Как я покупал Ауди Q7 в 3800 км от дома
Когда мне было 14, отец моего одноклассника купил новый шикарный автомобиль — Ауди Q7 4L.
Он был местным депутатом, любил детей и вообще многое делал для молодежи и нашего двора. В силу своей доброты он иногда давал своему сыну ключи, чтобы мы могли посидеть в машине, послушать музыку и почувствовать себя уважаемыми людьми. Именно тогда, при первом же прикосновении к рулю этого корабля, я, простой пацан из семьи военных, сказал себе: «Я когда-нибудь куплю себе такой автомобиль, потому что он идеален ровно настолько, насколько недоступен».
В 2018 году у нас с супругой родился ребенок — и мы задумались о покупке более просторного автомобиля. На тот момент в семье был Ситроен C4: его мы купили новым у официального дилера в 2013 году, заплатили 650 000 ₽. Он пять лет служил верой и правдой, не ломался и справлялся со всеми задачами. Единственный явный минус — механическая коробка передач, она доставляла жене неудобства. А я помнил про свою юношескую мечту и хотел большой внедорожник.
Как мы поняли, что будем брать Ауди Q7
Мы сразу решили, что будем брать машину в кредит. Отталкивались от комфортного ежемесячного платежа — и решили, что можно искать автомобиль в ценовом диапазоне 2—3 млн рублей: либо новый попроще, либо премиум с пробегом, но не старше 3—5 лет.
Первым делом мы составили список автомобилей, которые нам просто нравятся визуально. Затем я сделал таблицу в «Экселе», чтобы сравнить расходы на покупку, техобслуживание и эксплуатацию.
Новые автомобили:
- Тойота RAV4.
- Шкода Карок.
- Шкода Кодиак.
- Киа Соренто Прайм.
- Хендай Тусон.
- Хендай Санта-Фе.
- Хавейл H6.
- Мицубиси Аутлендер.
Премиум с пробегом 2015—2017 года выпуска:
- Ауди Q7 в кузове 4M.
- Лексус RX.
Я начал собирать данные о машинах на сайтах официальных дилеров, «Авто-ру» и на клубных форумах. Пересмотрел все возможные тест-драйвы, прочитал про все болячки, разобрался, что как ломается и что сколько стоит. Все занес в эксель-файл. На все это ушло примерно полгода. Считаю, что характеристики, достоинства и недостатки удобно сопоставлять визуально — и таблица в этом сильно помогла.
В течение 2019 года мы с женой записывались на тест-драйвы, удалось посидеть за рулем каждого из автомобилей. В результате отказались от Шкод, Хендаев и Хавейла. Последний расстроил сильнее всего, хотя по фотографиям нравился.
Из списка автомобилей с пробегом мы вычеркнули Лексус RX: жена разочаровалась, когда села за руль. Даже большой LX изнутри показался нам менее приятным, чем большинство новых машин из нашего списка.
Ни один из претендентов не зацепил настолько, чтобы захотелось без сожаления ввязаться в кредит. В какой-то момент мы чуть не передумали продавать Ситроен. При этом я все чаще стал думать об Ауди Q7.
Новая RAV4 оказалась бомбой, хотя по фотографиям не впечатлила. Соренто, наоборот, лучше выглядел на фото, чем живьем, но в целом понравился. Аутлендер выигрывал в плане комплектации — он получился самым оснащенным. С Q7 тоже все понятно, она никуда не делась. Теперь у нас был список машин, которые требовалось сравнить более серьезно. В таблице появились критерии оценки и баллы.
Наш итоговый рейтинг автомобилей:
- Ауди Q7 — 423,5 балла. Максимальные оценки за ощущения от тест-драйва, расход топлива, престижность и премиальность модели, а также визуальные качества интерьера и экстерьера. Низкие оценки за дорогое техобслуживание и высокую цену в нужной комплектации.
- Мицубиси Аутлендер — 422 балла. Высокие оценки за расход топлива, стоимость обслуживания и цену автомобиля в нужной комплектации. Эту модель любят за хорошее соотношение цены и качества, а также за универсальность. Очень порадовала компетентность сотрудников в дилерских центрах. Сама машина обыкновенная, ощущения от тест-драйва были не очень.
- Тойота RAV4 — 386,5 балла. Последний кузов очень нравится внешне, отличные ощущения от тест-драйва. Минусы — высокий расход топлива, дорогое ТО и запчасти, цена за хорошую комплектацию.
Мы чуть было не купили Аутлендер, но помешала пандемия: в тот момент он подорожал на 112 000 ₽. Это был сигнал отложить покупку до тех пор, пока все более-менее не утрясется.
Уже в апреле-мае 2020 года обещали появление рестайлинговой Audi Q7 и абсолютно новой Q8. Нужная нам Q7 4M должна была подешеветь, а главное — на рынке должно было появиться много ухоженных автомобилей: владелец продает машину не потому, что она посыпалась или побывала в серьезном ДТП, а потому, что дилеры начали продавать рестайлинг.
Мы договорились с женой, что, если я найду предложения о продаже Q7 в рамках нашего лимита в 3 млн рублей, мы рассмотрим этот вариант. Ее опасения о покупке б/у автомобиля я планировал нивелировать особо тщательной проверкой. Я стал еще более подробно изучать комплектации и опции, читал форумы, искал ответы в интернете, изучал болячки и проблемы в эксплуатации Ауди Q7.
Как я настраивал фильтры поиска
Автомобиль я искал на «Авто-ру»: на «Авито» было меньше предложений — и почти каждое из них дублировалось с «Авто-ру».
Начал с настройки фильтра, внес в него все базовые параметры. Я сознательно не ставил фильтр на цену. Большая цена в объявлении — это не приговор, особенно в случае с премиумом: всегда можно поторговаться у капота и уложиться в бюджет.
В блоке «Кто продает» специально поставил «Неважно»: автомобили премиум-класса продать гораздо сложнее, чем Хендай Крету, Киа Рио или другой ликвидный автомобиль, поэтому хороший вариант с пробегом вполне может стоять в салоне официального дилера. Есть риск его упустить, если ограничиться частниками. Состоятельные люди часто сдают машину в трейд-ин и готовы потерять пару сотен тысяч рублей, чтобы избавить себя от общения с потенциальными покупателями и сэкономить время.
Я уже точно знал, что мне подходит комплектация «Бизнес» или «Спорт» с опциями. Я был готов смириться, что в машине не будет навигации, электрорегулировки руля, памяти передних сидений, литых дисков и панорамной крыши. Вот опции, которые я хотел бы видеть в своей Ауди Q7:
- Камера заднего вида.
- Доводчик дверей.
- Подогрев всех сидений и вентиляция передних.
- Четырехзонный климат-контроль.
- Кожаный салон, черный или коричневый.
- Дополнительный пакет освещения салона с сенсорами.
- Фары Ауди Матрикс.
- Обогрев лобового стекла.
- Ионизатор воздуха.
Я не вижу смысла вносить в фильтр информацию об опциях и дополнительном оборудовании: с одной стороны, по фотографии видно, есть они или нет, а с другой — продавец мог полениться и не поставить нужные галочки. Я просмотрел 80 объявлений, и только в 9 из них были автомобили, которые мне подходят. Пора было переходить к активной фазе: продавать Ситроен и ездить на просмотры.
Как я продавал свой Ситроен
На первый взнос по кредиту требовались деньги — нужно было накопить примерно 500 тысяч рублей и продать старую машину. Мы решили, что сумма кредита не должна значительно превышать накопления на инвестиционном счете к его закрытию в декабре 2021 года, а это примерно 1,5 млн рублей. Я счел, что очень важно иметь возможность погасить кредит в любом случае — например при болезни или потере работы.
Я переживал, что Ситроен будет продаваться очень долго. Ведь это француз на механике цвета «белый перламутр» с далеко не идеальным лакокрасочным покрытием: было много мелких сколов и царапин, трещина на бампере и две большие царапины. Рассчитывал выручить 450 000 ₽, но потом решил проанализировать предложения на «Авто-ру» и скорректировать ожидания.
Я настроил фильтр под критерии моей машины, выписал в таблицу все 34 объявления с ценами и исключил нерепрезентативные предложения: удалил три самых дорогих и три самых дешевых. Потом определил среднюю цену.
Средняя цена моего старого автомобиля оказалась выше, чем я предполагал: 504 000 ₽. Очень удивился, что в Москве много таких машин используется как такси. Я никуда не торопился, поставил цену 500 000 ₽ и решил для себя, что торговаться готов до 480 тысяч.
Объявление о продаже я разместил 16 июля 2020 года — в надежде спокойно и без суеты продать автомобиль в течение 3—5 месяцев: все равно подходящего предложения на замену я еще не нашел. В первые несколько дней на меня обрушился шквал звонков от перекупщиков и автосалонов: первые с ходу предлагали забрать за 300—350 тысяч без осмотра, вторые приглашали приехать к ним на осмотр и бесплатную оценку стоимости, после которой предполагалось оглашение окончательной цены.
Я принял одно из таких предложений: автосалон был недалеко, а мне было любопытно, как они осмотрят и продиагностируют автомобиль. Оказалось, что это такие же перекупщики: мой автомобиль ушел бы от них в тот же день без всяких объявлений. Сильнее всего разозлила попытка сбить цену до 380 000 ₽ за окрашенный бампер и сколы. Я написал об этих недостатках в объявлении — в салоне уже знали о них и по телефону предложили 450—480 тысяч рублей. Потратил время впустую, делюсь опытом.
В течение первых двух дней после публикации объявления со мной связались только два реальных покупателя, причем один был готов забрать автомобиль после получасового разговора по телефону — без торга и осмотра в автосервисе. Правда, просил придержать автомобиль на две недели и никому его не показывать, так как нужно было собрать деньги. Меня это устраивало: времени хватало, а продать без торга вообще было бы успехом. Тем не менее я ничего такого этому покупателю не обещал: все-таки чужой человек, может и передумать за две недели.
Мне повезло и со вторым реальным покупателем. Он приехал из Тульской области. На осмотре он обоснованно сторговал 20 000 ₽ и даже готов был сразу забрать автомобиль. Но я не хотел так быстро расставаться с Ситроеном:
- Я не могу без машины, меня не радовала перспектива месяц ходить пешком, пользоваться такси или каршерингом. Пандемия и работа на удаленке сделали этот пункт менее значимым.
- У меня был покупатель, который обещал забрать машину без торга.
Первый пункт — исключительно моя проблема, поэтому про него я не говорил, но второй довод огласил. Покупатель отнесся с пониманием, сказал, что готов подождать две недели. Однако уже к вечеру он позвонил, пообещал забрать машину без торга и предложил предоплату — 50 000 ₽.
Я не ожидал такого ажиотажа вокруг своей старушки, поэтому согласился — с условием подождать, пока я сниму машину с учета для сохранения номера. Предоплату я получил в тот же день на карту, сразу записался через госуслуги в ближайшее отделение МРЭО. Там я довольно быстро получил новые номера, старые забрал с собой. Спустя всего семь дней после публикации объявления я заключил с покупателем договор купли-продажи. Продал Ситроен за 500 000 ₽.
Поиск Ауди Q7: активная фаза
Теперь я был без машины — это стало серьезным стимулом ускорить поиски. Супруга по-прежнему хотела новую машину, поэтому сначала мы позвонили дилеру «Мицубиси» насчет Аутлендера. По телефону сказали, что цена выросла и вряд ли упадет. Автомобилей в наличии уже не было, а сроки поставки серьезно увеличились. Если раньше Аутлендер со всеми необходимыми нам опциями обещали доставить через месяц, то теперь нужно было ждать 3—6 месяцев.
Я вернулся к заранее отобранным объявлениям о продаже Ауди Q7, завел таблицу с пробегом, количеством владельцев, комплектацией и дополнительным оборудованием. Потом позвонил по каждому из объявлений и уточнил детали. Никому из продавцов не говорил, что приеду смотреть.
В итоге из выборки пришлось вычеркнуть четыре объявления. Первое — завлекающее: потрясающая по описанию машина по очень привлекательной цене. Представитель продавца сказал, что ее продали буквально два часа назад, но только что пригнали пару машин еще лучше, не успели выложить на «Авто-ру». Классическая ситуация для стоянки в промзоне, которая торгует автохламом.
Второе объявление было неактуальным: продавец сказал, что просто забыл его снять, а машину уже продал.
Еще два варианта отпали после разговора с продавцами: и машины были в наличии, и стоили они сколько нужно, только в одном случае было слишком много крашеных деталей, а в другом требовалось поменять пару дорогих агрегатов — уже не помню точно каких.
У меня осталось пять объявлений с автомобилями, которые был смысл проверять усиленно. Я пользовался проверкой от «Авто-ру» — это история автомобиля по его VIN: по отчету понятно, как за машиной следили, где обслуживали и о чем умолчали в объявлении и при разговоре по телефону. У «Авто-ру» есть еще один плюс: подставить в объявление VIN от другой машины крайне сложно, чего нельзя сказать про «Авито».
Я купил пакет из 10 отчетов за 990 ₽ и проверил предложения из своего списка. К сожалению, у всех пяти автомобилей были проблемы.
- У одного был запрет на регистрационные действия. Продавец-частник при разговоре по телефону путался в показаниях и суетился, а потом вовсе бросил трубку. Я так и не узнал, в чем там дело.
- У другого скрутили пробег примерно на 50 тысяч километров. Не стоит тратить время и разбираться, зачем это сделали.
- Еще два участвовали аж в трех ДТП. Продавцы говорили, что есть крашеные детали, но про ДТП — ни слова.
- Последний вариант был хорош всем, кроме цены — 3,2 млн — и факта, что его уже зарезервировали и даже внесли предоплату. Менеджер дилера, у которого продавали этот автомобиль, вселил надежду: сказал, что покупатель затянул оформление сделки на две недели. А еще они были готовы отдать автомобиль за 3,1 млн.
Тот же менеджер предложил посмотреть другой автомобиль — в более богатой комплектации, но за 2,9 млн. Я долго не мог понять, в чем подвох, но все-таки разобрался. На тест-драйве меня смутило, что двигатель работает очень тихо, но менеджер сказал, что все в порядке. То, что там стоит бензиновый двигатель, я понял, как только открыл капот: я ничего не понимаю в машинах, но хорошо знал, как выглядит подкапотное пространство автомобиля моей мечты. Думал, недоразумение, но нет: в объявлении было написано, что это дизель. Скандал закатывать не стал, хотя очень хотелось: надеялся дождаться Q7, за которую внесли залог, и решил не портить отношения. Надеялся зря, машину все-таки продали.
Я решил подождать, пока появятся новые предложения. 23 июля, в день оформления сделки по продаже Ситроена, мне пришло оповещение о новом объявлении. Продавал, как бы забавно это ни звучало, официальный дилер БМВ. Видимо, предыдущий владелец променял Ауди на БМВ и сдал предыдущую машину в трейд-ин.
Я проверил машину в том же сервисе с отчетами. Было одно ДТП и три расчета по каско, два незначительных и один большой — на 840 000 ₽: в машину въехали сзади. Но я все же посчитал, что соотношение цены, комплектации и истории по отчету оставалось хорошим, и решил съездить посмотреть автомобиль.
Менеджеры рассказали все, что знали, дали посмотреть папку с чеками и заказ-нарядами на ремонт и техобслуживание. Вежливо попросили ничего не фотографировать. Машина понравилась: коричневый кожаный салон смотрится выигрышнее, чем черный, на который я нацеливался до этого. Крыша была обшита черной алькантарой. Расстроило, что нет вентиляции передних сидений и фар Ауди Матрикс, но ладно.
Я решил не торопиться, забронировал автомобиль на три дня без предоплаты и поехал домой. Нужно было оценить последствия серьезного ДТП с большим расчетом по каско. Вечером я зашел посмотреть новые объявления, увидел несколько свежих предложений — и только потом понял, что фильтр слетел и я смотрю предложения со всей России.
Один автомобиль мне понравился настолько, что я даже боялся смотреть отчет. Ауди Q7 2016 года была потрясающей: идеальный внешний вид, комплектация «Бизнес», те самые матричные фары, один владелец, продает дилер «Ауди», цена ниже рынка — 2,8 млн. Минус был один: дилер и машина находились в Кемерове, а это в 3800 километрах от Москвы. Нужно было понять, стоит ли машина того, чтобы ехать за ней так далеко, и почему цена ниже рынка.
Что было не так с машиной из Кемерова
Отчет по этой машине в целом был хорошим, за исключением запрета на регистрационные действия и факта, что она в залоге. Я начал разбираться, чтобы понять, что может означать запрет на регистрационные действия. Менеджер не знал ответа, но предположил, что машину нельзя продать по договору купли-продажи без участия третьей стороны — выгодоприобретателя по договору залога.
Вообще, запрет могут наложить в следующих случаях:
- Когда владелец автомобиля не платит штрафы за нарушение ПДД и по постановлению суда о неуплате других долгов. Запрет накладывают ребята из Федеральной службы судебных приставов.
- Автомобиль в розыске, запрет накладывают органы следствия.
- Автомобиль ввозят в Россию с нарушениями. Запрет со стороны органов таможни.
- Происходят некоторые безобразия. Но настолько редко, что их нет смысла описывать.
Сначала я расстроился и чуть не отказался от этого варианта, но коллега-безопасник немного успокоил и посоветовал дождаться подробностей от предыдущего собственника автомобиля. Затея поехать в Кемерово сначала показалась мне сложной и затратной, но, с другой стороны, речь шла об идеальном для меня автомобиле. Я решил найти что-то, что позволит мне с чистой совестью отказаться от этого варианта.
По заверению менеджера, первый владелец был их постоянным клиентом, авто все время обслуживалось у них, они уверены на 100% в исправности автомобиля и своевременном прохождении ТО. Первый владелец сдал этот автомобиль в трейд-ин, а сам уехал из салона на новенькой Q7. Его бывшей машине провели предпродажную подготовку и даже что-то отремонтировали по гарантии. Гарантия заканчивается 4 сентября 2020 года, а значит, у меня чуть больше месяца, чтобы проверить машину дальней дорогой и устранить неисправности по гарантии. По идее, гарантия должна была закончиться в 2019 году или на пробеге 120 000 км, но владелец платно продлил ее еще на год, притом что лимит пробега остался прежним. Продление стоит 100 000—250 000 ₽ в зависимости от опций вроде гарантии на лакокрасочное покрытие, стекла и еще что-то, что не входит в обычный пакет.
Чуть позже менеджер выяснил, что запрет на регистрационные действия наложили из-за штрафов, которые предыдущий хозяин уже заплатил. Но прошло два месяца, а запрет не снимают. Мол, ничего страшного, просто задержка — поэтому и такая цена, но брать можно. Я в такое обычно не верю, не поверил и сейчас.
По-прежнему стоял выбор: московская Q7 за 2,9 млн с возможностью торга до 2,8 млн или кемеровская Q7 за 2,8 млн без возможности торга и с перспективой попутешествовать.
Как я проверял машины
Для начала я хотел узнать номера телефонов предыдущих владельцев, позвонить, прикинуться дурачком и спросить про машину. В этом был смысл: у претенденток было по одному хозяину, оба сдали свои автомобили в салон — больше у бывших владельцев нет причин что-то скрывать. При этом они могли просто отказаться от разговора и бросить трубку.
Я знал, кто владелец московской Q7: записал его фамилию, имя и отчество, как только увидел все это в документах у дилера БМВ. С помощью открытых источников я нашел два номера телефона. По первому не дозвонился, по второму ответил нужный мне человек. Он, конечно, удивился моему звонку, но я сразу заверил, что сотрудники салона БМВ тут ни при чем, я сам пробил и нашел его номер, вежливо описал ситуацию и попросил рассказать все как есть — чисто по-человечески.
Вот информация, которую я получил от собственника московской Q7:
- Было три столкновения, из которых два — наезд на препятствие, ничего страшного. Одно столкновение существенное: на первом году эксплуатации машину «догнали». Во всех случаях все исправили по каско у дилера, ремонт в совокупности обошелся страховой в 840 000 ₽. Красили почти все элементы, но реально по царапинам ничего серьезного, кроме первого ДТП, не было.
- В трейд-ин зачли всего 2,4 млн, хотя продавали за 2,89 млн, поэтому, цитирую, «можно смело качать автосалон на торг, раз они даже не удосужились бампер покрасить».
- Ремонт и ТО владелец делал у знакомых, поэтому у официалов нет базы ТО и ремонтов, но спецы хорошие, хотя, цитирую, «я мог пропускать сроки замены масла и прочей фигни, они мне сами звонили и просили приехать, вряд ли все менялось по регламенту, если для тебя это важно».
С кемеровской Q7 пришлось повозиться: кое-как через менеджера выпросил скан ПТС, благодаря чему узнал ФИО собственника. Сотрудник официального дилера из Кемерова оказался более профессиональным, чем те, с кем мне приходилось общаться в Москве. Он сделал много такого, что в принципе не входит в его обязанности:
- Всегда был на связи, переписывался со мной.
- Снял множество детальных фото и видео недочетов машины — я знал про каждый скол и царапину.
- Помог разобраться в деталях и отвечал на до стыдного глупые вопросы.
Номер телефона пришлось искать через друга-безопасника с работы: в открытых источниках его не было. Если бы у меня не было такого друга, я бы наверняка отказался от авантюры с кемеровской Q7.
Мужчина оказался ценителем Ауди и четко, с заметным удовольствием рассказал все, что знал про автомобиль:
- Обслуживался у того самого официального дилера, что продает автомобиль. У них есть вся история, все меняли точно в срок и по пробегу. Все болячки этой серии были устранены по гарантии — благодаря настойчивости владельца.
- Притертость на заднем бампере, цитирую, «официалы могли закрасить, если будешь толщину смотреть — не удивляйся, там реально была царапина на парковке, просто руки не дошли самому сделать». Притертость, кстати, официалы не убирали, хотя и пытались с помощью полировки.
- Пробег реальный и большой, 112 тысяч километров, но в основном по трассе Кемерово — Красноярск: часто ездил по работе. Трасса там отличная, так что в целом пробег удовлетворительный.
- Запрет на регистрационные действия. Владелец пропустил два платежа по кредитам, но не по своей вине: было рефинансирование кредита в другом банке с добавлением денег на новую Q7, а новый банк перечислял деньги первому банку с опозданием. Я вышел на банк, который был залогодержателем, — сотрудник залогового отдела уверил, что направлял заявление о снятии запрета на регистрационные действия около месяца назад. Информация от владельца подтвердилась, и я не стал дальше вникать в подробности.
- В трейд-ине машину зачли как 2,6 млн. При рыночной стоимости 2,8 млн дилер вряд ли будет торговаться. Менеджер в Кемерове говорил прямо: цена окончательная.
Для спокойствия я закинул эти два VIN в несколько платных чатов, найденных в интернете, которые обещали выгрузку «всей подноготной» по VIN или госномеру автомобиля. Ничего нового относительно отчета с «Авто-ру» я не нашел. Некоторые источники давали откровенно мало информации и в каком-то нечитаемом формате, при этом каждый запрос стоил 99—399 ₽. Не повторяйте моих ошибок, не пользуйтесь этими чатами.
У меня был знакомый мастер-приемщик из дилера «Ауди». Он по VIN просмотрел всю историю техобслуживания и гарантийных ремонтов этих двух автомобилей и выгрузил ее для меня в формате PDF. Такие же выгрузки он сделал по комплектации и внутренней сервисной переписке, которая ведется между сотрудниками, когда автомобиль попадает в работу. Его помощь явно нарушала внутренние регламенты, хотя по факту ничего сверхъестественного он не сделал.
Впрочем, по московской Q7 практически ничего не было: она обслуживалась не у официалов, хотя визиты в салон были, особенно в первые три месяца после приобретения. Забавно было почитать внутреннюю переписку сотрудников сервиса официального дилера, где они удивлялись, что в авто за 5 млн все мигает и вылезает куча ошибок, а владелец негодует по этому поводу.
По кемеровской Q7 тоже было два визита вскоре после покупки, но сервисная переписка была куда более профессиональной. Была история всех обращений, все ТО, гарантийные ремонты — все согласно графику. На основании данных я составил табличку своевременности ТО, ведь это очень важно для любого авто.
По гарантии были устранены все болячки, о которых по телефону говорил первый владелец, а также те, о которых он не знал: официалы перетрясли подвеску, когда выкупили автомобиль. Согласно заказ-нарядам, ремонт и предпродажную подготовку оценили в 124 000 ₽ по гарантии и 28 000 ₽ за счет автосалона. Все недочеты касались передней подвески, но это точно не наезд на препятствие. Больше похоже на естественный износ шаровых и сайлентблоков.
24 июля я написал своему персональному менеджеру в банк, где мне предварительно одобрили две заявки на кредит:
- На 2 млн под залог автомобиля, срок — 5 лет, 11% годовых, ежемесячный платеж — 43 525 ₽.
- На 2,5 млн под залог автомобиля, срок — 5 лет, 11,2% годовых, ежемесячный платеж — 54 556 ₽.
Нужно было просто явиться в отделение банка, подписать бумаги и получить деньги — либо наличными в кассе, либо переводом по реквизитам, указанным в документах. Меня такой подход устраивал: я планировал брать деньги непосредственно перед покупкой, чтобы не платить банку проценты за время, пока выбираю автомобиль. Я взвесил все за и против и решил поехать в Кемерово.
Аванс без просмотра и подготовка к поездке в Кемерово
24 июля я поговорил с руководителем отдела продаж дилера из Кемерова: просил зарезервировать автомобиль без залога. Мне нужно было время на покупку билета в Кемерово и перелет.
Сначала руководитель отдела продаж не соглашался резервировать автомобиль без залога: говорил что есть покупатель из Красноярска. Ближе к вечеру стало понятно, что покупатель не доехал, а начальник согласовал цену 2,65 млн. С машины по-прежнему не сняли запрет на регистрационные действия, хотя у меня уже была информация, что все в порядке. Я сильно удивился: раньше мне говорили, что торг невозможен и цена 2,8 млн — минимальная.
Единственное условие дилера — заключить договор о намерении купить автомобиль и внести 50 000 ₽ залога. Покупать машину по этому договору я не обязан, но в течение 10 дней должен приехать и посмотреть на автомобиль. Если не приеду — залог не вернут. Все риски с запретом на регистрационные действия по этому договору я тоже должен был взять на себя.
Мы посоветовались с женой и решили, что такие условия нас устраивают: если вживую автомобиль мне не подойдет, я потрачу деньги только на перелет. Но в лучшем случае мы получим автомобиль со скидкой 150 000 ₽, которая окупит затраты на дорогу, проживание и комплект летней резины, которой у Ауди из Кемерова не было.
Уже поздно вечером мы с супругой сели за компьютер и решили сделать сравнительную таблицу по двум автомобилям.
Пока я занимался сбором информации, жена присматривала билеты в Кемерово. Она очень хотела поехать со мной, но ребенка оставить было не с кем: наши родители работают. Да и в целом они не особо поддерживали эту идею: «Мы такого не понимаем. Поехать за тридевять земель, чтобы купить старую машину за 3 миллиона! А еще не забывай про сибирских бандитов, которым могут позвонить из того же салона. Отберут машину, не успеешь выехать из города, вышвырнут на трассу, хорошо если живым останешься. Ну-ну, головы нет на плечах, езжай!»
Было бесполезно объяснять родителям, пропитанным духом СССР, что 90-е давно в прошлом, машина будет застрахована и вообще все спланировано, а преступления описанного характера уже не интересуют местных криминальных авторитетов. Билет в итоге я заказал через свою организацию, согласовав это с директором, потому что у нас была возможность бесплатной отмены за 24 часа до вылета.
В день вылета — 26 июля — заканчивался и трехдневный срок бронирования московской Q7. Менеджеры дилера БМВ звонили мне 25 июля с предложением внести залог и подумать еще три дня, но я отказался. Билет был уже на руках.
У кемеровского дилера почему-то не было своих страховщиков, хотя они предлагали каких-то партнеров — местную страховую компанию с неизвестным мне названием. В итоге о страховке я заранее договорился сам.
Прилет в Кемерово, оформление сделки
Я прилетел рано утром: по Москве было примерно три часа ночи, а в Кемерове — семь утра. Помимо осмотра машины у меня было два очень важных дела.
Купить летнюю резину. Еще в Москве я заказал новый комплект китайской летней резины Triangle всего за 21 200 ₽. На форумах видел положительные отзывы о резине именно этого и ряда других китайских производителей. Предложение нашел на «Дроме» — правда, продавец был из Новосибирска. В Кемерове подходящей резины не было — ни новой по адекватной цене, ни бывшей в употреблении. Пришлось договариваться с ребятами об отправке комплекта из Новосибирска в Кемерово, чтобы он был на месте 27 июля. Стоимость доставки — 1000 ₽.
- 21 200 ₽
Застраховаться по ОСАГО и каско. Страховку удалось оформить в тот же день — и действовать она начала почти сразу, в 16:00. Это позволило мне сразу после сделки выдвинуться в сторону Москвы.
В автосалоне я встретился с менеджером, который общался со мной по почте и по телефону. По окончании сделки я был настолько ему благодарен, что решил подарить бутылку коньяка и коробку конфет. Автомобиль был в точности таким, как он рассказывал. Сколы и дефекты выглядели вживую гораздо менее заметными, с документами все было в порядке.
Я загуглил ближайший приличный автосервис, спросил, есть ли у них компетентные мастера по Ауди, и записался на диагностику автомобиля. Мой менеджер без проблем согласовал эту поездку и лично перегонял машину в сервис и обратно. На диагностике ничего сильно плохого не сказали: износ передних тормозных дисков, колодок и больше ничего существенного. За отдельные деньги проверили работу пневмоподвески, а также считали старые ошибки — все было в порядке.
Примерно в полдень руководитель отдела продаж сообщил, что им пришел ответ о снятии запрета на регистрационные действия, поэтому они отзывают скидку в 150 000 ₽. Юридически правда была на моей стороне: ведь не я просил заключить договор о намерениях. Я свои обязательства выполнил — пусть и они выполняют. Руководитель отдела продаж ссылался на форс-мажорные обстоятельства в договоре, а мой менеджер вступился за меня, считая такой шаг руководителя несправедливым: «Человек прилетел из Москвы, а вы меняете ключевые условия сделки». Я попросил позвать управляющего или директора автосалона, чтобы разрешить проблему мирным путем.
Управляющий выслушал меня, взял паузу, посоветовался со своими юристами — и в итоге согласился продать автомобиль по прежней цене. Мне при этом намекнули, что я тоже «не белый и пушистый»: знал о снятии запрета и не постеснялся просить скидку. В принципе, так оно и есть, но им никто не мешал позвонить в банк и уточнить информацию, как это сделал я. В итоге пожали друг другу руки и решили забыть этот инцидент. В качестве извинений мне сделали скидку на шиномонтаж — хотя я рассчитывал, что эта услуга вообще будет бесплатной: сделка была летом, а автомобиль был на шипованной зимней резине. Ну да ладно.
Затем мы сделали запись в ПТС, я забрал ключи с документами и уехал из автосалона в направлении Новосибирска.
Путь из Кемерова
Голова шла кругом, меня переполняли эмоции: положительные — от долгожданного исполнения мечты, смешанные — от перенесенных трудностей. Но главное только начиналось.
Я настолько устал к вечеру, что у меня буквально закрывались глаза. Это несмотря на несколько чашек кофе и банку энергетика. Хорошо, что я успел пообедать, пока ждали страховщика. Как проехать 270 километров в таком состоянии, я не представлял, поэтому остановился, как только выехал из города. 20 минут я пытался прийти в себя: смотрел на бескрайние сибирские просторы и умывался холодной водой.
Это было самое удачное время для появления кемеровских бандитов, но, к счастью, ничего такого не произошло, да и каско на этот случай уже действовало.
По пути до Новосибирска мне очень мешала зимняя резина, которая болталась по салону в зоне багажника и сложенных задних сидений. При торможении она то и дело скользила и терлась о пластик. Лучше в такой ситуации крепить комплект зимней резины надежно, заворачивать ее во что-нибудь жесткое или отправлять транспортной компанией.
Я добрался до Новосибирска, переночевал в гостинице, а наутро нашел транспортную компанию, которая была готова отправить мою зимнюю резину в Москву. Стоило это около 1500 ₽, деньги я отдал при получении груза на складе недалеко от Мкада.
Как только задний ряд сидений освободился, я вспомнил о «Блаблакаре»: хотелось найти попутчиков даже не ради денег, а просто ради компании и беседы. Планировал маршруты до ближайшего города на следующий день. Цену ставил немного ниже средней, поэтому мне удавалось быстро найти 2—3 человек. Попутчики были всегда — это позволило почти полностью отбить расходы на дизельное топливо.
Был забавный случай в Омске: местные ИП — водители междугородних маршруток — боролись с блаблакарщиками. Их диспетчеры с фальшивых аккаунтов пассажиров бронировали места у таких, как я. Сначала было непонятно, почему люди не отвечают на звонок и смс после бронирования, а потом оказалось, что почти все симкарты казахские, а аккаунты «Блаблакара» созданы несколькими днями ранее. Отмена такого левого бронирования происходит не сразу — таким образом диспетчеры выигрывали время, заполняли свои маршрутки пассажирами и повышали маржинальность каждой поездки. Вот так я, сам того не желая, пытался нарушить бизнес-процессы и отобрать хлеб у местных. Единственный попутчик, который успел зарегистрироваться на мою поездку в тот день, подробно рассказал про махинации местных перевозчиков и про то, как от этого страдают омичи.
В целом было интересно послушать разные истории попутчиков: три перекупщика автомобилей рассказывали про незаконный транзит автомобилей в Казахстан, студенты — о том, как выживают без денег, два учителя — о своих торговых точках с одеждой и канцтоварами.
В Омске я встречался с дальними родственниками жены, в Челябинске, Самаре и Рязани — с сослуживцами, у них же и ночевал. В городах, где не было знакомых, снимал номера в отелях через «Букинг». Днем останавливался в красивых местах и около въездных стел, делал фотографии.
Предэксплуатационный гарантийный ремонт, опыт использования и планы
После регистрации в МРЭО, назначенной на 4 августа, у меня еще оставалась неделя отпуска, которую я решил потратить на изучение особенностей гарантии на свой автомобиль. Напомню, что гарантия у меня действовала до сентября — в течение месяца можно было ею воспользоваться. Но в пути никаких поломок не проявилось.
Я поехал на диагностику в автосервис, который специализируется на ремонте автомобилей концерна VAG — и Ауди в том числе. Этих специалистов мне посоветовали близкие знакомые из Рязани, к которым я заезжал по пути в Москву. Чего они только не делали: и какие-то компьютеры-мониторы и целые кейсы к машине подключали, и по своим базам сверяли номера замененных ранее деталей, даже что-то там разобрали, потом собрали обратно.
Результат проверки порадовал: автомобиль в очень хорошем состоянии, несмотря на почти 120 тысяч километров. Замечания тоже были — и это нормально для такого пробега. Предложили написать грамотную рекламацию для дилера, чтобы мастер-приемщик не смог отказать в приеме автомобиля на гарантийный ремонт, а механики подтвердили бы неисправность. После этого мне могли поменять ряд важных агрегатов по гарантии — то есть бесплатно. При этом реальных показаний к ремонту не было. Износ соответствовал пробегу, распредвал можно было вообще никогда не менять, а натяжитель цепи и рулевая рейка должны были потребовать внимания через 40—50 тысяч километров.
За помощь просили символические 15 000 ₽, и я согласился. Итоговый гарантийный ремонт по ценам дилера — 384 000 ₽, так что инвестиция многократно окупилась. Когда все закончилось, мне предложили продать этот автомобиль за сумму, значительно превышающую цену покупки. Но я пока отказался: планирую несколько лет радоваться ему сам.
Эксплуатация
Я владею этой Ауди уже больше полугода. Дискомфорт испытываю только при парковке: все-таки машина очень большая. В остальном все в порядке. Расход в смешанном цикле — 10 л на 100 км, в городе по пробкам иногда доходит до 14 л, а по трассе по пути к родителям в Подмосковье расход и вовсе 7 л на 100 км. В морозы машина заводится без проблем.
В конце декабря я сделал первое ТО — на 120 000 км. Обращался к знакомым, они дают неплохую скидку и делают минимальную наценку на оригинальные расходные материалы. Заменил абсолютно все расходники согласно регламенту ТО, заплатил 23 000 ₽. Также после премии решил поменять передние тормозные диски и колодки. Датчики колодок еще не сработали, но на диагностике при техобслуживании отметили высокий износ передних тормозных дисков, притом что задние почти целые. Я решил не дожидаться срабатывания датчиков, потому что каждый из них стоит полторы тысячи, а в случае срабатывания требует замены. Эти работы обошлись мне еще примерно в 23 тысячи, но запчасти я уже искал самостоятельно. Подлинность запчастей проверял по QR-коду. За комплект тормозных дисков заплатил 15 600 ₽. У официального дилера они стоят 25 000 ₽, да и за работу по их замене там берут неадекватно много.
- 15 600 ₽
В моей Q7 дорогая система навигации, на этапе выбора я считал это грандиозным преимуществом. У официального дилера во время предэксплуатационного гарантийного ремонта мне бесплатно продлили лицензию — сделали ее бессрочной, но я так и не смог привыкнуть к штатной навигации. Все-таки «2ГИС» или «Яндекс-навигатор» куда удобнее. Чтобы пользоваться этими сервисами с комфортом, установил у знакомых CarPlay за 15 000 ₽.
Вместе с ней мне активировали ряд важных функций, которые почему-то не были доступны в базовой прошивке:
- Опция закрытия автомобиля при работающем двигателе.
- Опция второго телефона для головного устройства (MIB).
- Отключение автоматического срабатывания задней щетки стеклоочистителя при движении задним ходом. Не знаю, как у других, а меня всегда пугает звук этой щетки — как будто на что-то наехал.
- Активация функций секундомера, экономайзера, акселерометра, отображения мощности и крутящего момента, отображения функции контроля давления в шинах на приборной панели.
- Отключение зуммера непристегнутых ремней безопасности. Мы всегда пристегиваемся, но иногда эти пищалки откровенно раздражают.
- Активация режимов комфортной посадки водителя и пассажира. Сиденье отодвигается назад для более удобной посадки.
Планы
Ближе к лету я планирую сделать тонировку, но пока не определился где. Также во время изучения форумов я читал про сетку на внутреннюю часть бампера для защиты радиатора от мелких камней и насекомых. Еще не решил, ставить ее или нет.
Летом планирую освежить внешний вид автомобиля: сделать абразивную полировку кузова с нанесением нанокерамики в несколько слоев, чтобы защитить лакокрасочное покрытие и сохранить эффект от полировки. Стоить это будет недорого, ведь у меня есть все материалы. Мастера найду по связям, которые остались от работы в автодетейлинге.
На непредвиденные расходы заложил примерно 30—40 тысяч рублей. Слесарного ремонта год-два быть не должно, а повреждения кузова и стекол покроет каско. Если автомобиль будет требовать значительных финансовых вложений, мы с ним расстанемся. Машина должна работать на семью, а не наоборот.
За полгода автомобиль подорожал: я обновил отчет на «Авто-ру» и увидел 3,4 млн вместо 2,96. Приятно, пусть и в рублях.
Запомнить
- При выборе автомобиля создайте сравнительную таблицу по ряду стандартных и значимых для вас параметров. Вы можете знать наизусть все характеристики и особенности каждой машины, но сопоставить их в голове по каждому показателю сложно.
- У автомобилей есть периоды повышенного спроса или отсутствия предложения — обычно это весна и осень. Продавать машину лучше в сезон, покупать — наоборот.
- На автомобильных досках объявлений не устанавливайте фильтры по комплектации, цвету и максимальной цене. Комплектацию указывают не все, цвет — это не главное, а реальную цену можно узнать только у капота. Если в вашем городе не нашлось достойного варианта, выключайте фильтр по городу. За хорошей машиной можно съездить и за несколько тысяч километров.
- Не жалейте разумных денег на то, чтобы узнать как можно больше об автомобиле, который вы собираетесь приобрести.
- Не верьте на слово менеджерам автосалона или собственнику автомобиля. Проверяйте все, что сможете, привлекайте сторонних специалистов, продиагностируйте автомобиль в стороннем сервисе.
- Проверку по VIN из объявления есть смысл делать только на «Авто-ру»: здесь сложно указать подставной VIN. Остальными сервисами пользуйтесь только в случае, если вы стоите около машины и видите VIN в окошке под лобовым стеклом, на стакане стойки или в другом месте, предусмотренном заводом. Не стоит доверять проверку автомобиля чат-ботам: информации там будет гораздо меньше, чем в отчетах «Авто-ру» и «Авито».
- Если придется везти комплект шипованной резины в другой город — упакуйте ее во что-нибудь плотное и хорошо закрепите. А еще лучше — отправьте транспортной компанией. Шипы здорово царапают все, с чем соприкасаются.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil