Как путешествовать экологично

Зачем брать в отпуск многоразовую посуду и почему лучше выбирать поезд, а не самолет
74
Как путешествовать экологично
Аватар автора

Анна Кениг

знает все об экологичных путешествиях

Страница автора

Путешествия доставляют удовольствие и расширяют кругозор, но дорого обходятся планете.

До пандемии мировой туризм производил 8% от всех выбросов парниковых газов, или 4,5 млрд тонн CO2-эквивалента, — это как все выбросы России за два года. Сюда входят парниковые газы, которые вырабатывают самолеты и другой транспорт, отели, заведения общепита, а также компании, делающие сувениры.

В 2020 году коронавирусные ограничения поставили массовый туризм на паузу — и показатели немного улучшились. Но эксперты считают, что с восстановлением авиасообщения показатели быстро приходят к допандемийным.

Парниковые газы нагревают Землю и приводят ее к климатическому кризису. В последнем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата ООН отмечают, что последние пять лет стали самыми жаркими за всю историю современных наблюдений, то есть с 1850 года.

Я работаю в природоохранной организации и часто путешествую. В статье расскажу, как уменьшить свое влияние на окружающую среду в отпуске, и поделюсь привычками, которые помогают мне оставаться бережной по отношению к природе в поездках.

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠инькофф Журнала «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

Что взять с собой в путешествие

Личные средства гигиены. Положите в чемодан свою бритву и зубную щетку: они приятнее одноразовых из отеля.

Многие гостиницы все чаще устанавливают в номерах диспенсеры с мылом и шампунем и пополняют их, когда средства заканчиваются. Это хорошая альтернатива одноразовым наборам. Перед поездкой можно позвонить или написать в отель и узнать, есть ли там такая система. Если нет, попросите не класть одноразовые вещи в номер, а в путешествие возьмите свою косметику.

Для путешествий и ручной клади отлично подойдут средства в твердом виде — их можно найти, например, у «Голодного Лешего», «Веточки лаванды», Lush и Elska. Твердый шампунь стоит 300—400 ₽, а бальзам — 320 ₽. Такая косметика займет мало места в сумке, сэкономит деньги и не создаст пластиковый мусор. Еще это экономично: 60 г твердого шампуня хватит на 40—60 раз, а одной 250-миллилитровой бутылки жидкого аналога в три раза меньше — на 15—25 использований.

В отелях путешественников встречает одноразовый набор, упакованный в пластик и картон: зубная щетка, мыло, шапочка, бритва, тюбики с шампунем и гелем для душа. Если получать новые каждый день, в конце двухнедельного отпуска наберется гора отходов, поэтому ими лучше не пользоваться
В отелях путешественников встречает одноразовый набор, упакованный в пластик и картон: зубная щетка, мыло, шапочка, бритва, тюбики с шампунем и гелем для душа. Если получать новые каждый день, в конце двухнедельного отпуска наберется гора отходов, поэтому ими лучше не пользоваться
Диспенсеры с шампунем, гелем для душа и кондиционером для волос в одном из отелей в Санкт-Петербурге. Это хорошая альтернатива одноразовым наборам
Диспенсеры с шампунем, гелем для душа и кондиционером для волос в одном из отелей в Санкт-Петербурге. Это хорошая альтернатива одноразовым наборам
1/2
В отелях путешественников встречает одноразовый набор, упакованный в пластик и картон: зубная щетка, мыло, шапочка, бритва, тюбики с шампунем и гелем для душа. Если получать новые каждый день, в конце двухнедельного отпуска наберется гора отходов, поэтому ими лучше не пользоваться

Бутылка для воды. Удобно взять из дома многоразовую бутылку для воды и кружку, чтобы не брать одноразовые. Неважно, из чего они сделаны: алюминий, стекло или твердый пластик. Главное — использовать посуду много раз.

В странах, где высокое качество водопроводной воды, бутылку можно пополнять прямо из крана. Если воду пить нельзя, поищите в отеле кулер — он сэкономит кучу пластиковых бутылок. Только в России образуется 600 000 тонн отходов в виде использованных бутылок, и большая часть едет на свалки и попадает в окружающую среду.

Если вы собираетесь жить в квартире, а путешествие будет долгим, можно купить недорогой фильтр-кувшин. В России он стоит 500—600 ₽.

Воду в свою бутылку нальют бесплатно в кафе и ресторанах. В специальных сервисах можно найти заведения, которые не удивятся такой просьбе. В Европе места поблизости покажет приложение Refill, а в России — карта «Твоя вода». Она появилась не так давно, и пока там меньше точек, чем в европейском приложении, но с каждым днем их становится все больше.

Такую чашку я всегда беру с собой не только в путешествия. Она складывается и помещается даже в маленькую сумку
Такую чашку я всегда беру с собой не только в путешествия. Она складывается и помещается даже в маленькую сумку
В нее удобно наливать чай, чтобы пить в горах. Ничего не проливается
В нее удобно наливать чай, чтобы пить в горах. Ничего не проливается
1/2
Такую чашку я всегда беру с собой не только в путешествия. Она складывается и помещается даже в маленькую сумку

Шопер. Киньте в багаж многоразовую сумку-шопер и тканевые мешочки: они не займут много места и уберегут от ненужных пакетов. Еще с ними удобнее ходить на рынок: фрукты, овощи, ягоды, сладости, специи, орехи можно сложить в свои экологичные сумки. По подсчетам «Гринпис», за год россиянин использует 181 пакет, и большинство из них не перерабатываются и едут на свалки.

Если экосумки нет, стоит спросить лишнюю у друзей. Сейчас их раздают на каждом шагу — однажды у меня скопилось больше пяти штук, и я стала раздавать близким: мне хватает одной или двух.

Другой вариант — сделать сумку из старой одежды и дать ей вторую жизнь. Это называется апсайклинг. Мне шопер сделала коллега Ира из своего пиджака. Она даже вышила на нем горы: как-то я упомянула, что люблю их.

Купить мешочки можно и в магазинах. Набор из трех штук стоит 150—200 ₽.

Шопер, который мне подарила коллега
А такой мешочек я сшила из майки своего парня, пока смотрела сериал вечером
Многоразовые мешочки для продуктов занимают мало места, их удобно брать с собой

Свои столовые приборы. Многоразовые вилки и ложки будут полезны, если вы захотите устроить пикник на пляже, перекусить на хайкинге или попробовать что-то на местном рынке.

Еще они понадобятся в самолете, чтобы не использовать одноразовые. Я советую брать приборы из дерева: они легче, и их пропустят в ручную кладь. Стоят такие около 200—300 ₽.

По приезде тоже лучше выбирать кафе, где используют многоразовую посуду и приборы. Это безопасно даже в условиях пандемии. Год назад более 100 специалистов из 18 стран установили, что при соблюдении базовых правил гигиены можно использовать многоразовые предметы, не боясь заразиться.

У меня деревянные приборы — с ними легко пускают в самолет
У меня деревянные приборы — с ними легко пускают в самолет
А у моей коллеги — железные
А у моей коллеги — железные
1/2
У меня деревянные приборы — с ними легко пускают в самолет

Контейнер для еды — тоже полезная вещь для путешественника. Его материал не важен, главный критерий — долговечность. Сейчас в мусорку попадает треть еды, и контейнер поможет спасти хотя бы небольшую ее часть. В него можно положить оставшийся ужин или обед из ресторана, если не можете доесть свою порцию.

Еще в контейнер можно сложить нарезанные дома фрукты и отправиться на пикник в лес или на берег моря встречать закат. Я люблю брать бутерброды и орешки на прогулки в горы или на пляж. Контейнер меня выручает и в обычной жизни — в нем я ношу обед в офис.

Моя коллега Ира забрала еду из ресторана и доела ее в походе в Турции
Моя коллега Ира забрала еду из ресторана и доела ее в походе в Турции
Контейнер моего коллеги Саши складной и поэтому удобный
Контейнер моего коллеги Саши складной и поэтому удобный
1/2
Моя коллега Ира забрала еду из ресторана и доела ее в походе в Турции

Многоразовая трубочка заменяет одноразовые, которые сложно переработать, — они загрязняют океаны. Хорошая альтернатива — брать с собой стеклянную, бамбуковую или алюминиевую трубочку. Они продаются в магазинах zero waste и стоят 100 ₽, а если с ершиком для чистки — 200 ₽.

Бумажные или биоразлагаемые трубочки лучше не брать. Для их переработки нужны условия: такие трубочки нужно собирать с пищевыми отходами и везти на компостирование. В России, в отличие от Европы и США, нет ни системы сбора органических отходов, ни системы промышленного компостирования, поэтому биоразлагаемые и бумажные изделия попадают на обычный полигон или на сжигание. Они служат нам всего один напиток, а на их производство тратят много ресурсов.

Мои стеклянные трубочки в кафе в Казани. Пользуюсь ими всегда — не только в путешествиях
Мои стеклянные трубочки в кафе в Казани. Пользуюсь ими всегда — не только в путешествиях

На чем передвигаться

Для природы транспорт опасен выбросами углекислого газа, который нагревает планету. Перемещаться на короткие расстояния лучше пешком, тогда ваш климатический след во время передвижения будет равен нулю.

Я стараюсь ходить пешком в каждом новом городе. В первые дни посещаю основные достопримечательности, а потом выключаю карту, беру термос с чаем или бутылку с водой и гуляю без цели. Могу пройти и 10, и 20 км. Самые запоминающиеся прогулки были в Тбилиси, Берлине и Вене: я долго гуляла по улицам, изучая архитектуру и наслаждаясь атмосферой местной жизни и быта.

Велосипед — самый экологичный способ передвижения. Во время поездки выбросы в атмосферу равны нулю. Но, конечно, на нем далеко не уедешь — приходится пользоваться другими видами транспорта.

Самолеты выделяют углекислый газ больше других видов транспорта, поэтому, если есть возможность и время, лучше выбирать поезда. Если отказаться от авиаперелета не получается, то лучше лететь прямым рейсом: больше всего выбросов самолет производит на взлете и при посадке, а значит, чем меньше пересадок, тем меньше углеродный след.

Я стараюсь брать прямые авиаперелеты: это удобно, быстро, немного экологичнее, но иногда выходит дороже. Например, я летела из Москвы в Вену прямым рейсом за 8588 ₽, а рейс с пересадкой в Пафосе стоил 5138 ₽.

Другая полезная привычка — лететь только с ручной кладью. Самолет с небольшим весом тратит меньше топлива и производит меньше углекислого газа. Еще это экономит деньги и силы. Я очень устаю, когда езжу с большим чемоданом, поэтому стараюсь брать небольшой рюкзак и только самое необходимое.

Столько вещей мы с моим молодым человеком взяли на неделю в Стамбул в январе
Столько вещей мы с моим молодым человеком взяли на неделю в Стамбул в январе

Для посадки лучше не печатать посадочный талон: можно загрузить его на телефон и показать сотруднику аэропорта. Так вы сохраните деревья, которые рубят для бумажных изделий. Это же касается подтверждений бронирований в отелях: данные уже есть в системе, а значит, чтобы заселиться, достаточно паспорта.

Поезда выделяют меньше углекислого газа в атмосферу, чем самолеты. Например, если ехать из Москвы в Санкт-Петербург на поезде, то в атмосферу попадет 29 кг выбросов углекислого газа, если на самолете — 93 кг. У железнодорожного транспорта есть и другое достоинство с точки зрения экологичности: он прибывает в центр города, поэтому придется меньше пользоваться общественным транспортом или такси.

Еще поезда хороши тем, что в них можно смотреть в окно и любоваться природой
Еще поезда хороши тем, что в них можно смотреть в окно и любоваться природой

Автомобиль. Чем больше пассажиров, тем меньше углеродный след на километр для каждого человека. Поэтому на такси или каршеринге экологичнее ездить с компанией, а не в одиночку. Например, попутчика для автомобильных поездок между городами и странами можно найти на «Блаблакаре».

На своем автомобиле можно снижать расход топлива, чтобы из выхлопной трубы машины в атмосферу попало меньше вредных веществ, а вы реже тратили деньги на заправках. Вот рекомендации, которые помогут сделать это:

  1. Двигайтесь с постоянной скоростью, тормозите и ускоряйтесь плавно, переключайтесь на высокие передачи.
  2. Меньше всего топлива машины расходуют при скорости около 60 км/ч.
  3. Если нужно остановиться на несколько минут, выключите двигатель.
  4. Не берите много вещей: они утяжеляют автомобиль и увеличивают расход топлива.
  5. Не пользуйтесь кондиционером и печкой, если в этом нет большой необходимости.
  6. Заранее планируйте свои поездки, чтобы не попасть в час пик и не тратить топливо в пробках.

Как экономить ресурсы отеля или квартиры

На стирку белья и полотенец тратят много энергии, воды и бытовой химии, которая попадает в водостоки. Лучше сберечь ресурсы и отказаться от ежедневной смены. В некоторых отелях предлагают повесить полотенце на держатель — так персонал понимает, что замена не нужна. Если в гостинице такой опции нет, а новое белье или полотенце вам не нужно, найдите горничную и скажите ей об этом. Или просто оставьте записку на столе.

Ведите себя в отеле так, как вели бы себя дома: не принимайте длительный душ и не забывайте выключать телевизор, свет и кондиционер, когда выходите из номера. Так вы поможете сэкономить ценные ресурсы — воду и электричество.

Наклейки в номере подмосковного отеля, в котором я останавливалась
Наклейки в номере подмосковного отеля, в котором я останавливалась
1/2
Наклейки в номере подмосковного отеля, в котором я останавливалась
Наклейки в номере подмосковного отеля, в котором я останавливалась

Если в отеле стоят баки для вторсырья — это хороший знак. Постарайтесь сортировать отходы и класть их в правильные контейнеры, а не кидать все в один.

Когда снимаете квартиру, уточните у арендодателя местные правила утилизации. В России есть карта точек сбора отходов, благодаря которой можно найти пункт во многих городах.

Что привезти из путешествия

Подарки из поездки тоже стоит выбирать ответственно. Чтобы не вносить вклад в уничтожение местной флоры и фауны, лучше не покупать любые артефакты дикой природы — например, украшения из кости или ракушек, рога, шкуру, изделия из животных.

В качестве сувениров выбирайте то, что принесет пользу. Например, те же экосумки с местными узорами или изображениями. Это отличный подарок, который поможет вашим родным не использовать пакеты.

Другой вариант — вкусная локальная еда. Лучше брать сладости или напитки: они не испортятся по дороге. Из моих последних сувениров — рахат-лукум из Турции, вино из Грузии, варенье и чай с травами с Кавказа.

Стоит выбирать блюда из местных продуктов: такая пища экологичнее, поскольку на перевозку продуктов для ее приготовления тратят меньше топлива. Это сократит транспортный след: чем дольше везут товар, тем больше углерода выделяется в атмосферу. А еще вы поддержите локальное население и местных производителей.

Откажитесь от подарочной упаковки. Лучше сложите сувениры в красивую стеклянную баночку, тканевый мешочек, многоразовую сумку, платок или шарф — им точно найдется применение.

Как помочь планете

Чтобы путешествовать экологично, достаточно соблюдать пять простых правил:

  1. Больше ходите пешком в поездке.
  2. Откажитесь от всего одноразового: в самолете, кафе, на рынках, в отелях.
  3. Возьмите с собой многоразовую сумку, приборы, чашку, бутылку и контейнер.
  4. Разделяйте отходы и следуйте местным правилам утилизации.
  5. Не покупайте артефакты дикой природы.
Анна КенигЧто еще стоит делать в путешествии, чтобы не навредить природе?
  • АлёнаСамый экологичный товар — товар, который не произвели. Вместо трёх экошопперов и двух барсеток — один рюкзак, карманы или руки. Вместо трубочки (сколько воды тратится на её мытьё, кстати?) — рот. Вместо модной бутылки из тритана — баклажка или фляга, коих навыпускали миллионами уже и миллионы которых лежат на армейских складах. Вместо контейнера для еды из ресторана — еда, которую можешь доесть. Вместо кружки — крышка или горловина бутылки/фляги/термоса.53
  • Aleksandr K.1) Это у какой машины на 60км/ч самый экономичный режим? 2) Ещё один бредовый совет - выбирать авиарейсы без пересадок - можно подумать самолёт Вас одного везёт… с Вами или без Вас рейс состоится. 3) 5 кг лишней массы в поезд даже пусть у 400 пассажиров - 2 тонны, что в сравнении с массой самого поезда ничтожно мало… это сродни совету сходить покакать перед перелетом, чтобы снизить взлётную массу)) Нет, советы по большей части полезные, Вы молодцы, что продвигаете экоповестку, но здравый смысл страдать не должен!40
  • 30
  • Александр ПолойкоРоссия один из лидеров по запасу природного газа метан, который позволяет уменьшить выбросы в атмосферу до 90% по сравнению со стандартными видами топлива. Такие страны, как Италия, Германия уделяют этой теме огромное значение и количество метановых заправок более 1000, а Россия обладая такими колоссальными запасами только в районе 250 заправок на всю страну. Благо сейчас действует уникальная программа, когда можно со скидкой до 95% перевести авто на газ. У нас в Беларуси даже существует прокат газовых VW Up (Upprokat), где одноименные машинки стоят аналогично прокату бензиновых , но сэкономят для туриста до трех раз на топливе! Ну и конечно жэе ваш вклад в экологичность. Также у нас в тренде прокат электромобилей, уже не так дорого взять напрокат Теслу и нанести "нулевой" вред природе. По водичке был абзац, согласен с автором, к примеру в Исландии до 95% людей спокойно употребляют воду из под крана (артезианская), что позволяет уменьшить количество пластика в стране. Да и 3 евро за 0.5 воды как-то дороговато. Давайте заботиться о нашей планете и она ответит взаимностью!4
  • bubaАлёна, во, отличные советы! А-то у меня уже глаз дёргаться начинает от одного упоминания шопперов.14
  • Иван Драго> Например, я летела из Москвы в Вену прямым рейсом за 8588 Р, а рейс с пересадкой в Пафосе стоил 5138 Р. Да, да... Ведь если вы выберите прямой перелет, то рейс с пересадкой не полетит. Именно так это работает 🤦‍♂️🤦‍♂️21
  • Смузивый ИТ-боярин"Перемещаться на короткие расстояния лучше пешком, тогда ваш климатический след во время передвижения будет равен нулю." Перемещаясь пешком, уважаемый автор перестает выдыхать углекислый газ?3
  • Алла В.Алёна, Алёна, Совершенно верно. А еще многое из предлагаемого давно выпускалось еще в Советском союзе, в том числе сетки для продуктов, многоразовая упаковка типа стеклянных банок для продуктов и походов в магазин, складных приборов, фляг и прочего, над чем либеральная публика хихикает до сих пор. Ну а теперь, "идеи", пришедшие из модных Гринписов возносятся до небес.4
  • Anton KarmanovМожно просто открыть панорамы на Гугл.Картах и никуда не ехать — вред природе самый минимальный из возможных16
  • AKAleksandr, у большинства авто как раз диапазон 60-80 самый скромный по расходу топлива, когда можно поддерживать на максимальной передаче скорость в экономичных оборотах. У тех, кто может себе позволить механику на 6 ступеней или автомат на 6-8 передач, там 70-100 экономные как правило.5
  • AKАлександр, метан по сравнению с бензином и даже дизелем (евро 5 и евро 6) уж точно ничего не снижает до 90%, и воняет порой хуже бензина, катаемся уже лет 15 на нём, знаем. Поэтому в транспорте он для экологии особо не поможет, тем более расход метана ощутимо больше, чем бензина, и уж тем более дизеля. Вот его применение для отопления и выработки энергии другое дело. Там действительно есть толк по сравнению с мазутом и углём.2
  • 14
  • Александр СирикГринпис это информационные террористы, признанные экстремистской организацией на территории Соединенного Королевства. И в остальных странах тоже надо, играете на страхах людей. И что самое ужасное из-за этой повестки наломаем дров еще хренову тонну, в том числе с электрофикацией автомобильного транспорта. Литий ионный аккумулятор чистый яд, который никто и нигде утилизировать нормально не будет. Плюс только подстегнет потребление электричества, которое откуда берется? Правильно! Сжигание угля 40% мировой электроэнергии, и никакие ветряки это не изменят. Особенно в разивающихся промышленных странах. Есть атомная энергия, но это же тоже зло для вас. Мусор они сортируют, шоперы, стекляные трубочки... это как писать в океан думая что от этого его уровень изменится. У нас 22% людей не имеют доступа к централизованной канализации, почти 40 процентам граждан едва хватает на основные нужды, а у вас "перекусить на хайкинге"...3
  • ГалинаЕсли вы действительно много путешествуете, то не понимаю вашего совета-позвонить в отель и узнать , есть ли там косметические принадлежности? Звездность отеля определяется наличием данных принадлежностей, а на сайте отеля ещё и марку , используемой косметики указывают. Найти кафе и ресторан , где используют одноразовую посуду, мне как то никогда не удавалось. Совет не печатать бронирование отеля, так же не актуален. Бронь сразу же показывает, оплачен номер или нет. Так как зачастую бронирует принимающая сторона на своё имя, для получения скидки для клиентов. Как то по детски прозвучали ваши советы. Если хочется заняться проблемой экологии лучше опишите , как происходит утилизация мусора, оставленного ещё в советское время, в Арктике. Действительно очень актуально и мало отражено в прессе.3
  • Павел БасистовKonstantin, а что не так из за хвоста? Вы куда-то критически долго будете ехать? Если вы в хвостах шарите, то и такое упражнение как обгон видимо исполнить можете.2
  • KottПавел, Пример: когда едешь на тот же юг нужно проезжать 1000км в день, чтобы доехать за какое то разумное время. Это 12 часов в день при нормальной средней скорости. А из за таких черепах все это очень сильно затягивается. Мало того что фуры надо обгонять, еще и этих. И причем из за хвоста это надо делать в несколько приемов. Упражнение обгон на перегруженной трассе м7 мягко говоря не всегда возможно и местами вообще говоря довольно опасно. В России таких дорог очень много. Хорошо конечно жителям МСК по многополосной м4 ездить. Ну и особенно доставляет когда в ночи внезапно догоняешь такого, а у него сзади ни одного стопаря не горит.2
  • Alexander RusAleksandr, по третьему пункту очевидно же, что идёт расчёт на кумулятивный эффект. Если один человек это сделает, что заметного эффекта не будет, а если все, то уже что-то. Это так же как сортировка мусора, если один человек на районе сортирует мусор, то эффекта не будет, но это не значит, что не нужно продвигать сортировку.5
  • Alexander RusАК, не знаю как насчёт метана, но на пропан-бутановой смеси расход на современном оборудовании примерно такой же как на бензине.0
  • Наталья КирутаАлёна, вот у меня рюкзак, но я всё равно таскаю с собой авоську, потому что в рюкзак все продукты не влезут. Трубочку беру для ребёнка, ему пока сложно пить из кружки, трубочка в общественных местах спасает. У меня вот не доступа к армейским складам, так бы с удовольствием взяла там флягу. В ресторане приносят стандартную порцию еды и не всегда возможно эту порцию съесть. Почему бы её не забрать тогда? Кофе на вынос в крышку фляги не нальёшь и не пронесёшь с собой какое-то время в толпе людей. Вот такая кружка, как у автора, очень удобна в этом плане, потому что плотно закрывается.9
  • Наталья КирутаТатьяна, можно работать и с теми, и с другими. Одно другому не мешает6
  • Андрей Кобред. пока один заморачивается со своим углеродным следом, миллионы американцев покупают пикапы мощностью до 400 лс... т. е. пока не будет массовых изменений в потреблении толк ничтожен. в нашей рашке тоже далеко даже до электромобилей... короче есть одна действенная мера - перестать плодиться как кролики. инстинкт размножения задуман природой для выживания вида, а не перенаселения им планеты. и вообще зачем плодить новых потребленцев в век автоматизации и ИИ? ну некуда скоро будет девать столько рабсилы. а миллиарды айтишников тож наверно избыточны😅 вот такая суровая правда жизни, но с.ка этож не гуманно скажут опять миллиарды потребленцев и побегут плодиться дальше, а то не дай б.г свои гены не передадут, жизнь же сапиенса остановится на земле сразу🤣4
  • Настя ЖвикИван, если один человек не полетит, то все верно - никакого эффекта не будет. А если таких будет много, то рейс отменят.1
  • Настя ЖвикАндрей, массовые изменения всегда начинаются с одного человека.0
  • KottПавел, вместо 12 часов за рулем 18. В полтора раза. Это просто банальное неуважение к другим участникам движения. Такой стиль вождения провоцирует опасные дорожные ситуации.2
  • Александр ПолойкоАК, расход выше на 10%, а стоимость ниже в три раза. По Минску говорю. 75 копеек за газ и 2.10 бензин0
  • АлёнаНаталья, разумеется, в абсолют всё возводить не надо — мир не чёрно-белый, пластиковый пакет с кассы порой экологичнее «экошоппера» будет, а трубочки не абсолютное зло. Если впадать в крайности, то можно дойти до того, что жить антиэкологично и единственный вариант — эвтаназия. Доступа к складам у вас нет, но зато есть у других товарищей, которые приторговывают всяким барахлом оттуда — от фляжек и магазинов до зипа на автоматы (; Но это, опять же, доведение до абсурда — мой посыл был в том, что в попытках следовать за трендом на экологичность, очень легко пасть жертвой маркетологов, которые внушают тебе вину и тут же предлагают «решение», навязывая бесполезный продукт; вместо сокращения потребления — наоборот — раздувая его.3
  • Павел БасистовРодинка, не очень.0
  • Наталья КирутаАлёна, честно говоря, я не знаю случаев, когда пластиковый пакет экологичнее шоппера. Ну и трубочки всё-таки абсолютное зло. Либо пользоваться ртом, как вы советуете, либо многоразовой. А в чём тогда разница - куплю я флягу или куплю многоразовую бутылку? Вы просто говорите, что фляги лежат на складах, ну и многоразовые бутылки уже сделали и они лежат на складах. Я не заметила в статье попытки возвести в абсолют. Если хотя бы какие-то многоразовые вещи люди возьмут на вооружение, уже хорошо. Это автор ещё не написала про многоразовую замену ватным палочкам.4
  • Алиса СелезнёваГеннадий, вот статья из научно-популярного журнала, который пересказывает статьи понятным языком. https://nplus1.ru/material/2020/01/24/not-hockey-stick-for-climate-change Одним предложением (читала полностью, статья длинная и сложная) - да, выбросы CO2 и потепление связаны0
  • Алиса СелезнёваАлеша, не очень остроумно. Здесь явно было о том, что следует предпочти получасовую прогулку перемещению на машине.6
  • Наталья КирутаПавел, так в чём разница - куплю я модную многоразовую бутылку или флягу? Зачем я тогда должна покупать флягу, если бутылка мне нравится больше?4
  • Алиса СелезнёваViktor, 1. сравните затраты труда и материалов на производство машины и велосипеда. Насчёт ТО - раз в год смазываю велосипед, и это всё ТО. Тормозные колодки если и меняю, то раз в несколько лет. Цепь ни разу не меняла за 5 лет, шину - один раз, когда стекло поймала. Денег, материалов и труда на обслуживание машины уходит в десятки раз больше. 2. Твёрдым шампунем тоже пользуюсь. Его хватает на три месяца - с учётом того, что я через день мою голову, волосы средней длины. Упакован в бумагу, пользоваться удобнее, чем житким (ничего не стекает с головы). "При мойке головы два раза в месяц" - надеюсь, это опечатка... 3. "Большинство поездов на дизеле" - неправда. Поезда на дизеле там, где нет электрификации - обычно это глубинка. Все популярные направления давно электрифицированы. Вот подробная статья про поезда vs самолёты https://habr.com/ru/post/481370/3
  • AKАлександр, ну это не спорю, у нас не такая разница в РФ, но речь то о вреде экологии идёт, а не экономии кошелька) В этом плане что газ, что бензин - разницы особо нет. Вот гибрид, типа енота, в городе даже зимой кушает в 2 раза меньше обычного, при этом вообще лишён коробки передач (то есть не надо менять масло). Тут уже и правда хороший способ сокращать выбросы.0
  • Александр ПолойкоAK, При сгорании газа выброс токсичных вредных веществ в окружающую среду снижается до десяти раз, а в выхлопе полностью отсутствуют сажа и соединения серы. Германия и Италия сумасшедшими темпами строят метановые заправки, прежде всего из-за экологии как раз. А фото вам из Еревана, более 90% авто на газу.0
  • Александр ПолойкоAlexander, на 3-4 поколении расход пропана на 10% выше, но стоимость литра у нас в Беларуси 1 рубль (30 росс.руб), а бензин 2.10 руб. (63 росс. руб. ). Отсюда и примерная выгода и разница. На языке таксистов на метане им выгоднее в три раза, но 4 заправки на Минск, а на пропане выгоднее в два раза, но заправки на каждом шагу.1
  • Иван ДрагоНастя, свою сетку рейсов авиакомпании непрерывно мониторят на заполняемость и окупаемость каждого отдельного рейса. И если данный конкретный рейс существует - значит он для компании как минимум не убыточен и на нем летят люди. А как каждый отдельный пассажир оптимизирует свой маршрут - вы угадать не можете, может 3/4 самолета нужен именно Пафос а ваш маршрут на Вену - только ваш. Поэтому пытаться таким образом манипулировать авиакомпаниями, да еще верить в то, что это "помогает экологии" - по меньшей мере странно. Хотите true экологии - езжайте в Вену на велосипеде. Правда самолет при этом все равно полетит и свой углеродный след оставит.3
  • Системный инженерПавел, ну да, на отдых пусть даже в Турцию из Москвы на велосипеде - а что, зато без пересадок0
  • 1
  • Алиса СелезнёваViktor, спасибо, пересмотрю своё отношение к ТО. катаю на велосипеде по-разному - когда 200км/лето, когда 500.1
  • Павел БасистовСистемный, ну зато какой явный поступок. Заявление о своей позиции. А покупать сумки шоперы и трубочки заявляя о какой-то позиции - по мне так показуха жертвы эко маркетинга.2
  • Павел БасистовНаталья, потому что СССРовская фляга уже есть, она существует уже лет 50 и их миллионы. Ресурс уже потрачен, предмет существует и может быть использован. Зачем устраивать спрос и делать производство того, что по сути не нужно. И вопрос тут не должен стоять в разрезе - нравится/не нравится. Мы тут о ПРИРОДЕ ЗАБОТИМСЯ и убираем УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД!1
  • Наталья КирутаПавел, так и многоразовая бутылка уже есть, её не производят специально после моего заказа1
  • Павел БасистовНаталья, ну так спрос на эти бутылки поддерживает их производств. Но зачем, если уже есть многоразовые емкости. Если бы в этом во всем была реально идея и цель как-то помочь природе, то рекламировали бы покупку б/у фляг, а не разводили бы хайп на счет персональных бутылок.3
  • Павел БасистовАлиса, ну это не катаете. Он у вас просто иногда используется. У меня пробег в год 8 - 10 тысяч на велосипеде, и это часто стоит не сильно дешевле машины в обслуживании.2
  • Наталья КирутаПавел, выбирая произведённая многоразовая бутылка или много произведённых одноразовых, определённо лучше многоразовая. Там автор первого комментария обвиняет меня в возведении в абсолют, но, кажется, в данном случае в абсолют возвожу не я)1
  • Иван ДрагоНастя, Я, кажется, понял причину вашего заблуждения. Видимо вы решили, что если агрегатор показывает вам рейсы с пересадкой до пункта назначения, то каждый отдельный рейс - "пересадочный". В реальности "пересадочных" рейсов не существует, для пассажиров и авиакомпаний КАЖДЫЙ рейс - прямой с обычными пассажирами до пункта назначения. А учитывая популярность Кипра, подозреваю, что на рейсе Москва-Пафос минимум 90% никуда не пересаживаются. Если не 99% Поэтому "экологический выбор рейса" изначально базируется на совершенно неверных предпосылках.1
  • Наталья КирутаГеннадий, серьёзно? А ушедшие под воду прибрежные города? Это вам тоже по душе?2
  • Наталья КирутаГеннадий, ага, ведь это так просто - бросить всю инфраструктуру и создать новую в новом месте и скорее всего в новой стране, где тебе не особо будут рады, потому что количество земли резко сократится. А перед затоплением будут цунами и т.д. Но никто, конечно, не погибнет, ага2
  • Катя Черноваlagrange, что такого в шопперах? Если идут родители закупаться на семью, они что, в руках всё нести должны? Или, может, по 10 раз туда-сюда в магазин ходить, подниматься на лифте постоянно, что тоже тратит электроэнергию? В чём проблема шопперов? То пакеты не нравятся людям, то шопперы теперь тоже зло. Всё вам не так, господи.6
  • Алена МамоноваПользоваться своими приборами и посудой в самолете тоже не вариант, так как всё питание, стаканы из вскрытой упаковки и пластиковые приборы утилизируются в один мусорный контейнер, содержимое которого не перерабатывается. Говорю, как имеющий как раз с этим дело.0