Стоит ли покупать билет с короткой пересадкой?
В продаже есть билеты с короткой пересадкой — 45 минут. Насколько рискованно их покупать? Достаточно этого времени на пересадку или лучше закладывать больше?
При такой короткой пересадке есть риск опоздать на второй рейс, особенно если первый самолет немного задержится. Поэтому билет лучше покупать одним бронированием. Тогда в случае опоздания на рейс по вине авиакомпании вас все равно должны будут доставить в пункт назначения.
Расскажу, как все устроено.
Что важно учитывать при покупке билета с пересадкой
Это один билет с пересадкой или два отдельных. Если пересадка короткая, рекомендую покупать билет одной бронью, а не два отдельных. На едином билете указан одинаковый номер бронирования для каждого участка пути — сегмента. Такой перелет может выполнять одна авиакомпания или авиакомпании-партнеры.
У таких рейсов есть преимущества:
- Если первый вылет задержат и пассажир не успеет на второй, перевозчик все равно обязан доставить его в пункт назначения без доплаты.
- Скорее всего, пассажиру не придется несколько раз регистрировать багаж. Он сдаст его перед первым вылетом и получит по прилете — это сэкономит время на пересадку. Но будьте внимательны: иногда, если рейсы выполняют разные авиакомпании, во время транзита багаж приходится получать и снова сдавать. Заранее об этом не предупреждают.
Не рекомендую покупать два отдельных билета, если на пересадку всего 45 минут. Поскольку такие рейсы никак не связаны между собой и у них разные номера брони, проходить регистрацию и сдавать багаж придется перед каждым вылетом.
Регистрация на рейс и оформление багажа обычно заканчивается за 40 минут до отправления самолета. Даже если заранее пройти электронную регистрацию, сдать багаж вовремя не удастся.
Есть шанс успеть на второй рейс, если путешествовать только с ручной кладью. Но всегда есть риск, что первый вылет задержат. А если пассажир не успеет на второй самолет, ему никто не выпишет новый билет бесплатно. Придется покупать его самостоятельно.
Поэтому покупать два отдельных билета стоит, только если у вас будет как минимум 2—3 часа на пересадку.
«Нам с ухмылкой заявили, что касса находится за углом»
В 2018 году мы с женой и двумя детьми летели из Сыктывкара в Уфу с пересадкой в Шереметьеве. С собой у нас был минимум вещей — только ручная кладь и распечатанные посадочные талоны на рейс из Москвы. Билеты оформили разными бронированиями, а время стыковки составляло 45 минут в пределах одного терминала D. Оба рейса выполнял «Аэрофлот».
Мы понимали, что идем на риск, так как гарантированное аэропортом время стыковки на тот момент составляло 50 минут. Но были уверены в том, что 5 минут не сыграют роли. Мы часто путешествуем с детьми, и в нашей практике были более короткие стыковки в пределах одного аэропорта.
Самолет из Сыктывкара приземлился раньше расписания. Мы рассчитывали, что успеем зайти в аэропорт за 15 минут. Но после приземления самолет стал выруливать в противоположную от терминала D сторону, что очень нас удивило.
Где-то через 10 минут руления самолет остановился на дальней стоянке рядом с терминалом B, который не работал. Еще примерно 25 минут нас везли на автобусе до терминала D. В итоге от посадки до входа в терминал ушло больше 35 минут. Через контроль безопасности и к выходу на посадку мы промчались за 7 минут, но все равно опоздали.
Мы обратились на стойку обслуживания пассажиров «Аэрофлота». Объяснили ситуацию и попросили посадить нас на ближайший рейс до Уфы. Но нам отказали. Вежливость быстро сменилась пренебрежением, и нам с ухмылкой заявили, что касса находится за углом.
Через некоторое время мы повторно обратились на стойку обслуживания и попросили позвать руководство. Мы были готовы лететь без питания и багажа на свободных местах, которые останутся после регистрации всех пассажиров, что гарантировало бы отсутствие дополнительных затрат со стороны авиакомпании. Но нам сказали, что свои проблемы мы должны решать самостоятельно, а руководство смены с пассажирами не общается.
В итоге мы провели целый день и часть ночи в аэропорту в комнате матери и ребенка. Потратили 150 ₽ на воду, 1200 ₽ на камеру хранения для вещей, так как в комнату матери и ребенка с ними не пускают, и 12 000 ₽ на новые билеты на четверых. При этом на нашем новом рейсе свободных мест было больше половины. Так что нас вполне могли туда пересадить и бесплатно.
Из какого аэропорта вылетает второй самолет. Если аэропорты разные, надо закладывать больше времени на пересадку.
- Представим, что Роман купил два отдельных билета — из Москвы в Стамбул и из Стамбула в турецкий Кайсери. На пересадку заложил час. Когда он прилетел в аэропорт Стамбул, выяснил, что его рейса на табло нет. Оказалось, самолет полетит в Кейсери из аэропорта Сабиха Гекчен. А до него — почти 90 км. В итоге Роман не успел на рейс.
- Ошибка Романа в том, что он не обратил внимания на буквенные обозначения аэропортов. Их указывают в билете. У аэропорта Стамбул это IST. А у Сабихи Гекчен — SAW.
Проверить, какой аэропорт обозначает код, можно на сайте Международной ассоциации воздушного транспорта IATA.
Насколько большой аэропорт пересадки. Лучше заранее изучить схему аэропорта и рекомендации на его официальном сайте, чтобы прикинуть, сколько времени понадобится на переход между гейтами.
Дополнительное время надо закладывать, если придется менять терминалы. Например, в Шереметьеве переход из одного терминала в другой даже у молодого физически крепкого человека займет 15—30 минут. А если, например, пассажир пожилой или ему тяжело ходить после травмы, ему нужно больше времени.
Сколько займет предполетный досмотр и надо ли проходить паспортный контроль. Обычно пассажиры проходят предполетный досмотр перед каждым рейсом. Заложите на это дополнительное время.
Паспортный контроль, как правило, проходят:
- При пересадке с международного на внутренний рейс и наоборот. Чтобы летать по стране, сначала надо официально пересечь ее границу.
- Если в аэропорту нет транзитной зоны. Например, в лондонском Лутоне.
Учитывайте, что на проверку паспортов бывают очереди.
Нужна ли виза или другие документы для транзита. Как правило, визу не требуют, если пассажир не покидает транзитную зону. Но есть исключения. Например, для транзита в США виза нужна всегда. А в Сингапуре можно выйти в город без визы — разрешен транзит до 96 часов, если есть авиабилет в третью страну.
Некоторые страны до сих пор требуют результаты теста на коронавирус и анкеты о состоянии здоровья. Так, во время пересадки в Китае даже у тех, кто не проходит паспортный контроль, спрашивают код здоровья. Чтобы его получить, надо заполнить электронную анкету. На это понадобится дополнительное время.
«Пришлось бежать по стрелочкам-указателям»
В 2015 году мы с бабушкой летели из Москвы в Рим с пересадкой в аэропорту Схипхол в Амстердаме. Это был единый билет. Рейс из Москвы выполняли KLM совместно с «Аэрофлотом», из Амстердама — KLM вместе с Alitalia.
На пересадку было всего 40 минут. Паспортный контроль и таможенный досмотр мы прошли молниеносно и почти расслабились. Оказалось, зря. Аэропорт Амстердама просто огромный. Пришлось бежать по стрелочкам-указателям.
Хорошо, что в аэропорту очень понятная маршрутизация. Под каждой стрелочкой указано, за сколько минут можно преодолеть расстояние. Мы добежали до выхода ровно к окончанию посадки. Но для нас это был серьезный стресс. Решили в следующий раз обращаться за помощью к сотрудникам аэропорта: людей с инвалидностью и пожилых периодически провозили мимо нас на машинах, похожих на гольфкар.
На что имеет право пассажир, который не успел на стыковочный рейс
Если пассажир не успел на стыковку по своей вине, например потому что сидел в ресторане и пропустил рейс, авиакомпания не выпишет ему новый билет и не предоставит питание и гостиницу.
Если рейс задержали по вине авиакомпании, например из-за технических неполадок самолета, все зависит от вида брони. Если пассажир купил два отдельных билета, ему придется самому добираться в пункт назначения. Авиакомпания не обязана предоставлять новый билет. Но если пассажир купил билет с пересадкой одним бронированием, перевозчик должен не только выписать новый билет, но и предоставить другие услуги при длительной задержке.
В России независимо от того, сколько ждать второго рейса, пассажирам с детьми до 7 лет должны выделить комнату матери и ребенка. А вот предоставят ли напитки, питание и гостиницу, зависит от времени ожидания нового самолета.
Если второго рейса придется ждать больше двух часов, авиакомпания предоставляет прохладительные напитки, два телефонных звонка или сообщения по электронной почте.
Если придется ждать больше четырех часов, пассажиров накормят горячей пищей. Затем их должны кормить каждые шесть часов днем и каждые восемь ночью.
Если вылет задержали больше чем на восемь часов днем или больше чем на шесть ночью, перевозчик должен предоставить пассажирам бесплатные номера в гостиницах. Причем организовать поездку в отель и обратно тоже задача авиакомпании. Клиенты имеют право на бесплатное хранение багажа.
За рубежом правила будут отличаться в зависимости от страны. Например, в Евросоюзе авиакомпании тоже должны позаботиться о пассажирах, которые по их вине не успели на стыковку:
- После часовой задержки дать возможность дважды позвонить или отправить два электронных письма.
- После двух-трехчасовой задержки предложить питание и прохладительные напитки.
- Если ждать больше шести часов, разместить в гостинице и предоставить трансфер из аэропорта в отель и обратно.
В Азии каждое государство устанавливает свои правила, поэтому информацию лучше проверять на сайтах перевозчиков. Например, когда моя коллега не успела на пересадку в Китае, авиакомпания предоставила ей гостиницу, трансфер и питание. Т—Ж писал о том, на что имеет право пассажир, если его рейс отменили или задержали в США, Азии или Африке.
Еще пассажир может взыскать с авиакомпании штраф, пени, убытки и моральный вред. Но, например, в России это небольшие суммы. Так, штраф — всего 25 ₽ в час, но не больше 50% от стоимости билета. А пени — 3% от цены авиабилета за каждый час опоздания, но не больше всей стоимости перелета. Например, если билет стоил 10 000 ₽, пени за часовое опоздание — 300 ₽.
Как правило, авиакомпании отказываются выплачивать эти суммы добровольно. Поэтому приходиться обращаться в суд. Но если перевозчику действительно надо было отложить рейс, например из-за плохой погоды или технической неисправности, суды обычно отказывают в выплатах.
Если полет выполнялся в страны ЕС, из них или между ними, можно рассчитывать на 250—600 € (22 774—54 657 ₽) штрафа. Сумма зависит от расстояния и времени задержки.
«Меня поразило, что из-за небольшой задержки рейсов авиакомпания потратила на пассажиров кучу денег»
В декабре 2021 года я летела из Санкт-Петербурга в Красноярск к родным. Выбрала единый билет с пересадкой в Москве, поскольку он был почти в два раза дешевле прямого. Рейс выполняла авиакомпания Utair. На стыковку было меньше часа.
Я была на третьем месяце беременности и решила, что рейс с короткой пересадкой — прекрасный вариант: недолго и экономно. Меня всегда восхищало, как люди выходят из самолета, идут по общему коридору и быстро сворачивают на посадку в другой самолет.
Но на второй рейс я не успела. Из Петербурга мы вылетели на полчаса позже, чем планировалось. А пока выходили из самолета, рейс в Красноярск улетел.
В аэропорту Домодедово пассажиров стыковочного рейса ждал представитель Utair. Была полночь, мне выписали билет на утренний рейс «Аэрофлота». А на время ожидания оплатили такси до дешевого отеля с завтраком. А еще дали ваучеры, чтобы купить еду в аэропорту, перед тем как ехать в отель.
Сначала я дико расстроилась, потому что летела всего на три дня и целый день выпал. Но меня поразило, что из-за небольшой задержки и нестыковки рейсов авиакомпания потратила на пассажиров кучу денег. При этом были те, кто согласился на возврат денег и поехал своим путем.
А я благополучно добралась до Красноярска, но решила, что больше стыковочными рейсами летать не буду.
Что делать, если пассажир опаздывает на стыковочный рейс
Если пассажир понимает, что ему не хватит времени на транзит, рекомендую сделать следующее.
Обратиться к бортпроводнику и объяснить ситуацию. Экипаж может связаться с наземными службами, и тогда представители авиакомпании встретят пассажира после высадки и проводят на второй рейс без очереди. Даже если пассажир не просил помощи у бортпроводников, после высадки стоит проверить, нет ли поблизости сотрудников авиакомпании. Иногда они встречают пассажиров с табличками или вызывают, чтобы проводить на второй рейс.
Найти в аэропорту представителя авиакомпании и обратиться к нему, если пассажир не успел на стыковочный рейс. Обычно на стойке информации знают, где его искать. Если у пассажира был единый билет, сотрудник авиакомпании обязан выписать новый бесплатно. А при длительной задержке рейса даст ваучер на питание или организует трансфер в гостиницу.
Как можно скорее отменить или перенести вылет, если у пассажира две отдельные брони и он понимает, что никак не успеет на второй рейс, а билет возвратный. Согласно воздушному кодексу, чтобы вернуть деньги за билет, надо обратиться в авиакомпанию до окончания регистрации. За 24 часа до окончания регистрации можно получить полную стоимость. А если осталось меньше времени, удержат неустойку до 25% от стоимости билета и аэропортовые сборы.
Но у авиакомпании могут быть более лояльные правила. Например, у «Аэрофлота» по тарифу «Максимум» деньги за билет можно вернуть после окончания регистрации. А S7 по тарифу «Плюс» разрешает вернуть стоимость билета за вычетом сборов за оформление даже после вылета — если прошло менее 40 минут.
Часто правила обмена билета более лояльны, чем возврата. О них Т—Ж писал подробно.
Если на второй рейс у пассажира был билет с вылетом туда и обратно и он не успеет улететь туда, из-за неявки на первый рейс билет сгорит. Чтобы этого не произошло и обратный билет сохранил силу, нужно уведомить авиакомпанию о задержке первого рейса и попросить не аннулировать перелет.
«Мой чемодан погрузили на маленькую машинку, и мы поехали по взлетному полю»
В январе 2022 года я возвращался из Любляны в Петербург с пересадкой во Франкфурте-на-Майне. Первый рейс выполняла дочерняя авиакомпаниия «Люфтганзы», второй — сама «Люфтганза». Билет был единый.
В электронном билете было указано, что разница между рейсами — 1 час 20 минут. Я подсчитал, что раз багаж при пересадке забирать не надо, успею пройти паспортный контроль и попасть на второй рейс.
Но все пошло не по плану: в Любляне с самолетом что-то произошло и мы вылетели на час позже. Когда приземлились, до отправления моего рейса в Петербург оставалось примерно 15 минут.
Я думал, что не успею на самолет и придется ждать другого рейса. Но ко мне подошел стюард, спросил «Вы в Петербург летите?» и пригласил пройти с ним.
Мой чемодан погрузили на маленькую машинку, меня посадили рядом с водителем, и мы поехали по взлетному полю.
Доехали до большого «Боинга», который летел в Петербург. Там мне сказали подождать. Через 5 минут приехала машина погранслужбы. Пограничники взяли мой паспорт, проверили на переносном компьютере, поставили печать и сказали: «Летите».
Я сел в самолет, за мной сразу закрыли двери, и вскоре мы начали взлетать. Вылетели на 10—15 минут позже расписания.
Что в итоге
Если пересадка короткая, лучше купить единый билет. Тогда, если первый рейс задержат и пассажир не успеет на второй, авиакомпания выпишет ему новый бесплатный билет. А в случае длительной задержки предоставит ваучер на питание и номер в гостинице.
Если пассажир сам подобрал стыковку и купил два отдельных билета, он берет риски на себя. Даже если первый вылет задержат по вине перевозчика и путешественник не успеет на второй, авиакомпания не обязана выписывать ему новый билет или возвращать деньги.
При планировании пересадки проверьте, совпадают ли аэропорт прилета и вылета, надо ли менять терминалы и проходить паспортный контроль. Заранее изучите рекомендации на сайте аэропорта — обычно там указано рекомендуемое время для транзита.