выделили именно мое видео. Другие конкурсанты словно делали сильный акцент на функциональной грамотности. Но при этом забыли о структуре урока: о введении, целях, задачах. И мне кажется, что мой урок получился настоящим — не созданным по заданной структуре и только ради конкурса.
После «Дебюта» начался настоящий бум. Сначала обо мне разместили посты в группах университета и Министерства образования Омской области. Каким-то образом мои ученики нашли эти записи и оставили комментарии: «Ирина Евгеньевна, вы лучшая учительница», «Мы вас любим!» Было очень приятно читать. И я даже не сразу заметила, что у некоторых было по пять ошибок в одном предложении. Все равно невероятно радостно!
После меня пригласили на интервью для местного телеканала. Задавали вопросы, связанные с мотивацией молодых педагогов. Чуть позже — на пресс-конференцию с ректором ОмГПУ, она была приурочена к году наставника и педагога. Я написала пост про подготовку к ЕГЭ по истории для Министерства образования Омской области, отвечала на вопросы для группы университета.
Отношения с детьми
Списывания. Я стараюсь быть учителем «в тренде». Как-то раз увидела в «Тиктоке» несколько видео, суть которых — во время контрольной выключить свет и увидеть, у кого светится телефон под партой. Я решила его повторить. Тем более дело было зимой — темнеет рано. Списывающих было много.
Я спокойно отношусь к подобным практикам, списывать тоже нужно уметь. На промежуточных работах порой специально делаю вид, что не вижу. На самом деле все заметно. Мне кажется, в целом в жизни нужно выходить из любой ситуации. Допустим, школьник не выучил параграф по истории, но не хочет, чтобы его отругали родители. Поэтому он и ищет пути решения. Нельзя всегда и во всем быть идеальным. Не получится.
На годовых контрольных и всероссийских проверочных работах такое, конечно, не сработает. Но чтобы все было справедливо, на остальных занятиях было правило: заметила один раз — делаю замечание, второй — забираю задание и выгоняю из кабинета. До такого никогда не доходило.
Оценки. Я не самый добрый учитель. Иногда приходится ставить двойки. В первые разы было тяжело — я давала детям миллион шансов, чтобы исправить оценку. Если ничего не изменилось — все в дневник.
В таких случаях я переживаю не за то, что ребенка наругают дома, а скорее за себя. Получается, мне не удалось найти методы воздействия на ученика, я не смогла сделать так, чтобы ребенок больше старался.
Вообще, в нашей системе образования есть огромный минус: за четверти или триместры двойки ставить нельзя. Сильно падает статистика школы и, соответственно, премии администрации. Так что хочешь не хочешь, нарисуешь тройку.
Я считаю это большой проблемой, потому что есть дети, которые осознают, что двойку им в любом случае не поставят. Значит, можно ничего не делать.
Трудности. Однажды со мной произошла необычная история. Ученик позвонил мне в час ночи, но я не ответила. После я получила сообщение во «Вконтакте» о том, как сильно он меня любит и хочет со мной встречаться.
Афишировать это перед классом было нельзя, иначе парню стало бы стыдно. Поэтому я попросила его подойти ко мне лично, и мы обсудили этот поступок. Он попросил прощения и сказал, что проиграл спор с друзьями.
Тяжело быть с детьми на одной волне и при этом сохранять дистанцию. Но с самых первых дней мы создали правило: обсудили, в какие социальные сети мне можно писать, а в какие — нет. Свой инстаграм, например, не даю никому. Зная, что современные подростки могут найти его за пару минут, я закрыла аккаунт.
Воспитание. Чтобы транслировать детям моральные ценности, нужно самой иметь огромный опыт за плечами. У меня его пока нет. Но я пытаюсь делать все, что в моих силах.
Однажды на уроке обществознания мы обсуждали современные проблемы. Ребята приводили в пример бездомных животных, детей без родителей. А потом мы все вместе рисовали социальные плакаты и думали, как можно помочь нуждающимся, какой вклад каждый может привнести, чтобы сделать чужую жизнь счастливее.
Советская школа преподавания ассоциируется у меня со страхом. Ты боишься учителя, боишься отвечать на уроке — не важно, правильно или неправильно. Не хочется быть униженным перед всем классом.
Я стараюсь учить детей разговаривать и не осуждаю за то, что они что-то не так сказали. Даже если неправильно — молодец. Это классный навык — иметь смелость высказывать свое мнение.
Людям старой закалки тяжелее осваивать новые методы обучения в силу их возраста. Компьютеры, электронные дневники, интерактивные доски. Для современных детей это важно, им быстро становится скучно. Общество меняется, и преподаватели тоже должны меняться. Не только учить, но и учиться самим.
Говорят, современное поколение деградирует из-за клипового мышления. Мне совершенно не нравится эта точка зрения. Современные дети как будто намного умнее нас. Некоторые уже в детском возрасте начинают программировать. Кто-то хорошо разбирается в современных тенденциях. А их за это критикуют. Это поколение приспосабливается к миру, в котором им самим придется жить.
Иногда, конечно, они настолько талантливо показывают свои умения пользоваться интернетом, что это создает сложности. Например, в одном из домашних заданий требовалось написать эссе «Путешествие викингов». Работа на воображение: чем бы вы занимались в этой роли — грабили города или исследовали моря?
Некоторые ребята написали настолько классные сочинения, что я захотела сохранить их себе на память. Но были и те, кто списал с какого-то сайта ГДЗ. Это было заметно, потому что таких хитрых учеников с идентичными работами было несколько. В итоге они получили тройки: все-таки старались, хотя бы переписали.
К счастью, семиклассники пока не знают, что такое ChatGPT, это тема для старших классов. Но даже эти возможности искусственного интеллекта доказывают, что учителя должны приспосабливаться к современности.
Запрещать использовать нейросети не получится — все равно найдут способы. Я бы придумала какие-то задания, которые дети выполняли бы прямо там. Как вариант — писать те же эссе, брать оттуда идеи и составлять собственный текст. Это лучше, чем копировать предложения с разных сайтов. Все-таки хоть какая-то самостоятельная работа.
Не так давно я сделала веб-квиз — тест для занятия про Ивана Грозного из 20 вопросов. Чтобы было интереснее, добавила подсказки и разные функции вроде помощи зала и замедления времени. Всем очень понравилось!
Еще мы устраивали урок-театрализацию «Посвящение в рыцари». Мальчики писали сценарий, девочки готовили костюмы: доспехи, щиты, мечи, короны.
А на Новый год у нас есть особая традиция. Мы устраиваем «Свою игру» с вопросами по истории, и команде-победителю достаются сертификаты «Антидвойка», я делаю их сама.
Дальнейший путь
В 2023 году я с отличием окончила вуз, хотя на первых курсах выходили только четверки. Думаю, это было связано с отсутствием мотивации. Раньше я часто думала, что поступила не туда, куда хотела, и поэтому училась не в полную силу.
Одного представителя от каждого педвуза со всей России пригласили на вручение дипломов в Москву. В их число вошла и я. Мне повезло, потому что мой выпускной совпал с Годом педагога и наставника. В честь этого события нам организовали встречу с министром просвещения Сергеем Кравцовым и заместителем председателя правительства Татьяной Голиковой.
На этой встрече нам задавали вопросы о том, как и почему мы вошли в профессию, а затем мы общались с Сергеем Кравцовым и Татьяной Голиковой. Во время перерыва я познакомилась с сотрудниками Минпросвещения. Я тогда искала место в Москве и поделилась с ними своей проблемой: просматривала вакансии на «Хедхантере», отправляла резюме во всевозможные школы, но не получала обратной связи. Они рассказали о телеграм-каналах, в которых все московские учителя ищут работу, а школы — педагогов. Решила попробовать.
Одновременно с этими событиями я сдавала аттестацию на первую категорию . Для этого нужно было снять урок на видео, описать используемые методы и приемы, заполнить информационную карту с достижениями учеников — например, если они выиграли олимпиады. Это такая нудная и длинная таблица — у меня вышло 38 листов А4. Категория подтверждает квалификацию педагога и влияет на его зарплату. Я только-только ее получила и пока не разобралась с денежными надбавками.
Спустя несколько недель активных откликов в «Телеграме» меня пригласили на собеседование в московскую школу. Оно прошло удачно, и теперь я переезжаю из Омска в столицу. Буду учить пятые, шестые и седьмые классы.
На самом деле немного грустно уезжать из родного города. Тем более мне предложили работать на педагогической кафедре в университете. И я бы с удовольствием пошла туда, но мой молодой человек живет в столице, и мы решили начать жить вместе.
Кроме того, разница в зарплате омских и московских учителей существенная: здесь получают в пять раз больше. Это несправедливо: почему педагоги учатся одинаково, готовятся одинаково, тратят одинаковое время, но при этом оплата труда разная? Но это вопрос не к учителям, а к чиновникам.
Моя мечта — работать в школе «Летово». Это закрытый пансионат, где много внеучебной деятельности. Но я не отрицаю, что в будущем захочу работать в вузе с более старшими учениками — преподавать педагогику. Не хочу загадывать. Пока моя главная цель — адаптироваться к новому городу и московскому образованию.
Я также планирую участвовать в новых профессиональных конкурсах: возможно, когда-нибудь удастся стать учителем года. Сейчас я поступила в магистратуру, но уже в Москве — на исторический факультет МГПУ, буду изучать музейную педагогику. На случай, если когда-нибудь захочется отдохнуть от школы и попробовать поработать в музеях и галереях.