Как в России принимают федеральные законы

И как мы можем на это влиять

42
Как в России принимают федеральные законы
Аватар автора

Андрей Бушин

следит за новыми законами

Страница автора

В цивилизованном мире общественную жизнь регулируют законы: они определяют, что и как делать можно, а что нельзя.

Если человек нарушает правила, это приводит к негативным последствиям. Их тоже устанавливает закон. Систему законодательства придумывают ответственные за это люди. Расскажу, как устроен законотворческий процесс в России и могут ли на него повлиять простые граждане.

Сразу оговорюсь, что в разных странах правовые системы сильно различаются. То, что написано в этой статье, совсем не подходит для других государств.

Что такое федеральный закон

В целом закон — это обязательный к исполнению официальный документ, который принимают по специальным нормам с помощью голосования в парламенте. То есть это письменное правило, которое обязаны соблюдать граждане, чтобы реализовать свои права и не получить штраф, тюремный срок или другие наказания.

Законы регулируют важные общественные отношения, например устройство государства, ведение бизнеса или институт семьи и брака. Такую же функцию могут выполнять, к примеру, предписания прокуроров, но у законов есть два важных отличия:

  1. Их нужно исполнять не разово и не временно, а постоянно.
  2. Они направлены не на отдельного человека или организацию, а сразу на всех людей, компании или их группы, объединенные каким-либо признаком. Так, есть законы, которые касаются всех банков или всех полицейских.

Законы различаются по юридической силе и географии применения:

  1. Конституция. Это основной закон страны с высшей юридической силой.
  2. Федеральные конституционные законы, ФКЗ. Они детализируют положения Конституции в самых важных сферах — например, в судебной и военной. Также лишь ФКЗ изменяют состав российских регионов.
  3. Федеральные законы, ФЗ. Они раскрывают все остальные положения Конституции. Федеральные законы устанавливают нормы, которые необязательно прямо следуют из основного закона, и распространяют свое действие на всю страну или на любой регион. Именно про них пойдет речь в статье.
  4. Региональные законы. Их принимают соответствующие локальные парламенты.

Законы не могут противоречить друг другу, но если это случилось, приоритетным считается вышестоящий.

Например, федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» распространяется на всю страну и устанавливает общие нормы, направленные на сохранение здоровья граждан. А закон Приморского края о тишине действует только в пределах края и устанавливает региональную норму — не шуметь после 22:00.

Принципы принятия региональных законов и, например, поправок в Конституцию сильно различаются.

Кто рассматривает федеральные законы

Все федеральные законы рассматривает специальный орган государственной власти — парламент. Это его исключительное право: ничто не может стать законом, миновав этот госорган.

В России есть две палаты парламента: Государственная дума и Совет Федерации. Любые законопроекты сначала проходят слушания в Госдуме — нижней палате, а затем их одобряют или отвергают в верхней — Совете Федерации.

Кто может предлагать федеральные законы

Инициатор может внести в Госдуму новый законопроект или предложить поправки к чужим проектам, а также предложить изменить или отменить действующие законы.

Право законодательной инициативы есть:

  1. У президента.
  2. Сенаторов Совета Федерации.
  3. Совета Федерации коллективно.
  4. Депутатов Государственной думы.
  5. Правительства.
  6. Региональных парламентов.
  7. Верховного суда.
  8. Конституционного суда.

В прошлом году в Госдуме заседали и голосовали депутаты разных созывов. Созывами называются собрания депутатов, избранных на определенный срок. С 15 октября 2021 года работает восьмой созыв Госдумы, а до этого, с октября 2016 года, действовал седьмой созыв.

За время работы седьмого созыва в Госдуму внесли 5681 законопроект, из них приняли 2351. В наследство нынешнему созыву передали 1204 проекта, по которым не успели вынести решения: 748 из них до сих пор рассматриваются, а 183 — приняты.

Как выглядит судьба законопроектов

ВнесеноПринято и опубликованоНа рассмотренииСнято с рассмотрения или отклонено
Депутаты24597154721272
Правительство1533132315456
Президент15014910
Верховный суд4128103
Совет Федерации2200
Конституционный суд, сенаторы, региональные парламенты0000

Как выглядит судьба законопроектов

Депутаты
Внесено2459
Принято и опубликовано715
На рассмотрении462
Снято с рассмотрения или отклонено1272
Правительство
Внесено1533
Принято и опубликовано1323
На рассмотрении154
Снято с рассмотрения или отклонено56
Президент
Внесено150
Принято и опубликовано149
На рассмотрении1
Снято с рассмотрения или отклонено0
Верховный суд
Внесено41
Принято и опубликовано28
На рассмотрении10
Снято с рассмотрения или отклонено3
Совет Федерации
Внесено2
Принято и опубликовано2
На рассмотрении0
Снято с рассмотрения или отклонено0
Конституционный суд, сенаторы, региональные парламенты
Внесено0
Принято и опубликовано0
На рассмотрении0
Снято с рассмотрения или отклонено0

Количество принятых законов с 2015 по 2022 год

2015478
2016524
2017512
2018576
2019530
2020553
2021505
2022653

Количество принятых законов с 2015 по 2022 год

2015478
2016524
2017512
2018576
2019530
2020553
2021505
2022653

В теории обычные граждане тоже могут предложить законопроект. Для этого нужно письменно обратиться к своему депутату Госдумы или сенатору — они обязаны рассматривать такие обращения, поскольку являются представителями избирателей. Если предложение понравится, депутат или сенатор может вынести его на рассмотрение Госдумы.

Кроме того, с 2013 года любой гражданин может предложить закон через специальный сайт — Российскую общественную инициативу, РОИ. По правилам РОИ, предложение должно пройти модерацию, затем набрать больше 100 тысяч голосов других граждан в течение года, и только тогда специальная экспертная группа решит, отправить инициативу в Госдуму или отклонить ее.

С момента создания сайта РОИ по 1 мая 2022 года из 20 041 прошедших модерацию инициатив всего шесть стали законами. Еще тринадцать превратились в другие правовые акты.

Не все поддержанные РОИ и властями инициативы требуют принятия законов — это могут быть постановления, распоряжения или другие правовые акты.

Как выглядит судьба инициатив на сайте РОИ

Инициативы, которые прошли модерациюИнициативы федерального уровняИнициативы регионального уровняИнициативы муниципального уровня
Всего20 04116 85317991389
Рассмотрено экспертными рабочими группами403217
Отрицательное решение группы211902
Положительное решение группы191315
Стали законами6600
Стали другими правовыми актами13715

Как выглядит судьба инициатив на сайте РОИ

Инициативы, которые прошли модерацию
Всего20 041
Рассмотрено экспертными рабочими группами40
Отрицательное решение группы21
Положительное решение группы19
Стали законами6
Стали другими правовыми актами13
Инициативы федерального уровня
Всего16 853
Рассмотрено экспертными рабочими группами32
Отрицательное решение группы19
Положительное решение группы13
Стали законами6
Стали другими правовыми актами7
Инициативы регионального уровня
Всего1799
Рассмотрено экспертными рабочими группами1
Отрицательное решение группы0
Положительное решение группы1
Стали законами0
Стали другими правовыми актами1
Инициативы муниципального уровня
Всего1389
Рассмотрено экспертными рабочими группами7
Отрицательное решение группы2
Положительное решение группы5
Стали законами0
Стали другими правовыми актами5

Как вносят законопроекты

Чтобы внести в Госдуму законопроект, нужно составить текст и приложить пояснительную записку. В ней уточняют, зачем нужен закон, на какие действующие правовые акты он повлияет и необходимы ли деньги, чтобы его внедрить и исполнить. Если финансирование понадобится, правительство должно дать отзыв на законопроект.

Также часто нужно приложить другие документы. Например, если законопроект предполагает ввести новые налоги, на него нужно получить отзыв правительства, а если изменяет уголовный кодекс — Верховного суда.

Чаще всего депутаты считают, что никакие бюджетные изменения для новых законов не нужны. Источник: Карточка законопроекта № 134573-8 в СОЗД
Чаще всего депутаты считают, что никакие бюджетные изменения для новых законов не нужны. Источник: Карточка законопроекта № 134573-8 в СОЗД

Инициатор направляет пакет документов на имя председателя Госдумы. Затем проект регистрируют в нижней палате парламента и в системе обеспечения законодательной деятельности — с помощью этого сервиса удобно следить за новыми законопроектами и узнавать историю старых.

Если закон предложил депутат, который входит во фракцию — объединение депутатов, избиравшихся в Госдуму по предложению партии, — он должен уведомить об инициативе главу фракции.

Как принимают законы

Обычно законопроекты проходят длинный путь согласований: они могут отправиться на доработку или бессрочно лежать на рассмотрении, дойти даже до президента, но все равно не вступить в силу.

В целом можно выделить семь этапов работы над текстом нового федерального закона.

Этап 1 — комитет. Каждый законопроект попадает в профильный комитет депутатов Госдумы, который специализируется на соответствующем направлении, — всего их 31. Например, есть комитет по культуре, по охране здоровья, по аграрным вопросам.

Комитет проверяет, содержит ли проект все нужные документы, и включает его обсуждение в план работы. Затем уведомляет о законопроекте другие комитеты и фракции Госдумы, президента, Совет Федерации, правительство, счетную и общественную палаты, а также Конституционный и Верховный суды, если требуются их отзывы.

Этап 2 — совет Госдумы и правовая экспертиза. Комитет может включить работу над законопроектом в текущую или следующую сессию Госдумы или же отложить это на неопределенный срок — ограничений нет, поэтому проект закона может лежать на рассмотрении бесконечно долго. Четкие сроки есть только для некоторых проектов — например, для закона о федеральном бюджете.

Комитет предлагает совету Госдумы установить срок для отзывов, замечаний и предложений. В течение этого срока, если совет увидит проблемы, он может вернуть законопроект в комитет или инициатору.

Если проблем и вопросов нет, проект направляют на правовую экспертизу. Она устанавливает, нет ли у законопроекта противоречий с положениями Конституции и другими действующими законами, а также проверяет его внутреннюю логику.

Этап 3 — первое чтение. Чтения — это рассмотрение законопроектов депутатским корпусом Госдумы. Как правило, проект рассматривается в трех чтениях.

На первом чтении депутаты обсуждают концепцию законопроекта, оценивают его соответствие основным положениям Конституции, актуальность и практическую значимость.

Чтение начинается с выступления инициатора законопроекта, где он обосновывает необходимость принятия закона. Затем выступает представитель ответственного комитета и представители комитетов-соисполнителей, если они есть. В этих докладах сообщается об отзывах, которые получил проект, и в итоге выражается позиция комитета: принять или отклонить. Депутаты могут задавать вопросы инициатору и комитетам.

Затем по законопроекту могут выступить представители фракций и другие депутаты, представители президента, правительства, счетной палаты, региональных парламентов и другие приглашенные на чтения люди. После обсуждений инициатор проекта может выступить с заключительным словом, затем начинается голосование.

Всего в Госдуме 450 мест, но депутатов может быть и меньше: например, если с избранным депутатом что-то случится, он передумает быть депутатом или с него снимут этот статус за преступление. Сейчас в Госдуме 448 депутатов, все они имеют право голоса. Если на заседании присутствует больше половины фактического думского состава, оно считается правомочным. Если большинство голосует за, законопроект принимают в первом чтении.

После этого профильный комитет готовит рекомендации — какие правки стоит внести в проект. Все заинтересованные лица могут направлять свои замечания и предложения к законопроекту, а сам комитет может запрашивать экспертизы нужных организаций. Доработанный проект с предложениями правок направляют на второе чтение.

Как ускоряют принятие закона

Есть несколько способов не рассматривать законопроект долго, а принять его за несколько дней. Иногда для этого используют не запрещенные законом хитрости.

Принимают закон сразу в трех чтениях. Депутаты вправе проголосовать за рассмотрение законопроекта одновременно в трех чтениях. Если большинство за, то следующим голосованием они сразу принимают или отклоняют закон.

С начала 2020 по 21 апреля 2022 года депутаты прибегали к такому ускоренному способу принять закон 54 раза, из них в 2022 году — 19 раз.

Добавляют один проект в другой перед вторым чтением. Поправки перед вторым чтением могут стать настолько существенными, что в тексте документа появятся положения фактически отдельного нового закона.

Этап 4 — второе чтение. Ответственный комитет готовит две таблицы правок к законопроекту: рекомендованных к принятию и рекомендованных к отклонению.

Проект вместе с таблицами выносят на второе чтение. На этом этапе общая концепция меняться не должна: все изменения по идее должны распространяться только на те законы и статьи, которые содержались в проекте на первом чтении.

Ко второму чтению депутаты детально прорабатывают разные варианты редакций документа, которые отражены в таблицах правок, и вновь ставят законопроект на голосование. Если его принимают, текст снова направляют в ответственный комитет, чтобы он проверил возможные противоречия и правильную взаимосвязь статей. После этого вместе с заключением правового управления текст закона передают в совет Госдумы, который выносит проект на третье чтение.

Этап 5 — третье чтение. На этом этапе ответственный комитет делает финальный доклад по проекту, выступают представители фракций, и законопроект ставится на голосование. Его могут принять простым большинством и в течение пяти дней передать на рассмотрение верхней палаты парламента — Совета Федерации.

Этап 6 — Совет Федерации. Эта палата состоит из 200 сенаторов. Аппарат Совета регистрирует проект, проверяет укомплектованность пакета документов и передает экземпляры сенаторам. Председатель СФ, в свою очередь, направляет законопроект в профильный комитет, также образованный из сенаторов, и в правовое управление.

Сенаторы могут организовать обсуждение законопроекта в регионах РФ. Также комитет вправе приглашать на предварительное рассмотрение экспертов и обязан предоставить слово представителю Общественной палаты, если закон проходил общественную экспертизу.

В итоге члены комитета голосуют и принимают заключение. В нем они оценивают политико-правовые и социально-экономические последствия реализации закона, отражают заключение антикоррупционной экспертизы и указывают, обязательно ли проект должен рассмотреть Совет Федерации. Если да, то комитет рекомендует законопроект к принятию или к отклонению, а если нет — рекомендует Совету Федерации рассмотреть или не рассматривать закон.

Если проект решили не рассматривать, его сразу передают на подпись президенту. Это невозможно только для законов, которые касаются:

  1. Федерального бюджета.
  2. Федеральных налогов и сборов.
  3. Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.
  4. Ратификации и денонсации международных договоров РФ.
  5. Статуса и защиты государственной границы.
  6. Войны и мира.

Если Совет Федерации рассматривает законопроект, то заседание начинается с доклада профильного комитета. Кроме него слово могут дать представителю правительства, Общественной палаты или президента.

Затем сенаторы голосуют за принятие или отклонение закона. Если больше половины голосов за, он уходит на подписание президенту.

С 2017 года Совет Федерации отклонял законы трижды: проекты вернулись в Госдуму, два из них были позже одобрены и приняты, а один снят с рассмотрения.

Этап 7 — президент. Закон считается принятым только после того, как его подписал президент и его текст опубликовали. Все новые законы публикуются на сайте publication.pravo.gov.ru.

У президента есть право вето. В истории современной России президенты пользовались этим правом 430 раз. Последние два раза были в 2016 и в 2021 годах: так, в 2021 году законодатель предлагал освободить СМИ от ответственности, если они нанесли неверную возрастную маркировку по вине заказчика, но президент предложение отклонил.

Как можно повлиять на законопроекты

Самый очевидный способ повлиять на законотворческий процесс — написать своему депутату письмо или встретиться с ним лично. Депутатский корпус — это представительная ветвь власти, все депутаты должны работать в интересах избирателей и обязаны рассматривать их обращения.

Можно использовать форму для электронной связи — она есть на сайте Госдумы. Здесь же, на сайте, можно выяснить имя своего депутата — есть поиск по регионам. Другой вариант — написать письмо на бумаге и отправить его почтой. Ну и, наконец, можно встретиться с депутатом лично — каждый из парламентариев обязан проводить прием граждан в своем округе.

Самый простой способ пообщаться со своим депутатом — электронное обращение через сайт
Самый простой способ пообщаться со своим депутатом — электронное обращение через сайт

Написать можно и сенаторам, они тоже обязаны рассматривать обращения граждан, соответствующая форма есть и на сайте Совета Федерации.

Также органы исполнительной власти обязаны выставлять разработанные нормативные акты для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru. Можно поставить лайк или дизлайк, а также оставить комментарий к любому проекту, в том числе федеральным законам, которые планируют передать в Госдуму.

Сайт не самый удобный и на нем часто что-то не грузится, но все же это тоже площадка, на которой можно высказать свое мнение.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

У вас есть идеи, как улучшить законотворчество? Поделитесь:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой Т—Ж

>>У вас есть идеи, как улучшить законотворчество?
Хорошая попытка, т-щ майор

27

Артем, выражать свою гражданскую волю можно по-разному. Можно участвовать в мирном одиночном пикете, можно написать письмо своему депутату, можно даже вежливо и корректно что-то сказать в эфире местного ТВ. Но тебя так или иначе задержат и обвинят либо в дискредитации, либо в распространении фейков, либо в оскорблении чувство ворующих.

23
0
Автор

+6

"Конституция. Это основной закон страны с высшей юридической силой." - ха. ха-ха. ха-ха-ха.

15

Pavla, и что смешного? Да, Конституция - основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу. Это факт, с которым бессмысленно спорить.

Прописали нам запрет идеологии - всё, идеологии в стране нет от слова совсем. В каком направлении движется страна? Ни в каком. Стоим на месте 30 лет и деградируем. Именно потому что запрещена гос идеология, т.е. наличие у государства целей и смыслов своего существования.

Только не надо сказок, якобы кто-то там что-то не соблюдает. Как только копнём глубже - внезапно окажется, что все всё соблюдают, а вы просто начитались бложиков мамкиных революционеров.

0

Александр, только если копать в том месте, которое вам удобно. Ну или властям. У нас нет свободы вероисповедания. Потому что поп может прийти в школу и вешать свою поповскую фигню детям. Да, приходили. Это факт. Государство и церковь не разделены. Об этом говорят, во-первых, присутствие безработного гражданина гундяева на правительственных заседаниях и влияние его на принятие законов в стране. В правительственной комиссии по делам семьи и детей есть попы и целая попадья.
Учебники для детей в школы составляются при поддержке кравцова с участием попов. УЧЕБНИКИ!!!! Для государственных школ. Это минимум того, что не соответствует конституции.

2

Артем, я это прекрасно понимаю. Больше скажу, в молодости я принимал участие в общественной и политической жизни, в старших классах школы, университете, и на выборы ходили, и не только, общались с местными депутатами, только вот на качество жизни это существенно никак не повлияло, так, для себя, для галочки, мол, мне не всё равно. И мне реально не всё равно. Но факты остаются фактами. Те, кто реально хотел и мог что-то изменить, молодые активисты и политики, где они все сейчас?

11

Андрей, либо в тюрьме, либо эмигрировали. И я в последнее время склоняюсь к мысли, что и правильно сделали.

11

Иван, именно, и добавить нечего

1
Сообщник

Андрей, надо не только хотеть что-то сделать ,надо это дело делать уметь,нужно владеть технологией работы над законами.Депутаты не могут спроектировать закон ,так как все законы отражают,описывают разные области жизни ,разные виды предметной деятельности,а депутаты знают только тот вид предметной деятельности ,по которому они получили образование.Поэтому при этих подходах ,которые здесь обсуждаются ,законы будут и далее такими же плохими какими были до сих пор.А вообще-то закон можно спроектировать как часы .

0
0
Герой

Идеи!?
Посмотри в визатор, родной.
Какая лампочка горит? Зелёная!?
Тогда лучше цак надень и в пепелаце сиди.

9
0

Выглядит как сценарий для стендапа

6
0

Меня сейчас заминусят, но всё уже давно решено за нас. И ни на что никто из нас не повлияет, никогда. Расслабьтесь.

5

Андрей, нарушена причинно-следственная связь. Всё решается за нас именно потому что народ 30 лет игнорирует политику, повторяя как мантру "всё решено за нас", "в политике умные дяди сидят, сами разберутся", "политика - грязное дело" и т.д.

Я не имею ввиду участие во всяких прозападных митингах, я говорю о реальном принятии участия в политической жизни страны - через Национально-освободительное движение, Народный фронт и другие патриотические структуры.

3
0

Это наверное самая смешная статья, которую я только читал на Т-Ж.

5
0
Герой Т—Ж

Законы там формально фиксируют.

2
0
Герой

На кой нужен совет федерации? Очередное раздувание чиновнического штата? В госдуме что ли сидят некомпетентные депутаты, которые не в состоянии делать их работу?

1
Герой

В нынешнем виде не нужен абсолютно. Просто еще один "всёодобрямс". Но на нынешнем этапе почти все органы так работают, у нас страшный перекос в сторону исполнительной власти, всё остальное имеет чисто номинально-декоративные функции.

5

Nick, нам нужно больше органов

0
0

>>У вас есть идеи, как улучшить законотворчество?

Слышал, способ Молотова работает время от времени 🐱

1

Sol, абсолютно неверно. У нас нет никаких царей, императоров и прочих монархов. Откройте Конституцию и прочитайте полномочия президента. Обычный нотариус. Типичная западная система, где президент - не верховный правитель, а марионетка, которой дают править пока она проводит выгодную заказчику политику.

У международных органов вроде ВОЗ и МВФ и то больше полномочий в России, чему президента.

1

Александр, наконец-то хоть кто-то верно написал. Людям проще концентрировать внимание на одном человеке. Путина то видно, а кто им управляет никто не знает. Вот и "бьют" кого видят.

0
0
Герой
Отредактировано

Как безумный царь скажет так и делают. Вот и весь процесс.

0

Дмитрий, нет у нас никакого царя. Читайте полномочия президента в Конституции. Президент - нотариус, заверяющий принимаемые Госдумой законы.

0
Герой
Отредактировано

Александр, ха, сейчас верить тому, что написано в конституции верх наивности. Поздравляю, хорошо наверное жить в розовом мире

0
0
Отредактировано

Эта схема "Госдума-СФ" видится калькой с британского парламента ("Палата общин - палата лордов")

0

Игорь, дык логично, кто написал нам Конституцию в 1993, тот и выбрал систему госстроительства. Не будут же они своим колониям народовластие прописывать.

0
0

Прочитал только заголовок и уверен, что тем кто имеет монополию в Госдуме скорее-всего нужно принимать лекарства, но не законы...
Вообще всех их нужно на полиграфе проверять каждую сессию, а то слухов полно, что иностранные консалтинговые агентства пишут для РФ законы, а они их принимают, а законы для народа называют популистскими...

0
0

Нужно что бы не одни и те же люди это делали. А у нас все без изменений.

0

Денис, сменяемость власти придумана на западе чтобы олигархам было легче контролировать публичную власть. Только президент успел разобраться, что и как работает - а уже всё, уступай место другому.

Ничего хорошего в этой системе нет.

0
0
Сообщник

Опечатка: сенаторов не 17, а 200 (170 региональных + 30 особенных)

0
Автор статьи

Иван, спасибо за внимательность! Поправили.

0
0

Здравствуйте. Пожалуйста разъясните процедуру отмены законов в рф кратко

0

Sol, верно, Россия является колониальным государством. Поэтому вместо использования своей системы госстроительства использует навязанную западом в 1993г через колониальную Конституцию.

0
0

Если человек как сейчас получается не глуп, то он понимает, каждый ФЗ настолько облеплен всевозможные правовыми актами, приложениями и изменениями, что ссылаться на закон, становится просто не возможно. Система решила так, электронным голосом, сказали раз, сказали два, ни куда не попасть, одни отписки. Жить стало невозможно, поборы и беззаконие, геноцид трудовой интеллигенции.

0
0

Есть! Нужно соблюсти референдум 1991 года о сохранении ссср, вернуть конституцию. Ну и с народом сообща... А-то власти у нас не досягаемы.

0
0

Я то с ним поддерживаю все долгие годы связь.В одностороннем порядке. Только он ни разу не поддержал связь со мной.

Чтобы улучшить законотворчество, которое не касается каких либо узких направлений, а широкого круга людей, нужно обязательно привлекать к работе общественные советы, в состав которых могли бы войти все желающие. с активной жизненной позицией, граждане. Обязательны встречи депутата на местах, а не вынуждать ехать людей в областные центры. Это сейчас удовольствие не из дешевых.
Обратная связь через интернет-приемные такого общения не дает.
Депутат не видит ни одного обращения. Все решают дорогие помощники на местах. И это касается не проблемы с унитазом или отсутствие тротуара, как в моем случае. То есть связи практически нет. Разговор глухого со слепым.
Демократия была в СССР. Наверное поэтому ее у нас враги и ликвидировали.

0
0

А профильный и ответственный комитет это одно и тоже ?

0
0

Бардак у нас в законотворчестве. Что хотят законодатели, то и творят. Конституция - вообще никакой не закон, а свод инструкций, которые можно нарушать.
Почему? - ответ знает каждый Российский гражданин.

0

Сообщество