В 2020 году в мире продали 3,2 млн электромобилей — на 43% больше, чем в 2019.

По итогам прошедшего года шведская компания EV-volumes ожидает уже двукратного роста. Российский рынок развивается еще активнее: за десять месяцев 2021 года в стране продали в 2,2 раза больше электрокаров, чем за весь 2020. Мы посмотрели на статистику и узнали, сколько уже таких машин в России и успевает ли за ростом автопарка инфраструктура.

Как растет количество электромобилей

По данным на июнь 2021 года, в России насчитывалось 12 290 электромобилей. Для сравнения: всего в стране чуть меньше 50 млн легковых машин. Получается, что электрокары составляют 0,025% от всего отечественного автопарка, то есть на 100 тысяч машин приходится всего 25 электромобилей.

Но, как мы уже сказали выше, количество электроавтомобилей с каждым годом растет примерно вдвое. В 2020 году россияне купили 5960 таких машин: 687 новых и 5273 на вторичном рынке. По прогнозам аудиторско-консалтинговой компании «Деловой профиль», к 2030 году в России будет никак не меньше 1,5 млн электромобилей — 2,3% от всего автопарка страны.

Какие модели самые популярные

По данным агентства «Автостат», парк электромобилей в России представлен 18 моделями 14 марок, но 83% таких машин в стране — это Ниссаны Лифы. Причем почти все машины этой модели праворульные. На втором месте по популярности — Теслы: модели 3, S, X и Y составляют 6% от всех электрокаров. На третьем — Мицубиси i-MiEV: 4%. Следом идут Ягуар и Ауди: по 1%. Количество автомобилей остальных марок исчисляется десятками штук.

Самая популярная марка на вторичном рынке — тоже Ниссан Лиф: по данным «Автостата», это 93% всех купленных в 2020 году подержанных электромобилей. На первичном рынке лидерство у Теслы: на Model 3 и Model X приходится 32% продаж.

При этом Тесла — самый дорогой электроавтомобиль, если говорить о новых машинах. Так, кроссовер Model X в базовой комплектации стоит чуть больше 11 млн рублей. Для сравнения, новый хэтчбэк Ниссан Лиф стоит около 4 млн, а цены на подержанные начинаются примерно от полумиллиона рублей.

В каком регионе больше всего электромобилей

Лидирует по количеству электромобилей Приморский край. По состоянию на середину 2021 года там стояло на учете 1572 электромобиля. Сказывается близость к Японии, откуда импортируют праворульные Ниссаны Лифы.

На втором месте — Иркутская область: 1381 машина. На третьем — Москва: 1360 штук. На эти три региона приходится 35% всех легковых электромобилей в стране, а 98% всех электрокаров стоит на учете в десяти регионах.

Источник: «Автостат»
Источник: «Автостат»
Источник: «Автостат»
Источник: «Автостат»

Сколько в России зарядных станций для электромобилей

Вместе с парком электромобилей растет и число специализированных станций зарядки. По данным Росстата, в 2015 году в стране их насчитывалось всего 6, а в 2020 году — уже 151. Официальной статистики за 2021 год на момент написания этой статьи еще нет.

А вот по информации «2ГИС», которую компания предоставила Тинькофф Журналу, по состоянию на 1 ноября 2021 года в России было 529 зарядных станций для электромобилей. Больше всего их в Москве: 119. Дальше идут Санкт-Петербург и Новосибирск: 50 и 32 станции соответственно.

В регионах, которые лидируют по количеству электрокаров, зарядных станций сильно меньше: в Приморском крае — 15, а в Иркутской области — 22. Но надо отметить, что электромобиль можно зарядить и от обычной бытовой розетки с напряжением 220 В, хотя процесс занимает в несколько раз больше времени. Если на среднестатистической станции в России на полную зарядку уходит четыре часа, то зарядка от розетки займет больше суток.

Каково это — владеть электромобилем в России

Тесла в нашей семье появилась в июне. Нам нравится плавность и бесшумность езды. Дети оценили большой телевизор и возможность открыть машину с помощью карты.

Мы заряжаем машину в подземном паркинге от розетки на 220 В с помощью фирменного зарядного устройства, которое шло в комплекте. Полная зарядка практически с нуля занимает примерно 25—30 часов, но мы до такого состояния доводили автомобиль только один раз — после продолжительной поездки к друзьям на дачу. Наш обычный дневной пробег не превышает 100 километров, поэтому за ночь Тесла заряжается полностью. Считается, что медленная зарядка полезнее для батареи, чем супербыстрая. Опыт по установке зарядных станций на практике применить не удалось: ТСЖ пока против.

Счетчик мы еще не установили, просто платим в ТСЖ 2000 Р в месяц. Ежедневная ночная дозарядка обходится примерно в 60—100 Р — получается, на 2 тысячи километров пробега в месяц тратится не более 1800—2000 Р. То есть километр пробега, если считать по топливу, стоит около 1 Р.

С обслуживанием пока не сталкивались, только купили комплект зимних шин Continental WinterContact диаметром 18 дюймов. Они стоили 57 600 Р, услуги шиномонтажа при покупке шин — в подарок.

Очередное обслуживание нужно будет проходить следующим летом. Что в него входит — пока не изучали, но предполагаем, что дорого стоить оно не должно.

Неприятно проявляет себя правый задний фонарь — тот, что нам меняли по гарантии в Германии при покупке машины. Говорят, это фирменная болезнь этих машин, но дистанционно проблему решить нельзя. Если границу все-таки откроют, доберемся до ближайшего сервисного центра в Финляндии и попробуем поменять деталь по гарантии. Заодно посмотрим Хельсинки. Если нет — придется потратить на фонарь и его замену в России около 45 тысяч рублей. Или, возможно, у нас откроется официальный дилер «Теслы» и мы поменяем фонарь здесь.

Плюсы и минусы электромобиля

Спустя три года владения электромобилем могу сказать, что следующие мои машины тоже будут электрическими. Такую бесшумность, беспроблемность в эксплуатации и экономию может дать только электромобиль. Динамика радует, дает уверенность в маневрах. За все время никаких поломок, на ходу в любую погоду. Не нужно прогревать двигатель, зимой в машине за минуту становится тепло.

Инфраструктура постоянно развивается. За три года в Казани появились зарядные станции возле торговых центров и в близлежащих населенных пунктах. Теперь делаем технологические присоединения к городским электросетям, а не колхозим удлинители из форточки. Жизнь электромобилиста стала намного проще.

За это время пару раз бывали нервные моменты, когда нет стопроцентной уверенности, что доедешь до розетки. Но машина меня никогда не подводила, всегда оправдывала мои расчеты маршрутов.

Весной нужно будет менять авто: следующей зимой пробега уже не хватит для моей разъездной работы. За три года эксплуатации машины емкость батареи снизилась с 71 до 63%.

Сейчас у меня машина 2011 года, а я хочу купить 2013 — эта модель быстрее заряжается при низких температурах. Очень жаль расставаться с моим первым электрокаром. Будут второй и третий, но первые ощущения от управления авто с электродвигателем не забыть никогда.