В 2022 году в мире продали 7,8 млн электромобилей — на 68% больше, чем в 2021.
По итогам прошедшего года их доля в общем объеме продаж приблизилась к 10%. В России в 2022 году продали почти 3000 новых легковых электромобилей — на 33% больше, чем годом ранее. С учетом вторичного рынка прирост такого автопарка составил более 6500 единиц.
Мы посмотрели на статистику и узнали, сколько уже таких машин в России и успевает ли за ростом автопарка инфраструктура.
Как растет количество электромобилей
По данным на июль 2022 года, в России насчитывалось 23 000 электромобилей. Для сравнения: всего в стране 50,6 млн легковых машин. Получается, что электрокары составляют 0,045% от всего отечественного автопарка, то есть на 100 000 машин приходится всего 45 электромобилей.
Но, как мы уже сказали выше, количество электроавтомобилей с каждым годом растет в полтора-два раза. Например, еще в 2021 году в стране насчитывалось 16 500 таких машин. По прогнозам аудиторско-консалтинговой компании «Деловой профиль», к 2030 году в России будет никак не меньше 1,5 млн электромобилей — 2,3% от всего автопарка страны.

Какие модели самые популярные
По данным агентства «Автостат», в 2022 году россияне приобрели электромобили более 100 разных моделей, чему способствовал и активный ввоз таких машин, в том числе и за счет параллельного импорта. Три четверти таких машин в стране — это Ниссаны Лифы, причем почти все машины этой модели праворульные.
Важно отметить, что в рейтингах самых популярных моделей есть и премиальные модели — например, Tesla Model Y, Porsche Taycan, Audi e-tron Sportback.
Также ожидается, что в 2023 году в массовую продажу поступит и серийный отечественный электромобиль — «Москвич 3е», который будут собирать на бывшем заводе «Рено». Рекомендуемая розничная цена новой машины — 3 500 000 ₽. В свою очередь, в Липецке на мощностях завода «Моторинвест» выпускают китайские модели Dongfeng Aeolus E70 под брендом Evolute.


В каком регионе больше всего электромобилей
В начале 2022 года лидером по количеству электромобилей была Москва, где на учете состоял 2161 электрокар. На втором месте — Приморский край: 1652 машины. Сказывается близость к Японии, откуда импортируют праворульные Ниссаны Лифы. Отметим, что еще два года назад столица уступала Приморью по этому показателю.
На третьем месте Иркутская область, которая по числу электрокаров догоняет Приморский край. Также в топ-5 входят Краснодарский край и Хабаровский.

Сколько в России зарядных станций для электромобилей
Вместе с парком электромобилей растет и число специализированных станций зарядки. По данным Росстата, в 2015 году в стране их насчитывалось всего 6, а в 2021 году — уже 208. Официальной статистики за 2022 год на момент написания этой статьи еще нет.
А вот по данным компании 2chargers, которая продвигает приложение для поиска зарядных станций, в России насчитывается 4367 точек для подзарядки электрокаров, из которых 3679 — точки медленной зарядки, 688 — быстрой.
Интересно, что количество зарядных станций в регионах слабо коррелирует с количеством электромобилей. Быстрых точек, которые позволяют зарядить автомобиль на 70—80% за полчаса, больше всего в Татарстане и Подмосковье — в каждом более 100 таких объектов.
По числу медленных станций, заряжающих машину за несколько часов, лидеры — Москва и Подмосковье, где более 300 точек. В первой пятерке рейтинга также Краснодарский край, Санкт-Петербург и Приморский край. А вот Иркутская область и Хабаровский край, где распространены электромобили, в первые строчки этого списка не попали.
Но надо отметить, что электромобиль можно зарядить и от обычной бытовой розетки с напряжением 220 В, хотя процесс занимает в несколько раз больше времени. Если на среднестатистической станции в России на полную зарядку уходит четыре часа, то зарядка от розетки займет больше суток.
Каково это — владеть электромобилем в России
Тесла в нашей семье появилась в июне 2021 года. Нам нравится плавность и бесшумность езды. Дети оценили большой телевизор и возможность открыть машину с помощью карты.
Мы заряжаем машину в подземном паркинге от розетки на 220 В с помощью фирменного зарядного устройства, которое шло в комплекте. Полная зарядка практически с нуля занимает примерно 25—30 часов, но мы до такого состояния доводили автомобиль только один раз — после продолжительной поездки к друзьям на дачу.
Наш обычный дневной пробег не превышает 100 километров, поэтому за ночь Тесла заряжается полностью. Считается, что медленная зарядка полезнее для батареи, чем супербыстрая. Опыт по установке зарядных станций на практике применить не удалось: ТСЖ пока против.
Счетчик мы еще не установили, просто платим в ТСЖ 2000 ₽ в месяц. Ежедневная ночная дозарядка обходится примерно в 60—100 ₽ — получается, на 2000 километров пробега в месяц тратится не более 1800—2000 ₽. То есть километр пробега, если считать по топливу, стоит около 1 ₽.
С обслуживанием пока не сталкивались, только купили комплект зимних шин Continental WinterContact диаметром 18 дюймов. Они стоили 57 600 ₽, услуги шиномонтажа при покупке шин — в подарок.
Очередное обслуживание нужно будет проходить следующим летом. Что в него входит — пока не изучали, но предполагаем, что дорого стоить оно не должно.
Неприятно проявляет себя правый задний фонарь — тот, что нам меняли по гарантии в Германии при покупке машины. Говорят, это фирменная болезнь этих машин, но дистанционно проблему решить нельзя.
Если границу все-таки откроют, доберемся до ближайшего сервисного центра в Финляндии и попробуем поменять деталь по гарантии. Заодно посмотрим Хельсинки. Если нет — придется потратить на фонарь и его замену в России около 45 000 ₽. Или, возможно, у нас откроется официальный дилер «Теслы» и мы поменяем фонарь здесь.
Плюсы и минусы электромобиля
Спустя три года владения электромобилем могу сказать, что следующие мои машины тоже будут электрическими. Такую бесшумность, беспроблемность в эксплуатации и экономию может дать только электромобиль. Динамика радует, дает уверенность в маневрах. За все время никаких поломок, на ходу в любую погоду. Не нужно прогревать двигатель, зимой в машине за минуту становится тепло.
Инфраструктура постоянно развивается. За несколько лет в Казани появились зарядные станции возле торговых центров и в близлежащих населенных пунктах. Теперь делаем технологические присоединения к городским электросетям, а не колхозим удлинители из форточки. Жизнь электромобилиста стала намного проще.
За это время пару раз бывали нервные моменты, когда нет стопроцентной уверенности, что доедешь до розетки. Но машина меня никогда не подводила, всегда оправдывала мои расчеты маршрутов.
Весной нужно будет менять авто: следующей зимой пробега уже не хватит для моей разъездной работы. За первые три года эксплуатации машины емкость батареи снизилась с 71 до 63%.
Сейчас у меня машина 2011 года, а я хочу купить 2013 — эта модель быстрее заряжается при низких температурах. Очень жаль расставаться с моим первым электрокаром. Будут второй и третий, но первые ощущения от управления авто с электродвигателем не забыть никогда.
10.01.22, 08:35
Дайте мне что-то с запасом 400+ км с ценной 1.5-2 млн и я подумаю!
10.01.22, 15:15
тьфунатебя, берём самый дешёвый лиф с убитой батареей тысяч за 400 и перепаковываем батарею, в 2 ляма с 62 кВтч точно уложитесь, а может сможете и оригинальную найти. Стоить она будет космических денег, раза в три дороже самой машины, но 400 точно проедет.
10.01.22, 19:11
Артём, нет, спасибо
10.01.22, 09:48
Надеюсь на китайцев, что привезут классные недорогие электрички. Сейчас они лидируют у себя в стране по продажам электричек (1,76млн за 2021 год, а в сша например 270тысяч), бурно развиваются компании и стартапы, но вот с завозом к нам пока беда. Сейчас пока только одна модель у нас продается официально (JAC iEV7S, 2,4млн), но она не о чем.
10.01.22, 09:54
Starikov, скоро обещали Geely KX11 подвезти, гибрид, но всё равно топ за эти бабки
10.01.22, 15:12
Филипп, Да уж, пока нам привезут в этом году обычный КХ11, дай бог в 23м гибрид увидим думаю.
14.01.22, 12:29
Starikov, на китайцев одна надежда.
11.01.22, 06:14
Starikov, у нас ребята НЕО-Карс возят интересные китайские электрички. Даже гарантию дают.
10.01.22, 14:43
Starikov, здравствуйте. А можно ссылку на статистику по продажам?
10.01.22, 15:08
iskandar_9923, прям вот точной ссылки на график не дам, но например свежак - https://fortune.com/2022/01/07/china-electric-car-ev-sales-2021-growth-tesla-byd-li-auto-xpeng-nio/
Я дал статистику за полгода оказывается. За 2021 Китай - 3,3млн, сша около 700тыс. Сюда входят и гибриды тоже я так понимаю.
10.01.22, 15:13
Starikov, о спасибо. почитаю
10.01.22, 12:06
С текущим уровнем развития инфраструктуры зарядок очевидно (для меня конечно) - что пока только гибриды с электромотором+ДВС. Мне кажется пока лучше для РФ и не придумали.
Из статьи кстати не понял - что из этого всего продаётся в РФ официально. Насколько я знаю - официально можно купить только моделей 5.
10.01.22, 15:09
Дмитрий, жаль, что очень мало гибридов без жесткой связи между двигателем и колесами. По сути это только Nissan E-Note и Quashqai (готовится к продаже). У первого устройство почти копия Leaf со всеми его преимуществами, только большая батарея заменена на маленькую+генератор.
11.01.22, 06:09
AK, продолжая мой коммент выше - это официально в РФ их мало.) А если посмотреть на серовозов из Европы и Штатов - то там вот прямо раздолье.)
10.01.22, 09:55
У меня обычная бытовая уличная розетка, выведенная проф. электриком для садовой техники (газонокосилка, триммер etc), летом, при зарядке гибрида греется так, что ЗУ автомобиля блокируется.
Поэтому "обычная бытовая розетка", как написано в публикации, подходит весьма условно.
Удлинитель спущенный из окна квартиры для зарядки условного Лифа и вовсе пожароопасен.
10.01.22, 15:16
Severi, потому что проф. электрик не заложил туда достаточное сечение для длительной нагрузки в 16А. У меня почему-то ничего не греется вот уже два года.
10.01.22, 15:44
Вы протеряли контекст: я не жаловался на работу электрика и не просил объяснений :)
10.01.22, 15:49
Severi, а тут не критика электрика, у него скорее всего и не стояло задачи сделать розетку под такие нагрузки, вот он и поставил под стандартные 10 ампер. Это не плохо и не хорошо, это просто сделано под другую задачу.
10.01.22, 15:52
Артём, именно об этом я и говорил: розетка изначально сделанная под "бытовуху", не подойдет под зарядку авто.
21.06.22, 16:06
сапер, правильнее было бы написать "обычная бытовая розетка на 16 ампер". Но вообще это и есть стандарт, меньше ставят только ради экономии на проводке в тех случаях, когда известно, что именно будет включаться в эту розетку. Например, у меня специальная розетка для холодильника, там сечение кабеля 1.5 кв.мм и автомат на 10 ампер. Но это особый случай.
11.01.22, 13:45
Езжу на лифе полгода уже. Как второй автомобиль в семье в небольшом городе - идеален. Для загорода - ДВС, но после электрички в нём уже "не те ощущения".
10.01.22, 15:01
Электромобили классные, но пока не устраивает цена и инфраструктура.
10.01.22, 17:20
Не могу понять, как без развитой инфраструктуры зарядных станций можно владеть электромобилем, в случае если живешь в квартире в многоэтажке.
10.01.22, 09:30
как только пробеги станут возможны более 1200км и стоимость владения станет меньше двс
10.01.22, 09:53
Ivan, оно уже дешевле владения ДВС, да и очень редкий ДВС проедет более 1000км при идеальных условиях.
10.01.22, 11:42
Филипп, когда электрички станут дешевле двс и в покупке, и в обслуге, то будет движение. А пока электрички стоят как самолет и аккумуляторы как полсамолета - это игрушка богачей и хипстеров.
10.01.22, 12:04
Ivan, ~35,000$ VW id3 с зарядом на ~350км если ничего не путаю(поправьте).
Есть намного дешевле у других брендов, но и пробег меньше.
Что в общем уже сопоставимо с обычным авто среднего класса
10.01.22, 14:13
Филипп, смотрим автору и видим от 3600тыс руб, что за такое количество железа очень дофига. Не будет массовым данный сегмент пока цена и характеристики не сравняются как минимум. Никто в угоду экологии и в ущерб кошельку не будет покупать электрички.
10.01.22, 14:40
Ivan, да, ошибся, от 45,000 долларов. Пока дорого. Думаю через несколько лет подтянут и запас хода и цены до разумных
10.01.22, 19:09
Филипп, ну и машины ведь современные стоят не меньше 30к , разве не так?) и всегда было так за комфорт надо заплатить
10.01.22, 10:10
Филипп, на ДВС заправка занимает 5 минут, а не сутки.
10.01.22, 11:43
Александр, это то, что пока электричкам не под силу. Едешь в долгое путешествие и надо закладывать часы на подзарядку, а также часы на очередь на заправку. Садомазо какое-то
10.01.22, 19:10
Ivan, я слышал краем уха что пиндосы разрабатывают дорогу по которой будешь ехать и авто заряжатся, точнее закладывают участки дорог таких
11.01.22, 10:52
Павел, в фантастике тоже такое может быть. Но в остальном мире увы, нет. В рф когда асфальт сползает каждую весну, это невозможно в теории.
10.01.22, 12:05
Александр, быстрая зарядка около 40 минут , но нужна и зарядка и авто поддерживающий эту зарядку, а это уже дороговато)
10.01.22, 15:12
Всё это пока только сказки, и никак не может являться основным автомобилем в семье, даже за многократную разницу в цене. Вот когда зарядка от 0 до 100 будет занимать не более 15 минут, тогда будет возможен отказ от ДВС.
Сейчас чистая электричка может рассматриваться как второй авто, чисто для повседневных поездок. И то, для идейных владельцев или любителей, так как ДВС аналог стоит настолько дешевле, что и за 10 лет владения он выйдет дешевле.
В качестве основных авто с электро тягой вполне можно рассмотреть Nissan E-Note и планируемый Quashqai. Расход в городе в 2-3 раза ниже, чем у бензиновых, при этом силовая установка копия электрички со всеми её преимуществами.
14.01.22, 09:07
Мы с мужем купили этим летом Nissan Leaf 2014-го года на аукционе в Японии, и я влюблена в этот автомобиль. Мне изначально хотелось праворульную машину по ряду личных причин, и я рада, что остановила свой выбор именно на этой машине. Заряда хватает где-то на 120 км, что меня полностью устраивает. Мы живем в частном доме, электрик сделал нам зарядку для автомобиля на улице. Пару раз заряжались в городе на быстрых зарядках.
Мне зарядки хватает для поездок по делам и на дачу к родителям, в город предпочитаю ездить на электричке, чтобы не стоять в пробках и не искать парковку.
Очень довольна нашим автомобилем и надеюсь, что он долго будет меня радовать.
10.01.22, 09:03
Электромобили - классная тема! Жаль, что они супер неэкологичны… если бы электричество, которое они потребляют, было бы не из газа и нефти, которые жгут на электростанциях, а из солнца и ветра, было бы хорошо.
10.01.22, 09:13
Держи, так оно уже частично из солнца и ветра, но не в России.
10.01.22, 15:05
Держи, это всё равно лучше, чем индивидуальные коптилки на дорогах. Как бы отапливать город тоже выгоднее в индивидуальном порядке, когда в каждом доме своя котельная, нет никаких потерь на теплотрассах и тд. Но в таких районах просто нечем дышать зимой, везде выхлопы.
С авто так же. Даже если электричество на угле вырабатывать (как щас с теплом в городах), оседать всё будет в необитаемых районах по большей части, а в самом городе будет намного чище.
10.01.22, 10:49
Держи, а с каких пор газ и нефть - это не солнечная энергия, запасённая в углеводородах?
10.01.22, 13:58
Антон, шах и мат, Грета!
10.01.22, 17:35
У нас в Беларуси просто бум электромобилей, особенно популярны бу из США. Но вот льготы к сожалению с 1 января 2022 уменьшились, добавляется пошлина в 15%, а остается пока только нулевой НДС. Ну и инфраструктура конечно желает лучшего. Безусловно электромобили уже в ближайшие 5-7 лет в новом сегменте вытеснят модели с ДВС. По той же Норвегии можно судить, где давным давно уже преодолели отметку в 10% автопарка, а это десятки тысяч авто. Фото из Норвегии.
10.01.22, 19:06
В 20 году я пригнал себе авто с Европы, и тогда и до конца 21 года был вариант пригнать электричку через республику Беларусь без растаможки, то есть была программа по электрификации Беларуси, и ввезти её в РФ по таможенному союзу, и я переодически думаю какой был дурак что не взял Теслу, а с 22 года уже эту программу прикрыли, очень жаль!)
05.02.22, 10:59
Да,планирую.Были бы деньги ;)