Десять лет назад я преподавал информатику и зарабатывал 15 000 Р в месяц. Сейчас я предприниматель, продаю товары для взрослых через интернет.

Оборот магазина — 18 млн рублей в год, мой чистый доход — около 3,6 млн рублей в год.

В апреле 2020 года у нас был самый доходный месяц. Тогда началась пандемия, и люди сели дома на карантин — это нам помогло. Правда, к зиме народ немного подустал, у нас упали средний чек и выручка.

Расскажу, как сменил преподавание на работу в веб-студии, а потом решился открыть свой бизнес — сначала в Челябинске, а затем и по всей стране.

Как я стал предпринимателем

В 2010 году я окончил педагогический университет и стал преподавателем информатики. Зарабатывал 10 000—15 000 Р в месяц. Зарплаты не хватало, поэтому в начале 2012 года я все бросил и устроился менеджером проектов в веб-студию.

Первые пару месяцев учился и параллельно продавал сайты по так называемым холодным звонкам. Тогда мне платили оклад плюс проценты за привлеченных клиентов — выходило около 60 000 Р, а в один из удачных месяцев я получил 80 000 Р. Как раз после этого руководитель решил поменять систему оплаты и считать процент по-другому. Моя зарплата сильно снизилась, поэтому я уволился.

Пару месяцев фрилансил, а потом однокурсник тоже с опытом в веб-разработке предложил стать партнерами и запустить свою студию. Никакого предпринимательского опыта у меня не было, в семье тоже никто не занимался чем-то подобным. Но в Челябинске тогда практически не было веб-студий, и мне показалось это интересной идеей.

Мы открыли ООО, сняли офис и сами нашли первые заказы. Я отвечал за процессы и менеджмент — работал с договорами, счетами и актами, разбирался с налогами, нанимал и увольнял сотрудников. В команде в разное время было от трех до пяти человек. Делали небольшие проекты — например, магазин мебели, сайт для администрации Копейска.

Оборот был в среднем 200 000 Р в месяц. Это совсем немного — эти деньги тратили на офис и зарплаты сотрудникам, мы с партнером часто оставались вообще без денег.

Наверное, все дело было в изначально неверном подходе. Мы сделали ставку на разработку сайтов и не занимались продвижением, и зря. Ведь разработка — это сложная история на несколько месяцев, итоговый транш заказчик переводит через 2—3 месяца, после сдачи проекта. А продвижение сайта — это история с ежемесячной абонентской платой, когда можно планировать и постепенно наращивать доходы. Кроме того, мы были совсем молодыми, без портфолио, поэтому с нами не работали крупные клиенты.

Через год мне окончательно надоела постоянная нехватка денег, и мы решили закрыть студию. С товарищем мы разошлись, а я устроился в другую студию менеджером и снова стал зарабатывать около 40 000—60 000 Р в месяц. Но предпринимательство в целом мне понравилось, хотелось попробовать еще раз.

Как решил открыть секс-шоп

В десятых годах в рунете начался бум интернет-магазинов — они стали доступнее за счет развития веб-технологий. Клиенты студии стали часто заказывать большие сайты с возможностью размещения каталога, корзины и приема заказов.

Я подумал, что могу сделать интернет-магазин и для себя — такой бизнес не требует больших инвестиций, особенно если умеешь собирать сайты. Ничем не рискуешь и практически ничего не вкладываешь.

Начал искать нишу. Логика была такой — нужно найти сферу, которая востребована у людей, но которая не очень распространена в офлайне. Каких-то особых способов изучения рынка я не знал, поэтому просто открыл «2ГИС» и просматривал на карте города каждую категорию.

Оказалось, что интим-товарами в Челябинске торговали два магазина. И у них не было сайтов — чтобы посмотреть ассортимент, приходилось сразу ехать в магазин. Я побывал в этих точках — продавали они в основном дешевые позиции не очень хорошего качества, только в розницу.

Эта ниша показалась мне перспективной, и я решил попробовать. Конечно, были опасения, что люди не поймут идеи покупки в интернете интим-товаров — тогда и рубашки-то через сайты не особо заказывали. Но я и не ожидал, что этот бизнес будет приносить миллионы — все это воспринималось как эксперимент с минимальными затратами.

Я мало что понимал в интим-товарах, но решил попробовать. Это не была попытка создать бизнес — просто эксперимент в свободное от работы время.

Создание интернет-магазина условно делят на две составляющих — нужно сделать сам сайт и организовать бизнес-процесс.

Сначала искал поставщика. Оптовиков из интим-сферы в Челябинске не было, основные находились в Москве. Я изучил их сайты, посмотрел каталоги с продукцией, условия работы. Один из них, «Кондом-шоп», мне понравился, мы созвонились и обсудили условия.

Вот какая схема получилась:

  1. Я получаю от поставщика каталог — файл-таблицу. Загружаю его на свой сайт, если необходимо, обновляю по данным оптовика.
  2. Принимаю заказ от клиента в Челябинске по своей цене.
  3. Заказываю у поставщика нужное количество товара.
  4. Оплачиваю доставку почтой от поставщика до Челябинска, а затем сам отвожу покупателю товар.

Плюс этой схемы — удобно, не нужно покупать большую партию товара у оптовика сразу. Еще на сайте поставщика мне создали личный кабинет, через который я мог оплачивать товары по оптовым ценам. Для этого не нужен был расчетный счет, я платил обычной банковской картой.

Потом сделал сайт, учитывая требования поставщика — чтобы получалось легко загружать файл с таблицей и обновлять каталог. Я решил сделать все сам. Использовал бесплатную систему для создания интернет-магазина Opencart и бесплатный шаблон. Тексты тоже написал сам.

Деньги потратил только на дизайн баннеров, меню и кнопок — обратился к знакомым, стоило это около 150 Р за час работы. Еще оплатил первый год домена под названием «секс-шоп.челябинск.рф» за 80 Р, взял по акции. Потом продление на год стоило уже 700 Р. И заплатил 1000 Р за год хостинга — место на чужом сервере, где работает сайт. Плюс зарегистрировал ИП на упрощенной системе налогообложения, чтобы платить 6% налогов с дохода.

Я не подключал к сайту никакие платежные системы — тогда их было мало и не хотелось разбираться в тонкостях. Сделал два способа оплаты — наличными при получении заказа или оплату переводом на номер банковской карты.

Покупатели платили в основном наличными — тогда люди не особо доверяли интернет-магазинам и неохотно соглашались на предоплату и перевод на карту.

Сайт я оптимизировал под выдачу — в 2013 году это не представляло особых трудностей. По сути просто зарегистрировал домен в поисковых сетях и добавил ссылки в городские каталоги сайтов.

Первые деньги: 2000 Р за меховые наручники

Первый заказ поступил через месяц. В январские праздники кто-то нашел магазин через поиск и купил наручники с меховой окантовкой. Вот только везти товар нужно было в Подмосковье. Как так получилось, неясно — скорее всего, поисковик выдал покупателю ссылку на наш сайт, а тот не посмотрел, что мы работаем только в Челябинске.

Пришлось сначала купить наручники у поставщика, дождаться их в Челябинске, перепаковать и отправить в Подмосковье. За доставку и товар я заплатил около 2000 Р, а продал наручники за 4000 Р. Так мой магазин заработал первые 2000 Р.

Раскручивался сайт постепенно и органично, за счет поисковых систем. Деньги на продвижение я не тратил. Зато тратил личное время. Каждое утро я был менеджером в студии, а вечером садился в свой купленный в кредит Фольксваген Поло и развозил по адресам вибраторы, эротическое белье и смазки. Плюс дорабатывал сайт, готовил текст для новых страниц и обновлял каталог.

Посещаемость сайта росла, и поисковики почему-то продолжали показывать наш сайт людям не только из Челябинска. Но таких покупок было мало, и я подтверждал заказ, только если человек переводил деньги на карту. Не все были готовы на полную предоплату, да и срок доставки был не очень быстрый, ведь товар должен был сперва приехать в Челябинск. Наценки хватало, чтобы делать отправки куда угодно по России.

В день принимал по 2—3 заказа, средний чек около 3000 Р. Доход в хороший месяц был 90 000 Р. На закупку товаров и бензин тратил около 50 000 Р.

Чистая прибыль получалась 40 000 Р в месяц. Почти столько же, сколько зарабатывал в студии.

Когда я открывал магазин, то не думал, что человек может заказать товар, но отказаться его забирать. А такое случалось — иногда покупатели подтверждали заказ, а после пропадали или не хотели платить.

Когда заказы были на крупную сумму, от 10 000 Р, я просил клиентов о частичной предоплате. Насчет небольших покупок решил не переживать — ну и пусть не выкупают, магазин все равно работает в плюс.

Постепенно в шкафу у меня накапливались интим-товары, а гостей пугали полуметровые дилдо. Всего за два года таких товаров скопилось на четыре коробки. Потом я продал их по оптовой цене своим знакомым из розничного магазина и, можно сказать, отбил деньги.

Как продавать интим-товары на всю Россию

В 2015 году на нашу веб-студию вышел клиент, которому нужно было масштабировать бизнес и увеличить аудиторию в регионах. Специально под него было придумано новое решение — продвижение с помощью поддоменов. Тогда такого не было еще ни у кого из небольших игроков, только у крупных федеральных бизнесов вроде «Авито» и «М-видео».

В чем заключалась инновация: представьте домен, допустим sex-shop.ru. Для него создаются поддомены с названиями всех городов. Например, magadan.sex-shop.ru. И эта страница оптимизируется под город Магадан. Человек из Магадана вводит запрос «секс-шоп» в поисковик и видит в выдаче ваш сайт — хотя физически никакого магазина в этом городе у вас нет.

В 2015 году, когда такой способ продвижения начали использовать, многие владельцы сайтов специально придумывали и указывали на странице города физический адрес — чтобы поисковики выше поднимали их сайт в выдаче.

Когда покупатель оформлял заказ на сайте, ему перезванивал оператор и объяснял, что в Магадане магазина все же нет. Но заказ можно доставить в ближайшее время. На практике только один из десяти покупателей отказывались. Остальных срок доставки не смущал, они соглашались забрать заказ через пару дней в пунктах выдачи или отделениях почты.

Доработав клиентский проект, я решил внедрить эту инновацию в свой бизнес. Логика была такой — в Челябинске я продаю по 2—3 товара в день, и это немного. Но если умножить такие продажи на всю Россию, заказов должно стать больше.

Я начал искать нового поставщика. Прошлый поставщик не был готов заниматься рассылкой товаров по всей стране. Мне же было невыгодно привозить огромный объем сначала в Челябинск, а затем рассылать по стране — такая схема не напрягала на 1—2 заказах в неделю, но с сотнями заказов в день я бы не справился.

Поставщика искал через поисковики — просто вбил «поставщик интимных товаров с доставкой по России» и изучал условия. Так я оказался на сайте крупного оптовика интим-товаров «Поставщик счастья» и узнал слово «дропшиппинг».

Как работает дропшиппинг

Дропшиппинг — это формат взаимодействия между поставщиком, интернет-магазином и покупателем. Вот как он устроен:

  1. Сначала поставщик формирует каталог с товарами — в нашем случае это товары, которые поставщик закупает у других производителей. А бывает, что поставщик отправляет товары своего производства.
  2. Каталог используют интернет-магазины и предлагают товар покупателям.
  3. Когда покупатель заказывает товар в магазине, информация о заказе поступает поставщику. Тот упаковывает товар и отправляет его покупателю напрямую.

В итоге интернет-магазин выступает как бы посредником — получает деньги от покупателя, затем выкупает товар у поставщика и еще платит ему комиссию за хранение, упаковку и отправку. Все взаимодействие обычно происходит автоматизировано, онлайн.

В схеме дропшиппинга есть свои минусы.

Мы не контролируем процесс. Например, тормозит служба доставки, с которой работает поставщик, а в глазах покупателя часто виноваты мы. Поставщик заказал некачественный, бракованный товар или покупателю просто что-то не подошло — все равно виноваты мы.

Убытки из-за покупателей. Простой пример — покупатель выбрал оплату наличными, подтвердил заказ. Товар пришел в пункт выдачи, а покупатель решил его не забирать. Коробка отправляется обратно, а платит за эти перемещения интернет-магазин.

Каталог на сайте поставщика не всегда обновляется мгновенно. Покупатель может что-то заказать, а этого товара на самом деле нет в наличии. Приходится звонить и отменять заказ или возвращать деньги, если оплата была через сайт.

По условиям договора с «Поставщиком счастья» я должен был платить комиссию в 150 Р за каждую покупку и оплачивать доставку до покупателя. Поэтому наценку на товар формировал с учетом этих расходов. Кроме хранения, упаковки и отправки поставщик занимался и возвратами — если покупателя не устраивало качество товара или он его не выкупал, коробка возвращалась на склад, а не ко мне домой. Получается, что за 150 Р нам не нужно арендовать склад, нанимать людей для упаковки и отправки товара.

Платить покупатель может сразу после оформления заказа, на сайте. Или передать деньги наличными, при получении — тогда эти средства служба доставки переводит поставщику, а потом он отправляет их на мой счет.

Дальше я сделал новый сайт — старый не поддерживал функцию работы с региональными поддоменами.

В этот раз я использовал платную систему Webasyst — на этой площадке можно создать не только сайт интернет-магазина, но и сразу встроить туда CRM, чтобы взаимодействовать с клиентами. В 2015 году я заплатил около 7000 Р за лицензию, сейчас использование стоит 19 990 Р. Всего потратил на новый сайт порядка 50 000 Р. Позднее у нас появился отдельный сервер, который помогает сайту держать нужную нагрузку и защищаться от злоумышленников и вирусов. Стоит он 18 000 Р в месяц.

Еще пришлось зарегистрировать новый домен за 700 Р в год. Старый использовать было нельзя — он был на кириллице, а поддомены для продвижения нужно было делать на латинице. Так появился bestsex-shop.ru.

Старый проект по Челябинску закрывать не стал. Небольшие деньги он приносил исправно, а с новым магазином было непонятно, как быстро сайт раскрутится, много ли будет покупателей.

Расходы на запуск второго интернет-магазина

На что потратили Сколько стоило
Дизайн, верстка и плагины 50 000 Р
Webasyst 7000 Р
Описания товаров 6000 Р
Сервер 18 000 Р в месяц
Домен 700 Р в год
Дизайн, верстка и плагины
50 000 Р
Webasyst
7000 Р
Описания товаров
6000 Р
Сервер
18 000 Р в месяц
Домен
700 Р в год

Как я сделал магазин семейным бизнесом

В 2015 году я открыл новый магазин, работал в веб-студии на полную ставку и еще по вечерам развозил товары для старого магазина. Мягко говоря, это было сложно.

Продажи на новом проекте пошли довольно быстро — сайт хорошо восприняли поисковики и начали показывать его потенциальным покупателям. Так, в июле у нас было всего 4 заказа, в августе — 12 заказов. В январе сделали уже 44 заказа, а через год магазин вырос до 105 заказов в месяц. Средний чек оставался на уровне 3000 Р.

Жить стало определенно сложнее. Раньше я мог спокойно выделить полчаса в день, чтобы уединиться где-то на лестнице и свериться с клиентом по поводу наименований, цветов и размеров интим-предметов. Теперь звонки поступали чаще и со всей России, на работе рядом с коллегами консультировать было нереально. Люди писали на почту, стучались в чат на сайте, просили подсказать с выбором.

Статистика заказов за первые месяцы работы второго магазина

Месяц Количество заказов
Май 105
Апрель 97
Март 87
Февраль 47
Январь 44
Декабрь 36
Ноябрь 26
Октябрь 19
Сентябрь 17
Август 12
Июль 4
Месяц
Количество заказов
Май
105
Апрель
97
Март
87
Февраль
47
Январь
44
Декабрь
36
Ноябрь
26
Октябрь
19
Сентябрь
17
Август
12
Июль
4

Как раз в это время моя жена вышла в декретный отпуск, и мы осознали, что нужно что-то решать — усидеть на нескольких стульях, еще и с малышом, было невозможно.

Доход второго магазина рос вместе с количеством заказов, поэтому мы попробовали его продать. Думали, что на взлете за него дадут достаточно много. Изучили предложения на «Авито» и выставили наш сайт за 2 млн рублей — этих денег нам бы хватило, чтобы погасить ипотеку. Оборот в мае был больше 300 000 Р, система налажена, покупатели довольны. Отклик был не очень большой, но один раз мы даже встретились с потенциальным покупателем. Я показал ему статистику, систему работы. Но он отказался — причин не называл, но, кажется, его отпугнула тематика.

Сайт рос, поэтому вскоре я отказался от идеи продать и сделал все наоборот — уволился из студии и превратил интернет-магазин в основное место работы. Систему построили так: за общение с клиентами отвечала жена, совмещая это с декретом. А я стал развивать проект.

Как продвигать товары для взрослых

Основной источник продаж для нас — это SEO-продвижение. Люди ищут интим-товары в поисковиках, а те на первой странице выдачи показывают нас. Чтобы оставаться на этой странице, приходится постоянно обновлять сайт — отслеживать через системы статистики, все ли удобно людям, стараться улучшать дизайн и тексты.

Еще я постоянно тратил часть дохода на поиски новых источников трафика — не хотелось, чтобы весь магазин держался только на людях из поисковиков. Какой-то определенной суммы в месяц не было — больше дохода, больше и расходов на эксперименты. Сейчас в среднем выделяю 150 000 Р в месяц на разные промо.

В сфере интим-товаров есть проблема с продвижением — практически везде есть ограничения на рекламу «18+». Я пробовал системы контекстной рекламы, «Яндекс-директ», Google Ads. В них интим-товары можно рекламировать только с помощью платных мест на страницах с результатами поиска. Сделать так, чтобы реклама догоняла пользователей в баннерах на других сайтах, нельзя. Хотя это и хорошо — представьте, что вы попытались найти вибратор в поиске, а затем вас несколько дней преследует реклама товаров для секса.

Самый простой вариант рекламироваться — купить платные места в поиске Гугла и Яндекса. Проблема в том, что мы не одни такие умные, есть тысячи других секс-шопов, которые хотят купить это место. Цена же на рекламу на странице поисковой выдачи зависит от спроса — больше желающих, выше стоимость. В итоге за один клик по рекламе сейчас нужно заплатить 15—20 Р. Плюс расходы на настройки и прочее — еще 10 000 Р в месяц. Я несколько раз пробовал получить оттуда доход, но при бюджете в 60 000 Р в лучшем случае получалось работать в ноль.

Ограничения на рекламу есть и в соцсетях — запустить баннеры с товарами для взрослых не получится. Сложно размещать рекламные посты в сообществах — многие администраторы отказываются, потому что боятся бана от соцсети. Если мы все-таки находили возможность разместить эротический пост, то платили до 5000 Р.

Мы много экспериментировали с форматами: публиковали рекламные статьи на разных форумах, платили за размещение в чужих ютуб-каналах и инстаграмах. Особого отклика нигде не было.

Сейчас продолжаем продаваться через поиск, иногда мы платим другим людям за привлечение и трафик — то есть если со специальной ссылки в блоге люди купили товар, то владелец блога получает от нас процент. Продолжаем искать новые методы и выделять бюджет. На промо в месяц уходит от 50 000 до 150 000 Р. Заказов в среднем 10—15 в день.

Проспонсировали рубрику про&nbsp;отношения на&nbsp;развлекательном портале — отдали 15&nbsp;000&nbsp;<span class=ruble>Р</span>. Переходов на&nbsp;сайт практически не&nbsp;было, заказов тем более
Проспонсировали рубрику про отношения на развлекательном портале — отдали 15 000 Р. Переходов на сайт практически не было, заказов тем более
Пробовали рекламу на форумах. Вот пример расценок, мы вкладывались в несколько разных форматов, но реклама не окупилась
Пробовали рекламу на форумах. Вот пример расценок, мы вкладывались в несколько разных форматов, но реклама не окупилась

Кто и что покупает

Наша основная аудитория — это семейные пары, которые прожили в браке несколько лет и хотят разнообразить свой секс.

Средний чек на наши товары так и держится в районе 2700—3000 Р, маржа в среднем 100%. Самые ходовые товары — вибраторы для женщин и мужские мастурбаторы и помпы. Эти категории приносят больше всего денег. Расходятся также презервативы и смазки, но на них много не заработаешь — они недорогие, большую наценку на них не сделаешь, а поставщику все равно нужно отдать 150 Р.

Премиум-товарами торговать тоже не всегда выгодно. Когда товар дорогой уже на закупке, большую наценку сделать нереально — никто не купит. Поэтому нужно продавать со скидкой. Еще у нас в магазине условие — если покупка от 5000 Р, то покупатель не платит за доставку. И это лишние расходы для магазина. Однажды у нас заказали силиконовую куклу за 200 000 Р. Заработок с нее составил 30 000 Р — о марже в 100% тут и думать нечего.

Портрет аудитории интернет-магазина по полу за 2020 год

Мужчины 68,2%
Женщины 31,8%
Мужчины
68,2%
Женщины
31,8%

Возраст аудитории интернет-магазина в 2020 году

Возраст Доля аудитории
25—34 года 37,3%
35—44 года 28,5%
45—54 года 12,6%
18—24 года 11,8%
Остальные 7,02%
Младше 18 лет 2,78%
Возраст
Доля аудитории
25—34 года
37,30%
35—44 года
28,50%
45—54 года
12,60%
18—24 года
11,80%
Остальные
7,02%
Младше 18 лет
2,78%

Развитие проекта и проблемы с покупателями

Я стараюсь постепенно отходить от работы руками и больше заниматься стратегией. Для этого стал нанимать сотрудников.

В 2017 году у нас появился первый менеджер — мы нашли ее на «Хедхантере». В 2018 году наняли второго менеджера. Работа не требовала высокой квалификации, главное, чтобы у человека была приятная грамотная речь. Менеджер отвечает на звонки, переписывается с покупателями в чате, отвечает на вопросы и передает поставщику данные о заказах — что за товар купили, в каком количестве, куда нужно доставить. Работают менеджеры с 11:00 до 20:00 по Челябинску, то есть с 9:00 до 18:00 по Москве — приходится подстраиваться под график поставщика. Зарплата у менеджера 20 000—25 000 Р за график два через два.

Перед появлением первого менеджера я решил снять офис. Нашел помещение на 15 м² в местном бизнес-центре за 10 000 Р. Ремонт там уже был, мы купили туда два стола и два стула, нашли кулер по акции, привезли старый ноутбук и телефон — на все ушло еще 10 000 Р. Интернет там был, за телефон платим 8000 Р в месяц. Убираемся сами.

Торговля интим-товарами — сезонный бизнес. Мы несколько лет наблюдаем это — летом и весной число заказов падает, в холодное время года наоборот начинает расти. Пик приходится на зимние праздники.

Проблема тут в особенностях бизнес-процессов. Люди активно заказывают товары, мы их выкупаем у поставщиков, а те отправляют заказы. Клиенты чаще всего платят при получении заказа. Но эти деньги попадают к нам не сразу — офисы транспортных компаний и почтовых служб в каникулы не работают, никто не делает переводы. В итоге деньги зависают на их счетах на несколько дней. Поэтому каждый год мы стараемся делать запас денег — чтобы было чем расплачиваться с поставщиком.

Не будет финансовой подушки на зиму — не сможем платить поставщикам. Не заплатим — никто не даст товар и мы ничего не заработаем.

В 2020 году из-за пандемии у нас вдруг все перемешалось. Апрель, обычно самый плохой месяц, вдруг стал самым доходным. Люди безвылазно сидели дома на карантине, чем еще заниматься? Правда, к зиме народ немного подустал, у нас упали и средний чек, и выручка. Но в среднем доход все равно вырос.

Передумали открывать розничную точку

У нас была идея расширить бизнес и открыть розничную точку в Челябинске. Но мы отказались от этой идеи. Как-то к нам на собеседование пришла девушка, которая раньше работала консультантом в крупном челябинском магазине товаров для взрослых. Мы удивились: были уверены, что у тех ребят все идет хорошо — отличная площадка в центре с хорошей проходимостью. Оказалось, что оборот их магазина был в несколько раз ниже нашего. Люди активно приходили, щупали товары, беседовали с консультантами, а потом шли домой и заказывали все необходимое через интернет — так выходило дешевле.

Поэтому от идеи с розницей я отказался и буду и дальше развивать интернет-направление. Для этого в 2020 году я нанял в штат разработчика за 60 000 Р. Он занимается поддержкой сайтов, делает для нас мобильное приложение и разрабатывает другие направления.

Я уверен, отношение к товарам для взрослых в России не стоит на месте и скоро все изменится. Люди пробуют новое. Друзья, например, через нас подарки заказывают. Хотя с мамой за эти годы мы ни разу не разговаривали о моей работе. Отец может спросить с глазу на глаз: «Ну, как там твой бизнес?» А для мамы это тяжело, да и мне неловко.

При этом мы с женой очень любим наш семейный бизнес и рады, что в прошлом его не продали. Оборачиваясь назад, могу сказать, что всю дорогу получал от процесса одно удовольствие. Разве что нужно было сразу заниматься стратегическими вещами, а не сидеть самому на телефоне, пытаясь совместить работу и два интернет-магазина.

Финансовые показатели в 2020 году

Оборот 18 млн рублей
Прибыль 3,6 млн рублей
Оборот
18 млн рублей
Прибыль
3,6 млн рублей

Операционные расходы за декабрь 2020 года

Закупка продукции и оплата услуг поставщика 750 000 Р
Промо 150 000 Р
ФОТ 110 000 Р
Налоги 105 000 Р
Сервер 18 000 Р
Аренда офиса 10 000 Р
Телефония 8000 Р
Онлайн-касса 2000 Р
Всего 1 210 000 Р
Закупка продукции и оплата услуг поставщика
750 000 Р
Промо
150 000 Р
ФОТ
110 000 Р
Налоги
105 000 Р
Сервер
18 000 Р
Аренда офиса
10 000 Р
Телефония
8000 Р
Онлайн-касса
2000 Р
Всего
1 210 000 Р