Мы часто рассказываем, как отстоять свои права в разных ситуациях.

В комментариях читатели рассказали, в каких случаях они смогли добиться своего. Оказалось, чаще всего споры возникают из-за обмана в магазинах. Вернуть некачественный товар становится делом принципа, и многие даже доходят до суда. Собрали разнообразные победы читателей: от компенсации за ДТП из-за плохой дороги до возврата в магазин червивой рыбы.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

История № 1
Когда узнать, как вернуть товар, оказалось целым квестом

«Яндекс-маркет» прислал товар с порванной коробкой — большая вероятность, что поддельный. Сначала сказали пойти сдать в пункт выдачи. Там я уже выяснила, что надо идти только на почту или вызывать курьера за свой счет. Разбиралась с работником пункта выдачи, оператором колцентра и старшим оператором по электронной почте, как мне вернуть товар.

В итоге я пошла на почту, хотя сумма мелкая. Деньги вернули. Но нервы потрепали, и больше я ничего заказывать там не собираюсь. Еще и самой пришлось напомнить пару раз, что посылочка лежит и плачет, ждет, пока ее заберут.


История № 2
Когда порвались новые кроссовки

Купили в крупнейшем интернет-магазине страны, хозяйка которого входит в список «Форбса», кроссовки «Адидас» за 4000 Р. Разорвались в четырех местах менее чем за три месяца. Даже мне, непрофессионалу, было понятно, что это брак.

Два раза писала, чтобы вернули деньги добровольно, — оба раза отказали. Предложили сделать экспертизу товара за свой счет, что уже нарушение, так как это должен делать продавец.

Сделала экспертизу за 2000 Р — брак подтвердился. Сразу направила все документы в интернет-магазин.

И тут началась, по-другому не назвать, игра на нервах клиента.

В общем, пришлось несколько раз звонить, писать и приходить в пункт выдачи, чтобы мне вернули деньги за товар и экспертизу.

Причем мне даже не принесли никаких хотя бы минимальных извинений за мои неудобства, хотя покупаю у них уже шесть лет, — и это был первый раз, когда я просила вернуть деньги за товар с браком. Сделала вывод: когда любой ИП Пупкин может выйти на маркетплейс и продавать там некачественный товар, для покупателей это очень плохо.


История № 3
Когда привезли матрас не того цвета

Заказала детский ортопедический матрас. Дело было под новогодние праздники, о доставке сообщили день в день. Пришлось просить папу встретить водителя. В итоге дома нас ждал розовый матрас, а я заказывала бледно-голубой для сына.

Магазин говорит: «Ну праздники же, никто вам новый не привезет. Распаковывайте, спите, а мы после праздников все поменяем».

Настал день икс, теперь в магазине были новые вводные: «А что, вы не видели, что цвет может не соответствовать? Там же написано мелким шрифтом в описании. Ну там, внизу страницы».

Я написала претензию в магазин, они передали ее на фабрику. Со скрипом мне привезли новый матрас, дополнительно взяв с меня деньги за доставку.


История № 4
Когда купила рыбу с «жильцами»

Купила замороженное филе трески. Отломила от куска примерно половину, приготовила в духовке. Просто запекла — это важно, далее будет понятно почему.

Достала из духовки, положила кусочек в тарелку и уже начала ковырять вилкой, как заметила товарищей глистов или других червей — я не суперзнаток, увы. Обнаружить их было несложно: мясо рыбы белое, глисты или черви — коричневого оттенка.

Поборов чувство тошноты и лени, я отправилась в магазин с чеком и оставшимся куском.

Продавец сфотографировал эти неопознанные биологические объекты и дал бланк заявления, в котором надо было расписать, что меня возмутило и почему я хочу вернуть деньги. Цитата: «Ваше заявление будет рассмотрено в течение 10 рабочих дней, мы вам позвоним. Если будет согласован возврат денег, то мы пригласим вас в магазин оформить возврат».

Прошло две недели — реально позвонили, пригласили оформить возврат. И… вернули деньги ровно за ту массу, которую я принесла обратно в магазин. А я напомню, что половина той филешки успела побывать в духовке, — естественно, вес уменьшился примерно на 50%.

Внимание, вопрос для творческих: если бы я приготовила уху, мне бы заплатили за целую кастрюлю? Или попросили бы выловить всех глистов и кусочки рыбы в пакетик?


История № 5
Когда таблетки для посудомойки пачкали посуду

Заказал в «Ситилинке» большую коробку таблеток для посудомоечной машины. После нескольких моек выяснилось, что они не только не моют, но еще и пачкают посуду белым налетом.

Посмотрел отзывы — у многих была такая проблема. Таблетки были решительно отнесены обратно в магазин с небольшим талмудом описания: расписал недостатки, дал ссылки на форумы с плохими отзывами, попросил провести экспертизу в моем присутствии и вернуть стоимость за вычетом пяти таблеток из 120.

В итоге приемщик, посоветовавшись несколько раз с начальством, пересчитал все таблетки и принял мое заявление на рассмотрение. Через 14 дней деньги вернули.


История № 6
Когда повредил машину по вине дорожных служб

В декабре 2020, под самый Новый год, попал в аварию по вине дорожной службы. Машина из-за обледеневшей колеи попала правыми колесами на «занижение обочины на семь сантиметров», ее закрутило, и как итог — ДТП сразу с двумя припаркованными автомобилями. Люди не пострадали, припаркованные автомобили — незначительно, моя машина — весьма сильно.

Вызвал ГИБДД, зафиксировали дефект дороги. В январе выбрал юридическую компанию, оценили ущерб в 225 000 Р. Судились.

В мае 2021 года выиграли суд, результат дорожная компания оспаривать не стала. С учетом расходов на юриста и оценку получил в июне на руки 250 000 Р.

Когда вместе с отцом, собственником автомобиля, решали, судиться или нет, понимали, что или теряем 25 000 Р на иск, или получаем отремонтированную машину. К счастью, риск оправдался. Думаю, все решила запись с регистратора, где видно, что скорость была в рамках разрешенной, поведение водителя верное.


История № 7
Когда не устраивала дорога

Я судилась дважды. Один раз — с застройщиком из-за не сданной вовремя квартиры, второй — с органом местного управления из-за дороги. В первом случае мои исковые требования удовлетворили, даже моральный вред взыскали в размере 10 000 Р. Во втором — заключили мировое.

Другое дело, что добиться исполнения этих решений — та еще задача. Хотя кусок дороги мне уже сделали.

Считаю, что суды — довольно эффективный способ решения проблем. Особенно с теми, с кем договориться не получается, — с органами местного самоуправления, например.


История № 8
Когда мошенники подали в суд

Я отбил папу от какой-то ушлой конторы. Они подали на него в суд: якобы он не платил за кредит. Все досудебные претензии присылали в другой город — на адрес, по которому мы не живем уже лет семь-восемь. Суд проходил без нашего участия. Пристав открыл исполнительное производство — и на портале госуслуг появилась задолженность.

Я быстро пробил, что это за контора, кто пристав, в каком суде рассматривалось дело. Составил ходатайство в суд по образцу из интернета, где указал шесть-семь требований. Затем показал знакомому юристу. Он предложил сократить требования до минимальных, так как судьи не любят, когда от них многого хотят. В итоге получилось так: восстановить сроки обжалования, отменить приказ, направить копию решения приставу.

Я переделал ходатайство и отправил заказным письмом в суд. Параллельно направил приставу телеграмму и заказное с требованием приостановить исполнительное производство до вынесения решения судом.

Примерно через две-три недели суд отменил приказ без нашего присутствия. Я отбил папу, потратив на все примерно 2000 Р. Возможно, ушлая конторка оспорит отмену приказа, но пока все ок.


История № 9
Когда доставили не все, что заказывал

Если есть возможность, отбиваю деньги за некачественные услуги или товары. К сожалению, не всегда хватает на это времени.

Один зеленый магазин стройтоваров во время карантина навязал доставку и доставил не все товары, а деньги не вернул. Не извинился, игнорировал меня. Я психанул и подал в суд. В итоге сумма претензии около 1000 Р превратилась в 15 000 Р по решению суда — со штрафами и неустойками.


История № 10
Когда пытаются продать товар по другой цене

Меня пытались обмануть: ценник один, а на кассе другая цена. Но меня выручает способность помнить цены, даже если я покупаю десяток разных товаров.

Магазин обязан продать товар по той цене, которая на ценнике: весь бред про «не успели цены поменять» и прочее мне можно не рассказывать. В окрестных магазинах меня уже знают — зовут старшего кассира, и я покупаю товар по ценнику. Один раз даже видела, как кассир в кассовой программе выбирает из нескольких цен при такой продаже.

Бывали и еще более веселые случаи. Например, когда на сканере цена соответствовала ценнику, но на кассе была другая. Или когда на сканере в одном конце магазина цена была как на ценнике, а на другом сканере и на кассе — другая.

Так что в магазине как в разведке — расслабляться нельзя.


История № 11
Когда хочешь улучшить производство

Я юрист и возвращаю некачественные товары. Если сумма небольшая, то бывает лень заморачиваться. Если покупка крупная — обязательно верну.

Из последнего: вернула ботинки, у которых треснула подошва через шесть месяцев после покупки. У молодого человека подошва на кедах пошла трещинами, с момента покупки прошел 1 год 10 месяцев — тоже вернули деньги.

Это дело даже не принципа.

Считаю, что если бы все возвращали производителям их некачественный товар и они несли убытки, то им бы было выгоднее делать качественные товары.

Был пример с пуховиком из «Снежной королевы»: в первый же день из него полез пух. Вернула — приняли без вопросов. Потом видела кучу людей в этом пуховике на улице с торчащим пухом из швов. Значит, магазин продолжит продавать некачественные пуховики, раз возвращают только один из 100500 штук.