Личный опыт: как я начала кататься на скейтборде в 27 лет
Раньше мне казалось, что скейтеры — это инфантильные ребята, которые пьют пиво и по 20 часов в сутки катаются на доске.
Мне всегда нравилась эстетика скейтбординга, но на доску я встала только в 27 лет — в 2020 году. За три года катания я познакомилась со многими интересными людьми. Вопреки стереотипам, среди них оказались клинический психолог, художник, реабилитолог, бизнесмен и даже детский нейрохирург. А однажды я встретила в скейт-парке владельца одной известной сети пиццерий — так вот где надо знакомиться с миллиардерами. Еще одно приятное открытие для меня — в скейтбординге есть и те, кто начал кататься в 40 лет.
Существует много видов роликовых досок, например лонгборды, пенниборды, круизеры. Я катаюсь на классическом трюковом скейтборде — о таких и пойдет речь в статье. Расскажу, как устроен скейтборд, где его купить и как выбрать, как начать тренировки. Также поделюсь личной историей, почему я встала на доску и как меня изменил скейтбординг.
Почему я встала на скейт
В подростковом возрасте мне попалось видео Youth Group — Forever Young, где молодые патлатые ребята едут на лонгбордах вниз по дороге. Только потом я узнала, что это называется даунхилл. Но с тех пор я влюбилась в эстетику скейтбординга и дух свободы.
Я хотела заняться скейтбордингом много лет, но не верила, что смогу. Я считала, что скейтбординг — это для каких-то других, «классных» людей. Я боялась мнения общества, думала, что надо мной будут смеяться. В итоге решилась встать на доску только в 2020 году.
Толчком к действию стали проблемы со здоровьем и в личной жизни — я постоянно попадала в созависимые отношения. Врач даже поставил мне диагноз — депрессия средней тяжести. Подробнее об этой проблеме и о том, как я от нее избавилась, я писала в отдельной статье в Т—Ж.
Вообще, отчаяние не раз подталкивало меня к исполнению мечтаний. Например, в 2019 году я исполнила сразу три своих давних желания: слетала в Исландию, побывала на концерте группы Beirut в Брюсселе и съездила к подруге в Португалию. Со скейтбордингом была похожая история — когда мне было плохо, меня держала именно мысль «ведь я все еще не умею делать кикфлип». Спойлер: все еще не умею, но больше об этом не переживаю.
В начале пути меня ограничивали убеждения вроде таких:
- тебе 27 лет, уже поздно;
- там одни школьники;
- это несерьезно, ты же будущий психолог;
- это страшно и больно;
- все уже всё умеют, а ты нет.
Но мои отчаяние и пустота были настолько сильными, что все эти мысли отошли на второй план. Так я пришла на первое в своей жизни занятие с тренером, а потом купила скейт.
Где купить скейтборд
Обычно опытные скейтеры собирают себе доски по частям. Но для начала можно взять и комплит — уже готовый, собранный скейтборд. Я так и сделала.
Советую покупать скейтборд и его части только в специализированных магазинах — скейт-шопах. При этом новичкам лучше не покупать в онлайне, а прийти в скейт-шоп, поговорить с консультантом и увидеть все вживую. Можно доверять таким скейт-шопам, как «Сквот», «Траектория», «Октябрь», «Продвижение», Destroy, OddDays.
А вот в спортивных магазинах вроде «Спортмастера» брать скейты я не рекомендую. Там доски плохого качества, они могут быстро расслоиться от влаги или сломаться при неудачном приземлении. Даже если вы только начинаете кататься, не стоит привыкать к некачественной доске.
- 10 000 ₽
Также мои друзья-скейтеры не советуют покупать б/у доски, например, на «Авито». Это как брать кота в мешке: непонятно, какое качество дерева и деталей.
Свой скейт я покупала в 2020 году в скейт-шопе в торговом центре «Ролл-холл» на «Тульской» в Москве. В нулевые «Ролл-холл» считался культовым местом, но сейчас он закрыт. В скейт-шопе я сказала консультанту, что новичок. Он показал мне несколько простых комплитов, на которых можно научиться ездить и делать базовые трюки. Я выбрала свой по рисунку деки. Скейт обошелся мне в 10 000 ₽. К нему я также купила чехол, в котором теперь ношу доску в несезон, когда еду до крытого скейт-парка. Он стоил еще 2000 ₽.
Что касается брендов, новичкам я не советую заморачиваться с ними и слишком долго выбирать скейт. С опытом придет понимание, что можно поменять в комплекте. Например, от моего первоначального комплита остались только подвески Bullet, все остальное я со временем поменяла.
Как выбрать скейт
Я шучу, что когда только пришла в скейтбординг, мне пришлось выучить новый язык — все вокруг как будто говорили на иностранном. Я не знала, как называются части скейта и большинство трюков. Сейчас я тоже не эксперт, поэтому поделюсь только тем, что узнала за три года.
Скейт состоит из деки, наждака, двух подвесок и четырех колес. Особенности конкретного скейтборда и его частей может подсказать консультант в скейт-шопе.
Дека — верхняя часть скейта, сама доска. Именно на ней скейтер стоит во время катания. Древесина качественной деки — это всегда канадский клен, склеенный холодным клеем в семь слоев. На деке классического скейта обязательно есть конкейвы — загнутые концы, которые необходимы для выполнения трюков.
Деки различаются по размеру. Я встречала варианты шириной от 7,375 до 10 дюймов. Широкие более устойчивые, «послушные». Чем дека уже — а значит, легче, — тем удобнее учить трюки, проще подпрыгивать и крутить доску. Также при выборе деки следует ориентироваться на свой размер ноги. Вообще, в скейтбординге все познается опытным путем, поэтому часто скейтеры пробуют деки разной ширины, прежде чем найдут подходящую.
Например, у меня 38-й размер ноги. Сначала по совету тренера я каталась на деке 8,25 дюйма. Это позволяло мне чувствовать себя устойчивее. Потом я стала более уверенно стоять на доске и начала учить трюки. Мне потребовалась более легкая дека, и друг подарил мне на день рождения такую — шириной 8,125 дюйма. Сейчас я хочу купить доску еще уже — 8 дюймов. Такую мне будет легче крутить, например во время флипов, то есть трюков, когда подпрыгиваешь и прокручиваешь доску под собой.
Еще деки бывают длинные и короткие. Длинные — от 80 см, они удобны для взрослых и подходят для скоростной езды. Короткие, менее 80 см — для выполнения трюков или же модели для детей. Я катаюсь на деке длиной 78 см.
В среднем деки стоят 3000—6000 ₽. При этом скейтеры считают деку расходным материалом, поэтому не стоит покупать самую дорогую. Но и от покупки дешевой, до 2000 ₽, лучше отказаться.
Наждак, он же гриптейп или шкурка, покрывает деку и помогает сцепляться подошвам кед с доской. От этого зависит устойчивость и качество трюков. Шкурки бывают разные: цветные, однотонные, с паттернами и картинками. На свойства наждака это не влияет, поэтому можно выбрать какой нравится. Мой первый наждак был красным. Но с тех пор я предпочитаю только классический черный — решила не усложнять там, где это не требуется.
Стоимость наждака — от 400 ₽. Шкурку нужно менять, когда вы ощущаете, что сцепление скейта с подошвой обуви стало хуже и вам не очень удобно делать трюки. Я меняю редко, потому что мое катание нельзя назвать интенсивным.
Клеить шкурку несложно, она на самоклеящейся основе. Часто в скейт-шопах при покупке наждака его клеят бесплатно.
Колеса различаются по жесткости и диаметру. Выбор зависит от того, где и как катается скейтер.
Жесткость колес измеряют по специальной шкале — твердости по Шору. Для колес скейтборда обычно применяют шкалу А, и их жесткость варьируется от показателя 73А до 101А, хотя бывает и больше. Чем выше этот показатель, тем более жесткие колеса и тем лучше они скользят. Это нужно, чтобы делать трюки.
Мягкие колеса — до 87А — подходят тем, кто любит просто кататься, передвигаться по городу, ездить по улицам и набережным. Из-за своей мягкости такие колеса плавно ездят по неровным дорогам, позволяют преодолевать мелкие камни, ветки и прочий мусор. Но они со временем деформируются под давлением и быстрее стираются.
Самые популярные колеса — жесткие, от 96А до 99А. На таких удобно кататься и в скейт-парках, и в стрите, то есть на улице. У них хорошее сочетание скорости и сцепления с дорогой. Хотя новичкам также подходят колеса средней жесткости — 88А—95А.
Колеса выше 100А считаются очень жесткими. Такие выбирают опытные скейтеры, чтобы легче набирать скорость, лучше скользить по граням и перилам.
По диаметру колеса бывают от 48 до 60 мм и даже больше, но самые распространенные — 52—56 мм. Такие подходят в том числе и новичкам. Чем больше диаметр колеса, тем выше скорость, которую может развить скейт, но набирать ее он будет медленнее. И наоборот — доска с маленькими колесами быстрее стартует с места, но едет немного медленнее.
Хорошие колеса стоят 4000—6000 ₽. На моем первом комплите были какие-то дешевые колеса, которые развалились на второй сезон. Я даже не знаю их диаметр и жесткость. Сейчас у меня колеса OJ Wheels за 4500 ₽. Они диаметром 54 мм, достаточно мягкие — 87A. В них мне комфортно ездить по улице и кататься в мини-рампе. Но я только недавно поняла, что эти колеса тяжеловаты для того, чтобы учить флипы. Я бы хотела покататься на колесах диаметром 50—52 мм, которые лучше подходят для скейт-парков.
Подшипники вставляют в колеса. Благодаря подшипникам скейтборд движется, а если точнее — от них зависит длительность вращения колес.
Основная характеристика подшипников — число ABEC. Эта аббревиатура расшифровывается как American Bearing Engineering Committee — Американский комитет по разработке подшипников. Этот комитет разработал классификацию по качеству и точности изготовления подшипников: ABEC 1, ABEC 3, ABEC 5, ABEC 7, ABEC 9. Чем выше значение ABEC у подшипника, тем он более качественный и тем дольше получится проехать на скейтборде. Условно говоря, оттолкнувшись один раз на доске с подшипниками ABEC 3, удастся проехать пять метров, а с ABEC 9 — все десять метров.
Подшипники ABEC 1 встречаются на дешевых скейтбордах из спортивного магазина, такие лучше не брать. В скейт-шопах я такие даже не видела. ABEC 3 часто ставят на недорогие комплекты для новичков, но они не дают нужного наката. На мой взгляд, оптимальный вариант для начинающих — ABEC 5. Они прочные, и с ними скейт нормально едет, хоть и не на запредельной скорости.
Опытные скейтеры чаще всего используют подшипники ABEC 7 и ABEC 9. Они точнее и качественнее, но более хрупкие и стоят дороже. Мне кажется, для первого комплекта такие ни к чему. Вообще, на скорости разница между ABEC 3 и ABEC 7 почти не заметна, но ABEC 5 и ABEC 7 прослужат дольше.
Всего в скейтборде восемь подшипников: по два на каждое колесо. Набор подшипников стоит в среднем 1500—2000 ₽. Они, как и дека, считаются расходным материалом, и совершенно нормально периодически их менять. Хотя хорошие подшипники прослужат несколько сезонов, если их вовремя чистить и смазывать.
Мои подшипники шли в комплекте с колесами, поэтому я даже не в курсе, какие у меня. Но в следующем сезоне я бы взяла какие-нибудь подшипники ABEC 5, марка не особо важна.
Знаю, что еще бывают подшипники с керамическими шариками внутри — они дают более мощное ускорение, а также позволяют ездить по лужам, потому что не ржавеют со временем. Но более распространены полностью металлические подшипники.
Подвески также называют траками. У скейта их две, они скрепляют деку и колеса, а также отвечают за маневренность доски.
Подвески бывают низкие, средние и высокие. Высокие ставят на круизеры и лонгборды, а на классические скейтборды — низкие и средние. Низкие подвески обычно берут для колес маленького диаметра — 50—53 мм. Они помогают стабилизировать приземление при выполнении флип-трюков. Средние подвески чаще всего устанавливают с колесами 53—56 мм. Ширина подвески должна соответствовать ширине доски — не вылезать за ее пределы, но и не быть намного меньше.
Новичкам не обязательно знать подробное устройство подвески, потому что все ее части продают в комплекте. Но это знание пригодится при обслуживании скейта — чтобы знать, что подкрутить, почистить или заменить.
Вот из каких частей состоит подвеска:
- Хэнгер — основная часть, к ней крепятся остальные детали, в том числе колеса.
- База — крепится к деке.
- Кингпин — центральный болт, скрепляет хэнгер и базу.
- Ось — штырь, проходящий через хэнгер.
- Гайки — держат колеса на оси.
- Бушинг — мягкая полиуретановая прокладка, смягчает наклон хэнгера и не дает металлическим частям подвески тереться друг об друга, когда скейтер поворачивает, наклоняя доску влево или вправо.
- Пивот-кап — чашечка из полиуретана, вставляется в углубление в базе подвески. Нужен с той же целью, что и бушинг.
Цены на подвески начинаются от 3000 ₽ за пару.
Знаю, что качественными считаются подвески Independent. У меня более простые Bullet, которые входили в мой комплит. В целом они меня устраивают, но я пока не каталась на других и не знаю разницы.
Собрать скейтборд по частям — 11 900 ₽
Часть скейта | Минимальная цена |
---|---|
Колеса | 4000 ₽ |
Дека | 3000 ₽ |
Подвески | 3000 ₽ |
Подшипники | 1500 ₽ |
Наждак | 400 ₽ |
Собрать скейтборд по частям — 11 900 ₽
Колеса | 4000 ₽ |
Дека | 3000 ₽ |
Подвески | 3000 ₽ |
Подшипники | 1500 ₽ |
Наждак | 400 ₽ |
Что надевать
Обувь. Для катания нужна обувь на плоской подошве для хорошего сцепления с доской. Обычные кеды быстро протрутся о наждак, поэтому, на мой взгляд, лучше сразу купить качественные. У некоторых брендов есть линейки обуви специально для скейтбординга: Nike SB, Vans Skate, DC, Converse Chuck Taylor All Star Pro. Еще существуют скейтерские фирмы, например Fallen, Globe, Etnies, Emerica, Lakai. Такую обувь продают в скейт-шопах и на «Ламоде».
Я фанатка Vans и начала кататься в классических кедах Vans Old Skool. Они у меня уже были, но их хватило на месяц. Я не понимала, в чем проблема, потому что многие вокруг меня катались в обуви этого бренда. Потом мне кто-то рассказал, что у Vans для скейта сбоку есть маленькая нашивка в шашечку. Это специальная модель для катания — более прочная, чем обычная. В итоге за три года катания я купила две пары таких кедов, потратила 14 000 ₽.
Чтобы новые кеды размягчились и не натирали, многие скейтеры нагревают их — кто-то феном, а кто-то кладет их в духовку. Еще многие катаются в слипонах. Я тоже пробовала, но мне неудобно. По моим ощущениям, кеды на шнуровке сидят на ногах более мягко. Также их комфортнее надевать, и они лучше пропускают воздух.
Одежда. Из одежды я ничего специально не покупала — катаюсь в обычных свободных вещах из массмаркета. Простые футболки, толстовки и широкие штаны или джинсы вполне подходят для катания.
Я заметила, что у скейтеров есть культ штанов и вообще дорогие скейтерские штаны — это считается круто. Многие любят вельветовые штаны и считают их самыми удобными. У меня таких нет, поэтому ничего сказать не могу.
Среди скейтерских брендов могу назвать Stussy, Fucking Awesome, OBEY, Baker, Dura Boyz. Последний бренд — российский, его создали друзья из разных городов, которых объединяет любовь к скейтбордингу.
Защиту я не покупала. В первые пару месяцев я брала наколенники и налокотники в скейт-парке, потом каталась без них. Обычно аренда стоит 400—500 ₽, но где-то, например в «Роллер-арене—2», ее дают бесплатно.
Только спустя три года катания я задумалась о том, чтобы купить собственную защиту. Знакомая рассказала, что надевает наколенники под широкие штаны — это удобно. Теперь я хочу купить такие тонкие наколенники, а также шлем. Мне нравится кататься в рампе, и я чувствую, что так буду прогрессировать быстрее. Предполагаю, что на защиту уйдет около 9000 ₽.
Как заниматься с тренером
Новичкам я советую взять хотя бы пару уроков у тренера. Средняя стоимость тренировки в Москве — от 1300 до 2500 ₽ за полтора часа.
Зачем нужен тренер. Грамотный тренер обучает поступательно и системно, показывает правильную технику, и это снижает риск травм. Он сразу видит и исправляет ошибки, а значит, новичок быстрее достигает результатов. К тому же тренер — это еще и поддержка: как во время выполнения трюка или элемента, так и просто в скейт-парке. По личному опыту знаю, что в парк проще приходить, когда уже с кем-то знаком.
Если начнете заниматься с тренером, даже скейтборд на первых порах не нужен — тренер предоставит свой. Так вы сможете понять, нравится ли вам вообще скейтбординг и стоит ли покупать собственную доску. Например, я купила свой скейт только через месяц после первого занятия.
Где найти. Тренеров ищут на «Профи-ру», «Авито», в соцсетях и через поисковик. Прежде чем брать уроки у конкретного тренера, советую найти его соцсети и посмотреть, как он катается, даже если вы совсем не разбираетесь в скейтбординге. Можно также написать тренеру и попросить его показать что-то из трюков.
Как проходят занятия с тренером. На первом занятии тренер обычно объясняет базовые вещи — рассказывает про правильное отталкивание, повороты. Также он помогает определить ведущую ногу и стойку ученика: гуффи, то есть стойка правой ногой вперед, или регуляр — наоборот.
Каждая тренировка начинается с небольшой разминки, она похожа на обычную зарядку. Затем некоторые тренеры переходят к раскатке — просят покататься в рампе, поделать развороты. Третий этап — обучение трюкам. У каждого ученика это свой набор трюков и элементов. Первое время я учила развороты, в том числе развороты в рампе, а также базовые трюки — олли и шовит. Что это такое, расскажу ниже в статье.
Количество занятий для каждого ученика индивидуально. Кому-то нужно лишь объяснить базу — он схватывает все на лету, не боится приходить в новые компании и практиковаться. Таким людям достаточно нескольких занятий. У меня не так, и я продолжаю иногда брать уроки с тренером даже спустя три года катания.
Конечно, чем чаще заниматься с тренером, тем быстрее будет прогресс. На мой взгляд, достаточно брать уроки раз в неделю. Например, в первый год катания можно заниматься с тренером в крытом скейт-парке раз в неделю-две — скажем, в дождь или зимой. А в сухую и солнечную погоду кататься самостоятельно и практиковать то, чему учил тренер.
Мой опыт. Своего первого тренера я нашла через соцсети. Когда-то давно я увидела фотографии и видео Александра Доринова, который снимает экстремальный спорт, в том числе скейтбординг. Я написала ему, чтобы он мне кого-то посоветовал. Александр отозвался на мою просьбу, но с первым тренером мне не повезло.
Мне было не с чем сравнить подход первого тренера, поэтому мы занимались в течение двух месяцев раз в неделю. Тренировки проходили в скейт-парке «Роллер-арена—2». Каждая тренировка стоила 2500 ₽ и длилась полтора часа, еще по 500 ₽ я платила за вход в скейт-парк. Мне не нравилось, что во время занятий тренер часто сидел в телефоне, а однажды и вовсе начал тренировку на 45 минут позже, хотя видел, что я пришла вовремя, как мы и договорились. Я даже подумала, что перепутала время тренировки, но он подошел и сказал: «Понимаешь, это скейтбординг. Мне надо было доделать трюк». С этим же тренером я ударилась головой о железный угол одной из фигур в скейт-парке, что его очень рассмешило.
В 2021 году я увидела в соцсети пост, что проскейтер Егор Кальдиков набирает учеников, и написала ему. Егор очень известен в скейтерской среде, мне хотелось познакомиться с его методикой обучения и жизненной философией. Мы провели около десяти тренировок: катались на улице по разным маршрутам и в крытом скейт-парке «Кураж». Тогда тренировки у Егора стоили 4000 ₽ за два часа. Сейчас дороже, но точную сумму я не знаю.
Со своим любимым тренером, Максимом Конновым, я познакомилась в скейт-парке около года назад. Мы разговорились, и спустя несколько месяцев я пришла к нему на первую тренировку. Одно занятие у Максима стоит 2000 ₽ в час.
Этот тренер мне подходит больше всех: он спокойный и эмпатичный, искренне заинтересован в состоянии и прогрессе ученика. Я не раз видела, как хорошо он умеет взаимодействовать с детьми. Максим говорит мне, чтобы я каталась в удовольствие, и отмечает даже малейший прогресс в моем катании — это мне нравится.
Сейчас я хожу на тренировки редко из-за работы и учебы, в лучшем случае — два раза в месяц. Иногда делаю перерывы в несколько месяцев, но продолжаю кататься самостоятельно.
Как кататься самостоятельно
Идеальный вариант для новичков — совмещать занятия с тренером и самостоятельные тренировки. Начинать кататься самому лучше сразу после первого занятия. В этом помогут видео на «Ютубе».
Для начала следует научиться просто отталкиваться, ехать и поворачивать. Потом можно переходить к базовому трюку — олли, и только затем — к трюкам посложнее.
Вот самые популярные трюки в скейтбординге:
- Олли — скейтер делает щелчок задней ногой и вытягивает переднюю, чтобы выровнять доску в воздухе. Этот трюк нужен, чтобы запрыгивать на бордюр и другие поверхности.
- Шовит — скейтер без щелчка поворачивает доску на 180 градусов и приземляется на нее, при этом направление движения сохраняется.
- Фронтсайд 180 — трюк, основанный на олли, но при приземлении скейтер разворачивается на 180 градусов.
- Бэксайд 180 — то же самое, что и фронтсайд, но при выполнении этого трюка скейтер прыгает спиной вперед.
- Мэнуал — при движении скейтер балансирует на передней или задней подвеске.
- Кикфлип — скейтер делает щелчок задней ногой, и доска делает полный оборот вокруг своей оси. При этом передняя нога контролирует доску.
Где кататься
Места для катания скейтбордисты называют спотами. Есть два варианта: кататься в скейт-парке или на улице — в стрите. В любом более-менее крупном городе есть скейт-парк. Открытые парки обычно бесплатные, катание на крытых стоит 350—600 ₽. Я каталась только в Москве и Зеленограде, расскажу про места в этих городах.
Крытый скейт-парк. Для новичков в Москве подойдет «Роллер-арена—2» на «Беговой». Чаще всего мои занятия с тренером проходят именно там. Этот парк нравится и моим знакомым, которые катаются уже много лет. Здесь много фигур: рампы, перила, фанбоксы. Еще в «Роллер-арене—2» есть страховочные веревки в рампе и нет школьников на самокатах.
Вход в скейт-парк стоит 500—600 ₽ в зависимости от дня недели. Я стараюсь приходить в будни и поздно вечером, когда меньше людей, так я чувствую себя комфортнее. В среднем я катаюсь в крытом скейт-парке раз в неделю и трачу на это 2000 ₽ в месяц. Если еще беру одно занятие в месяц у тренера, выходит 4000 ₽.
Открытый скейт-парк. Новичкам в Москве советую обратить внимание на скейт-парк «ВТБ-Арена», который относится к стадиону «Динамо». Он простой по сравнению с другими парками.
Но для обучения там установлены маленькие радиусы — разгонные горки, а еще памп-трек, то есть специальная волнообразная трасса для скейтбординга с уклонами и поворотами.
Улица. Можно сразу начинать кататься в стрите, но выбирать спокойные безлюдные места. Для себя я нашла идеальный вариант — парк Победы в Зеленограде, где я сейчас живу. Там есть место с ровным асфальтом и деревянным настилом, куда я кладу вещи и ставлю телефон, чтобы снимать свои попытки. Еще я люблю просто ездить по Зеленограду — здесь отличные дороги и сам город приятный. Но новичкам я не рекомендую ездить по городу, если они пока неустойчиво держатся на доске.
Насколько я знаю, на скейте можно ездить по тротуарам и велодорожкам. Я не сталкивалась с тем, чтобы мне кто-то делал замечание, но я и не катаюсь агрессивно. Любимое место скейтеров в Москве — это памятники, например памятник Горькому на Белорусской — «Беларике», памятник Ленину у метро «Октябрьская», парк Победы на Поклонной горе. Но я не видела, чтобы кто-то их оттуда прогонял. Хотя знаю, что иногда ребята катаются на каких-то закрытых территориях и их гоняют охранники.
Как ухаживать за скейтбордом
Правильно хранить. Балкон, гараж или подвал не подходят для хранения скейтборда. Холод и сырость плохо влияют на доску, и она быстрее приходит в негодность. Следует хранить скейт в теплом и сухом месте, например в коридоре квартиры или шкафу. Дома мой скейт лежит в чехле, в шкафу с верхней одеждой в коридоре.
Не ездить по лужам и в дождь. Иначе доска отсыреет, а подшипники заржавеют. Я пренебрегала этим правилом, и ничего хорошего не вышло: подшипники стали скрипеть, потом совсем вышли из строя, и колесо перестало крутиться. В итоге через полгода катания мне пришлось поменять подшипники вместе с колесами.
Чтобы такого избежать, нужно также периодически чистить и смазывать подшипники. В этом помогут ютуб-ролики или специалисты в любом скейт-шопе.
Ремонтировать и менять детали. Главная вещь для ремонта — ключ для скейта. Он помогает открутить или закрутить детали. Такой ключ продают в любом скейт-шопе, средняя цена — 1000 ₽.
Ключ также нужен, чтобы регулировать подвески. Просто кататься по городу и в рампе удобнее на раскрученных подвесках — скейт становится более маневренным. А вот учить трюки с приземлением, например шовиты и флипы, эффективнее на закрученных, ведь тогда скейтер приземляется на более стабильную деку.
Я редко регулирую подвески. На мой взгляд, в первые месяцы катания нормально кататься на закрученных — новички и так пока плохо держат баланс и неуверенно стоят на доске, а если еще раскрутить подвески, будет сложнее. Мне раскрутили подвески в скейт-парке где-то спустя полгода катания, и для меня будто открылся новый мир: доска стала ездить по-другому. Пока у меня нет своего ключа для скейта, но в этом сезоне я планирую его купить.
Чтобы скейтборд служил дольше, следует всегда проверять его состояние. До недавнего времени я понимала, что нужно что-то исправить или подкрутить, когда оно уже отвалилось, — не делайте так. Например, в свой первый сезон я ехала по городу возле шоссе, и у меня вылетело колесо. Оказалось, у меня отвалилась гайка на ось, а за ней и колесо. Знакомый посоветовал сходить в строительный магазин, но там подобных гаек не оказалось. С тех пор я знаю, что такие детали продают только в скейт-шопах.
С ремонтом мне помогают друзья и знакомые скейтеры. Обращаюсь к ним, если нужно поменять наждак, прикрутить новые колеса, заменить подшипник. Да и незнакомые тоже выручают: однажды я забежала в скейт-шоп OddDays, потому что у меня перестало крутиться колесо, и мне помогли бесплатно.
Мои успехи
В скейтбординге я продвигаюсь медленно и постепенно. Моя цель — продолжать кататься как можно дольше, а не побыстрее выучить все трюки ценой травм. В самом начале я два месяца ходила на занятия с тренером раз в неделю, а после этого полгода каталась сама. Сейчас я беру тренировки раз в месяц-два или реже.
Для себя я вывела такую формулу: примерно 60% времени — расслабленно кататься по городу, 40% — учить трюки.
Вот только тренироваться в стрите можно только в сезон — в Москве это примерно с апреля по октябрь, когда сухой асфальт. Так что летом я стараюсь кататься каждый день, когда нет дождя. Зимой — минимум раз в неделю. Но зимой получается кататься только в крытом скейт-парке. А я не очень люблю заниматься там: на меня давит ограниченное пространство и высокая концентрация крутых скейтеров на квадратный метр. Это отвлекает меня, я не могу сконцентрироваться на трюках. Поэтому периодически я теряю мотивацию.
Вообще, мое состояние в скейтбординге протекает волнами — мне не всегда хочется кататься, но благодаря дисциплине я еду на тренировку и никогда не жалею. Часто мне кажется, что прогресс очень медленный. В такие моменты я стараюсь напоминать себе, что еще три года назад я не умела даже уверенно ездить. Некоторые трюки, например тейл-стол в рампе, казались мне страшными. И я избегала их тренировать.
Сейчас я понимаю, что плохие тренировки — тоже прогресс. Даже падение — это своего рода трюк, ведь падать тоже нужно учиться. Я осознала, что суть некоторых трюков — в том, чтобы просто не спрыгнуть с доски. А сложность — не в сочетании движений, а в том, чтобы расслабиться. Точнее — войти в состояние расслабленной концентрации: быть собранным, но не напряженным.
За три года катания я познакомилась со многими в скейт-парках, у меня появились приятели. Я всегда могу попросить у ребят помощи или совета. Еще я учусь снимать скейт-видео, когда встречаю какого-то знакомого, готового выступить подопытным.
Как скейтбординг повлиял на меня
Я развиваюсь в фотографии. Фотография — еще одно мое увлечение, я снимаю каждый день. Пленочную фотографию я люблю с 2007 года, тогда сестра купила на барахолке свой первый «Зенит». Меня так очаровали ее атмосферные кадры, что через год я тоже купила на барахолке за 400 ₽ свою первую камеру — «Зенит-11». И вот уже 15 лет пленочная фотография — значимая часть моей жизни. За эти годы я сменила несколько фотокамер — «Зенит-ЕТ», мыльницы Konica POP AF-800 и Olympus, Canon.
Сейчас у меня пленочный Canon c кольцом-переходником для «Гелиоса» — это серия объективов для «Зенита». Также я иногда снимаю на компактную камеру Praktica, которую мне подарил приятель. Временами съемки приносят мне дополнительный доход: ко мне обращаются знакомые, и за фотопрогулки я беру в среднем 3000 ₽. А недавно у меня даже заказали свадебную съемку.
Когда в моей жизни появился скейтбординг, я начала снимать и его — бесплатно, просто для удовольствия. Первая моя скейт-съемка прошла летом 2021 года, в Международный день скейтбординга — Go Skateboarding Day. Его отмечают каждый год 21 июня. В Москве в этот день скейтеры перемещаются от одного спота к другому, и я приехала туда с доской и камерой. А в сентябре 2022 года мне удалось поснимать контест Grand Skate Tour на ВДНХ. Также я снимала скейт-ивенты на цифровую камеру. Больше всего в кадре мне нравится сочетание скейтбординга, стиля и архитектуры.
Я улучшила свое внутреннее состояние. Я страдала от депрессии, когда пришла в скейтбординг. И он оказался для меня одним из лучших антидепрессантов. Мне даже не было лень после работы ездить из Зеленограда в Москву и тратить на дорогу до скейт-парка полтора часа.
Спустя время я анализировала свое состояние и заметила, что по-другому ощущала себя на тренировках:
- переключалась с негативных мыслей на ощущения в теле;
- формировала новые навыки и нейронные связи;
- общалась с людьми и постепенно выходила из изоляции;
- получала яркие эмоции, когда получалась любая мелочь, — в депрессии каждый гормон радости на счету;
- выходила за рамки собственных представлений о себе.
Для меня катание на доске стало чем-то вроде медитации. Я получаю удовольствие от процесса, а не концентрируюсь только на успехах. Ощущения от езды по городу, особенно летним вечером, после жары, я сравниваю с состоянием потока в медитации — как будто ветер выдувает деструктивные мысли из головы.
Благодаря скейтбордингу я прокачала дисциплину: я приучила себя идти на тренировку или покататься по городу, даже если мне тревожно. Еще я перестала воспринимать каждую неудачу как знак, что у меня ничего не получится. Все это сейчас помогает мне по жизни.
Минусы скейтбординга
Травматичность. При катании всегда есть риск сломать руку, порвать связки на ноге, удариться головой. Именно поэтому я периодически хожу на занятия к тренеру — он учит правильной технике и последовательности. Также тренер видит, готова ли я переходить к следующему элементу или трюку, а это снижает риск травм.
Сезонность. Я живу в Зеленограде, и здесь нет крытых скейт-парков. Так что в холодное время года мне приходится ехать в Москву на электричках, метро и автобусах, чтобы поддерживать свои навыки. Это не так-то легко, когда за окном темно, снег, а с собой доска в чехле и еще куча вещей.
Чувство страха и неловкости. По моим наблюдениям, учиться катанию на доске с возрастом сложнее. У взрослого много тревоги: он боится больно упасть или выглядеть нелепо. Ребенок же не думает о последствиях.
Я тоже долгое время чувствовала себя неловко: думала, что я старше всех и могу выглядеть по-дурацки. Но я продолжала ходить на тренировки. А позже заметила: в скейт-парке есть люди гораздо старше меня и вообще никому ни до кого нет дела, все заняты своими трюками.
При этом плюсы скейтбординга для меня существеннее минусов. Благодаря ему я расширяю собственные представления о себе, общаюсь с классными людьми и продвигаюсь в фотографии. Уверена, что именно эти колеса избавили меня от депрессии два года назад.
Шпаргалка для новичков
- Прежде чем начать кататься самостоятельно, возьмите пару уроков у тренера — он покажет технику и объяснит базу.
- Не обязательно покупать скейтборд сразу, тренер предоставит свой.
- Берите доску в скейт-шопе, а не в спортивном магазине. В первый раз удобнее купить уже собранный скейт — комплит.
- Некоторые детали скейта — расходный материал, поэтому не покупайте самые дорогие. Попросите совета консультанта в скейт-шопе или других скейтеров.
- Вместе со скейтом купите ключ для него. Так вы сможете собирать и разбирать доску, подкручивать болты.
- Катайтесь по-разному: учите трюки и просто расслабленно катайтесь по улице, занимайтесь в скейт-парках и в стрите.
- Для скейтбординга не нужна специальная одежда — обычные свободные вещи вполне подойдут. А вот обувь должна быть прочная, на плоской подошве. Лучше выбрать специальные скейтерские кеды.
- Чтобы избежать травм, носите защиту. В скейт-шопах продают тонкие наколенники, которые не видно под широкими штанами.