Может ли авиакомпания требовать оплатить ручную кладь во время посадки?

22
Аватар автора

Аноним

спросил в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Рейс Москва — Тюмень. Помимо ручной клади мой брат решил взять в самолет мультиварку, которая не проходила по габаритам. Я приехал с ним, чтобы забрать мультиварку, если на стойке регистрации ее откажутся грузить в самолет. Но брат спокойно прошел регистрацию и досмотр, где ему ничего не сказали.

Когда он уже должен был садиться в самолет, представители авиакомпании заявили, что груз не соответствует габаритам. Брату предоставили выбор: доплатить 2500 ₽ за груз, который не пойдет даже в багажный отсек, либо его снимут с рейса. Он не смог ни отдать эту мультиварку мне, так как уже прошел пункт досмотра, ни выкинуть ее.

Насколько законно предоставлять такой выбор? Если я уже оплатил услугу — сам полет, то почему должен доплачивать за недосмотр авиакомпании на этапе регистрации?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Вы оказались в неприятной и неоднозначной ситуации. Здесь все зависит от действий сотрудников авиакомпании. Если при регистрации вашему брату дали бирку ручной клади, а при выходе на посадку сотрудники авиакомпании не измерили габариты мультиварки, требование доплатить за багаж было незаконным. Вот почему.

Как оформляют ручную кладь

Пассажир вправе взять с собой в салон самолета ручную кладь. Это вещи, вес и габариты которых установил перевозчик и которые можно безопасно разместить в салоне.

На внутренних рейсах по России пассажир может провозить до 5 кг ручной клади бесплатно. С собой на борт нельзя брать колющие и режущие предметы, например опасные бритвы, ножи и ножницы. Иногда перевозчики запрещают брать в салон пинцеты или металлические вязальные спицы. Их нужно сдать в багаж или выкинуть. Еще запрещено перевозить трекинговые, лыжные палки и ружье для подводной охоты. Медицинский спирт, алкоголь крепостью больше 70%, аэрозольные баллончики с краской, фейерверки, ртуть и антифриз нельзя брать не только в ручную кладь, но и в багаж.

При регистрации на рейс сотрудник авиакомпании должен проверить, соответствует ли ручная кладь пассажира требованиям перевозчика. Для этого при регистрации на рейс сумку должны взвесить, измерить и дать бирку.

Если вещи путешественника не соответствуют требованиям авиакомпании к ручной клади, он должен сдать их в багаж. Для этого должны совпасть два условия: в стоимость билета входит бесплатный провоз багажа, а вес вещей укладывается в нормы авиакомпании. Авиакомпания может взять на борт сверхнормативный, негабаритный и тяжеловесный багаж, если в самолете есть место и пассажир заплатил за провоз.

Как должны были оформить багаж

Ваш брат должен был предъявить мультиварку во время регистрации на рейс. Сотрудник авиакомпании обязан был ее взвесить и измерить габариты. А потом выдать бирку ручной клади или объяснить, почему мультиварку нельзя провезти в салоне. Тогда у вашего брата был бы выбор: оставить мультиварку вам или заплатить перевозчику, чтобы ее загрузили в багажный отсек.

Если сотрудник компании по какой-то причине не обратил внимания на багаж при регистрации на рейс, работники у гейта должны были сначала взвесить и измерить мультиварку.

  • Иногда пассажиры сами отказываются сдавать в багаж свои вещи, которые по габаритам не подходят для провоза в качестве ручной клади. Например, пассажир летел из Минеральных Вод в Москву и решил взять в салон три сумки весом 31 кг. Бирку ручной клади ему выдали только на одну сумку. Пассажир все-таки пронес на борт все три сумки и отказался сдавать их в багаж по требованию бортпроводников. Он вез фотоаппаратуру и боялся, что перевозки в багажном отсеке она не выдержит.
  • Командир экипажа вызвал полицию, клиента сняли с самолета, после чего ему пришлось покупать билет на другой рейс. У нового перевозчика вопросов к багажу не возникло. Пассажир предъявил первой авиакомпании иск о возмещении денег на новые билеты и компенсации морального вреда. Но суд сказал, что мужчина мог заранее согласовать с авиакомпанией и оплатить одну из услуг на выбор — провоз хрупких вещей в багажном отделении или дополнительных сумок в салоне, — а значит,перевозчик не нарушил права потребителя и не должен ничего компенсировать.

Совсем другое дело, если сотрудники авиакомпании не измеряют и не взвешивают багаж, но при этом требуют от пассажира дополнительную плату за провоз. За такие действия перевозчика могут оштрафовать, потому что они нарушают требования нормативных правовых актов.

  • Так произошло с авиакомпанией, которая заставила пассажирку доплатить за багаж. Женщина летела из Чебоксар в Москву, прошла регистрацию и получила посадочный талон на свой рейс. С собой у пассажирки был рюкзак, который она собиралась пронести как ручную кладь. Но на посадке сотрудник авиакомпании потребовал оплатить провоз ручной клади. Он сослался на то, что ее рюкзак не входит в перечень, указанный в пункте 135 ФАП-82. При этом сотрудник не измерил габариты и вес сумки, чтобы выяснить, действительно ли она превышает нормативы.
  • В результате пассажирка написала жалобу в Роспотребнадзор, и компанию оштрафовали на 20 000 ₽. Перевозчик решил обжаловать штраф, но суды двух инстанций сказали, что Роспотребнадзор правильно вынес решение о наказании. Дело в том, что рюкзак не замерили. Но даже если бы он по габаритам не прошел как ручная кладь, пассажирка могла бесплатно провезти до 10 кг багажа.
  • На тот момент, когда Роспотребнадзор оштрафовал перевозчика, действовало правило бесплатного провоза багажа в пределах 10 кг с любым билетом. С 5 ноября 2017 года пункт 122 ФАП-82 изменили: теперь бесплатно провезти багаж можно в пределах нормы, которую установил перевозчик, и в случае, если багаж предусмотрен тарифом билета.
  • Но если у пассажира есть право на бесплатный провоз багажа в пределах определенного веса, требовать с него дополнительную плату за груз весом не выше нормы авиакомпания не вправе.

Как быть, если требуют доплаты за ручную кладь

Если вы везете какую-то вещь и хотите взять ее с собой на борт, настаивайте, чтобы при регистрации на рейс ее измерили и выдали бирку ручной клади. Тогда сотрудники авиакомпании на посадке не смогут требовать от вас доплатить или сдать вещи в багаж.

Если вам не дали бирку и вы не уверены, что вас пустят в салон с сумкой, лучше сразу сдайте все в багаж или верните провожающим, пока не покинули зону досмотра.

Если вы все-таки дошли до гейта, а при посадке сотрудники авиакомпании начали требовать доплатить за передачу ваших вещей в багаж, настаивайте, чтобы груз измерили. Если его габариты соответствуют требованиям и багаж включен в билет, попросите сдать сумку в багажное отделение без доплаты.

Если считаете, что авиакомпания незаконно взяла с вас доплату, напишите жалобу в Роспотребнадзор. Если ведомство найдет нарушения в действиях перевозчика и назначит административное наказание, у вас будет больше шансов требовать деньги обратно, ведь ведомство подтвердит незаконность сбора.

Мы писали, как правильно подать жалобу в любое ведомство, — можете воспользоваться нашими шаблонами и советами.

Анастасия КорниловаКакие у вас были проблемы из-за провоза ручной клади? Как вы их решали?
  • Fcük døwnЧую запах "победы"10
  • ТучаВсегда заранее измеряю дома и габариты, и вес багажа. Чтобы не было вот таких вот проблем. И да, стараюсь Победой не летать. Лучше переплачу копеечку за нормальные откидывающиеся сиденья и человечное отношение. Иногда внутри России, если летишь с багажом ~20 кг, билет на Аэрофлот (тариф, где включен багаж до 23 кг) оказывается дешевле Победы, где за багаж ты должен доплатить нехилую сумму. А ведь в первом ещё и кормят! И ни разу не видела, чтобы на рейс Аэрофлота кто-то из сотрудников воспользовался стойкой для измерения багажа, хотя пассажиры брали с собой в салон нереальных размеров сумки. Ещё не летаю Ютэйром, но это совсем другая история.2
  • Макс ТретьяковFcük, У них простые правила, которых надо придерживаться - и никаких проблем. Плюс, стоит признать, что они в последние годы стали лояльнее, если идёшь с одним рюкзаком/сумкой, то их не просят запихивать в калибратор, если визуально они не очень большие. (Личный опыт или мне так везёт)7
  • Егор ВавиловKarl, недавно летел в одну сторону Победой, обратно Ютейр. У второго калибратор оказался значительно меньше по размерам.4
  • Olga VlasovaБыла ситуация с зонтом-тростью в 2019 году из Калининграда в Москву, в день вылета шёл дождь и купила зонт, но не знала, что его нельзя брать на борт в самолёта, несколькими годами ранее летала с зонтом-тростью в салоне, в билете был багаж до 23 кг, ручная кладь до 10 кг и дамская сумка/рюкзак до 5 кг, сдала чемодан в багаж (в который можно было убрать зонт), и на регистрации про зонт ни слова не сказали, и при входе в самолёт вывели из самолёта и типа с зонтом нельзя, он не подходит под габариты ручной клади, платите 2500 руб за негабаритный багаж, в конце концов бесплатно отправили в багаж, и забрала на ленте с чемоданами.. На горячей линии Аэрофлота спрашивали могла ли я брать зонтом-трость вместо 10 кг ручной клади или нет - сказали, что на усмотрение сотрудника компании можно, если убрать его на верхнюю полку..1
  • Fcük døwnМакс, простые правила ничего не говорить на регистрационной стойке и просить доплату при посадке.1
  • ирина сергеевнаKarl, измерители перед гейтом стоят для сильно хитровыдуманных пассажиров. Которые на стойке регистрации предъявляют одну маленькую сумку (а вторая у них стоит в сторонке). Лично наблюдала такие ситуации, и не только у Победы. По поводу размера калибраторов - у компаний WIZZ, Ryanair еще на пару сантиметров меньше стороны калибраторов, чем у Победы. Просто Победа - самое простое/распространенное, и ругать ее так же удобно, что ругать Сбербанк. Средство заработка перевозчика - опубликование правил перевозки в свободном доступе. Они не требуют ничего сверх правил. Если читали правила. но решили взять в салон телевизор/мультиварку/шкаф - то не нужно удивляться.9
  • ирина сергеевнаFcük, простые правила - прочитать правила перед покупкой билета. И не надеяться на невнимательность сотрудника аэропорта при регистрации.7
  • ирина сергеевнаНаверное, я чересчур тщательная. В отдельных вопросах. Когда впервые собиралась лететь Победой, то принесла коробку, разрезала ее по размерам калибратора и измеряла свой рюкзак с вещами. Именно поэтому меня впечатляют невнимательные пассажиры. Например, у одной пассажирки была огромная спортивная сумка, с двумя карманами по бокам. Визуально - как три допустимые ручные клади. Она ногами пыталась умять этого сумкомонстра в калибратор, ничего не получалось, это было просто удивительно, на что она надеялась. Но, очевидно, она просто не читала правила. Потом она выбрасывала из сумки какие-то мягкие игрушки (вероятно, хотела нести их в руках?), сумка не становилась маленькой. Проблема была решена участием доброй пассажирки, которая оплатила багаж для этой леди.9
  • Дмитрий Жолтиковирина, к сожалению, бывает так, что правила у перевозчиков меняются чуть ли не на ходу, когда по телефону говорят одно, на стойке регистрации другое, а у выходы на посадку - третье. Мы так пытались провезти детский самокат в ручной клади у «Аэрофлота».3
  • Дмитрий ЖолтиковTucha23pixei, о, Utair - наиотвратительнейшая компания! Тоже стараюсь их избегать!4
  • Cat Ladyбуквально сегодня (и 5 дней назад) столкнулись: у azur air не совпадают правила на сайте, написанные для пассажиров, и их "внутренние". Мы частые катальщики на лыжах и сноубордах, поэтому перед покупкой билетов всегда изучаю правила провоза горнолыжки. В этот раз впервые летели азур эйром, тк решили купить прямо тур с перелётом, а там эти чартеры. Читаю в правилах - провоз горнолыжки входит в любой билет, ок, круто. Пишут: "лыжи или сноуборд и ботинки не нужно стараться уместить в один чехол: их можно разделить на два места весом не более 10 кг и 6 кг соответственно." Можно так можно, но мы ж не дураки, нам зачем 4 сумки вместо двух, когда в два чехла всё прекрасно умещается и по весу тоже. На регистрации нам заявляют, что их таки НУЖНО разделить на лыжи-ботинки, иначе им "система не даёт зарегистировать, или покупайте место багажа". Мы от таких групых правил офигеваем, но с помощью пищевой пленки и такой-то матери разделяем наши два чехла на два чехла и два несуразных кулька с ботинками. Ах да, ещё обычно при малейшем непонимании правил звоню в поддержку авиакомпании, но с азурэйром интересно - тебя встречает робот, предлагает нажать два для прослушивания инфы о багаже, жмёшь два - тебя выкидывает на основное меню. То есть фактически ошибка на сайте + невозможномть уточнить у поддержки про багаж. AZUR AIR: NEVER AGAIN6
  • Наталья КобяшеваЕгор, у Ютейр ещё и разных аэропортах разные рамки , причём внутренний размер ее похоже ровно 20 см без зазора , понятно что размер самой ручной клади должен быть меньше иначе не пройдёт. Был у меня с ними конфликт, позорная а/к (1
  • Fcük døwnирина, согласен. Но я летал победой 5 лет назад, когда с правилами была полная неразбериха. С тех пор больше ни разу не пользовался их услугами и всем всегда рассказываю, какая ужасная компания))0
  • RaisaКогда в салон тащат целую кучу вещей, это не есть хорошо - куда их все раскладывать? Очевидно, не зря введены ограничения по габаритам и весу, салон не является багажным отделением, конструкция рассчитывается грамотными инженерами, а все свои "хотелки" нужно продумывать заранее и сдавать в багаж вещи, предварительно тщательно их упаковав. Либо использовать специальное отделение по негабаритным грузам, что нам пришлось однажды сделать. Доставили всё в целости и сохранности, в отдельном месте груз получили. Проблем не было. Пассажиры, как правило, проблемы создают себе сами. Только однажды не уследили за изменившимися правилами перевозки ручной клади - забрали пару бутылок вина, какой-то нож, может что-то ещё, не помню. Теперь предварительно всё читаю на сайте авиакомпании. Берегите свои нервы и не портите их сотрудникам авиакомпаний - они ещё должны нас доставить до места :))1
  • ТатьянаРазмеры дамской сумочки?МОЖЕТ ЛИ РЮКЗАК ПРОЙТИ КАК ДАМСКАЯ СУМОЧКА?И СКОЛЬКО СТОИТ ДОПЛАТА ЗА РУЧНУЮ КЛАДЬ ВЫШЕ 5 КГ?0
  • марина селезнева (тарасова)На рейсе Екатеринбург-Сочи пришлось выбросить пляжный зонтик, т.к.требовали заплатить 2000 рублей как за негабаритный багаж.! Ужас!!! Беспредел!0
  • Артём КириченкоДобрый день ! Подскажите пожалуйста , летели авиакомпанией ютейр и когда уже прошли досмотр и проходили к посадке , один из ревизоров решил придраться и проверить нашу ручную кладь. По габаритам одна не прошла из за того что колесо слегка задевало , а вторая сумку пришлось бы сломать ручную кладь чтобы впихнуть. На что в итоге этот ревизор наглым образом сказал , что идёте оплачивать через все досмотры на кассу , в зону регистрации. Хорошо, мы согласились , так как времени на дискуссии не оставалось. Когда я пришёл в кассу для оплаты , то мне назвали сумму 4 тыс руб за каждую сумку ручной клади , для повышения ее размером. И того 8 тыс руб больше стоимости билетов в два раз. Хотел узнать вообще мнение , как можно обжаловать такую не равноценную сумму , а проще говоря грабеж на чистом месте.0
  • Sergey TolstovАнастасия, спасибо за статью. У меня тоже проблема с провозом ручной клади. Как можно Вам изложить мою ситуацию ?0
  • РавиВспомнилась песенка Дэйва Кэролла. Знаю, кто-то сейчас тоже начал напевать) А тем, кто не слышал, не поленюсь рассказать, уж больно прекрасна история. Однажды малоизвестный кантри-музыкант летел на концерт в Чикаго авиакомпанией "Юнайтед", и его заставили сдать в багаж дорогую гитару Taylor. Сидя в самолете, он наблюдал, как грузчики бросают футляр с гитарой прямо на асфальт. На его возмущения никто не отреагировал, стюардессы делали каменное лицо. По прилету оказалось, что гитара сломана. Все попытки решения вопроса ничем не увенчались, так как он не успел подать жалобу в 24-часовой срок. Через год (в 2009 году) Дэйв плюнул на разбирательства, записал незамысловатую песенку о том, что "Юнайтед" разбивает гитары, снял столь же незамысловатый клип и выложил его на YouTube. Как говорится, наутро Дейв проснулся знаменитым. Концерты, гастроли, еще две посвященных истории с авиакомпанией песенки, выступления на конференциях по защите прав потребителей. Песня стала вирусной. У клипа на сегодня 22 миллиона просмотров. Акции авиакомпании подешевели, с Дейвом связалось руководство и предложило "решить вопрос". Его клип стали использовать в обучении сотрудников. А компания Taylor подарила Дейву две своих гитары и сняла видео, в котором заверила, что справится с любым ремонтом своих гитар. Вот уже кто не упустил возможности) А вот и сам клип (если ссылки в комментариях запрещены, можно найти по запросу United Breaks Guitars): www.youtube.com/watch?v=5YGc4zOqozo1
  • Абдусамад МахмадалиевНе, советую этого компании сотрудники очень грубые0