Чтобы законно заниматься бизнесом, его нужно зарегистрировать и выбрать форму работы. Например, стать индивидуальным предпринимателем или открыть ООО. Малому бизнесу часто проще и выгоднее стать ИП.

Сейчас порядок регистрации ИП упростили: можно не ехать в налоговую, а отправить все документы онлайн и есть вариант не платить госпошлину. Вот короткая памятка, что нужно сделать, чтобы самостоятельно зарегистрировать ИП.

📑 Решить, как подавать документы

Если есть электронная подпись, можно заполнить заявление и отправить его с другими документами через портал госуслуг, сайт ФНС или мобильное приложение для ИП. Это бесплатно.

Если подписи нет, можно подать документы через МФЦ — это тоже бесплатно.

Третий вариант — отнести документы в налоговую инспекцию, которая занимается регистрацией ИП, или отправить их по почте. Тогда нужно уплатить госпошлину 800 Р и приложить квитанцию
Как получить электронную подпись

👨‍🌾 Выбрать коды ОКВЭД

ОКВЭД — это классификатор видов деятельности с перечнем их кодов. Они могут быть такие: торговля одеждой, выращивание пшеницы или оказание информационных услуг.

ИП нужно выбрать одну основную деятельность, на которую будет приходиться большая часть выручки, и добавить коды для дополнительных занятий. В законе нет ограничений на количество кодов, но и переписывать все не стоит
Как выбирать коды ОКВЭД

🖊️ Заполнить заявление о регистрации

Для этого нужно использовать форму № Р21001. В заявлении укажите имя и фамилию будущего ИП, ИНН, данные паспорта, адрес, контактные данные, выбранные коды ОКВЭД. Если заполняете бумажный экземпляр, пишите черной ручкой
Как заполнить заявление

💸 Выбрать систему налогообложения

От налогового режима зависит, сколько ИП будет платить налогов. Например, можно выбрать УСН: 6% от дохода или 15% от прибыли. Для этого нужно вместе с документами о регистрации подать уведомление о переходе. Еще есть патентная система: нужно платить фиксированную сумму за выбранный период. Для перехода на патент нужно заявление
Что такое УСН и как на нее перейти

📮 Отправить документы в налоговую

Кроме заявлений для регистрации ИП нужны паспорт и ИНН. Если подаете документы через интернет, сделайте сканы документов, подтвердите отправку электронной подписью.

Если подаете в бумажном виде, сделайте копии документов и проверьте, что данные на них хорошо видны. Чтобы не заверять копии у нотариуса, возьмите с собой оригиналы.

Срок регистрации — 3 дня, уведомление придет на электронную почту

🙋‍♂️ Уведомить о начале работы

Есть несколько видов деятельности, о занятии которыми ИП должен сообщить в контролирующие органы еще до открытия бизнеса. Например, если открываете кафе, нужно прислать письмо об этом в управление Роспотребнадзора.

Сообщить можно лично, через МФЦ или по почте. Если проигнорировать требование, могут выписать штраф от 3000 до 5000 Р
Что сделать сразу после открытия ИП

⛔ Что делать, если в регистрации ИП отказали

Если в регистрации откажут, налоговая пришлет письмо с перечнем причин. Например, могут быть неправильно заполнены документы или в них могут быть недостоверные данные.

Документы и заявление можно переделать и отправить заново. Если успеть за три месяца, госпошлину не придется платить повторно
Почему могут отказать в регистрации ИП

💎 Все о бизнесе — в нашей рассылке⁠⁠⁠⁠

Раз в две недели отправляем рассылку, где делимся последними новостями для бизнеса и кейсами предпринимателей из разных сфер

Что еще почитать начинающему ИП:

1. Самые частые ошибки ИП на старте.
2. Как выбрать налогообложение для ИП.
3. Как ИП уменьшить налог по УСН за счет страховых взносов.