В начале 2020 года мы с мужем самостоятельно купили свою первую машину.

На поиски у нас ушло целых пять месяцев, потому что нам нужен был старый и недорогой, но ухоженный автомобиль. Мы много раз сталкивались с нечестными продавцами и рисковали потерять единственные накопления, но все обошлось.

В этой статье расскажу, как мы выбирали подходящую машину, как ее купили и сколько на нее ушло денег за два года владения.

Машина, которую мы в итоге купили: Форд Фокус 2005 года
Машина, которую мы в итоге купили: Форд Фокус 2005 года

Как мы поняли, какой автомобиль стоит искать

Нам нужен был простой, недорогой и надежный хэтчбэк. При этом мы не собирались перевозить грузы или устраивать вылазки за город. Мы посмотрели объявления в пределах 150—300 тысяч рублей в нашем и соседних городах. Сначала рассматривали четыре модели, но через какое-то время поняли, что будем искать Форд Фокус 2005 года.

Прежде чем звонить по объявлениям, я вступила в несколько групп во «Вконтакте», где сидят владельцы Фокусов. Они посоветовали искать вариант в комплектации Ghia с двигателем Zetec 2.0, в худшем случае — какой-нибудь восьмиклапанный на 1,6 л. Этим двигателям не страшен обрыв ремня ГРМ: клапаны не загнет, не придется тратиться на дорогостоящий ремонт.

Фокусы-хэтчбэки дороже седанов. Еще мне не советовали брать американские версии ZX3 и ZX4: могут возникнуть проблемы с запчастями.

Форд Фокус первого поколения тогда выставляли в среднем за 200 тысяч рублей — примерно на эту цену мы и ориентировались.

Как мы общались с продавцами и искали машину

У подержанной машины всегда можно найти недочеты, особенно если ей больше 10 лет. В истории такой машины, скорее всего, были и аварии, и некачественные ремонты — и это совершенно нормально. Тем не менее мы стали искать хороший вариант. Вот что мы уточняли у продавцов.

С кем мы имеем дело. Мы прекращали разговор со всеми, кто не вписан в ПТС и хотя бы год не владел машиной. При этом было время, когда мы пару раз пытались дать шанс перекупам, но в обоих случаях попадались не машины, а намытый и отполированный автохлам.

VIN и госномер. Первым делом мы просили продавца выслать VIN на фотографии. Это мог быть фрагмент свидетельства о регистрации автомобиля — СТС, паспорта транспортного средства — ПТС, ОСАГО. Немало машин продают по подставному VIN, поэтому мы прощались с продавцами, которые отказывались присылать такую фотографию.

VIN с фото проверяли по «Автотеке» — и уже на основе полученных данных разговаривали дальше. Важно помнить, что базы появились в 2015 году: более ранние ДТП и расчеты страховых не попадут ни в один отчет. Чистая история за последние пять лет нас все равно радовала.

Сколько было собственников. Много собственников для машины 2005 года — это вполне естественно. Важно, чтобы они не менялись слишком часто, например раз в полгода: это дурной знак.

Нам часто попадались объявления, в которых продавцы занижали число владельцев. Связываться с ними после этого не хотелось
Нам часто попадались объявления, в которых продавцы занижали число владельцев. Связываться с ними после этого не хотелось

Попадала ли машина в ДТП, какие элементы красили. Если верить объявлениям, большинство машин никогда не били, кузов — в родной краске. Но доверять им, конечно, не нужно

Отчет при этом действительно может быть чистым — мы уже говорили, что данные туда попадают с 2015 года. Поэтому нужно расспрашивать про повреждения максимально подробно. Реальный владелец может спокойно рассказать, какие у машины проблемы с кузовом.

Что с залогами, арестами, штрафами, была ли машина в угоне. В объявлениях о проблемах со всем этим пишут крайне редко. Здесь отчет по VIN незаменим.

Какой у машины пробег. Все данные есть в отчете, но опять же с 2015 года. При этом всегда интересно послушать продавца. Машину с маленьким пробегом не искали: у старых авто смотрят не на одометр, а на состояние.

В нескольких объявлениях было стандартное «не бита, не крашена», но проверка по VIN говорила об обратном. Собственники уверяли, что не знали о ДТП
В нескольких объявлениях было стандартное «не бита, не крашена», но проверка по VIN говорила об обратном. Собственники уверяли, что не знали о ДТП
Продавец может убеждать, что арест на машину — это формальность. Но такая покупка — большой риск: приставы в любой момент могут изъять автомобиль
Продавец может убеждать, что арест на машину — это формальность. Но такая покупка — большой риск: приставы в любой момент могут изъять автомобиль

Как мы смотрели машины

Мы ездили на очную проверку с отцом мужа, который разбирается в авто: знает, как должен звучать двигатель, а как не должен, с ходу видит, что крыло покрашено. Первый общий выезд был неудачным — тогда мы дали шанс старой Мазде. Свекра даже не пришлось ни о чем спрашивать: перед нами был очевидный хлам.

После этого мы стали дольше переписываться с продавцами, чтобы избегать подобных ситуаций. Всего было четыре встречи с собственниками. Сами выезды не занимали много времени, на осмотр уходило три-четыре часа. Свекор был рад нам помочь и отмахивался от любых наших попыток его отблагодарить.

Наша будущая машина устроила нас на осмотре, и мы поехали на подъемник знакомого автомеханика. В подвеске были вопросы только к стойкам и втулкам стабилизатора, все остальное было в хорошем состоянии. Днище и защита сохранились в целости, пороги — в отличном состоянии, масло ниоткуда не текло. Такая проверка обошлась нам в 400 Р.

Фотография нашего Фокуса из объявления 2014 года. В 2020 машина выглядела абсолютно так же
Фотография нашего Фокуса из объявления 2014 года. В 2020 машина выглядела абсолютно так же

Форд продавал мужчина 57 лет. По записи в ПТС мы поняли, что он владеет машиной два с половиной года. Обслуживал, скорее всего, своевременно: в подвеске ничего не стучало, двигатель работал ровно, в салоне было достаточно чисто. Понравилось, что он явно не готовил машину к продаже, а просто помыл кузов и показал все как есть.

По «Автотеке» пробег 121 000 км проходил как настоящий — в отчете стояла галочка «реальный пробег». Значит, как минимум два последних хозяина его не крутили. Но это точно делали до 2015 года: реальный пробег за 300 000 км выдают протертая до железа педаль тормоза и состояние руля под оплеткой. Однако машина при этом была ухоженная и целая.

Мы проверили кузов толщиномером: везде было примерно 115 мкм за исключением пассажирской двери. Там было 220 мкм: похоже на дополнительный слой краски, что нельзя считать проблемой.

Руль был под оплеткой. Под ней нашлись небольшие потертости, но без трещин и облезлых участков
Руль был под оплеткой. Под ней нашлись небольшие потертости, но без трещин и облезлых участков
Резиновая накладка педали тормоза истрепалась, а педали сцепления и газа были в нормальном состоянии
Резиновая накладка педали тормоза истрепалась, а педали сцепления и газа были в нормальном состоянии
Сейчас салон Фокуса выглядит так
Сейчас салон Фокуса выглядит так
Селектор КПП немного отполировали руками, мы поставили на него новый чехол, но чего-то критичного изначально там не было
Селектор КПП немного отполировали руками, мы поставили на него новый чехол, но чего-то критичного изначально там не было
Покрасили пластиковую накладку блока управления климат-контролем: на ней было много царапин — это тоже признак большого пробега
Покрасили пластиковую накладку блока управления климат-контролем: на ней было много царапин — это тоже признак большого пробега
Селектор КПП немного отполировали руками, мы поставили на него новый чехол, но чего-то критичного изначально там не было
Селектор КПП немного отполировали руками, мы поставили на него новый чехол, но чего-то критичного изначально там не было
Покрасили пластиковую накладку блока управления климат-контролем: на ней было много царапин — это тоже признак большого пробега
Покрасили пластиковую накладку блока управления климат-контролем: на ней было много царапин — это тоже признак большого пробега

Как оформляли сделку

Мы заранее нашли в интернете и распечатали свежий шаблон договора купли-продажи — ДКП. Предварительно проверили автомобиль по VIN и на сайте Федеральной нотариальной палаты. Все было чисто.

На встречу продавец принес свой паспорт, ПТС, СТС, полис ОСАГО и диагностическую карту. Вот что мы сделали:

  1. Заполнили ДКП в трех экземплярах, один из них продавец оставил у себя.
  2. Попросили продавца расписаться в ПТС и расписались в нем сами.
  3. Забрали два экземпляра ключей, СТС, ПТС и диагностическую карту.
  4. Передали 200 000 Р наличными. Хотя сейчас мы бы вряд ли так делали: гораздо безопаснее перевести деньги на счет продавца. Так будет проще доказать факт покупки.

Теперь нам предстояло пройти техосмотр. Это по-прежнему обязательно при постановке машины на учет. Мы приехали на СТО, заплатили 500 Р и показали машину специалисту. Он сказал, что все в порядке, и выдал диагностическую карту.

Полис ОСАГО оформили онлайн, он обошелся в 3639 Р.

Потом нужно было поставить машину на учет. Для этого через госуслуги заполнили заявление, заплатили 350 Р госпошлины за изготовление СТС и 245 Р за внесение записи в ПТС. Менять старые номера мы не стали.

Процедура была абсолютно стандартная, никаких проблем не было: машину поставили на учет, а потратили мы примерно полтора часа.

Постановка на учет и ОСАГО на первый год — 4734 Р

ОСАГО 3639 Р
Пошлины в ГИБДД 595 Р
СТО 500 Р
ОСАГО
3639 Р
Пошлины в ГИБДД
595 Р
СТО
500 Р

Сколько мы потратили на 15-летний Форд Фокус за два года

Расходы на ремонт и техобслуживание. Срочного ремонта машина не требовала, но мы на всякий случай заменили рычаги, прокладку ГБЦ, масло и фильтры. Обратились в ближайший сервис, там же купили запчасти.

Техобслуживание и ремонт сразу после покупки — 17 940 Р

Тип работ Что делали Цена
Ремонт, работы и запчасти Продольные и поперечные рычаги передней подвески 8000 Р
Прокладка ГБЦ 3000 Р
ТО, работы и запчасти Моторное масло 5W-30, 5 л 3500 Р
Работы по ТО 1400 Р
Воздушный фильтр 1230 Р
Салонный фильтр 410 Р
Масляный фильтр 400 Р
Ремонт, работы и запчасти
Продольные и поперечные рычаги передней подвески
8000 Р
Прокладка ГБЦ
3000 Р
ТО, работы и запчасти
Моторное масло 5W-30, 5 л
3500 Р
Работы по ТО
1400 Р
Воздушный фильтр
1230 Р
Салонный фильтр
410 Р
Масляный фильтр
400 Р

На поворотах корпус авто сильно кренился, а на лежачих полицейских от подвески слышался глухой стук. Мы часто ездили к родителям — там вообще не было асфальта, только проселочная дорога с глубокими рытвинами. Поэтому через пару месяцев заменили амортизаторы, сайлентблоки, стойки стабилизаторов и поставили новые пружины.

Летом в жару мы поняли, что нужно обслужить кондиционер. Диагностика показала, что система негерметична, неисправен конденсор — радиатор кондиционера, пришлось ставить новый. Отдали за него 7900 Р. Чтобы его поменять и обслужить систему кондиционирования, заплатили 5000 Р.

Мы покупали Форд Фокус с расчетом набраться водительского опыта и взять что-то получше через три-четыре года. Мы пятые в ПТС и успели наездить только 20 000 км, пробег на одометре — 139 000 км. В ДТП мы ни разу не попадали.

Техобслуживание и ремонт за два года и 20 000 км — 48 923 Р

Тип работ Что делали Цена
Ремонт, работы и запчасти Работы по подвеске 9000 Р
Радиатор кондиционера 8390 Р
Задние амортизаторы, 2 шт. 7900 Р
Пружины на заднюю ось, 2 шт. 7200 Р
Работы по кондиционеру 5000 Р
Стойки стабилизаторов, 2 шт. 1820 Р
Сайлентблоки, 4 шт. 1640 Р
ТО, работы и запчасти Моторное масло 5W-30, 5 л 3470 Р
Концентрат антифриза, 2,5 л 1693 Р
Воздушный фильтр 1230 Р
Работы по ТО 1100 Р
Масляный фильтр 480 Р
Ремонт, работы и запчасти
Работы по подвеске
9000 Р
Радиатор кондиционера
8390 Р
Задние амортизаторы, 2 шт.
7900 Р
Пружины на заднюю ось, 2 шт.
7200 Р
Работы по кондиционеру
5000 Р
Стойки стабилизаторов, 2 шт.
1820 Р
Сайлентблоки, 4 шт.
1640 Р
ТО, работы и запчасти
Моторное масло 5W-30, 5 л
3470 Р
Воздушный фильтр
1230 Р
Работы по ТО
1100 Р
Масляный фильтр
480 Р

Расходы на чистоту и уют в салоне. Сразу после покупки мы отогнали машину на мойку, заказали химчистку. В принципе, в салоне просто прибрались и попытались оттереть пятна на обивке сидений. За это с нас взяли 1500 Р. Стало почище, но до идеала было очень далеко. Потом наводить порядок всегда приходилось самостоятельно.

Мы заказали на «Алиэкспрессе» торнадор за 3800 Р. Он здорово помогает почистить обивку сидений и потолок: результат был сильно лучше, чем после химчистки на мойке. Устройство подключается к компрессору — его мы взяли у родителей. Внутрь заливали воду, разбавленную концентратом очистителя для салона. Для панели приборов купили обычные универсальные очистители и комплект салфеток, чтобы лежали в бардачке. Вся химия для мойки, чистки салона и стекол обошлась нам примерно в 3500 Р, но запаса хватило надолго.

В основном пользовались мойками самообслуживания: чеков никто не хранил, да и сказать, сколько именно раз мы туда заезжали, будет сложно.

Уют и чистота в салоне — 8800 Р

Торнадор с «Алиэкспресса» 3800 Р
Химия и аксессуары для мойки, чистки салона и стекол 3500 Р
Плохая химчистка на мойке 1500 Р
Торнадор с «Алиэкспресса»
3800 Р
Химия и аксессуары для мойки, чистки салона и стекол
3500 Р
Плохая химчистка на мойке
1500 Р

Расходы на детали интерьера и экстерьера. Все началось с решетки радиатора: родная была сломана и серьезно портила вид. Замену ей мы нашли на «Авито» за 1000 Р. Покрасили ее свежей черной краской из баллончика, чтобы скрыть незначительные дефекты и потертости, — получилось здорово.

Кулису переключения передач и ручник муж обновил самостоятельно за пару вечеров. Он купил три метра экокожи за 1800 Р — с запасом, чтобы была возможность ошибиться. Разобрал каркасы, распорол старые чехлы, сделал лекала, перевел их на новый материал и сшил детали между собой на бытовой швейной машинке. Мы выбрали слишком плотную кожу, поэтому получились некрасивые твердые складки.

Взяли с рук далеко не свежие, но целые фары за 4600 Р и докупили линзы HELLA — тоже б/у, но в хорошем состоянии. Пара обошлась в 3000 Р. Мы отполировали стекла, заменили линзы и провели гибкую светодиодную ленту — ее купили за 1800 Р. Вышло недорого, но трудоемко, ведь мы занимались этим впервые. Разобранные фары неделю валялись по комнате, пока мы подбирали удачный изгиб ленты. Результат понравился, нам совершенно не жалко потраченного времени и денег.

Когда нужно было покупать комплект летних шин, мы решили взять под них дополнительный комплект литья. Купили с большой скидкой на «Яндекс-маркете» колеса R17 за 20 000 Р, отдельно нашли шины за 14 000 Р. Зимняя резина была в порядке, она стоит на старых колесах. На шиномонтаж за все время владения потратили примерно 5000 Р.

Детали интерьера и экстерьера — 51 200 Р

Литые диски R17 20 000 Р
Резина летняя 205/50 R17 14 000 Р
Шиномонтаж за все время 5000 Р
Передние фары, левая и правая 4600 Р
Линзы HELLA 3R, 2 шт. 3000 Р
Черная экокожа, 3 м 1800 Р
Гибкая светодиодная лента 1800 Р
Решетка радиатора 1000 Р
Литые диски R17
20 000 Р
Резина летняя 205/50 R17
14 000 Р
Шиномонтаж за все время
5000 Р
Передние фары, левая и правая
4600 Р
Линзы HELLA 3R, 2 шт.
3000 Р
Черная экокожа, 3 м
1800 Р
Гибкая светодиодная лента
1800 Р
Решетка радиатора
1000 Р

ОСАГО за последние два года — 7380 Р. КБМ мужа — 0,75, регион — Волгоградская область.

Так Форд Фокус выглядел спустя полтора года после покупки
Так Форд Фокус выглядел спустя полтора года после покупки

Общие расходы за два года на Форд Фокус 2005 года без бензина — 138 977 Р

Детали интерьера и экстерьера 51 200 Р
Техобслуживание и ремонт за два года и 20 000 км 48 923 Р
Техобслуживание и ремонт сразу после покупки 17 940 Р
Уют и чистота в салоне 8800 Р
ОСАГО за 2021 и 2022 годы 7380 Р
Постановка на учет и ОСАГО на первый год 4734 Р
Детали интерьера и экстерьера
51 200 Р
Техобслуживание и ремонт за два года и 20 000 км
48 923 Р
Техобслуживание и ремонт сразу после покупки
17 940 Р
Уют и чистота в салоне
8800 Р
ОСАГО за 2021 и 2022 годы
7380 Р
Постановка на учет и ОСАГО на первый год
4734 Р

Запомнить

  1. Найти старую иномарку в хорошем состоянии сложно, но возможно: главное — запастись терпением. Оптимально выбирать неприхотливую и простую в ремонте машину гольф-класса.
  2. Старую иномарку лучше поискать в регионах: больше шансов найти худо-бедно целый кузов.
  3. Не стоит тратить все сбережения, оставьте 30—50 тысяч рублей на непредвиденные расходы и первичное ТО.
  4. Подвергайте сомнению все, что кажется подозрительным. Задавайте как можно больше вопросов и перепроверяйте информацию сами: по VIN, на форумах автолюбителей.
  5. Большой пробег или лишние слои краски на кузове — не приговор. В случае со старой машиной смотрите на техническое состояние.
  6. Недочеты по интерьеру и экстерьеру решаются довольно просто и недорого. Если на кузове нет жуков, обратите внимание на световые приборы и колеса.