Приложение как бизнес-актив: как компании защитить свои разработки

Чтобы привлечь инвесторов и не дать украсть свои идеи

1
Приложение как бизнес-актив: как компании защитить свои разработки
Аватар автора

Елена Купцова

работает с патентами в бюро «Гардиум»

Аватар автора

Екатерина Бусыгина

работает при Совете по интеллектуальной собственности ТПП РФ

Софт, логотип или приложение — такие же активы, как грузовик или станок на заводе, только нематериальные. Их тоже можно поставить на баланс компании — тогда ее стоимость вырастет, и это может привлечь инвесторов.

В моей практике есть такой пример: владелец компании придумал новую технологию онлайн-продаж и запатентовал ее как изобретение. Технология стала нематериальным активом, или НМА. После этого он поставил нематериальный актив на баланс, отразил в отчетности и показал инвесторам. Тех заинтересовал бизнес с активами, и они дали деньги на запуск и развитие.

ИТ-стартапы могут пойти по этому пути — запатентовать свои разработки, поставить на баланс в виде НМА и увеличить стоимость компании. Расскажем, как это сделать.

Чтобы не запутаться

Запатентовать — значит получить охрану интеллектуальной собственности. Местами мы будем упрощать и вкладывать в это понятие разные процедуры, например получение патента, регистрацию программ и товарных знаков.

Нематериальные активы — это результат интеллектуальной деятельности без материальной формы. Например, сайт — его нельзя потрогать руками, но на нем можно зарабатывать.

Интеллектуальная собственность — это результат мыслительной деятельности. Например, программный код.

Правообладатель — тот, кто раньше всех отнес разработку в Роспатент. Часто правообладатель и автор — разные лица. Например, автором может быть работник, а правообладателем — компания.

Роспатент — ведомство, которое регистрирует интеллектуальную собственность. Правообладателям выдают патенты и свидетельства. Эти документы доказывают исключительные права на разработку и охраняют ее от копирования.

Зачем стартапу патентовать разработки

С помощью запатентованных разработок можно привлечь инвесторов, монетизировать идею или защитить ее от кражи. Еще патент поможет сдержать конкурентов. Рассказываем по порядку.

Для привлечения инвесторов. Интеллектуальная собственность, вероятно, самый важный актив ИТ-стартапа. Его можно оценить, поставить на баланс и отразить в бухгалтерской отчетности. У компании появится имущество, и это может сделать бизнес привлекательнее для инвесторов.

Представьте ситуацию: у компании есть запатентованная технология, которую оценили в 2 млн рублей. Если инвестор вложит еще один миллион, ему можно отдать треть уставного капитала — это доля в бизнесе.

Так сделал российский стартап Ecwid. Разработчики придумали конструктор интернет-магазина. Технологию запатентовали и начали привлекать инвесторов. Первым стал венчурный фонд Runa Capital, который вложил в Ecwid 1 500 000 $. За эту сумму инвестор получил долю в 10—15% компании и не прогадал — сегодня стартап оценивается примерно в 100 миллионов долларов.

Для получения дохода. Как и материальные активы, например офисы или машины, НМА продают или сдают в аренду. Можно распространять софт по подписке или передавать товарный знак по франшизе. Другие компании будут пользоваться разработками стартапа и платить за это.

Важный момент: если не зарегистрировать разработки в Роспатенте, а сразу начать ими торговать, то можно получить иск от клиентов — они пойдут в суд расторгать договор и возвращать деньги — и будут правы.

  • Так сделал ИП из Екатеринбурга. Он арендовал товарный знак у компании по ремонту обуви. ИП хотел открыть точку по франшизе под известным брендом. Но оказалось, что компания не была правообладателем — товарный знак принадлежал другой фирме. ИП пошел в суд и взыскал с компании 3 миллиона рублей — вернул деньги по договору и обязал выплатить проценты за незаконное пользование деньгами.

Для юридической защиты идеи. Если запатентовать свою разработку в Роспатенте, на нее возникнет исключительное право — право разрешать или запрещать другим пользоваться этой идеей.

Представьте, вы построили дом, обнесли забором и никого не пускаете на территорию. Это ваша собственность, и вы ею распоряжаетесь. С запатентованной интеллектуальной собственностью будет то же самое — вы станете владельцем и будете делать с ней все, что захотите. При этом есть разница: похожих домов может быть много, а разработки уникальны, у них не должно быть копий — так работает закон об авторском праве. Если кто-то использует ваши разработки без разрешения, то нарушит закон. С ним можно поступить так:

  1. Предложить заключить договор передачи исключительных прав, по которому пользователь заплатит правообладателю.
  2. Привлечь к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, — если из-за незаконного пользования разработкой вы понесли ущерб.

Чаще всего правообладатели обращаются в суд и просят взыскать с нарушителя компенсацию.

  • По закону максимально можно взыскать от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ либо двукратную стоимость контрафакта, но суды часто снижают изначально заявленную сумму. Например, «1С» выбрала двукратную стоимость контрафакта, но суд дал однократную.
  • Другой пример: компания «Сага» разработала и запатентовала софт для платежных терминалов. Потом обнаружила, что программу продают в интернете. Правообладатели обратились в суд и потребовали от нарушителя заплатить 5 млн рублей. Но суд взыскал только 1 миллион.
  • Иногда идеи нужно защищать от своих же сотрудников. В Южно-Сахалинске работник зарегистрировал корпоративную разработку на себя. Работодатель пытался оспорить регистрацию программы, но суд ему отказал. Администрация неправильно оформила документы с автором — доказать служебный характер произведения не получилось.

Для борьбы с конкурентами. Представьте, вы разработали софт, а другой стартап скопировал ваш код, зарегистрировал его в Роспатенте, запустил свой продукт и теперь на этом зарабатывает. Вы ничего не сможете сделать — конкурент первым запатентовал идею, значит, он — правообладатель.

Даже если вы не планируете запускать свой продукт в ближайшее время, можно запатентовать разработку и как бы застолбить ее за собой. Вернуться к ней можно через пару-тройку лет. Либо вообще не использовать разработку, но закрыть выход на рынок с таким решением для конкурентов. Такие ИТ-патенты называют блокирующими.

Для переговоров и тендеров. Патенты можно показывать партнерам, акционерам или участникам фирмы. Первые могут решить, что ваша компания — надежный и равный игрок. Возможно, патент поможет договориться о выгодных условиях сотрудничества. Для вторых интеллектуальная собственность — это набор активов, которые повышают рыночную стоимость бизнеса.

Иногда наличие свидетельства — условие для участия в госзакупках и тендерах. Если вы хотите продать госкомпании свой софт, его нужно внести в реестр российского ПО Минцифры и зарегистрировать как программу ЭВМ — электронно-вычислительной машины, то есть компьютера — в Роспатенте.

Важно: чтобы законно использовать интеллектуальную собственность в бизнесе, она должна стать нематериальным активом компании. Если этого не сделать, то привлечь инвесторов, монетизировать идею или защитить ее от кражи будет почти невозможно.

Что может стать нематериальным активом

К нематериальным активам относится интеллектуальная собственность, которую принимают к бухгалтерскому учету.

ИТ-компании обычно относят к НМА:

  • код компьютерной программы;
  • алгоритмы;
  • устройство с программой — программно-аппаратный комплекс;
  • дизайн и интерфейс;
  • сайт и его содержимое;
  • название, логотип или слоган;
  • ноу-хау.

Код компьютерной программы. Код — это набор символов, последовательность инструкций на языке программирования. По закону код — это объект авторского права. Как книга «Игра престолов» или диссертация про историю Средневековья. Код можно записать на диск, отнести в Роспатент, зарегистрировать и положить в архив. Компания получит свидетельство о регистрации и станет правообладателем программы. Процедура называется «Регистрация программы ЭВМ».

Код регистрируют даже небольшие компании разработчиков, для этого необязательно быть крупным бизнесом. Новосибирская «МувАпп» недавно зарегистрировала в Роспатенте приложение для виртуальных вечеринок Club Lighting. Теперь его поставят на баланс, разместят в Эпсторе и монетизируют.

Авторское право защищает только текстовую часть кода — последовательность знаков. На идею, концепцию, метод или принцип работы защита не распространяется. Чтобы было понятно: в романе «Игра престолов» под защитой 800 страниц текста, а не сюжет про средневековые войны и интриги дворян. Если кто-то перепишет код на свой лад, то ничего не нарушит. Но если сделает копию и будет пользоваться — можно идти в суд.

Алгоритм. Компьютерная программа сама по себе не считается изобретением, поэтому ее нельзя запатентовать.

Зато можно получить патент на ее алгоритм. Алгоритм как последовательность действий — это полноценное изобретение. Под алгоритмом понимают способ, метод, принцип действия или технологию, которые приводят к материальному результату.

Когда мы говорим про защиту кода, это авторское право, процедура в Роспатенте называется «Регистрация программы ЭВМ». Если мы говорим про способ, метод, принцип действия и технологию — это уже изобретение, на него получают патент. Это другая форма защиты интеллектуальной собственности.

Допустим, у нас есть новая технология производства стали. В ней заложена последовательность действий. Стальной слиток, который получится на выходе — материальный результат. Алгоритм его производства — изобретение. В мире ИТ примерно так же.

Например, «Яндекс» запатентовал способ одновременного показа двух различных типов содержимого: поисковой выдачи Яндекса и одного из выбранных вариантов этой выдачи. Экран браузера делится на два окна: в одном — поисковая строка с результатами по запросу, в другом — сайт, на который пользователь кликнул. Заявленный материальный результат — экономия энергии клиентского устройства. Вот как «Яндекс» изобразил это в виде алгоритма.

Чертеж алгоритма, который «Яндекс» приложил к заявке на патент. Он отображает этапы способа получения информации из интернета без автоотображения результатов с наиболее высоким рангом в соответствии с одним воплощением. Источник: Описание изобретения к патенту RU 2 583 737 C2
Чертеж алгоритма, который «Яндекс» приложил к заявке на патент. Он отображает этапы способа получения информации из интернета без автоотображения результатов с наиболее высоким рангом в соответствии с одним воплощением. Источник: Описание изобретения к патенту RU 2 583 737 C2
Здесь «Яндекс» отобразил пример области просмотра веб-браузера для одновременного отображения двух различных типов содержимого. Источник: Описание изобретения к патенту RU 2 583 737 C2
Здесь «Яндекс» отобразил пример области просмотра веб-браузера для одновременного отображения двух различных типов содержимого. Источник: Описание изобретения к патенту RU 2 583 737 C2

Не путайте алгоритм с кодом. Патент не защищает код программы как совокупность символов. Для регистрации алгоритма как изобретения код вообще не нужен. Он — лишь пример реализации изобретения. Один алгоритм можно прописать на разных языках программирования. Код будет отличаться, а результат одинаковый.

Запатентовать можно только тот алгоритм, который одновременно выполняет три требования:

  1. Алгоритм новый, то есть нигде ранее в открытых источниках не встречался.
  2. Имеет изобретательский уровень. Это значит, что алгоритм нельзя было разработать, объединив или изменив существующие изобретения.
  3. Промышленно применим — пригоден для эксплуатации в какой-либо из отраслей народного хозяйства.

Юристы сравнивают алгоритмы с другими запатентованными технологиями, подробно описывают суть изобретения, его технический результат и формулу. Получается большой документ со схемами-чертежами, объяснением терминов и множеством сложных формулировок, непонятных обычному человеку.

Но многостраничные описания не гарантируют результат. Эксперты Роспатента сравнивают заявку с изобретениями со всего мира и, если найдут совпадения, откажут в выдаче патента. В то же время выданный патент не гарантирует защиту алгоритма в суде.

  • Был случай: человек запатентовал изобретение «Способ и система определения местоположения объекта на территории». Потом узнал, что другая компания использует его в мобильном приложении сервиса по доставке еды. Изобретатель пошел в суд, чтобы взыскать компенсацию, но первая инстанция, а затем и апелляция ему отказали. Судьи отталкивались от результатов двух экспертиз.
  • Первая сказала, что в законодательстве нет критериев, по которым можно оценить сходства технических решений. Иными словами, не всегда возможно достоверно сказать, украден алгоритм или придуман другим человеком.
  • Вторая экспертиза сделала вывод, что сервис ответчика работает иным образом, чем запатентованное изобретение истца.
  • Вывод: нужно еще будет доказать, что именно ваш алгоритм украли. Сам факт наличия патента на изобретение еще ни о чем не говорит.

Устройство с программой. Если софт работает на устройстве, можно запатентовать их вместе как программно-аппаратный комплекс, или ПАК. Допустим, мы написали простую игру и упаковали ее в портативную консоль. Получился тетрис — это программно-аппаратный комплекс — то есть устройство вместе с программой.

Обычно в качестве ПАК патентуют что-то серьезное. Один наш клиент — компания «Обоз», запатентовала систему логистического управления. Она помогает отправителям отслеживать движение груза и управлять доставкой. В устройстве объединили несколько программ: смартфоны водителей и отправителя, GPS-трекеры, серверное оборудование компании и программу, которая обрабатывает и распределяет данные.

Другой клиент запатентовал систему уведомлений для смартфонов. Когда человеку приходит сообщение, на экране появляется анимированный персонаж. Взаимодействуют несколько элементов: смартфон отправителя, мобильная сеть, смартфон получателя и установленный на нем виджет. Так как задействовано устройство вместе с программами, значит, это программно-аппаратный комплекс.

Такие чертежи мы приложили к заявке на патент. Здесь схематически изображено, как система собирает и распределяет данные. Источник: Описание изобретения к патенту RU 2 725 185 C1
Такие чертежи мы приложили к заявке на патент. Здесь схематически изображено, как система собирает и распределяет данные. Источник: Описание изобретения к патенту RU 2 725 185 C1
Иллюстративный пример анимированного сообщения. Интерфейс считывает нажатия и реагирует на жесты. Можно досрочно завершить анимацию свайпом. Источник: Описание изобретения к патенту RU 2 726 342 C1
Иллюстративный пример анимированного сообщения. Интерфейс считывает нажатия и реагирует на жесты. Можно досрочно завершить анимацию свайпом. Источник: Описание изобретения к патенту RU 2 726 342 C1

Устройство с софтом можно запатентовать как изобретение или как полезную модель.

Изобретение оформить сложнее и дороже, но оно защищает от плагиата каждый элемент программно-аппаратного комплекса. Если запатентовать тетрис как изобретение, то патент будет защищать и игровую консоль, и программу, которая воспроизводит игру. Но придется доказать, что каждый элемент ПАКа — изобретение.

Полезную модель запатентовать проще и дешевле. Но под защитой будет вся система, отдельные элементы патент не охватит. Если мы оформим тетрис как полезную модель, а кто-то украдет нашу консоль и запустит на ней свою игру, то он ничего не нарушит.

Дизайн интерфейса. Отдельно от алгоритма и ПАКа можно запатентовать дизайн интерфейса программы.

Комбинацию элементов на экране и графики оформляют как промышленный образец. Этот вид патента охраняет уникальный внешний вид:

  • дизайн иконок и шрифтов;
  • отдельные паттерны интерфейса;
  • анимированные интеракции;
  • расположение элементов на странице;
  • комбинация изображений, диалоговых окон и т. д.

Например, «Эпл» запатентовала дизайн «Аймесседж». Объект патента — форма облачков с маленьким хвостиком у последнего сообщения.

У «Фейсбука» есть патент на дизайн раскрывающегося окна, куда упакованы все анимированные смайлы. Это отдельный элемент интерфейса, который запатентован в США, но охраняется по всему миру.

Интерфейс любого чата содержит такие паттерны. Но если кто-то в своем приложении повторит форму с маленьким хвостиком, он нарушит права «Эпл» — можно получить иск. Источник: Патент USD742894S1
Интерфейс любого чата содержит такие паттерны. Но если кто-то в своем приложении повторит форму с маленьким хвостиком, он нарушит права «Эпл» — можно получить иск. Источник: Патент USD742894S1
Патент «Фейсбука» распространяется только на дизайн самого окна, в котором сгруппированы анимированные смайлы, в контексте пользовательского интерфейса. Сам интерфейс или внешний вид смайлов этим патентом не защищен. Источник: Патент USD812089S1
Патент «Фейсбука» распространяется только на дизайн самого окна, в котором сгруппированы анимированные смайлы, в контексте пользовательского интерфейса. Сам интерфейс или внешний вид смайлов этим патентом не защищен. Источник: Патент USD812089S1

При подаче патентных заявок нужно быть гибким. Заявки составляют так, чтобы при разработке нового дизайна и интерфейса его можно было вписать в старые параметры. Иначе придется использовать чужие разработки или запатентовать новый интерфейс.

Иногда интерфейс программы — это не только комбинация иконок и графики, а оригинальный способ взаимодействия пользователя и устройства. Например, экран смартфона — это интерфейс, с его помощью человек взаимодействует со смартфоном. Экран приложений — тоже интерфейс, через него человек управляет программой. Если такой интерфейс будет оригинальным, его можно запатентовать уже как изобретение, а не как промышленный образец.

Поясню разницу. Изобретение защищает интерфейс 20 лет, а промобразец — 5. Если взять тот же интерфейс и перекрасить его, то промышленный образец не защитит от такого воровства. А изобретение — может, потому что важно расположение элементов, а не дизайн.

«Яндекс» так зарегистрировал интерфейс рекомендации контента в браузере. С помощью жестов пользователь управляет программой, та считывает жесты, выполняет визуальные переходы и рекомендует контент по предпочтениям пользователя. Изобретение в этом случае — визуальный интерфейс как способ взаимодействия пользователя и браузера, который умеет считывать жесты.

Неизвестно, появится такой модуль в «Яндекс-браузере» или нет — пока это только проект. Но «Яндекс» уже доказал, что этот вариант интерфейса уменьшит количество жестов, необходимых для навигации в приложении — такой заявлен технический результат. Источник: Описание изобретения к патенту RU 2 632 144 C1
Неизвестно, появится такой модуль в «Яндекс-браузере» или нет — пока это только проект. Но «Яндекс» уже доказал, что этот вариант интерфейса уменьшит количество жестов, необходимых для навигации в приложении — такой заявлен технический результат. Источник: Описание изобретения к патенту RU 2 632 144 C1

Сайт и его содержимое. По закону сайты — это «составные произведения». Например, команда фронтенда, которая отвечает за то, как сайт выглядит, собирает отдельные материалы вместе и в результате получается интеллектуальная собственность. Как сборник сочинений или энциклопедия.

Веб-сайт всегда содержит комбинацию охраняемых элементов. Например, у каждой страницы есть HTML-код — его можно записать на диск и зарегистрировать в Роспатенте. Так же, как программу для ЭВМ. Если кто-то скопирует код, можно взыскать до 5 млн рублей.

Все содержимое сайта — это объекты авторского права, их тоже можно защитить. Процедура называется депонирование. Тексты, иллюстрации, видео, авторские шрифты и сам сайт как произведение депонируют в российских авторских обществах. Можно сохранить сайт на диск, отнести в такую организацию и получить свидетельство.

Еще у сайта есть доменное имя. Сам по себе домен — неохраняемый результат интеллектуальной деятельности. Доменное имя можно зарегистрировать, но нельзя запатентовать и поставить на баланс. Адрес сайта нельзя превратить в нематериальный актив. Но можно защитить.

Домен — это способ адресации в интернете. Если доменное имя включает торговое наименование, оно имеет коммерческую ценность — его можно оценить и продать. Высший арбитражный суд говорил об этом еще в начале 2000-х. Поэтому позже в законе предусмотрели, что домен может использовать только владелец исходного товарного знака. Конечно, если такой знак зарегистрирован в Роспатенте.

  • Писать в домене niob-fluid.ru может только компания «НИОБ ФЛУИД С.Р.О.» — она зарегистрировала товарный знак NIOB FLUID. Если кто-то другой использует в домене это название, сайт могут отобрать через суд.

Название, логотип или слоган. Это текст, рисунок или комбинация из текста и рисунка, которые помогают отличать продукты одной компании от другой. Их регистрируют в Роспатенте как товарные знаки. ЦИАН зарегистрировал как товарный знак название сайта, логотип и слоган. Так компания защищает репутацию и запрещает другим получать выгоду от использования своего бренда.

Название, логотип и слоган сайта с объявлениями — зарегистрированные товарные знаки. Другие компании не могут использовать их без разрешения нигде. Если кто-то нарушит запрет, мы обратимся в суд и потребуем компенсацию до 5 млн рублей
Название, логотип и слоган сайта с объявлениями — зарегистрированные товарные знаки. Другие компании не могут использовать их без разрешения нигде. Если кто-то нарушит запрет, мы обратимся в суд и потребуем компенсацию до 5 млн рублей

Роспатент регистрирует только уникальные товарные знаки, которые обладают «различительной способностью» и не похожи «до степени смешения» на другие. Перед регистрацией эксперты проверяют знак по всем реестрам и базе Роспатента. Если найдут совпадения, в регистрации откажут.

Но уникальность — только один из критериев, оснований для отказа в регистрации больше десяти. Например, нельзя зарегистрировать слово, которым потребители обозначают конкретный вид товара — порошок, кофе, клавиатура. Если попасть хотя бы в одно из оснований для отказа, товарный знак придется переделывать, а заявку — подавать заново.

Секрет производства — ноу-хау. Им может быть любая интеллектуальная собственность, которая имеет коммерческую ценность, пока она неизвестна другим лицам. Например, база данных о клиентах, практические указания по дизайну приложений или инструкция по сборке опытного образца. Любую такую информацию можно оформить как секрет производства. Если эти данные разведают конкуренты, коммерческая ценность информации утратится.

Ноу-хау подойдет для идей, которые нельзя запатентовать, но хочется защитить от конкурентов. Допустим, вы написали скрипт, который собирает данные о пользователях приложения. Идея не новая — таких скриптов сотни. Но вы не хотите, чтобы софт попал в руки конкурентов. Оформить его как ноу-хау — подходящее решение.

«Макдональдс» не патентует рецепт котлет из гамбургеров, потому что его вообще нельзя запатентовать — в нем нет никакого технического решения. Зато этот рецепт держат в секрете: оформили как коммерческую тайну и установили штрафы за разглашение.

Ноу-хау не нужно нигде регистрировать или патентовать. Любую разработку, идею или информацию при желании можно оформить как секрет производства.

Скажем, у вас есть уникальная рецептура, закрепленная в технологических регламентах. Складываете ее в папку, ставите гриф «коммерческая тайна», и ваши наработки под замком. Их никто не опубликует и нигде не получится прочитать.

Если работник разгласит коммерческую тайну, то с него можно будет взыскать ущерб. Еще его можно будет уволить за разглашение коммерческой тайны и привлечь к уголовной ответственности.

Что может запатентовать ИТ-компания

Вид интеллектуальной собственностиФорма
Код компьютерной программыОбъект авторского права, программа для ЭВМ
АлгоритмИзобретение
Устройство с программойИзобретение или полезная модель
Дизайн и интерфейсПромышленный образец или изобретение
Сайт и его содержимоеПрограмма для ЭВМ, объект авторского права
Название, логотип или слоганТоварный знак

Что может запатентовать ИТ-компания

Вид интеллектуальной собственностиФорма
Код компьютерной программыОбъект авторского права, программа для ЭВМ
АлгоритмИзобретение
Устройство с программойИзобретение или полезная модель
Дизайн и интерфейсПромышленный образец или изобретение
Сайт и его содержимоеПрограмма для ЭВМ, объект авторского права
Название, логотип или слоганТоварный знак

Как поставить разработки на баланс

Проверьте соблюдение условий. Чтобы интеллектуальная собственность стала нематериальным активом компании, она должна выполнить несколько условий:

  1. Иметь потенциал для получения выгоды. Допустим, вы разработали программу контроля работы сотрудников и запатентовали ее. Ваш продукт в будущем будет продаваться по подписке, разработка будет приносить выгоду.
  2. Быть в собственности. То есть разработку желательно зарегистрировать — получить в Роспатенте свидетельство или патент. По закону это не обязательно, но сильно упрощает жизнь.
  3. Отличаться от других активов — чтобы можно было выделить разработку в составе всего имущества компании.
  4. Иметь срок полезного использования более 12 месяцев. Это ожидаемый период эксплуатации актива, в течение которого он будет приносить выгоды. То есть разработку можно поставить на баланс, если ожидается, что она будет приносить выгоду дольше 12 месяцев.
  5. Быть нематериальной — разработку нельзя потрогать руками, но можно оценить ее стоимость.

Оформите свидетельство или патент. Если ваша разработка выполнила эти условия, подайте заявку в Роспатент.

Для каждого вида разработок свое оформление.

ЧтоГдеКак долгоКак дорогоЧто дадут
Депонирование объекта авторских правКонтент сайта, приложенияВ авторских обществах2—3 недели10—15 тысяч рублейСвидетельство
Регистрация программы ЭВМКод программы, сайтаВ Роспатенте1—3 месяца20—40 тысяч рублейСвидетельство
ПатентованиеАлгоритм, дизайн, интерфейс, ПАК, технологиюВ Роспатенте6—18 месяцев70—250 тысяч рублейПатент
Регистрация товарного знакаНазвание, логотип, бенд, домен, слоганВ Роспатенте2—12 месяцев40—250 тысяч рублейСвидетельство
Ноу-хауЛюбые секреты производстваВнутри компании1 месяц90—360 тысяч рублей (услуги экспертов)Пакет обеспечительной документации

Депонирование объекта авторских прав
ЧтоКонтент сайта, приложения
ГдеВ авторских обществах
Как долго2—3 недели
Как дорого10—15 тысяч рублей
Что дадутСвидетельство
Регистрация программы ЭВМ
ЧтоКод программы, сайта
ГдеВ Роспатенте
Как долго1—3 месяца
Как дорого20—40 тысяч рублей
Что дадутСвидетельство
Патентование
ЧтоАлгоритм, дизайн, интерфейс, ПАК, технологию
ГдеВ Роспатенте
Как долго6—18 месяцев
Как дорого70—250 тысяч рублей
Что дадутПатент
Регистрация товарного знака
ЧтоНазвание, логотип, бенд, домен, слоган
ГдеВ Роспатенте
Как долго2—12 месяцев
Как дорого40—250 тысяч рублей
Что дадутСвидетельство
Ноу-хау
ЧтоЛюбые секреты производства
ГдеВнутри компании
Как долго1 месяц
Как дорого90—360 тысяч рублей (услуги экспертов)
Что дадутПакет обеспечительной документации

Окончательная цена каждого вида оформления зависит от набора услуг, которые выполняют патентные поверенные. Например, у патентования два этапа: патентный поиск и непосредственно патентование. Чем ниже стоимость услуги патентного поиска, тем выше вероятность того, что разработку не проверяют на охраноспособность во всех источниках.

Например, могут не проверить новизну патента в публикациях, а только в базе патентов. Если об изобретении когда-то было рассказано в научном журнале, то заказчику откажут в регистрации патента. Повторно подать заявку не получится — ее отклонят из-за нарушения критерия новизны.

Дополнительно стоимость может вырасти, если проверку проводит патентный поверенный со специализацией именно в регистрации патентов. Если патентный поверенный работал в Роспатенте, то стоимость его услуг будет еще дороже.

Специализацию исполнителя можно узнать в реестре патентных поверенных Роспатента.

Оцените активы. Чтобы правильно оценить и отразить актив в бухучете, бухгалтеры смотрят на вид операции — как интеллектуалка стала собственностью компании. Есть три варианта: нематериальный актив могли купить, создать собственными силами или выявить в ходе инвентаризации.

После приобретения по договору купли-продажи. Если нематериальный актив купили по договору, бухгалтер сделает две проводки:

  • Д 08 — К 60 (71, 76) «Отражены затраты на покупку НМА»,
    Д 04 — К 08 «Принятие к учету НМА»

Чтобы посчитать затраты на покупку актива, бухгалтер складывает все расходы: цену по договору купли-продажи, услуги юриста, пошлины за переоформление. Полученную сумму учитывает на балансе как стоимость актива. Допустим, одна компания купила патент у другой, тогда ее стоимость увеличится на сумму, потраченную на патент.

После разработки своими силами. Если компания самостоятельно создала нематериальный актив, бухгалтер сделает другие проводки:

  • Д 08 — К 70 (76, 69, 02, 10) «Отражение затраты на создание НМА своими силами»,
    Д 04 — К 08 «Принятие к учету НМА».

Чтобы учесть расходы на разработку, бухгалтер складывает гонорар автора и посредников, зарплату сотрудников, затраты на содержание оборудования, юридические издержки и налоги. Полученная сумма расходов и станет стоимостью разработки.

После инвентаризации. Бывает, что разработки существуют, но расходы на их создание в актив не превратили. Например, предприятие придумало и внедрило собственную систему управления проектами — что-то вроде «Трелло». Но зарегистрировать программу забыли. Она существует и используется, но на балансе не стоит и активом компании не является.

Чтобы поставить такую разработку на баланс как НМА, бухгалтерия проводит инвентаризацию — обязательную годовую или внеочередную инициативную. На языке бухгалтеров выявленная в результате инвентаризации интеллектуальная разработка — «излишек». К учету излишки всегда принимают по рыночной стоимости. Чтобы ее узнать, приглашают оценщика и заказывают отчет об оценке.

Поставьте актив на баланс. Когда отчет будет готов, бухгалтер сделает такие проводки.

  • Д 08 — К 91 «Отражение внереализационного дохода по выявленным НМА»,
    Д 04 — К 08 «Принятие к учету НМА».

После отражения разработок на учете они станут собственностью компании. Можно звать инвесторов и проводить переговоры.

Что еще можно делать с НМА

Нематериальный актив можно внести в уставный капитал ООО, заложить в банке или продавать по франшизе.

Внести в уставный капитал. Нематериальный актив стоит денег, а значит, его можно внести в уставный капитал. Это используют, когда нашелся инвестор, но, кроме доли в бизнесе, ему предложить нечего.

Допустим, ИТ-стартап привлек инвестора, который готов вложить деньги в развитие продукта в обмен на долю в бизнесе. Инвестор и стартап учреждают совместное ООО. В качестве своей доли стартап вносит в уставный капитал ООО запатентованную разработку, она оформляется как НМА. Инвестор вносит в уставный капитал сумму, равную стоимости разработки — ее должен определить оценщик еще на этапе переговоров. Это уравнивает доли стартапа и инвестора — у каждого будет по 50%.

Заложить и взять кредит по госпрограмме. С 2020 года малые и средние предприятия получают кредиты под залог нематериальных активов. Это национальный проект, по которому микробизнесу и стартапам обещают льготные кредитные ставки. Сначала кредиты давали под 8,5% годовых, в 2021 году ставку снизили до 7%.

Пока кредиты под залог интеллектуальной собственности выдает только МСП-банк. В качестве залога рассматривают только зарегистрированные активы — патенты на изобретения и товарные знаки.

Дополнительным обеспечением по таким кредитам становятся гарантии Корпорации МСП. Если финансовое положение компании ухудшится, корпорация вернет кредит. Без этой гарантии банк кредит не даст.

За 2020 год МСП-банк выдал по такой схеме более 5 млрд рублей под залог интеллектуальной собственности.

Продать франшизу или лицензию. Владелец нематериального актива может передавать права на его использование другим компаниям и зарабатывать на роялти и лицензионных платежах. Обычно для этого заключают лицензионный договор или договор коммерческой концессии. Как их оформлять и что предусмотреть — тема для отдельного разговора.

Но вот о чем нужно помнить: перед заключением договора проведите оценку рыночной стоимости нематериального актива. И уже на ее основе устанавливайте размер лицензионных платежей. Это нужно на случай проверки из налоговой. Там могут заподозрить, что вы завышаете или занижаете размер вознаграждения — легко попасть на штраф и недоимку. Чтобы отбиться, придется идти в суд и все равно проводить рыночную оценку.

Был такой случай: компания передала ИП товарный знак по лицензионному договору. Налоговая проверила его и посчитала вознаграждение завышенным. Компании насчитали 10 млн недоимки и 2 млн рублей штрафа.

Лицензиару повезло — суд назначил экспертизу, оценщик посчитал рыночную стоимость, и размер платежей признали справедливым. Но если бы компания сразу сделала оценку, проблем бы не было вообще.

Коротко: как превратить идеи в активы

  1. Найти, что может стать нематериальным активом: собственная ИТ-разработка, технология, алгоритм, интерфейс программы, сайт, логотип или название.
  2. Оформить актив как результат интеллектуального труда: задепонировать в авторском обществе, запатентовать или зарегистрировать в Роспатенте, оформить как ноу-хау.
  3. Подтвердить стоимость: пригласить эксперта и заказать рыночную оценку, доказать расходы договорами и чеками.
  4. Поставить на баланс: поручить бухгалтеру принять активы к учету и отразить их в отчетности.
Елена Купцова
А вы патентовали что-нибудь? Поделитесь опытом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество