«Хотелось взять кухню из одного плана, спальню — из другого»: Ника работает с дизайнером
Сериал Т—Ж о капитальном ремонте сталинки продолжается.
Ника и Андрей ремонтируют старую четырехкомнатную квартиру — им нужно успеть к 1 сентября. Они начали подготовку в октябре 2022 года и продолжают реализовывать свои задумки на глазах у читателей. В пятой серии Ника рассказала, как им делали стены, пол и отопление. В этой серии она покажет красивую визуализацию интерьера от дизайнера.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Обращение к дизайнеру
Я уже рассказывала о том, что нашла дизайнера Женю по рекомендации коллег. В октябре мне дали ссылку на ее инстаграм, но я не стала с ней связываться через эту сеть: она плохо работает, а уведомления о новых сообщениях приходят с задержкой. Да и писать можно было бы только с телефона, а обсуждение намечалось глобальное.
В шапке профиля у Жени была ссылка на телеграм-канал, но последний пост вышел в июне 2022 года, а в описании не было контактов автора. Конечно, можно было бы оставить запрос в комментариях, но я решила приберечь этот способ как крайний вариант. Показалось, что просить «напишите мне» будет не очень вежливо, ведь дизайн нужен был мне, а не Жене.
Мысленно я сравнила себя с героиней Елены Воробей из сценки «Ну возьмите меня».
Если кто не смотрел ролик, там девушка просит взять ее в балет. И просит, и просит, а потом говорит: «Берете? А я не хочу». Вот и я: ищу дизайнера, напишите мне, скажите условия. Готовы взять проект в работу вот за такие деньги? А так уже я не хочу, дорого.
В итоге я отправила Жене письмо на почту — адрес нашла в соцсетях. Были опасения, что письмо потеряется, ведь сейчас приходят горы спама. Но я подумала, что, если ответа не будет в течение недели, напишу в «Телеграме».
В первом письме я сказала, что Женю мне порекомендовали знакомые. Причем теми словами, как было написано у нее в сторис, — «из рук в руки». Хотелось снизить градус формальности и показать, что я ознакомилась с ее работами. И еще я сразу обозначила ключевые моменты — дом-сталинку и расположение в Коломне. Посчитала, что важнее этого на первом этапе быть не может: не все работают с домами такого типа, да и удаленность от Москвы может быть критичной.
В итоге звезды сошлись и карты легли как надо — мы договорились о начале работы.
Техническое задание
Мы с мужем понимали: прежде чем просить что-то у дизайнера, надо самим определиться, чего нам хочется. Иначе и рассказать будет сложно, да и специалисту нужно от чего-то отталкиваться. Думать в эту сторону я начала еще до поиска исполнителя.
Как и с проектом перепланировки, я стала изучать статьи о дизайне в Т—Ж. В одной из них наткнулась на интересный подход: найти яркие примеры из категорий «определенно нравится» и «точно нет». С этого и начала — зарегистрировалась в «Пинтересте» и то, что нравится, складывала по папкам. А что не нравится, копировала в отдельный гугл-док.
Все идеи мы с мужем обсуждали вместе: я показывала ему картинки, в итоге что-то оставляли, а что-то отсеивали. Так мы сошлись во мнении, что нам не нравятся красные и черные стены и мебель, обилие аляповатой плитки, мешанина разных цветов, стиль из серии «дорого-богато».
Нам хотелось чего-то умеренно спокойного — в скандинавском стиле, но не сплошь серого и белого. Хотелось увидеть цвет и яркие детали, мебель нужна была самодостаточная и функциональная. В этом плане я обожала рассматривать интерьеры «Икеи» — в них были продуманы все детали для жизни, но при этом не было лишнего и вычурного.
Свое видение интерьера для Жени я решила собрать в одном документе. Сначала написала общие пожелания по стилю, цвету, бюджету, образу жизни и прочим мелочам. Например, указала свой рост 159 см — соответственно, выключатели, основные кухонные шкафы должны быть в пределах досягаемости.
А потом пошла по комнатам. Причем пошла в буквальном смысле: я представляла, как захожу в каждое помещение, что там делаю и исходя из этого — что там должно быть. Например, прихожая: вот я захожу в квартиру, мне нужно куда-то положить ключи и квитанции из почтового ящика — ага, значит, сразу у входа должна быть открытая полочка.
Дальше иду в спальню переодеться — нужен шкаф с разными отделениями, чтобы повесить уличную одежду и быстро взять домашнюю. Глажу белье — сразу должна быть штанга, чтобы повесить рубашки и брюки. И так было по всем комнатам. В общем, сплошной «имаджин», как говорил великий Джон Леннон. Его песня, конечно, не об этом, но осенью 2022 года я дала волю своему воображению.
Потом все это отдала Жене. На что получила ответ: «Идеальные заказчики!»
Как дизайнер выявляет потребности клиента
Очень сложно понять, чего хочет человек, когда он приходит с запросом на дизайн интерьера. Задача дизайнера — залезть к клиенту в голову и максимально четко сформулировать, о каком пространстве тот мечтает.
У каждого специалиста разные способы сбора информации. Кто-то проводит глубинное интервью и просит картинки-референсы, которые максимально отражают желаемый результат или нравятся по настроению. В других случаях можно попросить описать свои ощущения от будущего дома, и тогда задача дизайнера — зацепиться за эти ощущения и реализовать их в проекте.
Для своей работы я выбрала формат подробного анкетирования. Опросник выступает в качестве технического задания, которое прикладывается к договору между сторонами.
Такой опросник помогает составить максимальный портрет клиентов и их образа жизни. Там самые разные вопросы: от увлечений и хобби до того, кто принимает финальное решение по выбору цвета или даже какие любимые герои мультфильма у детей заказчиков.
Например, я спрашиваю, ходят ли к клиентам гости, как часто и в каком количестве. Для меня сразу вырисовывается задача по организации столовой группы, какая-то зона барной стойки или дополнительные места для тусовки.
А остаются ли эти гости ночевать? Если да, то фиксируем максимальное количество спальных мест и их организацию в пространстве. Будете слушать музыку? А на чем? И тут может оказаться большая разница между анкетируемыми клиентами: кому-то достаточно маленькой беспроводной колонки, а другая семья окажется настоящими аудиофилами с набором винила и профессиональной акустической системой. И все это нужно будет органично вписать в будущий интерьер.
По факту я становлюсь невидимым членом семьи и влезаю в распорядок дня, привычки и предпочтения.
Обмеры
Выезд на замеры по Жениному прайсу был возможен за отдельную плату — для Коломны это стоило бы 15 000 ₽. Но мы решили, что надо заплатить, потому что так будет надежнее. Не хотелось ошибиться в цифрах, из-за которых потом поехал бы весь ремонт.
Мы встретились с дизайнером в середине ноября, еще до демонтажа перегородок. Женя потратила на обмер около трех часов — тут мы поняли, что не ошиблись, заказав эту услугу. Она работала с лазерной рулеткой, а мы бы тут со своей обычной ползали дня два.
Женя была в восторге от самой квартиры, рабочей площади и высоких потолков. Она отметила, что из мебели и света было бы здорово сохранить, и с ходу начала предлагать идеи. Например, про одну из кладовок сказала: «Ее можно снести и устроить тут постирочную зону».
После обмера Женя позвонила нам и попросила проверить цифры в двух местах квартиры — в прихожей и детской. Мол, у нее они не бьются. Мы перемерили, значения оказались такими же, стены действительно расходились на 2—3 см. Тогда-то у нас и возникли первые мысли о том, что перегородки кривые и их придется сносить, — так в итоге и получилось.
Варианты планировки
Мы сразу сказали Жене, какая из комнат для чего будет предназначена. Поэтому, когда она приступила к дизайн-проекту, ей не пришлось тратить время на изобретение велосипеда, мы его уже потратили сами, долго думая, где сделать спальню, а где — детскую.
Размышления и споры выглядели примерно так: «Не поменять ли комнаты местами? А спальня сразу напротив входа — нормально? Может, там сделать детскую? Но тогда вход в спальню будет через гостиную, а вдруг гости задержатся? Или сделать детскую побольше, вдруг появится второй ребенок? Или сделать детскую, совмещенную с гардеробной? Но как тогда быть, когда сын подрастет? А-а-а!»
В итоге мы решили, что прямо напротив входа в квартиру будет наша спальня — изолированная комната. С левой стороны от нее — проходная гостиная с рабочей зоной, через гостиную — вход в детскую. Прямо из коридора — в кабинет.
При первой встрече мы обозначили Жене моменты, которые нужно было обязательно учесть. Например, нам нужно два рабочих места, желательно в разных комнатах, зона гардеробной в спальне и диванчик для отдыха на кухне. Женя прислала нам три варианта планировки.
Финальное решение
Мы взяли паузу на несколько дней, чтобы подробно изучить каждый из вариантов. Снова пошли по комнатам: открывали вариант на весь экран, представляли, что заходим в комнату, и обсуждали.
К решению пришли сразу только по гостиной: берем тот вариант, где рабочая зона в нише, — на схемах это третий вариант планировки. Мы рассчитывали сделать нишу в процессе ремонта взамен старой кладовки.
В спальне мы отмели вариант с одной гардеробной — ее тоже можно увидеть на третьей схеме. Показалось, что узкий проход в узкой комнате будет смотреться не очень эстетично.
В кухне отказались от деления на зону готовки и зону отдыха: у нас там мало естественного света — если поставить дополнительные перегородки и унести столешницу к стене, там постоянно придется жечь свет.
В детской долго думали, куда лучше ставить письменный стол. У окна — хорошо, но ногам может быть очень жарко от батареи. У стены — темно. Посередине комнаты — неплохо, но будет сложно поставить кровать, шкаф и тумбу для игрушек.
Нам хотелось взять кухню из одного плана, спальню — из другого. «Вот если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича…» — как в гоголевской «Женитьбе». Сказали это вслух, секунду помедлили и уставились друг на друга: «А почему бы и нет». И с чего мы только решили, что надо выбрать один готовый план?
В итоге я отправила Жене огромное сообщение, где расписала, что и откуда берем. Женя прислала нам четвертый вариант планировки. Вроде как определились, уф. Но потом даже в этот готовый план вносили корректировки. Поэтому и показывать его не буду, чтобы не путать.
Визуализация комнат
По визуализации мы не спорили: нам практически сразу понравились варианты, которые предложила Женя. Возможно, ключевую роль сыграл тот самый гугл-док с подробным описанием цветов и уже имеющейся у нас мебели, которую мы не планировали менять. Например, мы точно будем перевозить из другой квартиры свою кровать: она практически новая, купили ее полтора года назад. Возможно, на первое время еще заберем рабочий стол и кресло из «Икеи».
Дальше коротко расскажу самые интересные моменты по каждой из комнат.
Гостиная. Ее мы согласовали с первого раза — так же, как это было с планировкой. Женя просто моментально попала в настроение и хотелки.
Кухня. Когда обсуждали планировку и наполнение кухни, Женя сказала: «Ребята, ваша кухня начала мне даже сниться». Мы просто молча покивали — помещение сложное, Г-образной формы и всего с одним окном. С ним и правда пришлось помучиться.
Мы все-таки взяли вариант с первого варианта планировки. Сразу решили, что подоконник будет продолжением столешницы, поэтому это решение попало в визуализацию. Будем там пить кофе и наблюдать, что происходит на улице.
С гарнитуром пришлось немного похимичить. Поначалу Женя нам предложила поставить духовку под варочную поверхность. Но у меня была хотелка — духовка и микроволновка в отдельной колонне. Чтобы вот так, как в кулинарных шоу показывают: подошел, элегантно открыл дверцу и поставил пирог или мясо. И чтобы не было всех этих приседаний с противнями наперевес. Но Женя сказала, что с такой планировкой колонну поставить особо некуда.
Признаться, я слегка расстроилась, что с хотелкой придется расстаться. Но через пару дней Женя жестом фокусника прислала визуализацию с колонной: ее поставили в угол прямо на входе в кухню, уменьшив в размерах шкаф для хранения. Ближе к мойке технику поставить не получилось — там у нас проходит газовая труба. В итоге нам такое решение понравилось, согласовали его и дальше уже выбирали только цвет.
Спальня. На планировке я уже показывала, что узкую комнату мы решили делить на две части — гардеробную и саму спальню.
В гардеробной зоне выбрали вариант с двумя шкафами, расположенными друг напротив друга. Так получится сохранить центровой проход к спальной зоне и добавить свет в помещение. В спальной зоне — кровать, две тумбочки и выход к балкону.
В спальне мы хотели сделать акцентную стену, и она стала главной проблемой в этой комнате. Сначала планировали разместить ее со стороны изголовья кровати. Но потом развернули решение на 180 градусов: спинка оказалась слишком высокой, она бы спорила с декором.
Потом обои, которые Женя предложила изначально, внезапно пропали из магазинов. Мы примеряли разные, выбирали вместе с ней и сами, искали варианты, но все они были «не теми». Эта ситуация напомнила мне покупку свадебного платья: говорят, большинство девушек в итоге берут то, что примеряли первым. Так и я: увидела голубые обои с растительным орнаментом и уже не хотела никакие другие.
В итоге мы решили, что в спальню будем заказывать фреску — по сути, огромный такой кусок обоев, который наклеивается единым полотном без стыков. За счет этой технологии можно добиться большей реалистичности изображения и глубины картинки.
Удовольствие не из дешевых. Мы посчитали, что для нашей стены фреска будет стоить около 23 000 ₽, тогда как просто обои на эту же площадь — около 6000 ₽. Но решили: гулять так гулять, возможно, будем просыпаться с улыбкой и видеть перед собой красоту.
Детская. Когда я искала референсы, мне понравилась идея детской со вторым ярусом, где можно было бы играть или читать. Потолки у нас позволяют, почему бы и нет.
Но муж и свекор от этой идеи отговорили: не совсем безопасно, делать сложно, да и где гарантия, что это будет интересно ребенку, когда он подрастет. В итоге сделаем все по классике, без дополнительных лесенок, ярусов и балкончиков.
Вы удивитесь, но в детской мы тоже долго выбирали обои. Мне точно не хотелось что-то с игрушками и героями мультфильмов: все-таки сыну уже почти семь лет, ему это скоро станет неинтересно.
При этом какую-то атмосферу ребячества хотелось привнести. Спросила у сына, что ему хочется видеть у себя в комнате. Ответил: «Большие воздушные шары». Принято, мой маленький шеф!
Кабинет. С ним тоже не было никаких вопросов, кроме акцентной стены. Изначально она была однотонной, с фоторамками — мне такой вариант не очень понравился, показался слишком казенным. Поэтому стали искать акцентные обои. Они тоже должны быть не слишком яркими, потому что эта стена будет еще и фоном для постоянных созвонов.
Сначала поставили обои под рогожку с рисунком бамбука — этот вариант увидели с Женей в магазине. Но он не подошел. Наверное, будем делать тоже фреску — еще с ней не определились.
Вместо классической двери в кабинет будет вести стеклянная перегородка со стеклянной дверью. Это будет дорого — заложили около 100 000 ₽. Зато так в коридоре получится сохранить немного естественного освещения.
Санузел. Я уже упоминала статью про ремонт в сталинке на Автозаводской и вспомню ее снова. Там автор сделала ванную яркой — мне эта идея очень понравилась, захотелось разбавить преобладающий темно-синий цвет чем-то солнечным и радостным.
Синий сохранили и здесь, но разбавили ярко-желтым. Женя обещала нам сделать раскладку плитки по стенам, чтобы можно было максимально точно рассчитать количество материала.
Сложность была в том, чтобы замаскировать газовую колонку, у нас она висит именно в ванной. Прятать ее в глухой шкаф нельзя, но и оставлять на виду не хотелось. На мысль натолкнула еще одна статья Т—Ж о ремонте в ванной, где пространство под ванной закрыли деревянными жалюзийными дверцами.
Нам идея показалась интересной, и мы решили сделать шкаф с такими дверцами: за счет щелей будет идти приток воздуха, а саму колонку видно не будет.
Еще долго думали над черной сантехникой: она классно и стильно смотрится, нам очень понравилась. В Коломне довольно жесткая вода, и на черных смесителях будут оставаться разводы — придется постоянно вытирать. Но обычные хромированные варианты уже не будут выглядеть так классно. Решили, что попробуем поставить черные и следить за ними. В конце концов, смесители — штука, которую несложно заменить.
В остальном в ванной все стандартно: стиральная и сушильная машина, раковина, зеркало перед входом.
Поездки по магазинам
Опция выездов в салоны не включена в обычный дизайн-проект, она относится уже к дизайн-надзору. Тем не менее мы трижды встречались с Женей в магазинах — деньги за эти выезды она с нас не брала.
В первый раз она посоветовала менеджера по напольным покрытиям и сама съездила с нами в центр дизайна на Нахимовском проспекте. Там мы посмотрели разные варианты плитки в ванную, изучили варианты мебели и вместе выбрали цвет ПВХ-плитки. Почти сразу после встречи Женя поставила нам его на рендеры, чтобы можно было смотреть именно то, что будет у нас.
Во второй раз встреча длилась уже дольше. Женя провела меня по магазинам плитки, света и сантехники в центре дизайна «Румянцево». Оказавшись там, я почувствовала себя невероятно счастливым человеком: как же прекрасно, что не надо искать салоны и варианты самой. Ходи хвостиком за дизайнером и слушай ее предложения — Женя сказала, что она тут часто бывает, поэтому прекрасно знает все хорошие салоны и их менеджеров. Одна я бы точно там заблудилась.
В некоторых салонах мне самой с себя было смешно: я ходила и едва ли пальцем не тыкала. Плитка под ковер, люстра в форме короны, светильник в виде солнца, обои с велюровым напылением — я потратила почти всю батарейку, зачем-то фотографировала необычные вещи. Хотелось себя сравнить с провинциалом 50-х годов из глухой деревни, который впервые приехал в Москву и увидел эскалатор.
В третий раз муж катал Женю по коломенским салонам дверей. Мы попросили помочь нам выбрать дверь, точнее ее цвет. Хотелось максимально попасть в оттенок обоев в прихожей.
Итоги
Решение обратиться к профессионалу я сейчас считаю одним из лучших во всем ремонте. Сколько раз мы писали в «Вотсапе» сообщения в духе «Женя, привет! Есть вопрос по…» или звонили во время демонтажа — не счесть. Сколько вопросов возникает сейчас, когда уже встали стены и надо внести корректировки!
Мне иногда кажется, что я задаю слишком много вопросов или слишком нагло прошу сделать «вторую картинку». Женя отшучивается, что все в порядке и это часть работы.
Впрочем, я старалась не просить совсем уж лишних проб, цветов и переделок. С текстами сама работаю как исполнитель и иной раз нервно стискиваю зубы, когда заказчик приносит «еще немного правочек». В общем, стараюсь соблюсти баланс.
Работа дизайнера сохранила мне немало нервных клеток.
Кроме красивых картинок Женя еще сделала для нас план расположения розеток и световых приборов, план теплого пола. Причем это все было продумано: проходные выключатели, дежурный ночной свет, подсветка за ригелем.
Сейчас Женя готовит спецификацию по розеткам: каких и сколько купить, где можно взять варианты попроще, а где — понаряднее. И еще будет файл с раскладкой плитки в ванной, чтобы было проще собрать заказ в магазине и не потратить лишнего.
Мы заплатили Жене за работу над проектом 230 000 ₽. Деньги отдавали четырьмя платежами. И с ее стороны все было выполнено отлично. Иногда, конечно, приходилось напоминать и просить что-то сделать. Но тут никаких претензий: Женя на старте сказала, что ведет одновременно несколько проектов. Договор мы не оформляли — за каждый этап работ платили после его завершения. И кстати, уложились в запланированные сроки.
Дизайн-надзор в стоимость проекта не входил, он оплачивается отдельно — для Коломны он бы стоил 60 000 ₽ в месяц. В эту стоимость входили бы четыре выезда на объект и два выезда в салоны. Мы были готовы заплатить: понимали, что вопросов будет уйма, а сами мы можем не найти решения.
Но при этом не понимали до конца, как организовать надзор: нам сложно постоянно мотаться в Москву в салоны, а Жене — ездить из Москвы в Коломну на просмотр объекта. Не будут ли эти деньги потрачены впустую, не вызовут ли эти поездки лишней нервотрепки?
Женя нашла решение и предложила нам работу на частичной удаленке. Договорились, что она будет приезжать в Коломну два раза в месяц, а остальные вопросы будем решать в переписке и по телефону. Такой вариант будет нам стоить 35 000 ₽ в месяц. Но куда же мы теперь без дизайнера?
И о погоде
В первую очередь хочу поблагодарить всех, кто поддержал меня комментариями в прошлой серии. Доброе слово, знаете, и кошке приятно. А человеку, измотанному ремонтом, — тем более. После того как я прочитала, что все проходят через трудности и что это нормально, мне стало проще. Раз все проходили, то и мы пройдем.
Продолжаю иногда восторгаться, как Дмитрий с помощником обустраивают быт. Однажды пришли — а у них в разгроме ремонта стоит сирень в импровизированной вазе. В другой раз — сами шаурму готовят. Не покупают в ближайшем ларьке, не условные пельмени варят, а вот такой сытный ужин делают. Ходила и улыбалась потом — это было так мило и по-домашнему.
Заодно разобрались с деньгами: взяли кредит в Т-Банке — 2 000 000 ₽ на три года. Процентная ставка — 15,9%. В месяц будем платить 71 200 ₽. И нет, это не реклама, просто так получилось. Мы ходили и в другие банки, но там из-за нулевой истории давали меньшую сумму и на меньший срок.
А еще я продолжаю заниматься с психологом. Обсуждаем все подряд: ремонт, работу, семью. Мне это помогает.
В следующей серии: герои ищут электриков и получают неоднозначные предложения по стоимости работ.