Как заставить коммунальщиков чаще вывозить мусор?

Я живу в Санкт-Петербурге. Окна спальни в моей квартире выходят на мусорную площадку. Всего таких площадок на большой двор две, но все равно не хватает.

Три года назад на каждой площадке стояло по два больших мусорных бака. Их по очереди опустошали — допускаю, что баки принадлежали двух разным мусоровывозящим компаниям. Перед Новым годом с одной из них разорвали договор. Теперь баки вывозит только одна компания раз в неделю. Этого мало — баки постоянно переполняются, а летом в жару сильно пахнут.

Чтобы жильцы не жаловались, что мусор долго не вывозят, УК несколько раз в неделю пригоняет трактор в 7 утра. Он утрамбовывает мусор, а дворники вручную докидывают. Еще в баках по утрам и вечерам бездомные ищут алюминиевые банки и ругаются. В результате под окнами вечно шумно и плохо пахнет. Больше всего утомляет шум.

Попытки поговорить с руководством УК не увенчались успехом. Нам сказали, что многие жильцы не оплачивают ЖКУ, а УК не хочет работать себе в ущерб. Центр обработки вызовов отказывается принимать жалобы на это.

Можно ли заставить УК нормально организовать работу и вывоз мусора, а также обустроить площадки? За два года я собрала большую коллекцию снимков, где видны трактора и мусорные контейнеры.

Правильно, что вы хотите навести порядок в местах сбора бытовых отходов: помимо шума и запаха контейнеры с залежавшимся мусором могут стать источником инфекций, а также местом обитания крыс.

Бороться за порядок в вашем случае можно двумя способами. Во-первых, попытаться решить проблему мирно: договориться с руководством УК и центром обработки вызовов. Вы пробовали, и не получилось. Тогда самое время переходить ко второму способу — жаловаться. По моему опыту этот способ эффективный, бесплатный, и чаще всего проблема решается в течение месяца. Расскажу, как жаловаться, чтобы не потратить зря время и силы.

Какие права жильцов нарушает ваша УК

Когда во дворе стоит переполненный мусорный контейнер, в котором одновременно живут бездомные, собаки и мелкие грызуны, это не просто неприятная картина для жильцов. Такой контейнер — потенциальный источник инфекционных заболеваний, который нарушает санитарные нормы и правила.

Государство заботится о здоровье граждан, поэтому установило правила обращения с твердыми коммунальными отходами — ТКО: в какой срок должны вывозить мусор, на каком расстоянии от дома должны стоять контейнеры и в каком количестве. Организации, которые вывозят мусор, обязаны эти правила выполнять. Вот перечень нормативных актов, которые закрепляют правила обращения с ТКО:

  1. Закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  2. Санпин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
  3. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…».
  4. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

Если коротко, основные требования к контейнерным площадкам для сбора мусора такие:

  1. Под контейнерами должно быть водонепроницаемое покрытие с уклоном, чтобы отводить воду. То есть если пойдет дождь, то контейнер не должен стоять в луже.
  2. Мусорная площадка должна быть огорожена.
  3. Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий должно быть не менее 20 и не более 100 метров. В исключительных случаях это расстояние можно уменьшить на 25%.
  4. Количество контейнеров определяют исходя из количества людей, которые пользуются мусоросборниками, и нормативов накопления отходов. Норматив накопления ТКО на одного проживающего в многоквартирном доме — 224,5 кг/год или 2,386 м3/год.
  5. У мусоросборников и контейнеров должны быть крышки, они должны быть закрытыми и в исправном состоянии. А еще их нужно регулярно мыть и дезинфицировать, причем делать это надо не во дворе дома, а на специальной площадке.
  6. Срок временного накопления отходов зависит от температуры воздуха. Если на улице +5 °С и выше, срок накопления не может превышать одних суток, а если +4 °С и ниже — трех суток.
  7. Чтобы не беспокоить жителей, отходы должны вывозить в 07:00 и 23:00.

Как и куда жаловаться

Вы пытались договориться с коммунальными службами, но вас проигнорировали. То, что жильцы не платят, не основание не вывозить мусор. Если жильцы задолжали УК, она должна взыскивать долги через суд, а не нарушать права собственников в многоквартирном доме. Поэтому я рекомендую жаловаться в жилинспекцию, Роспотребнадзор и прокуратуру. Вот как следует действовать.

Что писать в жалобе. Укажите, что во дворе вашего дома мусорный контейнер вывозят редко, в результате в нем живут бездомные, собаки, грызуны и насекомые. Контейнер вывозят или утрамбовывают рано утром, а рабочие при этом шумят. Эта ситуация создает угрозу жизни и здоровью всех жильцов дома. В связи с чем вы просите устранить нарушения, найти виновных и наказать их.

Если сможете написать со ссылками на нормативные документы, хорошо, но это необязательно. Жалобу обязаны принять и так.

Куда отправлять жалобу. Я советую направить жалобу сразу в два места:

  1. Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга.
  2. Прокуратуру Санкт-Петербурга.

Можно воспользоваться услугами Почты России. Но за отправку письма придется заплатить, а письмо будет какое-то время идти до адресата.

Альтернативный вариант отправить жалобу — электронное обращение. Это бесплатно, и жалоба сразу поступит в ведомство. Обращение можно отправить через ГИС ЖКХ и форму обращения в прокуратуру на портале госуслуг. Чтобы войти на ГИС ЖКХ, понадобится регистрация на госуслугах. К обращениям можно прикрепить фотографии в качестве доказательств.

Что будет дальше

Прокуратура и жилинспекция проверят факты, которые вы укажете. Регионального оператора, который отвечает за вывоз ТКО в вашем дворе, они найдут сами. Оператор уже не сможет приводить им аргументы, что раз жильцы не платят, то и часто вывозить мусор они не должны. По закону добросовестные плательщики не должны страдать, если соседи не оплачивают коммунальные услуги.

Опыт показывает, что после жалоб коммунальные проблемы решаются в течение месяца и без судебных разбирательств. Жалоба сразу в два ведомства эффективна: жилинспекция контролирует работу коммунальщиков, а прокуратура — работу и коммунальных служб, и жилинспекции. Вероятность, что чиновники отделаются отпиской, намного ниже.

Вот свежий пример. В Кызыле региональный оператор не вывозил мусор со двора, и жители ежедневно наблюдали грустную картину. Коммунальщики разводили руками и ссылались на задолженность жильцов, мировой финансовый кризис и неудачную фазу Луны. Примерно то же самое отвечали чиновники городской администрации, когда жильцы пытались решить вопрос по телефону.

Одна жительница дома написала жалобу во все ведомства — жилинспекцию, администрацию и прокуратуру — без ссылок на нормативные акты. Текст был простой: мусор не вывозят — разберитесь и примите меры. К жалобе женщина прикрепила фотографию, где были видны нарушения.

Письменную жалобу игнорировать сложно: если не принять по ней меры, то чиновников можно привлечь к административной ответственности. Поэтому на жалобу они отреагировали. Чистоту на мусорной площадке навели быстро — в течение пары недель. А вот окончательно проблему решили только через несколько месяцев — старого оператора отстранили и создали нового. Об этом чиновники тоже отчитались.

Никаких коллективных обращений и собраний жильцов не понадобилось — проблему решил один человек, потратив на это около получаса своего времени.

Все было, как у вас: мусор вывозился раз в неделю, в этой куче ночевали бездомные, собаки и кошки. К их компании не успели присоединиться только тараканы, потому что было слишком холодно
Все было, как у вас: мусор вывозился раз в неделю, в этой куче ночевали бездомные, собаки и кошки. К их компании не успели присоединиться только тараканы, потому что было слишком холодно

Как бороться с переполненными мусорками у дома

  1. Если у вас во дворе несвоевременно вывозят мусор, жалуйтесь в прокуратуру и жилинспекцию.
  2. Для жалобы лучше пользоваться электронными сервисами, например ГИС ЖКХ: так быстрее и дешевле.
  3. К жалобе прикрепите фотографии.
  4. Ссылаться на пункты правил, которые нарушили коммунальщики, необязательно: граждане не обязаны их знать.
  5. Даже если жильцы не платят за ЖКУ, это не повод устраивать во дворе свинарник.
  6. В большинстве случаев проблема решается в течение месяца после жалобы.

Как думаете, реально ли наказать коммунальные службы? Если у вас получилось, поделитесь опытом:

"Теперь баки вывозит только одна компания раз в неделю. "
Как всё запущено в ваших столицах... Слава небесам, у нас каждый день вывозят.

1

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю