«Делал все самостоятельно»: 3 истории о том, как бороться с нечестным работодателем
По статистике, чаще всего работники жалуются на невыплату зарплаты, отпускных и компенсаций за увольнение.
Мы расспросили читателей Т—Ж, почему им приходилось бороться за свои права и как они это делали. Оказалось, что зачастую поводом обратиться в суд были именно незаконные действия работодателей. Собрали истории о том, как читателям удалось получить от руководства деньги и какие возникли проблемы из-за конфликта на работе.
Это истории читателей из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
«Прошел месяц „кормления завтраками“»
Ситуация. В начале 2019 года компания, где я работал, столкнулась с финансовыми трудностями. Проблемы возникли еще в мае, но сотрудникам объявили о них только в августе.
Работников попросили написать заявления об увольнении по собственному желанию. Зарплату и увольнительные обещали выплатить в течение двух недель. Все восприняли это нормально, так как до этого нас никто не обманывал — даже выдавали премии. Но положенных выплат мы не увидели: компания, как оказалось, уже была в процессе ликвидации.
Защита прав. Прошел месяц «кормления завтраками», и я решил обратиться в суд.
Делал все самостоятельно. Предварительно собрал кипу документов, которые мне выдали при увольнении: копии трудового договора и книжки, приказа об увольнении и записки-расчета. Приложил расчет суммы компенсации за задержку выплат — для этого воспользовался онлайн-калькулятором из интернета — и выписку с банковской карты.
Составить иск мне помог сайт трудовой инспекции, где есть типовые заявления для различных ситуаций.
К сожалению, грянула пандемия, так что разбирательства пришлось ждать полгода. Я подал заявление в начале декабря, заседание назначили на конец марта. Затем оно переносилось два раза и в итоге состоялось только в июле. Работодатель на него не явился, хотя ему направили извещение о дате разбирательства.
Происходит все так. Вы приходите в суд в назначенное время, ищете номер кабинета, где проходит заседание. Затем секретарь приглашает вас зайти. Во время слушания необходимо соблюдать судебную этику: вставать, когда судья уходит, приходит или спрашивает вас, обращаться к нему «уважаемый суд».
Меня судья сначала спросила о том, получил ли ответчик извещение о суде. Я сообщил, что да: подписанный им документ был в материалах дела. Затем спросила, не против ли я провести заседание без присутствия второй стороны. Потом задала пару-тройку вопросов, которые касаются спора. И все — судья ушла выносить решение. Через 15 минут она его зачитала.
Итог. Я подождал месяц — срок для подачи апелляционной жалобы. Ответчик жалобу не подал, и я выиграл дело.
Затем я пошел с судебным актом в ФНС, где мне предоставили все данные о банковских реквизитах компании. Потом — в банк, чтобы он выплатил со счета бывшего работодателя причитающуюся мне сумму. На следующий день деньги были у меня.
Если вы столкнулись с несправедливостью на рабочем месте, стоит попробовать обжаловать действия работодателя. Особенно если у вас есть неоспоримые доказательства: переписки, документы, свидетельства коллег.
Плюс обращения в суд — вы не платите госпошлину. Минус — это может быть долго. А еще моральный вред в России сложно доказать, поэтому не стоит рассчитывать на большую компенсацию.
«Все сводилось к обещаниям со мной рассчитаться»
Ситуация. Я работала юристом в одной из белгородских компаний с лета 2018 по март 2021 года. Оформили меня на 0,5 МРОТ. Директор компании был моим другом, с которым мы благополучно окончили пять курсов института.
За все время работы я ни разу не ходила в отпуск: меня как-то не радовала перспектива отпускных из-за низкого оклада.
В октябре 2020 года произошла неприятность: я сломала палец на ноге. Лечение обошлось без гипса, но были катастрофические сложности с передвижением. В травмпункте мне оформили больничный. Через три недели, после окончания лечения, я отдала работодателю больничный лист для оплаты, но он так и не направил его в ФСС. На этой стадии я поняла: что-то пошло не так.
Оказалось, что работодатель с февраля 2020 года не платил взносы в ФСС и ФОМС и не отчислял НДФЛ, — об этом я узнала от бухгалтера, которая занималась ведением отчетности фирмы. До состоявшегося на эту тему разговора она была уверена в том, что я в курсе происходящего. Зарплата выдавалась наличными без моей подписи о ее получении. Из-за всего этого я вдобавок лишилась права на налоговый вычет. В итоге решила уволиться.
Для центра занятости мне выдали справку о среднем заработке за последние три месяца — 0 ₽. Компенсацию за неиспользованный отпуск мне, естественно, не выплатили.
Защита прав. Я разговаривала с руководителем, и все сводилось к обещаниям со мной рассчитаться. Речь шла не о космических суммах, поэтому я была не против подождать: думала, что мне все выплатят. Но денег так и не увидела. Поэтому решила обратиться в следственный комитет — именно он рассматривает дела о невыплате заработной платы в течение более двух месяцев подряд.
Через две-три недели после моего заявления меня пригласили для дачи объяснения. Судя по количеству пропущенных входящих звонков от моего неудавшегося работодателя, его тоже вызывали.
На беседу нас приглашали несколько раз: сначала следователь, потом руководитель следственного органа. Кроме того, от работодателя потребовали представить документы, которые подтверждают выплату мне зарплаты. Очевидно, они отсутствовали.
Заодно я направила иск в суд. Но не надеялась через него получить свои деньги: расчетный счет организации был мертв — никаких поступлений на него не было.
Я понимала, что решить мою проблему могут только правоохранительные органы.
Позже руководитель следственного органа пригласил нас на беседу на одно время, после чего покинул кабинет, оставив наедине. Я обсудила с работодателем свои требования. Он даже пытался торговаться, но в итоге полностью со мной рассчитался. Я, в свою очередь, дала расписку о получении денег и отсутствии каких-либо претензий.
Итог. От иска я отказалась. Правоохранительные органы донесли до неудавшегося работодателя перспективу оказаться в роли подсудимого.
Мне выплатили причитающуюся заработную плату, компенсацию за неиспользованные дни отпуска, больничные, проценты за задержку зарплаты и компенсации.
С поиском новой работы, кстати, проблем не было. Устроилась я в управляющую компанию, тут с правами работников все в порядке. Теперь я всегда проверяю информацию о работодателе, платит ли он налоги и отчисляет ли взносы.
«Я все сделала по правилам»
Ситуация. В марте 2019 года я устроилась на работу администратором-кассиром в подмосковный фитнес-клуб в Жуковском. Проработала там до 31 декабря того же года.
После увольнения я планировала купить абонемент в этот фитнес-клуб и посещать его уже как клиент. О своем намерении сообщила управляющему клубом, но он ответил, что это невозможно. На вопрос почему мне ответили, что бывшие сотрудники не вправе становиться клиентами.
Я начала интересоваться, правомерно ли отказывать кому-либо в покупке абонемента, и выяснила, что договор с фитнес-клубом публичный. И в статье 426 ГК РФ говорится о том, что организация не может никому отказать в заключении такого договора.
Защита прав. Я составила официальную претензию, но не стала отправлять ее по почте, а отдала лично на ресепшен. Передала администратору два экземпляра: один остался у фитнес-клуба, а на втором сотрудница поставила печать, ФИО, подпись, свою должность и дату — 21 января 2020 года. Этот экземпляр я забрала себе.
Я все сделала по правилам, и мне доподлинно известно, что претензию администратор передала управляющему фитнес-клубом на следующий же день.
Прошел месяц, но ответа не последовало. Тогда я написала обращение на сайте Раменского территориального отдела Роспотребнадзора. 20 марта 2020 года мне сообщили, что управляющий никакой претензии не получал, и попросили направить документ по почте. В целом нарушения моих прав сотрудники ведомства не увидели и предложили обратиться в суд.
Тогда я нашла адвоката, который помог составить исковое заявление. В нем мы указали, что произошло, сослались на законы и описали, почему фитнес-клуб неправомерно отказал мне в заключении договора. К иску приложили копии претензии и ответа Роспотребнадзора.
Все необходимые документы я направила по почте в Люберецкий городской суд Московской области и сторонам судебного процесса 8 июля 2020 года.
Официальной реакции ответчика на иск не было. Но я общалась с бывшими коллегами и знала, что управляющий фитнес-клубом был взбешен.
Мое заявление приняли и назначили предварительное судебное заседание. Оно было в конце сентября 2020 года. В суд пришла я одна, ответчик не явился. Основное заседание назначили на 29 октября.
К сожалению, мне не удалось найти юриста, который представлял бы мои интересы в суде. Я посетила четырех адвокатов, и после рассказа о моей ситуации от них, мягко говоря, не веяло энтузиазмом — меня отшивали. Поэтому на основном заседании я выступала сама.
От фитнес-клуба пришел представитель и вручил отзыв на исковое заявление. Основные аргументы были такие:
- Управляющий не получал претензии.
- Администратор не имела права принимать и подписывать претензию.
- Никто не запрещал мне покупать абонемент. Ответчик заявил, что я завтра же могу прийти в клуб.
В удовлетворении иска мне отказали: судья решила, что я представила недостаточно доказательств. Она сказала, что нужна была фото-, аудио- или видеофиксация того, как мне отказывают в покупке абонемента. До суда я задумывалась об этом, но слабо себе представляла, как бы выглядел разговор на камеру. Поэтому отмела эту идею. Направлять апелляционную жалобу не стала.
Итог. Я пошла в фитнес-клуб сразу после судебного заседания, вечером. Встретилась с менеджером и сообщила о своем желании купить абонемент. После того как сотрудница взяла паспорт и узнала мою фамилию, то озвучила цену 96 000 ₽.
Я почти год проработала в этом клубе и знаю их ценообразование. Изначально будущим клиентам называют стоимость клубной карты порядка 45 000 ₽. Но по этой цене абонементы никогда не продают. Чтобы создать искусственную выгоду, ограниченное предложение и спрос, карту всегда продают якобы по скидке, и их всегда будто бы очень мало. Годовая карта в клубе со «скидками» стоит в среднем 25 000 ₽. На тот момент, когда я пришла работать в фитнес-клуб, цена на абонемент была 22 500 ₽.
Когда мне отказали в иске, руководство собрало всех менеджеров и озвучило инструкцию, что им делать, если в клуб приду я. Во-первых, специально для меня сделали прайс, где цена карты 96 000 ₽. Это, кстати, тоже нарушает статью 426 ГК РФ: стоимость для всех потребителей должна быть одинаковой.
Во-вторых, всегда была возможность купить карту для другого человека. Но если кто-то захочет приобрести карту для меня, в этом откажут. Кроме того, в клубе также есть услуга переоформления карты на другого человека. Думаю, можно уже догадаться, что если кто-то купит карту на свое имя и захочет переоформить на меня, то будет отказ.
Вообще, когда началась эта история, всех менеджеров напугало руководство: если кто-то из них посмеет продать мне карту или предоставить какие-либо сведения, их уволят. А еще повесят штрафы за разглашение конфиденциальной информации.
Короче, мне пообещали, что я никогда не смогу попасть в этот фитнес-клуб.
В итоге я купила абонемент на три месяца в другой фитнес-клуб в непосредственной близости от моего дома. Но он меня не устроил по многим причинам, и продлевать клубную карту я не стала. У меня нет личного авто, поэтому другие фитнес-клубы я не рассматривала из-за неудобного расположения.
Я боролась на протяжении года за возможность заниматься в удобном мне фитнес-клубе, к которому привыкла и где завела много друзей. Направляла претензию, обращалась в Роспотребнадзор, суд и даже ходила на прием к депутату. Но так и не смогла добиться справедливости.
В итоге я остановилась на домашних тренировках, беге и занятиях на свежем воздухе.