Что делать, если: врач ошибся, провел некачественное лечение или навредил здоровью

7 вопросов о качестве медицинской помощи
13
Что делать, если: врач ошибся, провел некачественное лечение или навредил здоровью
Аватар автора

Юлия Кнац

юрист

Страница автора

Когда врачи назначают неправильное лечение или вредят здоровью, пациенты нередко оказываются в тупике.

Они не знают, куда жаловаться, как провести экспертизу оказанной медпомощи и что можно взыскать с некомпетентного медработника.

Разберу несколько сложных ситуаций, в которых оказались читатели Т⁠—⁠Ж, и объясню, как правильно в них действовать.

У врачей непростая и важная работа

Не пишите на медработников жалобы просто так. Обращайтесь к главврачу, в страховую компанию, Росздравнадзор и правоохранительные органы только тогда, когда доктор нарушает ваши права.

Лейбл заголовка

Как возбудить уголовное дело, если человек умер после действий медиков?

Аватар автора

IrinaJ

пережила смерть брата

Страница автора

У брата был сердечный приступ — заболела грудь, руки и нижняя челюсть. Вызвали скорую. Врачи сделали две кардиограммы, брызнули в рот каким-то лекарством и, ничего не объясняя, ввели в вену два миллиграмма адреналина — две ампулы.

Через две секунды у брата начались судороги, он побледнел, захрипел и потерял сознание. Врач начал делать массаж сердца — сначала руками, а потом принесли из машины аппарат и стали подавать на сердце разряды тока.

Потом врач попытался вставить брату трубку для поддержки или возобновления дыхания, но не смог. После нескольких попыток вызвали другую скорую с реанимацией. Спустя полчаса брата в состоянии клинической смерти, как сказали сами врачи, повезли в больницу. Дорога заняла еще полчаса, но в больнице мне сразу сказали, что он умер.

Считаю, что смерть моего брата спровоцировал укол адреналина. Бригада первой скорой была не кардиологической, и я не уверена, что реанимационные действия были правильными.

Брату был 61 год. Он не состоял на учете у кардиолога, не был гипертоником, но у него случались панические атаки со скачками давления. Мы предупредили медиков об этом до укола.

Ампулы адреналина остались у нас. Куда писать заявления о расследовании? Порядок наших действий?

Чтобы началось расследование, вам нужно обратиться в полицию. Напишите заявление о преступлении, опишите в нем ситуацию и попросите ее расследовать.

Подать заявление можно лично в ближайшем отделе полиции — тогда его должны проверить за 10 дней. Или через интернет-приемную на сайте СК РФ — тогда его могут рассматривать до 30 дней.

Получив заявление, следователь МВД проведет предварительную проверку сведений: запросит документы в медучреждении, возможно, опросит причастных и назначит судебно-медицинскую экспертизу  . Медучреждение вправе доказывать невиновность врачей.

Изучив обстоятельства произошедшего с опорой на стандарты медицинской помощи и результаты экспертизы, следователь решит, нужно ли возбуждать уголовное дело. Если доказательств хватит, дело направят в прокуратуру — там утвердят обвинительное заключение и передадут его в суд.

Если в возбуждении уголовного дела откажут, это можно обжаловать. Подробно о том, как это сделать, — в другой статье в Т⁠—⁠Ж.

Чтобы привлечь врача к уголовной ответственности, во время расследования и в суде нужно установить прямую связь между его действиями и ухудшением состояния пациента. Ее устанавливает судебно-медицинская экспертиза — она помогает понять, что врач сделал неправильно и как это повлияло на здоровье пациента.

Смерть пациента и действия врача не всегда взаимосвязаны. Например, если пациент поступил в тяжелом состоянии, ему в полной мере оказали правильную медицинскую помощь, но он не выжил, это не причина для уголовной ответственности. А если врач неверно поставил диагноз или перепутал дозировку препарата, из-за чего пациент умер, экспертиза это выяснит.

Чаще всего врачей судят, если они:

За такие преступления могут лишить свободы, назначить штраф, обязательные или принудительные работы, временно запретить работать в медицине.

Лейбл заголовка

Как разобраться в качестве медицинской помощи?

Аватар автора

Valentin2512610

пытается добиться лечения

Страница автора

Сделал септопластику  у известного в городе врача, и после операции началось воспаление. Лор в моей поликлинике не хотел его диагностировать, так как знал доктора, который оперировал.

Хирурги, к которым я обращался, видели воспаление. А лоры-хирурги, посмотрев выписку с операции с фамилией врача, говорили, что проблем нет. Например, лор-хирург в горбольнице изучил мое описание КТ, где диагностированы поствоспалительные изменения, — назвал их послеоперационными и отказал в приеме.

В общем, лоры так и не назначили лечение. А спустя два месяца у меня выросли лейкоциты в крови, все это время беспокоило артериальное давление, и сейчас я чувствую себя очень плохо. Фактически уже нанесен вред моему здоровью, так как это отразилось на почечной функции.

Куда с этим обратиться? Могут ли мне помочь, потому что ситуация серьезная?

Вы можете проверить, насколько качественную услугу вам оказали. Для этого, если операция была по полису ОМС, нужно подать в страховую компанию заявление на экспертизу качества медицинской помощи — ЭКМП.

Экспертизу проводит эксперт из единого реестра ЭКМП в регионе. Это практикующий профильный врач, который не работает в проверяемом учреждении. У него обязательно должны быть: 

  1. Высшее образование.
  2. Свидетельство или сертификат об аккредитации специалиста.
  3. Стаж работы по специальности от 10 лет.
  4. Подготовка по вопросам экспертной деятельности.

Во время экспертизы врач оценит: 

  1. Своевременно ли вам оказали медпомощь.
  2. Верно ли выбрали методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.
  3. Достигло ли лечение запланированного результата.

Если случай сложный, назначат мультидисциплинарную экспертизу. Ее проводят эксперты разных специальностей. 

О том, что делать пациенту, если его не устраивает качество медицинской помощи, я подробно рассказала в другой статье в Т⁠—⁠Ж.

Лейбл заголовка

Кто отвечает за вред, причиненный врачом?

Аватар автора

Рита

беспокоится о сыне

Страница автора

Сыну в госучреждении сделали плановую операцию на руке — извлекли металлоконструкцию. И повредили нерв. Теперь у него не шевелится кисть.

При поступлении в больницу нам не разъяснили последствия операции. Хотя, как я считаю, должны были, потому что у нас прошел срок: снимать металлоконструкцию нужно было через год после установки, а мы обратились через четыре.

Куда и к кому нужно обратиться с жалобой или иском о возмещении морального и материального вреда? Сын сейчас нетрудоспособен, инвалидность пока оформляем.

В вашей ситуации не обойтись без суда. Иск нужно предъявлять к медицинскому учреждению, которое проводило операцию. По закону моральный вред, причиненный работником при выполнении обязанностей, должен компенсировать его работодатель.

Вот несколько инструкций, которые могут вам помочь:

Суд назначит судебно-медицинскую экспертизу. Он оценит организацию и условия оказания помощи: все ли возможное сделали медработники, старались ли предотвратить причинение вреда здоровью, был ли риск в проведении операции и как его учли.

Также суд оценит пропуск рекомендованного срока операции: знали ли вы, когда нужно ее провести, и как это повлияло на результат.

Подобные дела часто разрешают в пользу пациентов. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе пациенту провели операцию остеосинтеза  спустя десять лет после травмы. Врачи повредили лучевой нерв — инвалидность не наступила, но нанесли вред здоровью и пациент на время потерял трудоспособность.

Врачи утверждали, что предупредили пациента о рисках операции спустя большой срок после травмы. Но суды трех инстанций проанализировали результаты экспертиз, меддокументацию и поддержали пациента.

Кассационный суд указал  , что в большинстве случаев повреждение нервов и сосудов происходит, если не соблюсти топографо-анатомические особенности и нарушить технологию операции. Это же подтвердила экспертиза у пациента.

Медучреждение должно было доказать отсутствие вины. Сделать это врачи не смогли. Суд присудил компенсировать пациенту моральный вред, 700 000 ₽, и уплатить штраф 350 000 ₽ за несоблюдение требований потребителя.

Если решение суда вас не устроит, его можно обжаловать. О том, как это сделать, есть другая статья в Т⁠—⁠Ж.

Лейбл заголовка

Как проверить действия врачей и получить компенсацию за неудачную операцию?

Аватар автора

Марго

недовольна результатом

Страница автора

В октябре 2022 года мне провели гинекологическую операцию, в результате которой кроме больного органа удалили все, что посчитали нужным.

Во время операции повредили мочеточник. Результат — нерабочая почка и стома  . Плюс шов сделали такой, что пупка не видно.

Врач поставила перед фактом, что теперь, когда удалены органы, отвечающие за гормоны, придется принимать заместительную гормональную терапию. Без этого пострадают кости, сердечно-сосудистая система и так далее.

То есть меня вычистили на усмотрение врачей без проведения гистологии во время операции, повредили почку, изуродовали живот, а теперь в перспективе — остеопороз и проблемы с сердцем.

Я обращалась к адвокатам, чтобы возместить ущерб, но многие из них честно признавались, что привлечь врачей за их ошибки невозможно. Это круговая порука, и я ничего не добьюсь. Пока желающих взяться за это нет. Как быть?

Вам может помочь страховая компания — назначить экспертизу качества медпомощи. Я рассказала об этом выше.

Еще можно обратиться в следственный комитет, прокуратуру и Росздравнадзор. Если установят вину медиков, их привлекут к ответственности. Вот подробная статья о том, как правильно жаловаться на врачей.

Чтобы взыскать компенсацию морального вреда, нужно обращаться в суд. Как доказать, что медицинская помощь была некачественной, и какие документы понадобятся — в другой статье в Т⁠—⁠Ж.

А вот материалы о том, где искать и как выбрать хорошего юриста:

Лейбл заголовка

Вырвали зуб без анестезии. Как взыскать моральный вред?

Аватар автора

Роман Елизаров

проявил стойкость

Страница автора

Решился на удаление зуба мудрости в стоматологии. Врач выполнил стандартную анестезию, но не дождался, пока она подействует. В итоге подверг меня сильнейшим мучениям, удаляя зуб, — я все чувствовал. Врач оправдал плохое действие анестезии тем, что накануне я принимал «Ибупрофен». На основании этого служба контроля качества стоматологии отказалась возвращать мне деньги за операцию.

Другой стоматолог-хирург из той же клиники не согласился с действиями врача, который удалял зуб. Сказал, что «Ибупрофен», вероятнее всего, ни при чем и нужно было дождаться действия анестезии, прежде чем вырывать зуб.

Могу ли я потребовать от стоматологии компенсации морального вреда и возврата денег за лечение? Оно было проведено, но привело к сильнейшим физическим страданиям. Куда обратиться?

Взыскать моральный вред можно, даже если он наступил без вреда для здоровья. Обращаться с таким иском нужно к клинике, а не к конкретному врачу. 

В суде представители клиники будут доказывать невиновность своего сотрудника. Чтобы установить, кто прав и почему на самом деле не подействовала анестезия, скорее всего, потребуется судебно-медицинская экспертиза.

Экспертизу назначит суд — вы можете ходатайствовать о ней. Но нужно учитывать риски: эксперт не всегда может точно ответить, почему человеку было больно.

Если суд полностью вас поддержит, с клиники удастся взыскать: 

  1. Причиненные убытки — ваши расходы на обследование и лечение, в том числе если вам пришлось обращаться за дополнительной медпомощью из-за неудачной операции. Все расходы нужно подтвердить документами.
  2. Неустойку за то, что расходы не возместили сразу.
  3. Компенсацию морального вреда.
  4. Штраф за то, что клиника отказалась добровольно решить проблему, — 50% от присужденной суммы.
Лейбл заголовка

Врач неправильно поставил диагноз. Как взыскать компенсацию?

Аватар автора

Аноним

узнает варианты

Поликлиника поставила пациенту неправильный диагноз. У пациента были головные боли, затрудненное носовое дыхание, ощущение инородного тела — забитость носа, стекание слизи по задней стенке носоглотки.

21 мая 2021 года был первый прием у лора в поликлинике. На основании рентгеновского снимка диагностировали риносинусит.

10 июня — следующий прием у лора с новым рентгеновским снимком. Врач поставил новый диагноз — вазомоторный аллергический ринит. Лечение не назначил, направил на консультацию к аллергологу.

29 июня пациент обратился в платную клинику с аналогичными жалобами, где поставили хронический гнойно-полипозный полисинусит  , искривление перегородки носа с нарушением функции носового дыхания. Рекомендовали операцию — комплексную хирургическую коррекцию структур полости носа с полисинусотомией в плановом порядке.

То есть лор в поликлинике не выявил признаков гноя и не увидел полипов, неправильно поставил диагноз и ввел пациента в заблуждение, когда направил на дальнейшую консультацию к аллергологу: это не привело бы к постановке верного диагноза.

30 июня пациент сделал дорогостоящую операцию по удалению гноя и полипов и выпрямлению носовой перегородки. Можно ли теперь взыскать с поликлиники расходы на операцию, приемы у врача, лекарства и компенсацию морального вреда?

Можно. Начать стоит с претензии главврачу поликлиники. В ней можно потребовать выплатить компенсацию и привести расчет. Если поликлиника откажет или проигнорирует обращение, можно подать иск в суд.

Если суд установит, что в поликлинике некачественно оказали услугу и пациент пострадал из-за действий врачей, получится взыскать все убытки. Доказывать вину медучреждения пациент не обязан — наоборот, в суде врачи будут доказывать невиновность. 

Вот какие исковые требования можно заявить:

  1. компенсацию морального вреда;
  2. стоимость лечения, к которому пришлось прибегнуть из-за некачественной диагностики;
  3. сопутствующие расходы, например оплату дороги к месту лечения, где исправляли ошибку врачей;
  4. штраф 50% в пользу потребителя за отказ решить дело без суда.

В Т⁠—⁠Ж есть статья о том, как районная больница лечила и выписала ребенка. Но лечение не принесло результата, и матери пришлось ехать в областную больницу. В суде она взыскала с районной больницы 30 000 ₽ за поездку, 100 000 ₽ за моральный вред и 65 000 ₽ штрафа.

Лейбл заголовка

Как правильно написать иск на стоматологическую клинику?

Аватар автора

Олеся Логачева

недовольна работой врача

Страница автора

Год назад я обратилась в частную стоматологическую клинику. Сделала КТ, которая не выявила проблем, и мне установили имплант и две металлокерамические коронки. Услугу оказали некачественно: металлокерамика мне мешает и выделяется на фоне остальных зубов. Язык не укладывается в небо, мешает разговаривать. При установке коронок мне спилили 36-й зуб, так как челюсти не смыкались.

Спиленный зуб начал чернеть и болеть. В другой стоматологии сказали экстренно его удалять, так как под корнем появилась киста. Независимый медэксперт объяснил: зуб агрессивно спиливали и перегрели, из-за чего киста и появилась.

Что я узнала после:

  1. В карточке доктор не указал, что он спиливал 36-й зуб. При личном общении отрицает это.
  2. В договоре клиника не указала, какие процедуры проводили с зубами, поэтому я не могу собрать нужные документы для суда.

Я отправляла претензию и по ее результату лично ходила на осмотр. Директор клиники утверждает, что 36-й зуб никто не трогал. Но если меня что-то не устраивает, клиника может переделать коронки за мой счет со скидкой 20%.

Планирую подать в суд на стоматологию за то, что они нарушили мои права потребителя и некачественно оказали медицинские услуги. Хочу взыскать компенсацию морального и материального вреда. Как это лучше сделать?

Как доказать, что медицинская помощь была некачественной, и какие документы для этого понадобятся, написано в другой статье в Т⁠—⁠Ж.

Исковое заявление можно подать в районный суд по месту вашего жительства или пребывания либо по месту причинения вреда или адресу клиники — выбрать можете сами.

Госпошлины по таким делам нет.  Срока исковой давности по возмещению морального вреда из-за некачественной медпомощи тоже нет.

Как правильно составить исковое заявление, мы рассказывали в отдельных статьях:

Обязательно сохраните документы о том, что обращались в другие клиники. Они пригодятся в суде и на экспертизе. Если документов не осталось, нужно их восстановить или найти другие, например показания свидетелей.

Также сохраните подтверждение, что вы пытались решить вопрос до суда.

Если суд вас поддержит, можно будет взыскать:

  1. Компенсацию морального вреда.
  2. Стоимость лечения, чтобы исправить результат некачественной услуги.
  3. Сопутствующие расходы.
  4. Штраф 50% от присужденной вам суммы.

Юлия КнацСталкивались с некачественными медицинскими услугами? Поделитесь своей историей:
  • ВиалеттаНичего не делать. Врачи в таких ситуациях на судах выигрывают. Смысла нет куда-то жаловаться.1
  • Забаненый за правдуКруговая порука и чудовищная коррупция. Чтобы что-то сделать нужно весьма попотеть9
  • ТатьянаНичего ты не докажешь. Они свои слова же потом перевирают, в карте все вдруг меняется и виноват становишься сам6
  • Far AwayМне было 16 лет, когда я впервые в жизни заболела ангиной. Держа в голове идею, что ангина - это когда в первую очередь очень сильно болит горло, я долго не верила в диагноз, потому что боли не было от слова совсем. Конечно же я несколько раз озвучила это доктору, и тем не менее у меня в карте первой строчкой записи красовалось гордое "сильная боль в горле". Мне, воспитанной в идее, что врачи никогда не врут, было непонятно, зачем перевирать мои слова. Я своей рукой в карте их зачеркивала, писала что боли нет. Обидно было. Прошли года, до меня дошли новости о том, что страховые дрючат врачей за формулировки и каждое лишнее слово. Если в их протоколах ангина характеризуется болью в горле, то без этого симптома этот конкретный диагноз они поставить не имеют права. Да и интерес к этому я потеряла. Не могу назвать это некачественно оказанной услугой, но если ты говоришь врачу одно, он пишет в карте то, что устроит страховую и обезопасит его, то как в спорных случаях искать правду вообще?6
  • Сергей...Обращайтесь к главврачу, в страховую компанию, Росздравнадзор... Это типа "пчелы против меда"? )) В 90% случаев именно перечисленные и виноваты в оказании некачественной помощи, а никак не рядовой врач.4
  • ДмитрийМда, мрак. Вот когда медицинскую помощь назвали медицинскими услугами, тогда и началось подобное потреблядство. Из всех историй адекватны только истории про стоматологию. Пациенты обладают квалификацией, чтобы оценить действия врача, особенно в экстренной ситуации? Пациент ждал 4 года вместо одного, а потом врачи-убийцы? Надо было зашить и узнать ценное мнение поциента, чтобы он пошёл лечиться травками и силой земли? Да, может врач накосячил с диагнозом, но разве это причина искривления и воспаления? С чего вдруг он или поликлиника должны оплачивать операцию то? Потребительский терроризм, да и только.0
  • Какиздуша ОкатиллоМиллион случаев из личного опыта с врачами - но чтобы чего-то добиться по отношению к халатным врачам, надо иметь пару-тройку дополнительных жизней. Но не факт, что добьешься, т.к. по таким делам назначают мед. экспертизу, которую проводят угадайте кто? Конечно же, врачи. А у них круговая порука, честь мундира или еще хрен знает что, но ни за что ни один врач другого не выдаст, даже по делам, которые казалось бы явные-преявные. Я это все проходил, и знаю ситуацию изнутри, так сказать.4
  • Черный плащпро поруку и бесперспективность суда согласна я буду писать отзывы везде, где у клиники есть рейтинги1
  • СергейFar, сами же понимаете, что это что бы "устроило страховую". Да, к сожалению сейчас именно так - везде шаблоны и формализм. И если запись не будет соответствовать шаблону, который лежит перед глазами эксперта - больницу и, вероятнее, лично врача оштрафуют.1
  • Елена СимановичДмитрий, 👏0
  • АннаМожно ли провести экспертизу случая 13 летней давности, что привело к инвалидности ребенка, которую до сих пор является тяжелой ?1
  • ПолинаОбратились в больницу с болью в пояснице и температурой В итоге поставили пиелонефрит, назначали антибиотики Назначал и отправлял на больничный один врач, а на выписку отправляли к другому, естественно тот выписывал просто так без назначения анализов В итоге раза 4 я снова обращалась с этим диагнозом к врачам И всё время назначали один и тот же антибиотик, только повышали его дозировку Итог таков что после антибиотиков через пол месяца, может месяц начались проблемы с желудком Сейчас отправили на платную услугу, врач у которого была сейчас была в шоке от того что я пила почти без остановки 2,5 антибиотики Что посоветуете сделать?0
  • ЕленаДа. Вот такая ситуация. Внучке 5месяцев. Пришли на плановый прием. Врач с соплями и без маски идет осматривать ребенка. Пришлол анализ мочи, по ее словам не очень, хотя кровь и узи хорошее.Она выписывает антибиотик без доп обследования. Я считаю это недопустимо к грудному ребенку.0