«Штраф одинаковый — не важно, сколько чеков»: 7 вопросов о нюансах в бизнесе в 2023 году
Когда ведешь бизнес, могут возникнуть ситуации, в которых сложно разобраться самостоятельно.
Мы собрали ответы юриста Марины Суховской на несколько важных вопросов: как ИП из России получить электронную подпись из-за границы, можно ли предпринимателям оформить на «Госуслугах» разрешительные документы и лицензии, какие товары теперь требуют выдачи чеков с кодом маркировки. Также мы узнали о тонкостях аккредитации ИТ-компаний и о том, каких послаблений ждать бизнесу в 2023 году.
Можно ли будет предпринимателям оформлять на «Госуслугах» документы и лицензии? Что с бумажными лицензиями?
Слышала, что до конца 2023 года у бизнеса появится возможность получать разрешительные документы и лицензии через портал госуслуг. Как теперь быть с лицензиями — пока все остается по-старому или уже надо готовиться к нововведениям?
Возможность оформить лицензии и разрешения через сайт госуслуг не привязана к 2023 году — процедуры добавляют на портал по мере готовности к этому. Например, уже сейчас там можно оформить лицензию на розничную продажу алкоголя или фармацевтическую деятельность, то есть работу аптеки.
К слову, если срок действия розничной лицензии на алкоголь истек до 14 марта 2023 года, она автоматически продлевается на 12 месяцев — подавать какие-либо заявления и платить госпошлину не нужно.
А еще с 2021 года больше нет бумажных лицензий — теперь это просто запись в реестре соответствующего лицензирующего ведомства. Например, Рособрнадзора, где можно найти информацию об образовательном учреждении или организации, решение о предоставлении лицензии, ее статус и срок действия.
Может ли ИП из России получить электронную подпись, находясь за границей?
Что делать с КЭП, если уехал из страны? Насколько я знаю, сейчас ее получают только лично в налоговой, без нее декларации не подать.
Действительно, удаленно КЭП не выпускают. Точнее, выпускают, но лишь для регистрации бизнеса. В других случаях — только личная явка в налоговую, увы. Не выйдет получить подпись и по нотариальной доверенности: тогда ее оформят на имя представителя ИП, а не на самого предпринимателя. Без КЭП декларации можно подать почтой, в том числе из-за рубежа.
Будут ли послабления при проверках бизнеса в 2023 году?
Какие послабления в плане проверок Роспотребнадзора действуют сейчас для бизнеса?
В 2023 году Роспотребнадзор не вправе планово или внепланово проверять любой бизнес. Исключение — внеплановый визит по согласованию с прокуратурой. Он возможен, если будет жалоба потребителя, например за несоблюдение правил безопасности или санитарных норм, из-за чего его здоровью причинен или мог быть причинен вред.
Это касается почти любых проверок, кроме налоговых. Например, в сфере применения ККТ до конца года возможно только выездное обследование — когда инспекторы со стороны наблюдают, применяет ли продавец кассовый аппарат, а если да, то насколько правильно. Если увидят нарушение, могут провести контрольную закупку и оштрафовать.
Может ли компания из региона получить аккредитацию от Минцифры?
Хочу зарегистрировать ООО и нанять программиста для разработки ПО. На текущий момент задача — попасть в реестр Минцифры, но ближайший год деньги зарабатывать компания не будет, пока не сделает продукт.
Как лучше всего учредителю финансировать компанию в этом случае? Я правильно понимаю, что новой компании невозможно получить аккредитацию в другом регионе, кроме Москвы?
Стартап может получить аккредитацию, если числится в реестре стартапов. А такой пока есть лишь в Москве. Если в вашем регионе реестра нет, достаточно соответствовать условиям из статьи.
Ну а финансирование стандартное: безвозмездная финансовая помощь участника, беспроцентный заем от него же, вклад в имущество ООО.
Какая будет ответственность за незаконно полученную аккредитацию ИТ-компании?
В Т—Ж выходил материал про аккредитацию для ИТ-компаний, но я хочу узнать насчет справки о доходах. Минцифры выпустили некий перечень видов деятельности в области ИТ, и было сказано, что организациям необходимо будет предоставлять сведения в форме справки о доходах от деятельности в сфере ИТ. Что делать, если организация уже аккредитована? Как представить эту справку в Минцифры?
И еще вопрос про аккредитацию ИТ. Ее могут аннулировать, если компания даст заведомо ложные сведения, в этом случае компания и должностные лица будут нести ответственность. Какая именно ответственность здесь может быть?
Как написано в статье по ссылке, эту справку представляют только по запросу Минцифры. Превентивно сдавать ее не нужно.
Будет ответственность как минимум за умышленное уклонение от уплаты налогов и взносов. Если, например, ИТ-компания не соблюдает условие минимальной доли профильной выручки, а в документах указала обратное, сделать это нечаянно невозможно. Отсюда и умысел.
Аккредитованные ИТ-компании платят взносы по тарифу 7,6% вместо обычных 30% и налог на прибыль по ставке 0% вместо стандартной 20%. Вот вам и недоимка, если вскроется, что аккредитация получена незаконно.
На какие товары теперь обязательно пробивать чеки с кодом маркировки?
Говорят, что с февраля нужно будет пробивать чек с кодом товара независимо от товара — это так? Я ИП на патенте, у меня розничный магазин, мне тоже нужно будет это делать?
При продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке, чек с кодом маркировки нужно выбивать давно. Отсрочка до 28 февраля была только у интернет-магазинов и курьерских служб, принимающих оплату у покупателей.
В бумажном чеке на маркированный товар каждая его позиция должна быть указана отдельно с приставкой [М]. Цифровой код будет только в электронном чеке для налоговой.
Если не указывать в чеках коды маркированных товаров, налоговая может оштрафовать:
- ИП или директора ООО — на 1500—3000 ₽;
- малое предприятие — на 2500—5000 ₽;
- остальные фирмы — на 5000—10 000 ₽.
Но не за каждый чек — штраф будет одинаковый, хоть один чек не пробит, хоть сто.
Возможно ли сегодня продолжить ведение трудовой книжки в печатном виде и что нужно для этого сделать?
В декабре 2022 года несколько работников оформили трудовые отношения в некоммерческой организации, кадры которой сообщили, что все трудовые книжки будут вестись в электронном виде. Несогласные с этим заявили, что имеют право на продолжение их ведения в бумаге, поскольку писали заявления у прошлого работодателя по 439-ФЗ до 31 декабря 2020 года. Новый наниматель упирается и требует эти заявления предоставить, что вряд ли возможно, да и нужно ли?
Как работникам обосновать необходимость продолжения ведения трудовых в порядке статьи 66 ТК?
Эту необходимость не нужно никак обосновывать, если трудовая книжка на руках и в ней нет записи об отказе от ее дальнейшего ведения. А так заявление о продолжении ведения бумажной трудовой фиксируется в кадровой истории конкретного человека. Доказать это можно формой СТД-СФР, ее можно получить через сайт СФР. Документ будет подписан электронной подписью, равнозначной подписи на бумаге.
Правда, настаивать на бумажной трудовой есть смысл, если вы очень уж не доверяете электронным базам государства и опасаетесь, что сведения о стаже могут пропасть из-за какого-нибудь сбоя. Либо считаете, что их могут исказить, чтобы, например, занизить пенсию.
Если же подобных страхов у вас нет, проще перейти на электронную трудовую, отказавшись от ведения бумажной. Тогда в последнюю внесут соответствующую запись и отдадут вам на руки. Но будьте внимательны: отменить это решение нельзя.