Раньше я считал мопеды ревущими, вонючими и страшными и думал, что на них ездят только школьники. Но это оказалось не так.

В 2016 году я купил свой первый мопед и с тех пор очень их люблю. Я брал их даже в путешествия: в 2017 году объехал на мопеде весь Дагестан, а в 2020 году — Кабардино-Балкарию.

За пять лет я сменил три мопеда: Honda Super Cub C50, Honda Motra и Honda Super Cub C90. По российским законам последний — это мотоцикл, но по факту он едет, выглядит и звучит, как мопед.

Расскажу подробнее, что такое мопеды и где их можно купить. И посчитаю, сколько я трачу на уход за своим мопедом, техобслуживание, страховку и другие мелочи.

В марте—сентябре 2020 года я проехал на мопеде 7080 км и потратил 18 264 Р

Топливо 7080 Р
Запчасти 3828 Р
Техобслуживание 3200 Р
Уход за внешним видом 2465 Р
Страховка и техосмотр 1691 Р
Топливо
7080 Р
Запчасти
3828 Р
Техобслуживание
3200 Р
Уход за внешним видом
2465 Р
Страховка и техосмотр
1691 Р

Что такое мопед

По российским законам мопед, или скутер — это двухколесное транспортное средство с объемом двигателя внутреннего сгорания до 50 см³. Или с электродвигателем мощностью 0,25—4 кВт. По документам скорость мопеда должна быть максимум 50 км/ч. Если двигатель мощнее, а заявленная скорость выше — это уже мотоцикл.

Чтобы ездить на мопеде, до 2013 года не нужны были даже права. Потом в России ввели новую категорию видов транспорта — «М». Мопеды отнесли к ней, и чтобы их водить, понадобились права. Но мопеды остались популярны. Многим нравится, что у них по-прежнему нет паспорта, их не нужно ставить на учет в ГИБДД, страховать и получать номера.

В 2016 и 2017 годах я ездил на двух мопедах — Honda Super Cub C50 и Honda Motra. Но мне хотелось номера и страховку: так ездить спокойнее. А еще мне не нравились ограничения, связанные с мопедами. Например, на них нельзя поворачивать налево, если на дороге больше двух полос, — чтобы это сделать, нужно переходить дорогу пешком. В Москве на мопеде не проехать по Третьему транспортному кольцу и Мкаду. И наконец, на мопеде запрещено пересекать границы России.

В итоге в 2017 году я нашел компромисс и купил Honda Super Cub C90. Объем его двигателя — 90 см³, и по российским законам это уже мотоцикл: для него нужны номера, страховка и права категории «А». Но в остальном он ничем не отличается от мопеда, и я езжу на нем уже 3 года.

Мой первый мопед — Honda Super Cub C50

Покупка. В 2016 году я путешествовал по Владивостоку и увидел у знакомых Honda Super Cub C50. Там его называли крокодилом. Меня зацепил его классический вид, к тому же знакомые рассказали, что для Honda Super Cub C50 подойдут права любой категории, кроме тракторных. А у меня как раз уже были права категории «Б». Вот я и решил купить себе такой мопед.

Я не знал, что мопеды продаются и в Москве, поэтому попросил знакомых во Владивостоке помочь с покупкой. У меня было только одно требование — чтобы мопед не перебирали и не красили. Боялся, что на продажу его покрасят как попало, и краска быстро обдерется.

В компании «Мотоцентр» нам понравился мопед 2008 года за 50 000 Р. Это была почтовая версия с большими багажниками, подогревом ручек и усиленной подвеской для грузов. Спидометр показывал пробег 11 990 км.

Мопед был инжекторный — с электронным блоком, который сам определял, сколько топлива и когда подавать. Это удобно: самому не нужно ничего регулировать под разную погоду и высоту, как на карбюраторе. Но друзья предупредили: если заливать плохое топливо, система быстро выйдет из строя. И если я собираюсь экономить на бензине, лучше искать карбюраторный мопед: он не такой прихотливый. Но я не собирался.

Я отправил деньги знакомому, а тот передал их продавцу. Договор купли-продажи они толком не заполнили — свою подпись я потом добавил сам.

Знакомый слил бензин, открутил торчащие запчасти, упаковал их отдельно и отправил мопед компанией «Желдоральянс» примерно за 5000 Р. В стоимость входила обрешетка — защитный каркас из досок. Груз дошел до Москвы за две недели, а тут я забрал его на машине со склада в Сокольниках.

Обрешетку нам сделали в компании грузоперевозок. Она защитила мопед от повреждений
Обрешетку нам сделали в компании грузоперевозок. Она защитила мопед от повреждений
Так выглядел мой первый мопед. Спереди была корзина для грузов
Так выглядел мой первый мопед. Спереди была корзина для грузов

Состояние и ремонт. Когда я осмотрел мопед, то немного расстроился. Краска была родная, но парус — белая пластиковая защита ног — был в плохом состоянии. Он должен был быть кремового цвета, а оказался с желтыми разводами и непонятными вмятинами, как от дроби. Седло тоже болталось, а ручки, подножки, коробки передач и лапка тормоза выглядели изношенными. Новыми оказались только пара китайских зеркал и аккумулятор — продавец бесплатно дал их в придачу к мопеду.

Я обратился в сервис и попросил, чтобы мне заменили масло и очистили и смазали все, что можно. Это обошлось в 5000 Р. Потом пришлось менять самые важные изношенные части. Например, однажды в мопеде что-то застучало: износились звезды и цепь. Замена стоила 2200 Р.

Затем стало проскальзывать сцепление — мопед сильно ревел и медленно набирал скорость. За новое я отдал 3000 Р.

Еще пришлось менять три сальника — это такие уплотнители между крутящимися элементами. Они не должны давать смазке вытекать наружу, но у меня это постоянно случалось. Видимо, потому что я заливал слишком много масла и ездил по грязи и песку. Каждый новый сальник обошелся в 100 Р, а замена всех — в 200 Р.

А однажды мопед просто перестал ехать — забилась сетка топливного фильтра. Но к тому времени я уже немного разбирался в мопедах, попросил у друзей инструменты и сам почистил сетку.

К тому же в инжекторном мопеде много датчиков с тоненькими проводами. Я много ездил по лесам, задевал ветки и однажды оборвал датчик лямбда-зонда — без него двигатель расходует больше топлива. Купить новый в России было нереально, а в Японии такой стоил около 8000 Р. Я кое-как приладил остатки провода и молился, чтобы ничего не оторвалось.

В общем, мопед буквально рассыпался. Тогда я и выяснил, что на такой модели в Японии ездят курьеры, и он не подходит для долгих поездок, особенно по лесам. Я догадался, что пробег у мопеда был больше 11 990 км. Скорее всего, это вообще был второй круг спидометра после 100 000 км.

Продажа. Сезон езды на мопедах длится с марта по октябрь. За два сезона я проехал на этом мопеде около 12 000 км. А однажды отправился на нем в путешествие по маршруту Москва — Великие Луки — Псков — Санкт-Петербург — Москва. После этого мопед стал плохо заводиться, и я выставил его на продажу на «Авто-ру» за 35 000 Р. На следующее утро его забрали.

В итоге с Honda Super Cub C50

Этап Когда Сумма
Купил с доставкой 2016 год 60 000 Р
Потратил на ремонт и запчасти 2016—2017 годы 10 700 Р
Продал 2017 год 35 000 Р
Купил с доставкой
Когда
2016 год
Сумма
60 000 Р
Потратил на ремонт и запчасти
Когда
2016—2017 годы
Сумма
10 700 Р
Продал
Когда
2017 год
Сумма
35 000 Р

Мой второй мопед — Honda Motra

Покупка. После продажи первого мопеда я стал искать внедорожный вариант. Мне нравились раритетные модели, и Honda Motra подошла идеально.

В 1982 году их выпустили очень маленьким тиражом — меньше 8000. Плюс у этого мопеда была хорошая подвеска и специальный упор, чтобы не скатываться со склона. А еще удобная рама с багажниками, которые не влияли на управление, даже если их полностью загрузить. Но главное, в нем был мотор, как в моем первом Super Cub, но с понижающим редуктором — он помогает на бездорожье.

Я смотрел варианты на «Авито», «Авто-ру» и «Мото-дром-ру». На последнем были объявления в основном из Сибири и с Дальнего Востока. В итоге я нашел мопед в хорошем на вид состоянии за 145 000 Р. Его продавала компания «Моторекс» во Владивостоке — она покупала мопеды на японских аукционах. На «Дроме» у нее был хороший рейтинг, и я решил купить через нее мопед.

Я перевел деньги на карту владельца компании, а потом стал искать мопед на японских аукционах по номеру рамы. Он там действительно был, но его состояние меня насторожило: на фото с аукциона мопед выглядел гораздо хуже, чем на сайте «Моторекса». Я написал в компанию, но меня успокоили: сказали, что в Японии мопед просто хорошо отреставрировали. Я поверил в чудо, не стал отзывать деньги и перевел еще 5000 Р за доставку и обрешетку.

Так выглядела моя Motra на японском аукционе. Источник: «Мотобэй»
Так выглядела моя Motra на японском аукционе. Источник: «Мотобэй»
А вот так — когда пришла в Москву
А вот так — когда пришла в Москву

Состояние и ремонт. Когда мопед приехал в Москву, я сильно разочаровался. Оказалось, на реставрации его покрасили поверх старого слоя краски. И новый слой стал отходить еще в транспортной компании, когда я принимал мопед. Я отдирал скотч, а на нем оставались зеленые куски. Двигатель тоже был покрашен поверх крепежа. А когда я начал ездить, краска окончательно посыпалась.

Оригинальные запчасти были на месте, но замок зажигания разваливался, пластик местами был склеен, глушитель — плохо заварен, а многие места съела коррозия. Я не ждал, что мопед 1982 года будет идеальным. Но в «Моторексе» мне обещали, что он будет как новый, и я расстроился именно из-за вранья.

Тем не менее мопед был на полном ходу. Двигатель и тормоза оказались в порядке, а подвеска отрабатывала неровности. Плюс в нем были новая резина и масло.

Через неделю после покупки я отправился с этим мопедом в Дагестан: доехал туда на машине, а мопед провез в багажнике. В Дагестане он оказался в своей стихии: я проехал на нем 1100 км, почти не чувствуя неровности, а топлива хватало надолго.

Хунзахское плато и Honda Motra, на котором я ездил по Дагестану
Хунзахское плато и Honda Motra, на котором я ездил по Дагестану

Поломка была всего одна: на спуске с горы у меня сгорел регулятор, который контролирует напряжение электрики. Для этой модели трудно было найти новый, и я не стал этим заниматься. Просто ездил дальше со сгоревшими лампочками.

Еще у меня потек бак, но и с ним я не стал заморачиваться. За всю историю пользования я купил только новый замок зажигания за 300 Р и сам его поставил.

Продажа. Я понял, что, чтобы содержать такой мопед, нужна своя мастерская либо много денег. Запчасти на него трудно найти, и они очень дорогие. Например, на аукционе Yahoo я видел топливные баки по 30 000 Р.

В общем, после поездки в Дагестан я купил себе третий мопед, а этот продал на «Авто-ру» за 135 000 Р.

В итоге с Honda Motra в 2017 году

Этап Сумма
Купил с доставкой 145 000 Р
Потратил на ремонт и запчасти 300 Р
Продал 135 000 Р
Этап
Сумма
Купил с доставкой
145 000 Р
Потратил на ремонт и запчасти
300 Р
Продал
135 000 Р

Мой третий мопед — Honda Super Cub C90

Покупка. К октябрю 2017 года я познакомился с людьми из Cub_msc — это клуб любителей мопедов с мотором Super Cub. И купил у одного из них свой третий мопед — Honda Super Cub C90. Он 1987 года выпуска.

По габаритам и весу Super Cub C90 как мопед. Но формально это мотоцикл, потому что объем его двигателя — 85 см³, и он разгоняется до 90 км/ч. Так что на нем можно ездить только с правами категории «А». И его нужно регистрировать в ГИБДД, оформлять страховку и делать техосмотр. Но на нем я могу ехать в любом ряду на скорости городского потока, к тому же когда-нибудь смогу на нем пересечь границы — этого я и хотел.

Знакомый продавал Super Cub C90 всего за 50 000 Р, а на «Авито» и «Авто-ру» такие же были по 80 000 Р. Плюс в комплекте шли перчатки, седло, боковые крышки, 2 багажника, фары, крыло, руль, запчасти и целая корзина мелочей. Отдельно я бы отдал за них около 10 000 Р. Плюс я узнал, что все запчасти можно привезти из Японии, и мои новые друзья могли с этим помочь. В общем, сомнений не осталось, и я решил его купить.

Мы наспех нашли в интернете образец договора купли-продажи и быстро его заполнили. Но когда я решил зарегистрировать договор, в ГИБДД его не приняли. Оказалось, наш образец был плохой, и мы с продавцом вписали туда только свои фамилии, имена и отчества, а нужны были еще паспортные данные.

Во второй раз мы взяли образец с «Авто-ру», а потом распечатали. На этот раз проблем с регистрацией не возникло.

Состояние и ремонт. Знакомый рассказал, что купил этот мопед на японском аукционе, и показал оттуда фото — они всегда сохраняются на сайте. Но предупредил, что сильно изменил стиль мопеда по сравнению с заводским.

Чтобы обновить техническое состояние и вернуть мопеду заводской вид, я потратил почти 25 000 Р. Из них 4000 Р отдал за доставку запчастей.

Почти все запчасти я покупал б/у на «Авито» и в группе Cub_msc. Оказалось, мопеды иногда разбирают, чтобы сделать индивидуальную модель, а все ненужное продают. Я постоянно караулил, когда появится то, что мне нужно.

Из нового я купил только все для техобслуживания: масло, резину, фильтр, тросики, сальники, крепеж и шланги.

Я потратил на запчасти 20 937 Р

Рама, чтобы приделать заднее крыло 4500 Р
Крепеж 2000 Р
Новая резина 1950 Р
Задние поворотники 1500 Р
Передние поворотники 1500 Р
Пульты управления на руль 1500 Р
Тросики тормоза, газа и подсоса карбюратора 1200 Р
Переднее крыло 1100 Р
Топливные шланги 1007 Р
Воздушные фильтры 830 Р
Задний стоп-сигнал 800 Р
Зеркала 800 Р
Комплект сальников 800 Р
Ремкомплект для карбюратора 700 Р
Масло 450 Р
Ручка тормоза 300 Р
Рама, чтобы приделать заднее крыло
4500 Р
Крепеж
2000 Р
Новая резина
1950 Р
Задние поворотники
1500 Р
Передние поворотники
1500 Р
Пульты управления на руль
1500 Р
Тросики тормоза, газа и подсоса карбюратора
1200 Р
Переднее крыло
1100 Р
Топливные шланги
1007 Р
Воздушные фильтры
830 Р
Задний стоп-сигнал
800 Р
Зеркала
800 Р
Комплект сальников
800 Р
Ремкомплект для карбюратора
700 Р
Масло
450 Р
Ручка тормоза
300 Р
Так выглядел мопед после покупки. У него не было заводских крыльев, руля, фары, поворотников, сиденья и заднего багажника
Так выглядел мопед после покупки. У него не было заводских крыльев, руля, фары, поворотников, сиденья и заднего багажника
А таким он стал, когда я привел его в порядок. С тех пор езжу на нем 6—7 месяцев в году
А таким он стал, когда я привел его в порядок. С тех пор езжу на нем 6—7 месяцев в году

Что я понял про покупку мопедов

Мопеды можно купить у российских продавцов либо на японских аукционах. Рассказываю про нюансы того и другого способа.

Российские продавцы — это либо частные лица, которым надоел их мопед, либо фирмы-перекупщики. Они скупают мопеды на аукционах, но зачастую это техника в плохом состоянии и с большим пробегом. Потом мопеды разбирают на запчасти или «причесывают», в том числе скручивают пробег, и перепродают. Нормальные продавцы смогут прислать номер рамы или номер лота для проверки.

Купить мопед у российского продавца можно через «Авито», «Авто-ру» и «Мото-дром-ру». Мопед приедет к вам максимум через две недели.

Но перед покупкой нужно хорошо его осмотреть. Если не получается лично, попросите продавца снять видео. Правда, обычно они делают это неохотно.

Вот на что нужно обратить внимание:

  1. Краска. Салоны часто наносят новый слой краски поверх старого и не снимают двигатель и другие узлы. Если в мопеде закрашены болты, гайки и наклейки, то верхний слой краски будет отваливаться кусками. Так было с моим вторым мопедом.
  2. Фары должны быть без трещин.
  3. Под двигателем и в районе прокладок не должно быть потеков.
  4. Резине должно быть не больше пяти лет, иначе ее придется менять. Дата производства всегда указана на шине в виде четырех крупных цифр. Например, «3420» означает, что шина выпущена на 34-й неделе 2020 года, то есть в августе.
  5. Колеса должны быть ровные, с ровным натягом спиц. Если это не так, мопед попадал в яму или ДТП, и колеса придется править.
  6. При прокрутке цепь должна натягиваться равномерно, а не провисать. А зубья на звездах не должны быть стерты в одну сторону. Еще желательно, чтобы нигде не было ржавчины.
  7. Сиденье не должно качаться.
  8. Масло должно быть светло-янтарным. Черный цвет намекает на то, что его редко меняли. Потом придется промывать двигатель несколькими короткими заменами масла.
  9. Ключ должен подходить к замку зажигания, креплению шлема и блокировке руля. Бывает, что замок зажигания меняют на китайский — это не страшно.
  10. В теплую погоду мопед должен заводиться без подсоса с 1—3 качков кикстартера. И ровно работать на холостых, без дыма из выхлопной трубы. А если вы проверяете мопед лично, убедитесь, что после прогрева нет запахов масла и бензина.
  11. Зажатые тормоза должны мешать проехать назад или вперед.
  12. Должны работать ближний и дальний свет фары, поворотники, стоп-сигнал, гудок и габаритные, или парковочные, огни. Если в мопеде есть подогрев ручек и вы проверяете мопед лично, убедитесь, что он исправен. В общем, переключайте все, что переключается.
  13. В баке не должно быть ржавчины.

Если что-то не так, не обязательно отказываться от покупки. Можно просто прикинуть расходы на починку и поторговаться с продавцом.

На японском аукционе больше шансов найти «свежий» мопед. Если их там и ремонтируют, то ставят оригинальные запчасти, а не что попало. Есть российские компании, которые помогают купить мопед на японском аукционе. Без них это сложно. Мои знакомые хвалят «Редбайк» и «Мотолайф».

Минусов два: от начала переговоров до приемки мопеда может пройти 2—3 месяца. И вы не сможете попросить дополнительные фото и видео, кроме тех, что в описании лота. Но обычно этого хватает: фото там очень детальные, и их много. А на видео мопед заведут и покажут, как работает электрика: гудок, фара, поворотники, габарит и стоп-сигнал. Плюс у вас будет аукционный лист с замечаниями инспектора на английском.

Процесс покупки обычно такой:

  1. Выбираете модель мопеда.
  2. Оставляете в компании предоплату — 10 000—20 000 Р.
  3. Смотрите варианты с разных аукционов, которые вам присылает менеджер компании.
  4. Когда вам что-то понравится, пишете менеджеру свою цену и просите сделать ставку.
  5. Если ваш лот выигрывает, оплачиваете полную стоимость мопеда в Японии и обсуждаете с менеджером доставку.
  6. После доставки оплачиваете оставшуюся сумму за растаможку — около 5000 Р, доставку по России — из Владивостока в Москву — примерно 5000 Р, и комиссию компании — обычно она около 10 000 Р.
Фото с аукционов всегда очень детальные. Можно рассмотреть скутер со всех сторон. Источник: «Мотолайф»
Фото с аукционов всегда очень детальные. Можно рассмотреть скутер со всех сторон. Источник: «Мотолайф»

Как я получал права категории «А»

Чтобы ездить на третьем мопеде, мне нужны были права категории «А» — они дают право водить мотоциклы. Впервые я пытался получить их в 2014 году, когда еще не думал ни о каких мопедах.

Я проходил практику в школе «Мотобутово», а теорию — у каких-то ее партнеров. За все заплатил 16 000 Р. Меня хорошо подготовили, и я успешно сдал внутренние экзамены. Но не нашел времени, чтобы записаться и сдать на права в ГИБДД.

Осенью 2017 года я вернулся к этому вопросу и выбрал мотошколу ДОСААФ у метро «Выхино». Обучение стоило 18 200 Р. Но это была катастрофа: из 112 часов теории и 18 часов практики я попал всего на 3 практических занятия по 50 минут. Остальные пропустил, потому что расписания как такового там не было. Инструктор мог позвонить в любое время и сказать, что урок будет через два часа. Я не мог бросать дела и мчаться на занятия.

В ГИБДД мне тоже помотали нервы. Когда я пришел сдавать теорию, оказалось, что меня забыли добавить в список — пришлось приходить через неделю. Потом начались осенние заморозки и пошел слух, что практику перенесут на весну. К счастью, этого не случилось.

Я чудом сдал на права, да еще с первого раза. Мне помогли три занятия по 50 минут, старые навыки из «Мотобутово» и постоянная езда на мопеде.

В 2017 году права категории «А» обошлись мне в 22 160 Р

Обучение 18 200 Р
Медицинская справка 2560 Р
Госпошлина за выдачу удостоверения 1400 Р
Обучение
18 200 Р
Медицинская справка
2560 Р
Госпошлина за выдачу удостоверения
1400 Р

В целом про экипировку

Главная защита — осторожность. Даже крутая экипировка не делает вас бессмертным. Я всегда держу скорость, при которой смогу быстро реагировать, соблюдаю дистанцию, не еду на моргающий зеленый и вдоль припаркованных машин.

Мне кажется, навороченная экипировка дает ложное чувство защищенности. Поэтому ношу только шлем с подшлемником, перчатки и иногда высокие мотоботы. А новичкам советую еще защиту коленей и локтей, хотя у меня ее не было.

Еще я понял, что первый комплект — всегда временный. Мы покупаем его в зависимости от того, как хотим ездить. А потом ездим иначе или просто хотим подобрать экипировку в одном стиле, и ее приходится менять. С этим просто надо смириться.

Шлемы

За первым шлемом в 2016 году я ездил в «Галерею спорта» в Сокольниках. Там есть магазин «Скутер-про», где продается все для мопедов. Но потом я понял, что у подобных магазинов ассортимент одинаковый, а экипировка невысокого качества. И те же шлемы лучше искать в мотоциклетных салонах вроде «Байкленда», «Экипки-ру» и Mr. Moto.

Мой первый шлем назывался «Вега» и стоил 3400 Р. Мне понравилось, что он недорогой, матово-черный и удобный для моей головы. В этом шлеме я езжу до сих пор, только два года назад поменял в нем визор — прозрачный элемент, который закрывает лицо. Правда, механизм открытия уже истерся и сейчас визор постоянно падает.

У «Веги» нет защиты челюсти — такие шлемы называют «3/4» или открытыми. Они легче, у них лучше обзор и они меньше запотевают. Думаю, для скоростей мопеда больше и не нужно
У «Веги» нет защиты челюсти — такие шлемы называют «3/4» или открытыми. Они легче, у них лучше обзор и они меньше запотевают. Думаю, для скоростей мопеда больше и не нужно

Второй шлем у меня «Эйро», и у него подъемная челюсть — такой шлем называют флипапом или модуляром. К тому же у него есть второй визор от солнца. Я видел такие у крутых путешественников и не пожалел на него 7700 Р.

Но потом оказалось, что для города он громоздкий и ненужный. Из-за слабой вентиляции он запотевает на каждом светофоре. Такие шлемы нужны в дальних путешествиях, где много езды и шлем хорошо проветривается. Еще у «Эйро» плохой боковой обзор, и я постоянно опускаю голову, чтобы посмотреть в зеркала.

Но в 2018 году этот шлем меня спас. На скорости 50 км/ч из мопеда выпала масляная пробка, и заднее колесо повело. Меня выкинуло вперед мопеда, и я ударился затылком. На шлеме остались глубокие зазубрины, а у меня не было даже сотрясения.

«Эйро» хорош для дальних путешествий, но с условием, что он подходит для формы вашей головы
«Эйро» хорош для дальних путешествий, но с условием, что он подходит для формы вашей головы
Не представляю, что было бы с моей головой без шлема
Не представляю, что было бы с моей головой без шлема

Со шлемами все индивидуально. При выборе смотрите, чтобы шлем подходил под форму головы и имел сертификат защиты. А удобно вам будет или нет, поймете только в процессе носки.

У каждого производителя шлемы под определенную форму головы, и перед покупкой их обязательно нужно примерять. Но даже это не гарантирует, что вы купите подходящий. Например, оба моих шлема размера XL, но в длительных поездках «Эйро» сильно давит на уши.

У моих шлемов есть европейский сертификат ECE 22.05. Это значит, что они прошли суровый тест на прочность и их можно считать качественными. В Европе вообще не пустят на дорогу, если у шлема нет такого сертификата. А в Америке свой стандарт — DOT, но он менее требовательный. Есть еще авторитетные испытания Snell и SHARP, но они скорее дополнительные. Их устраивают для шлемов, которые уже прошли ECE 22.05 или DOT. Информация о том, какой у шлема сертификат, всегда есть в описании товара на сайте.

Если вам понравился шлем из интернет-магазина, лучше сначала где-то его примерить. Например, такую модель я считаю стильной, но в России ее негде примерить, поэтому покупать не рискну. Источник: «Фс-мото»
Если вам понравился шлем из интернет-магазина, лучше сначала где-то его примерить. Например, такую модель я считаю стильной, но в России ее негде примерить, поэтому покупать не рискну. Источник: «Фс-мото»

Подшлемники

Подшлемник надевается под шлем и защищает от обветривания.

Мой первый подшлемник был дешевым и бесполезным. Я купил его за 200 Р в туристическом магазине, но мог вообще не тратить деньги: он был полушерстяной и в нем было жарко, а толстый шов натирал. В общем, ездить в нем я не смог.

Второй подшлемник назывался Agvsport Tiksi, и я купил его в магазине «Мотопитер» за 1100 Р. В нем была вставка из виндстоппера — плотного материала, который блокирует ветер, но дает коже дышать. Мне это понравилось: в поездках я часто простужал горло, когда на улице было ниже +18 °С.

Но когда я попробовал в нем проехать, горло все равно продувало. Я рассмотрел его на свет и увидел, что виндстоппер закрывает только кадык. А по бокам на горле тонкая ткань, через которую легко просачивается ветер. Вначале я компенсировал это шарфом, а потом купил другой подшлемник, а в этом ездил в теплую погоду. Несколько лет он отлично сидел, пока не растянулся.

Третий подшлемник я выбирал в магазине «Снегоход-буран». Взял Scott Wind Warrior Hood Facemask за 1450 Р. Он снегоходный, и виндстоппер закрывает все лицо и горло. Я спокойно езжу в нем даже в +10 °С и в дождь. А на солнце в нем жарко, только когда я останавливаюсь. Я теплолюбивый, и для меня это нормально. Но думаю, не все смогут носить его летом.

В качестве подшлемника можно использовать и бафф — легкую бандану-трубу. Такие стоят 250—1500 Р, но моей девушке подарили его на забеге. Его можно надеть на шею и закрыть часть затылка и нос. Или сделать полноценный подшлемник, но тогда он будет немного сдавливать. Для солнечной летней прогулки больше и не надо, но я все равно предпочитаю полноценные подшлемники.

Такой бафф может заменить подшлемник. Источник: «Озон»
Такой бафф может заменить подшлемник. Источник: «Озон»
Это мой самый удачный подшлемник Scott Wind Warrior Hood Facemask. Ветер не задувает лицо и горло
Это мой самый удачный подшлемник Scott Wind Warrior Hood Facemask. Ветер не задувает лицо и горло

Перчатки

Перчатки не дают рукам обветриться или стереться об асфальт во время падения. Еще они спасают от липкого ощущения от грипс — резиновых насадок на ручки.

Первое время я ездил на мопеде в велосипедных перчатках. Потом знакомые посоветовали мне кожаные краги. Они продаются в магазинах спецодежды и стоят 500—600 Р. Я ношу их при температуре выше +15 °С. Но у них нельзя выбрать размер, и на моих руках они болтаются.

Кожаные краги продаются в магазинах спецодежды, но они универсального размера. Источник: «Восток-сервис»
Кожаные краги продаются в магазинах спецодежды, но они универсального размера. Источник: «Восток-сервис»

Возможно, позже я куплю мотоциклетные перчатки: они с застежкой и лучше сидят. На «Алиэкспрессе» такие стоят от 1500 Р, а в российских мотоциклетных салонах — от 3000 Р.

Когда температура ниже +15 °С, я езжу в ветро- и влагозащитных перчатках Scoyco. На «Алиэкспрессе» они стоили 2200 Р. Я думал, они прослужат недолго, но ношу их уже четвертый год.

Мотоциклетные перчатки с застежкой, и их можно подобрать по руке. Еще у них есть защита костяшек. Источник: «Алиэкспресс»
Мотоциклетные перчатки с застежкой, и их можно подобрать по руке. Еще у них есть защита костяшек. Источник: «Алиэкспресс»
Эти перчатки тоже хорошие, но брендовые и стоят дороже. Источник: «Юниверсал моторс»
Эти перчатки тоже хорошие, но брендовые и стоят дороже. Источник: «Юниверсал моторс»
Моим влагозащитным перчаткам уже 4 года. Я покупал их на «Алиэкспрессе»
Моим влагозащитным перчаткам уже 4 года. Я покупал их на «Алиэкспрессе»

Мотоботы и дождевик

Мотоботы нужны, чтобы не повредить ноги во время езды. А если в них есть мембрана, то они защищают и от влаги. Плюс у мотоботов жесткие подошвы, и в них легко щелкать передачами и давить на лапку тормоза.

В 2017 году я выбрал мотоботы Forma Adventure. Заказал их в каком-то магазине в Германии и отдал 10 832 Р за сами боты и 1805 Р — за доставку. А сейчас такие продаются и в России. Стоят 16 000 Р — как в Германии. Но платить за доставку уже не надо.

Я езжу в них в путешествиях и по городу, когда температура ниже +21 °С. В остальное время надеваю обычные ботинки. Правда, все чаще думаю, что для мопеда мотоботы не нужны, а во время дождя можно надеть на ноги и пару пакетов.

Сейчас такие мотоботы продаются в России и перед покупкой их можно примерить. Источник: «Флипап»
Сейчас такие мотоботы продаются в России и перед покупкой их можно примерить. Источник: «Флипап»

Дождевики бывают в виде куртки со штанами или в виде комбинезона. Я слышал, что в городе удобнее первый вариант, но сам не вижу разницы: чтобы надеть то и другое во время дождя, придется остановиться и снять обувь.

Поначалу я покупал дождевики по 200—500 Р в садовых и строительных магазинах. Но молния или пуговицы там не были герметичными, и во время езды вода попадала внутрь комбинезона. Я нашел выход: надевать их задом наперед, чтобы молния была сзади. Но потом все же купил нормальный мотокомбинезон в магазине «Мотопитер». Он назывался Orca Evo и стоил 3400 Р.

Моя нынешняя экипировка обошлась мне в 31 143 Р

Мотоботы 12 467 Р
Шлем «Эйро» 7700 Р
Шлем «Вега» 3400 Р
Дождевик 3400 Р
Влагозащитные перчатки 2200 Р
Подшлемник 1450 Р
Перчатки-краги 526 Р
Мотоботы
12 467 Р
Шлем «Эйро»
7700 Р
Шлем «Вега»
3400 Р
Дождевик
3400 Р
Влагозащитные перчатки
2200 Р
Подшлемник
1450 Р
Перчатки-краги
526 Р
У меня такой же комбинезон. В размер уже заложен запас под экипировку и одежду. Источник: DCS Russia
У меня такой же комбинезон. В размер уже заложен запас под экипировку и одежду. Источник: DCS Russia

Аксессуары

Замок снижает вероятность угона. Можно еще блокировать руль, накрывать мопед тентом, ставить на передачу и даже установить спутниковое слежение. Но все это тоже не исключает угон, поэтому я на это не тратился.

Сначала я купил китайский комплект «Булат» за 1500 Р. В нем были замок и цепь. Но механизм постоянно заедало, и иногда я не мог открыть замок. А потом узнал, что его легко перекусить.

С тех пор я предпочитаю цепь и замок с дужкой из каленого металла — он прочнее обычного. Обычные цепи продаются на строительных рынках, а каленую я нашел только в Екатеринбурге в магазине «От угона». Думаю, для города подошла бы и цепь с диаметром звеньев 6 мм. Но я выбрал толстую, на 10 мм, потому что оставляю мопед в сомнительных местах. 1,5 м весят 3,5 кг, зато я уверен в сохранности мопеда.

Комплект из цепи и замка обошелся мне в 2310 Р с доставкой.

Чтобы ездить в городе, я купил цепь диаметром 10 мм и замок Apecs PDS32-60 с каленой дужкой. На цепи есть чехол, чтобы она не царапала краску на мопеде
Чтобы ездить в городе, я купил цепь диаметром 10 мм и замок Apecs PDS32-60 с каленой дужкой. На цепи есть чехол, чтобы она не царапала краску на мопеде

Инструменты и кофр. В дороге мне не раз приходилось подкручивать крепеж, менять камеру после прокола, подтягивать цепь и тормоз и фиксировать зеркала.

Поэтому я всегда вожу с собой:

  1. Рожковые ключи 10—14 мм, 8—12 мм.
  2. Накидной ключ 13—14 мм;
  3. Разводной ключ.
  4. Удлиненные плоскогубцы.
  5. Трещоточный ключ ¼.
  6. Головки для трещотки.
  7. Ремкомплект для камеры или камеру.
  8. Монтажки.
  9. Насос.

Часть из этого шла в комплекте с мопедом, а часть была у меня от машины. Но чтобы возить с собой набор, я купил кофр — что-то вроде контейнера, который крепится на мопед. Он стоил 2240 Р. Кроме инструментов туда помещаются шлем с подшлемником, перчатки, замок, дождевик и влажные салфетки.

Эти инструменты помогают мне исправить почти любую внешнюю поломку. Здесь не хватает только монтажки для колес
Эти инструменты помогают мне исправить почти любую внешнюю поломку. Здесь не хватает только монтажки для колес
На вид кофр тесноват, но в него действительно все помещается
На вид кофр тесноват, но в него действительно все помещается

Держатель для телефона нужен, чтобы не остаться в городе без навигации. Свой я покупал за 700 Р. Вообще, он спортивный и крепится на руку, но хорошо ложится и на руль. Минус один: он не очень хорошо фиксируется. Так что лучше брать тот, который крепится на зеркало. Такие стоят 400—500 Р.

Мои аксессуары стоили 5250 Р

Замок 2310 Р
Кофр 2240 Р
Держатель для телефона 700 Р
Замок
2310 Р
Кофр
2240 Р
Держатель для телефона
700 Р
Мой держатель хорош тем, что экран ничем не закрыт
Мой держатель хорош тем, что экран ничем не закрыт
Держатель для телефона, который можно прикрепить под зеркало — самый удобный вариант крепления. Источник: «Алиэкспресс»
Держатель для телефона, который можно прикрепить под зеркало — самый удобный вариант крепления. Источник: «Алиэкспресс»

Топливо

Я пользуюсь топливом АИ-92 по 42 Р за литр. На 100 км пути мне хватает 2,5 л. То есть на 1 км я трачу топлива на 1 Р и 5 копеек. Для сравнения: машина тратит на 100 км около 7,5 л бензина — втрое больше, чем мопед.

Прошлым летом я жил в загородном домике в 70 км от Москвы. Ездил на работу на мопеде и каждый день тратил на бензин 147 Р. Если бы я был на машине, то дорога обходилась бы в 441 Р.

За сезон 2020 года я проехал 7080 км и потратил на топливо 7434 Р. А всего бак вмещает 4,3 л — этого хватает на 170 км.

Обслуживание и уход

Поначалу я ремонтировал мопеды у друзей, но внимательно наблюдал и участвовал в ремонте. Теперь многое делаю сам: меняю масло, фильтры и резину, подтягиваю и смазываю цепи, очищаю и смазываю узлы — места соединения деталей.

Для мопеда подходит масло для тяжелых дизельных грузовиков. Я покупаю пятилитровую канистру «Лукойла Авангард Ультра 10W-40» за 1250 Р и подливаю в мопед оттуда. Оно не хуже мотомасла и гораздо дешевле. Для сравнения: литровые упаковки хорошего мотомасла Eni, Zic, Castrol, Eurol и Motul стоят по 400—1000 Р.

Фильтры я покупаю в «Емексе» и «Байкленде» по 350 Р. Мне повезло: фильтры для других версий Super Cub, например моего первого C50, стоят минимум по 1000 Р.

Резина, то есть покрышки, стирается за один сезон. Однажды я прочитал, что это единственное, что связывает мопед с дорогой, поэтому легко прощаюсь с изношенными покрышками и не экономлю на качестве. Я пробовал несколько покрышек: «Л-358» и «Л-359» от «Петрошины» по 950 Р, Mitas C-11 за 1200 Р, IRC GP-1 за 1500 Р и китайский ноунейм за 900 Р. Больше всего мне понравилась «Петрошина».

Подтягивать и смазывать цепь нужно, чтобы она не лопнула и не прилетела в ногу или в двигатель. Приходится делать это через каждые 500 км. Для этого нужны очиститель, смазка и инструменты. Если цепь без резиновых элементов, ее можно очищать в дизельном топливе или в бензине. А смазывать лучше крутыми смазками вроде «Ипон» и «Ликви-моли». 680 мл обойдутся в 900—1200 Р, но банки хватит на весь сезон, и смазка не будет смываться дождем.

В 2020 году я потратил на комплект для техобслуживания 3200 Р

Резина 1200 Р
Масло 800 Р
Смазка 400 Р
Воздушный фильтр 350 Р
Камера 300 Р
Свеча 150 Р
Резина
1200 Р
Масло
800 Р
Смазка
400 Р
Воздушный фильтр
350 Р
Камера
300 Р
Свеча
150 Р

Я езжу в мастерскую только за сложным ремонтом, для которого нужны специальные инструменты и особые навыки. Например, мне нечем было выпрессовать сайлентблоки маятника и втулки из передней подвески — не буду вдаваться в подробности, что это, но для этого нужны тиски и специальный пресс. У меня их не было — я поехал в мастерскую и отдал 1500 Р.

А ухаживать за внешним видом мне помогают мойки самообслуживания. Там я регулярно мою и обрабатываю мопед. Люблю превращать гадкого утенка в красивого лебедя.

В 2020 году я потратил на уход 2465 Р

7 моек 1050 Р
Средство для двигателя Grass 530 Р
Крем для обработки кожи на сиденье Sonax 400 Р
Средство для дисков Grass 325 Р
Губки, 2 шт. 160 Р
7 моек
1050 Р
Средство для двигателя Grass
530 Р
Крем для обработки кожи на сиденье Sonax
400 Р
Средство для дисков Grass
325 Р
Губки, 2 шт.
160 Р
Я самостоятельно меняю резину за час
Я самостоятельно меняю резину за час
На мойке самообслуживания можно помыть мопед, обработать химией и потом снова помыть
На мойке самообслуживания можно помыть мопед, обработать химией и потом снова помыть

Запчасти

Honda Super Cub очень популярен в Азии, и запчасти для него давно скопировали китайцы. Я покупаю китайские амортизаторы, запчасти для двигателя, кожух цепи и многое другое.

Правда, часто они попадаются некачественные. Например, в двигателе есть ГРМ — газораспределительный механизм. А в нем — цепь, которая натягивается за счет роликов. Как-то я установил китайские ролики натяжителя за 150 Р, и они развалились через 1000 км. Пришлось заказывать новые в Японии за 530 Р и залезать в двигатель еще раз.

Так что большую часть запчастей я беру в японских магазинах, особенно это касается всяких резинок и прокладок. Если что-то нужно срочно, ставлю китайский аналог, но тут же заказываю деталь из Японии. Чаще всего — через сайты «Вибайк» и «Мегазип». По артикулу там можно заказать даже самые маленькие винтики. А артикулы я смотрю на Cmsnl или в базе знаний Honda Super Cub — я составил ее сам.

Чтобы сэкономить время и деньги, иногда я собираю комплекты деталей от разных производителей. Например, оригинальные японские звезды и цепь стоят 3500 Р, а доставку с «Вибайка» надо ждать целый месяц. Китайский набор за 700 Р можно купить хоть завтра, но он будет некачественный. Я нашел компромисс: беру звезды британского производителя JT и японскую цепь D.I.D. Набор стоит 1850 Р и работает не хуже оригинала. А из московских магазинов его привозят через пару дней.

Чтобы найти в Москве аналоги японской запчасти, я вбиваю ее название в Гугле. Так нахожу артикулы аналогов и потом ищу их на сайтах «Экзист», «Емекс» и «ZZap».

В 2020 году я потратил на запчасти 3828 Р

Цепь D.I.D. 880 Р
Звезда ведомая JT 750 Р
Демпферы колеса N.T.B. 630 Р
Ролики ГРМ Honda 530 Р
Сайлентблоки маятника Honda, 2 шт. 502 Р
Присоски на сиденье Honda 300 Р
Звезда ведущая JT 236 Р
Цепь D.I.D.
880 Р
Звезда ведомая JT
750 Р
Демпферы колеса N.T.B.
630 Р
Ролики ГРМ Honda
530 Р
Сайлентблоки маятника Honda, 2 шт.
502 Р
Присоски на сиденье Honda
300 Р
Звезда ведущая JT
236 Р
Коробка с запчастями из Японии радует каждый раз. Если повезет, присылают еще и японских газет
Коробка с запчастями из Японии радует каждый раз. Если повезет, присылают еще и японских газет

Страховка

Формально мой третий мопед — это мотоцикл, и на него нужна страховка. Я пробовал оформлять ее на сайтах страховых компаний и лично в офисах, но везде бывали сбои. Например, приходилось по сто раз заполнять одни и те же поля.

Меньше всего проблем было в «Согласии» и «Росгосстрахе». А потом я понял, что проще просто продлевать уже оформленную страховку в какой-то одной компании.

В 2020 году я отдал за полис 1371 Р, еще 320 Р стоил техосмотр.

Этот полис я оформил онлайн и распечатал
Этот полис я оформил онлайн и распечатал

Плюсы и минусы мопеда

Многие считают мопед несерьезной техникой, но для меня это полноценное средство передвижения. С марта по сентябрь я езжу на нем даже в путешествия.

Соль мопеда в надежном двигателе и при этом легком весе. В поездках я мог затащить мопед куда угодно, потому что он весит 80 кг. Это легче, чем тягать мотоциклы по 150—300 кг.

Я уже писал, что бензин для мопеда обходится втрое дешевле, чем для машины. Плюс на мопеде легче объезжать пробки. На первых двух мопедах я ездил по городу со скоростью 33 км/ч — это с учетом пробок. У третьего объем двигателя больше, и я передвигаюсь со скоростью 42 км/ч. А машина из-за пробок иногда едет со скоростью 15—20 км/ч.

Но у мопеда есть и минусы. Например, не все водители согласны, что на мопеде я полноценный участник движения. На дороге меня часто игнорируют, вытесняют, а особенно ушлые пытаются учить торможениями. Но если меня подрезают, я притормаживаю и отпускаю дурака на расстояние. А потом в пробке говорю ему все, что думаю.

А иногда на мопеде меня просто не видят. Например, если водители выезжают со второстепенной дороги или если я сам долго еду в мертвой зоне — водители перестраиваются, как будто меня нет. На мопеде я уязвимее, чем в машине. Но чтобы быть в безопасности, нужно просто умерять свое чувство правоты.

Что нужно знать о мопедах

  1. К мопедам относятся транспортные средства с объемом двигателя до 50 см³ и максимальной скоростью 50 км/ч.
  2. Чтобы водить мопед, нужны права любой категории, кроме тракторных. Но его не нужно ставить на учет в ГИБДД, страховать и вешать на него номера.
  3. Мопед можно купить с рук или у фирм-перекупщиков через «Авито», «Авто-ру» и «Мото-дром-ру». Мопед приедет к вам максимум через две недели. Но если вы готовы подождать 2—3 месяца, лучше взять мопед на японском аукционе. Есть много российских компаний, которые помогают это сделать.
  4. Водителю мопеда достаточно иметь шлем с подшлемником, перчатки, а в сырую погоду — дождевик и мотоботы.
  5. Из аксессуаров пригодятся цепь и замок — они защищают от угона. Чтобы не остаться без навигации, нужен еще держатель для смартфона, а чтобы было удобно возить с собой инструменты — кофр.
  6. Мопед дешевле в обслуживании, чем машина, он расходует втрое меньше топлива и на нем легче ездить по городу. Но когда вы на мопеде, водители могут вас просто не увидеть. Поэтому нужно быть максимально осторожными.