Как женщина выгнала квартирантку, которая один раз не заплатила вовремя
В сентябре 2019 года женщина из Калининграда сдала свою квартиру на 11 месяцев — за 10 000 ₽ в месяц, не считая платы за ЖКУ. Нанимательница оплатила первый месяц и еще 10 000 ₽ внесла в качестве страхового депозита, но уже в следующий раз деньги не перечислила.
Хозяйке это не понравилось, и она написала квартирантке в мессенджере, чтобы та съехала. Затем направила телеграмму, а позже пришла со своим знакомым в квартиру. Мужчина поменял замок и вместе с собственницей попытался принудительно выселить девушку — начал выносить ее вещи. Квартирантка уезжать не захотела и вызвала полицию.
После нескольких часов переговоров с участием полицейских нанимательница все же забрала вещи и покинула квартиру. Но это только начало истории: девушка обратилась в суд и потребовала признать выселение незаконным, взыскать с собственницы 44 835 ₽ убытков, 8000 ₽ обеспечительного платежа и 200 000 ₽ компенсации морального вреда.
Хозяйка квартиры подала встречный иск и потребовала взыскать с девушки задолженность по коммунальным платежам — 251 ₽, а также 150 000 ₽ компенсации морального вреда.
Аргументы сторон
Квартирантка. В сентябре я сняла двухкомнатную квартиру на 11 месяцев. Одна комната была закрыта, кроме того, все помещение находилось в ужасном состоянии. В квартире не было обоев и дверей, я уже не говорю о занавесках и вешалках для одежды. Электропроводка была неисправна, а диван — в пятнах. В доме шел капитальный ремонт, поэтому всюду стояли строительные леса, лежал цемент и была грязь. Все это мешало мне пользоваться квартирой.
Я предложила собственнице помочь с ремонтом, и она согласилась. Мы решили, что я найду рабочих и заплачу за их услуги в счет арендной платы. Еще я оплатила химчистку дивана и доставку своих вещей из Санкт-Петербурга, подключила интернет, потому что собиралась жить в квартире долго.
В день очередного платежа меня не было в городе. Я подумала, что хозяйка посчитает плату с учетом ремонта, и перевела ей только 2000 ₽ за коммунальные услуги. Но она в мое отсутствие приехала в квартиру. Стала возмущаться, что ремонт никто не делает, и потребовала с меня деньги за следующий месяц. Я ответила, что заплачу эту сумму рабочим, когда они закончат ремонт. Предложила плату за октябрь взять из обеспечительного платежа. Женщина на это не согласилась и сказала, что разрывает со мной договор.
В договоре найма было условие, что собственница может расторгнуть его в любое время, предупредив за три дня. Я не сразу обратила на это внимание. А в конце октября хозяйка квартиры, как оказалось, направила мне уведомление о расторжении. Телеграмма пришла по адресу, где я не проживаю, поэтому документ я не получила. Уже в начале ноября собственница пришла ко мне с каким-то мужчиной, поменяла замки и стала со скандалом выносить мои вещи.
Я уехала, но из-за незапланированного переезда у меня возникли непредвиденные расходы. Мне пришлось снимать квартиру дороже — за 11 500 ₽. Еще я арендовала машину для перевозки вещей и сняла склад для их хранения. Кроме того, я потеряла 5000 ₽, которые заплатила риелтору за поиск квартиры. Чтобы подготовиться к суду, мне было нужно распечатать цветные фотографии, а также отправить хозяйке претензию и иск. На все это я потратила 44 835 ₽.
Требую вернуть мне эти деньги, а также заплатить за моральный ущерб 200 000 ₽. Я очень переживала из-за сложившейся ситуации, поэтому имею право на компенсацию.
Собственница. Девушка видела, в каком состоянии квартира, но согласилась ее снять. Поэтому ее претензии необоснованны.
Я тяжело болею, деньги мне нужны на лечение и билеты на обследование в другой город. Благотворительные фонды выделили мне определенную сумму, но ее не хватает, поэтому я и сдала свою квартиру. На ремонт я не соглашалась, а когда наступила дата очередного платежа, естественно, потребовала деньги.
Нанимательница сначала говорила, что ей нечем платить. Потом начала грубить и требовать, чтобы ее не беспокоили и не приближались к квартире. Стала угрожать, что выселится только по судебному решению.
Я отправила девушке телеграмму с требованием освободить квартиру до 1 ноября 2019 года, но она ее не получила. В «Вотсапе» мы договорились, что нанимательница съедет, а при встрече ругались еще три часа в присутствии полиции. Когда девушка уехала, я обнаружила, что из квартиры пропали вещи, были разбиты полки холодильника, испорчена столешница кухонного гарнитура. Было очень грязно, поэтому я убирала квартиру частями несколько недель.
Я посчитала, что из 10 000 ₽ депозита 9000 ₽ — это плата за октябрь, а 1000 ₽ — за коммунальные услуги, хотя всего за ЖКУ пришлось заплатить 1251 ₽. Я не хотела спорить из-за нескольких сотен рублей, но, получив иск, передумала. Пусть квартирантка выплатит свой долг за коммуналку — 251 ₽, а также компенсирует мне моральный вред — 150 000 ₽.
Ее иск не признаю: девушка сама виновата в своих тратах. Нужно было платить за квартиру вовремя.
Что сказали суды
Женщины добровольно договорились об условиях найма квартиры. Предусмотрели, как часто и сколько нужно платить за жилье, в каком порядке расторгать договор.
Закон разрешает расторгнуть договор в одностороннем порядке, если обе стороны согласились на это. В таком случае тот, кто хочет прекратить отношения, должен уведомить о своем желании другого. С момента, когда вторая сторона получит уведомление, договор считается расторгнутым.
Квартирантка не внесла плату за второй месяц, поэтому собственница получила право в одностороннем порядке прекратить действие договора. Она отправила телеграмму, но нанимательница не пришла на почту ее получить. При этом письмо считается доставленным, если адресат уклонился от его получения и оно вернулось по истечении срока хранения.
Договоренность об оплате ремонта должна быть оформлена дополнительным соглашением к договору найма. Устные договоренности силы не имеют.
Квартирантка ссылается на статью 687 гражданского кодекса, которая якобы не разрешает расторгать договор найма в одностороннем порядке — только через суд. Но эта статья регулирует социальный наем муниципального и государственного жилья, а на отношения между частными лицами не распространяется.
Таким образом, хозяйка квартиры законно расторгла договор, а значит, нанимательнице не полагается компенсация ни убытков, ни морального вреда.
Но и собственница тоже не получит денег: она забыла, что девушка перевела ей 2000 ₽ на коммунальные услуги и поэтому больше ничего не должна.
Обе женщины не согласились с решением и подали апелляционные жалобы.
Все законно, оставляем решение в силе.
Кассационную жалобу подала только квартирантка.
Мы согласны, оснований отменять решение нет.
Тогда нанимательница обратилась в Верховный суд РФ, но он отказался истребовать дело и рассматривать жалобу в заседании. Девушка пошла в Конституционный суд, чтобы тот признал не соответствующими Конституции нормы, которые позволяют наймодателям выгонять жильцов без суда.
Вот почему квартирантка неправа.
Одни суды считают, что договор найма можно расторгнуть, только подав иск: якобы это защитит права нанимателей. Другие суды полагают, что владелец квартиры может разорвать договор самостоятельно, — в этом тоже есть смысл. Если наймодатель не сможет по своей инициативе расторгнуть договор без суда и выгнать квартиранта даже при грубом нарушении условий проживания, то у него просто не будет мотивации заключать договор — и рынок найма уйдет в тень. Это повлияет на арендную плату и позволит не платить налоги в бюджет.
Кроме того, расторжение краткосрочного договора через суд может занять столько же времени, сколько действует сам документ, или даже больше. Это ставит квартиросъемщиков в невыгодное положение.
Нужен справедливый баланс интересов: чтобы и наймодатель, и наниматель были защищены. Это возможно, если краткосрочный договор — на срок до года — собственник сможет разрывать без суда. А долгосрочный — только по судебному решению. При этом суд вправе оставить нанимателя в квартире и дать ему время устранить проблемы.
В договоре найма стороны имеют право предусмотреть свои условия, на основании которых могут прекратить отношения. Например, если квартирант испортил имущество или, наоборот, сам нашел недостатки квартиры, о которых не было известно раньше. Но эти условия будут действовать только при добросовестности и собственника, и нанимателя. Нельзя выселить квартиросъемщика из-за маленькой царапины на обоях — как и он не вправе расторгнуть договор, если ему покажется, что летом в квартире слишком душно.
В нашем случае женщина сдала квартиру, чтобы получать деньги, поэтому нельзя назвать расторжение договора произвольным. Оснований пересматривать дело нет.
Что в итоге
Спустя два с половиной года судов история между квартиранткой и пожилой собственницей закончилась. Это не единственный судебный процесс для девушки: в базе судебных дел можно найти ее споры с бывшим работодателем, со стоматологией, с владельцем машины, которую она арендовала и разбила. А еще — с юристами по каждому из дел: девушка требует обратно деньги за проигранные разбирательства.
Но в этом случае ее настойчивость оказалась полезной: разъяснения Конституционного суда будут работать для всех, кто оказался в аналогичной ситуации. На них будут ориентироваться и ссылаться суды.
Я хочу сдать квартиру. Что мне нужно знать?
Заключайте договор максимум на 11 месяцев: тогда он будет считаться краткосрочным и его проще будет разорвать, если наниматель перестанет платить. В документе можно предусмотреть автоматическую пролонгацию на тот же срок.
Включите в договор условие о вашем праве расторгнуть его в одностороннем порядке, если квартирант будет задерживать плату. Письменное уведомление о расторжении направляйте по всем известным адресам нанимателя, на электронную почту и в мессенджеры.
Не нарушайте права квартиросъемщика, даже если он задерживает плату. Не трогайте его вещи, не меняйте замки. Пока договор не расторгнут, наниматель вправе пользоваться помещением.
Любые соглашения оформляйте письменно: например, о зачете стоимости ремонта в качестве платы за квартиру.
Я хочу снять квартиру. Что мне нужно знать?
Об этом мы уже подробно писали в статье о договоре найма. Прочитайте ее, чтобы не остаться с вещами на улице.