В мае 2022 года я стал безработным.

Денег, которые остались, хватило ненадолго, поэтому уже в середине июля я взял потребительский кредит. Планировал жить на него, пока не найду работу. Но через пару дней знакомая посоветовала мне что-то перепродать.

Решили, что это будет машина. Знакомая — буду называть ее П., — родилась в Армении. У нее там много родственников и знакомых, которые помогут и подскажут. Заработок элементарный: необходимо купить в США битую машину, привезти ее в Армению, оформить на таможне, отремонтировать и продать. Все это можно сделать самому за 3—6 месяцев, но деньги были нужны быстро, поэтому мы решили купить в Армении уже отремонтированную машину и постараться перепродать ее в РФ. В этой статье я расскажу, что из всего этого получилось.

Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать
Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Как мы определились с бюджетом и добрались до Армении

Для начала мы установили максимальный бюджет на машину — 15 000 $ или миллион рублей. Сопутствующие расходы мы на тот момент подсчитать не могли, так что это была сумма на сам автомобиль.

Планировали вложиться пополам, но в итоге у П. не получилось найти деньги. Мне пришлось влезть в семейные накопления, отложенные на уголовное дело отца, и взять потребительский кредит. Таким образом, я стал должен 1 000 000 Р семье и 500 000 Р банку. От П. нужна была помощь ее знакомых в Армении.

Ехать мы решили на моей Хендай Крете по нескольким причинам:

  1. Билеты туда и обратно на ближайшие рейсы стоили больше 50 000 Р на человека.
  2. Мы не были уверены наверняка, что купим машину.
  3. Люблю путешествовать на автомобиле.

Выехали мы во вторник утром и в двенадцать часов четверга были в Ереване. Ехали по платной М4, останавливались в Ессентуках и Гюмри.

Из неприятных моментов во время дороги запомнилось:

  1. У «Теле-2» нет оборудования в Ставропольском крае, поэтому роуминг у меня начался на день раньше.
  2. На границе с Арменией нужно было уплатить экологический сбор 600 Р — рублями или драмами.
  3. Ужасное движение в Грузии. Первые 80 км в горах были мучением из-за фур, которые ехали очень медленно. Камеры в Грузии не фиксируют российские номера.
  4. А в Армении фиксируют. Я об этом не знал, поэтому пару раз попал под камеру. Но штрафы, видимо, не успели дойти до границы, потому что на выезде я ничего не уплачивал. Местные говорят, что при следующем посещении Армении меня встретят с распростертыми объятиями.

На дорогу до Армении мы потратили 18 300 Р

Бензин 13 600 Р
ОСАГО в Грузии и Армении 2100 Р
Платная дорога 2000 Р
Экологический сбор на границе Армении 600 Р
Бензин
13 600 Р
ОСАГО в Грузии и Армении
2100 Р
Платная дорога
2000 Р
Экологический сбор на границе Армении
600 Р
Все минусы дороги перекрывают чудесные виды
Все минусы дороги перекрывают чудесные виды

Как покупали машину

Для начала мы определили марки машин, которые нас интересуют. Таких оказались всего две: Форд и Мазда. Это хорошие качественные машины, на которые всегда есть стабильный спрос. Главное, что они попадали в наш бюджет. Еще у П. был знакомый в Москве, который выкупает такие авто.

Вот где в Армении ищут машины с пробегом.

Через сайт list.am — аналог нашего «Авито». Тут как у нас: в объявлении написано, что все в идеале, но на деле оказывается не так. Стандартные проблемы из серии «мне через час неудобно, давайте завтра» усложняются: продавец может опоздать на час-два — и это вроде как в порядке вещей.

На авторынке. Он в Ереване работает круглосуточно, но смысл ехать туда есть только в выходные дни. В будни там только убитые машины, которые продают давно. В субботу и воскресенье на авторынок съезжаются все продавцы автомобилей — шанс найти там хорошую машину существенно выше.

list.am — это как наш «Авито», только в Армении
list.am — это как наш «Авито», только в Армении
Площадка авторынка в будний день. В выходной таких площадок гораздо больше
Площадка авторынка в будний день. В выходной таких площадок гораздо больше

В Ереван мы приехали в четверг, поэтому начали поиск авто по объявлениям, а также посмотрели несколько вариантов, которые предлагали друзья П. Доступные на рынке машины можно разделить на три категории по дате ввоза в страну:

  1. Ввезены до 2014 года.
  2. Ввезены в период с 2014 по 2020 год.
  3. Ввезены после 2020 года.

Машины первой и третьей категории ввезти в Россию просто: по ним уплатили все необходимые таможенные пошлины, поэтому в РФ придется уплатить только утилизационный сбор. Со второй категорией лучше не связываться: в этот период растаможка в Армении была сильно дешевле растаможки в России, не было многих пошлин. И чтобы поставить такую машину на учет, их придется уплатить.

На следующий день мы нашли Мазду 6. Ее купили на аукционе в США за 3500 $ и привезли в Армению в 2021 году. Продавец использовал ее в качестве личной машины вместо угнанной. Но в итоге его машину нашли, поэтому Мазду он решил продать. Мне она обошлась в 13 800 $, или 938 400 Р по тому курсу.

Машину мы осмотрели поверхностно, у нас даже не было толщиномера. Продавец показал фотографии авто с аукциона в США. Удар пришелся в заднее левое крыло. Вместе с ним были повреждена вся левая часть, стреляли водительские подушки. При осмотре внешне все выглядело неплохо, а про подушки нам сказали, что их восстановили. Во время движения не было посторонних звуков, двигатель работал ровно, коробка передач не пиналась.

Mazda 6 2015 года, двигатель — 2,5 л, пробег — 182 000 км
Mazda 6 2015 года, двигатель — 2,5 л, пробег — 182 000 км
Еще меня подкупил салон: он не был убит и прокурен
Еще меня подкупил салон: он не был убит и прокурен

Перед покупкой мы загнали ее на подъемник. Нам порекомендовали поменять задние тормозные колодки, чтобы в дальней поездке не было проблем с тормозами. И еще подтекало масло со сливного отверстия на поддоне двигателя, поэтому нужно было заменить сливную пробку. Я оставил продавцу задаток 100 $ без расписки, а он пообещал исправить все недостатки. Еще он записался через сайт дорожной полиции Армении на снятие машины с учета. Приглашение туда нам пришло через день.

Во вторник мы завершили сделку: получили в дорожной полиции справку, что машину сняли с учета, и заверили документ у нотариуса. Также получили армянские транзитные номера, оформили доверенность на управление автомобилем, подписали договор купли-продажи с продавцом, после чего я передал ему деньги. Весь процесс занял шесть часов, два из которых мы сидели у нотариуса. На эти процедуры я потратил 3200 Р.

Схему покупки мне рассказали в фирме, которая оформляет машины из Армении в России. Один офис — в Москве, другой — прямо около авторынка, на котором я купил Мазду.

Все просто: машину снимают с учета в Армении и ввозят ее в Россию по доверенности. Также необходимо составить и подписать договор купли-продажи, который пригодится, когда машину будут ставить на российский учет. Продавец в Армении его нигде не показывает.

Для постановки на российский учет кроме ДКП и ОСАГО понадобятся следующие документы:

  1. СБКТС — свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Для этого нужно пройти осмотр на одном из специализированных пунктов. Оформил его уже в Москве.
  2. ПТД — пассажирская таможенная декларация. Документ необходим для пересечения двух границ, получал я его в Армении у таможенного брокера.
  3. Квитанция об уплате утилизационного сбора.
  4. ЭПТС — электронный паспорт транспортного средства. Получается на таможне после сдачи предыдущих документов, ДКП и справки о снятии автомобиля с учета в Армении.
  5. Отметка об установке кнопки ГЛОНАСС в СБКТС.
Квитанция об уплате утилизационного сбора на таможне
Квитанция об уплате утилизационного сбора на таможне

Все эти документы вполне можно оформить самостоятельно по инструкциям из интернета, но я решил обратиться в ту фирму около авторынка, чтобы ускорить процесс. Услуги стоили 120 000 Р, срок подготовки ЭПТС — 10 рабочих дней с момента прохождения осмотра для СБКТС.

Я бы не платил эти деньги, если бы не сложности с установкой системы ЭРА-ГЛОНАСС. Тогда частные лица платили за это до 100 000 Р. Но пока я ехал из Армении в Москву, правительство отменило необходимость кнопки ГЛОНАСС для постановки на учет, поэтому вместо 120 000 Р я заплатил 80 000 Р.

На покупку автомобиля я потратил 1 021 600 Р

Автомобиль 938 400 Р
Услуги фирмы по оформлению ЭПТС, СБКТС и утилизационный сбор 80 000 Р
Перевод доверенности и справки о снятии с учета на русский язык 1400 Р
Пошлина за получение транзитных номеров 1200 Р
Оформление доверенности на перегон автомобиля 600 Р
Автомобиль
938 400 Р
Услуги фирмы по оформлению ЭПТС, СБКТС и утилизационный сбор
80 000 Р
Перевод доверенности и справки о снятии с учета на русский язык
1400 Р
Пошлина за получение транзитных номеров
1200 Р
Оформление доверенности на перегон автомобиля
600 Р

Дорога обратно

Так как из Армении мне нужно было ехать уже на двух машинах, я попросил К. — знакомого П. — помочь мне с перегоном авто. Он же помогал мне с подбором автомобиля и логистикой в Ереване.

Поездка обратно не сильно отличалась от пути туда за исключением нескольких факторов:

  1. На границе Армении и Грузии выяснилось, что нотариус ошиблась и в переводе справки о снятии с учета неверно указала транзитный номер — опечаталась на одну цифру. Казалось, что это мелочь, но в итоге пришлось искать другого нотариуса около границы и заново делать перевод, который стоил 800 Р.
  2. На границе Грузии и России мы уткнулись в конец жуткой пробки. На границе с Арменией мы слышали, что люди стоят по 10—15 часов. На месте поняли, что будем стоять 25—30 часов. Несколько финтов по встречной полосе, короткий рубленый сон — и в шесть утра мы проехали границу, потратили 12 часов.
  3. Границу проходили долго, поэтому пришлось заночевать в 100 км от Ростова-на-Дону у родственников К.
Пробка на границе
Пробка на границе

По территории Армении и в России Мазда ездила на армянских транзитных номерах, указанных в доверенности. На территории Грузии нужно было оформить их транзитные номера за 51 лари (1000 Р). Транзитные номера не вызывали повышенного интереса у ГИБДД в России — во время дороги обратно и за три недели езды по Москве меня ни разу не остановили.

После прохождения границы я скинул все документы на машину в мессенджере представителям фирмы, помогающей мне в оформлении, и записался на осмотр авто во вторник.

К. пробыл несколько дней в Москве по своим делам, а потом улетел в Армению. За его помощь в подборе и перегон я заплатил 40 000 Р и оплатил ему обратный билет за 21 000 Р. В принципе, услуги перегонщика так и стоят в среднем — 30 000—50 000 Р.

На обратную дорогу и услуги К. я потратил 81 400 Р

Услуги К. 61 000 Р
Бензин 13 800 Р
Платная дорога 2500 Р
Оформление ПТД 2300 Р
Пошлина за получение транзитных номеров в Грузии 1000 Р
Повторный перевод справки о снятии с учета 800 Р
Услуги К.
61 000 Р
Бензин
13 800 Р
Платная дорога
2500 Р
Оформление ПТД
2300 Р
Пошлина за получение транзитных номеров в Грузии
1000 Р
Повторный перевод справки о снятии с учета
800 Р

Как оформлял машину и готовил ее к продаже

После прохождения осмотра начался отсчет 10 рабочих дней, по итогам которых мне должны были прислать сертификат СБКТС и выписку из ЭПТС. Пока я ждал документы, занялся предпродажной подготовкой машины. Вот что я сделал:

  1. Прошел техосмотр в первой попавшейся точке. При подаче заявления на регистрацию в ГИБДД выяснилось, что техосмотр необходим для всех автомобилей старше четырех лет. Осмотр был формальностью — мне просто сделали карточку. Заплатил 1500 Р.
  2. Купил на «Авито» запаску. Посчитал, что это может быть важно для покупателя. Потратил 5000 Р.
  3. Помыл машину изнутри и снаружи за 1500 Р.

Как только я получил ЭПТС, оформил ОСАГО и записался через сайт госуслуг в ГИБДД. Формально собственником был брат, поэтому все документы я делал от его имени. В течение года в Россию можно ввезти только один автомобиль на свое имя, и я не хотел закрывать для себя эту гипотетическую возможность в будущем. Брату за услуги номинального владельца я заплатил 10 000 Р.

В столичные отделения ГИБДД можно было попасть только через три недели, поэтому я поехал в Троицк: там можно было поставить машину на учет на следующий день. Мы с братом приехали в ГИБДД с ДКП, ОСАГО, выпиской из ЭПТС и карточкой техосмотра. Остальные документы, которые были необходимы для оформления ЭПТС, как будто бы были уже не нужны: сотрудник посмотрел их мельком и больше к ним не возвращался.

В ГИБДД все прошло без неожиданностей, хоть я и был внутренне к ним готов. За час с небольшим мы получили российские номера, повесили их на машину и стали бояться дорожных камер.

На подготовку машины к продаже я потратил 27 600 Р

Услуги брата 10 000 Р
ОСАГО 9600 Р
Запаска 5000 Р
Техосмотр 1500 Р
Мойка 1500 Р
Услуги брата
10 000 Р
ОСАГО
9600 Р
Запаска
5000 Р
Техосмотр
1500 Р
Мойка
1500 Р

Как я продавал машину

Я выставил машину на «Авто-ру», как только поставил ее на учет. Сервис засомневался, что я собственник, и предложил разместить объявление за деньги. Альтернативным вариантом была возможность доказать право собственности, но для этого нужны были водительские права собственника — брата, — которых у него не было. Заморачиваться этим вопросом не было желания, и я согласился на платное размещение за 5000 Р.

Еще в Армении я смотрел объявления с похожими машинами. Цены были в диапазоне от 1 400 000 до 1 700 000 Р. Поэтому я планировал продать машину минимум за 1 400 000 Р, а в идеале — за 1 500 000 Р. В объявлении написал 1 600 000 Р: люди в любом случае будут торговаться у капота.

За два дня несколько человек спросили у меня VIN. Ажиотажа не случилось, поэтому я продвинул объявление, а еще через два дня поднял его в поиске. На все это потратил 2900 Р. В целом это сработало: машиной стали интересоваться активнее, но смотреть на нее живьем никто не спешил.

В это же время меня пригласили в «Карпрайс» — попытаться продать машину на их аукционе. Я понимал, что вряд ли из этой идеи что-то получится, но все равно решил попробовать. Во время осмотра выяснилось много неприятных фактов:

  1. Машина оказалась крашена в круг. Не тронули только крышу.
  2. Подушки никто не восстанавливал, вместо них стояли резисторы-обманки.
  3. Комплектация оказалась скудной — не было даже задних парктроников и подогрева сидений.

Мнение эксперта повергло меня в шок, но аукцион все равно состоялся. Ставка победителя была 620 000 Р, и это меня не устроило. Через несколько дней я приехал еще раз, потому что снова получил звонок-приглашение от менеджера компании. Я сказал, что уже был у них, но они предложили попробовать еще раз. По итогам второго аукциона мне предложили 760 000 Р.

Так я понял, что не продам машину за 1 400 000 Р. Поэтому снизил стоимость машины до 1 250 000 Р в надежде выйти в ноль. Продлил размещение объявления на «Авто-ру» еще на неделю за 4500 Р, оплатил еще один пакет продвижения и несколько поднятий за 6900 Р, разместил объявление на «Авито» и оплатил несколько поднятий объявления там — потратил 2200 Р. Через неделю я понял, что держать объявление на «Авто-ру» слишком дорого, поэтому оставил только на «Авито».

Было много звонков и предложений выкупить ее у меня за 1 000 000 Р без лишних вопросов. Поначалу я отказывался, но через неделю стал соглашаться: обязательства по кредитам стали давить. Но потенциальные покупатели после согласия пропадали — видимо, пробивали VIN и находили фотографии с аукциона в Америке. Некоторые говорили об этом прямо.

Спустя месяц с момента первой публикации объявления на осмотр приехал мужчина с женой. Я заранее дал ему VIN, но фотографии повреждений его, видимо, не смутили, хоть и дали почву для торга по телефону до 1 100 000 Р. После осмотра он предложил 1 050 000 Р.

Со слов покупателя, машину берут жене, которая будет возить на ней детей. В итоге я позвонил ему и сказал, что согласен на 1 050 000 Р, но в машине нет подушек безопасности. Он ответил, что для него это не проблема, лишь бы технически она была в порядке.

На следующий день мы с покупателем съездили на диагностику к его знакомому, который посмотрел ее со сканером, на подъемнике, внешне и дал заключение: поменять передние сайлентблоки, сделать сход-развал, заменить тормозные диски. Покупателя это устроило, и мы договорились о сделке. Я получил задаток 7000 Р и стал ждать, когда у покупателя будет вся сумма на руках: ему предстояло взять потребительский кредит.

Через пару дней мы встретились, начали заполнять ДКП, но в процессе столкнулись с существенной проблемой: в ЭПТС отсутствовала графа «собственник», поэтому я не мог вписать нового покупателя в него. Случилось это из-за того, что фирма, готовившая мне ЭПТС, посчитала это неважным и ненужным.

Дело было в субботу, и уже в понедельник в ЭПТС в качестве собственника был вписан брат на основании ДКП, который мы сдавали в ГИБДД. Сначала меня убеждали, что процедура займет несколько рабочих дней, но по факту сделали это за час.

На следующий день мы еще раз встретились с покупателем, и все прошло без проблем: подписали ДКП, оформили сделку в ЭПТС, мне передали деньги, я отдал ключ. Я избавился от нее.

Выстраданный договор купли-продажи
Выстраданный договор купли-продажи

На платные услуги для продажи я потратил 21 500 Р

Платное продвижение на «Авто-ру» 9800 Р
Платное размещение на «Авто-ру» за две недели 9500 Р
Платное продвижение на «Авито» 2200 Р
Платное продвижение на «Авто-ру»
9800 Р
Платное размещение на «Авто-ру» за две недели
9500 Р
Платное продвижение на «Авито»
2200 Р

Итоги

За два месяца я провернул международную сделку: купил машину в Армении, привез ее в Россию, поставил ее на учет и продал.

Общие затраты на автомобиль — 1 152 100 Р

Машина 938 400 Р
Таможенное оформление в России 80 000 Р
Услуги К. 61 000 Р
Платное размещение и продвижение объявлений 21 500 Р
Бензин и платная дорога 16 300 Р
Услуги номинального собственника 10 000 Р
ОСАГО 9600 Р
Предпродажная подготовка 8000 Р
Документы и пошлины в Армении 6300 Р
Транзитные номера в Грузии 1000 Р
Машина
938 400 Р
Таможенное оформление в России
80 000 Р
Услуги К.
61 000 Р
Платное размещение и продвижение объявлений
21 500 Р
Бензин и платная дорога
16 300 Р
Услуги номинального собственника
10 000 Р
ОСАГО
9600 Р
Предпродажная подготовка
8000 Р
Документы и пошлины в Армении
6300 Р
Транзитные номера в Грузии
1000 Р

Получается, что я потерял 102 100 Р и получил бесценный опыт. Можно было сделать лучше. Вот почему я сработал в минус:

  1. Слишком халатно отнесся к выбору автомобиля. Стоило потратить лишние пару дней на поиск машины с меньшим пробегом, в приличной комплектации, без серьезных ДТП в прошлом. В таком случае продать ее в России было бы проще.
  2. При подборе стоит внимательно осматривать автомобиль и обязательно пользоваться толщиномером. Или привлекать проверенных оценщиков.
  3. Я был излишне оптимистичен в оценке сроков продажи автомобиля — мне казалось, что это займет максимум неделю. На продажу стоило заложить больше времени.
  4. Я уверен, что в итоге смог бы продать ее хотя бы за 1 200 000 Р. Но на это пришлось бы потратить много времени и искать деньги для выплаты кредитов.