«Не затягивайте со встречей»: исследовательница дейтинга — о правилах онлайн-знакомств
30 июня Tinder официально покидает российский рынок.
После ухода Badoo он стал самым популярным дейтинговым приложением в России. Как перемены скажутся на онлайн-знакомствах, рассказывает главный научный сотрудник РАНХиГС, автор книги «Про это. Как и где знакомиться в интернете» и телеграм-канала «Счастье на научном» Гульнара Краснова.
— Как россияне будут знакомиться теперь, когда самые популярные дейтинговые сервисы ушли из России?
— Люди не перестанут знакомиться в интернете: как секс, деньги и вода, знакомства всегда найдут себе дорогу. Многочисленные пользователи ушедших сервисов просто переключатся на другие приложения. Эти сервисы уже популярны, многие уже пользовались ими параллельно Tinder, Bumble и Badoo, чтобы расширить зону поиска.
Особенностью Tinder было отсутствие узкой специализации. Люди приходили туда с самыми разными целями: найти партнера на одну ночь, завязать необременительные отношения ради секса, обрести любовь на всю жизнь, просто с кем-то подружиться и погулять по городу. Некоторые даже рекламировали свои услуги — например, фотографа — или компании, хотя такие аккаунты часто банили. Скорее всего, многие пользователи уйдут в Beboo, где ищут не только романтических партнеров, но и друзей, или в «Мамбу» — самый популярный из оставшихся сервисов.
Пользователи также будут уходить в более нишевые сервисы в зависимости от цели знакомства. Например, заинтересованные исключительно в сексе — в Pure. Те, кто ищет серьезные отношения — в Fitil. А те, кому нужен партнер или просто собеседник с теми же интересами — в Waplog и Tastebuds. И чем больше людей будет приходить в такие приложения, тем более популярными они будут становиться. Главное в сервисе онлайн-дейтинга — количество пользователей, и многие предпочитали тот же Tinder не из-за выдающихся алгоритмов, а из-за широкой аудитории.
Стоит также понимать, что Россия — один из крупнейших рынков услуг знакомств в мире, выручка которого в 2022 году оценивалась более чем в 38 миллионов долларов США. Людей много, у большинства есть смартфоны и интернет — и это создает благоприятные условия для индустрии. При этом многие россияне пока еще не освоили онлайн-знакомства. В России они все еще менее популярны, чем во многих других странах. В 2022 году число пользователей дейтинговых сервисов в РФ составило всего лишь 11 млн человек — есть куда расти.
— Что обычно ищут сидящие в дейтинговых приложениях россияне?
— Мотивация различается в зависимости от возраста.
Молодые люди до 30—35 лет в меньшей степени заинтересованы в долгосрочных отношениях: они часто переезжают и все позже женятся. Такая тенденция заметна во всех странах мира, в России же — прежде всего в больших городах, в которых как раз больше всего пользователей дейтинговых приложений. Поэтому для молодых людей чаще актуальны знакомства ради секса на одну ночь и встречи с теми, кто разделяет их интересы, с кем можно вместе потусить.
Если говорить о людях 40 лет и старше, то их интересуют долгосрочные отношения. Их поиски тесно связаны с кризисом среднего возраста — примерно в это время многие браки распадаются и появляются новые отношения.
И те и другие часто используют дейтинговые приложения, чтобы завести новых друзей. По данным онлайн-портала Statista, таких людей даже больше, чем тех, кто ищет серьезные отношения или секс без обязательств.
Хотя на первый взгляд кажется, что дейтинговые приложения — это что-то только для молодых людей, это не так, если говорить про Россию. Согласно данным сервиса «Мамба», больше 20% их пользователей — мужчины старше 39 лет. А женщин того же возраста — больше 10%. И именно таким женщинам найти партнера в сложнее всего, в том числе и в дейтинговом приложении.
Чем ближе мужчина к категории 50+, тем он более обеспечен и привлекателен как партнер для женщины. И это характерно для всего мира, в том числе для России. Например, исследование Высшей школы экономики подтвердило, что в нашей стране наблюдается тенденция «покупки» взрослыми мужчинами молодых женщин.
В обратную сторону это не работает. И учитывая, что в дейтинговых приложениях пользователи часто ставят фильтр по возрасту, женщины 40+ автоматически оказываются на периферии мира онлайн-знакомств.
— Как женщинам 40+ найти партнера в дейтинговом приложении?
— Сложный вопрос, ведь проблема не в самих женщинах, а в эйджизме в целом. Продолжительность жизни растет, а стереотипы по отношению к возрасту все те же, и особенно остро они проявляются в онлайн-дейтинге.
Известный кейс: 69-летний нидерландец Эмиль Рателбенд уже несколько лет пытается через суд добиться уменьшения своего календарного возраста. Один из аргументов — из-за возраста никто в Tinder не обращает на него внимания, что ограничивает его в правах. И если такое давление чувствует мужчина, можно только представить, что испытывает женщина тех же лет.
В реальной жизни мы можем посмотреть на человека, поговорить с ним и решить, что он привлекателен, а цифры в паспорте будут не важны — или не так сильно важны. Но как только мы попадаем в дейтинговое приложение, мы выставляем фильтр по возрасту в соответствии со своим пониманием нормы — и алгоритмы скрывают от нас тех, кто мог бы нам понравиться.
Что может сделать сама женщина. Прежде всего — изменить собственное отношение к своему возрасту. Например, некоторые мои знакомые, когда предлагаю им сходить куда-то, говорят: «Не в нашем возрасте». То есть бессмысленно бороться с эйджизмом в приложении, если сама себя похоронила и всячески ограничиваешь.
Изменение отношения к своему возрасту может скорректировать и возрастные параметры потенциального партнера. Почему мужчины 40+ рассматривают как ровесниц, так и 20—30-летних, а женщины того же возраста — нет? В общем, стоит понять, где можно пойти с собой на компромисс, чтобы расширить зону поиска.
Еще очень важно понимать: дейтинг почти всегда связан с разочарованиями, сколько бы лет тебе ни было. Также нельзя принимать отказы на свой счет. Никогда не угадаешь, почему другой человек не хочет встретиться. Может быть, он вообще себя стыдится, что к вам не имеет никакого отношения.
— Чем отличается поведение женщин и мужчин в дейтинговых приложениях?
— Наверное, больше всего разнится саморепрезентация — какие фотографии выкладывают люди, что пишут в анкетах и в личных сообщениях о себе.
Мужчины чаще искажают данные о доходе, месте работы, должности и росте. Последнее настолько распространено, что Tinder собирается ввести верификацию роста мужчин. Пользователи должны будут загрузить фото, на котором они стоят рядом с любым коммерческим зданием, и Tinder, используя данные о высоте здания, проверит, соответствует ли заявленный рост действительности.
Еще частый обман — семейное положение: женатые и находящиеся в моногамных отношениях мужчины достаточно часто пишут, что свободны. Из-за этого они более уклончиво отвечают на вопросы в анкете и в переписке. Например, на вопрос «Женат ли ты?» отвечают что-то вроде: «Я как бы женат, но не совсем, все сложно». На вопрос «В каком городе ты живешь?» — «Часто бываю в Москве».
У женщин болевые точки — возраст и веc. Так, автор книги «Любовь во времена алгоритмов» Дэн Слейтер пишет, что мужчины добавляют в профилях один-два дюйма роста — это от 2,5 до 5 см, в то время как женщины отнимают 10 фунтов веса, или 4,5 кг. При этом и те и другие действительно могут верить, что все еще выглядят, как на отпускном фото 2005 года.
На то, как выглядит профиль человека, больше, чем гендер, влияет его социальный статус. Так, французская исследовательница Мари Бергстрем обнаружила, что уровень образования влияет и на количество фотографий, и на информацию, которую человек сообщает о себе. Чем выше уровень образования пользователя, тем больше слов человек использует, описывая себя, и тем более охотно отвечает на открытые вопросы анкеты. Пользователи с низким уровнем образования размещают больше фотографий, тогда как пользователи с высоким уровнем образования воспринимают это как проявление тщеславия.
Кроме того, пользователи с высоким уровнем образования оценивают не только содержание информации, которую сообщают о себе другой человек, но и грамотность ее написания. Особенно грамотность важна для женщин.
Если говорить о предпочтениях относительно партнера, то абсолютно всем — и мужчинам, и женщинам — не нравятся групповые фотографии. По данным сервиса Badoo, 30% женщин нравятся фотографии мужчин на фоне природы, а 29% — с собаками. А в антитоп входят снимки мужчины с привлекательной женщиной, фото без рубашки, в тренажерном зале, селфи в зеркале, на фоне автомобиля и с дикими животными.
Что касается мужчин, то 33% нравятся снимки женщин в нижнем белье или бикини, но 20% категорически против такого. Треть мужчин предпочла бы не видеть фото на природе, а четверть — в тренажерном зале. Снимки с домашними животными нравятся 21% и не нравятся 14%. Еще мужчинам не нравятся отредактированные фото и отсутствие фотографий в полный рост.
Что до поведения женщин и мужчин при знакомстве, то в онлайн-дейтинге традиционные гендерные роли по-прежнему доминируют. Таков вывод совместного исследования Оксфордского университета и дейтингового сервиса eHarmony. Эксперты проанализировали 150 тысяч профилей eHarmony и обнаружили, что мужчины на 30% чаще, чем женщины, инициируют первый контакт. Если первой пишет женщина, 15% мужчин, которые до этого хотели с ней познакомиться, не отвечают.
— Что делать, чтобы увеличить вероятность успеха в дейтинговом приложении?
— Мне кажется, главное — прежде чем скачать приложение и завести профиль, четко определить, зачем тебе все это. Нужны тебе длительные отношения или, наоборот, хочется отдохнуть от этого формата и попробовать что-то короткое, без обязательств. Дальше — понять, что тебе важно в партнере: просто внешняя привлекательность или еще и общие интересы. Или, может быть, ты ищешь пару в другой стране, чтобы туда переехать — так тоже делают, партнер становится средством передвижения.
Исходя из своей цели уже стоит выбирать конкретное приложение и заполнять профиль. В профиле стоит не стесняться и сделать стейтмент — конкретно писать, чего ждешь от отношений. Это сэкономит время и убережет от множества разочарований, хотя от них никто не застрахован. Ищете любовь — так и напишите и попросите всех женатых свайпить влево. Многие люди, которые хотят секса без обязательств, отсеются сами собой, а вы реже будете грустить из-за того, что «снова не получилось».
Правда, некоторым тяжело признаться, что им хочется долгосрочных отношений — одиночество все еще табуировано, и признать, что ты одинок и нуждаешься в ком-то, стыдно. Ситуация усугубляется, если город маленький. В таком случае стоит расширить географию поисков и быть готовым куда-то съездить или переехать.
Заполнять анкету и описание в профиле стоит внимательно и без иронии — люди просматривают профили быстро, цепляются за конкретные слова, а где-то алгоритмы на основании вашей анкеты подбирают возможную пару, так что юмор может выйти боком. Кроме того, в профилях и так много шаблонных шуток, новых пользователей они еще могут заинтересовать, но мало-мальски опытных скорее оттолкнут.
Чтобы лучше описать себя, можно позвать друга и думать вместе. Ничего стыдного в этом нет, за границей есть даже коучи, которые помогают заполнять анкеты и описания.
Если случился мэтч и короткая переписка не разочаровала — не затягивайте со встречей. Оптимально встречаться в течение недели после знакомства — так ни вы, ни потенциальный партнер не успеете выстроить какие-то ожидания, которые не оправдаются. А если человек не хочет встретиться — не расстраивайтесь, просто заканчивайте диалог. Возможно, на той стороне вообще бот или мошенники.
В общении с потенциальным партнером не стоит злоупотреблять смайликами, селфи и ласковыми прозвищами вроде «котика» и «детки». Согласно исследованию Match.com, многих это отталкивает. Еще пользователи дейтинговых предложений не любят, когда им пишут слишком много сообщений, долго не отвечают и отправляют только один ответ на ряд вопросов. Такое поведение легко может привести к разрыву общения.
Еще важный момент: премиальные подписки действительно работают лучше, поэтому стоит раскошелиться. Бонусы премиальной подписки различаются в зависимости от приложения: отсутствие ограничений на лайки, расширенный поиск, регулярные бусты, блокировка рекламы и так далее.
С какой бы целью вы ни использовали приложение, нужно думать о безопасности. Ваши данные — переписки, фотографии, которыми вы обмениваетесь, — могут стать доступны всем. Не только потому, что собеседник может оказаться мошенником, но и потому, что все можно взломать: регулярно происходят утечки данных. Поэтому не пишите ничего, о чем можете пожалеть. Если фото и видео позволяют вас идентифицировать — они должны быть такими, чтобы их утечку вы пережили без страданий.
— Какова вероятность найти партнера в приложении? Были на эту тему какие-то исследования?
— Если пытаться оценивать эту вероятность с помощью точных наук — вряд ли она будет большой не только в дейтинговом приложении, но и в реальной жизни.
Интересное исследование на эту тему провел аспирант факультета экономики Уорикского университета Питер Бэкус — и опубликовал результаты в статье с ироничным названием «Почему у меня нет девушки: применение уравнения Дрейка к любви в Великобритании». Бэкус использовал сложное математическое уравнение Дрейка для поиска своей идеальной пары в Лондоне. Оказалось, что в городе всего 26 девушек, с которыми у него возможны взаимные чувства. А его шанс встретиться с ними — 1 к 285 000. Это выглядит пессимистично, если не знать финала истории: через три года Бэкус женился.
Неизвестно, насколько жена Бэкуса соответствует критериям, которые он закладывал в уравнение, — на 100%, 80% или 50%. Однако выводы можно сделать и без этого. Во-первых, отчаиваться и грустить, что всю жизнь придется провести в одиночестве, не нужно. Во-вторых, стоит продолжать искать партнера, если этого хочется, в том числе используя технологии, которые дают возможность познакомиться с теми, кто вряд ли бы встретился в обычной жизни. В-третьих, стоит немного «снизить планку» — например, обратить внимание на людей в других городах или расширить возрастной диапазон.
— Как будет развиваться мир онлайн-дейтинга?
— Все ждут «нового Tinder» — сервиса с новой фишкой, которая изменит рынок. Ведь почему Tinder на слуху: именно в нем впервые появились свайпы, превратившие знакомства в игру. Tinder стремится монетизировать это и не успевает судиться с другими сервисами, которые тоже стали внедрять свайпы.
Пока такого же успеха никто не добился, никто не придумал технологию, которая радикально меняет онлайн-знакомства, но это — дело времени. Например, некоторые активно экспериментируют с виртуальной реальностью. Так, Tinder уже сообщил о разработке многопользовательских ВР-очков, которые работают по принципу взаимного подтверждения с обеих сторон.
Я думаю, что даже сейчас Google, если постарается, сможет лучше нас знакомить, чем Tinder, потому что знает все: какую одежду мы предпочитаем, что любим из еды, какие сериалы и какое порно смотрим, где живем и куда ходим. Но мне все же кажется, что будущее — за нишевыми приложениями. Бесконечный выбор, который дают гиганты вроде Tinder, часто не помогает, а мешает найти кого-то со схожими интересами, на это уходит больше времени и сил, люди устают, разочаровываются и удаляют приложение. Меньший, но более качественный выбор может оказаться лучшим вариантом.
Главная тенденция — аудитория онлайн-дейтинга растет. Совсем недавно их использование было табуировано, но сейчас те же люди, которые раньше скептически относились к этому, скачивают приложения. Например, когда в 2019 году я писала свою книгу про дейтинг, я стеснялась признаться об этом коллегам: как же, доктор наук — и исследует такую постыдную тему. Уверена, что некоторые так бы и отреагировали. Но потом произошла пандемия, в онлайн перенеслись многие аспекты жизни — и сейчас мои коллеги сами спокойно рассуждают о дейтинге.
И это хорошо: чем меньше стыда вокруг онлайн-знакомств — тем больше пользователей в самых разных сервисах. А чем больше пользователей — тем выше шансы найти того, кого ищешь.
Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine