«Жизнь с СДВГ — повышенный уровень сложности с рождения»: психиатр — о детях с этим диагнозом
Дети
14K

«Жизнь с СДВГ — повышенный уровень сложности с рождения»: психиатр — о детях с этим диагнозом

И о том, как родители и учителя могут сделать их жизнь проще
53
Аватар автора

Степан Краснощеков

психиатр

Страница автора
Аватар автора

Мария Печенкина

задавала вопросы

Страница автора

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ, — очень распространенный диагноз.

Несмотря на это, родители и педагоги часто не замечают симптомов и списывают проблемы ребенка на лень и дурной характер. И это лишь усугубляет ситуацию.

Мы поговорили с детским психиатром Степаном Краснощековым о том, как диагностируют СДВГ, как правильно мотивировать ребенка к учебе и помочь принять свои особенности.

Рассылка о том, как растить детей
Советы только для родителей — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

— Что такое СДВГ?

— Это генетически обусловленное расстройство нейроразвития, которое впервые проявляется у детей в 4—12 лет. Именно в этот период мы и ставим диагноз.

Есть три основных признака СДВГ.

Дефицит внимания, то есть снижение концентрации в большинстве повседневных задач. При этом в некоторых занятиях может, напротив, наблюдаться гиперфокус: когда человек очень сильно увлечен тем, что он делает, и его от этого не оторвать. Ребенок может часами и днями собирать сложные модели из конструктора, но при этом не удерживать внимания в процессе рисования дольше нескольких минут.

Гиперактивность, которая проявляется разными способами. Потребность встать и пройтись прямо во время урока, кручение предметов в руках, обгрызание ногтей, раскачивание, постоянная смена позы, суетливость.

Также может быть повышенная разговорчивость, бесконечные вопросы, напевание песен под нос или просто создание постоянного шума вокруг себя.

Гиперактивность может влиять и на проблемы с засыпанием. Когда ребенок с СДВГ ложится спать, в его мыслях продолжается активная деятельность. Он фантазирует и размышляет о чем угодно: от цвета торта на сегодняшнем празднике до расстояния до Бетельгейзе. Это может продлевать время засыпания до бесконечности.

Импульсивность. Проще говоря, недостаток терпения: если человек чего-то хочет, ему нужно срочно получить желаемое здесь и сейчас. Ему очень сложно ждать и понимать, что значит «надо». Но как только потребность удовлетворяется, тут же появляется новая. А когда родитель скажет нет, ребенок может резко выдать негативную реакцию. Также импульсивность проявляется в частых выкрикиваниях и перебиваниях в диалоге или на занятиях.

Если все эти признаки присутствуют и мешают ребенку развиваться и находиться в социуме, мы ставим диагноз СДВГ.

До четырех лет диагноз не ставят — в основном потому, что маленьким детям свойственно быть гиперактивными, это не проблема. Есть некоторые ранние признаки СДВГ: частый и необоснованный плач, выраженные эмоциональные вспышки, плохой сон и аппетит, но этого недостаточно, чтобы выявить расстройство.

— А по каким бытовым признакам родитель может заподозрить у ребенка СДВГ?

— В первую очередь это сложности в учебе. Как часто говорят педагоги, «умный, но не старается, витает в облаках, смотрит в окно, постоянно отвлекается, занимается всем, кроме основной задачи».

То же самое может проявляться в быту. Такие дети довольно рассеянные, не доводят дела до конца. Способны терять вещи на пустом месте: буквально минуту назад у ребенка была шапка в руках — где она теперь, непонятно. Во время обеда они могут съесть две ложки и потом куда-то побежать, срочно надо попить воды, надеть носки. И так постоянно.

Много двигаться — это типично для детей с СДВГ. Им постоянно надо куда-то бежать и на кого-то залезть. То же самое в плане мелкой моторики — что-то покрутить в руках, потрогать.

А если они играют, они будут делать это очень шумно. И обычно таких детей слышно из любой комнаты. А если не слышно, значит, что-то случилось.

Кроме того, c детьми с СДВГ часто очень сложно договариваться. Если им что-то надо, они упираются. В случае отказа ребенок ощущает, что его мир разрушен, его никто не любит. Правда, через пять минут все становится нормально. Чтобы снизить накал эмоций в такие моменты, надо переключать ребенка на другие темы.

— Говорят, у девочек и мальчиков различаются признаки СДВГ. Так ли это?

— СДВГ диагностируется у мальчиков в три раза чаще, чем у девочек. У девочек синдром больше проявляется в невнимательности, чем в двигательной активности. Мальчики с СДВГ заметнее для окружающих, они склонны к нарушениям поведения и чаще попадают на прием к психиатру.

Сами посудите, кто больше похож на пациента психиатра? Мальчик, с которым не могут справиться в школе, или очень мечтательная и рассеянная девочка? А на самом деле помочь мы можем обоим — только девочка до врача так и не дойдет.

— Если ребенок активнее остальных, это же не всегда значит, что у него СДВГ?

— Не всегда, потому что сама по себе гиперактивность — это не проблема. Если ребенок подвижный, ему нравится играть, он разговорчивый, контактный и это не мешает ни ему, ни окружающим, то с этим ничего делать не нужно.

Но бывает, что ребенок настолько гиперактивный, что окружающим и ему самому действительно сложно. Это может проявляться в нарушениях сна, в питании — у детей с СДВГ часто встречается выраженная пищевая избирательность. Это проблемы с самооценкой, потому что, если не получается встроиться в общество, дети чувствуют себя изгоями, какими-то не такими, неправильными.

Иногда на ребенка давят родители или педагоги, говорят: «Будь как все». А у него не получается быть как все. В таком случае может возникнуть склонность к тревожным или депрессивным расстройствам, что повлечет за собой проблемы в будущем.

— С какими трудностями такие дети сталкиваются в школе?

— В основном сложности возникают с учителями. Ситуация сильно зависит от школы. Если ребенок с СДВГ или другим расстройством находится в адекватной среде, где понимают его особенности и помогают с ними, то, как правило, проблем не возникает.

К сожалению, наша среда чаще всего не очень благосклонна к таким детям. Распространенность СДВГ оценивается в 5%, то есть синдром есть у каждого 20-го человека в мире. Если мы вспомним свой класс в школе, то, скорее всего, вспомним и какого-нибудь парнишку, которому тяжело было концентрироваться и сидеть на месте.

Большая проблема образовательного процесса в том, что у нас принято держать детей в строгости. А при СДВГ необходимо комбинировать дисциплину с мотивацией и поощрением. Если мы замотивируем ребенка, объясним, для чего нужно учиться, то сложностей в учебе станет гораздо меньше. Например, наглядно продемонстрируем, что математика нужна, чтобы считать деньги. Но, к сожалению, это не всегда возможно. Классы очень большие, и про индивидуальный подход говорить сложно.

Чаще всего учителя не понимают, что такое СДВГ, какие потребности у этих детей и как с ними взаимодействовать. Они пытаются применить к ним те методы, которые работают с большинством, и терпят неудачу. Чем сильнее мы нажимаем на ребенка с СДВГ, тем больше встречаем противодействия.

В итоге учебный процесс превращается в борьбу. Потом к этому подключаются и одноклассники, потому что учитель уже создал жертву. Начинается буллинг. А на самом деле это проблема легко решается, если педагог готов к общению, готов выслушать и понять, в чем особенности ребенка с СДВГ.

Проблемы появляются и в коллективе, потому что таким детям бывает сложно работать со своими импульсами, эмоциями, они могут быть яркими, взрывными и общительными. У кого-то получается продвигать свои лидерские качества, но, к сожалению, не у всех.

Стоит ли предупредить учителя или воспитателя в детском саду, что у ребенка есть такие особенности?

— Важнее всего донести диагноз именно до ребенка, причем в любом возрасте. Дети все равно чувствуют, что отличаются от других. И озвучивание диагноза очень помогает понять, что с тобой происходит, как это называется. Если мы даем этому название, ребенок уже не считает, что он странный, неправильный. Когда он понимает, что есть люди с такими же особенностями, он перестает чувствовать себя белой вороной.

Мы, конечно, можем ничего не говорить учителям, но они все равно будут это замечать. И я думаю, что родители сами заинтересованы в том, чтобы у детей была адекватная среда. Стоит найти время, чтобы объяснить классному руководителю, какие у ребенка особенности, чтобы не было недопонимания.

— Есть какие-то хитрости, чтобы помочь ребенку с диагнозом учиться и выполнять другие важные задачи?

— Важно всегда объяснять, для чего мы это делаем. В зависимости от характера ребенка и его интересов мы можем создать систему заданий и поощрений. Есть разные мобильные приложения, которые помогают это организовать: S’MoresUp, Dragon Family, Cozi Family Organizer и многие другие.

Можно самим создать систему наград, оформить ее в виде плаката на стене, размещать там наклейки. Ребенок будет видеть, что награда совсем рядом. Чаще всего это неплохо помогает.

Приведем простой пример: мы вырезаем из картона звездочки и награждаем ребенка. Почистил зубы? Держи плюс. Погулял с собакой? Вот тебе два. Выжил и не довел учителя до госпитализации в психиатрическую клинику? Ты молодец!

Полученные бонусы мы конвертируем во что-то интересное ребенку. Пять звездочек за неделю — идем за мороженым. Десять — заслужил машинку! А за двадцать мы проводим выходной в детском центре, где можно побегать, полазить и вдоволь наиграться. Набрал 50 за месяц — отправляемся в магазин! Конечно, все то же самое мы делали бы и без звездочек, но ребенку об этом знать не обязательно.

Со временем, когда навыки ребенка закрепятся, требования к наградам можно делать более строгими. В дальнейшем необходимость этой системы отпадет.

Кроме поощрения важно и отсутствие наказаний. Наказания в целом не очень эффективны в работе с детьми. Но отсутствие поощрения может быть вариантом наказания — обычно это рабочая история. Это тоже иногда ввергает детей в ступор и фрустрацию, но, по крайней мере, им понятно что и как.

Важно, чтобы награды делились на краткосрочные и долгосрочные. Если мы скажем: «Учись хорошо, и в конце года мы купим тебе крупный подарок», то ребенок про это забудет через две секунды. Ему важнее то, что произойдет в ближайшем будущем.

Эта система применяется в онлайн-играх и называется дофаминовой петлей. Награда сиюминутная, здесь и сейчас, потом она откладывается на чуть более длительный срок, а потом еще и еще. Это отличный пример геймификации для работы с людьми с СДВГ.

Кроме поощрений важна структурность и наличие определенных рамок. При этом не стоит запрещать все подряд. Если у ребенка есть три важных правила, скорее всего, он будет их соблюдать. Если их 100, он будет нарушать одно, второе, третье. Ценность правил будет снижаться.

Важно обсуждать правила, потому что директивно мы мало чего добьемся от ребенка с СДВГ. Нужно на своем примере показывать, как эти правила работают, нужно предлагать следовать им вместе. Даже если ребенку четыре-пять лет, у него есть свое мнение, свой характер и ему важно понимать, почему нужно сделать так.

Например, если мы скажем, что надо мыть посуду, чтобы было чисто, это вряд ли будет мощной мотивацией для выполнения задания. Но если мы включим активную музыку, будем весело намывать тарелки и ювелирно забрасывать их в шкаф, уточнив у ребенка, как правильно расставить их по цветам, то ему будет интересно присоединиться.

Если мы пылесосим квартиру со скорбным лицом, полным боли, найти компаньона будет сложно — так превратите это в субботнюю охоту за привидениями и поиск эктоплазмы за шкафом. Выполняйте бытовые задачи весело и с удовольствием, и это станет неплохим вариантом семейного времяпрепровождения.

Конечно, это общие рекомендации, которые нужно индивидуализировать под конкретного ребенка. Обычно я рекомендую родителям ознакомиться с книгой «Магия на 1-2-3» Томаса Фелана. Думаю, это должно стать их официальной «инструкцией к ребенку». Еще людям с СДВГ и их родителям хорошо помогает книга «Почему я отвлекаюсь» Эдварда Хэллоуэлла, где представлено множество отличных советов по выстраиванию подходящих условий для человека с СДВГ любого возраста.

Есть ли способы помочь ребенку адаптироваться в коллективе?

— Есть дети с СДВГ, у которых не возникает проблем с адаптацией. Но так, конечно, получается не у всех. Мы стараемся вести адаптацию постепенно: не отдавать ребенка в садик сразу на весь день, сначала на пару часов. Могут возникнуть проблемы с дневным сном: у детей с СДВГ он зачастую пропадает очень рано, в два-три года. А в садике заставляют спать. Этот момент важно обсудить с воспитателями. Или ребенка с пищевой избирательностью могут заставлять есть кашу, от которой его воротит, — и тогда флешбэки с кашей будут мучить его даже в старости.

До тех пор, пока ребенок не делает ничего опасного и не мешает педагогу делать свою работу, не нужно его вовлекать во все активности в коллективе. Если они не кажутся ему интересными, он будет их саботировать. Не заставлять, не давить — мотивировать, просто проявлять к ребенку внимание.

Но в целом в садике адаптация детей с СДВГ проходит достаточно легко. В школе уровень ответственности резко возрастает, и там уже могут появиться проблемы. Нужно обсуждать с педагогами, как сделать школьную жизнь ребенка проще. У учителей может быть мотивация добиться как минимум того, чтобы ребенок с СДВГ им не мешал.

— Как родителям смириться с особенностями ребенка и не винить себя за них?

— Расстройство генетически обусловлено: оно может быть связано с наследственностью или со спонтанными генетическими мутациями. Здесь важно понимать, что никто не виноват и вы не могли этого предотвратить.

Если родители смирятся с особенностями ребенка, жизнь у всех членов семьи станет лучше и проще. Диагноз ставят в первую очередь для того, чтобы у ребенка была адекватная терапия и коррекция.

Здесь важна роль психиатра, невролога или педиатра, который ставит диагноз, а также психолога: чаще всего мы отправляем ребенка именно к нему, а он обязательно работает еще и с родителями. Ведь работа с детьми — это работа со всей средой, в которой они растут. Одна из задач — регулировать конфликты, которые могут происходить в семье именно из-за особенностей ребенка.

В семье кто-то может не принимать диагноз, а кто-то — гиперопекать ребенка. Иногда возникают ситуации, когда фокус внимания смещается на ребенка с СДВГ, а брату или сестре не хватает заботы родителей. И задача психолога в том, чтобы это отрегулировать.

Встречается и другая проблема: один родитель знает о диагнозе и осознает его, а второй его отрицает. Мама ходит с ребенком по врачам, а папа говорит, что у него просто такой характер — сейчас я его воспитаю.

— А какие плюсы дает СДВГ?

— Например, гиперфокус. Это состояние сверхконцентрации, оно может быть полезным, если интерес сочетается с продуктивностью. Некоторые дети могут показывать чудеса на занятиях по робототехнике, студенты — писать отличные курсовые за ночь, поймав вдохновение, а взрослые — работать по 12 часов без перерыва и наслаждаться ощущением потока. Общительность и разговорчивость помогают в социализации, а импульсивность и нетерпеливость позволяют сворачивать горы для достижения необходимой цели.

Я бы сказал, что жизнь с СДВГ — это повышенный уровень сложности с самого рождения. Выше ставки, выше вероятность неудачи, но если все получится, то можно преуспеть в своей деятельности. Билл Гейтс, Уолт Дисней, Майкл Фелпс — самые известные примеры людей с СДВГ, у которых все получилось. Даже знакомые Альберта Эйнштейна описывали его как весьма забывчивого и рассеянного человека, что заставляет задуматься о наличии у него того же диагноза. Впрочем, какие диагнозы ему только не ставят.

— На Западе есть проблемы с гипердиагностикой СДВГ. А у нас она есть?

— Диагностика зависит от конкретного региона. Даже по России очень сильный разброс, по Европе, по отдельным штатам Америки. Все зависит от специалиста, потому что этот диагноз субъективный, мы не можем его подтвердить на каких-либо обследованиях, анализах. Также были исторические бумы, когда в девяностые и в начале нулевых очень многим ставили СДВГ. Вероятно, это было связано с интересом общества и повышением информированности о данном расстройстве.

В последние годы наблюдается очередной бум. Стало значительно больше взрослых, которые увидели видео в «Тиктоке» или на «Ютубе», заметили схожие черты и приходят провериться. Нередко опасения подтверждаются.

У нас в Петербурге противоположная проблема: диагноз часто не ставят, даже когда он очевиден. Впрочем, диагностика расстройства аутистического спектра страдает куда сильнее.

Есть еще проблемы с информированностью о том, что потом с этим делать. В 60% случаев после постановки диагноза рекомендаций не дают, лечение не определяют. Родители не знают, что делать дальше. До сих пор люди верят, что после 18 лет СДВГ превращается в тыкву. Это не только российская фишка, так случается и Европе. Но на самом деле, если СДВГ есть в детском возрасте, он переходит и во взрослый.

— То есть перерасти СДВГ невозможно?

— Смотря что мы вкладываем в понятие «перерасти». Проявления синдрома могут снизиться до того уровня, когда это уже перестает быть проблемой, и тогда человек адаптируется. А это именно та цель, которую мы ставим в коррекции СДВГ. Может ли это произойти само по себе? Да, может — с вероятностью 15—20%.

Это происходит из-за того, что человек просто учится на своих ошибках. Другой вопрос, хотим ли мы для ребенка такого пути? Когда человек с СДВГ уже вырос без должного лечения, он зачастую сам добирается до психиатра, но уже с другими проблемами, которые на этом пути приобрел.

Если симптомы не корректируются, это повышает риски попадания в дурные компании, злоупотребления психоактивными веществами. Дело в импульсивности, проблемах с эмоциональной регуляцией, с поведением. Могут сформироваться расстройства личности. Последствия придется разгребать намного дольше, если не начать лечение в шесть-семь лет.

— Как лечат СДВГ? Обязательно ли принимать медикаменты?

— Это зависит от возраста и от проявлений симптомов. До шести лет мы рекомендуем только психотерапию, потому что лекарства еще не предписаны. После шести мы работаем с комбинацией психо- и фармакотерапии. Без психолога особого успеха не добиться. С помощью таблеток мы можем физиологически добиться того, чтобы у ребенка появилась возможность активировать собственные тормоза. Но нужно его еще научить этими механизмами пользоваться.

Бывает, что степень проявления невысокая. Иногда мы находим СДВГ относительно случайно, когда родители приходят с другой проблемой. Тогда мы можем рекомендовать только психолога. Но в своей практике я не назначаю лекарства в 60% случаев. Это порой удивляет родителей, которые считают, что раз уж они пришли к врачу, то им точно должны что-то прописать.

— Какие специалисты занимаются немедикаментозным лечением? Некоторые советуют нейропсихологов — это эффективно?

— Обычно это психологи, клинические психологи, нейропсихологи. Чаще мы говорим о когнитивно-поведенческой терапии, она рекомендована детям с СДВГ.

Есть множество других тренингов и методик. Проблема в том, что очень небольшое количество материалов о них переведено на русский и адаптировано к нашей культуре. И не все специалисты их правильно используют. Эффективной регуляции на уровне законодательства нет. На бумаге профессиональный стандарт нейропсихолога есть, но в социальных сетях я вижу много людей, которые называют себя нейропсихологами и при этом не имеют соответствующего образования.

Поэтому важно, чем конкретно специалист занимается: это может быть когнитивно-поведенческая терапия, нейропсихология, различные занятия, направленные на восполнение основных когнитивных дефицитов у детей, развитие эмоциональной регуляции, внимания, навыков социального взаимодействия. Многое зависит от того, в чем конкретно у ребенка выражены проблемы.

— Как проверить адекватность психолога, который будет работать с СДВГ у ребенка?

— Задавайте вопросы и наблюдайте за работой. Спросите, какие проблемы ребенка специалист отмечает, как вы вместе будете их решать, какой результат ожидать и когда, какие методики будут применяться, что можно сделать дома для подкрепления эффекта. Если специалист ответил на все ваши вопросы, если между всеми участниками процесса сложилось доверие, если вы видите результат от занятий — значит, вы все делаете правильно.


Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Мария ПеченкинаПоделитесь, как помогаете ребенку поддерживать мотивацию к учебе:
  • Lana77А если у ребенка вспышки агрессии, это может быть одним из проявлений СДВГ? Подкрадывается и щиплет детей и взрослых, может стукнуть незнакомого ребенка на улице2
  • Аватаркая не нашла рецептов, как вообще эту самую мотивацию найти. рассказы что математика помогает считать деньги заканчивается еще в младшей школе. как объяснить зачем синусы и косинусы? они явно не для подсчета денег. объяснение что это всё нужно в институте тоже не прокатит - в институт дитя и не собиралось. химия зачем? куда в жизни обычный человек прикладывает эти химические формулы, из которых запомнился разве что кислород и спирт, и то больше из-за того что у всех на слуху? история вот мне лично ни разу не пригодилась в жизни, и география с информацией про суглинистые почвы. уже не говоря о музыке и физкультуре.6
  • Master_54Sovasveta77, у меня сдвг, и похожие симптомы у меня в детстве были. Но я думаю вам надо смотреть и на остальные симптомы тоже, так как по одной агрессии сдвг не поставить.3
  • Степан КраснощековSovasveta77, агрессия - это ведь естественный эволюционный механизм, тут бы разобраться, почему ребенок реагирует именно так - быть может, не хватает других инструментов для взаимодействия с окружающими? Думаю, что есть смысл посмотреть про оппозиционно-вызывающее расстройство поведения. Оно, кстати, часто бывает у детей с СДВГ. Но в первую очередь это повод для обращения к хорошему детскому психологу, а уже потом, если заметного улучшения нет - к психиатру.7
  • Степан КраснощековАватарка, так если мы сами не знаем, для чего это надо, то как убедить в этом ребенка? И надо ли? Куда важнее научить ребенка тому, что мы сами считаем ценным. Я вот не понял, зачем нужны интегралы, так их и не выучил. А вот химия пригодилась для того, чтобы весело взрывать кабинет во время опытов... Правда, после этого мне запретили приближаться к реагентам.16
  • Анна РешетниковаУ ребенка пока не поняла, есть ли, слишком маленькая , похожа на нормотипичного ребенка. Мне как взрослому с СДВГ действует для мотивации, выборов схема полностью interest- challenge- novelty- urgency. Кому-то лишь частично, какие-то отдельные компоненты из нее влияют. Ну и склонность к тревожности повышенной, депрессии при СДВГ выше. В том числе гиперактивность - это гиперактивность работы мозга, которая визуально может не проявляться никак иногда. СДВГ, аутизм и другие нейроотличия очень наследственно обусловленны, многие взрослые во взрослом возрасте узнают о себе уже.4
  • АленаАватарка, "Зачем географию учить - ямщик же повезет". В 2023 году: люди верят в соду с ГМО и боятся 5G. Зачем говорите нам химия и физика?7
  • Валерий АржановСтёпа💚💚💚💚💚💚💚💚0
  • Степан КраснощековАнна, да, про взрослых вообще отдельная огромная тема. Гиперактивность у взрослых - это и про тревожные мысли, про руминацию, про постоянный поиск сильных стимулов, про экстремальное поведение и прочее, прочее, прочее. Иногда во взрослом возрасте помогает даже сам факт диагноза, когда все кусочки пазла встают на место и появляется понимание, почему же так все складывается. А от этого уже можно отталкиваться для улучшения качества жизни.8
  • Степан КраснощековВалерий, wazzzzzzzup!1
  • A.I.Sovasveta77, у нас были вспышки агрессии по отношению к родителям (ребёнку 3.5 лет). Психолог нам посоветовала убрать все мультики на 2 недели, наблюдать за нашим поведением (мамы и папы), не кричать друг на друга, проявлять ласку и заботу, нормализовать режим сна и отдыха, больше гулять. Сначала мне показалось, что это глупые рекомендации, потом прошёл месяц, было сложно убрать блогеры насовсем, мультики оставили 1 час в день (иногда вообще без них). К нашему удивлению спустя 2 месяца ребёнок перестал нас дубасить. Я замечала уже не раз на своём ребенке, как плохо влияет на него просмотр детей блогеров, даже если это что-то типа распаковки игрушек.4
  • Petrov Ivanочень много статей на тж выходит про сдвг у детей, и ни одной - про сдвг у взрослых это раз очень удивляет отношение к сдвг как к заболеванию, а не как к особенности развития человека. примерно так в прошлом веке относились к нетрадиционной сексуальной ориентации человека или к левшам, пытаясь их "лечить" и "переучивать", а оказалось, - не нужно. это два.8
  • Petrov IvanВалерий, у вас сердца позеленели ) мб к врачу?0
  • АватаркаСтепан, об этом я и говорю. когда мы учились, то и сами не понимали, зачем это вот всё. некоторые предметы учили потому что было интересно, но если еще и неинтересно, то учить смысл пропадает абсолютно.2
  • Полина КалмыковаPetrov, про взрослых тоже выходят: journal.tinkoff.ru/adhd-how-to-survive1
  • АватаркаАлена, я не вижу связи между гмо, 5г и прочее с физикой и химией. в это всё вполне продолжают верить в том числе люди с высшим образованием. как и в таро и в бога и плоскую землю.3
  • Petrov IvanСтепан, интегралы нужны чтобы дифференцировать и обратно ) если совсем по-простому, достаточно же просто у Яндекса спросить: - узнать, как изменяется долг по кредиту в течение времени [вы находитесь здесь] - рассчитать стоимость, изучив зависимость потребности от предложений - ну, вроде как на который день после пасхи пора покупать пасхальные яйца со скидкой и чтобы они еще не закончились - вычислить время выполнения работы, с учетом усталости людей - полезно даже про себя и свой тайм-менеджмент - определить прирост жителей города етс4
  • Petrov IvanПолина, спасибо! пойду читать1
  • Лена ЛСтепан, очень жду статью про взрослый СДВГ!3
  • АленаАватарка, ну потому что это люди, которые плохо учились (спойлер: наличие "корочек" не синоним хорошего образования). Химия и физика нужно хотя бы для того чтобы после 11 класса люди могли поступать в разные вузы, а не забытый Богом ПТУ (колледж, простите) на отшибе районного центра. И да, можно сейчас сказать, а вот мой ребенок не пойдет в вуз. А может и пойдет.2
  • Степан КраснощековPetrov, я взвалил эту задачу на chatgpt и теперь у меня появилось больше времени на написание материалов по сдвг!8
  • Степан КраснощековPetrov, так я ж как раз о том и пишу, что не болезнь, и что надо не лечить, а направлять и помогать. И что не надо заваливать ребенка фармой, которая чаще не то что не поможет, а скорее навредит. Про взрослых я тоже очень люблю говорить, но тут взяли тему именно о детях. Надо же с чего-то начинать!9
  • Степан КраснощековPetrov, в этой ветке нужен комментарий врача-токсиколога...0
  • Petrov IvanСтепан, я и говорю, не дошли вы до - вычислить время выполнения работы, с учетом усталости людей - полезно даже про себя и свой тайм-менеджмент1
  • АватаркаАлена, знание о гмо и 5г - вообще не мотивация ни разу. как и предположение "а вдруг тебе пешком придется идти на родину откуда-нибудь из перу, и по пути искать в какую почву жёлуди сажать, чтобы с голоду не сдохнуть?" )) и всякие фразы "это нужно для общего развития" - для ребенка пустой звук, да и для большинства взрослых тоже. вуз - это что-то далёкое и непонятное, это тоже не мотиватор. мотиватор - это когда "мне интересно, я это хочу узнать", и только когда есть интерес, то можно думать о подходящем вузе, а не наоборот пытаться впихнуть какие-то знания ради какого-то вуза, о котором родители трындят.1
  • АватаркаPetrov, может это от любви к природе. а может быть это веганские сердца. а может инопланетная любовь. а может любовь осциллографа....2
  • МашуляA.I., эх, наш сдвгшка мультики смотрит минимально. Утром 10 минут для просыпания. И всё. Сад и дома много с сестрой играет. Приступы агрессии с 1,5 лет. Лекарства пили, становилось легче на время, потом снова ад-вся семья зависит от его настроения, а оно за секунду по 20 раз за день из хорошего превращает сына в зверя-рычащего, орущего, швыряющего вещи и мебель, могущего наброситься с Кулаками. Сыну скоро 6. Скоро идем к очередному психиатру3
  • АленаАватарка, что ж, поздравляю, у вас педагогическое Ватерлоо) И нет, "мне интересно" - это мотиватор маленького ребенка. Если вы почитаете про "внутреннюю мотивацию", то как раз узнаете про отдаленные перспективы. Пример: друг работал спокойно без вышки. Перешел в госку. Поработал. Там начальник прямо сказал, что дружочек, ты молодец, но без вышки, прости, не повышу тебя, регламент. И друг пошел учиться на заочку и благополучно закончил. Да, можно сказать, глупость учится для галочки. Но ему это дало больше перспективы. Он мог и в другую сферу уйти - это тоже вариант. И в любой науке/профессии не всегда весело и забавно. Есть монотонные действия, есть скучные. Рекомендую начать с азов - "Мотивация" Маслоу.1
  • АватаркаАлена, а какая мотивация у школьников по-вашему? это дети, причем в начальной школе еще достаточно маленькие. а мальчики к тому же взрослеют позже. вопрос был о мотивации детей к учебе, а не взрослых, которые работают без вышки.2
  • Анна РешетниковаPetrov, верю, что человечество придёт к пониманию и принятию нейроразнообразия, пока из аутистов пытаются сделать всеми деньгами нормотипичных9
  • АленаАватарка, по-моему, все дети индивидуальны априори. А части из них вполне надо дать возможность после 9 класса пойти работать. Помогает отрезвлению. Если вы о неуспеваемости - причин у этого от психологических до психиатрических. И просто абстрактно рассуждать можно, но зачем? Вы ищете волшебную таблетку. Ее нет и не будет никогда. Про "мальчики взрослеют" не комментирую. Еще скажите "Девочкам не даются точные науки".0
  • АватаркаАлена, я о мотивации, о которой был вопрос изначально. мотивации детей. не о причинах, а о том как мотивировать - я честно сказала, что не знаю как это делать. в моём детстве мотивировали ремнём, правда это тоже не работало.2
  • Мария ПеченкинаPetrov, На самом деле статья про СДВГ у взрослых на Т-Ж есть)0
  • Екатерина Колосовакогда в классе 30 детей и один из них с сдвг, то естественно учитель будет требовать от этого ребенка тоже что и от других, просто потому что и от учителя это требуют. У нас нет нормальной системы работы с такими детьми и внедрения их в коллектив, тут дело не только в учителях, но и во всей системе. Сейчас задача школы сделать всех одинаковыми, да в последние годы говориться об индивидуальном подходе, но по факту нет условий для его реализации...В большинстве школ нет тьюторов в качестве помощи учителю с особенными детьми, численность классов в больших городах слишком для одного учителя. Оценки боль и учителей и родителей и детей, с самого детства детей сравнивают друг с другом и ставят хорошие оценки превыше знаний и социализации ребенка. В общем в текущей системе я нахожу очень много недостатков2
  • АленаАнна, ясно.2
  • EkaАватарка, дык процесс вычислений интересен сам по себе. Не ищите пользу от знаний, а получайте кайф от их приобретения)) По своему опыту могу добавить, что очень мотивируют дедлайны - а ля контрольные на урок, да и просто соревнования с одноклассниками.1
  • БестияСтепан, а если у взрослого резко выражена ‘невнимательность’, и эту черту человек имеет с раннего детства. При этом гиперактивности нет. Это СДВГ или нет? Читала, что бывают формы без гиперактивности.0
  • D.deliriumЕкатерина, я по образованию учитель и довольно много практиковалась в разных школах + индивидуально работала Сейчас по статистике в среднем в классе примерно 30% детей нейротипичных, бывает больше. Их на первом же уроке замечаешь У меня в классе на 30 человек бывало в среднем 5-6 ребят с особенностями (их, как правило, отсаживают на камчатку). Обычно завуч или их клас. рук подходит и тебе нежно на ушко говорит "ой, а Машу Иванову с последней парты в самом углу лучше не спрашивай, она странненькая", а ты всё равно идёшь к Маше Ивановой пока все работают, чтобы её как-то индивидуально поспрашивать, и оказывается, что она просто немного замкнутая, но в голове у неё всё чудесно, она всё понимает, просто боится говорить. Вы в точку написали насчёт тьюторов. Это действительно улучшило бы ситуацию.2
  • user3155184Внуку 4 года, за похвалу и игрушку в подарок душу отдаст. Любит совместные игры.0
  • user3155184Алена, согласна с вами. Знания расширяют круг возможностей. Возможностей выбора дела, профессии в будущем. Открывается больше дорог.0
  • лицо_в_кокосеПодушню немного СДВГ в МКБ10 не правильно перевели. Правильно все же переводить РДВГ (расстройство). РДВГ сейчас ставят всем, кому ни попадя К слову это достаточно "грязный" диагноз, который ставится субъективно. один психолог сказал, что точно нет второй психолог сказал, что точно есть нейропсихолог сказал, есть рдв, но нет г а все эти тесты... каждый может найти в них симптомы.0
  • Заурядный человекАнна, пожалуйста, есть достаточно материала о естественном течении аутизма. Ни один родитель не захочет бросать монетку и играть в да /нет когда на кону жизнь его ребенка.0
  • Анна РешетниковаЗаурядный, когда дети не в парадигме ABA живут? В сети много материала про neurodiversity, neurodiversity affirming therapy, какие подходы и принципы в него включены.0
  • Заурядный человекАнна, при чем тут подходы? Вы пишете что родители зря вбухивают деньги в обучение и терапию аутичного ребёнка вместо того, чтобы общество менялось. Вы даже не потрудились уточнить что есть естественное течение аутизма, а хотите чтобы общество приняло нейроотличных людей. К слову, не aba единым родители адаптируют своих детей, поскольку не всем он подходит, как не всем подходит единая схема медикаментозной поддержки. Все аутисты разные на столько, что люди, которые с ними работают, изобретают колесо каждый раз. Эти дети не просто учатся соответствовать правилам общества, они учатся понимать окружающих, их эмоции, банально учатся справляться с аутоагрессией ( представьте на минуту что чувствует мать, когда ребёнок бьётся головой обо всё при малейшей фрустрации, или бьёт другого ребёнка, просто не понимая что другому больно). И да, хороший терапист всегда идёт через специнтерес ребенка, а не дрессирует его аки мартышку0
  • Заурядный человекАнна, нет девушка, гугл знает что такое естественное течение аутизма, как минимум в статье Сергея Озоль, в видео лекции Елисея Осина. Это первое. Далее. Никто не табурет ни Денверскую модель раннего вмешательства, ни флортайм, ни какие либо иные методы вытягивания ребенка. Про альтернативные коммуникации это ж целая индустрия с карточками пэкс, рисунками и прочими вариантами. Даже в госклиниках предложат электрофорез, остеопат и прочие методы коррекции (весьма действенные, если дело касается проблем с сосудами). А дальше БАК, Полярис, транскрониальное стимулирование, да хоть дельфинотерапия- индустрия огромна. АВА метод с доказательными результатами, причем не только на территории России. Выше я уже написала, но вы проигнорировали, что метод подходит не всем, однако для тяжёлого аутизма это иногда то, что даёт толчок ребенку, а родителям уверенность в том, что в конце пути есть свет. Я не знаю таких родителей, которые упёрлись в АВА и не делают больше ничего. Ещё раз- общество инертно, оно меняется, но меняется именно родителями детей с аутизмом, тем что они обращают внимание на проблему. С помощью фондов, фестивалей и тд, никто не меняется просто чтобы меняться и аутисту придётся жить в негибком мире, а знание правил этого мира снижает тревожность у этих людей, да и у нормотипичных тоже. Каждый ребёнок учится есть ложкой, регулировать позывы мочеиспускания, управлять своими эмоциями дабы не раздробить череп собеседнику или себе. Нормотипичный ребенок не зацикливается на этом, а аутист может бояться любого нового в своей жизни будь то новый фрукт или маршрут. Родители не могут накормить ребёнка ничем кроме, к примеру, винограда одного сорта, а при помощи ава ребенок может начать питаться разнообразно, получать необходимые для развития вещества и тем самым дать толчок к развитию других навыков. Мой ребенок занимается по методу Монтессори просто потому что до него можно достучаться не через Ава и мне так дешевле и проще. Вот вы пишите, что из ребёнка пытаются сделать того, кем он не является. Откуда вам известно кем он является и как бы сложилась его жизнь при любом другом пути развития? Данных накопленных не так много, чтобы кидаться такими громкими заявлениями0
  • Анна РешетниковаЗаурядный, ПЕКС это не система альтернативной коммуникации как раз, она никак не соответствует критериям именно системы коммуникации.И индустрия как раз пекса, а АДК врачами часто отвергается, а то "привыкнет к жестам или планшету, и говорить не будет". Почитайте отзывы взрослых аутистов, родителей и самих терапистов, кто ушли из Аба. Взрослые аутисты пишут какие у них проблемы после абы во взрослом возрасте. Считать остеопатию доказательным методом, как вы пишите, ну это даже тут, на ТЖ, не считают.0
  • Заурядный человекАнна, а вы специально невнимательно читаете? Где написано что остеопатия докмед? Доказательная эффективность есть только у Ава метода, нравится вам он или нет и апеллировать к оценкам того или иного метода на тж так же далеко от истины. Пекс это система альтернативной коммуникации на основе картинок нравится вам это или нет. Донести с помощью карточек своё желание/ выразить согласие -несогласие ими можно. Да они менее информативны чем коммуникативная таблица в планшете, телефоне, но суть одна. По поводу отзывов терапистов, пациентов и их родителей. Мы никогда не сможем дважды пройти один путь, поэтому говорить "а вот если бы не Ава, я б тогда мог..." Им противостоит армия тех, кто считает Ава шансом. Можно устроить битву, посмотреть со стороны кто круче, но суть не изменится - двух одинаковых аутистов нет, кому-то подойдет Ава, кому то нет, равно как одним подойдёт нейролептик А другим В. Мне сложно понять вашу упертость, особенно если вы работаете с не нейротипичными людьми, как можно так что топить за один поход не используя другие?0
  • Анна РешетниковаЗаурядный, я нигде не топила за один подход, наоборот, упомянула как минимум три.0
  • ЕвгенияПо-моему, в статье описаны вполне нормальные дети. Не те, "удобные" родом из СССР, а именно нормальные. Которым не нужно делать что-то, если им самим это не нужно и не интересно. Которых не привязывали к батарее, чтоб сходить на рпботу или в магазин, которые не вставали рано только потому, что первый год проводили строго в кроватках с бортами, так и не научившись ползать. Странная, в большинстве случаев надуманная модная псевдоболезнь.0
Вот что еще мы писали по этой теме