Я внимательно изучаю почти все ваши материалы и часто вижу, что вы пишете про отношения между властью и гражданами. Вот, например, абзац из одной статьи: «Что будет… зависит от граждан: насколько активно они будут пользоваться своими правами и льготами, как будут контролировать власть и чего от нее требовать».

Конечно, принципы демократии перекладывают ответственность за действия чиновников на рядовых граждан: бабушек, мамочек с детьми и папашек, которые в основном заняты выживанием. Думаю, многим очевидно, что ответственность эта исключительно номинальная, а деятельность государственных служб максимально непрозрачна, чтобы рядовой гражданин мог разобраться и что-то сделать.

Так вот, вопрос: какие инструменты есть у рядового гражданина для мониторинга и контроля так называемой власти на всех уровнях — начиная с ЖКХ, заканчивая президентом? Что поможет распознать недобросовестные действия и выявить ответственных?

Мне кажется, чтобы призвать кого-то к ответу за очевидные нарушения, нужно быть специалистом сразу во всех областях, как минимум юристом, а также лично быть в курсе дел по каждому подозрительному проекту.

Обратная сторона вопроса: как распознать среди чиновников, кто настоящий молодец и заслуживает похвалы?

С уважением,

Иван Васильевич

Иван Васильевич, для граждан действительно существуют эффективные механизмы контроля за действиями власти. Они предусмотрены законами и реально работают, если знать их и уметь ими пользоваться.

Очень многие статьи Т—Ж как раз и рассказывают о таких механизмах. Авторы делятся своим опытом и результатами.

Один наш автор рассказал, как через суд добился возможности платить за отопление по индивидуальному счетчику.

У другого мошенники тайно перевели накопительную часть пенсии из одного НПФ в другой, а он не стал с этим мириться и получил компенсацию.

А третий не дал мошенникам присвоить квартиру умершего родственника.

Реально действующие механизмы контроля граждан над властью предусмотрены в законодательстве. Основной из них — это ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Сейчас постараюсь объяснить, как его правильно использовать простым людям.

Первое и главное — сообщать о проблемах

Вы пишете, что «принципы демократии перекладывают ответственность за действия чиновников на рядовых граждан» — бабушек, мам и пап.

На самом деле ответственность никто ни на кого не перекладывает. Чиновники — это самые обыкновенные люди. И навыками телепатии они не обладают. Рядовой чиновник в отделе опеки и попечительства, например, может узнать о проблемах конкретной бабушки только одним способом: от нее самой либо от кого-то еще, знакомого с ее проблемой. Вы знаете способ, как по-другому чиновник может узнать о проблеме? Я не знаю.

Чиновники отвечают за конкретные действия в пределах своих полномочий и в рамках, определенных законом. А граждане — опять же, в рамках закона — могут стимулировать их к выполнению своих полномочий и контролировать результаты работы.

Вы видите проблему, сообщаете о ней властям — и контролируете, как они принимают меры. Если что-то не так — сообщите об этом. Другого способа просто нет.

Куда и о чем сообщать

Конечно, нужно хотя бы приблизительно знать, куда и о чем правильно сообщать в разных ситуациях. Например, если вам известно о фактах хищения бюджетных средств, можно написать в местную администрацию, но результата не будет, потому что этот вопрос в компетенции правоохранительных органов. Зато в управлении по борьбе с экономическими преступлениями вам с такой информацией будут очень рады.

О проблемах с дорогами следует сообщать в ведомство, занимающееся в вашем регионе ремонтом дорог.

О проблемах с коммунальными службами — в жилищную инспекцию.

Если все вышеперечисленные ведомства не хотят реагировать — пишем в прокуратуру, она надзирает за соблюдением законности.

Обязательное требование: в обращении должны содержаться реальные факты, которые можно проверить, и должен быть четко сформулирован желаемый результат. Например, привлечь коррупционеров к уголовной ответственности. Уволить некомпетентных чиновников. Возместить ущерб. Отремонтировать дорогу. Посадить дерево. Предельно конкретно и четко.

Как закон регулирует обращения граждан

Обращения регулирует закон, который так и называется: ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Его главная задача — помочь гражданину донести свои проблемы до власти.

В статье 2 этого закона сказано, что вы имеете право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.

К заявлению желательно приложить доказательства — фотографии или документы. Но даже если их не будет — заявление все равно обязаны принять, проверить информацию и сообщить вам о результатах.

Устные обращения не работают. С точки зрения закона речь на митинге — это не сообщение о проблеме. Еще раз повторю: чтобы о проблеме узнали, о ней нужно сообщить. И не просто сказать кому-то или написать гневный пост в соцсетях, а сообщить в ведомство, ответственное за решение проблемы, письменно, в двух экземплярах, один из которых остается у вас. И не забыть проставить на нем регистрационный номер — его в секретариате присваивают любому входящему документу.

Важно понимать, что незарегистрированного документа не существует в природе, — соответственно, чиновникам и не нужно принимать никаких мер.

Что произойдет дальше

После регистрации документ поступит к руководителю ведомства, который поставит на нем свою визу и направит конкретному исполнителю. Вам необязательно записываться на прием к самым важным начальникам. Мне известны случаи, когда люди приходили на личный прием к первым лицам министерств и ведомств, рассказывали им о своих проблемах, но ничего не менялось. Слова — это просто сотрясение воздуха, а написанное — это документ, о котором можете спросить как вы сами, так и суд и прокурор.

Самое эффективное общение, по моему личному опыту, — это общение с секретарями. Вы просто передаете им документ для регистрации и следите, чтобы на вашем экземпляре был проставлен входящий номер организации.

А уже после этого вы имеете право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся секретные сведения.

Закон не ограничивает вас в способах реализовать это право. Можно по входящему номеру узнать ответственного исполнителя и звонить ему хоть каждый день — но я не рекомендую так поступать. Лучше дождаться письменного ответа — его вам предоставят в установленный законом срок.

Закон не запрещает общаться таким образом и с президентом — через его сайт. Вот инструкция, что именно писать и как формулировать вопросы. Она простая и универсальная, годится для подготовки обращения в любое ведомство.

Требуйте ответа на ваш запрос. По закону на любое ваше письменное обращение должны дать ответ. Если в течение 30 дней в вашем почтовом ящике ответа не оказалось, нужно обращаться в вышестоящую инстанцию.

А если чиновники не захотят отвечать или дадут отписку?

А вот на этот случай приняли Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ. Его задача, помимо прочего, — судебный контроль за тем, как чиновники исполняют свои обязанности. Используя нормы этого кодекса, через суд можно заставить чиновника работать — если на это есть законные основания.

Обжаловать через суд действия или бездействие должностных лиц можно в течение трех месяцев с момента, когда вам стало известно о нарушении прав или свобод.

Приведу пример. Вот решение Ивантеевского городского суда Московской области от 24 марта 2016 года по делу № 2А-369/2016. Городская администрация Ивантеевки отказалась выдавать гражданину разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого производственного здания. А он оспорил отказ в суде — и выиграл. Суд решил, что отказ чиновников нарушил права гражданина, и обязал их выдать разрешение.

Суд в данном случае не сможет, например, привлечь кого-либо к уголовной ответственности, но может признать незаконным бездействие должностных лиц и обязать их принять меры. Скажем, провести новую проверку, дать развернутый ответ вместо отписки, отменить незаконное решение и принять новое.

Если чиновники не хотят работать, оспаривайте их бездействие в суде. А если суд с ними заодно — оспаривайте решение суда в вышестоящей инстанции. У нас в Т—Ж целая рубрика посвящена таким судебным разбирательствам.

Но простые граждане не специалисты и во всем этом не разбираются!

Еще как разбираются. Деятельность различных служб непрозрачна только на первый взгляд. Да и рядовые граждане тоже все разные. Каждый из нас специалист в какой-то определенной области. Даже бабушки и мамочки с детьми, про которых вы пишете, тоже специалисты в чем-то. И каждый из нас может изменить ситуацию в государстве в лучшую сторону.

Мне известны случаи, когда те самые мамочки с детьми приводили чиновников в ужас, заставляя их ремонтировать тротуары, устанавливать пандусы, убирать автостоянки от детских садов, озеленять территории и ликвидировать лужи. И отсутствие специальных познаний в области коммунального хозяйства совершенно не мешало им железной рукой наводить просто идеальный порядок на отдельно взятой территории.

Просто они ставили перед собой реальные задачи. Не старались контролировать страну в целом, а начинали с малого и добивались успеха.

Да, вероятно, придется воевать с чиновниками, стучаться в разные двери, подавать в суды. Но без этого — никак.

А можно без всей этой писанины?

Хотелось бы, но я не представляю, как это сделать технически. Было бы неплохо сидеть возле компьютера и видеть на экране, как потоки бюджетных денег вытекают из Кремля, растекаются на ручейки и превращаются в детские сады, мосты и космодромы, и бить по рукам тем чиновникам, к которым мелкие или даже крупные ручейки затекают в карманы. Но таких компьютерных программ, к сожалению, еще не существует.

Что у нас есть и что реально работает — это запросы, жалобы, обращения в министерства и ведомства, судебные иски. И с их помощью можно многого добиться.

Что работает частично — это социальные сети. Не стоит в них писать риторические вопросы вроде «Когда чиновники уже прекратят воровать и заделают яму на дороге?». Ответа не будет. Лучше спросить, кто сталкивался с такими проблемами и как их решал.

Итак, если вы хотите контролировать власти, вот что нужно знать и делать:

  1. Вы лучше всех осведомлены о проблемах вокруг вас: о разбитых дорогах, протекающей крыше и растратах бюджета.
  2. Если вы промолчите об этих проблемах — никто не будет решать их.
  3. Отправляйте письменное заявление в соответствующее ведомство.
  4. Ждите ответа.
  5. Если ответ вас не устраивает — оспаривайте действия или бездействие чиновников в суде.

Если у вас есть вопрос о взаимоотношениях власти и граждан, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.