В начале 2018 года мы решили купить в семью вторую машину.

Выбрали Хендай Атос. Машине было 20 лет, а пробег по всем признакам превышал 300 000 км. Мы подумали, что это идеальный вариант для начинающих водителей — если с машиной что-то случится, будет не так жалко и затратно. И рассчитывали, что станем ее последними хозяевами.

Расскажу, как мы подбирали автомобиль и во сколько он нам обходится.

Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать
Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Как я выбирала машину

Мы с мамой и сестрой живем в поселке в 30 км от Белгорода, поэтому до 2018 года моя четырехлетняя Лада Гранта была ежедневно занята. При этом сестра иногда хотела сама выбираться в город, а мама — перестать носить в руках по 10 кг продуктов из магазина. В общем, одной машины нам было недостаточно.

У мамы и сестры были права, но не было опыта вождения. Поэтому я искала машину по таким критериям:

  1. Бюджет до 100 000 Р.
  2. Небольшая.
  3. Состояние «проживет несколько лет и не развалится на ходу».

Отечественные варианты я не рассматривала: мама и сестра не смогли бы на них ездить. Еще по отцовской ВАЗ 2111 я помнила тяжелый руль без гидроусилителя и габариты, которых не чувствуешь при парковке.

Я решила искать что-то компактное среди подержанных японских или корейских машин. Самым очевидным вариантом был маленький и недорогой Дэу Матиз — мое первое авто, на котором я училась водить в 2013 году. Но эту модель я отложила на крайний случай: по опыту знала, что у 10-летних Матизов сильно ржавеют пороги, двери и крылья.

Я присмотрела на «Авито» Тойоту Витц и два Ниссана — Марч и Микра. Уже собиралась звонить по объявлениям, когда знакомые предложили нам свой Хендай Атос 1998 года с бензиновым мотором 1 л. Просили за него 90 000 Р.

Хозяин жил в соседнем селе, и на следующий день мы поехали смотреть авто.

Вот что нам понравилось:

  1. Компактные габариты и задний парктроник. Это единственная опция — не было даже гидроусилителя.
  2. Руль, несмотря на это, все равно легкий, сцепление — мягкое, а обзор — отличный.
  3. Цена — 90 000 Р.
  4. Неплохое состояние кузова. Для машины такого возраста мелкие жуки на капоте, стойке двери и передних крыльях — не минус, а норма. К тому же толщиномер показал, что краска родная: видимо, сказалась заводская оцинковка кузова. Главным минусом были только ржавые задние крылья.
  5. Два комплекта колес на дисках: летние — почти новые, зимние — проехали один сезон. Мне показалось, что вкладываться в резину не придется еще несколько лет.
  6. Порядок в документах: я проверила ПТС и СТС, VIN на кузове хорошо читался и совпадал с документами.
  7. Прозрачная история. Хозяин рассказал о машине все: как обслуживал, чинил и где брал запчасти. Сказал, что продает ее, чтобы оплатить часть кредита на автомобиль для сына. Звучало правдиво. Судя по ПТС, машину завезли из Германии в 2004 году. Первые шесть лет она была в хорошем климате, ездила по ровным дорогам и обслуживали ее, скорее всего, по регламенту.

На месте я заказала отчет из «Автотеки» и узнала неприятные нюансы. Вот что меня насторожило:

  1. 10 владельцев в России. Первые два, скорее всего, были продавцами: один был собственником машины день, второй — три месяца. Дальше Атосом владели от года до трех лет.
  2. Скрученный пробег. На одометре было 181 000 км, а по отчету реальный мог быть выше 300 000 км.

Отчет мне не понравился, но я решила опираться на реальное состояние автомобиля и договорилась заехать на СТО. За 500 Р мастер поднял машину на подъемнике, заглянул под капот, не нашел особых проблем и сказал, что состояние авто адекватно возрасту. Плюсы перевесили минусы, и мы купили Атос.

Отчет от 31 июля 2022 года, старый не сохранился. Я — одиннадцатый владелец, ДТП тоже мое
Отчет от 31 июля 2022 года, старый не сохранился. Я — одиннадцатый владелец, ДТП тоже мое
В первый раз пробег скрутили на 250 000 км, затем машина за несколько лет сменила трех владельцев, а пробег уменьшился еще на 10 000 км
В первый раз пробег скрутили на 250 000 км, затем машина за несколько лет сменила трех владельцев, а пробег уменьшился еще на 10 000 км

Как я оформляла покупку

Я нашла в интернете типовый договор купли-продажи — ДКП для автомобилей. Мы с продавцом заполнили и подписали три экземпляра и вместе расписались в ПТС. Я отдала 90 000 Р наличными, забрала ключи с документами и уехала домой на уже своей машине.

На следующий день прошла техосмотр за 500 Р, через день купила ОСАГО за 3294 Р. Заявление о регистрации авто подала через портал госуслуг и там же уплатила госпошлину: 910 Р — за регистрацию и 1645 Р — за выдачу нового ПТС. В старом закончилось место.

В ГИБДД инспектор осмотрел машину и сверил VIN на кузове и номер двигателя с данными из ПТС. Все номера прочитались отлично. Позже я сдала в отделении ГИБДД документы:

  1. Экземпляр ДКП.
  2. Бланк ТО.
  3. Копию полиса ОСАГО.
  4. Оригиналы ПТС и СТС.
  5. Заявление на регистрацию.

Через пару часов получила на руки новые ПТС и СТС.

Расходы при покупке — 6849 Р

ОСАГО 3294 Р
Новый ПТС 1645 Р
Госпошлина 910 Р
Осмотр на СТО 500 Р
Техосмотр 500 Р
ОСАГО
3294 Р
Новый ПТС
1645 Р
Госпошлина
910 Р
Осмотр на СТО
500 Р
Техосмотр
500 Р
ПТС, особые отметки: дубликат ПТС взамен сданного 05.03.2014 года. В предыдущем просто закончилось место
ПТС, особые отметки: дубликат ПТС взамен сданного 05.03.2014 года. В предыдущем просто закончилось место

Эксплуатация и обслуживание за 4,5 года

Эксплуатация. В 2019 году полис и техосмотр обошлись мне в 3972 Р, в 2020 — в 4607 Р. В 2021 году я вписала в страховку брата, который только сдал на права, и доплатила в офисе страховщика 2921 Р. В итоге за 2021 год отдала 4978 Р, а за 2022 — 5282 Р. Итого на ОСАГО и техосмотр с 2019 по 2022 год я потратила 21 762 Р. Транспортный налог за тот же период обошелся в 2430 Р.

Шиномонтаж делала каждую весну и осень на сервисе — меняла колеса на дисках. Каждая замена стоила примерно 400 Р. За все время дважды сделала сход-развал за 900 Р. А в феврале 2022 года купила новые зимние шины на следующий сезон — Cordiant Snow Cross 155/70 R13 за 12 720 Р.

Расходы за эксплуатацию за 4,5 года — 41 912,01 Р

ОСАГО и техосмотр 21 762,01 Р
Зимние шины, 4 шт. 12 720 Р
Шиномонтаж и сход-развал 5000 Р
Транспортный налог 2430 Р
ОСАГО и техосмотр
21 762,01 Р
Зимние шины, 4 шт.
12 720 Р
Шиномонтаж и сход-развал
5000 Р
Транспортный налог
2430 Р
Новая зимняя резина
Новая зимняя резина

Обслуживание. Масло меняла в среднем раз в год, примерно через 10 000—12 000 км. Заливала полусинтетику 5W40 — обычную «Роснефть», «Роснефть-магнум» и Shell Helix HX7. Масло всегда покупала на официальных заправках «Роснефти» и Shell, чтобы не взять подделку. Остальные расходники заказывала в «Автодоке».

Воздушный фильтр за все время меняла дважды: через семь месяцев и четыре года после покупки. Между заменами просто выбивала его от пыли. Топливный фильтр заменила ближе к концу четвертого года вместе с ремнем генератора.

В нашем поселке у СТО невысокие расценки, поэтому на работы по техобслуживанию всего потратила чуть больше 2000 Р.

Расходы на ТО за 4,5 года — 10 717 Р

Масло «Роснефть 5w40», 2 шт. 2280 Р
Работы за 4 техосмотра 2100 Р
Масло Shell Helix HX7 5w40, 4 л 2082 Р
Масло «Роснефть-магнум 5w40», 4 л 1740 Р
Фильтр масляный, 4 шт. 855 Р
Топливный фильтр 710 Р
Ремень генератора 542 Р
Фильтр воздушный, 2 шт. 408 Р
Масло «Роснефть 5w40», 2 шт.
2280 Р
Работы за 4 техосмотра
2100 Р
Масло Shell Helix HX7 5w40, 4 л
2082 Р
Масло «Роснефть-магнум 5w40», 4 л
1740 Р
Фильтр масляный, 4 шт.
855 Р
Топливный фильтр
710 Р
Ремень генератора
542 Р
Фильтр воздушный, 2 шт.
408 Р

Поломки и ремонт за 4,5 года

За время после покупки Атос проехал примерно 50 000 км. Чаще всего я ремонтировала переднюю подвеску, иногда деталей хватало всего на пару месяцев. Самый дорогой и долгий ремонт случился через три года — тогда пришлось покупать мотор на разборке в соседнем городе.

Июнь-июль 2018. Через три месяца после покупки сестра заметила, что при торможении что-то скрипит. Я решила заехать на сервис: оказалось, что нужно заменить передние тормозные колодки, главный тормозной цилиндр и шаровую опору — на все потратила 5975 Р. Спустя две недели тормоза снова подвели: педаль провалилась в пол, разрушился тормозной шланг. Повезло, что поломка случилась в километре от дома — кое-как доехала в сервис и для надежности поменяла оба шланга за 1820 Р.

Апрель 2019. Мы проездили на машине чуть больше года, когда появились постукивания в районе переднего колеса, а руль стало «бить» на неровностях. Износились ступичные подшипники, а в сервисе посоветовали сразу заменить задние тормозные колодки и рулевую тягу с наконечником. Ремонт обошелся в 5085 Р.

Июнь 2019. Спустя пару месяцев спереди опять появился гул. Один из подшипников ступицы снова вышел из строя, хотя я меняла его совсем недавно. Я удивилась, но не стала спорить с мастером. Заодно поменяли передние тормозные диски и сайлентблок задней балки — на этот раз потратила 6706 Р.

Август-сентябрь 2020. С прошлого ремонта прошел целый год, когда прямо на трассе из-под капота что-то загремело и повалил дым. Мы остановились на обочине и уже собирались тушить пожар, но все обошлось. Вызвали эвакуатор и поехали в сервис.

Мастера сказали, что ремонтировать двигатель нет смысла: внутри что-то развалилось и буквально пробило дыру. Я начала искать замену на «Авито» и нашла двигатель на разборке в соседнем Курске за 20 000 Р. Продавец сказал, что двигатель из Польши, пробег точно меньше 100 000 км, и прислал фото. Мастер решил, что можно брать, — поехали за двигателем на машине с прицепом, чтобы не отправлять транспортной компанией.

Вместе с двигателем купила ремень и ролик ГРМ, новые свечи зажигания, высоковольтные провода, масло и масляный фильтр. Весь ремонт обошелся в 34 987 Р.

Важный нюанс: у мотора не было документов, я покупала его за наличные без договора, а ставила практически «в гараже». Формально с 2019 года двигатель — запчасть, и я могу не регистрировать его замену в ГИБДД. Но номер предыдущего уже есть в ПТС и не совпадает с новым, а внести изменения в ПТС без ДКП на новый мотор я не могу.

Я сознательно купила двигатель без документов: планировала ездить на машине, пока та не развалится, поэтому не хотела переплачивать за мотор и ставить его на сертифицированной СТО. Знакомые утверждают, что с 2019 года номер двигателя не учитывают при продаже. Но когда я месяц назад ставила на учет новую машину, инспектор попросил открыть капот и сверил номер двигателя с документами. В любом случае продавать Атос я не планирую.

Ноябрь 2020. Спустя два месяца после замены двигателя появился стук в районе передних колес, и пришлось менять рулевую рейку — запасная досталась вместе с машиной при покупке, так что заплатила только 1700 Р за замену.

Май 2021. Самые частые проблемы моего Атоса — поломки ходовой. Весной 2021 года спереди появился шум — поменяла шаровые опоры и сайлентблоки за 4754 Р. Два оригинальных, два Jikiu.

Июль 2021. Спустя пару месяцев руль стал вибрировать, а машину начало уводить в сторону. Я надеялась, что нужно отбалансировать колеса или сделать сход-развал, но пришлось ставить новые передние амортизаторы с пружинами. Тогда же заметили, что перетерся трос сцепления, заодно поменяли и его. Ремонт обошелся в 15 687 Р.

Октябрь 2021. В конце сентября 2021 в салоне запахло бензином: на сервисе выяснили, что проржавел глушитель. В «Автодоке» была только средняя часть, переднюю я нашла на «Авито», а заднюю часть мастера сделали и приварили сами. На ремонт выхлопной системы потратила 7104 Р.

Переднюю часть купила с разборки на «Авито». Доставили в итоге «Деловыми линиями»
Переднюю часть купила с разборки на «Авито». Доставили в итоге «Деловыми линиями»

Январь 2022. Зимой дворник со стороны водителя стал плохо чистить стекло. Новая щетка за 539 Р не помогла, оказалось, что ослабла пружина стеклоочистителя. Заказала поводок дворника на «Автодоке» за 2597 Р и сама установила.

Июнь 2022. Последняя поломка — задние тормозные колодки. В июне педаль стала вибрировать при нажатии, а машину уводило в сторону. Новые колодки с работой обошлись в 3397 Р. В прошлый раз колодки я меняла в апреле 2019 года — тогда они стоили 662 Р, а в июне 2022 уже 1897 Р.

Стоимость ремонта за 4,5 года — 92 331,2 Р

Работы 24 500 Р
Двигатель 20 000 Р
Пружины подвески, 2 шт. 5328 Р
Передние амортизаторы, 2 шт. 5139 Р
Глушитель, средняя часть 3604 Р
Главный тормозной цилиндр 3039,2 Р
Передние ступичные подшипники, 3 шт. 2794 Р
Поводок стеклоочистителя 2597 Р
Передние тормозные диски, 2 шт. 2568 Р
Свечи и высоковольтные провода 2400 Р
Сайлентблоки переднего рычага, 4 шт. 2238 Р
Услуги эвакуатора 2000 Р
Задние тормозные колодки, 2022 г. 1897 Р
Шаровые опоры, 3 шт. 1795 Р
Тросик сцепления 1520 Р
Глушитель, передняя часть 1500 Р
Ремень ГРМ 1181 Р
Моторное масло 10w40 1140 Р
Тормозные шланги, 2 шт. 1120 Р
Натяжной ролик 1072 Р
Доставка глушителя с «Авито» 800 Р
Подшипники опоры амортизатора, 2 шт. 700 Р
Задние тормозные колодки, 2019 г. 662 Р
Щетка дворника 539 Р
Передние тормозные колодки 537 Р
Задний ступичный подшипник 535 Р
Наконечник рулевой тяги 535 Р
Рулевая тяга 239 Р
Сальники передней ступицы, 2 шт. 178 Р
Масляный фильтр 174 Р
Работы
24 500 Р
Двигатель
20 000 Р
Пружины подвески, 2 шт.
5328 Р
Передние амортизаторы, 2 шт.
5139 Р
Глушитель, средняя часть
3604 Р
Главный тормозной цилиндр
3039,2 Р
Передние ступичные подшипники, 3 шт.
2794 Р
Поводок стеклоочистителя
2597 Р
Передние тормозные диски, 2 шт.
2568 Р
Свечи и высоковольтные провода
2400 Р
Сайлентблоки переднего Рычага, 4 шт.
2238 Р
Услуги эвакуатора
2000 Р
Задние тормозные колодки, 2022 г.
1897 Р
Шаровые опоры, 3 шт.
1795 Р
Тросик сцепления
1520 Р
Глушитель, передняя часть
1500 Р
Ремень ГРМ
1181 Р
Моторное масло 10w40
1140 Р
Тормозные шланги, 2 шт.
1120 Р
Натяжной Ролик
1072 Р
Доставка глушителя с «Авито»
800 Р
Подшипники опоры амортизатора, 2 шт.
700 Р
Задние тормозные колодки, 2019 г.
662 Р
Щетка дворника
539 Р
Передние тормозные колодки
537 Р
Задний ступичный подшипник
535 Р
Наконечник Рулевой тяги
535 Р
Рулевая тяга
239 Р
Сальники передней ступицы, 2 шт.
178 Р
Масляный фильтр
174 Р

Кузовной ремонт

Я купила Атос с зачищенными задними крыльями: предыдущий хозяин собирался их красить, чтобы остановить коррозию. В тот момент у нас не было денег на услуги сервиса, поэтому я закрасила проблемные места автомобильной краской из баллончика. В цвет не попала, но внешний вид нас не особо волновал.

Через 4,5 года мы все же решили заняться внешним видом Атоса. На капоте появились рыжики, а краска из баллончика ожидаемо не защитила арки от ржавчины, и они сгнили. Правое заднее крыло сестра помяла в ДТП: выезжала с парковки и не увидела другую машину.

Знакомый кузовщик оценил ситуацию и сказал, что вместе с крыльями нужно менять пороги, а еще подварить крепление задней балки. Заодно решили покрасить капот — договорились, что все работы будут стоить 27 000 Р. Мастер посоветовал магазин в Белгороде, где достанут любое железо в хорошем состоянии. Так и вышло: за 13 000 Р мы купили совсем новые пороги и ремкомплекты крыльев.

На авторынке мне подобрали краску в цвет — 700 мл за 3000 Р. Этого хватило, чтобы покрыть пороги с арками и покрасить капот. Дополнительно я купила на рынке расходные материалы: лак, грунтовку, абразивные круги, обезжириватель, наждачную бумагу и маскировочную ленту. Тогда же понадобился краскопульт за 2185 Р — его оплатил мастер. Позже пришлось докупать шпаклевку и антигравий. На все расходники я потратила 8550 Р.

После установки мы решили не обрабатывать мовилем новые детали кузова изнутри. Мне пришли оцинкованные пороги и арки крыльев из металла толщиной 2 мм — мастер заверил, что даже без обработки они будут в порядке, когда остальная машина уже сгниет.

Ремонт занял две недели. Спустя 4,5 года Атос выглядит почти как новый.

Расходы на кузовной ремонт — 51 550 Р

Работы 27 000 Р
Расходные материалы 8550 Р
Ремкомплект задних арок, 2 шт. 7000 Р
Пороги, 2 шт. 6000 Р
Краска, 700 мл 3000 Р
Работы
27 000 Р
Расходные материалы
8550 Р
Ремкомплект задних арок, 2 шт.
7000 Р
Пороги, 2 шт.
6000 Р
Краска, 700 мл
3000 Р

Итог

Мой опыт показал, что комфортную подержанную иномарку можно найти даже в бюджете до 100 000 Р. Ее придется ремонтировать, но не меньше, чем отечественные авто в этом ценовом сегменте — даже у 4-летней Лады Гранты уже есть что чинить. За рулем иномарки точно будет удобнее: даже на старых машинах бывает усилитель руля, кондиционер, электрические стеклоподъемники и даже АКПП.

После 50 000 км Атос все еще в деле, хотя побывал в ДТП и пережил замену мотора. Я посчитала, что в среднем тратила на ремонт машины 31 500 Р в год. Это существенно для 24-летнего автомобиля за 90 000 Р, но машина полностью выполнила задачу: на ней научились водить мама, сестра и брат, при этом даже серьезные поломки и кузовной ремонт обошлись недорого.

После опыта эксплуатации старой иномарки я решилась и три месяца назад купила в семью третий автомобиль — 9-летний Грейт Волл. Атос остается маминой любимой «табуреткой» для поездок по магазинам.

Общие расходы на Хендай Атос за 4,5 года — 203 359,21 Р

Ремонт 92 331,2 Р
Кузовной ремонт 51 550 Р
Эксплуатация 41 912,01 Р
Техобслуживание 10 717 Р
Расходы при покупке 6849 Р
Ремонт
92 331,2 Р
Кузовной ремонт
51 550 Р
Эксплуатация
41 912,01 Р
Техобслуживание
10 717 Р
Расходы при покупке
6849 Р

Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.