Как я повысил уровень английского с B1 до С2 и потратил на это 40 000 ₽
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Выбор языка
Мне с детства нравился английский. Но в школе мы обычно решали максимум пару заданий из учебника и натянуто что-то обсуждали.
В университет я поступил на программу, никак не связанную с языками, — «комплексное обеспечение защиты информации автоматизированных систем». В основном мы изучали математику, право и программирование.
На втором курсе несколько моих одногруппников захотели получить второе высшее по специальности «переводчик в сфере профессиональной коммуникации», и я присоединился к ним за компанию. Учиться решили в том же вузе, куда поступили после школы.
Первые два года обучения прошли не очень продуктивно. Многие дисциплины читались на русском, а письменный английский не тренировали вообще — только навыки говорения. Но этого, конечно же, тоже было недостаточно. Дело пошло немного лучше на третьем курсе: тогда разговорную практику стал вести другой преподаватель.
Тем не менее повысить свой уровень языка я не смог. Наверное, потому что не особо не задумывался, как этого достичь: ожидал, что будет достаточно занятий и выполнения домашних заданий. Например, новые фразы просто добавлял в словарь и успокаивался, но они все равно почему-то легко забывались. Сейчас понимаю, что лексика лучше запоминается с привязкой к контексту, а тогда я об этом, к сожалению, даже не догадывался.
На последнем курсе я решил сосредоточиться на основной специальности и реже ходил на пары. Пропуски занятий не помешали хорошо защитить диплом, но в голове сложилось впечатление, что английский — это не мое. Слишком уж скуден был мой вокабуляр, даже выработался некий комплекс, который мешал говорить на иностранном языке. А диплом вообще хотелось закинуть куда подальше.
Затем я полностью погрузился во фронтенд-разработку и забросил изучение языков. На работе выручали базовые знания английского, полученные в вузе: я мог читать документацию и даже писать письма на иностранном языке. Еще изредка приходилось созваниваться с заказчиками из других стран, но я всегда ограничивался парой дежурных фраз — они были заранее составлены и проверены менеджером. Разумеется, такая ситуация меня не устраивала.
Образовательная траектория
Моя компания оплачивала занятия английским в языковом центре рядом с офисом. Я решил воспользоваться этой возможностью.
Подготовка к FCE. В языковом центре определили мой уровень языка как B1. Сначала дали тест на полчаса, а потом порекомендовали курс Upper-Intermediate.
После обучения я, как и в университете, не ощутил особого прогресса. Решил спросить у педагога, как оценить свои знания. Мне рассказали про кембриджский экзамен First Certificate in English, FCE, который подтверждает владение языком на уровне B2. Так у меня появилась конкретная цель для изучения.
О самом экзамене я слышал и раньше: в университете мы занимались по книжке для подготовки к FCE. Но тогда ваш покорный слуга был очень narrow-minded — узкомыслящим — и думал, что все это слишком сложно.
В том же центре я записался на курс подготовки к FCE. Компания по-прежнему оплачивала все занятия, поэтому учеба была бесплатной. Наша группа состояла из десяти человек, а занимались мы два раза в неделю на протяжении четырех месяцев. Изучали разные аспекты языка, тренировались решать задания и практиковали устную речь.
О FCE уже много написано, но все-таки повторю, из каких частей он состоит.
Сначала идет раздел Use of English. В него входят четыре задания, которые проверяют знание грамматики, устойчивых словосочетаний и фразовых глаголов. Самым сложным для меня стало упражнение на трансформацию: в нем дают предложение-пример и ключевое слово, с которым нужно составить похожую фразу. Моих знаний для этого не хватало, поэтому пришлось посидеть над учебниками.
Затем — раздел Reading. Он делится на три части, которые проверяют внимательность и способность понимать тексты на английском. Частая ошибка студентов — додумывать детали, но так лучше не делать: все ответы должны быть в тексте, пусть и не дословные. Чтобы развивать словарный запас, рекомендую читать больше современных материалов на иностранном языке, например статьи The Economist, BBC, The Guardian.
Больше всего сложностей у изучающих английский вызывает третья часть — Writing. Она оценивается по четырем параметрам: содержание, решение коммуникативной задачи, организация текста и язык. За этот блок можно получить максимум 20 баллов, то есть от 0 до 5 баллов за каждый пункт. Проблема в том, что в результатах показывается только общий балл без уточнений. Поэтому я до сих пор не понимаю до конца, как именно оцениваются ответы.
Знакомый преподаватель рассказывал, что за проверку одной такой письменной работы платят 1,5 € (135 ₽). Всего за неделю к экспертам поступает 100—200 текстов, поэтому читать их приходится быстро и, возможно, не очень внимательно. К тому же людям свойственна субъективность.
Четвертая часть экзамена называется Listening. Она состоит из четырех заданий на слушание. Выполняя их, главное — быть сконцентрированным. Чтобы привыкнуть к темпу речи и разным акцентам, советую смотреть больше фильмов без озвучки, обращаться к TED Talks и прочим ресурсам, где можно услышать живую английскую речь.
Финальный раздел тестирования — Speaking. Он проверяет, насколько грамотно и бегло вы говорите на английском, и состоит из четырех частей. Для подготовки лучше найти человека, с которым вы будете разговаривать на английском. Но чтобы занятия были продуктивными и интересными, вы и ваш study buddy должны быть примерно на одном языковом уровне. Если такой возможности нет, советую записывать себя на диктофон.
На занятиях в языковом центре мне встретился студент, который предложил готовиться к Speaking вместе. Сначала я отнесся к этой идее скептически, но спустя месяц таких тренировок заметил качественный прогресс. Огромным плюсом было то, что мы могли поправить друг друга и указать на слабые места. В итоге мне стало легче бороться с волнением, а также формулировать и аргументировать свои ответы.
После окончания курса я еще два месяца занимался самостоятельно, выполняя демонстрационные задания из открытых источников. А когда до экзамена оставалось ровно 30 дней, начал нервничать: думал, что готовлюсь плохо, и решил писать тесты каждый день. От регулярных долгих сессий за компьютером у меня даже начала болеть голова.
Экзамен я сдавал в августе 2021 года в своем родном городе Самаре. Выбрал формат paper-based: он предполагает заполнение бланков от руки, а не на компьютере. Накануне тестирования спал меньше четырех часов, потому что сильно волновался. Несмотря на это, смог взять себя в руки и все написать.
Самым сложным показался блок Listening. Мы слушали записи на магнитофоне, а на улице было довольно шумно. Так что сосредоточиться и понять, о чем говорит диктор, оказалось непросто.
Через месяц пришли результаты, и я был приятно удивлен. Выяснилось, что за полгода я смог пройти путь от B1 до B2. А еще получил сертификат от организации, которая занимается языком на протяжении долгих лет. Такое подтверждение моих знаний, пусть и весьма абстрактное, ведь уровень языка придумали для non-native пользователей, добавило мне уверенности в своих силах. Я стал меньше сомневаться в себе и решил учить английский и дальше.
Подготовка к CAE. Спустя пару месяцев эйфории я захотел попробовать сдать Certificate in Advanced English Exam, CAE. Это кембриджский экзамен на подтверждение уровня C1.
В ноябре 2021 года я записался на курс подготовки к CAE все в том же языковом центре. Но на этот раз компания компенсировала лишь половину расходов, так что я заплатил 12 000 ₽. Программа длилась четыре месяца, а занимались мы по книжке Ready for CAE.
Писать экзамен я планировал летом 2022 года, но авторизованные центры тестирования приостановили работу в России. Решил, что не буду бросать все на полпути, и выбрал вариант со сдачей CAE в другой стране.
После окончания курса в языковом центре я много готовился самостоятельно. Например, по будням старался выполнить хотя бы одно экзаменационное задание или прочитать статью на английском. Кроме того, слушал подкасты и иногда смотрел сериалы на языке оригинала.
По выходным я занимался по учебнику Use of English для подготовки к экзамену C2 Proficiency, CPE. Возможно, мой выбор был не совсем правильным, потому что пособие оказалось сложным — для уровня С2. Но мне понравились лексика и раздел, посвященный грамматике. Да и остальные книги после этой кажутся не такими уж страшными.
Главное отличие CAE от FCE — количество новых слов и выражений. Точные числа везде приводят разные, но, как правило, лексический запас должен быть в два раза больше: скажем, не пять тысяч слов, а десять. Поначалу это пугает, но, если приучить себя заниматься хотя бы полчаса в день, становится проще. В остальном формат такой же, только вопросы сложнее.
Приведу пример задания, в котором нужно вставить пропущенное слово:
- The… this has given him into their behaviour has allowed him to dispel certain myths about bears.
Варианты ответа:
- Perception.
- Awareness.
- Insight.
- Vision.
Чтобы правильно ответить, необходимо знать нюансы употребления предложенных слов. Каждое из них используется в определенных коллокациях, то есть словосочетаниях: perception — have perception, awareness — raise an awareness, vision — have a vision, insight — give an insight into. Получается, корректный ответ — D.
Специально цель расширить вокабуляр я перед собой не ставил. Просто работал с языком, читая тексты и слушая живую речь, а если видел новую лексику, записывал ее в словарь. Раньше пробовал учить до десяти новых слов в день, но ничего путного не получилось. Мотивация быстро сошла на нет, а в голове наступил хаос.
Если приводить цифры, то за последние два года мой пассивный словарный запас увеличился с 8 тысяч до 15 тысяч слов. Такие результаты я получил, сдав тест на платформе Preply.
CAE я в итоге писал в феврале 2023 года в Белграде. Заплатил за это 200 $ (16 310 ₽). Сдавать этот экзамен оказалось сложнее, чем FCE, а самые большие трудности вызвали части Reading и Listening. Я понял не все моменты, поэтому где-то доверился интуиции — gut feeling.
Когда пришли результаты, я сильно удивился. Тестирование показало, что я владею языком на уровне C1 и даже лучше: мне написали, что я знаю английский на C2. Тем не менее это не официальное подтверждение уровня С2 — чтобы его присвоили, нужно сдавать экзамен CPE. Но я все равно очень обрадовался.
Полезные материалы
Чтение и грамматика. Для хорошей сдачи экзамена нужно много читать на английском, желательно разбирая каждое предложение.
Кроме уже упомянутых мной газет вроде The Guardian и The Economist, советую пособия от издательств Кембриджского и Оксфордского университетов, а также от Pearson Longman. Там много грамматических упражнений и лексика, которая пригодится на экзамене.
Аудирование. Советую слушать как можно больше подкастов на разные темы. Например, я люблю Leonardo English, посвященный изучению языка. Еще, как я уже говорил, TED Talks — спикеры, которые там выступают, часто разговаривают с акцентом, что может пригодиться на экзамене. Особенно если вам попадется, скажем, австралийский английский.
Подкасты я часто слушаю на улице. Так можно совмещать сразу несколько дел: гулять, узнавать новое и учиться воспринимать беглый английский на слух.
Также рекомендую смотреть сериалы на английском. А чтобы изучать новую лексику, советую включать субтитры.
Лексика. Новые слова я запоминаю при помощи Lingualeo. Купил вечную подписку за 5000 ₽ и пользуюсь этим ресурсом как словарем.
Еще рекомендую Flo-joe — на этом сайте публикуют упражнения для подготовки к кембриджским экзаменам. Можно, например, регулярно решать задания для расширения лексического запаса, уделяя им по пять минут в день.
Другой полезный ресурс — YouGlish. Он ищет видео на «Ютубе» с нужным вам словом или словосочетанием. Пригодится, чтобы проверить произношение и научиться использовать новую лексику.
Тесты. Я изучал информацию о формате экзаменов на сайте Cambridge English и пользовался ресурсом Engxam — там собраны тесты для разного уровня подготовки. Последний ресурс платный — я отдал 14 € (1260 ₽) за полгода подписки.
Результаты
Главный для меня результат — появление уверенности в своих силах. Я осознал, что английский может выучить каждый, нужно просто поставить цель и понять, как ее достичь. Для меня таким способом стали экзамены. Во время подготовки это сложно заметить, но рост после тестирования ощущается колоссальный.
Еще одним бонусом стало существенное расширение словарного запаса. Теперь у меня даже получается читать художественную литературу в оригинале. Например, недавно закончил «Гордость и предубеждение», а потом принялся за «Властелина колец». Конечно, иногда я открываю словарь и смотрю значение незнакомой лексики, но сейчас это делаю гораздо реже.
На работе особо ничего не изменилось. Английский мне нужен на уровне B1/B2, чтобы читать документацию и составлять письма. Это у меня получалось и до кембриджских экзаменов. Надеюсь, что в будущем смогу применять свои знания чаще. А пока использование английского для меня — больше хобби и способ отвести душу после напряженного дня.
Через год или два планирую сдать экзамен CPE: хочу получить официальное подтверждение уровня C2. Месяц назад я записался в разговорный клуб, участники которого тоже поставили перед собой такую цель. Среди них есть преподаватели языка, и это очень круто: у педагогов можно многому научиться.