Как ИП на УСН учитывать основные средства и начислять амортизацию?

10
Аватар автора

Александр Смирнов

спросил в Сообществе

Я индивидуальный предприниматель, сдаю в аренду коммерческую недвижимость. По налоговому кодексу ИП могут применять упрощенную систему налогообложения при остаточной стоимости основных средств до 150 млн рублей. Но при этом ИП не обязаны вести бухгалтерский учет.

Как мне, ИП на УСН, рассчитать остаточную стоимость основных средств, начислять и учитывать амортизацию?

Аватар автора

Марина Суховская

эксперт по налогообложению

Страница автора

Действительно, одно из условий применения упрощенки такое: остаточная стоимость амортизируемых основных средств, ОС  , не должна превышать 150 млн рублей. Это лимит для организаций, которые должны определять остаточную стоимость по закону о бухучете.

Предприниматели на любом налоговом режиме не должны вести бухучет, составлять и сдавать бухгалтерскую отчетность. Но лимит остаточной стоимости ОС распространяется и на них. Превысив его, они теряют право на УСН с начала квартала превышения. Это подтвердил Верховный суд  , а затем и Минфин  .

Если у ИП-упрощенца основных средств мало и он уверен, что до 150 млн их стоимость никак не дотягивает, бояться ему нечего и статью можно дальше не читать.

А вот тем ИП, кто купил или собирается купить дорогостоящее имущество, в том числе недвижимость, расскажу, как следить за лимитом ОС. Сразу предупрежу: местами будет сложно.

Рассылка для тех, у кого свой бизнес
Новости и кейсы для предпринимателей — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Как определять остаточную стоимость недвижимости

Даже если предприниматель на УСН воспользовался правом не вести бухучет, чтобы применять упрощенку, он должен определять остаточную, или балансовую, стоимость ОС по правилам федерального стандарта бухгалтерского учета, ФСБУ, 6/2020. Она считается так: 

Балансовая стоимость ОС = Первоначальная стоимость ОС − Накопленная амортизация

Первоначальная стоимость — цена, за которую купили имущество, плюс сопутствующие расходы, например на доставку, монтаж, ремонт, госпошлину. 

О части формулы «Накопленная амортизация» расскажу подробнее.

Что такое амортизация и как ее считать

Амортизация — это способ учета затрат на приобретение основных средств и нематериальных активов  , когда их стоимость ежемесячно списывают в расходы в течение срока полезного использования — СПИ.

Вы спросили про недвижимость, а она относится к основным средствам. Поэтому дальше я буду говорить только про их амортизацию.

В бухучете нет четких СПИ ОС в зависимости от вида имущества. В теории срок надо определять индивидуально для каждого объекта. 

Но это трудозатратно. Потому обычно СПИ берут из налоговой классификации, где все ОС поделены на 10 групп. Нежилые офисные помещения, как правило, относятся к десятой группе со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Амортизацию считают на последнее число каждого месяца.

В налоговом учете ее используют для расчета налога на прибыль организаций и НДФЛ у предпринимателей на ОСН. Бизнес на спецрежиме эти налоги не платит, налоговой амортизации у него нет, поэтому нужно считать амортизацию только в бухучете.

Чтобы понять, какую сумму амортизировать, используют формулу:

Сумма, подлежащая амортизации = Первоначальная стоимость ОС − Ликвидационная стоимость ОС

Ликвидационная стоимость — цена, за которую предполагается продать имущество, когда закончится срок его полезного использования.

Например, компания купила легковой автомобиль за 3 900 000 ₽, срок полезного использования — 4 года, или 48 месяцев. На пятый год его планируют продать за 1 800 000 ₽.

Первоначальная стоимость — 3 900 000 ₽. Ликвидационная — 1 800 000 ₽. Сумма, которая подлежит амортизации за 4 года: 3 900 000 ₽ − 1 800 000 ₽ = 2 100 000 ₽.

Теперь нужно подсчитать, какую сумму начислять ежемесячно. Самый простой и распространенный способ расчета амортизации — линейный. Он подходит для всех видов учета. Считают по формуле:

Ежемесячная амортизация в бухучете = Сумма, подлежащая амортизации / Срок полезного использования в месяцах

В бухучете амортизацию начинают считать либо с месяца принятия к учету, либо со следующего месяца.

Например, первоначальная стоимость станка — 990 000 ₽, срок полезного использования — 48 месяцев, ликвидационной стоимости нет. Станок приняли к учету и ввели в эксплуатацию в августе 2023 года. Амортизацию стали начислять со следующего месяца — сентября. Ежемесячная амортизация в бухучете: 990 000 ₽ / 48 месяцев = 20 625 ₽.

На 1 января 2024 года остаточная стоимость станка будет: 990 000 ₽ − 20 625 ₽ × 3 месяца = 928 125 ₽. В сентябре 2027 года: 990 000 ₽ − 20 625 ₽ × 47 месяцев = 20 625 ₽.

На 1 октября 2027 года балансовая стоимость станка будет 0 ₽. Он полностью самортизируется, и его не нужно будет учитывать при расчете лимита основных средств.

ИП может сам считать амортизацию — в специальной программе, например «1С:Бухгалтерия», или в таблице в «Экселе». Но лучше поручить это профессиональному бухгалтеру. Справедливости ради отмечу, что у предпринимателей с основными средствами почти на 150 млн рублей, как правило, всегда есть бухгалтеры.

Какую недвижимость можно не амортизировать

Можно не начислять амортизацию по инвестиционной недвижимости — это здания или помещения, предназначенные для сдачи в аренду или получения дохода от увеличения их стоимости.  У вас, судя по вопросу, как раз такая недвижимость.

Но если вы решите не начислять амортизацию, вам придется регулярно, например каждый год, переоценивать недвижимость по рыночной стоимости. То есть на дату оценки определять цену, по которой объект можно в данный момент продать на свободном рынке. Это платная услуга, которую оказывают оценочные компании и частнопрактикующие оценщики. То есть у ИП будут дополнительные расходы.

Но это не главное. Если воспользоваться правом не начислять амортизацию по инвестиционной недвижимости, при подсчете лимита первоначальная стоимость будет неизменной, что при ежегодном росте цен может привести к превышению лимита и потере права на УСН.

Что в итоге

ИП на упрощенке, как и организации, должны следить за тем, чтобы остаточная стоимость основных средств не превысила 150 млн рублей. Для этого они должны считать амортизацию ОС по бухгалтерским правилам, несмотря на то что не обязаны вести бухучет.

Амортизацию нужно считать ежемесячно, пока не спишется вся первоначальная стоимость основных средств — сумма, которую ИП потратил на покупку объекта и доведение его до состояния, пригодного к использованию.

Если недвижимость инвестиционная, то есть, например, сдается в аренду, ее стоимость нужно будет переоценивать по рыночной цене. Но для ИП это невыгодно: первоначальная стоимость имущества не будет меняться, что может привести к превышению лимита ОС.

Марина СуховскаяЕсли вы ИП, расскажите, с какими проблемами вы из-за этого сталкиваетесь и как их решаете:
  • Нонна РуденкоТот же вопрос. Ещё интересно как оплачивать коммуналку, с бизнес карты или переводить на личную блэк1
  • Laska ZimaСпасибо за статью. Тот же вид деятельности. Было полезно0
  • Laska ZimaСпасибо за статью. Тот же вид деятельности. Было полезно0
  • Оранжевый хомячокНа чем базируется утверждение о необходимости для ИП осуществлять ежегодную переоценку стоимости основных средств (недвижимости), приводя её к текущему рыночному уровню?0
  • Марина СуховскаяОранжевый, про необходимость у меня нет ни слова. Ежегодная переоценка - это альтернатива амортизации0
  • Зинаида ПрилуцкаяИз статьи не понятно, если ИП на УСНО 6%, то он уменьшает ежемесячно свои ОС на ежемесячную амортзацию или нет? Это важно что бы понимать привысил ли он 150 млн.0
  • Елена ЗайцеваДобрый день. Во-первых, инвестиционная недвижимость через 30 лет использования навряд ли потеряет в цене. Как через 30 лет доказывать налоговой, что ип уже самортизировал данное имущество? А нельзя ли учитывать это имущество по кадастровой стоимости?0
  • АльфияИП на УСН получил недвижимость в наследование. ПО какой стоимость принимать его в бухучете для расчета лимита ОС?0
  • Марина СуховскаяАльфия, по рыночной0
  • ВалентинаИП построил коммерческое помещение. Начал сдавать в аренду. Налогообложение УСН Д-Р. 15 % Можно ли учесть в расходах стоимость помещения.? В первый год образуется убыток, т.к. стоимость помещения выше дохода.0