ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
7 неочевидных фишек приложения Тинькофф

Как вернуть покупку, если зарубежный бренд закрыл магазины в России?

Помогите: меня кинул иностранный бренд! Купила в бутике испанские туфли, но захотела их поменять. Пришла в магазин, но оказалось, что он закрылся. Стала искать информацию в интернете и выяснила, что в марте бренд приостановил свою деятельность в России. А у меня еще подарочная карта осталась.

Что мне теперь делать? Можно ли вернуть деньги за туфли и карту? И может ли в этой ситуации помочь российский суд?

Уход иностранных брендов с российского рынка не освобождает их от обязанности выполнять требования закона о защите прав потребителей.

Как я понял, вы покупали туфли в розничном магазине, а не через интернет. Мы уже писали, что делать, когда деньги за покупку не возвращает иностранный интернет-магазин. В этом материале расскажу, как быть, если закрылся магазин зарубежного бренда в торговом центре или отдельный бутик.

У нас есть подробный разбор о том, как вернуть товар. Поэтому я не буду описывать все детали возврата, а сосредоточусь на нюансах, связанных с уходом иностранных брендов.

К кому предъявлять требования

Вы не написали, по какой причине хотите вернуть туфли: передумали или они были с дефектом.

Если туфли вам просто разонравились, их можно вернуть только продавцу в течение 14 дней после покупки. При этом есть товары, которые не получится вернуть или обменять, если с ними все в порядке. Это, например, автомобили, косметика, медицинские товары, лекарства, пластиковая посуда, нижнее белье, книги, ювелирные украшения, стиральный порошок, цветок в горшке или кухонный гарнитур. Не получится вернуть и технически сложные товары: телефоны, планшеты, ноутбуки, мультиварки, электрические камины.

Если же вы обнаружили в туфлях дефект, то их можно вернуть не только продавцу, но и изготовителю, импортеру и уполномоченной организации или предпринимателю.

Возвращать товар изготовителю не всегда удобно. Если бренд испанский, то, вероятно, и завод-изготовитель находится за границей. В таком случае будет сложно заставить его вернуть деньги за товар. Но возможно, у иностранного бренда есть российская фабрика, и туфли сделали на ней.

Вместе с обувью вам могли передать гарантийный талон, паспорт изделия или какую-то другую документацию — там может быть указано, где изготовлены туфли. Еще такая информация может быть на коробке от товара.

Импортер — это лицо, которое доставило товар в Россию для его дальнейшей продажи. А уполномоченная организация или ИП — тот, кто по договоренности с изготовителем может принимать претензии к качеству товара. Информацию об импортере и уполномоченной организации также можно найти на коробке, гарантийном талоне или другой документации к товару.

На практике удобнее всего обращаться непосредственно к продавцу, у которого вы купили товар. Чаще всего под вывеской иностранного бренда работают российские юрлица или предприниматели. Обычно такие магазины заключают с иностранным брендом дилерский договор — покупают большую партию товара и продают его в розницу.

Но даже если туфли вам продал филиал иностранной компании, то он все равно должен выполнять требования российского законодательства. Несмотря на то что магазин заявил о своем закрытии, он обязан вернуть деньги за товар, от которого отказался покупатель. Если зарубежный магазин откажется выполнять требование российского закона, на него можно пожаловаться в Роспотребнадзор или предъявить иск в российский суд.

Куда направить претензию

Если магазин иностранного бренда закрылся и в его помещении разместилась ярмарка белорусского трикотажа, вы все равно можете направить претензию по юридическому адресу продавца.

Чтобы найти актуальный адрес компании, надо сначала узнать ее ИНН — его можно найти в истории платежей по карте или в бумажном чеке. Если платили наличкой, а чек выкинули, поищите другие документы, связанные с покупкой, — договор или рекламный буклет. Также можно поискать ИНН на сайте бренда, в разделах «О нас», «Реквизиты», «Контакты» или «Юридическая информация».

Если найти ИНН не получается, можно написать запрос в Роспотребнадзор. Это можно сделать через сайт ведомства. Например, так: «1 марта 2022 года я купила туфли в магазине „Зара“ по адресу г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 33, но 5 марта бренд объявил о прекращении деятельности в России. В настоящий момент все магазины закрыты, а у меня нет информации о юридическом адресе и ИНН компании. Эти сведения необходимы мне для защиты своих прав».

Узнав ИНН юрлица, можно открыть сведения о нем на сайте налоговой. Среди прочего там будет указан и официальный адрес. Если же вашим магазином владел индивидуальный предприниматель, то узнать его адрес через сайт налоговой не получится. В таком случае тоже можно запросить сведения в Роспотребнадзоре.

Можно ли вернуть деньги за подарочный сертификат

Покупатель может вернуть не только товар, но и подарочный сертификат. Некоторые ушедшие из России бренды обещают продлить срок действия подарочной карты на несколько месяцев. Например, такое объявление разместила на своем сайте «Икеа». Но есть риск, что магазины к этому времени так и не откроются.

Еще может быть так, что бренды будут предлагать покупателям оформлять возврат подарочных карт в каком-то одном оставшемся в России офисе обслуживания. То есть покупателю из Красноярска предложат вернуть карту номиналом 1000 Р в московском офисе. Но в действительности покупатель может в любое время потребовать вернуть деньги за сертификат удобным для него способом, например на банковскую карту.

Дело в том, что с юридической точки зрения подарочный сертификат — это предоплата товара или услуги. Деньги, которые покупатель сертификата вносит в магазин, считают авансом в счет будущей покупки. Взамен клиент получает подарочную карту — документ, который подтверждает право на покупку.

Если владелец сертификата не собирается пользоваться этим авансом по любым причинам, то у магазина возникает неосновательное обогащение. По закону это недопустимо.

Поэтому обладатель сертификата может вернуть подарочный сертификат в магазин в любое время и без каких-либо условий. Причины объяснять необязательно.

То, что бренд закрыл свои магазины в России, — это дополнительное основание для возврата карты. Если магазина нет, то и реализовать карту нельзя, а значит, компания должна вернуть за нее деньги.

Для начала можно попробовать позвонить в оставшийся в России офис обслуживания бренда или написать им электронное письмо — контакты должны быть на официальном сайте. Сотрудник офиса обслуживания может объяснить, что для возврата денег необходимо передать им карту, чтобы они ее уничтожили. Но на самом деле на каждом сертификате есть номер, поэтому офис может просто отметить у себя, что карта с таким номером аннулирована. Так что если сотрудник офиса обслуживания заявил, что для возврата денег надо ехать в другой город, то можно смело направлять в адрес бренда претензию с требованием перечислить деньги на карту.

Алексей Каблучков
Какие у вас возникли проблемы из-за ухода иностранных брендов?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Greta

booking.com не вернул деньги за отменённую аренду автомобиля (сильно заранее предполагаемой даты аренды, по Условиям должны вернуть 100%).
И Anadolujet не возвращает деньги за отменённый рейс (именно из-за отмены рейса пришлось менять условия аренды авто).
Вот такие надёжные компании.

6
Denis P

Nutella, напишите претензию в банк. Они откроют спор в платежной системе и опротестуют транзакцию

0
Greta

Denis, вы имеете в виду какую-то официальную претензию по почте? На попытку чарджбэка в чате Тинькофф мне ответили следующее:
"К сожалению, мы не можем помочь с решением этого вопроса из за ограничений от платежных систем Visa и Mastercard.
Сожалею, но мы не можем инициировать возврат.
Обратитесь в поддержку сервиса для решения данного вопроса."

2
Denis P

Nutella, ааа, это темная сторона онлайн банка. Значит Виза и МС совсем нас покинули. Тогда обращаться по адресу регистрации юр.лица магазина.

2
Надежда Алимова

Nutella, попробуйте вернуть через airhelp. В свое время вернули денежные средства за отмененный рейс из-за локдауна в 2020 году. Комиссия у них очень большая, но мы все равно возвратом покрыли не использованные билеты в 2х кратном размере. И по срокам долго - 1.5 года шло разбирательство.

0
Сергей А

Зара хоум ушла, подарочнвй сертификат на 6000 руб остался. Написал на электроннуб почту, прислали заявление, заполнил его, в течение недели перевели деньги на карту. Никаких проблем не возникло.

2
Джон Донн

Вернула деньги за подарочную карту икеи (покупала не я, получила в подарок).
Просто пишите в форму обратной связи на сайте: «Прошу считать данное сообщение заявлением об одностороннем отказе от договора розничной купли-продажи в связи с невозможность что-либо купить на фоне закрытия магазинов в России. Номер подарочной карты ХХХ».

Аналогично вернула деньги за подарочную карту в Заре, но они принимают заявление только от того, кто оплачивал, и возвращают только на ту же карту.

2
Мэри Дженкинс

Продайте на Авито туфли эти.

0
Claudia Strelnikova

У меня был подарочный в &other stories, написала на почту h&m, так как это их бренд, скинули бланк заявления и инструкцию, отправила все по почте, через 20 дней вернули деньги и ещё за почтовые расходы тоже. Все очень мило и любезно)

0
Lemming

Знаю, что многие как и я встряли с Asos - возвраты не дошли, посылки лежат где-то на складах, соответственно деньги за них компания не платит. Заказы, которые люди оформили в 20х числах февраля насколько я знаю тоже зависли - ни денег, ни посылки..

0
Min Saratov
Отредактировано

Lemming, мой заказ вернулся обратно, написал в магазин (yoox), они сказали что могут вернуть деньги по свифт реквизитам, но не вернули. Написал в тиньков по поводу чарджбэка, они вернули деньги почти сразу
но
через некоторое время написали, что вернули деньги авансом и могут их забрать, если что-то там не подтвердится, мурыжат уже полтора месяца и каждый раз только продлевают срок этого обращения

1
Сергей Сиделев

...Возвращать товар изготовителю не всегда удобно...
Кстати, в конкретных условиях - не факт.
Владелец бренда обычно более придирчиво относится к своей репутации чем его дилеры. так что жалоба в головной офис с аргументацией "местные представители закрыты - жаловаться больше некому" вполне может быть результативной.
Другое дело (опять же в конкретной ситуации), что можно получить ответ "мы конечно рады вам все возместить, но переводы между нашими странами заблокированы, так что даже в суд подавать бесполезно - мы только за то, что бы отдать вам деньги, но это запрещено нашим правительством"

0

Сообщество

Лучшее за неделю