«Прислала фото пустой ладошки»: 7 ситуаций, когда удалось вернуть деньги
В конце 2022 года мы выпустили подборку с правовыми победами читателей.
В комментариях набралось еще несколько вдохновляющих историй успеха, когда вернуть деньги помогло не только упорство, но и смекалка. А еще надежда на то, что справедливость все же восторжествует.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Когда помог чарджбэк от банка
Летом у меня была свадьба — скромная церемония, поэтому платье решила поискать на «Вайлдберриз». Заказала 18 вариантов, примерила, ничего не понравилось — сразу же сдала обратно в пункте выдачи.
Маркетплейс выставил статус, что товар выдан, но не оплачен. Это я обнаружила уже спустя время, когда зашла в приложение своего банка и увидела, что «Вайлдберриз» пытается списать с меня 50 с лишним тысяч. Я сходила обратно в ПВЗ, написала в поддержку и особо не беспокоилась: была уверена, что скоро эту ошибку исправят.
Но ситуация только ухудшилась. В первый день свадебного отпуска «Вайлдберриз» умудрился списать 26 000 ₽ с карты, которая когда-то давным-давно была привязана к личному кабинету, а потом я ее отвязала. Как выяснилось, по их оферте они могут списать деньги с любой когда-либо привязанной карты.
Началось это все в июле. В конце декабря со стороны «Вайлдберриз» вопрос до сих пор не был решен. Мне помог мой банк — «Райффайзен». Они отправили претензию с оспариванием этой операции. Сначала маркетплейс им отказал, но банк не сдался и отправил претензию повторно. Деньги мне вернули. Просто чудо-банк!
А «Вайлдберриз» до сих пор не разобрался в этой ситуации и недавно снова пытался списать с меня деньги. Теперь уже 10 000 ₽. Карты я все поменяла. Больше у них не заказываю. Ну и со своей стороны я подала заявление в Роспотребнадзор, прокуратуру и подготовила иск с юристом.
В январе 2020 года внесла 60 000 ₽ предоплаты за тур в июле в Хорватию. В марте узнала, что все вылеты из РФ в Хорватию приостановили на неизвестный срок. Позвонила турагенту, но она попыталась меня убедить, что все летает как надо, а сайт Ростуризма нагло врет.
В результате такого разговора я потребовала отменить тур и вернуть предоплату. Турагент в хамской форме велела писать претензию, и тогда они посчитают свои убытки. Написала, посчитали — 1800 $. То есть я им оставалась должна. Из чего сложилась такая сумма, ответить мне отказались, но стали грозить судом.
Такой расклад меня не устраивал, и я отправила в агентство досудебку и жалобу в Роспотребнадзор. Это не помогло. Агентство молчало, Роспотребнадзор ответил отпиской.
Пришлось обратиться в банк с заявлением на чарджбэк. Разбирательства банка с агентством длились четыре месяца. Но в результате банк нам вернул деньги!
Когда сработала фотография пустоты
Заказала на «Алиэкспрессе» в одном магазине два товара, пришел только один. Открываю спор, говорю, что не весь заказ прислали, а они мне: «Какие ваши доказательства?» В ответ я прислала фото пустой ладошки. Идея не моя, видела где-то в интернетах, но уж очень понравилось.
Несмотря на весь идиотизм ситуации, они вернули деньги за непришедший товар. Там было немного, 300—400 ₽, в принципе, я уже смирилась с утратой. Но метод сработал.
Когда пришлось отстаивать свой заказ
Осенью 2020 года менял Айфон на актуальную модель. В день открытия предзаказа кое-как успел вписаться лишь в «Озон»: все остальные магазины в РФ в тот вечер просто легли. С предоплатой 100%, к слову.
За пару дней до старта продаж на меня вышла поддержка и с наивной наглостью попросила отказаться от заказа: «Мы не рассчитали свои силы в закупках, на вас новых Айфонов не осталось». Пришлось напомнить о статусе заключенного договора купли-продажи, публичной оферте и последствиях за их нарушение. Чудесным образом товар сразу нашелся и был доставлен вовремя. Годом ранее аналогичная история произошла с «М-видео».
Что примечательно, всегда просят снять заказ самому, в этом случае вся ответственность ложится на покупателя. Отменить заказ в одностороннем порядке крупные торговые сети не решаются: слишком велики в таком случае штрафные санкции, если покупатель обратится в суд за нарушение положений закона «О защите прав потребителей».
После ожидания кровати около месяца муж написал замечание в книге жалоб. Потом позвонили с предложением отказаться от заказа и вернуть деньги. Мол, кровать в течение декабря точно не изготовят, когда в январе — неизвестно, а заказывали 3 ноября.
Я сказала, что подожду, уж больно цена мне нравилась. Потом пришел письменный ответ на жалобу с извинениями и сообщением, что товар задерживается по вине поставщика материалов, а не изготовителя. А через два дня позвонили и сказали, что кровать уже привезли на склад, — каким-то волшебным образом все же изготовили ее в декабре.
Так что не надо стесняться писать, если не соблюдаются условия договора.
Прошлой весной во время паники заказала подгузники на «Яндекс-маркете» за 4500 ₽ с доставкой, оплатила сразу. А они переносят и переносят доставку, провоцируют, чтобы я отменила заказ, но не отменяю, потому что цены на эти подгузники страшно растут и за две недели выросли на три с лишним тысячи.
За это время прислали пару мелких купонов в качестве извинения. Потом сообщили, что не привезут. Я возмущалась, что они не имеют права так поступить, так как у них публичная оферта, заказ оплачен, а товар в наличии — только на 4000 ₽ дороже. Они прислали два купона на 1500 ₽, чтобы я уже отвязалась.
Я плюнула и заказала у них те же подгузники в меньшей упаковке, но цена на них, оказалось, не выросла, и я купила их с помощью купонов за смешные деньги. Но от греха подальше теперь только пункт самовывоза.
Когда компания не захотела дать промокод за задержку заказа
«Яндекс» задержал доставку линз курьером на один день. Я попросил начислить мне плюсов. Мне ответили что-то типа: «Извините, но не получится дать вам промокод». Тогда я из принципа написал им претензию с требованием заплатить пени из расчета 0,5% от стоимости товара, как по закону, — получилось 7 ₽. В итоге перечислили и в процессе еще промокод предлагали.
Спрашивается, что мешало просто начислить мне плюсы, как я просил?
Когда деньги со счета утекали непонятно куда
Тоже имею небольшие успехи: добилась возврата денег от «Теле-2». У мамы на тот момент был кнопочный мобильный телефон без интернета. В какой-то момент она мне сообщила, что начали списывать довольно большие суммы с баланса, но разные — от 30 до 70 ₽ в сутки.
Так как проживаю в другом городе, то сразу решить проблему я не смогла. К моменту моего приезда списали около 1500 ₽ в сумме. Заказала детализацию, выявила последовательность: входящее смс, подключение к интернету и списание за это суммы.
Операторы контакт-центра упорно доказывали, что я сошла с ума, что котик на кнопки нажимает и они к этому отношения не имеют. Тонко намекнула на то, что могу обратиться в ФАС, суд, Роспотребнадзор и к сатане. Не знаю, что именно сработало, но деньги вернули.
Ну и один раз в «Маке» сок дали, ну как сок — подкрашенную водичку. Через обратную связь сообщила об этом, отреагировали спустя час: перезвонили, извинились, предложили десерт на выбор по месту обращения.
Когда продавец пытался во всем обвинить покупателя
Вернул очки стоимостью 27 000 ₽ в салон оптики. Три телефонных разговора, три посещения салона. Во всех этих действиях я доказывал, что очки некачественные: неправильный синий фильтр или спектр, любой источник света бликовал в четыре позиции. В первые дни из меня делали идиота и невротика, уверяя, что это норма. Также очень сомнительный артикул линз для очков, которые отсутствуют на официальном сайте. Страна производителя — Германия.
Сотрудники оптики уверяли, что у меня нет шансов на возврат денег, но линзы мне готовы изготовить заново бесплатно. Я более не хотел сотрудничать с этим салоном и ждать около месяца, возможно, немецкие линзы для очков. Написал претензию и потребовал возврат — деньги вернули.
Я сдавала солнцезащитные очки. Через месяц после покупки на них появилось какое-то пятно прямо на линзе. Когда принесла в оптику, мне сказали: «Вы сами виноваты, наверное, на солнце их оставили». Солнцезащитные очки! Брови у меня в тот момент на затылок улетели. Написала письменную претензию, через месяц таки вернули деньги.
Когда уже не было надежды, что деньги вернут
Я покупала авиабилеты через онлайн-посредника. Это было в апреле 2022 года, а вылет должен был состояться в мае. Стоимость билетов была около 60 000 ₽.
За неделю до вылета мне пришло какое-то непонятное письмо на почту, типа «статус вашего обращения обрабатывается». Совершенно бессмысленное. Еще через пару дней сообщили, что рейс отменен. То есть мне нужно купить еще один билет, а за этот деньги обещали вернуть через 30 рабочих дней.
Пришлось покупать другой билет, хотя на подобные траты не рассчитывала. В итоге по прошествии 30 дней я начала писать им в поддержку и на почту, но везде приходили стандартные отписки: «Ваша заявка на рассмотрении, мы отвечаем на письма в течение 14 дней». Это по электронной почте-то! Позвонить им нереально, штаб-квартира где-то в Восточной Европе. А авиакомпания была «Белавиа».
Я в конце концов уже сильно начала переживать, что деньги мне не вернут в принципе. Прошло порядка 60 рабочих дней. Поэтому нашла в интернете форму официальной претензии, составила ее и отправила оператору с припиской «для ознакомления» и предупреждением, что намерена с этим обратиться в суд. Я правда не ожидала такого молниеносного ответа, но деньги вернули на карту в тот же день! На этом наши отношения были исчерпаны.
Но теперь я предпочитаю покупать билеты напрямую у авиакомпании, хотя и здесь нет гарантий того, что услугу не отменят в последний момент в одностороннем порядке. Обиднее всего, что, по сути, за этот период возврата недобросовестный поставщик пользуется твоими деньгами бесплатно. А ты просто вынужден ждать, когда истечет этот срок.