Где я живу: в коммуналке на Васильевском острове — с эркером и вторым этажом под библиотеку
В старой части Васильевского острова есть две станции метро и много магазинов, да и до набережной буквально рукой подать.
В этом районе читательница Т—Ж вместе с мамой занимают две комнаты в коммуналке и вскоре планируют выкупить всю квартиру. Она рассказала, почему не зовет гостей после 20:00, какие сюрпризы преподносит доходный дом и по какой причине она бы все равно отсюда не съехала.
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Предыстория
Мне 27 лет, я преподаватель японского языка. В Петербурге живу всю жизнь, но на Васильевский остров переехала около девяти лет назад. Детство провела внизу красной ветки, на Ленинском проспекте. После школы уехала в Японию, а через полгода вернулась и захотела перебраться в исторический центр.
Жить в спальном районе мне никогда не нравилось — хотелось красивых зданий, музеев и парков, большой воды поблизости, а не хрущевок и бывших общежитий. А еще мне не по душе трястись полчаса на автобусе до метро, но в детстве у меня права голоса не было.
Поиск жилья
До покупки своей жилплощади я успела поснимать комнаты на Васильевском острове в совершенно разных коммуналках. Но несколько лет назад решила платить ипотеку вместо аренды.
И тогда, и сейчас это кажется мне логичным: при условии, что ты остаешься жить на Васильевском острове, куда выгоднее платить деньги банку, чем хозяину в карман. К тому же при покупке ты сам становишься хозяином и можешь заниматься в своей комнате чем угодно, от перестановки до полноценного ремонта, ни у кого не спрашивая разрешения.
Собственное жилье я выбирала долго. И прежде чем принять окончательное решение, посмотрела около пятидесяти коммуналок. Квартиры были совершенно разные, и некоторые мне особенно запомнились.
Чудесная коммуналка с отличным ремонтом на 6-й линии, где при входе в коридор на нас с криками налетела женщина. Она трясла какими-то бумагами и ругалась с мужчиной, который привел нас на просмотр. Грозилась ему судом и обещала не дать нам нормальной жизни.
Атмосферная квартира на 4-й линии, с бабушкой как из романов Достоевского, потрясающим котом, который запрыгнул мне на колени и не хотел слезать, и огромной, почти 30 м², общей кладовкой. В ней наверняка можно отыскать что-нибудь дореволюционное.
Коммуналка на набережной у 9-й линии с огромными окнами прямо на Неву. Потолки там были выше четырех метров. На отстроенном втором этаже помещалась двуспальная кровать и еще оставалось место! А в соседней комнате жила молодая женщина с двумя огромными датскими догами, почти с меня ростом.
Квартира в закрытом дворе, снова на 6-й линии, трехкомнатная, с ремонтом. Две комнаты принадлежали семье, которая практически приватизировала все общие территории.
Забавно, но теперь такой же семьей стала и моя. Сначала я купила одну комнату, а со временем — и вторую в трехкомнатной коммуналке, расположенной в доходном доме на Среднем проспекте. Сейчас я живу там вместе с мамой в возрасте и двумя соседями.
Особенности дома
Мой дом угловой и на самом деле довольно старый. Кроме того, по проспекту он строился в одно время, а по линии достраивался в другое, позже. Разница между двумя частями дома — примерно 25 лет.
Левую строил архитектор Эдуард Крюгер в 1874—1875 годах, правую — Николай Дрягин в 1901 году. Части дома выглядят по-разному, но у них один адрес.
В нашем доме две арки: одна со стороны Среднего проспекта, а другая — с линии. Первый вход открыт до 20:00, потом консьерж его закрывает. Второй недоступен для прохожих вообще, зайти в эту арку можно только с помощью электронного ключа. Поэтому ею пользуются исключительно жильцы дома.
Консьерж у нас появился только два года назад. Он сидит у входа в открытую арку, вечером не пропускает чужаков, днем следит за порядком и открывает ворота для гостевых машин или грузовиков, если приезжает крупногабаритная доставка или вывоз мебели.
Обычные курьеры днем проходят спокойно, а вечером необходимо звонить консьержу и сообщать, в какую квартиру и какая доставка ожидается. Поэтому заказывать еду в два часа ночи не очень удобно. По этой же причине я не провожу офлайн-занятия после 20 часов. Мне лень постоянно звонить и просить пропустить ученика во двор.
Планировка квартиры
Как я уже сказала, в нашей квартире три комнаты. Метраж первой — 27 м², второй — 17 м², обе выходят окнами на линию. Третья комната расположена окнами во двор, ее метраж — 20 м². Общая площадь квартиры — около 100 м².
У нас одна кухня, раздельный санузел и три кладовки. Всеми тремя пользуемся мы, для соседей выделены две полки. Почти все свои вещи — даже чайник с чашками и зубные щетки — они держат в своей комнате, а не на общих территориях. Так было и до моего переезда сюда, поэтому ребята совершенно не возражали, когда мы заняли большую часть территории.
На кухне у нас простенький ремонт, плита одна — общая. Соседи на ней готовят, но все свое уносят к себе. Так что в этом помещении стоит только наша мебель: холодильник, обеденный стол, буфет, стиральная машина. Ею мы тоже пользуемся все вместе.
Отношения с соседями
Когда я только въехала в эту квартиру, общение с соседями было натянутым. Они жили здесь раньше, и у нас даже случился конфликт — буквально в первую неделю после переезда. Но со временем отношения наладились.
Теперь, пожив в коммуналках несколько лет, я с уверенностью могу сказать, что наша квартира — то самое редкое исключение, когда и с соседями все хорошо складывается, и в быту мы друг другу не мешаем.
Конечно, мне хотелось бы жить одной, но, с другой стороны, в такой жизни плюсов не меньше, чем минусов. Ребята тихие, работают практически без выходных, а в выходные уходят. Гостей они никогда не приводят.
Сталкиваясь вечером на кухне, предлагаем друг другу приготовленное — это всегда казалось мне очень милым. Если мы с мамой едем из магазина с тяжелыми сумками, им несложно спуститься и нам помочь.
А еще за все годы жизни здесь мне ни разу не пришлось вызывать мастера: поменять раковину, подключить стиральную машину, прочистить трубы, затащить на третий этаж новый книжный стеллаж и собрать его — все это делают соседи.
Они оба работают в сфере строительства, поэтому еще и циклевали паркет в моей комнате. К тому же я знаю, что, если уеду на пару дней к друзьям, кот не останется голодным, его покормят.
Из минусов — иногда бывает занят туалет. Еще приходится напоминать соседям, чтобы они помыли за собой плиту.
Преимущества жилья
Развитая инфраструктура. До метро от моего дома примерно сто метров. Рядом с коммуналкой четыре разные остановки автобусов и трамваев. Через дорогу — ТЦ с аптекой, «Перекрестком», любимым кафе и книжным.
В самом доме есть две аптеки, книжный, магазин техники и ресторан «Токио-сити». Почта, опять же, через дорогу. Там же — магазины косметики, два банка и еще с десяток нужных мест.
Высокие потолки. Эта особенность есть и в большинстве других доходных домов. Она дала мне возможность сделать в комнате некое подобие второго этажа и организовать себе еще одно уютное место для чтения.
Толстые стены. Благодаря им соседи не мешают: ни те, что в квартире, ни те, что в подъезде. Не беспокоят ни трамваи, ни оживленный перекресток прямо за окном.
Окна на перекресток. Эркер с видом на город — это важная именно для меня вещь. Искренне кайфую и могу сидеть там часами.
Недостатки дома и квартиры
Неубиваемая живность. Один из главных минусов старого фонда — клопы и тараканы. Они есть в каждом втором доме. А если их нет, подождите — они переползут с соседнего. Если дом с деревянными перекрытиями, считайте, что это конец: избавиться от насекомых не получится никогда.
В нашем доме перекрытия стальные, поэтому здесь эти гости надолго не задерживаются. Мы делаем санобработку раз в полгода-год, несколько раз вызывали СЭС. Иногда в качестве профилактики распыляем средство сами вместе с соседями.
Чаще всего тараканы ползут из кафе и ресторанов, если они есть в доме. Такая же ситуация была, когда я работала в пекарне у метро «Василеостровская»: мне неоднократно приходилось ненавязчиво протирать стену, смахивая ползущего около посетителя таракана.
Вечная грязь. Так как наша линия соседняя от метро, на перекрестке бывает довольно грязно: через дорогу — магазины, поэтому мусорные баки и урны часто бывают забиты. Во дворах у нас более-менее чисто, по крайней мере в нашем, закрытом. Но в идеале я бы хотела, чтобы его облагородили. К тому же первый двор открытый, поэтому там тоже часто бывает грязно.
Неуютный двор. О посаженных деревьях в нашем дворе даже не мечтаю. Все, что у нас есть, — это стойкая береза да пара клумб. Но как было бы здорово, сделай мы всем домом велопарковку и стоянку для детских колясок. Добавили бы скамеек и покрасили стены.
Еще у нас отвратительно убирают снег. И на самих линиях по всему острову, и конкретно у нас во дворе. Он лежит огромными горами практически до марта, за всю зиму я видела снегоуборочные машины буквально пару раз, не больше.
Странные личности среди соседей. Еще один минус — человек с алкогольной зависимостью с верхнего этажа, единственный на весь подъезд, но его вполне хватает. Квартира досталась ему, предполагаю, от матери или бабушки, и он доживает в ней свой век. Принципиально с ним не здороваюсь, потому что мне не нравятся люди, которые настолько напиваются, что засыпают на лестнице. А жена у него милая: приютила котенка прошлой зимой.
Еще есть две неприятные женщины, но в остальном у нас хороший подъезд. У бабушки из квартиры ниже я была в гостях, у нее классная планировка.
Безынициативные жильцы. Дом у нас пусть и вежливый, но все-таки недружный, и никому ни до чего нет дела. Для меня это удивительно — с учетом того, что в доме осталось буквально две-три коммуналки.
Разовые и регулярные расходы
Первую комнату в этой коммуналке я приобрела за 1 850 000 ₽. Вторую выкупила через договор мены: взяла в ипотеку студию в Кудрове, выплатила ее и «обменялась» недвижимостью без доплаты. Ипотеку брала на 15 лет, а закрыла за два с половиной года. Студия обошлась мне примерно в 1 500 000 ₽.
Что касается ремонта, то в последний раз в моей комнате мы делали его год назад вместе с бывшим молодым человеком. Перекрашивали второй этаж и стены, меняли проводку и заказывали новые стеллажи под мою библиотеку. На переделки мы потратили немного, 40 000—50 000 ₽. Новые стеллажи обошлись еще в 80 000 ₽.
Еще мы сделали ремонт во второй комнате, где живет мама. Когда квартира полностью перейдет в нашу собственность, мы наконец-то сделаем качественный ремонт на кухне, в ванной и коридоре.
Коммунальные платежи большие. Больше всего уходит на отопление: около 4000 ₽ за большую комнату и около 3000 ₽ за меньшую по размеру.
У нас раздельные счета на каждую комнату — это нормально для коммунальных квартир. За свет и воду платим в складчину: у нас стоят счетчики. Ребята отдают мне часть суммы, а я оплачиваю коммунальные услуги. На свет, к примеру, уходит около 1000 ₽ и столько же — на интернет.
Планы
Как я писала выше, последнюю комнату планирую выкупать через несколько лет: надо подкопить денег. Когда это случится, я займусь перепланировкой: разобью две кладовки из трех, чтобы расширить коридор около кухни. А еще хочу объединить две комнаты в одну, чтобы ее метраж в итоге был около 50 м².
В этой большой комнате оставлю библиотеку и рабочую зону, а также размещу зону отдыха со спальным местом, перенесу туда свой гардероб и тем самым освобожу место в коридоре. А в комнату поменьше переедет мама.
Продавать недвижимость не планируем, а расселять наш дом не собираются. Если и жить в Петербурге, то здесь, в центре Васильевского острова, в квартире, в которую я вложила огромное количество денег и любви.