Бизнес
23K

Как мы с партнерами открыли кафе в Тюмени и прогорели

От запуска до краха — 3,5 месяца
26
Как мы с партнерами открыли кафе в Тюмени и прогорели
Аватар автора

Мария Чмиль

открывала кафе на последние деньги

В июне 2015 года мы с мужем открыли кафе в одном из тюменских торговых центров.

К тому моменту у нас уже был опыт своего бизнеса — мы продавали кофе с собой и молочные коктейли в этом же ТЦ. Чтобы открыть кафе, мы скооперировались с владельцами небольшого суши-бара, который располагался по соседству с нашей кофейной точкой. Наши с супругом инвестиции в дело составили 250 000 ₽.

Через три с половиной месяца бизнес прогорел, а мы с мужем остались с долгами. Расскажу, какие ошибки мы допустили и почему, по моему мнению, затея заранее была обречена на провал.

Наше кафе в торговом центре в Тюмени
Наше кафе в торговом центре в Тюмени

Как был устроен наш бизнес по продаже кофе и молочных коктейлей

В 2012 году такой вид бизнеса, как кофе навынос, в Тюмени только зарождался. В торговых центрах в то время стояли кофейные автоматы с дешевым зерном и скудным выбором, стаканчик напитка стоил 35 ₽. Кофе был скорее дополнением к основному ассортименту в кафе или на фудкорте, нежели главным заказом в меню.

Когда мы с мужем запускали свой первый бизнес, то тоже побоялись делать ставку только на кофе. Решили открыть небольшой отдел в угловой зоне ТЦ, так называемый торговый остров с мороженым, соками и молочными коктейлями. По сути, это такой маленький павильончик внутри здания. Выгодно, когда ассортимент скромный и большое помещение не нужно. Ведь стоимость аренды рассчитывается из количества арендованных квадратных метров.

Площадь нашего острова составляла 6 м². Точка располагалась на третьем этаже торгового центра, и там не было ни одного якорного арендатора. Так начался наш бизнес.

В первый год мы выстояли только благодаря низкой арендной плате. Тогда за 6 м² мы платили около 6000 ₽ с учетом услуг ЖКХ. Один квадратный метр нам обходился в 908 ₽, а коммунальные платежи рассчитывались не по счетчикам, а по площади.

6000 ₽
мы платили за аренду 6 м² с учетом ЖКХ в первый год

Чистая прибыль от точки первые полгода не превышала 15 000 ₽. Летом 2013 года ситуация немного выровнялась, но больше 20 000—25 000 ₽ в месяц в первый год мы не получали. На семью, даже с учетом того, что тогда у нас не было детей, бюджет был более чем скромный. К счастью, у нас с мужем в то время имелись и другие доходы.

Где-то через полгода мы приобрели профессиональную кофемашину и добавили к сокам, мороженому и коктейлям кофе. Именно тогда мы поняли, что кофе навынос может быть не только дополнительным предложением к основному меню, но и самостоятельным товаром, на котором можно строить торговлю. Мы предложили владельцам торгового центра поставить наш остров с кофе на первом этаже. Первую точку закрывать не планировали.

Арендодатели нас поддержали, и уже осенью 2013 года мы торговали кофе навынос и шоколадками на первой линии ТЦ. Площадь островка была тоже небольшой — 4 м². Минимальная месячная прибыль составляла 40 000—45 000 ₽, иногда эта сумма доходила до 65 000—70 000 ₽ при среднем чеке 100—120 ₽.

Через год остров с кофе на первом этаже пришлось закрыть: у торгового центра сменилась концепция. Для нас это оказалось большой потерей в финансовом плане, так как точка была выгодной. Мы не стали распродавать оборудование, а перенесли все в другой торговый центр. Но там была низкая проходимость, и бизнес не приносил хорошего дохода. Максимальная прибыль составляла 20 000 ₽ в месяц, а иногда не превышала и 5000 ₽.

Наш остров на первом этаже ТЦ. Здесь мы торговали кофе навынос
Наш остров на первом этаже ТЦ. Здесь мы торговали кофе навынос

Партнеры и идея большого кафе

Конкурентов в городе у нас в то время почти не было, и муж загорелся идеей сделать что-то большее, чем просто остров на несколько квадратных метров. При этом мы понимали, что на умении варить кофе, торговле мороженым, знакомствах с поставщиками и скромных бюджетах в деле не развернуться. С ассортиментом, где средний чек не превышает 200 ₽, отбить аренду большой площади и остаться при этом прибыльными нереально. И тут нам повезло.

Как-то мы разговорились с соседями по торговому центру, в котором у нас осталась точка по продаже мороженого. У двух ребят был здесь бизнес по продаже роллов — небольшое помещение на несколько посадочных мест на первом этаже. Мини-кафе располагалось на территории продуктового гипермаркета, и парни тоже хотели расширяться.

Мы решили скооперироваться, арендовать вместе площади в этом же торговом центре и все вместе открыть кафе. Они бы продавали там японскую еду, а мы — кофе, выпечку и мороженое.

Эти парни были из Воронежа, а в Тюмень приехали, чтобы подзаработать. Причем на родине их деятельность не была связана с общепитом, ребята там торговали недвижимостью. Однако продажа суши в их точке, судя по очередям вечером и в обед, шла успешно. Мы с мужем видели их тетрадь учета доходов и расходов, и цифры впечатлили: прибыль доходила до 400 000 ₽ в месяц. И это только на японской кухне, без дополнительного ассортимента. Максимум, что они еще предлагали клиентам, — чай из пакетиков, заваренный в пластиковых стаканчиках.

От таких сумм у нас закружилась голова, казалось, что совместное предприятие обречено на успех.

Бизнес-план и презентация для арендодателя

Презентацию для администрации торгового центра мы написали за пару часов. С арендодателями на тот момент у нас были хорошие отношения, поэтому выбранное место нам утвердили без проблем. Это было начало июня 2015 года.

В итоге мы арендовали на четверых 40 м² площади, где планировали организовать небольшую кухонную зону и зал на 12 посадочных мест. Стоимость аренды — 2500 ₽ за м², или 100 000 ₽ за все. Владельцы торгового центра дали две недели арендных каникул. За это время надо было сделать ремонт и полностью оборудовать место под кафе.

Фрагмент нашей презентации для администрации ТЦ
Фрагмент нашей презентации для администрации ТЦ

Сейчас странно об этом вспоминать, но тогда у нас не было подробного бизнес-плана на бумаге. Даже в голове он был очень приблизительный, и это притом, что обычно мы с мужем прописывали все затраты на все позиции в меню, вплоть до шарика мороженого и каждого вида кофе.

Мы заложили примерную выручку с роллов — 400 000 ₽ в месяц при расходах на продукты 120 000 ₽; на кофе с выпечкой и мороженом планировали зарабатывать 200 000 ₽ при затратах 80 000 ₽. Еще 100 000 ₽ составляла аренда, 6000 ₽ — коммунальные услуги. На зарплату двух поваров и двух бариста заложили 60 000 ₽.

В итоге чистая прибыль от кафе составляла бы 224 000 ₽. Даже если поделить эту сумму на два, для 2015 года прибыль в 112 000 ₽ была существенной по сравнению с нашими предыдущими бизнесами.

Свободных денег на первоначальные вложения у нас с мужем не было. Мы решили рискнуть, продать точку с кофе в другом ТЦ и эти деньги вложить в новый бизнес.

Остров удалось продать за 250 000 ₽. Сделка была выгодной, если учитывать, что за стойку и декор мы в свое время заплатили 60 000 ₽, в 80 000 ₽ обошлась кофемашина, а на маленький холодильник и витрину мы потратили не больше 12 000 ₽.

250 000 ₽
мы получили за проданный кофейный островок

Общие затраты на ремонт и оборудование для нового кафе, по нашим приблизительным подсчетам, должны были составить как раз 250 000—280 000 ₽. Если учитывать, что мы вкладывались с партнерами поровну, получалось, что половина денег, вырученных от продажи торговой точки, должна была еще и остаться.

Планируемая ежемесячная чистая прибыль — 224 000 ₽

Планируемые ежемесячные операционные расходы — 376 000 ₽

Закупка продуктов200 000 ₽
Аренда100 000 ₽
Зарплата двух поваров40 000 ₽
Зарплата двух бариста30 000 ₽
Коммуналка6000 ₽

Планируемые ежемесячные операционные расходы — 376 000 ₽

Закупка продуктов200 000 ₽
Аренда100 000 ₽
Зарплата двух поваров40 000 ₽
Зарплата двух бариста30 000 ₽
Коммуналка6000 ₽

Оформление и налоги

Муж непременно хотел, чтобы у кафе были логотип и название, под которым работали все наши точки, — Ex.Coffee. Партнеры не спорили, но сказали, что тогда все документы с арендодателями должна подписывать я, и вообще, заведение надо оформлять полностью на меня как на ИП.

Я сомневалась, что это правильно. Ведь тогда у партнеров вообще не будет никаких обязательств по кафе. Например, если еще на этапе строительства они передумают или разорвут с нами отношения при первых же трудностях. Здесь приходилось рассчитывать только на их порядочность. Но в пользу оформления на меня как на ИП были два других аргумента.

Во-первых, у нас с администрацией торгового центра были налажены хорошие отношения. Мы больше трех лет снимали здесь площади, никогда не задерживали плату и всегда искали компромисс, если менялись правила работы в ТЦ или цена аренды. Партнеры же снимали свое помещение у гипермаркета, и хоть и работали на территории торгового центра, фактически никак не контактировали с его администрацией.

Во-вторых, ребята были не местные и сами не могли сказать, сколько они еще намерены проработать в Тюмени. Муж же в случае переезда партнеров планировал выкупить у них долю и оставить весь бизнес за собой.

В итоге мы заключили договор с владельцами торгового центра на меня как на ИП. Зарегистрировали точку в налоговой. Все договоры с поставщиками также оформили на меня.

По всем нашим точкам действовал единый налог на вмененный доход — ЕНВД. С 1 января 2021 года его отменили, но мы открывались, напомню, в 2015 году. Кафе тоже оформили на ЕНВД.

Этот налоговый режим прост в том, что касается бухгалтерского и налогового учета. Налог зависит от площади помещения и прибыли. То есть в случае с нашими 40 м² мы должны были платить 58 225 ₽ в квартал. При этом сумму налога можно уменьшить на размер обязательных страховых платежей, если платить их ежеквартально.

В 2015 году при доходе свыше 300 000 ₽ в год надо было вносить 42 491 ₽ пенсионных платежей и 3651 ₽ в фонд обязательного медстрахования. Получалось, что ежегодно надо было отчислять государству 46 142 ₽ страховых взносов, это 11 535 ₽ в квартал.

Если из ЕНВД вычесть эти обязательные платежи, ежеквартальные налоги составили бы 46 691 ₽. Таким образом, при предполагаемой прибыли в 224 000 ₽ наша с мужем чистая прибыль за вычетом налогов должна была составлять чуть больше 104 000 ₽.

Планируемые ежеквартальные платежи государству — 46 691 ₽

Налоги58 225 ₽
Взносы на пенсионное страхование10 623 ₽
Взносы в фонд ОМС913 ₽

Планируемые ежеквартальные платежи государству — 46 691 ₽

Налоги58 225 ₽
Взносы на пенсионное страхование10 623 ₽
Взносы в фонд ОМС913 ₽

Ремонт и первые серьезные траты

Ремонт решили делать своими силами. Был июнь 2015 года. Партнеры к тому времени закрыли свою точку рядом с продуктовым маркетом и тоже могли полностью посвятить себя ремонту. Но сильно сэкономить все равно не получилось. Нам дали в аренду территорию, которая располагалась между двумя эскалаторами на первой линии ТЦ напротив главного входа. В центре находился неработающий фонтан.

Площадку предстояло зонировать под кафе, так как по сути это был просто холл торгового центра. Требовалось организовать все инженерные коммуникации: подвести воду и канализацию, развести розетки под оборудование. Кроме того, на пустом месте надо было оборудовать рабочую зону для сотрудников: установить столы с двумя мойками для готовки, сделать тумбы для хранения посуды и бытовой техники, соорудить витрины и барную стойку. Плюс закупить столы и стулья для посетителей.

Дизайн-проект. Первым делом мы заказали дизайн-проект в 3D. Знакомых дизайнеров и визуализаторов у нас не было. Нашли специалиста по объявлению на «Авито». Проект получили через три дня: несколько картинок с визуализацией будущего кафе обошлись нам в 15 000 ₽. Для 2015 года ценник немаленький, но мы платили за срочность, так как без визуализации арендодатели не соглашались подписывать договор аренды.

15 000 ₽
мы заплатили за дизайн-проект кафе

В итоге проект оказался приблизительным, в реальности мы изменили некоторые детали. Например, обклеили фасадную стойку пленкой с изображением роллов и выпечки, заменили декорированные элементы с подсветкой на обычные деревянные рейки.

Дизайн-проект будущего кафе
Дизайн-проект будущего кафе
Дизайн-проект будущего кафе
Дизайн-проект будущего кафе

Рабочая зона представляла собой конструкцию из несущих столбов и гипсокартона. Крыша состояла из трех секций высотой 3—3,5 м. Мы купили уже обработанный брус из сосны — три шестиметровых столба сечением 10 × 10 см по 3000 ₽ за штуку.

Еще требовались 10 трехметровых брусков сечением 4 × 4 см. Из них сделали каркас для рабочих столов. Материалы обошлись в 2000 ₽. Перегородки и боковины соорудили из гипсокартона, а в образовавшиеся ниши решили вставить готовые тумбы.

Для стола купили две трехметровые столешницы по 12 000 ₽ каждая. На крышу натянули тканевый баннер. Его заказывали у хороших знакомых, со скидкой обошлось около 7000 ₽. У них же заказали пленку с рисунком для фасада за 5000 ₽. Для декора фасада приобрели 20 строганых реек экстракласса за 2000 ₽. Пачка гипсокартона обошлась в 15 000 ₽. На краске решили не экономить, закупили дорогую финскую краску и шпаклевку — еще 12 000 ₽.

Сантехника и электрика. Чтобы подвести воду и подключиться к канализации, нужно было тянуть трубы вверх — на технический этаж, который располагался между потолком первого этажа и полом второго. Там прятались все коммуникации. Но если воду с верхнего этажа спустить было легко, достаточно просто протянуть пластиковые трубы, то поднять канализационные стоки наверх просто так не получилось бы. Пришлось дополнительно покупать канализационный насос за 25 000 ₽. Собрать мебель ребята могли сами, но в сантехнике и электрике они не понимали ничего. Пришлось нанимать специалистов.

Сантехника нашли по рекомендации знакомых наши партнеры. Парень действительно оказался толковый и за три вечера полностью установил оборудование и трубы. Причем трубы, отводы, муфты, счетчик на воду он покупал сам. С учетом материалов за работу ему заплатили 28 000 ₽.

53 000 ₽
мы отдали за канализационный насос и работу сантехника

С электрикой оказалось проще. Освещения нам хватало общего — от ламп в торговом центре. Поэтому нужно было только зашить разводку розеток в гипсокартон и установить счетчик. Знакомый электрик у нас был: он сам купил материалы и сделал всю работу за несколько часов — заплатили ему 21 000 ₽.

Фонтан. Еще одной заботой стал фонтан, который располагался посередине арендованной площадки. Выглядел он плачевно и почти никогда не работал. Вода внутри постоянно закисала. В общем, конструкция скорее отпугивала посетителей, чем привлекала.

Руководство торгового центра предложило нам самим привести это чудо дизайнерской мысли в порядок. Нужно было снять старое покрытие и заново оштукатурить поверхность и покрасить. Взамен с нас обещали не брать аренду за рабочие дни июня. Открываться мы планировали в двадцатых числах, предложение казалось выгодным: десять бесплатных дней экономили 33 000 ₽. На покраску мы планировали потратить не больше 25 000 ₽.

Но все пошло не по плану. Во-первых, краска оказалась дороже, и вместо 2500 ₽ на нее ушло 4000 ₽. Во-вторых, подвели рабочие. Чтобы покрасить фонтан, мы наняли двух человек, но никто не позаботился об их квалификации. Казалось, что с такой работой справятся и трудовые мигранты. Рабочих мы нашли на объездной дороге на въезде в город, где обычно собираются люди, которые приезжают в Тюмень в поисках подработки. Эти двое говорили на русском с трудом, но уверяли, что все знают и умеют. В итоге они неправильно разбавили краску и испортили фасад фонтана. Брак мы заметили не сразу, а только через несколько дней, когда новое покрытие начало отваливаться кусками.

Естественно, к тому времени горе-работники получили свои деньги, и найти их было невозможно. Мы же потратили еще 4000 ₽ на краску. Хорошо, что универсальная шпаклевка уже имелась, ее хватило и на кафе, и на фонтан. В общем, обустройство этого бассейна обошлось нам в 30 000 ₽. Потраченные время и нервы не стоили тех 3000 ₽, которые получилось сэкономить на аренде.

К этому моменту мы с мужем вложили в проект уже около 93 000 ₽.

Расходы на ремонт в июне 2015 года — 187 300 ₽

Сантехник и расходные материалы28 000 ₽
Канализационный насос25 000 ₽
Оплата за покраску фонтана22 000 ₽
Электрик и материалы21 000 ₽
Гипсокартон, 50 листов15 000 ₽
Дизайн-проект15 000 ₽
Столешницы, 2 шт.12 000 ₽
Краска для кафе, 20 л12 000 ₽
Краска для фонтана, 20 л8000 ₽
Баннер7000 ₽
Шпаклевка, 30 л6000 ₽
Пленка для декора фасада с напечатанным рисунком5000 ₽
Доставка материалов4000 ₽
Брус 40 × 40 × 3000, 10 шт.2000 ₽
Рейка 5 × 20 × 2200, 20 шт.2000 ₽
Саморезы и шурупы2000 ₽
Брус 100 × 100 × 6000, 3 шт.1300 ₽

Расходы на ремонт в июне 2015 года — 187 300 ₽

Сантехник и расходные материалы28 000 ₽
Канализационный насос25 000 ₽
Оплата за покраску фонтана22 000 ₽
Электрик и материалы21 000 ₽
Гипсокартон, 50 листов15 000 ₽
Дизайн-проект15 000 ₽
Столешницы, 2 шт.12 000 ₽
Краска для кафе, 20 л12 000 ₽
Краска для фонтана, 20 л8000 ₽
Баннер7000 ₽
Шпаклевка, 30 л6000 ₽
Пленка для декора фасада с напечатанным рисунком5000 ₽
Доставка материалов4000 ₽
Брус 40 × 40 × 3000, 10 шт.2000 ₽
Рейка 5 × 20 × 2200, 20 шт.2000 ₽
Саморезы и шурупы2000 ₽
Брус 100 × 100 × 6000, 3 шт.1300 ₽
Злополучный фонтан
Злополучный фонтан

Мебель и оборудование

Больше половины первоначальных трат пришлось на оборудование и мебель. Хотя, надо сказать, самая дорогая техника у нас уже была. Например, у нас в запасе имелась профессиональная кофемашина — хоть и старенькая, она исправно работала, а кофе из нее получался вкусным. Новая аналогичная кофемашина обошлась бы в 200 000 ₽.

У наших партнеров имелась хлебопечь, в которой за несколько минут из полуфабрикатов можно приготовить свежие круассаны и слойки. Новая печь стоила бы 250 000 ₽. Именно на эту технику мы с мужем делали ставку. Один круассан-полуфабрикат в закупке обходился в 15 ₽, тогда как продавать готовые мы собирались по 60 ₽ за штуку. Таким образом, предполагаемая маржа с одного круассана составляла 400%. То есть выпечка должна была стать самым выгодным товаром в кафе.

Знай мы заранее, чем обернется наше желание попользоваться дорогим оборудованием, купили бы себе одну такую хлебопечку и торговали выпечкой сами, без кафе и партнеров. Но тогда, полные надежд на счастливое и богатое будущее, мы продолжали вкладываться и тратить свои деньги.

Хлебопечь, которая была у наших партнеров
Хлебопечь, которая была у наших партнеров

Новые холодильники — под мороженое и газированные напитки — тоже стоили прилично. Цена даже подержанного холодильника с нужными характеристиками доходила до 150 000 ₽. Но это оборудование нам бесплатно предоставляли поставщики: главное условие — торговать их продукцией, выкупая ежемесячно товар на определенную сумму. В нашем случае — напитков не меньше, чем на 10 000 ₽, а мороженого — на 25 000 ₽. Обычный бытовой холодильник был у партнеров. Миксеры для взбивания молочных коктейлей и соковыжималку и микроволновку мы принесли из дома.

На том оборудовании, которое у нас уже было, и за счет холодильников поставщиков мы сэкономили около полумиллиона рублей.

Из крупных приобретений нам обязательно нужен был расстоечный шкаф. Это профессиональное оборудование, которое используют в пекарнях и кондитерских. Такой шкаф поддерживает определенные температуру и влажность, когда внутри дрожжевое тесто готовят к выпечке. Во время расстойки тестовые заготовки увеличиваются в объеме, становятся более рыхлыми и воздушными.

На новый такой шкаф мы решили не тратиться. В Тюмени есть магазин, который специализируется на распродаже профессионального подержанного оборудования для бизнеса. Часто в нем можно найти много хорошей техники по доступным ценам. Как раз там мы и купили расстоечный шкаф за 30 000 ₽. В этом же магазине приобрели на распродаже стулья и столы для кафе, тумбы для хранения бытовых приборов и мойки — потратили еще 47 000 ₽.

47 000 ₽
у нас ушло на стулья, столы и тумбы для хранения

Меню мы решили делать не только в бумажном варианте, но и в электронном, чтобы демонстрировать ассортимент и цены на двух телевизорах. Один экран показывал слайды с японской едой, другой — с кофе и выпечкой. Таким образом мы надеялись привлечь внимание потенциальных покупателей.

Закупка оборудования не заняла много времени. Мы заказали доставку и за один раз привезли всю необходимую мебель и расстоечный шкаф. Телевизоры купили в том же торговом центре по 22 000 ₽ за каждый. Всю столовую утварь и посуду взяли в гипермаркете, который специализируется на товарах для общепита, за 18 000 ₽.

Единственное, с чем пришлось подождать пару дней, — деревянные буквы для вывески. Их мы заказывали в столярном цеху, и там оказалась небольшая очередь. Буквы обошлись в 4000 ₽.

Все шумные и грязные работы, которые мешают посетителям, можно было производить только после закрытия торгового центра, в нашем случае после 21:00. Надо ли говорить, что после двух недель ремонта и монтажа оборудования все мы валились с ног от усталости. Однако времени на отдых не было, сроки в договоре аренды поджимали.

В итоге наша с мужем доля расходов на мебель и оборудование составила около 73 000 ₽. Получалось, что с учетом ремонта мы вложили примерно 166 000 ₽ — минимум на 25 000 ₽ больше, чем рассчитывали изначально.

Траты на мебель и оборудование в 2015 году — 146 700 ₽

Телевизоры44 000 ₽
Расстоечный шкаф30 000 ₽
Столы и стулья28 000 ₽
Тумбы и мойки для кухни19 000 ₽
Посуда для клиентов и кухни18 000 ₽
Буквы из дерева на вывеску4000 ₽
Печать меню3000 ₽
Доставка мебели и оборудования700 ₽

Траты на мебель и оборудование в 2015 году — 146 700 ₽

Телевизоры44 000 ₽
Расстоечный шкаф30 000 ₽
Столы и стулья28 000 ₽
Тумбы и мойки для кухни19 000 ₽
Посуда для клиентов и кухни18 000 ₽
Буквы из дерева на вывеску4000 ₽
Печать меню3000 ₽
Доставка мебели и оборудования700 ₽

Кадры

В 2015 году в Тюмени еще не были так популярны японская еда и кофе навынос. Поэтому у нас могли возникнуть сложности как с хорошими поварами, так и с бариста. Но мы вопрос кадров решили. Партнеры, когда закрывали свою точку с японской едой, предупредили поваров, чтобы они подождали до запуска нового кафе две-три недели.

Тогда у них работали два сушиста. На нашу точку перешел один, и с ним повезло. Он был профессионалом. Сменщика он подобрал себе сам — позвал кого-то из товарищей. Правда, последнему нужно было доработать на предыдущем месте две недели, поэтому открываться мы решили без него.

Что касается кофе, то мы работали в кофейном бизнесе несколько лет и знали много ребят, кто мог бы посоветовать хорошего бариста или сам встать за кофемашину. Поэтому позвали работать одного из таких знакомых. На подмену ему через две недели перевели продавщицу мороженого, которая трудилась на нашей точке на третьем этаже. Кофе девушка варила без изысков, зато с мороженым обращалась виртуозно.

Итого к моменту открытия у нас были повар-сушист и бариста. Сушисту платили 1300 ₽ за смену, бариста — 500 ₽ за каждый выход плюс проценты с продаж. По нашему опыту, в среднем продавец зарабатывал 1000—1500 ₽ в день. Хотя в «мертвые» дни заработок мог быть и 600 ₽, а при большом наплыве посетителей, например в праздники, зарплата доходила до 3000 ₽ за смену.

Всего ко дню открытия на кафе мы вместе с партнерами потратили 334 000 ₽, из которых чуть больше 187 000 ₽ ушло на ремонт, а около 147 000 ₽ составили затраты на оборудование и технику. Все расходы мы делили поровну.

334 000 ₽
мы с партнерами потратили на кафе ко дню открытия

С учетом масштаба стройки сумма не такая огромная, но если учесть, что мы вложили почти все сбережения, должно было быть страшно. Но мы не боялись. Тем более из имеющихся на старте 250 000 ₽ у нас оставалось еще 83 000 ₽. Конечно, это меньше, чем мы планировали изначально, но все равно остаток нас радовал.

Эйфория от того, что мы смогли построить сами целое кафе, а не какой-то небольшой островок на 4—6 м², не позволяла посмотреть на ситуацию объективно.

Кафе перед открытием в день запуска
Кафе перед открытием в день запуска

Открытие кафе

Запускать рекламу мы не планировали, поэтому в принципе не закладывали эту статью расходов в бюджет. Надеялись на постоянных покупателей, клиентов партнеров и сарафанное радио. Главную роль должно было сыграть место — кафе располагалось на первом этаже напротив центрального входа. Единственную рекламную функцию выполняли слайды с меню, которые крутились на экранах двух телевизоров: они хорошо просматривались уже от входа в торговый центр. Еще за рекламный ход можно считать наклейки с нашим логотипом на одноразовые стаканчики для кофе, которые мы сделали после открытия.

Открылись мы, как и планировали, 20 июня 2015 года. Это была суббота, и мы рассчитывали на хорошую выручку, так как в выходные посетителей в ТЦ гораздо больше, чем в будни. Забегая вперед, скажу, что наши ожидания оправдались. За первый день мы наторговали на 15 220 ₽. Как выяснилось позже, это была наша самая высокая выручка за все оставшиеся дни июня.

К открытию у нас можно было выпить кофе или чай, съесть свежую выпечку, мороженое, выпить молочный коктейль или газировку и заказать роллы. Очередей в тот день не наблюдалось, но поток клиентов шел постоянный. В течение дня в основном брали кофе и мороженое с собой. Ближе к вечеру стали заказывать роллы, причем часто тоже просили упаковать, чтобы можно было забрать домой. Поэтому из четырех столов заняты постоянно были только один-два.

В первый день через кафе прошло около 50 человек. Средний чек вывести проблематично: десять человек могли купить только по шарику мороженого или по бутылке газировки, оставив в кассе 500 ₽, а какой-нибудь посетитель покупал суши-сет, кофе и мороженое на две с лишним тысячи рублей.

Кофе из нашего меню
Мороженое
Роллы из меню
Роллы из меню

Ассортимент нам казался разнообразным, но многим посетителям, особенно тем, кто не знал, что мы специализируемся на кофе, не хватало спиртного. Часто подходили компании, но узнав, что мы не торгуем алкоголем, разворачивались. К роллам люди просили пива, но у нас не было соответствующей лицензии. По закону для этого требуется отдельный склад.

Впрочем, торговля алкоголем и не входила в наши планы. Все-таки позиционировали мы себя как семейное кафе, и меню разрабатывали специально для детей и их родителей.

Первые пару дней приходили клиенты, которые нас знали раньше, а также знакомые и друзья. Посторонние посетители тоже были — в среднем 30—40 человек в день. Но по опыту мы знали, что этими людьми двигало скорее любопытство, нежели желание стать нашими постоянными покупателями. Мы понимали, что через неделю поток любопытных иссякнет. Они зайдут один-два раза и снова будут ходить в привычные места.

Наша витрина
Наша витрина

Мы надеялись на постоянных клиентов наших партнеров. Средний чек на японскую еду в их предыдущей точке составлял 600 ₽, а вечером и в обед собирались очереди — их мы, повторюсь, видели своими глазами. Однако на новом месте такого не случилось. И это притом, что у ребят был прекрасный суши-повар, который никогда не экономил на продуктах, знал, как приготовить вкусно и подать красиво.

Возможно, свою роль сыграла сезонность: лето стояло жаркое, люди смотрели на еду без желания, но с удовольствием покупали напитки и мороженое. Вполне вероятно, что не все прежние постоянные клиенты наших партнеров перешли на новую точку. Кто-то нашел новое место за то время, пока они не вели торговлю, а кому-то удобнее было заходить к ребятам со стороны продуктового гипермаркета, а не с главного входа торгового центра. А возможно, в тетради учета, которую нам показали партнеры, были завышенные цифры. В любом случае мы видели, что люди приходили, хвалили кухню, поздравляли нас с открытием, но редко возвращались.

Тем не менее за десять дней июня наша выручка составила 142 000 ₽, то есть ежедневная выручка равнялась 11 000—15 000 ₽.

142 000 ₽
мы выручили за десять дней июня

Однако, помимо трат на открытие и первой закупки продуктов, в первые десять дней работы нам пришлось забивать под завязку холодильники с десертами и газировкой, докупать кофе и продукты для роллов. Правда, остатки мороженого и напитков должны были перейти на следующий месяц, так как холодильник в июне опустел лишь наполовину, но затраты все равно вышли существенные. За продукты всего мы заплатили 108 500 ₽. Кроме того, мы заплатили за коммунальные услуги — 2000 ₽. И выдали по 10 000 ₽ аванса двоим сотрудникам.

В итоге операционные расходы в июне составили 130 500 ₽. Прибыль за это же время составила всего 11 500 ₽.

Касса на кофе с мороженым и роллах была общая. Все расходы и прибыль мы делили с партнерами пополам. В итоге на четверых, даже с учетом десяти дней, сумма оказалась более чем скромная. Однако мы списали все на крупные траты на продукты, которые неизбежны при запуске, и невысокую известность кафе. Надеялись, что в июле развернемся и увеличим выручку раза в полтора. Причем часть купленного — мороженое, напитки, кофе, сиропы, топпинги, сахар, присыпки, одноразовая посуда, кофе, — у нас осталась. Значит, в июле мы могли сэкономить на закупках.

Траты на продукты за 10 дней июня — 108 500 ₽

Мороженое и рожки44 000 ₽
Рыба, рис, сыр, креветки, овощи, нори и соусы для роллов31 000 ₽
Прохладительные напитки15 000 ₽
Кофе8000 ₽
Сиропы для кофе, тростниковый сахар, топпинги, молоко для коктейлей, фрукты для фрешей, добавки из присыпок, орешков, консервированных фруктов для мороженого, бутилированная вода7000 ₽
Одноразовая посуда3000 ₽
Выпечка500 ₽

Траты на продукты за 10 дней июня — 108 500 ₽

Мороженое и рожки44 000 ₽
Рыба, рис, сыр, креветки, овощи, нори и соусы для роллов31 000 ₽
Прохладительные напитки15 000 ₽
Кофе8000 ₽
Сиропы для кофе, тростниковый сахар, топпинги, молоко для коктейлей, фрукты для фрешей, добавки из присыпок, орешков, консервированных фруктов для мороженого, бутилированная вода7000 ₽
Одноразовая посуда3000 ₽
Выпечка500 ₽

Падение выручки в июле

В июле я и муж почти на весь месяц уехали в Краснодар. Отложить поездку мы не могли, а партнеры казались людьми ответственными. К тому же сразу оговаривалось, что за точкой мы будем следить по очереди. Один месяц бухгалтерией и закупками занимаемся мы, другой — ребята.

Была середина лета, жара. Самый пик продаж для мороженого и холодных напитков. Перед отъездом мы с мужем добавили в меню ледяной кофе с разными вкусами, заказали в типографии обновленное меню, доплатили за новые листы и перепрошивку старого около 1000 ₽, напечатали за 900 ₽ наклейки с фирменным логотипом на одноразовые стаканчики под кофе. После этого уехали за 3500 километров, оставив на хозяйстве партнеров.

Возможно, из-за сезонного спада в июле спрос на роллы резко упал. Выручка шла в основном за счет мороженого и коктейлей с лимонадами. Кофе хорошо продавался только утром, да и то покупали его лишь сотрудники торгового центра. ТЦ располагался в спальном районе, офисных зданий поблизости не было, поэтому рассчитывать на утренний наплыв гостей со стороны не приходилось. Однако круассаны в июле всех порадовали. Только на них за месяц мы сделали прибыль около 6000 ₽.

Ледяной кофе
Ледяной кофе
Так он выглядел в меню
Так он выглядел в меню
Выпечка в кафе
Выпечка в кафе

В остальном продажи начали стремительно падать. С середины июля ежедневная выручка опустилась с 15 000 ₽ до 10 000 ₽. Бывали дни, когда скудный поток покупателей приносил в кассу только 7000 ₽.

Несмотря на то что оборот по мороженому был хороший, цена в 50 ₽ за шарик не давала высокой прибыли. Поднимать стоимость смысла не было, так как разница даже в 5 ₽ оттолкнула бы покупателей, а для бизнеса большой роли не сыграла.

Маржинальность у мороженого низкая. Упаковка весом 1,3 кг в среднем стоила около 600 ₽, один шарик весит 60 г. То есть из упаковки получалось примерно 22 шарика. При цене в 50 ₽ за шарик мы выручали 500 ₽ прибыли с упаковки. Иногда любители сладкого просили полить мороженое сиропом или добавить присыпку из конфетти или орешков, тогда цена поднималась до 60 ₽. В хороший день могло продаваться до 80 шариков.

Вдобавок в ассортименте были молочные коктейли. Мороженое для них было дешевле в закупке, но траты на сироп и молоко съедали эту экономию. К тому же часто в качестве добавок для коктейлей мы использовали натуральные фрукты. В общем, возни с этим напитком было много, а доход минимальный. После продажи стакана коктейля за 120 ₽ у нас оставалось не больше 40 ₽.

Мороженое из меню
Мороженое из меню

Форс-мажор и непредвиденные траты

Для мороженщиков жара может обернуться не только выгодными продажами, но и головной болью в виде растаявшей продукции. Холодильное оборудование часто не выдерживает резких скачков температуры и отключается. Так и случилось в июле. Ситуация не критичная, если быть к ней готовым.

Нас с мужем в тот момент в городе не было, а партнеры понятия не имели, что делать в таких случаях. Главное же — действовать быстро. Если мороженое только подтаяло, стало мягким, но не превратилось в жидкую сметану, его можно спасти. Если же перед вами жижа, вернуть ей товарный вид не удастся: при обратной заморозке она станет льдом и потеряет свои первоначальные вкусовые свойства, проще говоря, мороженое станет несъедобным. Для предотвращения таких ситуаций в морозилках мы всегда хранили аккумулятор холода, а на точке у нас лежала сумка-холодильник. Но в новом кафе это ЧП мы заранее не предугадали.

Как раз в начале июля, в момент нашего отъезда из Тюмени, из-за сильной жары в кафе отключился холодильник. Скорее всего, это произошло рано утром, еще до начала работы торгового центра, так как к открытию мороженое уже сильно подтаяло. Конечно, продавец, работавшая с нами не первый год, сообразила перенести часть мороженого на остров на третьем этаже. Но холодильник там был небольшой — все мороженое он вместить не смог. Морозильные камеры при холодильниках тоже были забиты.

Оставшуюся часть мороженого нужно было вывозить. Продавец дозвонилась до нас, но из Краснодара оперативно решить вопрос не получилось. Пока партнеры доехали до кафе, пока искали морозильную сумку — спасать было уже нечего. В итоге примерно половину поставки пришлось выкинуть.

Потери тогда составили около 12 000 ₽. Это без учета двух дней простоя, так как мастер появился только на следующий день. Он взял за ремонт 4000 ₽. Если предположить, что за это время мы могли продать 150—160 шариков мороженого, то заработали бы около 8000 ₽.

В итоге выручка за июль составила 366 000 ₽. При этом из-за аварии расходы на мороженое выросли с 45 000 ₽ до 75 000 ₽. На рыбу для роллов потратили 40 000 ₽. Кроме того, впервые пришлось заплатить за аренду все 100 000 ₽. Добавьте к этому коммунальные услуги, зарплаты и прочие расходы на нужды кафе. Вуаля! Мы в минусе на 2000 ₽.

2000 ₽
составили наши убытки после первого месяца работы кафе

Случился очевидный провал. Нужна была либо срочная реанимация, либо тихие похороны, то есть, возможно, нам уже тогда стоило закрыть кафе. Мы не сделали ни того ни другого. Еще два месяца мы просто наблюдали, как тонем и зарываемся в долги.

Операционные расходы в июле — 368 000 ₽

Аренда100 000 ₽
Мороженое75 000 ₽
Продукты и другие расходы для кафе65 000 ₽
Зарплата60 000 ₽
Рыба/морепродукты для суши38 000 ₽
Напитки13 000 ₽
Коммуналка6000 ₽
Кофе5000 ₽
Ремонт холодильника4000 ₽
Печать меню и наклеек2000 ₽

Операционные расходы в июле — 368 000 ₽

Аренда100 000 ₽
Мороженое75 000 ₽
Продукты и другие расходы для кафе65 000 ₽
Зарплата60 000 ₽
Рыба/морепродукты для суши38 000 ₽
Напитки13 000 ₽
Коммуналка6000 ₽
Кофе5000 ₽
Ремонт холодильника4000 ₽
Печать меню и наклеек2000 ₽

Август: убытки и кадровые проблемы

В августе партнеры уехали в Воронеж, и за кафе следили мы с мужем. Но ситуация в лучшую сторону не изменилась. Роллов в последний месяц лета продали всего на 5568 ₽.

Тогда же от нас ушел один повар-сушист. Мы даже не могли его рассчитать — денег не было. Он согласился подождать свои 20 000 ₽ зарплаты, а мы остались с одним сушистом. В августе же мы поймали на воровстве и выгнали одного из бариста. Муж встал сам за стойку на подмену.

Посетители стали редким явлением в нашем кафе. В основном всю выручку делали мороженое, кофе и прохладительные напитки. Так как посетители не хотели сидеть за столиками, выпечка тоже перестала пользоваться популярностью. Круассаны брали редко, слойками вообще не интересовались, и вскоре мы с мужем убрали их из меню. Мы догадывались, почему люди не остаются в кафе: неуютно сидеть за столиком напротив входа, где все время суета и сплошной поток людей.

Территории, где располагалось кафе, была нужна перегородка. Изначально мы планировали, что заведение от остального ТЦ визуально будут отделять эскалаторы, между которыми стояли столики. Оказалось, такого зонирования недостаточно. Однако денег на дополнительный ремонт у нас не было. Все, что удалось сэкономить после запуска, мы приберегли на случай, если нечем будет платить за аренду.

Выручка от роллов в августе 2015 года
Выручка от роллов в августе 2015 года

Мы пришли к тому, чего опасались в самом начале: если торговать только мороженым и напитками и иметь средний чек до 200 ₽, аренду в 100 000 ₽, зарплаты и закупки нам не потянуть.

По итогам августа выручка составила 102 000 ₽, расходы — 203 500 ₽. Убыток в 101 500 ₽ был для нас катастрофическим.

Операционные расходы в августе — 203 500 ₽

Аренда100 000 ₽
Мороженое45 000 ₽
Зарплата сотрудникам30 000 ₽
Напитки10 000 ₽
Коммуналка6000 ₽
Кофе5000 ₽
Рыба/морепродукты для роллов3000 ₽
Одноразовая посуда2500 ₽
Молоко1500 ₽
Выпечка500 ₽

Операционные расходы в августе — 203 500 ₽

Аренда100 000 ₽
Мороженое45 000 ₽
Зарплата сотрудникам30 000 ₽
Напитки10 000 ₽
Коммуналка6000 ₽
Кофе5000 ₽
Рыба/морепродукты для роллов3000 ₽
Одноразовая посуда2500 ₽
Молоко1500 ₽
Выпечка500 ₽

Сентябрь: снова убытки и закрытие кафе

Наши партнеры вернулись в Тюмень в первых числах сентября. Положение дел в общих чертах они знали, так как в течение месяца были на связи. Но увидев объемы продаж роллов, они пришли в негодование. Обвинили нас в халатности и неумении вести бизнес и просто уехали. Свое оборудование забирать не стали, так что у нас была возможность пользоваться техникой еще месяц.

Удержать их или заставить участвовать в погашении долгов мы не могли. Кафе оформляли на меня как на ИП, договор аренды тоже был заключен на меня, как и все договоры с поставщиками. А партнерство наше строилось на честном слове.

Аренду за август мы с мужем оплатили деньгами, которые берегли все это время для подобного случая. Другие текущие расходы перекрыли выручкой. Параллельно обратились в администрацию торгового центра с просьбой снизить аренду за счет уменьшения торговой площади. Нам было жаль терять хорошее проходное место, и мы планировали убрать столики, исключить из меню роллы и сократить рабочее пространство вдвое. Так у нас осталось бы всего 10 м², которые обходились в 25 000 ₽ в месяц.

В конечном счете мы хотели переоборудовать кафе в остров и торговать кофе и мороженым навынос. В администрации нашу заявку приняли, но владела зданием федеральная компания, все решения принимали в головном офисе. Вердикта пришлось ждать три недели.

К этому моменту мы отказались от японской еды, так как продукты для таких блюд быстро становились несвежими, а редкие заказы не давали возможности делать закупки постоянными.

При этом в сентябре за счет Дня знаний и окончания периода отпусков поток посетителей в торговом центре увеличился. Посетителей стало больше и у нас. В августе бывали дни, когда в кафе приходило всего 5—6 покупателей, которые кроме кофе ничего не заказывали. В сентябре же к нам заходили в среднем 40—45 человек в день.

Мы воспрянули духом, но тут пришел ответ на нашу заявку — головной офис отказался уменьшить площадь кафе. Содержать 40 м², торгуя кофе, газировкой, выпечкой и мороженым, было невозможно. Свободных денег у нас не осталось. Отказ арендодателей убил всякую надежду на воскрешение бизнеса.

Выручка в кафе за сентябрь составила 157 000 ₽, расходы — 211 000 ₽. Мы ушли в минус на 54 000 ₽ и решили закрываться.

Операционные расходы в сентябре — 211 000 ₽

Аренда100 000 ₽
Мороженое58 000 ₽
Зарплата18 000 ₽
Напитки15 000 ₽
Кофе8000 ₽
Коммунальные услуги6000 ₽
Сиропы, сахар, молоко3000 ₽
Одноразовая посуда3000 ₽

Операционные расходы в сентябре — 211 000 ₽

Аренда100 000 ₽
Мороженое58 000 ₽
Зарплата18 000 ₽
Напитки15 000 ₽
Коммунальные услуги6000 ₽
Кофе8000 ₽
Сиропы, сахар, молоко3000 ₽
Одноразовая посуда3000 ₽

Что в итоге

На момент закрытия кафе в конце сентября 2015 года мы должны были за аренду и коммуналку 68 000 ₽. Долг по аренде закрывали, вытаскивая деньги из оборота другой торговой точки.

Еще один долг в 20 000 ₽ — за поставку — мы перенесли на другую точку. Забегая вперед скажу, что рассчитаться быстро не удалось, нам даже заморозили поставки.

20 000 ₽ составлял долг ушедшему сушисту. Зарплату ему в итоге выплатили телевизором.

Налоговой, а также по социальным взносам за этот квартал мы должны были почти 47 000 ₽. Плюс еще около 5000 ₽ — за десять дней июня. Рассчитаться с государством мы смогли только в конце 2020 года. За это время набежали пени — еще почти 6000 ₽.

На фоне этого коллапса, который накрыл нас с мужем, партнеры делили имущество. То самое, которое мы совместно покупали для кафе. Они забрали все, что можно было как-то использовать или быстро продать: второй телевизор, стулья и столы, витрины.

Естественно, помощи при расчете с долгами мы не дождались. Более того, партнеры обвиняли в провале нас. В свою очередь, мы не стали тратить силы, чтобы доказывать свою невиновность или еще как-то выяснять отношения. К тому же из Тюмени до Воронежа дотянуться было сложно. К октябрю мы были вымотаны и эмоционально, и физически.

Ошибки, которые мы совершили

Оформили весь бизнес на себя. Это было проще и дешевле, так как у нас уже были налаженные отношения с владельцами торгового центра, открытый счет в банке и оформлены все документы. Мы хотели использовать свое название, но по-хорошему нам нужно было заключить с партнерами договор субаренды. Так мы могли бы потребовать от них хоть часть арендной платы.

Не разделили финансовые потоки — от нашего бизнеса с кофе, выпечкой и мороженым и от бизнеса партнеров с японской едой. Касса, прибыль, расходы — все должно было быть отдельным. По сути, на одной территории существовало два автономных заведения. Да, следили за кафе мы по очереди, но мы с мужем ничего не понимали в роллах, а партнеры — в мороженом. Будь мы на месте, когда сломался холодильник, наверняка удалось бы спасти больше мороженого, поторопить мастера или найти другого. В августе продажи японской еды упали до 5000 ₽ в месяц. Возможно, мы действительно мало внимания уделяли этому направлению, делали закупки по остаточному принципу.

Правильнее было бы платить аренду пополам, расходы и доходы от продажи роллов лежали бы только на партнерах, а от кофе и мороженого — на нас.

Не вникли в бизнес партнеров. Не хочу сказать, что наши партнеры вели дело нечестно или некомпетентно. В плане хозяйственной деятельности они были очень ответственные. Но мы ничего не знали об их бизнесе. На начальном этапе переговоров ребята показали нам тетрадь учета продаж, и объемы нас впечатлили. Но, возможно, мы увидели какой-то один хороший месяц, а в их рассказах многое было приукрашено. А может, на новом месте действительно не зашло. Но факт остается фактом — больших доходов от продажи роллов не было.

Мы тоже не знали специфики бизнеса партнеров и повлиять на рост прибыли никак не могли. Надо было изучать, как устроены суши-бары, а не прикидывать бизнес-план на коленке, ориентируясь только на чужие слова.

Не работали с клиентами сами. Надо было знакомиться с покупателями, заманивать их на новую кухню, стараться делать случайных посетителей постоянными. Затея увеличить продажи, надеясь только на продавцов, изначально была утопией. К примеру, муж знал все про сорта кофе, которыми торговал, рассказывал о них покупателям, завлекал качеством зерна и учил бариста делать так же, но тем было лень делать больше того минимума, за который им платили. Сам же супруг встал за стойку слишком поздно.


Мария ЧмильКак думаете, идея открыть кафе с партнерами была заранее плохой или причина провала бизнеса вовсе не в этом?
  • Kettu"Владельцы торгового центра дали две недели налоговых каникул" - это как? может, всё-таки каникулы были арендными?5
  • Марина СафоноваKettu, спасибо, поправим1
  • Артем ЛисакЕще дешево отделались, с текущими ценами на все сейчас бы ушли в существенный минус. В целом кафе, рестораны - очень тяжелый бизнес в котором очень факторов влияющих на прибыль: место, закупки, сервис, персонал, маркетинг, меню. Соприкасался с этим направлением и никогда в жизни туда не полезу.17
  • The Krakow guyИнтересно, почему вы согласились с тем, что у партнеров есть право на часть активов, если они не соглашались участвовать в общих обязательствах. Еще мне показалось, что вы недооценили сезонность: открылись под низкий сезон зачем-то, собрали все убытки, а когда выручка (даже при низком боевом духе) пошла в гору, уже не выдержали и закрылись. Октябрь по выручке был бы уже вдвое выше августа, декабрь - втрое.31
  • Try CatchThe, так они с партнёрами напополам делали ремонт. Кроме того, партнёры предоставили автору дорогое оборудование на общих началах: хлебопечь за 200к и ещё что-то. Почему они не имеют права на часть активов? Если уж работали на честном слове, то обвинять в чем-то партнёров некорректно: судя по рассказу, они потратились не меньше автора. Просто случился провал и всем пришлось несладко.11
  • Vladimir Morozov"Надеялись на постоянных покупателей, клиентов партнеров и сарафанное радио." - бизнес, как правило, заканчивается уже на этом моменте.40
  • Владимир МорозовПричины провала я вижу такие: 1 (самая главная) - уехать в отпуск на месяц сразу после открытия - это полный провал. Партнеры потом повторили этот провал второй раз, чем добили бизнес. Вместо того, чтобы динамично реагировать на ситуацию и придумывать новые решения, организаторы просто месяцами отдыхали. 2. Суши бар - это суши бар. Продавать в кафе с мороженным и кофе - суши и надеяться на прибыль как в суши баре - странно. Дизайн кафе выглядит как место, где продают именно кофе и мороженное. Ожидать продаж суши в таком месте - не ок. 3. Работать без рекламы - это как купить машину и ожидать, что она поедет без бензина. Указанные же минусы сомнительны. Не разделили финансовые потоки потому что ожидали обогатиться за счет ребят с суши, которые зарабатывали по 400к вместо ваших 20к.80
  • ВальтерВаши усилия достойны уважения, но (по крымскому восприятию): 1. на фото в начале статьи сотрудник сидит даже во время фотографирования. Не должен бариста или кто он там вообще сидеть. Это не привлекает покупателей. 2. На 2-х фото с выпечкой очень скудный ассортимент. Всего лишь несколько позиций. Это архиважно. Изначально унылая обстановка. 3. 100000 за аренду точки, где средний чек не превышает 500 рублей - это весьма опрометчиво. Я никогда не был в Тюмени, но уверен, что можно найти в городе менее дорогую точку с таким же (если не большим) оборотом. Не шарахайтесь от кредитов. При всем при этом я вас понимаю и желаю не останавливаться. И, как говорят мои знакомые американцы: " Не бойтесь больших расходов. Бойтесь маленьких прибылей".8
  • Иван НоринМеня всегда изумляют истории, в которых как под копирку один и тот же сценарий: "мы открылись и уехали в Краснодар (Сочи/Турцию/Туапсе)". Даже если там похороны любимой тёщи/зятя и так далее, ну едь ты один/одна. Нет таких оправданий, бросать только что открытое на произвол судьбы. Я (ИМХО) рассматриваю такие поступки исключительно как "я так устал(а) при открытии, я вымотался(лась) и мне срочно нужен интенсивный отдых!"33
  • ВалерийИван, согласен полностью. Читал весь этот, извини автор, бред уровня детского сада и недоумевал, зачем вообще полезли.13
  • АлисаСуши и кофе - странное сочетание. Даже если делали «совместно», хотя бы визуально нужно было бы разграничивать пространство для понимания гостем. Мы тоже прогорели на кофейне в тц, с 2018 по 2020, добила пандемия. Изначально была очень высокая аренда (первый крупный тц в городе, «золотые» обещания центра притяжения и супер популярных магазинов. по факту же - сетевой гипер и десяток точек от местных предпринимателей), поток людей по факту оказался гораздо меньше заявленного. Из всего этого вынесла один вердикт - кофе будет приносить прибыль там, где просто есть большое количество людей. Где они ходят / устают / хотят перекусить и тд. Крупные тц, куда едут на полдня за покупками, набережные и центральные улицы, парки и подобное. И плевать на интерьеры, концепции, степени обжарки и все такое. Конечно, никто не говорит, что нужно делать все «на отвали» или некачественно. Мы делали и приличный дизайн-проект, и вели соцсети, и пытались обновлять меню с привлечением проф.бариста и барменов, регулярно следили на помолом и проливом. Но настоящих ценителей кофе - единицы, большинство же берут кофе «на бегу», безо всяких излишеств. И вот когда поток людей максимальный, тогда и чашек кофе за день будут покупать по максимуму. Вот ожидаем, что в ближайшие месяцы наконец закроем все долги. Обидно весьма, конечно, но с закрытием как камень с души упал.19
  • Илья ЩибрикВладимир, абсолютно согласен про совмещение бизнеса — тут же нет вообще никакой синергии, кто будет покупать кофе или мороженое, заказав суши? Эти продукты абсолютно не сочетаются. Им в идеале нужно было сфокусироваться на кофе на вынос, а в партнёры взять ребят, занимающихся выпечкой. А в итоге получилось заведение по схеме «пицца, роллы, кофе на вынос, шаверма, заправка принтеров, гадание таро, фото на документы, ремонт часов, пошив штор, рюмочная».49
  • Илья ЩибрикАвтора можно похвалить за упорство, но посочувствовать недальновидности: кофе и суши — странная концепция заведения. Попытка охватить всё и сразу обычно плохо заканчивается, т.к. вместо сфокусированной хорошей кухни получается готовить всё подряд на довольно среднем уровне. Недорогой островок с кофе на таком месте окупался бы сильно эффективнее (впрочем, как и 6-метровый островок с роллами с собой). Смешивать их и превращать в кафе не было абсолютно никакого смысла.15
  • user1501794Try,то есть на часть активов они имели право, а на часть долгов нет? При распиле имущества партнёры принимали активное участие, а при расчёте с долгами "партнёры" пыхнули.3
  • Артём КостюковВальтер, как тюменец скажу, что ТРЦ, в котором находилось кафе, весьма специфичен. В силу своего расположения он не является классическим ТРЦ с большим количеством праздношатающихся людей (хз как их там именуют маркетологи). Расположен он, фактически, на краю частного сектора. До ближайших многоэтажных домов около 500 метров отнюдь не по самым живописным местам (по крайней мере, на момент 2012-2015 гг.). Район ни разу не мажорский, с нормальными людьми, живущими от зп до зп. Ну в то время было ещё немного гопников)) Большого количества офисов/предприятий в пешей доступности нет, так что никакого значительного потока в обед можно было не ждать. Арендаторы площадей преимущественно среднего/низкого сегмента. Основная часть регулярных посетителей имеет конкретную жесткую цель: местные - продовольственные товары и дешевые непродовольственные товары, относительно не местные либо привозят детей на развлекаловки и кино (поэтому оборот мороженого и был неплохим), либо приезжают за электроникой/бытовой техникой, дешевой одеждой. Короче я ни разу не бизнесмен, но по-моему выбор точки выглядит не бесспорно. Кстати тот ТРЦ, где у них находится/находилась маленькая точка "навынос", гораздо более проходной и имеет постоянный уровень скучающей школоты. Вероятно, в т.ч. по этой причине, мощности этой точки хватило даже на часть долгов.17
  • Олег Кузьминарендодатели набижали, заминусовали. ну чтож, только подтвердили свою гнилую сущность.0
  • РоманЯ конечно понимаю, что проще всего писать комментарии, лёжа на диване, при этом всё таки замечу, точка с роллами в гипере смотрится очень органично. Люди приходят за продуктами, и покупают еду (роллы с собой), потому что лень готовить, или в качестве закуски для себя/гостей и т.д. Забежал вечером за повседневными покупками, быстренько схватил роллы и побежал дальше. Возможно, есть смысл иметь там кофемашину, но только для допродаж. Кофе - совсем другая история, это для уставших посетителей, чаще в выходные, сотрудников ТЦ, офисных работников на обеде, если есть столики, то для деловых встреч. Мороженое - третья, дети, подростки, любители сладкого, плюс ко всему, ИМХО, сугубо сезонный товар. Как это всё совместить в единую концепцию, ума на приложу. В любом случае я с уважением отношусь к таким людям, как автор и её коллеги. По крайней мере, они хоть что-то делают и не боятся рисковать!15
  • Геннадий ЯкунинОлег, а откуда сам ТЦ возьмется, просто из воздуха по желанию старика Хоттабыча? Договориться о месте застройки, построить ТЦ, содержать его, платить налоги, разбираться с толпами проверяющих...5
  • Try Catchuser1501794, я вижу это так: 1. Они сделали ремонт напополам. 2. Автор взяла оборудование у партнёров на 200+к и те с неё ничего не спросили. На этом оборудовании автор готовила высокомаржинальные булочки и круассаны, а без них продавала бы не оч маржинальные кофе и мороженое. Кстати, холодильник от мороженного тоже дали партнёры. (Автор: +200к, Партнёры: -200к) 3. Далее пошли долги. В сумме ~160к. Партнёры увидели провалы в продаже роллов, но оставили автору ещё на месяц дорогущее оборудование, а не забрали его. 4. Дальше распил оборудования, так как вкладывались на него напополам. ИМХО. Автор с мужем не были готовы к началу бизнеса финансово и во многом выезжали на дорогостоящем оборудовании партнёров: по сути у них была только кофемашина. Выпечка и мороженое без партнёров уже была бы невозможной роскошью. Ещё и надеялись получить половину прибыли от постоянных клиентов партнёров. Крч хотели вложиться по минимуму, а заработать по максимуму. Не получилось) Так что я бы не стал обвинять в чем-то партнёров. Мне кажется, всё было честно, просто бизнес не пошёл и автор оказалась в долгах.8
  • Dmitriy KamnevВладимир, чётко и по полочкам.0
  • fktrc687 .Артём, что за центр то, название?0
  • Артём Костюковfktrc687, первый - ТРЦ Па-На-Ма, второй - ТРЦ Премьер.0
  • Станислав РомановКак думаете, идея открыть кафе с партнерами была заранее плохой или причина провала бизнеса вовсе не в этом?Одно точно могу сказать, что вы приобрели колоссальный опыт, и можете смело открываться хоть на Луне, точно все получится.3
  • Виктор МелешонковСразу скажу я не бизнесмен, но фотограф и работаю на себя 10 лет, в т.ч. снимаю и Интерьер и меню для ресторанов и обычно вижу, если точку закроют с убытком. Мои критерии обычно такие. 1. Точка открыта на определённую аудиторию, например персонал бизнес центра или студентов, и хотя поток последних иссякнуть не должен в теории, вкусы, нового курса могут резко поменяться как и достаток. 2. Опять место, точка с действительно, качественной едой или напитками, может быть в 7-10 минутной доступности от места притяжения города, в остальном случае для прибыльности не хватит посадочных мест, точка с хорошей едой может быть и дальше, но заманивать придётся скидками и доставкой с минимальной маржой. 3. Ремонт как таковой не важен, но мне и любому гостю обидно сидеть в "подъезде" своего дома за деньги. Нужно соблюдать цветовую палитру, но при этом не переплатить. 4. Упаковка важнее качества, особенно на вынос: Например я беру роллы по 980 за сет (цена в паршивой забегаловке мск) и пока их мне клали в красивую упаковку я и многие другие там брал. Ресторан переехал на 50 метров, а аренда увеличилась на 55 тысяч, решили класть в самые дешёвые лотки, ни разу, продукт не доехал в презинтабельном виде, и я как и другие, ушли в сетевые рестораны где стоимость дороже на 200-300р но все красиво. 5. Повар подумал - это самое страшное когда повар решил например курицу утопить в соусе, или бухнуть вместо 10г сиропа в кофе 20г, - красиво же, не кружок, а сердце вышло. Вот только гостю это не объяснить, это выглядит как понос, и что там под "соусом" известно лишь повору, который не выходит и не презентует блюдо, и если 1 гостю это понравится, совершенно не факт что он даже по сарафану пригласит друзей, ибо ему придётся рассказывать им о том, что выглядит ужасно, но вкусно, и не факт что он этот талант имеет. Много ещё есть, но сложно так сразу.... А из не мотивиравонного, Если открылись позже 10 утра - нет заведения. Сразу после открытия просите подождать гостя напиток мотивируя это, тем что он первый - прощай заведение. Стали готовить так как просит постоянный гость, - для всех - умрёте. И от себя, либо делайте на поток ужас но в проходной точке, или встаньте за углом от шаурмы, повесев выпирающий банер и заберите клиентов шаурмы, сделав лучше и с большей маржой.2