Бизнес: туристический клуб в Санкт-Петербурге
Как зарабатывать на сплавах и походах в горы
На втором курсе университета Валентин организовал первый поход для своих друзей, а чуть позже открыл свое турбюро.
В конце 2019 года туристический клуб приносил до 5 млн рублей в месяц, а сейчас находится на грани закрытия. Рассказываем, почему так получилось.
Бизнес вырос из хобби
В свой первый поход я отправился в шесть месяцев — на сплав с родителями по реке Илети. С тех пор поездки стали ежегодными: с начала мая мы собирали рюкзаки и до поздней осени ездили на сплавы, в лес или в горы. Сейчас у меня трое своих детей, и мы продолжаем семейную традицию.
Сезон наших походов длится с мая по октябрь. В 2019 году мы сводили в походы 4400 человек, средняя прибыль в месяц составила 249 000 ₽. 85% прибыли получаем от путешествий, 15% — от корпоративных мероприятий. Туры по России покупают чаще, чем заграничные. Самые популярные направления — Эльбрус, Камчатка и походы с детьми.
Средняя выручка в месяц, 2019 год — 5 478 000 ₽
Операционные расходы в месяц, 2019 год — 5 229 000 ₽
Расходы на путешествия | 3 040 210 ₽ |
Зарплаты | 1 449 770 ₽ |
Налоги | 328 680 ₽ |
Реклама | 162 607 ₽ |
Расходы на отдел снабжения | 95 550 ₽ |
Отложили на развитие | 50 000 ₽ |
Аренда за два склада | 46 000 ₽ |
Ежемесячная выплата за корпоративный автомобиль | 36 566 ₽ |
Повышение квалификации инструкторов | 16 117 ₽ |
Мобильная связь и телефония | 3500 ₽ |
Операционные расходы в месяц, 2019 год — 5 229 000 ₽
Расходы на путешествия | 3 040 210 ₽ |
Зарплаты | 1 449 770 ₽ |
Налоги | 328 680 ₽ |
Реклама | 162 607 ₽ |
Расходы на отдел снабжения | 95 550 ₽ |
Отложили на развитие | 50 000 ₽ |
Аренда за два склада | 46 000 ₽ |
Ежемесячная выплата за корпоративный автомобиль | 36 566 ₽ |
Повышение квалификации инструкторов | 16 117 ₽ |
Мобильная связь и телефония | 3500 ₽ |
Отказался от другого бизнеса ради путешествий
Летом 2008 года мы с другом организовали поход для друзей: 13 человек отправились на Кавказ — из Архыза в Красную Поляну. Мы пересекли Главный Кавказский хребет, преодолели четыре перевала, ночевали в хвойном лесу и у горных рек. Путешественники остались в восторге и попросили следующей весной сводить их еще куда-нибудь. Так появился туристический клуб «Пик» — название придумали в студенческом общежитии.
В 2009 году в поход по пещерным городам Крыма я собрал 48 человек — в основном по объявлениям, которые расклеил в университетах. Каждый участник заплатил 5500 ₽ — все деньги ушли на билеты, еду и снаряжение для группы. Пока ехали в поезде, решили, что после Крыма поедем на Эльбрус.
Я понял, что могу зарабатывать на своем увлечении и устраивать поездки за деньги. Для старта купил два котелка, аптечку, тент от дождя, рации, газовые горелки и палатки — запаса хватило на группу из 16 человек. Все это обошлось в 18 000 ₽ из личных сбережений.
До 2012 года туристический клуб приносил нам с женой 36 000 ₽ в месяц на двоих. В то время я работал в банке специалистом по компьютерной безопасности. Кроме турклуба развивали с женой фирму по организации детских праздников.
Количество желающих ходить в походы росло — мы разрывались между основной работой и делом для души. Я выбрал походы и уволился из банка. Бизнес по организации детских праздников подарили друзьям — большая часть мероприятий проходила под Новый год, а в это время мы тоже начали делать выезды. Совмещать все было просто невозможно.
Первый год ничего не заработал
Первые два года я работал один: собирал группы, организовывал поездки и рекламировал клуб. За первый год не заработал ничего, за второй — 150 000 ₽. Участниками были преимущественно студенты — каждый день я ездил по вузам Питера и расклеивал объявления. Ездили в Крым и по России: на Кавказ, Камчатку, на Байкал и Алтай. Основная часть трат ложилась на расходы на маршруте: переезды, жилье, еда и пропуска. С каждой поездки я получал примерно 10—15% и почти все тратил на развитие клуба: покупал снаряжение, оплачивал аренду и еду. Цена на тур составляла 6000—18 000 ₽ в зависимости от сложности.
После ухода с других работ в 2012 году мы с женой задумались о развитии турклуба: в планах было организовывать поездки за границу. Первой попыткой стало путешествие на Синайский полуостров в Египте. Мы провели 21 человека по маршруту в сто километров: ходили в горы и пустыню, плавали с рыбками в море. За поездку заработали 42 000 ₽. Сейчас такой тур стоит 560 $ (39 216 ₽) с человека.
- 560 $
Клуб организовывает поездки по России, Европе, Азии, Африке и Америке. Можно путешествовать с рюкзаком и без, на велосипеде с палатками. За 2019 год провели 346 походов — 152 похода выходного дня и 194 на несколько дней или недель. Поездки за границу составляют 26% от общего числа поездок в год.
Появились заявки на коллективные мероприятия: в 2013 году ребята из Яндекса в Санкт-Петербурге нашли нашу группу во «Вконтакте» и предложили провести у них корпоратив. Мы согласились и выложились по полной: 300 человек вязали узлы, играли в водный волейбол и проходили квесты. Участники остались довольны и с тех пор каждый год заказывают активный отдых.
До 2015 года мы работали с Яндексом по бартеру. Турклуб брал на себя досуг, а компания взамен дарила еду, сувениры и делала бесплатные рекламные рассылки. С тех пор работаем с разными компаниями, заявки приходят по сарафанному радио от тех, кто уже ходил в походы. Корпоративы составляют 15% прибыли клуба.
- 15%
Количество желающих росло, как и экипировка — хранить оборудование дома стало сложно. За 12 лет клуб сменил пять помещений, пока в апреле 2019 года мы не нашли место на двух этажах общей площадью 100 м². В подвале храним оснащение — рюкзаки, фонари, веревки, рации, палатки, а на первом этаже фасуем еду для путешественников. Вся остальная работа в клубе ведется удаленно.
Что происходит перед походом
Турист выбирает на сайте поездку и оставляет заявку, где указывает адрес электронной почты. На почту приходит сообщение-знакомство, а в течение суток перезванивает походный консультант.
С каждым туристом беседуем удаленно: рассказываем подробнее о туре, особенностях и опасностях. Если все устраивает — турист оплачивает поездку и получает анкету, в которой указывает предпочтения в еде, хронические болезни и аллергию, а также номера телефонов родственников. На основе данных подбираем меню в поездку. После этого путешественник подписывает договор, а снаряжение и еду отправляем сразу на место. До места путешественники могут добраться самостоятельно или присоединиться к общему старту в Петербурге.
Расходы клуба на путешествия в месяц, 2019 год — 3 040 210 ₽
Еда | 1 090 300 ₽ |
Дополнительное снаряжение и транспорт на месте | 945 430 ₽ |
Расходы на маршруте | 247 000 ₽ |
Проезд для инструкторов | 226 870 ₽ |
Аптечки и мелкие расходы | 203 740 ₽ |
Билеты в музеи и заповедники, экскурсии | 164 820 ₽ |
Жилье | 162 050 ₽ |
Расходы клуба на путешествия в месяц, 2019 год — 3 040 210 ₽
Еда | 1 090 300 ₽ |
Дополнительное снаряжение и транспорт на месте | 945 430 ₽ |
Расходы на маршруте | 247 000 ₽ |
Проезд для инструкторов | 226 870 ₽ |
Аптечки и мелкие расходы | 203 740 ₽ |
Билеты в музеи и заповедники, экскурсии | 164 820 ₽ |
Жилье | 162 050 ₽ |
Оплату принимаем через выставление счета или оплату по карте. Если путешествие по России — оплата в рублях, если поездка за рубеж — то цены на сайте в долларах, но оплатить можно в рублях по курсу ЦБ на день покупки.
Каждого путешественника кормят три раза в день — полноценно и перекус. Еду заранее фасуем по пакетам: один пакет на один прием пищи. Стандартное меню на завтрак — овсяная или рисовая каша со сгущенкой, сыр, сухофрукты, галеты и джем, обед — суп из смеси высушенных овощей, колбаса, плитка шоколада и сыр, на ужин — гречка или макароны, тушенка, плавленый сыр, паштет и хлеб. На перекусы — конфеты, сухофрукты и орехи. Для тех, кто не ест мясо, у нас есть вегетарианское меню — больше круп и снеков.
Гиды и своя школа инструкторов
В 2010 году я нанял первого гида — он взял на себя походы на Эльбрус. Новый инструктор понравился путешественникам, он и сейчас в команде, но уже как организатор. Количество гидов растет каждый год.
Успех клуба напрямую зависит от успеха гида — если он людям понравится, то они вернутся за новой поездкой. Между гидами и путешественниками нередко завязывается дружба. Туристы не всегда замечают объем работы клуба по подготовке к поездке, потому что для них это невидимый процесс. Они запоминают гида, с которым они в эту поездку отправились. В среднем гид получает 20—30 тысяч рублей за поход.
Хороших гидов всегда не хватало, поэтому в 2012 году мы открыли школу инструкторов. Школа почти не приносит дохода — 20 000 ₽ в год, но через нее мы пополняем команду. Обучение стоит 19 900 ₽. Все вырученные деньги уходят на зарплату преподавателям, аренду и покупку снаряжения, организацию практических выездов.
В школе два уровня сложности: для начинающих инструкторов и для продвинутых. Учиться можно на пешем отделении — для тех, кто предпочитает горы или лес, и на водном — если хотите сплавляться на байдарках. Учеба длится девять месяцев, занятия проходят 1—2 раза в неделю. Учителя — председатели и работники маршрутно-квалификационной комиссии Санкт-Петербурга. Каждые две недели студенты выезжают на практические занятия в любую погоду. Учатся вязать узлы, организовывать группу, работать с картой и оказывать первую помощь.
В конце обучения сдают экзамен и получают удостоверение инструктора-проводника. Если есть открытые вакансии — студентов добавляют в группу к гиду, с которым они набираются опыта. Важное качество будущего инструктора — уметь общаться с людьми, угрюмый гид отпугнет всех путешественников.
Штатный сеошник и сбежавший маркетолог
На постоянной основе в клубе работают 10 человек: четыре походных консультанта, разработчик, сео-специалист, два контент-менеджера, технический менеджер, таргетолог.
Походный консультант звонит будущим путешественникам после того, как они оставили заявку на сайте. Сотрудник рассказывает о туре, советует, как добраться и какие вещи лучше взять с собой.
Знаю, что небольшие бизнесы часто отдают сео на аутсорс, но у нас довольно узкая специфика, и мы взяли человека, который полностью погрузился в деятельность клуба. Сео-специалист отвечает за то, чтобы потенциальные покупатели переходили по ключевым запросам, и держит наш сайт в пятерке топов Яндекса и Гугла.
Технический менеджер ставит задачи для разработчиков от организаторов и учит пользоваться нововведениями на сайте. Таргетолог настраивает рекламу в социальных сетях и отслеживает в них активность. Разработчик улучшает интерфейс на сайте и добавляет новые походы.
Кроме штатных сотрудников в клубе работают 141 инструктор, 4 работника склада и 16 организаторов — они оформлены по договору подряда и получают сдельную зарплату.
Текучки среди персонала нет, но бывали каверзные случаи. В 2018 в Непале я познакомился с маркетологом одной транспортной компании. Незнакомец вдохновился походами и предложил развиваться вместе: он придумает стратегию развития и выручка клуба увеличится на 120% за год. Я пригласил его на работу.
Первое время все шло хорошо: маркетолог разработал систему лояльности, развивал каналы продаж и увеличивал трафик на сайте.
Но развитие шло медленнее, чем планировали: походов анонсировали больше, чем было желающих в них пойти. Рассчитывали на рост аудитории минимум в 2,2 раза, но она выросла только в 1,3 раза. В поездки отправляли наполовину собранные группы, часть туров отменили и вернули деньги. В разгар сезона сотрудник пропал и в клубе больше не появлялся, а клуб потерял 3 миллиона рублей из-за отмененных поездок — уже купили еду для анонсированных походов и предоплатили жилье.
Не держу на него зла и благодарен бывшему коллеге: выручка увеличилась, пусть и не на тот объем, что планировали.
За 12 лет в клубе случались разные истории
У нас нет ограничений по возрасту, самому молодому участнику было 1,5 года, самому зрелому — 80 лет. С 2008 года благодаря клубу в поход сходили 15 991 человек. За это время сформировался постоянный костяк, но новички приходят постоянно. Люди знакомятся, общаются и даже создают семьи — за историю существования клуба поженились 183 пары.
- 1,5 года
Большинство участников — спокойные люди, но бывали исключения. В 2015 году на Камчатку с группой туристов отправился русскоговорящий фотограф из Германии. Мужчина пошел фотографировать закат и пропал. Объявили спасательную операцию: за сутки организовали оперативный штаб из 26 человек, подняли на уши спасателей и вызвали вертолет для поиска. Мужчину нашли через сутки спокойно сидевшим в домике лесника. Страховая компания отказалась оплачивать вертолетную операцию и выставила счет турклубу на 320 тысяч рублей. Я предложил немцу взять на себя часть расходов, а он ответил, что не просил себя искать и ничего оплачивать не будет.
Пьяных туристов стараемся снимать с маршрута, но это не всегда удается. В 2017 году в походе на Сибинские озера один участник похода напился и выпал из вагона навеселе. Все обошлось, мы его нашли, но за время путешествия он успел подраться с другим участником и влюбиться в девушку-инструктора. После возвращения она получала сообщения с предложениями пойти охотиться на медведей.
В путешествие туристов отправляем подготовленными: личные вещи берут с собой, а необходимое снаряжение, например спальник, арендуют у клуба или покупают. Мы даем рекомендации, но личные вещи каждый путешественник определяет сам. Один парень как-то взял в автономный горный поход электрические грелки, шапку-ушанку и зонтик.
В 2020 году в клуб впервые за все 12 лет пришла повестка в суд — туристка требовала вернуть полную стоимость тура. Она купила тур на Камчатку, но во время поездки объявили штормовое предупреждение: со стороны Японии надвигался сильный ветер. В целях безопасности маршрут изменили: инструктор не повел группу на вулкан Дзензур. Девушка решила, что ее обманули: заплатила полную стоимость, а на вулкан не попала. Сотрудники пытались убедить, что рисковать здоровьем в шторм — глупо, и предлагали частичную компенсацию поездки, но убедить не смогли. Суд встал на сторону клуба.
Как рекламируем путешествия
Первые 8 лет работы я не покупал рекламу и развивал группу во «Вконтакте» сам: писал посты, выкладывал новости и фотографии. Туристы приходили по сарафанному радио, и этого было достаточно.
С 2016 года сарафанки стало не хватать: количество персонала росло быстрее, чем прибыль. Решил подключить рекламу во «Вконтакте» и «Инстаграме». Мы рекламируем не конкретный тур, а соцсети или конкурсы, которые в них устраиваем. Человек подписывается, получает интересную информацию и смотрит на красивые картинки. Начинает доверять нам и рано или поздно записывается в поход.
Больше всего людей приходят из группы во «Вконтакте»: на начало 2020 года в группе более 73 000 участников. Люди вступают, читают новости и участвуют в конкурсах, а потом переходят на сайт и изучают поездки, там же и оставляют заявку на тур. В инстаграме клуба 31 000 подписчиков.
В клубе мы устраиваем бесплатные мероприятия для туристов: лектории и даже пробные походы. Такой подход привлекает внимание: новички проникаются походной темой, заводят друзей и потом ездят компаниями.
Главное, на мой взгляд — продавать востребованные путевки, которые не нужно рекламировать. Например, стоит выложить на сайт поход на Камчатку, и группа сразу набирается. Если поездку анонсировали, но никто не откликнулся — от рекламы толку не будет. Если новая поездка не нравится туристам, то мы от нее отказываемся.
Есть стабильно востребованные направления: Камчатка, Эльбрус, Алтай, Байкал. Грузия стала популярной, но, как многие заграничные походы, очень чувствительна к политике, курсам валют и коронавирусу. Очень хорошо развивается направление фридайвинга, но сейчас оно тоже на паузе из-за закрытых границ. Бывают хайповые направления, например, после фильма «Территория» стало очень популярно плато Путорана.
Карантин: задержались на Шри-Ланке почти на два месяца
2 марта 2020 года мы с женой и детьми улетели на Шри-Ланку, чтобы провести курс по фридайвингу — плаванию с задержкой дыхания. Путешествие длилось с 14 по 24 марта, и группа успела вернуться в Россию. Мы остались, чтобы завершить организационные моменты, и не успели до закрытия границ. Последний самолет в Россию улетел 4 апреля, билеты на семью из 5 человек стоили бы 1 320 000 ₽. Таких денег у нас не было, поэтому ждали рейса за адекватную стоимость. Еда и жилье на сутки обходились в 8000 ₽. Спустя почти два месяца мы вылетели в Россию. Билеты на пятерых вышли в 151 000 ₽.
8 марта другая группа туристов уехала в Катманду, чтобы пойти в горы. Поход закончился, и туристы улетели в Россию. Две девушки взяли билеты на более поздний срок. 23 марта закрыли границы, и туристки оказались в ловушке — город опустел, цены на авиабилеты взлетели. Эвакуационного рейса ждали месяц — 20 апреля вернулись домой.
11 марта инструктор клуба улетел в Лиму, чтобы за неделю подготовиться к встрече туристов — ждали две группы на 14 и 20 человек для активного похода по горам и национальным паркам Перу. Поход был рассчитан на 12 дней с проживанием в отеле. После того как гид прибыл на место, границы закрыли и самолет с туристами не прилетел. Гид застрял на три недели — в городе ввели карантин и комендантский час. В день уходило по 25 $ (1759 ₽) — на хостел, еду и одноразовые маски. Авиаперевозчики и отель отказывались возмещать деньги за сорванную поездку и на контакт не шли. 3 апреля сотрудник вернулся в Россию.
Убытки и антикризисные меры
В 2020 году ожидали, что туристов станет больше, но уже в марте стало понятно, что из-за коронавируса дела пойдут плохо. Когда страны начали закрывать границы, туристы массово потребовали возврата средств за путешествия. За возвратом обратились 635 человек — 228 получили деньги обратно, 407 согласились перенести поездку на позднее время. Объем заявок на лето и осень уменьшился в 7 раз, люди боятся строить планы на отпуск.
Я уже внес предоплату за некоторые мероприятия, например аванс за яхту в Египте — 4500 $. Ситуация тяжелая: с одной стороны, нужно вернуть людям деньги, а с другой — сотрудники ждут зарплату, еда и снаряжение куплены, а предоплаты за поездки внесены. Аренду за помещение и налоги тоже нужно платить. Два месяца оплачивал все из собственных денег, новых поступлений нет.
Прогнозы неутешительные: большая часть заработка клуба приходит в сезон. Если в июне ситуация не изменится — жить станет не на что, придется отказаться от склада и закрыться на неизвестное время. Четыре походных консультанта, сео-специалист, технический менеджер ушли в отпуск до окончания карантина.
Для диспетчеров придумали подработку — путешественник может позвонить и поговорить о волнующем вопросе про походы или места. Оператор получит за такой звонок 300 ₽ себе лично.
С остальной командой мы направили силы на контент в социальных сетях, собираем онлайн-вебинары и рекламируем сообщество во «Вконтакте». Открыли прием заявок на туры в 2021 году. Чтобы отбить затраты на аренду склада, запустили продажу сертификатов и сувениров — вырученные деньги пойдут на частичную оплату склада, с которого нам не хочется съезжать. Пока что заработали 69 880 ₽ за 35 покупок, чаще всего покупают футболки, рюкзаки и обложки на паспорт.
Какие я сделал выводы за 12 лет работы турклуба
- Нужно всегда иметь финансовую подушку из личных сбережений — как минимум 5% от прибыли ежемесячно.
- Делать что-то некоммерческое — проводить полезные лекции, встречи, давать бесплатно интересную информацию и устраивать розыгрыши. Это развивает сообщество, которое потом отправится с нами в походы.
- Важно тщательно подбирать команду — нужны интересные люди, которым не страшно доверить безопасность группы и которые умеют расположить к себе людей.
- Кризис — подходящее время для того, чтобы обратить внимание на те задачи, до которых не доходили руки, например оптимизировать расходы или понять, что стоит дополнительно рекламировать.
- Работать нужно всегда качественно, отвечать на все сообщения аудитории, иначе никакая реклама не поможет бизнесу.
- Если связывать свою жизнь с туристическим бизнесом, то нужно быть готовым к постоянным коллапсам: скачкам валют или закрытию границ.
- Нужно распределять задачи по сотрудникам, но важно уметь делать все, что они делают, чтобы верно оценить работу каждого.
01.06.20, 14:53
Осторожно, в комментариях ПОЗИТИВ
03.06.20, 01:03
Полиция, это нынче такая редкость на Т-Ж, не правда ли?)
03.06.20, 02:35
Полиция, подскажите, вы уже уводили своего модератора с синдромом вахтера, который тут нынче всех банит просто так?
01.06.20, 14:04
Это не турклуб, это секта! В статьях про такое не пишут, но я не буду молчать. Всем, кто хочет пойти с Пиком, надо быть предельно осторожными, потому что после такого отдыха ваша жизнь может резко измениться в лучшую сторону, а в голове останется только один вопрос: "А что, так можно было?! Почему я раньше не пробовал??"
01.06.20, 15:28
Я человек простой. Вижу себя на фото - ставлю лайк :)
01.06.20, 18:31
Булат, ахаха
01.06.20, 14:58
Не понимаю, почему в комментариях такие восторженные отзывы. Друг купил у ПИКа однушку в Свиблово и очень недоволен, очень плохое качество
01.06.20, 15:30
Аркаша, что там со звукоизоляцией? Говорят что иногда слышно соседей.
01.06.20, 15:06
Аркаша, однушку - одноместную палатку? Я двушку покупала у них, вроде ок
01.06.20, 15:09
Екатерина, а комнаты изолированные или одна проходная?
01.06.20, 15:22
Аркаша, одна большая и тамбур. В целом, даже больше чем для двоих человек подходит. Они еще и скидку сделали за то что б/у
01.06.20, 16:42
Аркаша, разъясню: мы - турклуб ПИК. Кроме нас есть еще строительная компания ПИК. Мы никак не связаны
02.06.20, 11:07
Валентин, да все в курсе, то же шутка на совпадающих названиях :)
04.06.20, 11:11
Nikita, я на всякий случай :)
01.06.20, 11:46
Мне понравилась ваша компания, её история. Думаю трудности временные и вы восстановитесь. Надеюсь все же вы будите развивать туризм внутри нашей страны, никто это не делает, а вы возьмите и сделайте! Представляете какую рекламную компанию можно замутить с этой идеей и мировой пандемией? В общем не унывайте и держите руку на пульсе!
01.06.20, 12:16
Upi, спасибо большое. Да, пока походов нет, - занимаемся социальными проекторами. Сегодня запустили экоконкурс #магиядоступнаякаждому
01.06.20, 13:03
Хороший турклуб - и статья интересная! Я с ними с самого начала, до сих пор считаю, что походы - лучший способ недорого посетить практически любую страну мира. Тем, кто любит природу и качественное общение.
02.06.20, 09:47
Гузель, во имя тропы, рюкзака и сухого спальника. Агонь
01.06.20, 12:44
Опечатка. После фильма «Территория» стало популярно плато Путорана, а не Териберка. А Териберка прославилась благодаря Левиафану.
01.06.20, 13:18
Валентин, нужен контакт с Роскино: следующего "Выжившего" снимать в Саянах, а "Приключения Уолтера Митти" - в Чарских песках! :) К слову, путешествия по России рекламируете для иностранцев?
01.06.20, 13:32
Olga, это отдельная большая работа. Пока нет
01.06.20, 12:34
Статья огонь! Особенно понравилась история про выпавшего пьяного из поезда) А государство не помогает таким проектам? Надеюсь на то, что и в этом году восстановится туризм и вы не "сдуетесь"! Ратую за вас, ребята
01.06.20, 12:48
Evgeniy, от госудаства поддержка есть, но до смешного крошечная. Так как в штате мало людей.
01.06.20, 13:14
вдохновляют цифры состоявшихся пар из туристов :) вот так пойдешь в отпуск - и найдешь вторую половинку, сказка же! интересно, Валентин свою жену тоже в походе нашел? :) удачи вам, ребята!
02.06.20, 09:48
Olga, нашел в университете. Но потом сходил в десяток походов перед свадьбой.
01.06.20, 14:54
В статье лишь частичо отражена закулисная жизнь Турклуба.
После каждого похода участники обязательно собираются и делятся пережитыми эмоциями на остывшую голову. Иногда встречи становятся регулярными. Иногда это перерастает в дружку и даже детей.
Помимо местичковых встреч существует 2 общих события - WayDay и Точка сезона (ex. IndianSummer) где все и каждый желающий может прийти и пообщаться в кругу единомышленников.
WayDay как правило проходит в закрытом помещении. Песни под гитару, пляски, обнимашки и многое другое в обязательной программе.
А IndianSummer - это феерическое шоу длиною в выходные. Непрерывно с вечера пятницы по утро понедельника (да, бывает и так) детально и тщательно подготавливается супер насыщенная программа для более чем 500 участников.
Уже 10 лет подряд в "различных" местах Лен области на огромной поляне образовывается небольшой палаточный мегаполис со своим баром рестораном, дискотекой и санаторно-профилакторно-оздоровительным комплексом.
Обязательными так же являются: баня (походная и на колесах), глинтвейн и костер, который видно с МСК (но это между нами), и танцы до утра.
01.06.20, 16:41
Александр, спасибо за рассказ о Точке Пика
01.06.20, 19:02
Большой честный рассказ! Туристический бизнес — опасное дело, то границы закроют, то президенты поссорятся. Причём, в горах с рюкзаком топаю, с местными встречаюсь — и не понимаю, зачем эти границы вообще, кругом милейшие люди. Турклубу удачи! 🤗
02.06.20, 09:52
Владимир, да, несколько раз накрывало уже. Курсы валют тоже очень влияют, новости из телевизора и, не поверите, - погода за окном. В дождливый серый день заявок меньше, чем в солнечный. :)
02.06.20, 12:54
Сергей, Сровнять Приэльбрусье и Красную поляну может лишь человек, который ни в одном из этих районов особо и не бывал.
Сходите кольцо вокруг Эльбруса, побегайте на севере за сусликами, побывайте на ледниках, искупайтесь в Сылтранкеле, погладьте серн, посмотрите на улыбку Шхельды, поднимитесь да хотя бы на Б. Когутай. Это совершенно разные районы, схожие в том, что оба прекрасны по своему.
И организуйте поездку для других дешевле, если можете это устроить, а потом напишите статью, будет здорово!
Отличная, позитивная статья и люди, которые занимаются этим делом - рюкзак сам собой уже пошёл собираться в поездку!
01.06.20, 13:16
Интересно было прочитать, спасибо Валентин! Обожаю ваш турклуб, хожу с Пиком в походы с 2013 года. В некоторых историях узнала знакомые, они уже как легенды передаются из уст в уста. Скоро всё обязательно наладится, держитесь! У нас куплены билеты на Сахалин, так что в сезон верим и ждём новостей!
01.06.20, 22:03
Валя, какая потрясающая статья. Так интересно подробно увидеть жизнь турклуба изнутри. Какая колоссальная работа стоит за всеми походами и счастьем в глазах людей, которые в эти походы попадают! Я желаю тебе и твоей команде выстоять в это непростое время и чтобы дальше был только толчок вверх! Я очень хочу с вами в поход!🤗
01.06.20, 15:28
Вот это рассказ! Турклуб ПИК - мой друг, проводник и вдохновение с 2010года, но я, оказывается, многого о нём не знала! Лишний повод сказать, что я обожаю это сообщество, людей, их энергию, уникальный подход к путешествиям и их наполнению. Туризм в России очень крут именно в дикой природе, самое время эту красоту увидеть и по земле своей пройтись :)
01.06.20, 16:09
Главное в бизнесе это команда! С такой командой у ПИКа большое будущее!
02.06.20, 09:50
Даниил, пожалуй лучшая команда в мире. Да что там в мире, в России!
01.06.20, 17:43
Замечательная статья! Надеюсь, что у автора и его дела всё будет хорошо, потому что прочтение этой статьи вызвало интерес даже у меня, абсолютно тепличного человека. Искренне восторгаюсь крепкими и здоровыми людьми, которые могут обходиться без привычных удобств и при этом получать удовольствие)
01.06.20, 13:26
Очень полезная и информативная статья. Сильно полюбила внутренний туризм, а в последнее время серьёзно тянет именно в наши места (Кольский, Урал, Алтай. А Карелия, Русский Север - это вообще любовь!), поэтому многое что приглянулось. Спасибо за материал!
01.06.20, 14:04
В 2010 ходила с вами на Байкал! Было сложно, лично мне, но какая красота! Как это было незабываемо! Серные ванны с видом на горы, Саяны шикарные, омуль копченый на берегу Байкала и само озеро... это была удивительная поездка
01.06.20, 15:35
Статья крутая!!! Куча полезного и интересного. Не сомневаюсь, что все нормализуется у вас!!! У вас шикарная команда!!!!
01.06.20, 21:22
Это лучший турклуб. Хожу в походы только с ними. Был на Эльбрусе, Камчатке, в Хибинах, Крыму. Очень надеюсь, сто Путорана состоится. Инструктора очень классные. Однажды в походе по Кавказу, мне совсем ещё зелёному туристу инструктор дал носить свои запасные трекинговые ботинки. Надеюсь, они справятся!
02.06.20, 10:09
Сергей, спасибо за комментарий. Даже после отмены 57 походов на нашем сайте висит больше 200 походов. Эльбрус и Камчатка - меньше четверти от всего ассортимента походов. По поводу сравнения с Турцией - оно не корректно. Это как сравнивать сладкое с мокрым. Безусловно, можно найти путёвку в Турцию дешевле, чем тур на Камчатку. Это совершенно разный типа отдыха. За наши цены - совершенно не стыдно, если хочется в этом покопаться - посмотрите стоимость подобных туров у наших конкурентов. Местные продают похожие туры в 1,5 раза дороже.
Вся команда у нас из Питера, не из Москвы ;)
02.06.20, 13:25
СОБЛЮДАЙТЕ ДИСТАНЦИЮ
02.06.20, 19:35
Мой самый первый поход был с ПИКом. Первый день я страдала и думала «Какого черта я сюда пошла?». В конце похода «Как же я раньше жила без этого?! Скорее бы в следующий поход!» Никогда раньше я не встречала столько крутых, интересных и максимально разносторонних людей в одном месте. Теперь 90% моих друзей походники из ПИКа, и я старательно зазываются туда остальные 10. Обожаю этот переход от состояния «Да ты что, я никогда не буду жить в палатке, не мое!» до «Хочу на Байкал, Алтай, Эльбрус... весь отпуск уже распланировал»))
01.06.20, 14:31
Здорово, Валентин! Желаю Вам и Вашему турклубу процветания!
01.06.20, 16:50
Нужна смелость,чтобы создать свое дело, но ещё больше - чтобы рискнуть, расширяться и принимать серьезные решения! Прекрасно,что это вылилось в турклуб, изменивший жизни многих людей
02.06.20, 06:33
Валя, спасибо за этот рассказ! Люблю вас, Пик❤️
02.06.20, 06:58
Cathy, поехали)
02.06.20, 12:43
Я в ПИКе работаю давно и была в том самом историческом походе по Крыму в 2009 году. Это был мой первый поход и он сильно изменил мою жизнь бесповоротно! Как и многих ребят с того похода, кто сейчас знатный инструктор в нашем турклубе. Да, столько всего уже происходило, столько всего еще предстоит, но мне нравится наш настрой и наша команда. В таком окружении кажется, что все по плечу! И никакая пандемия не остановит и не затушит огонь. Если не очень понимаете, о чем я, то просто сходите с нами в поход ;)
02.06.20, 12:57
Наталья, да, сейчас нам всем не просто. Надеюсь мы, впоход и другие мастодонты активного туризма переживут кризис.
06.06.20, 06:49
В прошлом году сходил с Пиком на Эльбрус. Как человек который еще с советских времен ходил в самостоятельные походы и знает что такое организовать путешествие, могу сказать: Организация была просто на высоте! Очень грамотная программа аклиматизации, классный маршрут, великолепное питание, и главное это профессиональные гиды, которые не просто подготовили очень большую группу на восхождение (нас было 25 человек), но и сплотили и сдружили всех за эти 12 дней. Сейчас начал монтировать фильм о нашем походе, так одни положительные эмоции когда смотрю на фото и видео. Искренне желаю Валентину и всей команде выжить и выкарабкаться в это не простое время. А со своей стороны планирую с Пиком на Казбек, Эльбрус с севера и на Килиманджаро, и это пока на ближайшие пару лет :-) Пик, удачи и процветания!