Здравствуй, Т—Ж!

После твоих «Прищуров» кажется, что кругом одни мошенники. Как научиться оценивать финансовые инструменты, если рядом нет опытного инвестора? Куда смотреть и что искать, кроме слишком высоких процентов?

Николай

Николай, кругом, конечно, не только мошенники. Но для рубрики «Под прищуром» мы стараемся выбирать самые подозрительные компании, потому что трепетно относимся к деньгам читателей и не хотим, чтобы их воровали.

Мы не всегда рядом, поэтому у наших прищуров есть и другая цель: научить читателей точнее оценивать компании самостоятельно. Иногда это очень сложно, потому что грабли таятся в недрах договоров и финансовых отчетов. Но все-таки чаще их ржавые зубья торчат наружу. Вот на что мы прищуриваемся, чтобы их разглядеть.

Суть предложения

Вы правы насчет слишком высоких процентов — это главное, что выдает мошенников. По мнению Центробанка, это один из признаков финансовой пирамиды. Обычные вклады в рублях приносят 5—7% годовых. Если компания обещает больше 10%, это повод насторожиться.

Но высокий процент сам по себе ничего не доказывает. ЦБ признает, что даже все восемь признаков пирамиды — это только повод проверить, чем компания занимается на самом деле. Инструмент может предлагать более высокие проценты и не быть пирамидой. Например, через некоторые сервисы можно давать в долг предпринимателям и получать 20—30% годовых. Об одном из таких сервисов мы уже писали.

Другое дело, что в этот доход изначально заложен высокий риск. Если предприниматель готов брать взаймы под 30% годовых, скорее всего, банки в кредитах ему уже отказали. Возможно, свои деньги потом придется искать в суде.

А вот если сервис предлагает 40, 60, 146% годовых — скорее всего, это уже пирамида. Прибыль получают только те, кто успевает забрать свой вклад до того, как компания прогорает. А жизнь таких компаний скоротечна. Например, недавно почившая «лизинговая компания „Столица“», которая обещала 60% годовых, просуществовала всего полгода — и это еще долго.

Если бы можно было столько зарабатывать на инвестициях, не нарушая закон, так делали бы все. Тут работает золотое правило: если вам кажется, что вы нашли способ обхитрить систему, скорее всего, вы чего-то не учли.

Та же логика работает и для других аспектов предложения: сроков предоставления услуг, особых условий, стоимости, инновационности, революционности, виповости, белости и пушистости. Если появляется мысль, что всё слишком волшебно и у конкурентов вы такого не видели, — велик шанс, что вас хотят обмануть.

Например, «Скайвей» уже лет 15 предлагает инвестировать в инновационный вид транспорта, который решит проблему пробок и загрязнения окружающей среды. Но если бы это было правдой, такой транспорт уже построили бы.

Позиционирование и реклама

Следующее, на что нужно обратить внимание после предложения, — как компания доносит до потенциальных клиентов его суть. Здесь работают все правила из нашей статьи про заработок в интернете.

Нормальные компании обычно взывают к логике и здравому смыслу. Реклама такой компании вызывает желание все посчитать и задуматься. В ней редко встретишь проценты крупным цветом. Цифры у солидных компаний спрятаны в калькуляторах и конкретных предложениях, потому что они зависят от многих факторов: во что инвестировать, на какой срок, какие условия ввода-вывода денег.

Реклама нормальных компаний не кричит, а говорит с потенциальным клиентом.

Нормальные компании вместо процентов предлагают обсудить условия сотрудничества и познакомиться поближе. Тинькофф-инвестиции
Нормальные компании вместо процентов предлагают обсудить условия сотрудничества и познакомиться поближе. Тинькофф-инвестиции
Нормальные компании понимают, что новичкам сложно разобраться в инвестициях, поэтому стараются максимально упростить первые шаги. ВТБ-инвестиции
Нормальные компании понимают, что новичкам сложно разобраться в инвестициях, поэтому стараются максимально упростить первые шаги. ВТБ-инвестиции
Сайты нормальных компаний обычно нейтральные: при первом взгляде не возникает ощущения, что все это для какой-то определенной группы людей. Сбербанк-инвестиции
Сайты нормальных компаний обычно нейтральные: при первом взгляде не возникает ощущения, что все это для какой-то определенной группы людей. Сбербанк-инвестиции

Подозрительные компании, наоборот, стремятся выключить мозг потенциального клиента. Они понимают, что чем больше тот думает, тем скорее додумается, что его хотят обдурить. Поэтому разговор они начинают с КРИЧАЩИХ ЧИСЕЛ — МНОГО-МНОГО ПРОЦЕНТОВ ГОДОВЫХ. И это работает. К сожалению, часть людей переходит в режим «заткнись и бери мои деньги».

Основной посыл у подозрительных компаний — не «разобраться в инструментах и рисках», а «принести деньги и разбогатеть». Их реклама не говорит, а кричит.

Реклама «Столицы» активно сыпала крупными и разноцветными цифрами. Название компании создает впечатление, что ее поддерживает государство. Оно усугублялось «гарантиями президента» на сайте, который уже не открывается. Все это рассчитано на пенсионеров — людей, которые с меньшей вероятностью разбираются в инвестициях
Реклама «Столицы» активно сыпала крупными и разноцветными цифрами. Название компании создает впечатление, что ее поддерживает государство. Оно усугублялось «гарантиями президента» на сайте, который уже не открывается. Все это рассчитано на пенсионеров — людей, которые с меньшей вероятностью разбираются в инвестициях
Сервис кэшбэка кричит о новых возможностях, давит числом клиентов и пестрит цифрами
Сервис кэшбэка кричит о новых возможностях, давит числом клиентов и пестрит цифрами
Вместо помощи новичкам инвестиционная компания давит рассказом, какая она хорошая и опытная, и усыпляет бдительность малоинформативными цифрами и графиками
Вместо помощи новичкам инвестиционная компания давит рассказом, какая она хорошая и опытная, и усыпляет бдительность малоинформативными цифрами и графиками

Организационная структура и документы

Изучить оргструктуру и документацию без опыта сложно, но и тут кое-что можно понять.

Оргструктуру лучше всего изучать по официальным реестрам юрлиц — например, rusprofile.ru. Там пишут, когда компанию основали, кто это сделал, с кем эти люди связаны. Возможно, компания связана с фирмами-пустышками, у которых уставный капитал 10 тысяч рублей, или ее основал человек, уже открывавший подобные компании, но все они прогорели.

Может оказаться и так, что данные в реестре противоречат информации на сайте или в рекламе. Например, на сайте написано, что компания на рынке уже 10 лет, а если судить по реестру — только полгода. Все это — поводы насторожиться.

Например, компания ОАО «Струнные технологии» из «Скайвея» связана с многими другими компаниями. Часть из них в стадии ликвидации, часть — с очень небольшим уставным капиталом. Юницкий, который называет себя руководителем группы компаний «Скайвей», числится генеральным директором какого-то ООО «СТЮ», хотя по информации с сайта «Скайвея» он не ведет хозяйственную деятельность в России
Например, компания ОАО «Струнные технологии» из «Скайвея» связана с многими другими компаниями. Часть из них в стадии ликвидации, часть — с очень небольшим уставным капиталом. Юницкий, который называет себя руководителем группы компаний «Скайвей», числится генеральным директором какого-то ООО «СТЮ», хотя по информации с сайта «Скайвея» он не ведет хозяйственную деятельность в России
Судя по информации с сайта компании «Призыва-нет», она работает уже более 10 лет. Но связанные с ней компании зарегистрированы только осенью 2018 года, причем с минимальным уставным капиталом
Судя по информации с сайта компании «Призыва-нет», она работает уже более 10 лет. Но связанные с ней компании зарегистрированы только осенью 2018 года, причем с минимальным уставным капиталом

Документы — самое сложное. Без подготовки интерпретировать юридические формулировки непросто, а значение может иметь даже форма отдельных слов, потому что каждое слово суд понимает буквально. Поэтому тут лучше положиться на юриста или опытного инвестора.

Но кое-что все-таки реально проверить и простому смертному.

У нормальных компаний на сайтах множество памяток, условий, анкет и шаблонов договоров. Разбираться в них не хочется, но вся эта бюрократия регулирует работу компании и защищает деньги клиентов, поэтому без нее никак. А вот подозрительные компании зачастую обходятся без вороха бумаг — на их сайтах нет даже шаблона договора.

Сам договор, если речь идет об инвестициях, должен быть на доверительное управление активами или брокерскую деятельность. Это значит, что у компании есть лицензия Центробанка. Если под видом инвестиционного договора вам предлагают подписать, скажем, договор займа, это значит, что компания работает без лицензии и ее деятельность никто не регулирует.

Это только половина документов по инвестиционно-брокерскому обслуживанию клиентов «Сбербанк-инвестиций». А у компании есть и другие направления деятельности
Это только половина документов по инвестиционно-брокерскому обслуживанию клиентов «Сбербанк-инвестиций». А у компании есть и другие направления деятельности

В шаблоне договора должны быть правильные реквизиты компании: название, ОГРН, ИНН, имя генерального директора. Если это не так, возможно, документы на сайте только для вида, а юридической силы у них нет. Если подписать договор с несуществующей компанией, потом доказать свою правоту и вернуть деньги будет сложно.

Сравнивать проще всего с данными из реестров.

У «Ингосстрах-инвестиций» все в порядке: данные из реестра «Руспрофайл» совпадают с данными из шаблона договора
У «Ингосстрах-инвестиций» все в порядке: данные из реестра «Руспрофайл» совпадают с данными из шаблона договора
Если верить реестру by.kompass, гендир «Струнных технологий» — Надежда Косарева. Но документы за компанию почему-то подписывает Юницкий
Если верить реестру by.kompass, гендир «Струнных технологий» — Надежда Косарева. Но документы за компанию почему-то подписывает Юницкий

Способы перевода денег

Здесь важно проверить, чтобы деньги переводились на счет юрлица, с которым вы заключаете договор. Так потом проще подтвердить, что это вообще было. Если вам предлагают скинуть деньги на карту физлица, это по меньшей мере подозрительно — ведь потом не доказать, что вы переводили деньги условному «Кэшбери».

Этот совет кажется очевидным, но в «Кэшбери» люди переводили деньги Татьяне Сергеевне
Этот совет кажется очевидным, но в «Кэшбери» люди переводили деньги Татьяне Сергеевне

Внимание к мелочам

Нормальные компании заботятся о своей репутации, поэтому трепетно относятся к мелочам. На их сайтах ошибки и опечатки настолько редки, что, бывает, становятся информационными поводами. Высокое качество — это результат усилий специально обученных людей: редакторов, корректоров, дизайнеров, контрольщиков.

Мошенники предпочитают не тратиться на специалистов, им обычно хватает текста с биржи копирайтинга, который никто не проверяет. Ошибки у них встречаются даже в серьезных документах — например, в инвестиционном договоре.

Конечно, ошибки допускают все. Опечатка в договоре еще не говорит о том, что подозрительная компания обманывает клиентов. Но это как минимум повод усомниться в том, что она трепетно относится к своей репутации, а это может значить, что она не рассчитывает работать долго.

Фрагмент партнерского договора «Скайвея»
Фрагмент партнерского договора «Скайвея»

Если сомнения остаются

Сомнения остаются всегда, просто иногда они не очень большие. Выводы приходится делать на основании открытых источников, а там часто можно найти только то, что компания хочет показать. Со временем, если компания не прогорает, она обрастает обзорами, публикациями и отзывами бывших клиентов. Но всё это я бы делил на много. Обзоры могут быть заказными, публикации в СМИ — предвзятыми, фотографии — сфабрикованными, отзывы — фальшивыми. К сожалению, проверить это бывает сложно и опытному редактору. Например, жуликов из «Лаборатории инвестиционных технологий» много рекламировали известные издания на ТВ, радио и в интернете.

С моей точки зрения, меньше шансов промахнуться, когда оцениваешь все сразу. Если компания агрессивно себя рекламирует, давит на жадность, обещает больше, чем ее конкуренты, не публикует на сайте шаблоны договоров и уставные документы — или допускает в них опечатки, — то я такой компании свои деньги не доверю.

Другое дело, что можно решить для себя: хорошо, пусть компания — финансовая пирамида, но мне повезет и я успею получить прибыль. Но меня останавливает вот какое соображение. Раз пирамиды активно привлекают финансово неграмотных людей, эти люди вряд ли сильно богаты. Чаще всего они доверяют пирамидам последние накопления. Например, в ту же «Столицу» деньги несли бабушки, которые мечтали оставить внукам хорошее наследство. И когда пирамида прогорает, эти самые бабушки теряют свои деньги. Не Путин, не Чубайс и даже не Олег Тиньков, а бабушки. И если я решу на пирамиде заработать, я помогу ребятам, которые этих бабушек обворуют. Простите, но для меня это не стоит 146% годовых.

Но если инструмент интересный, пенсионеры и дети ни при чем, а сомнения остаются, ничего не поделаешь — приходится бежать к экспертам и просить все это безобразие оценить. Этим мы и занимаемся в рубрике «Под прищуром».