Туроператор не продает путевку моему мужу-украинцу. Это законно?

Туроператор «Анекс-тур» отказывается продавать депозитный тур из-за того, что один из туристов, мой муж, — гражданин Украины без ВНЖ.

Мы неоднократно обращались к туроператору, ссылались на распоряжение правительства № 635-р, в котором указано, что ближайшие родственники — супруги — могут беспрепятственно въезжать и выезжать с территории России. Однако туроператор о таком распоряжении не слышал и в реализации продукта нам отказывает. Деньги при этом лежат на депозите, и вернуть их могут вплоть до 31 декабря 2021 года.

Как нам быть?

Туроператор неправ, когда отказывается продавать вам тур. Проблема в том, что если он продолжит упорствовать, то придется ждать 31 декабря 2021 года, а потом идти в суд, чтобы получить деньги обратно. Расскажу, как можно попробовать убедить туроператора выполнить обязательства.

Как туроператоры возвращают деньги за отмененные в начале пандемии путевки

Правительство утвердило специальные правила возврата денег за туры, которые не состоялись из-за пандемии коронавируса. Они действуют, если соблюдаются два условия:

  1. Туристы купили путевку у турагента или туроператора до 31 марта 2020 года.
  2. Путешествие должно было состояться в 2020 или 2021 году.

По этим правилам туроператор с согласия туриста может перенести сорвавшуюся поездку на другие даты или предложить новую путевку.

Если туриста это устраивает, он подписывает дополнительное соглашение к договору с туроператором. Если нет, он может вернуть полную стоимость тура, но выплатить деньги турфирма вправе в период до 31 декабря 2021 года — такой срок установило правительство. За то время, пока деньги клиента были у туроператора, начисляются проценты по ставке ЦБ.

Есть важный нюанс: если путешествие должно было начаться до 24 июля, туроператор обязан был предложить клиенту заменить тур до 22 сентября 2020 года. Если он пропустил этот срок, то обязан был вернуть деньги еще до конца 2020 года. Есть и другие исключения — о них мы рассказывали в отдельной статье.

Что происходит в вашей ситуации

Туроператор и заказчик заключают договор. По нему исполнитель должен предоставить путевку, а заказчик — принять и оплатить эту услугу.

Туроператор может отказаться продавать путевку, если он считает, что покупка причинит ущерб туристу. В вашем случае компания полагает, что ваш муж не сможет отправиться в поездку, то есть деньги вы потратите зря.

Иногда туристы возвращают деньги за поездки, которые не состоялись из-за туроператора, — даже если вина компании в том, что клиентам не предоставили полную информацию об оформлении документов.

Такой случай произошел с москвичом. Турагентство оформило авиабилеты и ваучер на заграничный паспорт, срок действия которого уже закончился. Поэтому мужчина не смог пройти пограничный контроль и никуда не улетел.

Тогда турист обратился в суд. Он потребовал, чтобы турагентство вернуло ему стоимость путевки — 103 500 Р, уплатило штраф — 51 750 Р, а также возместило расходы на юридические услуги — 2950 Р.

Суд сказал, что турагентство обязано было проверить срок действия загранпаспорта клиента. Раз фирма этого не сделала, ей придется вернуть мужчине деньги. В результате суд удовлетворил требование туриста.

В вашей ситуации туроператор отказывается руководствоваться нормами закона. В распоряжении правительства сказано, что въезжать в Россию без ограничений могут члены семьи граждан нашей страны: супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные, братья, сестры, бабушки, дедушки, внуки. Поэтому ваш муж имеет право приехать в Россию.

Непонятно, почему туроператор думает иначе. Компания не ссылается ни на какие законы, чтобы хоть как-то объяснить свою точку зрения.

Что можно сделать

Проверьте, подписывали ли вы дополнительное соглашение о переносе путевки. Если да, посмотрите, что в нем сказано о датах новой поездки.

Дополнительное соглашение может пригодиться в суде. Если туроператор подписал документ, а потом сам нарушил соглашение, есть вероятность, что к нему применят штрафные санкции.

Попробуйте еще раз поговорить с туроператором. Сошлитесь на дополнительное соглашение, если оно у вас есть. Объясните, что будете вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав.

У вас есть два варианта требований в суде:

  1. получить путевки;
  2. получить деньги раньше 31 декабря 2021 года, поскольку туроператор не соблюдает специальные нормы возврата, которые установило правительство.

Если переговоры не приведут к результату, направьте туроператору требование заключить дополнительное соглашение и укажите даты поездки, которые надо вписать в текст документа.

Если туроператор снова откажется договариваться, направьте досудебную претензию. Утвержденной формы этого документа нет, главное — описать обстоятельства дела. Вам надо указать, что вы приобрели тур, который отменили из-за пандемии, а потом договорились с туроператором о его замене или переносе дат. После этого туроператор отказался исполнять свои обязанности по договору, поэтому вы требуете отправить вас в путешествие или вернуть деньги раньше срока, установленного правилами возврата.

Укажите, что если ваше требование не будет исполнено в течение 10 дней, то вы обратитесь в суд. Отсутствие ответа в установленный срок тоже расценивается как отказ от исполнения требований.

Не факт, что суд примет решение в вашу пользу, если вы потребуете вернуть деньги. Несмотря на то что туроператор нарушает закон, суд все равно может сказать, что с возвратом придется подождать до 31 декабря. Но есть шанс, что туроператор испугается и все-таки отправит вас в поездку.

Анастасия Корнилова
Расскажите, как вы возвращали деньги за туры во время пандемии:

Простите, но у туроператора какое-то слишком символичное название

4
Герой Т—Ж

У меня была похожая ситуация с Аннекс-туром. В итоге агент отправил запрос в их визовый отдел, и нам дали добро на покупку, хотя брак должен был быть заключён за пару дней до вылета, т.е. в момент покупки законных оснований вернуться в Россию действительно не было. Странно, что в данной ситуации они упрямятся.

0