Как мы с женой съездили в круиз по Средиземному морю
Путешествия по миру
43K
Фотография — MSC Seaview / msccroisieres.fr

Как мы с женой съездили в круиз по Средиземному морю

И сколько это стоило

75
Аватар автора

Никита Ошеров

всегда мечтал поехать в круиз

Страница автора

Когда я был подростком, обожал смотреть документальные передачи о гигантских пассажирских кораблях на каналах Discovery и National Geographic.

У меня появилась мечта — отправиться на огромном судне в круиз. Как оказалось, у моей супруги Ани была аналогичная мечта, и в 2023 году, несмотря на все визовые и логистические сложности, мы вместе решили ее осуществить. В конце июля отправились в восьмидневный круиз по Средиземному морю на потрясающем лайнере MSC Seaview и посетили Италию, Испанию и Францию. Забегая вперед, скажу, что путешествие нам очень понравилось.

Мне сложно представить формат отдыха, который по насыщенности впечатлений может превзойти круиз. Мы рано вставали, завтракали с шикарным видом на море, выходили с корабля и целый день гуляли по новому городу.

Вечером возвращались на шикарный лайнер, ужинали в прекрасной компании, а затем шли на первоклассное театральное шоу. После отправлялись в бар, чтобы пропустить по паре вкусных коктейлей, и шли спать в ожидании, что завтра день будет еще ярче. Это ли не «вау»?

В статье я расскажу, как мы выбирали и покупали круиз, как решали вопрос с визами и перелетами, оплачивали покупки на корабле и в городах на берегу и что успели посмотреть. Ну и главное — стоило ли путешествие почти полумиллиона рублей.

Мы с женой на фоне Пальмского собора
Мы с женой на фоне Пальмского собора
Закат в открытом море
Закат в открытом море
1/2
Мы с женой на фоне Пальмского собора
Выступление артистов театра на лайнере
Выступление артистов театра на лайнере
Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Выбор направления и круиза

Мы с Аней любим планировать отдых заранее, поэтому в конце апреля 2023 года стали задаваться вопросом, куда отправиться в летний отпуск. Сначала думали поехать в Турцию: мы были там в 2022 году впервые, нам очень понравилось, но цены в 2023 выросли в разы. Путевка, которая подходила нам по локации и звездности отеля, отзывам и качеству питания, стоила более 300 000 ₽ на неделю с перелетом. Платить такие деньги за Турцию не было желания, и мы стали смотреть альтернативные варианты.

Тут мы и вспомнили, что давно хотели попробовать круизы. У нас не было ни малейшего представления о том, где можно купить путевку и сколько она будет стоить. После нескольких упражнений в Яндексе я наткнулся на русскоязычный сайт CruiseTips: там нельзя купить круиз, но очень удобно искать и подбирать поездки.

Посидев на сайте пару часов, я сделал два ключевых вывода:

  1. Круизы — это не так дорого, как мы думали.
  2. В России есть хорошие агентства со специализацией на круизах, на сайтах которых можно без проблем оплатить тур российской банковской картой.
На сайте cruisetips.ru удобные фильтры, которые помогают сориентироваться в ценах на круизы
На сайте cruisetips.ru удобные фильтры, которые помогают сориентироваться в ценах на круизы

После осознания и принятия мы начали поиск маршрута на сайте круизного агентства CruClub: почти каждый круиз с CruiseTips можно было забронировать именно там. Так как моя жена поставила главным критерием выбора теплую погоду и возможность купаться и загорать, мы остановились на Средиземном море и заходах корабля в порты рядом с пляжами.

Еще среди наших требований было следующее:

  • цена не выше 150 000 ₽ на двоих за круиз без перелета;
  • дата отправления между 25 июля и 15 августа — предварительно согласовали отпуск на работе;
  • хотя бы частично новые для нас города в маршруте;
  • относительно свежий корабль — не старше пяти лет или после реновации;
  • хорошие отзывы о лайнере и каютах — не ниже 4,5 из 5;
  • развлечения на корабле, например бассейн, горки, зиплайн и другие.

Всем перечисленным критериям соответствовал круиз из Рима 26 июля на большом и современном лайнере MSC Seaview — его мы и выбрали. Дальше расскажу о стоимости и из чего она складывается.

Маршрут

Маршрут круиза оказался насыщенным и интересным. Новыми для нас в поездке были Пальма-де-Мальорка, Канны, Генуя и Специя. Еще супруга впервые побывала в Барселоне, а я ездил туда в детстве.

Наш маршрут по дням

ДеньПорт остановки
1Чивитавеккья, Рим, Италия
2День в море
3Пальма-де-Мальорка, Испания
4Барселона, Испания
5Канны, Франция
6Генуя, Италия
7Специя, Италия
8Чивитавеккья, Рим, Италия

Наш маршрут по дням

ДеньПорт остановки
1Чивитавеккья, Рим, Италия
2День в море
3Пальма-де-Мальорка, Испания
4Барселона, Испания
5Канны, Франция
6Генуя, Италия
7Специя, Италия
8Чивитавеккья, Рим, Италия

Первый полный день мы провели в море, знакомились с инфраструктурой и развлечениями на корабле. На Мальорке увидели знаменитый собор Санта-Мария, сходили на живописный пляж и стали свидетелями ограбления. В Барселоне посетили собор Святого Семейства, а в Каннах искупались в очень красивом море. В Генуе полюбовались пингвинами в океанариуме и архитектурой города. Поняли, что бывают и скучные итальянские города вроде Специи, и заново открыли для себя Рим на познавательной экскурсии.

Я на площади Феррари в Генуе
Жена на пляже в Каннах
Красивая улица, которая ведет на площадь Феррари
Мы на фоне Пальмского собора
За мной — отель, который построили на деньги русского князя в Каннах
Рядом с Римским форумом в Риме

Виза и страховка

Из документов для круиза по Европе понадобятся только действующий загранпаспорт, шенгенская виза и страховка путешественника. У нас бесплатная от Tinkoff Premium с покрытием 100 000 $⁣ (9 712 670 ₽) на каждого. Страховка потребовалась и для оформления визы.

Французские шенгены у нас появились до этого путешествия. Я сделал его еще в 2022 году, а жена — в феврале 2023 под поездку во Францию. Мне дали мультивизу на год, а супруге — на полгода.

Мы сделали визы через агентство и заплатили по 25 000 ₽ за каждого. Пошли таким путем, так как хотели именно французский шенген: Франция — одна из немногих стран, которая продолжает выдавать россиянам длинные визы, иногда даже пятилетние. Из-за этого спрос на них высокий и самостоятельно записаться в визовый центр сложно: места появляются редко и заканчиваются за считаные минуты.

Мы с Аней много работаем — у нас не было времени постоянно ловить слоты. Решили, что будет проще заплатить агентству. Считаю, что стоимость более чем адекватная, но мы воспользовались такой услугой в Орле, а не в Москве. Столичные агентства предлагали французскую визу в среднем за 45 000 ₽ с человека.

Если действующего шенгена нет, советую бронировать круиз минимум за три-четыре месяца: сроки рассмотрения документов в визовых центрах большие.

У компаний, которые продают круизы, при покупке тура можно оформить страховку от невыезда, благодаря которой путешественнику вернут деньги в случае отказа в визе. Эту информацию я услышал от агента. Если будете покупать такой полис, внимательно читайте все условия.

Деньги

С 2022 года карты российских банков не работают за границей. Несмотря на то что у меня была карта казахстанского банка, а у жены — узбекистанского, мы все равно взяли с собой в путешествие 1000 €⁣ (97 126 ₽) наличными.

При посадке на борт нам выдали круизные карты-ключи, которые выполняли и платежную функцию. На корабле, за исключением магазинов дьюти-фри и одежды, не получится расплатиться наличными или банковской картой. В ресторанах, барах, центрах развлечений и для трансфера будут требовать круизную.

Для пополнения карты нужны наличные евро или карта иностранного банка. Мы сначала планировали привязать к счету нашу казахстанскую карточку. Это можно сделать на ресепшене или самостоятельно в приложении MSC for Me. Но перед стартом круиза агентство прислало нам памятку, где был совет так не делать. Агент предупредил, что клиенты часто жалуются на двойные списания с карты банка и долгий возврат денег. Поэтому мы решили использовать наличные для пополнения круизной карты, а на берегу платили только иностранной банковской.

Наличными карту можно пополнить на ресепшене или в специальных автоматах. Многие путешественники предпочитали первый вариант, но я не переношу очереди и поэтому пополнял только через автомат. Это суперудобно: просто прикладываешь карточку, выбираешь язык — русский есть — и вносишь наличные привычным образом. И там никогда нет людей.

На круизной карте есть и кредитный лимит. В первые дни я ничего на нее не вносил, но, когда сумма трат дошла до 100 €⁣ (9712 ₽), карта стала неактивной. Для разблокировки потребовалось погасить задолженность.

Пополняю круизную карту через специальный автомат
Пополняю круизную карту через специальный автомат

Лайнер MSC Seaview

Несмотря на то что наш корабль был далеко не самым большим в мире среди круизных лайнеров, его размеры поразили нас. 323 метра в длину — это чуть больше трех футбольных полей. Более 40 метров в ширину и почти 75 в высоту — с учетом подводной части это примерно как дом в 25 этажей. Всего на корабле 20 палуб, 15 из них доступны гостям лайнера.

Это настоящий плавучий отель с кучей развлечений и мест для отдыха. Вот некоторые из них:

  • три бассейна;
  • спа-центр;
  • театр;
  • казино;
  • боулинг;
  • несколько горок как в аквапарке;
  • зиплайн;
  • баскетбольная площадка;
  • спортивный зал;
  • магазины дьюти-фри и одежды;
  • два панорамных лифта.
Вид на корабль MSC Seaview со шлюпки при высадке в Каннах
Вид на корабль MSC Seaview со шлюпки при высадке в Каннах

Чтобы обойти все места развлечений, едва ли хватит времени круиза. Все на корабле сделано качественно и со вкусом. Больше всего меня впечатлила главная лестница в центральном атриуме: она проходит сразу через четыре палубы и инкрустирована кристаллами Сваровски.

В первый день нам было сложно ориентироваться, особенно на жилых палубах, где много длинных однотипных коридоров. Мы несколько раз терялись и не могли найти свой номер, но через пару дней уже неплохо знали корабль. К тому же по всему лайнеру располагались информационные стенды, которые прокладывали маршрут к каюте, если приложить к ним круизную карту.

Главный атриум лайнера
Главный атриум лайнера
Бассейн на одной из палуб корабля
Лестница с кристаллами Сваровски в главном атриуме
Длинный коридор на жилой палубе
Автомат, который проложит маршрут, если потеряетесь

Покупка круиза

Способы покупки тура. Есть три основных варианта, как купить круиз в 2024 году: у российского агентства на сайте или в офисе, у международного агентства или на сайте круизной компании при оплате картой зарубежного банка.

Все круизные компании, которые представлены у российских агентств, без проблем пускают россиян на свои корабли. Условия остальных операторов нужно проверять: например, некоторые требуют от россиян ВНЖ другой страны. Точно пускают следующие:

  • MSC Cruises — на мой взгляд, у них идеальное соотношение цены и качества;
  • Royal Caribbean Cruises — именно их лайнеры я видел на канале Discovery, у них самые большие в мире корабли;
  • Celebrity Cruises — дочерняя компания Royal Caribbean, у них судна поменьше, но более премиальный уровень;
  • Virgin Voyages — премиум-компания с круизами, куда не пускают детей, они продают туры только напрямую на своем официальном сайте.

Перечисленные операторы могут закрыть почти любую потребность туриста. Чего-то особенного россияне не лишены.

Мы купили тур у российского агентства CruClub, на сайте которого подбирали маршруты. В процессе поиска мне попадались и другие компании, например «Круизы и путешествия» и «Круизы от бриза». Когда я зашел на сайты российских агентств, будто вернулся в 2008 год: красивые и удобные интерфейсы прошли мимо них. Зато там работают прекрасные люди, которые горят своим делом и отвечают на любые вопросы о круизе.

Путешественники с картами зарубежных банков могут купить путевку на сайте самой круизной компании или международного агентства, например Cruise Specialists (сайт недоступен из РФ) или CruiseDirect. Это бывает дешевле, чем покупка тура в России. Часто на разных рынках стоимость различается. Еще иногда на одном сайте в путевку включены напитки, а на другом — нет, при этом цена одинаковая.

Я считаю, что продвинутым путешественникам можно попробовать купить тур на зарубежном сайте, но тем, кто отправляется в круиз впервые, советую приобрести его у агентства в России. Начните искать заранее и следите за распродажами.

Выбор путевки. Наличие окна или балкона в каюте для нас было желательно, но не принципиально. Куда важнее — уложиться в бюджет.

Мы забронировали тур за 123 800 ₽ на двоих за два месяца до отправления. В стоимость входило восьмидневное размещение на корабле во внутренней каюте без окна и питание по системе «все включено», но без напитков.

Комнаты с окном стоили примерно на 13 000 ₽ дороже с человека, а с балконом — на 27 000 ₽. Если такие номера для вас принципиальны, советую бронировать круиз месяцев за шесть. В этом случае разница в стоимости минимальная и есть шанс попасть на акции в духе «балкон по цене внутренней».

В 2024 году цены сильно выросли. Тот же тур с размещением во внутренней каюте обошелся бы нам уже в 227 320 ₽ на двоих.

Мы оплатили сразу 100% стоимости круиза российской банковской картой на сайте агентства. Если бронировать тур более чем за два месяца, можно заплатить только 30% цены, а оставшиеся 70% внести ровно за два месяца до старта путешествия.

Цена нашего круиза в момент покупки на сайте агентства CruClub
Цена нашего круиза в момент покупки на сайте агентства CruClub
Цена такого же тура в 2024 году на одного человека. Источник: cruclub.ru
Цена такого же тура в 2024 году на одного человека. Источник: cruclub.ru
Вот что входит и не входит в стоимость тура. Источник: cruclub.ru
Вот что входит и не входит в стоимость тура. Источник: cruclub.ru

Наша каюта

У нас была надежда, что при заселении нам сделают бесплатный апгрейд. Улучшения категории не случилось, но, забегая вперед, скажу, что нас это ничуть не расстроило.

Наша каюта № 14100 находилась на 14-й палубе в средней части корабля. Комната очень компактная — всего 14 м², — но нам двоим этого было вполне достаточно. По уровню качества отделки и оснащения я бы сравнил каюту с номером в хорошем европейском четырехзвездочном отеле. Там было все необходимое: телевизор, холодильник с мини-баром, шкаф для одежды, два зеркала, сейф, кондиционер, фен, халаты и стаканы для воды. Мне очень понравились кровать и матрас: спать было комфортно.

Небольшой ванной комнатой было удобно пользоваться. Напор воды в раковине и душе отличный. Все было новым и идеально чистым.

Наша каюта без окна
Наша каюта без окна
Санузел в номере
Санузел в номере
1/2
Наша каюта без окна

В каюте каждый день делали уборку и меняли постельное белье. Поразило, что за восемь дней никто ни разу к нам не постучал. Мы просто уходили на завтрак и возвращались в идеально чистый номер.

На телевизоре в каюте можно было смотреть судоходную информацию: маршрут, погоду, текущую скорость, высоту волн и другое. Нам с женой нравилось иногда проверять, какая глубина моря прямо сейчас под нами.

По опыту советую смело брать внутреннюю каюту, если вам важно сэкономить. Например, мы проводили в комнате мало времени — по большому счету только спали. Из минусов — утром просыпались в полной темноте. В то же время для кого-то это может быть и плюсом: без солнечных лучей сон крепче.

Платные и бесплатные услуги на корабле

Каждый вечер в каюту приносили бортовую газету на русском языке, где были расписаны все развлечения на следующий день. На корабле их много, но не все включены в стоимость тура. Бесплатно можно сходить в спортзал, покататься на водных горках, посетить вечернее шоу в театре, послушать живую музыку и заняться йогой или танцами с инструктором.

Развлечения вроде зиплайна, боулинга, симулятора «Формулы-1» и спа — за отдельную плату. Некоторые стоят совсем недорого: например, зиплайн — 10 €⁣ (971 ₽).

Боулинг на корабле
Боулинг на корабле
Симулятор «Формулы⁠-⁠1»
Симулятор «Формулы⁠-⁠1»

Еще придется платить за трансферы от корабля до города на стоянках в портах, если они расположены далеко от центра. Цена зависит от локации, но в среднем это 10 €⁣ (971 ₽). Мы платили в Барселоне и Пальме-де-Мальорке.

На корабле есть парикмахерская и салон красоты. Сколько стоят услуги, не знаю: мы не обращались. Но платили за прачечную: отдали около 60 €⁣ (5827 ₽) за весь круиз.

Пляжные полотенца и шезлонги доступны бесплатно. Полотенце даже можно брать с собой на пляж, главное — не потерять, иначе придется платить штраф, его размера я не помню.

Сервисный сбор

Придется заложить бюджет на чаевые, или сервисный сбор. Он большой и обязательный. Насколько я знаю, есть возможность его не платить, если напишете огромное письмо о том, почему вы не захотели этого делать и что же вам так сильно не понравилось в круизе.

Сервисный сбор в размере 12 €⁣ (1165 ₽) взимали с человека за ночь. За семь ночей мы заплатили 168 €⁣ (16 317 ₽) за двоих. Для этого мы никуда не ходили, чаевые просто списали с круизной карты в последний полный день путешествия перед высадкой с корабля.

Размер сервисного сбора у компании MSC можно посмотреть на сайте. В середине лета 2023 года оператор поменял политику уплаты сбора — теперь его взимают сразу в момент бронирования круиза.

Дорога до Рима и лайнера

С 2022 года из-за санкций нет прямых рейсов из России в Италию. Мы летели в Рим с пересадкой в Абу-Даби, а обратно — с остановкой в Дубае: прибыли снова в Абу-Даби, но бесплатный автобус от авиакомпании довез нас до соседнего эмирата. Никаких транзитных виз для такого маршрута не потребовалось.

Билеты туда и обратно стоили 61 315 ₽ на человека. Мы купили их примерно за полтора месяца до вылета. Взяли на официальных сайтах авиакомпаний, оплатили картой иностранного банка. Один билет я оформил через Тинькофф Путешествия.




Два из четырех сегментов мы летели с компанией Etihad Airways — она отличная. У нее новые большие самолеты, мультимедиа с кучей контента, хорошая еда и неограниченный алкоголь на маршруте. Из Абу-Даби в Рим и из Дубая в Москву мы добирались на самолетах лоукостеров Wizz Air и «Победа».

Полет из Москвы в Абу-Даби занял примерно пять с половиной часов. Пересадка в Абу-Даби длилась четыре часа, и мы воспользовались бизнес-залом. У меня было два прохода по банковской карте от Тинькофф. За двоих мы отдали 118 $⁣ (10 535 ₽), но большую часть этой суммы компенсировал банк, и проход обошелся примерно в 1000 ₽ на человека. После отдыха в зале мы отправились на посадку на семичасовой рейс до Рима. В общей сложности на дорогу у нас ушло 16,5 часа.

Комфортные и просторные места в самолете Boeing 787 от Etihad Airways
Система развлечений на борту
Еда в бизнес⁠-⁠зале в аэропорту Абу⁠-⁠Даби
Фотография чека для возмещения прохода в бизнес⁠-⁠зал

В Рим мы прилетели глубокой ночью и отправились в заранее забронированный трехзвездочный отель ibis Rome Fiera недалеко от аэропорта, чтобы выспаться и утром поехать в порт Чивитавеккья, который расположен примерно в 80 километрах от Рима. Такси поймали рукой: «Убер» ночью не работал. Поездка от аэропорта стоила 30 €⁣ (2914 ₽), а за отель отдали около 60 €⁣ (5829 ₽).

Утром мы проснулись, позавтракали и поехали в порт на электричке со станции Muratella, которая находилась недалеко от нашего отеля, до Civitavecchia с одной пересадкой на Roma Trastevere  . Добирались в сумме полтора часа, полчаса потратили на пересадку.

Поездка была суперкомфортной. Электричка по качеству сопоставима с аэроэкспрессом в Москве. Билет в одну сторону стоил 4,2 €⁣ (408 ₽) на человека. Мы купили их заранее с помощью карты иностранного банка на сайте Trenitalia, это что-то вроде нашего РЖД. На всякий случай взяли с собой распечатанные билеты, но их нигде не проверяли.

Поезд прибыл в центр города Чивитавеккья. До порта мы добрались пешком за 25 минут. На самом деле можно было проехать на автобусе, но мы почему-то не сориентировались, билет стоил около 4 €⁣ (388 ₽).

Ждем поезд на станции Roma Trastevere во время пересадки
Ждем поезд на станции Roma Trastevere во время пересадки
Салон местной электрички
Салон местной электрички
1/2
Ждем поезд на станции Roma Trastevere во время пересадки

Посадка на корабль

Круизный терминал в Чивитавеккье напоминает аэропорт: красивое стеклянное здание, зоны досмотра и проверка документов.

Если у вас есть большой багаж, при посадке его заберут и доставят прямиком к вашей каюте. Мы с женой любим путешествовать с маленькими чемоданами, поэтому нам не пришлось никуда отдавать багаж: его разрешили сразу взять с собой в каюту.

Досмотр проходил обычно: проверяли, чтобы у пассажиров не было запрещенных вещей вроде оружия. Еще не разрешали брать на борт алкоголь. После мы пошли на стойку регистрации, где нам выдали карточки от наших кают. Как я рассказал выше, они нужны в том числе для того, чтобы расплачиваться на корабле.

Регистрацию и посадку пассажиров осуществляли группами в течение всего дня стоянки лайнера в порту, поэтому не было ощущения толпы, все происходило быстро. При нас очередей нигде не было, весь процесс регистрации занял не более десяти минут.

Вид на наш корабль из терминала в порту Чивитавеккья
Вид на наш корабль из терминала в порту Чивитавеккья
Лайнер MSC Seaview у причала
Лайнер MSC Seaview у причала
1/2
Вид на наш корабль из терминала в порту Чивитавеккья
Круизные карточки удобно носить с собой в чехле для телефона
Круизные карточки удобно носить с собой в чехле для телефона

Еда и напитки на борту

При бронировании круиза у компании MSC в базовую стоимость входит питание «все включено», но без напитков. Полностью без жидкостей не останетесь: вода в кулерах, черный кофе, чай и соки на завтрак доступны бесплатно.

Если вам этого недостаточно, можете купить пакет напитков. Обычно он включает бутилированную воду, газировки, соки, лимонады, разные виды кофе и алкоголь. Пакет лучше брать сразу при бронировании круиза — в нашем случае это обошлось бы примерно в 150 €⁣ (14 574 ₽) на человека за восемь дней. При более поздней покупке есть шанс заплатить минимум в два раза больше.

Мы не приобрели пакет при бронировании и пожалели об этом: покупая отдельные напитки на корабле, потратили те же 300 €⁣ (29 148 ₽) на двоих. Вот некоторые примеры цен: бокал вина — в среднем 9 €⁣ (874 ₽), коктейль — около 11 €⁣ (1068 ₽), вода — 2 €⁣ (194 ₽), капучино — 4 €⁣ (388 ₽). К качеству алкоголя у меня претензий нет: коктейли были на уровне средне-пафосных московских баров.

На лайнере есть восемь ресторанов и более 15 баров. Система «все включено» распространяется только на три ресторана. Два обслуживают в формате шведского стола, как в турецких отелях, в третьем посетители заказывают по меню еду, ее приносят официанты.

Нам с женой не нравилось ходить на шведский стол: там слишком шумно, беспорядочно и нужно самому искать место посадки. Столики из-за большого потока людей не всегда успевали убирать или убирали плохо. При этом к качеству еды у меня претензий не было, все вкусно. Мы заходили туда пару раз за фруктами, хамоном и пиццей.

Завтрак на открытой палубе при шведском столе
Завтрак на открытой палубе при шведском столе
Очередь на раздаче
Очередь на раздаче

Обедали мы, как правило, на берегу, а на завтраки и ужины ходили в ресторан Golden Sand, расположенный на пятой палубе корабля. Еда там потрясающая. И если завтраки в целом были просто хорошими, то ужин каждый раз был ярчайшим событием дня.

Во-первых, нам очень понравилось разнообразие: каждый день были новые блюда. Меню хоть и небольшое — в закусках, горячем и десертах примерно по пять позиций, — но всегда был выбор на любой вкус.

Во-вторых, не было ограничений вроде «можно взять только одно блюдо из каждого блока» — при желании заказывай хоть все позиции.

В-третьих, сервис, персонал и атмосфера были на высоте: все вокруг красиво, галантно, аккуратно. У меня возникало ощущение, что я окунулся в атмосферу золотого века океанских лайнеров.

Одна из позиций в меню — ризотто
Одна из позиций в меню — ризотто
Интерьер главного ресторана Golden Sand
Интерьер главного ресторана Golden Sand

Мы почему-то были уверены, что, раз путешествуем парой, у нас будет столик на двоих. Но когда мы пришли на ужин, меня с женой посадили за круглый стол, где кроме нас сидела большая семья из России и пожилая женщина из Украины. Сперва мы немного расстроились, что будем не вдвоем, но на следующий день уже с нетерпением ждали ужина, чтобы вновь пообщаться с нашими прекрасными соседями. Они оказались очень приятными и интересными людьми.

Один раз мы ходили на ужин в ресторан азиатской кухни. В платных заведениях можно взять сет за фиксированную стоимость или сделать заказ по меню. Мы выбрали первый вариант и заплатили около 80 €⁣ (7772 ₽) за ужин для двоих с напитками. Раз сходить точно стоит, как минимум ради нового опыта и красивого вида: все платные рестораны расположены на верхних палубах.

Еда в ресторане Asian Market Kitchen
Еда в ресторане Asian Market Kitchen
Красивый вид на закат из окна ресторана
Красивый вид на закат из окна ресторана
1/2
Еда в ресторане Asian Market Kitchen

День в море

Ровно в 19:00 26 июля наш корабль вышел из порта Чивитавеккья и взял курс на Пальму-де-Мальорку. Так как расстояние между портами неблизкое, нам предстояло весь следующий день провести в открытом море. Раньше у нас не было такого опыта, поэтому мы находились в волнующем предвкушении.

Мы решили посвятить день отдыху на палубе и знакомству с инфраструктурой корабля. Сразу после завтрака с шикарным видом на море отправились загорать. К нашему приходу около одиннадцати часов все шезлонги были уже заняты.

Сперва это нас немного расстроило, но, пройдя несколько кругов по палубе, мы все-таки нашли один свободный лежак. Жена разместилась на нем, а я, как джентльмен, просто постелил себе полотенце рядом, прямо на палубе. Так делали многие вокруг, поэтому стеснения я не испытал.

В бассейнах мы не плавали: там было слишком много людей. Зато с удовольствием проводили время в джакузи.

Палуба для отдыха. Такой пустой она была только во время стоянок в порту
Палуба для отдыха. Такой пустой она была только во время стоянок в порту
Вот столько людей было на палубах, когда корабль проводил день в море
Вот столько людей было на палубах, когда корабль проводил день в море
Отдыхающие вокруг одного из бассейнов
Отдыхающие вокруг одного из бассейнов
1/2
Вот столько людей было на палубах, когда корабль проводил день в море

Мы прокатились на водных горках, а моя смелая супруга — еще и на зиплайне. Он расположен на самом верху лайнера и тянется от середины почти до кормы. По словам Ани, перед стартом было немного страшно, но сам полет оказался скучным. Развлечение больше рассчитано на осмотр красот вокруг, чем на получение адреналина.

На палубе мы пробыли где-то до четырех часов, после чего пошли в каюту немного отдохнуть и подготовиться к ужину. Затем отправились исследовать корабль: нашли боулинг, прошлись по всем магазинам и посетили казино.

Помните о рисках в казино

Редакция Тинькофф Журнала предупреждает: казино — это не способ заработка или инвестирования, а просто развлечение. Вы платите постоянно, чтобы иногда иметь шанс выиграть. Параллельно вас развлекают.

Все «системы» и «проверенные методы гарантированного выигрыша» — либо обман, либо вне закона. Тратьте в казино только те деньги, которые не жалко потерять.

Мы никогда ранее не бывали в казино, поэтому нам очень хотелось посмотреть, что там происходит, и самим немного поиграть. Казино на лайнере большое: есть несколько зон с классическими автоматами, какими-то штуками, похожими на автоматы в торговом центре, и столами для карточных игр.

Я хотел сыграть в покер, но не решился: уж слишком профессионально все выглядели за столом, думаю, что мой уровень редкой игры с друзьями был бы там не к месту. Поэтому мы пошли и с чистой совестью спустили 15 €⁣ (1457 ₽) в автомате.

Аня катается на зиплайне
Аня катается на зиплайне
Аквагорка на корабле
Аквагорка на корабле
1/2
Аня катается на зиплайне
Игровые автоматы в казино
Игровые автоматы в казино

В 22:30 начиналось вечернее шоу — оно проходило каждый день и всегда было разным. Мы буквально из последних сил заставили себя туда пойти. Шоу оказалось интересным, но день был насыщенным, поэтому мы хотели скорее отправиться в каюту.

После шоу еще можно было пойти на дискотеку, но мы на ней так и не побывали: свежий воздух и кардионагрузки каждый день заставляли организм в 23:00 выключаться.

Пальма-де-Мальорка

На Мальорку мы пришли в семь часов утра, но я встал в районе пяти, чтобы выйти на палубу и насладиться рассветом и видами на остров вдалеке. Я ни разу не пожалел об этом решении: пейзажи были просто потрясающими. К тому же вокруг царила идеальная тишина, было слышно только звук волн, которые создавал корабль, разрезая морскую гладь.

В город мы вышли примерно в девять. Мы не особо спешили: корабль стоял у берега до одиннадцати часов вечера. В порту нас посадили на трансфер, и буквально через десять минут мы были в самом центре Пальмы.

Очертания Мальорки на рассвете
Очертания Мальорки на рассвете

В каждом городе высадки можно было взять экскурсию от круизной компании, но мы с Аней предпочитаем исследовать окрестности самостоятельно, поэтому их не покупали. Как правило, они дороже, чем аналогичные местные туры на берегу. Возможно, качество экскурсий у MSC лучше, но без опыта это сложно оценить.

В центре Пальмы мы осмотрели кафедральный собор. Его заложили почти 800 лет назад, а само строительство заняло более 370 лет. Собор очень красивый. Больше всего нас впечатлили размер и массивность сооружения.

Мы погуляли и немного пофотографировались, но внутрь собора на заходили. После пошли в сторону пляжа через улочки Старого города.

Главный собор Пальмы. Фотография: Westermak / Shutterstock
Главный собор Пальмы. Фотография: Westermak / Shutterstock

Can Pere Antoni нам понравился: море было приятное по температуре, цвету и чистоте, что особенно ценно для городского пляжа. Погода тоже была супер: воздух прогрелся до +34 °C.

Вход на пляж бесплатный, но за удобства нужно платить. Мы арендовали два шезлонга с зонтиками за 19 €⁣ (1846 ₽) на человека.

Сперва мы хотели пробыть на пляже как минимум до четырех часов, но все испортила неприятная ситуация.

Во время отдыха прямо на наших глазах на расстоянии буквально двух метров обокрали людей. Какой-то парень шел между рядами шезлонгов, увидел, что люди отошли к морю, тут же схватил их портфель и бросился бежать. Никто из отдыхающих не успел среагировать — вор перепрыгнул через забор и скрылся. Я раньше слышал, что в Испании такое случается, но не мог представить, что мы станем свидетелями.

После произошедшего нам было максимально некомфортно находиться на пляже, так как у нас была с собой сумка с документами и камерой. Мы оперативно собрались и пошли обедать.

Городской пляж. Слева на фото как раз попала пара, которую обокрали
Городской пляж. Слева на фото как раз попала пара, которую обокрали

Моя супруга заранее нашла классное место — Assaona Gastrobeach Club. Если окажетесь в Пальме, очень рекомендую туда сходить. Часто в заведениях формата «кафе у пляжа» крайне плохая кухня, но это место — яркое исключение. Нам понравилось все — и еда, и коктейли. Советую попробовать осьминога и фирменную закуску из креветок. На двоих мы отдали около 100 €⁣ (9716 ₽) — недешево, но было очень вкусно.

В кафе мы просидели часа полтора, после чего решили пройтись по магазинам. Жена купила себе местные эспадрильи ручной работы. Еще мы зашли в Massimo Dutti, которого, к сожалению, больше нет в России.

К семи часам вечера мы уже сильно устали и отправились к кораблю. Рядом с ним персонал лайнера поставил шатры с бесплатными прохладительными напитками и ледяными полотенцами. Меня это впечатлило. После дня под палящим солнцем это была благодать — прекрасный сервис, на мой взгляд.

Мы сходили на поздний ужин и снова посетили вечернее шоу, после него сразу отправились спать. А наш корабль взял курс на Барселону.

Итоги нашего шопинга
Итоги нашего шопинга
Зона с напитками при посадке на корабль
Зона с напитками при посадке на корабль
1/2
Итоги нашего шопинга

Барселона

Лайнер пришвартовался в порту ранним утром, и после завтрака мы вновь покинули корабль. Трансфер довез нас примерно до памятника Колумбу. Дальше необходимо было передвигаться уже самостоятельно. Из доступных вариантов — экскурсионные автобусы, метро или такси.

Мы решили поехать на такси, так как на 11:00 у нас были куплены билеты в собор Святого Семейства. Мы снова не смогли вызвать «Убер», поэтому сели в местное черно-желтое такси, просто махнув водителю рукой. Поездка до собора заняла около 15 минут и стоила примерно 12 €⁣ (1165 ₽).

Район, в котором нас высадил трансфер
Район, в котором нас высадил трансфер
Монумент, посвященный Христофору Колумбу
Монумент, посвященный Христофору Колумбу
1/2
Район, в котором нас высадил трансфер

Билеты в храм Саграда-Фамилия мы взяли на сайте за три недели до поездки. Их быстро разбирают, поэтому советую покупать как можно раньше. Мы выбрали билет с посещением собора и башен за 36 €⁣ (3497 ₽) с человека. Подняться можно на башню только одного из фасадов — Рождества или Страстей. Первый более популярный, и супруга тоже хотела туда, но на нашу дату мест не было, поэтому выбрали второй вариант. Еще в стоимость входил аудиогид в официальном приложении, где есть русский язык. Слушать — одно удовольствие.

Мы переживали, что можем опоздать, но в итоге приехали к Саграде на полчаса раньше. Немного погуляли вокруг, пофотографировались и зашли в «Старбакс» — он прямо через дорогу от собора.

Очередей на вход в Саграду не было, но в билетные кассы стояло огромное число туристов. Мы быстро прошли досмотр и в 11:00 начали слушать аудиогид. Экскурсия по нему начинается снаружи собора, со стороны фасада Рождества, продолжается внутри церкви и заканчивается на улице, у фасада Страстей.

Фасад Рождества
Фасад Рождества
Вид сбоку на фасад Страстей
Вид сбоку на фасад Страстей
1/2
Фасад Рождества

Концепция и масштаб сооружения нас впечатлили. Внешние фасады — словно Библия, которую высекли в камне: все композиции соответствуют тем или иным периодам жизни Христа.

Внутри Саграда более минималистична, чем снаружи, но все вокруг символично. Например, колонны выглядят как гигантские деревья, которые держат своды крыши. Мне очень понравились большие металлические ворота главного входа, на которых представлен полный текст молитвы «Отче наш» на каталанском языке и первая строка из этой же молитвы еще на пятидесяти языках, в том числе на русском.

После осмотра собора внутри мы поднялись на башню. Внизу была небольшая очередь в лифт, который довез нас практически до самого верха. В конце мы прошли пешком совсем небольшое число ступеней. Внутри башен нет ничего интересного: они полые. Зато с высоты открывается замечательный вид на всю Барселону. Мы немного пофотографировались и стали спускаться пешком: лифт работает только на подъем туристов.

Мы провели в Саграде около полутора часов с учетом посещения сувенирного магазина. Советую в него зайти: там продают много интересных мелочей. Мы купили открытки, магнит и карандаши.

Внутреннее убранство собора Святого Семейства
Внутреннее убранство собора Святого Семейства
Ворота главного входа в собор
Ворота главного входа в собор
1/2
Внутреннее убранство собора Святого Семейства
Вид на город с башни собора
Вид на город с башни собора
Супруга внутри башни
Супруга внутри башни
1/2
Вид на город с башни собора

В 16:00 нам нужно было вернуться на лайнер. Мы уже не успевали зайти куда-нибудь перекусить, поэтому решили доехать на такси до ближайшей «Зары», а после — отправиться в порт.

Времени в Барселоне оказалось катастрофически мало, кроме собора мы ничего не посмотрели, только взглянули на город из окна такси. Это немного расстроило, но в круизе и не стоило ждать чего-то большего.

Так как корабль отплывал рано, почти все пассажиры вышли на палубы провожать город, загорать и пить коктейли. Было забавно, что, когда мы проходили мимо другого лайнера, стоявшего в порту, туристы на нем махали и свистели нам.

Пассажиры другого корабля провожают нас
Пассажиры другого корабля провожают нас
Люди на нашем лайнере прощаются с городом
Люди на нашем лайнере прощаются с городом
1/2
Пассажиры другого корабля провожают нас

Канны

Порт во французских Каннах совсем небольшой, поэтому крупные круизные лайнеры не могут туда зайти. Корабли останавливаются в море, а пассажиров отправляют на берег на специальных шлюпках. Чтобы получить там место, надо было взять билет на стойке в одном из баров. В отличие от трансфера на автобусе, лодки возят туристов бесплатно.

Мы оказались на берегу только около полудня, так как поздно взяли билеты на шлюпку. У нас не было плана смотреть город, поэтому мы сразу отправились в сторону пляжного клуба, в котором забронировали место.

Так выглядит шлюпка
Так выглядит шлюпка

Пока шли к клубу, прогулялись по набережной и увидели дворец, где проходит Каннский кинофестиваль. Отметили, что концентрация богатства в городе зашкаливает: такого количества шикарных спорткаров я не видел нигде и никогда — мечта десятилетнего мальчишки.

Через полчаса мы дошли до места. В целом на набережной много пляжных клубов, мы выбрали Vilebrequin La Plage: в его соцсетях были очень стильные и яркие фотографии. За вход мы заплатили по 50 €⁣ (4858 ₽) с человека. В цену входили шезлонги и доступ к инфраструктуре пляжа вроде туалета и душа. Полотенце стоило дополнительных 20 €⁣ (1943 ₽) за штуку, но у нас были свои с корабля.

На территории клуба есть кафе, но идти туда не обязательно: еду могут принести прямо к шезлонгу. За небольшой перекус и пару коктейлей мы отдали еще 73 €⁣ (7092 ₽). Все понравилось, но дорого.

Знаменитая красная ковровая дорожка Каннского кинофестиваля
Знаменитая красная ковровая дорожка Каннского кинофестиваля
Набережная в Каннах
Набережная в Каннах
1/2
Знаменитая красная ковровая дорожка Каннского кинофестиваля
Великолепный цвет воды Средиземного моря
Великолепный цвет воды Средиземного моря
Коктейль на пляже Vilebrequin La Plage
Коктейль на пляже Vilebrequin La Plage
1/2
Великолепный цвет воды Средиземного моря

Море и сам пляж просто потрясающие: идеальный мелкий светлый песок и теплая чистая вода бирюзового цвета — купаться было в удовольствие. Еще виды вокруг живописные, все здания как с открытки.

Позади пляжного клуба находится один из самых шикарных отелей города — Carlton. Своей красотой здание сразу привлекло мое внимание, и я решил погуглить его историю. Оказалось, что отель построили в начале 20 века на деньги русского князя Михаила Романова.

На пляже мы пробыли три с половиной часа и к 17:00 вернулись на борт.

Канны оставили приятное впечатление. Если будет возможность, мы обязательно туда вернемся, потому что хотим посмотреть больше достопримечательностей и исследовать окрестности.

Генуя

После Канн мы отправились в Италию, прибыли в порт Генуи. Его особенность в том, что корабли швартуются прямо в центре города, в пешей доступности от основных достопримечательностей.

В Генуе мы посетили местный аквариум, или океанариум. На его сайте написано, что он крупнейший в Европе. Нам там понравились пингвины и акулы. Билеты на двоих обошлись в 58 €⁣ (5635 ₽). После аквариума мы отправились гулять по уютным итальянским улочкам.

Вид на Геную с кормы корабля
Вид на Геную с кормы корабля
Рыба⁠-⁠клоун в аквариуме
Рыба⁠-⁠клоун в аквариуме
Медуза там же
Медуза там же
1/2
Рыба⁠-⁠клоун в аквариуме

После прогулки жена нашла на «Трипэдвайзоре» отличное место для обеда — ресторан 20 Tre из гида «Мишлен». Так как заведение просто включено в гид, а не со звездой, цены там были более-менее адекватными. Счет на двоих с алкоголем вышел примерно на 100 €⁣ (9716 ₽). Еда была вкусной. Я брал пасту с соусом песто: этот ресторан в 2022 году выиграл в номинации «Лучший песто в Италии». Не знаю, насколько конкурентным был этот конкурс, но соус мне понравился.

После обеда мы продолжили знакомство с городом. Прогулялись до очень красивой площади Феррари и зашли на барахолку старинных книг и открыток. Архитектура в Генуе богатая и интересная. Город нам очень понравился, захотелось приехать туда еще раз дня на три или четыре. В будущем надеюсь посетить Морской музей и дом Христофора Колумба.

Аня на площади Феррари
Аня на площади Феррари
Уличный музыкант на небольшой площади
Уличный музыкант на небольшой площади
1/2
Аня на площади Феррари

В 17:00 мы уже были на корабле, так как в 18:00 должны были покинуть порт. Этот участок маршрута я не понял: расстояние от Генуи до следующего порта — Специи — маленькое. Мне кажется, можно было сделать более длительную стоянку в Генуе.

Мой негатив от недосмотренного города скрасил прекрасный ужин и песни группы ABBA на вечернем шоу. На мой взгляд, это было лучшее выступление за весь круиз.

Специя

После Генуи мы прибыли в маленький город Специя. Там нет ничего выдающегося, поэтому многие пассажиры взяли экскурсии и отправились осматривать окрестности, в том числе национальный парк «Чинкве-Терре» — пять городков с разноцветными домиками, которые расположены на обрывистых скалах.

Мы были уже не в силах много ходить и решили просто прогуляться и заглянуть в магазины. Специя — совершенно обычный прибрежный городок. Ее наличие в маршруте мне непонятно: там нет каких-либо знаковых достопримечательностей, как и хороших пляжей. В итоге мы зашли в «Макдональдс», «Зару» и несколько локальных бутиков. Это наш самый бюджетный день: тратить было не на что.

Обедать мы вернулись на корабль, а после уже не стали возвращаться в город. Пошли отдыхать на палубу, там было свободно, потому что многие пассажиры еще были на берегу. Корабль покинул порт ровно в 18:00.

Центр города
Центр города
Набережная Специи
Набережная Специи
1/2
Центр города

Высадка с корабля

Корабль пришел в порт Чивитавеккья около 07:00. Накануне нас предупредили, что мы должны покинуть каюты до 09:00, но оставаться на борту можно было примерно до 11:00.

Процедура высадки максимально простая: берешь ручную кладь и покидаешь лайнер. Путешественникам с большим багажом в ночь перед высадкой его нужно собрать и выставить в коридор корабля около каюты, приклеив специальные бирки. После стюарды заберут багаж, его можно будет получить в терминале на берегу.

Круизные карточки оставляют на память. Главное, чтобы на них не было задолженности. Ее просят погасить накануне высадки.

Вылет в ОАЭ у нас был следующим утром, поэтому мы решили провести полноценный насыщенный день в Риме.

Рим

Мы снова доехали на электричке из порта Чивитавеккья до Рима, быстро заселились в тот же отель — ibis Rome Fiera — и отправились гулять. В отличие от остановки перед круизом, я решил не бронировать гостиницу заранее. Это было ошибкой: на месте номер стоил почти в два раза дороже — 110 €⁣ (10 687 ₽).

За день в Риме мы успели прогуляться по площади Навона и сходить на пешую групповую экскурсию по местам Древнего Рима — посмотрели Колизей, Римский форум, холм Капитолий и другие достопримечательности.

В тур нас позвала семья, с которой мы познакомились на корабле. Экскурсию на русском языке забронировали на сайте wowitaly.ru. Гиду мы отдали по 20 €⁣ (1943 ₽) с человека — считаю, что тур полностью стоил своих денег, он был очень интересным и познавательным.

Для меня большим открытием стала информация о том, что многие древнеримские здания не сохранились не потому, что разрушились от времени, а из-за того, что сами римляне разбирали их и повторно использовали материалы для постройки соборов в период расцвета христианства.

В районе площади Навона
В районе площади Навона
Один из фонтанов на площади
Один из фонтанов на площади
1/2
В районе площади Навона

Во время экскурсии гид показала нам отличное место возле Колизея. Обычно туристы толпятся у самого здания, и фотографии там получаются не очень, а с этой локации — супер. А главный плюс — там почти никого нет. Когда мы поднялись на площадку, кроме нас там было только три человека — пофотографироваться можно вдоволь.

После экскурсии мы сходили на ужин и затем отправились гулять по вечернему городу. Наткнулись на красивую Альфа Ромео. Когда мы с ней фотографировались, подошел хозяин — итальянский дедушка. Предложил сфотографироваться и с ним тоже. Мы пытались пообщаться, но он ни слова не понимал по-английски — я лишь жестами смог объяснить, что мне очень нравится его машина.

Так и прошел наш последний день в Италии. Следующим утром мы улетели в Эмираты, а затем — домой, в Москву.

Классная локация для фото на фоне Колизея
Классная локация для фото на фоне Колизея
Итальянский дедушка с Аней и та самая Альфа Ромео
Итальянский дедушка с Аней и та самая Альфа Ромео
1/2
Классная локация для фото на фоне Колизея

Вопросы, которые нам задавали о круизе

Когда мы рассказывали друзьям и родственникам о своем путешествии, всех очень интересовали такие вопросы:

  1. Правда ли, что в круизы ездят одни пенсионеры?
  2. Укачивает ли на корабле?
  3. Как к вам относились?

Пенсионеры на корабле, конечно, были. Но сказать, что их большинство, я не могу. В нашем круизе основную массу составляли семьи с детьми, родителям — около 40 лет. Молодежь вроде нас тоже была, но совсем немного. После высадки с лайнера в электричке мы познакомились с ребятами из Москвы, тоже парой примерно нашего возраста.

Качка почти не ощущалась. На мой взгляд, в российских поездах качает значительно сильнее. Понятно, что все зависит от погоды и сезона, но если идти летом по Средиземному морю, то бояться не стоит. Корабль огромный, у него много систем, которые стабилизируют все что можно. Мы ощутили качку только в последний день круиза, когда шли из Специи в Рим. Высота волн была около трех метров, и корабль немного качало, но это даже весело.

Никакого негативного отношения к себе мы не испытали. На корабле все объявления делали на итальянском, английском и русском языках.

Итоги

Это было одно из наших лучших путешествий. Если появится возможность, обязательно поедем в круиз еще раз. Аня очень хочет прокатиться по греческим островам, а я — из Китая с заходом в Японию.

Нам понравилось практически все: сам корабль, формат поездки, персонал, сервис, еда и развлечения. Одни закаты в море чего только стоили. Минусы, конечно, тоже были: например, шум на обеде в буфете или слишком короткие стоянки в некоторых городах. При бронировании следующей поездки ради опыта постараемся взять каюту с балконом или окном и сразу купить пакет напитков.

Отдых обошелся нам примерно на 30% дороже, чем аналогичный по классу отельный тур в Турцию. Мы получили массу позитивных эмоций и впечатлений, поэтому ничуть не жалеем о потраченных деньгах. Притом что мы ездили в то время, когда один евро стоил 103 ₽.

Потратили на недельный круиз по Средиземноморью на двоих — 1982 €⁣ (192 312 ₽) и 251 430 ₽

Круиз123 800 ₽
Авиабилеты туда и обратно122 630 ₽
Рестораны и еда на берегу390 €⁣ (37 841 ₽)
Одежда, сыр и сувениры300 €⁣ (29 108 ₽)
Напитки на корабле290 €⁣ (28 138 ₽)
Отели230 €⁣ (22 316 ₽)
Прочие траты на лайнере180 €⁣ (17 465 ₽)
Экскурсии и аквариум170 €⁣ (16 495 ₽)
Сервисный сбор на корабле168 €⁣ (16 300 ₽)
Пляжи140 €⁣ (13 584 ₽)
Такси97 €⁣ (9411 ₽)
Мелкие покупки, о которых я не помню5000 ₽
Общественный транспорт17 €⁣ (1649 ₽)

Потратили на недельный круиз по Средиземноморью на двоих — 1982 €⁣ (192 312 ₽) и 251 430 ₽

Круиз123 800 ₽
Авиабилеты туда и обратно122 630 ₽
Рестораны и еда на берегу390 €⁣ (37 841 ₽)
Одежда, сыр и сувениры300 €⁣ (29 108 ₽)
Напитки на корабле290 €⁣ (28 138 ₽)
Отели230 €⁣ (22 316 ₽)
Прочие траты на лайнере180 €⁣ (17 465 ₽)
Экскурсии и аквариум170 €⁣ (16 495 ₽)
Сервисный сбор на корабле168 €⁣ (16 300 ₽)
Пляжи140 €⁣ (13 584 ₽)
Такси97 €⁣ (9411 ₽)
Мелкие покупки, о которых я не помню5000 ₽
Общественный транспорт17 €⁣ (1649 ₽)

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan

Никита Ошеров
Расскажите, что вы думаете о круизах:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество