Каждый раз, когда я приходила в магазин с детьми, они начинали выпрашивать вещи и игрушки.
У меня трое детей: Олесе одиннадцать лет, Агнии — восемь, Кириллу — шесть. Два года назад я им редко в чем-то отказывала: мне хотелось давать детям все, что в пределах разумного. Но если я все же не соглашалась что-то купить, они расстраивались, вредничали и ссорились друг с другом.
Спонтанные покупки происходили пять-шесть раз в месяц и обходились в 5000—6000 ₽. Эта сумма была для нас некритичной, но лучше потратить ее на что-то стоящее. Например, на поход в кафе всей семьей или на полтора месяца занятий в спортивной секции. К тому же раздражало, что купленные игрушки и вещи валялись по всему дому, и у меня не было сил их убирать.
К началу 2020 года у меня накопилось раздражение, и я стала думать, как разобрать завалы бесполезных игрушек. Нужно было как-то заставить детей ответственно относиться к вещам и понимать их ценность. А заодно самой научиться противостоять детским «мам, купи» и меньше тратить.
Мы с детьми попробовали четыре схемы. Из них сработали только две, но все принесли опыт. Кроме поставленных задач дети в итоге научились зарабатывать, грамотно тратить деньги и экономить. Расскажу, как нам это удалось.
Откуда я взяла идеи
Мне помогли подкаст об отцовстве «Сперва роди!» и книга Найджела Латты «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума».
Из подкаста я узнала о системе вычета денег. Суть в том, что в начале недели озвучивается стартовая сумма, которую ребенок может получить от родителя. Тут же можно привести в пример, на что хватит этих денег. Но за каждый проступок родитель вычитает рубли. И в конце недели ребенок получает то, что осталось.
Ведущий подкаста описал эту систему как неудачный способ: его родители использовали такой метод, и обычно он сам ничего не получал в конце недели. Должно быть хоть какое-то поощрение, иначе дети будут терять веру в себя и мотивацию. Но из этого метода я взяла идею связать хорошие поступки с карманными деньгами. Это показало бы детям, что новую игрушку или вещь нужно заслужить, и научило бы понимать их ценность.
Автор книги советует родителям составить таблицу с поступками и проступками ребенка и отмечать их в течение недели наклейками. Так ребенок увидит, как его поведение влияет на результат. В конце недели автор предлагает поощрять или наказывать ребенка в соответствии с этим результатом.
Из этой системы я взяла идею накапливать бонусы за хорошие поступки. Только вместо наклеек решила просто ставить галочки на бумаге. Я подумала, что такой метод замотивирует детей убирать за собой игрушки и выполнять другие обязанности. А у меня появятся аргументы, чтобы отказывать в магазинах, если они плохо себя вели.
Стратегия «Галочки»
Условия. Я придумала дела, за выполнение которых дети получали бы галочки:
- Убирать за собой одежду, тарелки и игрушки.
- Чистить зубы.
- Читать.
- Не ссориться.
Для каждого ребенка завела по отдельному листочку с этими обязанностями. Клеила их на стене в детской, чтобы они видели свои результаты.
Я решила, что согласна тратить на поощрение не более 2000 ₽ в месяц. Если за галочку начислять 5 ₽, то выходило 600 ₽ в месяц на одного ребенка и 1800 ₽ на троих. Система казалась логичной: дети могли бы радовать себя покупками и при этом делать то, чего я пытаюсь от них добиться.
- 2000 ₽
Как работала схема. Летом 2020 года я сказала детям, что отныне они каждый день будут выполнять какие-то обязанности и получать за это галочки. А в конце месяца я буду считать их и выдавать соответствующую сумму, которую дети смогут потратить на свое усмотрение.
Старшей дочери идея понравилась: она любит чек-листы, контроль и определенность. Младшие не очень поняли систему, но спорить не стали.
В первые дни дети старались придерживаться системы. А если отказывались что-то делать, я напоминала: «Убери за собой игрушки, иначе я не поставлю тебе галочку». Но спустя несколько дней это перестало на них действовать. Что-то они продолжали делать, а, например, читать или убираться отказывались: говорили, что устали или просто не хотят.
В итоге младшим я ставила галочки пару недель, а Олесе — около трех месяцев.
Минусы системы. На тот момент Кириллу было четыре года, а Агнии — шесть лет. Для них связь между галочками и покупкой игрушек оказалась слишком далекой. Может, система сработала бы в формате «убери за собой сейчас, а завтра я куплю тебе ту бетономешалку». Но у меня было больше условий, детям нужно было выполнять их каждый день в течение месяца, и только потом они могли бы получить вознаграждение.
Эта схема просто не выстраивалась в детских головах: галочки не казались ценностью, ради которой стоит стараться. Уже через пару недель я забросила отмечать галочки младшим, и мы вернулись к прежним спонтанным покупкам. Со старшей дочерью мы продержались дольше: она уже хорошо умела считать и понимала, сколько денег у нее «на балансе».
Не помню, что младшие выпросили у меня в первый раз. Возможно, что-то для творчества, что мне самой показалось полезным. А может быть, захотели ручку с десятью разноцветными стержнями или блокнот с единорогами. Но помню, что я опять подумала: «Почему бы и нет? Ведь мы давно ничего им не покупали». А про галочки напоминать не стала: для младших детей это уже был пустой звук.
Другая причина, почему схема не сработала: обязанности были слишком неоднородными. Чистка зубов — недолгий и конкретный ритуал. А уборка за собой может занять и десять минут, и пару часов, если игра перед этим была особенно масштабной. Эти обязанности нужно оценивать по-разному.
Еще меня начал волновать момент мотивации. Чистить зубы стоит не для того, чтобы получить игрушку, а ради здоровья зубов. Зарабатыванием галочек на игрушку можно пренебречь, когда не хочется что-то делать. Но здоровьем зубов пренебрегать нельзя.
Другой аргумент: раз дети и так привыкли чистить зубы каждый день, зачем это дополнительно поощрять? То же касается и чтения, и уборки за собой. Конечно, бардак не так критичен, как кариес, но я поняла, что хочу приучить детей к порядку вне зависимости от того, будет за это игрушка или нет. И хочу, чтобы удовольствие от чтения само по себе было наградой.
Последняя причина: я не отдавала детям заработанные деньги, ведь наличные сейчас не в ходу, а регулярность выплат мы не обсудили. За время работы системы Олеся накопила более 2000 ₽, но ни у меня, ни у нее не было ощущения, что деньги с листочка с галочками действительно принадлежат ей. Когда я что-нибудь покупала, просто вычитала стоимость из накопленных галочек. При этом продолжала внутренне сопротивляться покупкам и не отпускала контроль.
У младших накопилось около 500 ₽ на двоих. Когда я поняла, что система не работает, не стала выплачивать им эти деньги: все равно к этому времени я им уже что-то купила без прямой связи «заработал — покупка».
Стратегия «Бизнес»
К концу лета 2020 года, параллельно с увяданием системы галочек, Олеся загорелась идеей зарабатывать. В мультиках и книгах ей попадались эпизоды с детьми и подростками, которые за вознаграждение сидят с малышами, выгуливают соседских собак, приносят газеты или читают вслух лежачим больным. Особенное впечатление на Олесю произвела книга о финансовой грамотности, которую купил ей папа, — «Пес по имени Мани» Бодо Шефера.
Ни я, ни дочка не представляли, на чем она может заработать, где и как предлагать услуги. Среди знакомых никто ни в чем не нуждался. Но пару вариантов Олеся все-таки придумала.
Продажа домашнего лимонада. Олеся приготовила его сама: добавила в воду лимонный сок и сахар из наших запасов и налила в кувшин. О таких бизнес-тонкостях, как стартовый капитал, вложения, чистая прибыль и тому подобное, мы тогда не говорили. Цену за стакан — 50 ₽ — дочь взяла из головы.
С лимонадом и стаканчиками Олеся отправилась в беседку в конце нашей улицы. Но мимо проходило мало людей. Пару стаканов все-таки купили соседи, но это не было похоже на бизнес и не стоило затрат на приготовление. Олеся была возмущена и разочарована. Признаюсь, я и сама не верила в продажу лимонада и не смогла тогда ничего посоветовать дочери.
Продажа украшений ручной работы. Я решила помочь Олесе продать украшения и поделки, которые она создала 3D-ручкой. Я сделала фото и написала объявление в местном чате-барахолке. Конкретную цену мы не устанавливали. Но покупатели не нашлись и тут. Украшения были в сердцах разломаны и полетели в мусорку.
Продажа апельсинового сока. Пожалуй, единственной удачей в бизнесе можно считать продажу апельсинового сока. Летом 2022 года Олеся заняла более удачное место — возле общественного центра, куда родители привозят детей на кружки. Я помогла ей создать объявление, закупить апельсины и одноразовые стаканы. Еще я написала рекламу-призыв в чате-барахолке.
Олеся выжимала сок прямо на глазах покупателей — никаких сомнений в его свежести и вкусе не было. Одного апельсина хватало на один стакан, он стоил 50 ₽. За выходные дочь продала около десяти стаканов сока на 500 ₽. Поскольку апельсины и стаканчики по всем правилам бизнеса Олеся закупала на свои же накопленные деньги, после вычета затрат получила 250 ₽ прибыли. Так она зарабатывала два дня, но на третий не пошла: слишком тяжелый труд — сидеть по три часа на жаре.
- 500 ₽
Стратегия «Зарплата»
Зимой 2021 года я предложила Олесе зарабатывать на домашних делах. На этот раз я готова была тратить до 1500 ₽ в месяц на нее одну. Главное условие — это должна была быть помощь, в которой я действительно нуждаюсь. Так у меня появилось бы дополнительное время на работу и отдых, а у дочери — понятный доход, который полностью зависит от ее усилий.
Обязанности. Первая обязанность — разбирать посудомойку. В семье пять человек, взрослые работают удаленно, за день посудомойку включают два-три раза. Убрать чистую посуду в шкафчики можно минут за десять. Договорились, что один разбор будет стоить 20 ₽.
Вторая обязанность — водить на танцы младших детей. Студия находилась неподалеку, но нужен был целый ряд действий:
- Объявлять о сборах Кириллу и следить, чтобы он действительно переодевался. Каждый элемент одежды надо было озвучивать, иначе ребенок зависал.
- Проверять, что рюкзак собран, а в бутылке есть вода.
- Провожать до студии и возвращаться, чтобы позвать одеваться Агнию.
- Провожать ее туда же и возвращаться с Кириллом. Занятие у Агнии длилось на час дольше, возвращалась она уже сама.
Все это было нетрудно, но в общей сложности отнимало почти полтора часа, поэтому я была рада делегировать это дело.
Младшему нужно было больше помощи: например, застегнуть куртку или завязать шнурки на танцевальных ботинках. Поэтому за помощь с ним я обещала платить 60 ₽, а с Агнией — 40 ₽. Танцы у детей два-три раза в неделю — на этом Олеся зарабатывала бы 200—300 ₽.
Мы обговорили обязанности, и Олеся с энтузиазмом согласилась.
А в октябре 2021 года я взяла взрослого метиса корги по кличке Кекс. У Олеси появилась третья обязанность — гулять с собакой. Одна минута выгула стоила 1 ₽. Я выходила с ним утром и вечером. Если Олеся дополнительно гуляла с ним днем, я сокращала вечерний выход с часа до десяти минут. Кроме того, Олеся взяла на себя утренние прогулки в выходные. На каждой она зарабатывала 30—60 ₽.
Как работала схема. Поначалу Олеся забывала о посуде. Тогда я сама разгружала посудомойку, поскольку мне уже нужно было запускать новую партию. Потом, обнаружив свой промах, она расстраивалась и говорила, что заниматься посудой больше не будет.
А бывало, что необходимость вести младших в студию попадала на момент Олесиного конфликта с ними, и тогда она отказывалась.
Я сердилась, если Олеся не выполняла обещанное. Мы не ссорились — скорее, заражали друг друга своим разочарованием. Но через пару недель я пришла к выводу, что иногда у дочери есть силы, время и возможность мне помогать, а иногда нет, и это нормально. Я постаралась передать ей эту мысль.
Еще я стала благодарить Олесю каждый раз, когда она что-то делала: так я утверждала ценность помощи в любом объеме. Мы не ссорились, если дела не были сделаны. Если мне нужна была помощь прямо сейчас, я могла ненастойчиво сказать: «Проводи Кирилла, пожалуйста, я сейчас завалена работой» или «Ты не против проводить Кирюна сейчас?».
Такая гибкость позволила время от времени добавлять обязанности: почистить и порезать картошку, быть на подхвате во время уборки, приготовить себе и младшим завтрак в выходные. О стоимости договаривались в процессе — например, по 10 ₽ за картофелину или по 5 ₽ за вымытую ступеньку лестницы: мы живем в частном доме.
Если галочки я ставила по вечерам, то теперь, чтобы не забыть, завела заметку в телефоне, куда записывала каждое дело, которое выполнила Олеся.
С выплатами тоже договорились сразу. У Олеси уже была детская банковская карта, поэтому мы решили, что я буду подсчитывать и перечислять ей гонорар раз в две недели по воскресеньям. Полученными деньгами она сможет распоряжаться на свое усмотрение.
Минусы. Теперь, если Олеся что-то просила в магазине, я вычитала деньги за покупку из ее баланса. Из-за этого возникали сложности с младшими детьми, ведь с ними система собственных денег оставалась нерешенной. Они продолжали просить, чтобы им что-то покупали, ведь Олесе же покупают. Старшая дочь обижалась, потому что ее покупки заработанные, а им достаются без усилий. Если я отказывала младшим, они просили тоже давать им задания, но я не могла придумать, чем они могли бы мне помогать.
Что в итоге. Примерно через год, зимой 2022, в систему полноценно включилась Агния. Ей исполнилось семь лет, она научилась читать и считать и смогла пользоваться картой. Поначалу она делила с Олесей только посудомойку, но летом стала выгуливать Кекса. У нее появилась подруга с собакой, и сейчас они почти каждый день выгуливают питомцев вдвоем.
Эта система оправдывает себя уже почти два года. Некоторые обязанности отпали: например, теперь младшие сами ходят на кружки и секции, провожать их не надо. Также я решила выдавать деньги не каждые две недели, а раз в месяц. Мне так проще вести собственный бюджет, а девочки достаточно подросли, чтобы месяц был для них обозримым горизонтом. Да и получать большую сумму за раз приятнее.
Девочки могут гулять или не гулять, убирать или не убирать — это всегда их желание. Чаще я предлагаю им мне помочь, но иногда они сами с остервенением набрасываются на домашние дела и даже просят дать им задание. Обычно это значит, что им захотелось на что-то заработать. В зависимости от этого суммы меняются, но в среднем получается до 500 ₽ в месяц у каждой.
Во время болезней или поездок «работа» встает на паузу. Поездка — и так праздник, ну а болезнь — такое вот печальное время, ничего не поделаешь. Пока что девочки приняли эту систему полностью и не возмущаются.
Стратегия «Расхламление»
До того как Агния присоединилась к Олесе и начала помогать мне с делами, она и Кирилл никак не зарабатывали. Реальную помощь, за которую я могла бы им платить, я так и не придумала. Зато у них было много надоевших игрушек — я предложила провести ревизию и продать ненужное.
Дети загорелись этой идеей. Вещи, которые перестали приносить радость, вдруг оказались для них источником дохода. Несколько дней они выискивали ненужное и складывали на диван в гостиной. Оказалось, что по-настоящему ценными для них были всего несколько игрушек — любимые плюшевые с именами и характерами или конструкторы, с которыми можно играть снова и снова.
Я опубликовала фото вещей и игрушек в местных чатах-барахолках. Детям не было разницы, продаю я за 100 ₽ или 1000 ₽: в их возрасте сумма воспринималась как абстракция. Поэтому цены я ставила такие, чтобы быстрее продать вещь — 100—300 ₽, — или вообще отдавала «за шоколадку».
Из-за невысоких цен покупатели быстро находились. Я просила платить наличными и передавала деньги детям. Чтобы у них не было споров и обид, я выдавала каждые полученные 200—300 ₽ Агнии как старшей. Потом они с Кириллом шли в маленький магазин возле дома, где продавец помогала подобрать сладости, которые укладываются в цену.
Были и более дорогие детские вещи. Мы купили новый строительный кран за 5700 ₽, а продали за 5000 ₽. Эти деньги я детям не отдала, а просто добавила в семейный бюджет — мысленно отнесла их к тратам на отпуск. Дети ждали его с предвкушением, поэтому не возражали.
Еще одно рабочее решение — я стала менять старое на новое. Я помогла Олесе продать неудобный гироскутер, а на вырученные 2500 ₽ она купила другую модель, тоже б/у.
Я заметила, что отношение детей к вещам медленно меняется. Продавать старое было весело, но не только. Они почувствовали радость, что освобождают место, расстаются с ненужным. Определяя, что ценно, а что нет, дети начинали больше любить вещи, которые решили оставить.
Теперь, если в магазине они начинали что-то выпрашивать, я говорила: «А вы уверены, что будете играть с этим через месяц?», — и этот аргумент наконец-то стал убедительным. После того как дети увидели и потрогали кучу действительно надоевших вещей, они поняли, что с новыми покупками будет так же.
Спустя год могу сказать, что этот аргумент работает безотказно. Вещей, которые можно продать за ненадобностью, у нас в доме больше не появляется. Разве что одежда, которая становится мала, но я отдаю ее через барахолку даром, потому что мне лень фотографировать.
Никаких покупок без повода
Я сказала детям, что мы больше не покупаем игрушки без повода. Можно на день рождения или праздник, но просто так, потому что игрушка подмигнула им с витрины, — нет. Если дети показывали что-то классное, я отвечала: «Хорошая идея, запишу это как вариант подарка». Но чаще реагировала так, будто мне просто предлагают посмотреть.
Моя внутренняя уверенность, что я не буду покупать игрушки, сработала. Постепенно даже Кирилл привык, что за просьбой покупка не следует, и перестал на это рассчитывать. Роль сыграл и переход на заказы с доставкой: сейчас дети просто реже бывают в гипермаркетах и видят меньше соблазнов.
Но я всегда охотно тратила деньги на творческие занятия. Регулярно пополняла запасы воздушного пластилина, полимерной глины и фломастеров, иногда заказывала наборы для поделок. Когда Олеся захотела комплект для изготовления слаймов за 650 ₽, я потратила на него деньги из семейного бюджета.
Такие покупки радуют детей не меньше. В месяц я трачу на них около 1600 ₽. Главное, они интересуют детей ровно столько, сколько работают. Фломастеры исписываются — их можно без сожаления выкинуть, а пластилин и глина превращаются в поделки. Предваряя вопросы, скажу, что большую часть поделок и рисунков я тоже выкидываю. Обычно им достаточно поваляться несколько дней, чтобы дети забыли об их существовании.
Следующим шагом было сформировать более разумный подход к подаркам. Я старалась найти варианты с расширенным функционалом, чтобы игра могла длиться подольше. Бабушек и дедушек тоже подключила к новой системе. Конфликтов не возникло: они и так обычно спрашивали совета, что подарить.
Еще один путь — тратить деньги на впечатления. Я приучаю детей к мысли, что пережитый интересный опыт навсегда останется с человеком. Ну или забудется, но не наскучит.
Летом 2021 года в отпуске в Анапе мы категорически отказались от покупки сувениров, которые буквально набрасываются отовсюду на отдыхающих. Вместо этого тратили деньги на аквапарк и аттракционы. Поход в аквапарк на семью с учетом скидки для многодетных стоил 2500 ₽. На аттракционы мы ходили раза три, в сумме потратили около 3500 ₽.
Копилки
Последнее направление моих финансовых экспериментов над детьми — я предложила им копить. Не на конкретную цель, а на случай, если такая цель появится. Олеся подхватила эту идею, потому что уже поняла, какое разочарование могут принести сиюминутные желания.
Олесе и Агнии мы завели детские карты «Джуниор» и приложения на телефонах с возможностью подключить копилку, накопительный счет. Каждый раз, когда они получают платеж, переводят на этот счет часть суммы.
Суммы в копилках у девчонок все время меняются. То они их пополняют, то тратят на вкусняшки, то начинают усиленно копить на что-то, что нашли на «Озоне».
К декабрю 2021 года Олеся накопила 5000 ₽, папа посвятил ее в мир инвестиций, и они купили акции «Газпрома».
Эксперимент с накоплением я предложила только девочкам, но Кирилл тоже включился. У него пока нет карты, и он по старинке складывает монетки в глиняную копилку. Что удивительно — совершенно не рвется их тратить, только достает и пересчитывает, как маленький Кощей. И если раньше он считал количество самих монеток, то постепенно научился складывать рубли.
Что в итоге
В нынешнем виде система гонораров за домашние обязанности и прогулки с собакой работает и сейчас, в конце 2022 года. Девчонки на двоих получают 1200—1800 ₽ в месяц.
Теперь у меня есть помощь по хозяйству. Хлама в детской, лишних вещей стало меньше. Я перестала сомневаться, правильно ли действую. У детей появилось чувство приобщенности к миру денег, их больше не разрывает от желаний. Те покупки, которые все же совершаются, они ценят больше. Жду, когда Кирюше исполнится семь и он дозреет, чтобы тоже включиться.
Я хочу усовершенствовать систему, сделать ее более автоматической, чтобы она меньше зависела от моих просьб. Например, для разбора посудомойки завести листочек: девочки могли бы в нем сами отмечаться. Заодно решится проблема учета: бывает, что я не сразу что-то запишу и потом ломаю голову, разбирал кто-то посуду позавчера или нет.
Еще источником тревоги остается сладкое, когда дети тратят гонорары «на чупики». Дома я стараюсь контролировать поглощение сахара, но если дети что-то купили и съели по дороге, то я могу даже не узнать об этом.
Не знаю, удастся ли уговорить детей не тратить деньги на сладкое. Не хочу давить, я бы предпочла договориться рационально. Думаю в конце месяца предложить детям проанализировать траты — сколько ушло на сладкое и что можно было бы на эти деньги купить. А потом решить, сколько на самом деле они готовы проедать из своих денег.
Советы родителям
- Дети начинают выпрашивать игрушки лет с трех — это время изучения границ собственной власти. Если позволять им все и ничего не просить взамен, рано или поздно это перерастет в избалованность. Если вы всегда все разрешали ребенку, а затем начнете в чем-то отказывать, он перестанет сотрудничать, будет расстраиваться и капризничать. Поэтому важно найти баланс в покупках с ранних лет. Лучше всего сразу договариваться, что игрушки без повода вы не покупаете.
- Система с галочками и поощрением за выполненные задачи сама по себе хорошая. Но на своем опыте я поняла, что, если ребенку меньше семи лет, нужно выдавать награду не раз в месяц, а гораздо чаще. Так он понимает, зачем выполняет задачи, и сохраняет мотивацию.
- Я считаю, что платить детям деньги за выполнение домашних дел — это нормально и полезно. Так и вы получаете помощь, и дети учатся понимать связь между делом и заработком. Лучше не ставить одну большую задачу, например «убрать комнату», а разбить ее на несколько маленьких. Так ребенку будет легче понимать, что делать и какая работа во сколько оценивается.
- Не отчаивайтесь, если какая-то схема не работает в вашем случае. Пробуйте разные способы, меняйте их условия. Можно почерпнуть знания из книг и подкастов о детях. Но всегда учитывайте свой метод воспитания и особенности ваших детей. Например, в книге Найджела Латты много жестоких методов дрессуры — целиком я бы не стала использовать его опыт в воспитании своих детей. Но какие-то методы из книги навели меня на правильные мысли.
- В Учебнике Т—Ж есть бесплатный курс «Как говорить с детьми про деньги». Пройдите его, чтобы научить ребенка основам финансовой грамотности.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т—Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.