Что вам должны при возврате некачественного товара

16

Одна женщина купила иномарку за 3 млн рублей, поездила на ней два года, сдала в автосалон и отсудила у него 11 млн.

Аватар автора

Екатерина Мирошкина

грамотный потребитель

Страница автора

А все потому, что она знала, сколько денег можно требовать при возврате некачественного товара. Даже если некачественным он оказался спустя годы.

Если покупка оказалась с дефектами или ремонт слишком затянулся, продавец и производитель могут задолжать гораздо больше той суммы, что вы заплатили. Вот что можно с них требовать.

Стоимость некачественного товара

В каких случаях. Если возвращаете товар с недостатками.

Сколько. Полная стоимость.

Как это работает. Обычный товар с недостатками можно вернуть в течение гарантийного срока или срока годности. Если гарантийный срок не установлен, то возврат возможен в разумный срок — но в пределах двух лет после получения товара.

  • Например, у ботинок гарантийный срок 30 дней. Через неделю после покупки отклеилась подошва. Можно сдать обувь обратно в магазин и забрать всю уплаченную за нее сумму.

Если гарантии нет или она меньше двух лет, а недостатки обнаружились по истечении гарантии и раньше двухлетнего срока, вернуть бракованный товар можно только при одном из условий:

  1. Недостатки появились до передачи товара.
  2. Недостатки появились по причинам, которые возникли до передачи.

Отдельные условия возврата есть для технически сложных товаров: ноутбуков, автомобилей, стиральных машин, видеокамер. Если найдется дефект, деньги можно требовать назад в течение 15 дней после покупки. Если этот срок прошел, вернуть всю сумму можно только в таких случаях:

  1. Недостатки оказались существенными. Например, видеокамера не включается или не сохраняет записи, а устранять это долго и дорого.
  2. Продавец слишком долго устранят недостатки. Например, машину со сломанной коробкой передач должны отремонтировать за 45 дней, а тянут два месяца.
  3. Из-за неоднократного устранения разных недостатков товар нельзя использовать более 30 дней в течение любого года гарантии. Например, холодильник сначала перестал морозить, через полгода потек, потом погас дисплей. За год он пробыл в ремонте больше месяца — это повод потребовать назад деньги, даже если все чинят вовремя.

Как получить. Чтобы вернуть деньги, надо написать претензию и отдать товар. Обязательно фиксируйте это в документах. Крупногабаритный товар и товар весом больше 5 кг продавец должен забирать своими силами и за свой счет. Деньги должны вернуть в течение 10 дней. Никаких удержаний из-за удешевления или потери товарного вида быть не должно. Иногда может потребоваться экспертиза.

Неустойка за задержку с возвратом денег или ремонтом

В каких случаях. Если продавец или производитель не исполняет ваши требования.

Сколько. 0,5, 1 или 3% за каждый день просрочки — в зависимости от требований.

Как это работает. Если вы требуете отдать деньги за бракованный смартфон, обменять сумку со сломанным замком, починить гидроусилитель руля в машине или предоставить другой холодильник на время ремонта, а продавец или производитель не реагируют или тянут — это повод требовать с них неустойку.

Неустойка не заменяет возврат денег за товар, это дополнительная компенсация вашего дискомфорта.

Размер неустойки за каждый день просрочки

Какой срок нарушенНеустойка
Срок передачи предоплаченного товара0,50%
Срок устранения недостатков1%
Срок замены товара с дефектами1%
Срок удовлетворения требований об уменьшении цены из-за недостатков1%
Срок возврата денег за товар1%
Срок предоставления аналогичного товара на время ремонта1%
Срок выполнения работы3%
Срок устранения недостатков работы3%
Срок возмещения расходов по устранению недостатков покупателем или третьими лицами3%

Размер неустойки за каждый день просрочки

Какой срок нарушенНеустойка
Срок передачи предоплаченного товара0,50%
Срок устранения недостатков1%
Срок замены товара с дефектами1%
Срок удовлетворения требований об уменьшении цены из-за недостатков1%
Срок возврата денег за товар1%
Срок предоставления аналогичного товара на время ремонта1%
Срок выполнения работы3%
Срок устранения недостатков работы3%
Срок возмещения расходов по устранению недостатков покупателем или третьими лицами3%

Если неустойка несоразмерна нарушению, суд может ее уменьшить.

Иногда можно взыскать даже две неустойки за один товар. Например, если сначала магазин не отремонтировал товар, а потом затягивал возврат денег. За каждое требование — своя неустойка, сначала взыскивают одну, потом другую.

А если магазин и с ремонтом затянул, и подменный товар не предоставил, две неустойки можно требовать за один и тот же период.

Как получить. Сначала нужно написать претензию. Если неустойку не заплатят, можно обратиться в суд. По требованиям до 100 000 ₽ — к мировому судье, если сумма больше — в районный суд. Для исков до 1 000 000 ₽ госпошлину платить не придется. Если удастся отсудить неустойку, с нее нужно заплатить НДФЛ.

Доплата при удорожании товара

В каких случаях. Если товар подорожал.

Сколько. Разница между ценой покупки и той, за которую товар продается в день возврата денег или на дату решения суда.

Как это работает. Если некачественный товар приходится возвращать, а такой же или аналогичный уже стоит дороже, можно потребовать не только стоимость покупки, но и компенсацию удорожания.

  • Например, видеокарта стоила 10 000 ₽. А через два месяца она перестала работать: нашелся производственный брак. Но такая же к тому времени стала стоить уже 12 000 ₽. Кроме уплаченной стоимости покупки магазин должен компенсировать и разницу при удорожании, потому что за 10 000 ₽ такую карту уже не купить.

Как получить. Порядок тот же: сначала претензия, потом суд. Если такой же товар все еще продается, доказательством удорожания может быть ценник в магазине. Если товар сняли с производства, сравнивать нужно с аналогом по характеристикам, комплектации, конструкции, свойствам. Доказывать разницу в цене должен покупатель. Иногда для этого нужна экспертиза.

Скидка за недостатки

В каких случаях. Если решили оставить товар с недостатками себе.

Сколько. Как договоритесь.

Как это работает. Если вам продали товар с дефектами, можно не возвращать его, а попросить уценить товар. Фактически это будет скидка от стоимости покупки. На юридическом языке это называется соразмерным уменьшением цены.

  • Например, платье стоило 8000 ₽. На следующий день после покупки на нем обнаружились отклеившиеся стразы. Сдавать платье не хочется: брак незаметный, платье все равно можно носить. Но можно потребовать уменьшения цены — тогда продавец вернет не всю сумму, а часть стоимости. Например, 1000 ₽. Это будет как бы компенсация за брак, если вещью все-таки можно пользоваться.

Как получить. Чтобы получить компенсацию, нужно сначала написать претензию, а если ее проигнорируют — пойти в суд. При уменьшении цены в расчет принимается цена товара на момент требования об уценке или на дату решения суда. К тому времени платье может стоить уже 10 000 ₽ — и уменьшение цены будет больше, чем если бы магазин сразу отдал деньги. Например, не 1000, а 2000 ₽.

Возмещение убытков

В каких случаях. Если из-за брака пришлось за что-то платить.

Сколько. Доказанный размер убытков.

Как это работает. Если товар некачественный, его использование может привести к убыткам. То есть вы не только оплачиваете товар, но и несете дополнительные расходы.

Например, если из-за брака у машины сломалась тормозная система, придется вызывать эвакуатор и платить за стоянку. Еще владелец может потерять заработок, если использовал эту машину для работы в такси или службе доставки. Расходы на эвакуатор и стоянку — это убытки.

Или после покупки и установки кухонного гарнитура выяснилось, что холодильник не влезает, хотя его размеры предоставили заранее. Чтобы установить технику, пришлось демонтировать шкафы и переносить розетку. Это тоже убытки покупателя: если бы продавец кухни все правильно рассчитал, лишних трат не было бы.

Как получить. Алгоритм такой же: сначала всегда претензия, потом суд. Заранее соберите доказательства убытков. Чем точнее и понятнее будет расчет, тем больше шансов получить деньги. Суд может решить, что компенсировать положено только часть убытков, а остальные не зачтет. Но просите максимум — всю сумму, которую реально потратили или не смогли получить.

Стоимость дополнительного оборудования

В каких случаях. Если на товар, который пришлось вернуть, установили дополнительное оборудование.

Сколько. Полная стоимость этого оборудования.

Как это работает. После покупки товара покупатель мог установить на него какие-то комплектующие или аксессуары, которые нельзя использовать отдельно.

Например, это касается установки сигнализации или музыки в автомобиль. Потом может выясниться, что в машине есть существенные недостатки и автосалон должен вернуть деньги. Но машину-то он получит с дополнительным оборудованием — даже если производил, продавал и устанавливал его кто-то еще, а не сам продавец. Оставлять себе это оборудование покупатель не хочет: он покупал его для использования в конкретной машине. Кроме стоимости товара можно требовать и возмещения дополнительных расходов. А в случае с машиной это могут быть десятки тысяч рублей.

Как получить. Если продавец не хочет возмещать расходы на покупку и установку дополнительного оборудования добровольно, требуйте эту компенсацию через суд. Получиться может не сразу, для надежности используйте аргументы Верховного суда из реальной истории автовладельца. Сам товар при этом нужно вернуть с дополнительным оборудованием. Обязательно фиксируйте, что именно отдаете. А то потом выяснится, что литых дисков не было, коврики и чехлы вы тоже не отдавали.

Компенсация морального вреда

В каких случаях. Если пришлось переживать из-за бракованного товара.

Сколько. По договоренности или на усмотрение суда.

Как это работает. Если покупка некачественного товара доставила моральный дискомфорт, за это тоже можно требовать деньги. Например, у туфель сломался супинатор во время выступления — случился конфуз, сорвалось важное мероприятие и деловые переговоры. Или купили фен в подарок маме, а он не включился. Или новую машину пришлось ремонтировать каждый месяц.

Волнение, плохое настроение, подавленность, переживания, боль, неудобства — все это признаки морального вреда. В случае с защитой прав потребителей доказывать такой вред не нужно: считается, что при продаже бракованного товара он возникает по умолчанию. Но если какие-то доказательства есть, это повлияет на сумму возмещения.

Предсказать сумму компенсации сложно. Это может быть 1000 ₽ за порванные брюки, 3000 ₽ из-за катышков на дорогом спортивном костюме и 10 000 ₽ при покупке бракованного автомобиля. Сумму могут оставить той же, что в претензии или иске, а могут снизить в несколько раз.

Как получить. Просите всегда больше. Можно указать и миллион — суд имеет право снизить компенсацию до 500 ₽. Сумму морального вреда укажите в претензии, потом — в исковом заявлении.

Штраф за неисполнение требований без суда

В каких случаях. Если продавец не выполнил требования добровольно и деньги пришлось взыскивать через суд.

Сколько. 50% от всех присужденных сумм: стоимости товара, неустойки, компенсации морального вреда, убытков.

Как это работает. Если продавца попросили вернуть деньги, заплатить неустойку и возместить моральный вред, а он отказался, придется добиваться выплат в суде. Но в этом случае можно требовать 50% сверху. Эта мера стимулирует продавцов решать проблемы с выплатами до суда, добровольно.

  • Например, купили Макбук за 180 тысяч рублей, а он оказался бракованным. Магазин не вернул деньги вовремя и по решению суда должен заплатить цену компьютера, неустойку и еще штраф — 50% сверху. Штраф составил 140 тысяч рублей.

Как получить. Этот штраф можно получить, только если выиграть суд. Если выяснится, что продавец и не обязан возвращать деньги — например, покупатель сам виноват в недостатках, — то и компенсации не будет.

Чтобы взыскать штраф, сначала в любом случае используйте досудебный порядок урегулирования — то есть пишите претензию. Указывайте там максимум компенсаций: на суммы, которые не заявлены в претензии, штраф не начислят. Когда пройдет срок для добровольных выплат, идите в суд и требуйте на 50% больше. Об этом можно упомянуть и в претензии: отлично работающий прием, который заставляет магазины решать вопросы без судов.

Даже если покупатель не заявил в иске такой штраф, суд все равно должен будет его взыскать. Иногда сумму уменьшают из-за несоразмерности. Если права потребителя защищали специальные организации, половина штрафа положена им. На судебные расходы штраф не начисляется.

Дополнительные расходы: экспертиза, госпошлина, юристы

В каких случаях. Если пришлось собирать доказательства или судиться.

Сколько. В размере фактических расходов или на усмотрение суда.

Как это работает. Чтобы доказать наличие и причину недостатков или заставить продавца вернуть деньги, иногда приходится несколько месяцев заказывать экспертизы, консультироваться с юристами и ходить по судам. Все это стоит денег. И их вам заплатит продавец.

Если экспертиза покажет, что недостатки возникли не по вашей вине и нужно вернуть деньги за товар, платить за нее будет продавец. Если оплачивали вы — расходы возместят.

Если для суда нанимали юристов и платили госпошлину, при решении в вашу пользу такие расходы тоже компенсируют.

Как получить. Собирайте доказательства любых расходов: заключайте договоры с экспертами, оценщиками, юристами. Предъявите их к возмещению в претензии или исковом заявлении. Сумма может быть не той, что реально потрачена, а меньше. Например, суд может решить, что 40 000 ₽ на юристов в споре о возврате смартфона — слишком много. Допустим, обычно это стоит 5000 ₽ — такую компенсацию и назначат.

Но если вы дошли до суда, то, скорее всего, требуете еще и неустойку со штрафом сверху. Эти суммы могут компенсировать ту часть, что вы переплатили за хорошего юриста.

Если приходится требовать деньги через суд

При защите прав потребителя сначала всегда лучше писать претензию. И только если ваши требования не выполнят, стоит обратиться в суд. По общему правилу досудебный порядок не обязателен, но он тоже работает.

Не бойтесь судов: это реальная возможность получить в разы больше денег. А одного только предупреждения об иске бывает достаточно, чтобы урегулировать денежные вопросы.

Вот план действий на случай суда:

  1. Составьте исковое заявление. Можно взять шаблоны из наших статей или обратиться к юристу. Ответчиком может быть продавец, импортер или производитель — на ваш выбор.
  2. Укажите в заявлении список требований. Просите максимум, включая неустойку, штраф и моральный вред.
  3. Приложите документы с доказательствами: чеки, договоры, заключения эксперта, акты из мастерских, справки.
  4. Дождитесь решения. Мировой судья рассмотрит дело в течение месяца, районный суд — в течение двух. Иногда срок могут продлить.

Решение суда можно обжаловать. Но если все получилось, берите исполнительный лист, несите его в банк ответчика и ждите денег.

Екатерина МирошкинаРасскажите о своем опыте возврата денег за бракованный товар:
  • ДмитрийИз более-менее крупного возвращал набор сковородок под конец годовой гарантии. У них месяцев через 10 после покупки поотваливались стальные нашлёпки для индукционной плиты. Казалось бы, ну что может случиться со сковородками. Но чеки хранились за компанию с остальными. Сдал в сервис-центр магазина, где покупал, через неделю вернули деньги.5
  • Игорь БочкаревЕсть грустная история. Сдавал бракованный ноутбук по гарантии. Сервисный центр сказал, что он неремонтопригодный, дал заключение, магазин не против вернуть деньги, вроде бы все ок. Одно но: покупал я его в районе 2014, еще до повышения курса, а сломался он после. В магазине этой модели уже не было, и типа только возврат. Цены на zenbook у asus выросли раза в два. Человек на приемке сказал, что «ну и что, что курс вырос, покупали-то вы его в рублях». Я был не очень умный и не знал, куда идти и что доказывать. То, что эта модель осталась в других магазинах по новой цене, меня почему-то не зацепило. И вдвойне не подумал, оставив дополнительную дорогую запчасть внутри, когда отдавал ноут в сервис (его там опломбировали). Потерял на этом всем, наверное, тысяч 40 по новому курсу. Короче, не надо так.11
  • ЕленаГарантия на ботинки 30 дней?)) Посмотрели и забыли. Минимум год, причем по сезонам. Сезонность надо смотреть по своему региону. Экспертиза - никогда не оставляйте товар в магазине. Пишите в заявлении :"В случае, если продавцом будет назначена экспертиза, я готова предоставить товар на проверку качества, если она будет проведена в рамках законодательства РФ. Продавец обязан сообщить мне день и время проведения проверки качества товара для реализации моего законного права принимать непосредственное участие в проверке. (ст.18 п.5 ЗоЗПП)" и приходите, приезжайте вместе с товаром на экспертизу. Потому что у нас так - кто первый встал, того и тапки, а у магазинов как правило эксперты прикормленные уже. Еще момент - при подаче претензии в магазин ведите себя тише воды, ниже травы, хлопайте ресницами, грустите и подплакивайте, потому что если продавец не примет претензию, а такое может быть запросто, придется побегать, отправлять заказные письма и т.д. И еще, не пишите претензию на бланке магазина, пишите сами и приходите в магазин сразу в первый же раз с претензией, не отсвечивайте со скандалами разборками. Опыта у меня много, как-то раз вернула в магазин кроссовки, которые сын порвал на второй день после покупки.8
  • Nataly NatalyЛет 5 назад мне подарили фотоаппарат с моментальной печатью. У таких фотоаппаратов есть фишка: они не могут ломаться. То есть, там просто нечему ломаться, если не бить их об пол, конечно. По крайней мере, мне так объяснили. У меня все было хорошо, а потом фотоаппарат сломался. В интернет-магазине сказали отнести его на экспертизу непосредственно производителю. Производитель принял мой фотоаппарат, обещал провести экспертизу за пару недель или около того, но новостей не было - приходилось звонить периодически, напоминать о себе. Потом они признали брак, но потеряли сам фотоаппарат - опять приходилось названивать. Наконец через 1.5 месяца после первого обращения я забрала фотоаппарат вместе с заключением экспертизы, тогда интернет-магазин вернул деньги по чеку. Можно было заменить на новый фотоаппарат этой же модели. Еще два раза возвращала обувь в крупную обувную сеть. Это были две покупки подряд: покупала разные модели ботинок, и у обеих через день после прогулки по улице обнаруживался какой-то дефект. После этого вообще перестала покупать в данном магазине обувь, так что не знаю, случайность это была или закономерность, но надо отдать им должное: вернули деньги сразу после обращения, даже не потребовали экспертизу.3
  • ETЕлена, не понятна логика, почему тише травы лучше? У меня сестра пришла такая скромная однажды вернуть покупку в 2-недельный срок (без брака, просто цвет не подошёл), так ее послали. Зато когда она пришла второй раз со знанием закона и грозно ткнула в статью его тут же все оформили.6
  • Andrew K.Ольга, писать капсолоком дурной тон. Интерпретируется как крик, причем на ни в чём не повинных читателей журнала.9
  • Петр ЕлизаровСтатья в целом дилетантская. Почему даже расписать лень. Долго с телефона это. Лучше ЗоЗПП читайте. Особенно любителей обращаться в СЦ с заменой и возвратом товара, а также за устрашением недостатков касается. Чтобы потом не было мучительно больно.0
  • Полиция Т—ЖПетр, вы можете поделиться опытом в собственной статье: https://journal.tinkoff.ru/blank-form/1
  • wlad wladСпасибо. У нас УЖАСНЫЕ суды! Ущерб был 900тр. Неустойка 900тр. Василеостровский районный суд СПб, а потом и горсуд СПб взыскали Ущерб. А неустойку срезали до 100тр, Штраф срезали до 50тр! Вот вам и суды, судьишки!!!! ((( плевать потом застройщик хотел на потребителей, законы! когда копейки взыскивают! (((1
  • AlinaЗдравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что делать в моей ситуации Я купила ноут с промокодом в минус 10 тыс. руб. Но эта скидка нигде не задокументирована Ноут сломался. Сейчас такого нет нигде вообще. Мне предлагают поменять ноут на другой, учитывая цену в чеке, то есть со скидкой. В этом случае мне приходится производить большую доплату. Стоимость учитывается по чеку со скидкой или без скидки?0
  • Владиславразницу в цене аналоггичного товара чем подтвердить если это кухня на заказ была?0
  • АптечкоЗАТО ВИДНО ХОРОШО!!!!!1111адинадинадин1
  • ЕленаET, не прошло и полгода...)) Задача - вручить вашу претензию и получить второй экземпляр с отметкой продавца. Спокойно могут послать. Тогда придется идти на почту и отправлять всякие заказные письма с уведомлениями и т.д. Вот здесь подробно. В общем, теряете время https://ruzpp.ru/poleznaya-informaciya/statii/kak-vruchit-pretenziyu Не подошел цвет и бракованный товар - это две большие разницы.0
  • ЕленаПетр, пис**ми меряться не будем, кто у кого за что деньги вернул и какие суды выиграл. Именно поэтому не вижу смысла вести диалог :-) Вам и самому с собой не скучно.0