Этот район Москвы ничем бы не отличался от других, если бы каждый Новый год его не показывали по телевизору.
Именно здесь, на проспекте Вернадского, снимали «Иронию судьбы», и для этого не нужно было летать в Санкт-Петербург, ведь дома главных героев в реальности находятся в пяти минутах ходьбы друг от друга. Для читательницы Т—Ж Тропарево-Никулино стало местом, где прошло ее детство. Позже она купила здесь квартиру и осталась довольна своим решением.
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Предыстория
Мы с родителями переехали в Тропарево-Никулино в 1994 году, на тот момент мне было 10 лет. До этого мы жили в другом московском районе — Щукине. И, насколько я помню, оно тоже было отличным местом. Там есть несколько больших парков, а рядом находится Серебряный Бор. Но в Щукине мы жили втроем в однокомнатной квартире, было тесно.
Рынка недвижимости в современном понимании тогда не было. Продать старую квартиру и купить новую в ипотеку было невозможно. Но оставался вариант с кем-то обменяться. Поэтому мои родители решили съехаться с папиной пожилой родственницей, которая жила в трехкомнатной хрущевке и нуждалась в уходе, и впоследствии обменять ее и свою квартиру на одну трехкомнатную.
Для нового места жительства они искали район поближе к моим дедушке с бабушкой, которые жили возле метро «Университет», в Раменках, и в итоге нашли трехкомнатную квартиру неподалеку, в Тропарево-Никулине. Благодаря такому решению бабушке и дедушке стало проще забирать меня из школы.
Поиск и покупка квартиры
Повзрослев, я решила купить себе отдельную квартиру в Тропареве. Это было в 2013 году. При выборе ориентировалась в первую очередь на расположение. Мне хотелось жить в знакомом месте и чтобы добираться до родителей было недалеко.
В поиске недвижимости я рассматривала и Тропарево, и проспект Вернадского, и Обручевский район. В процессе съездила, наверное, во все двушки внизу красной ветки метро. Мне попадались «убитые» варианты, больше похожие на руины. При просмотре таких квартир волей-неволей думалось: «Что же такое ужасное здесь произошло?» Причем одна из них продавалась после смерти собственника.
Еще был вариант с ремонтом в стиле «мотель на час»: с круглой кроватью в гостиной и джакузи практически в коридоре. Была и насквозь прокуренная квартира одной очень «творческой» личности — женщины, встретившей меня и моего риелтора в восточном тюрбане и халате на голое тело. У нее дома везде было ужасно грязное красное ковровое покрытие с длинным ворсом, в котором можно было утонуть.
На других объектах хозяева угощали меня чаем и признавались, что квартиру продавать не очень-то и хотят. Кто-то даже не собирался изменять своим привычкам во время просмотра. Мы с риелтором приехали в квартиру, а на диване спиной к нам спал муж владелицы жилья — и, пока мы осматривали комнату, он даже не шевельнулся.
В итоге я остановилась на двухкомнатной квартире, расположенной на улице 26 Бакинских Комиссаров. Она мне сразу понравилась, потому что оказалась самой просторной из тех, что были тогда в продаже в нашем районе. Еще меня впечатлили огромные окна — я всегда хотела жить в светлой квартире. И расположение дома показалось очень удачным: и метро, и парк рядом.
Хозяин этой квартиры явно торопился с продажей, но у его агента были другие планы: он стал вымогать у меня «откат», угрожая в случае отказа сорвать сделку. Тогда риелтор с моей стороны вышла на продавца, и мы договорились о покупке напрямую.
Так я переехала в невзрачную серую «башню» серии 1МГ-601-441. По информации в интернете, эти 16-этажные панельные дома придумали для жилого комплекса работников посольства ГДР, которое находится неподалеку — настолько неподалеку, что, когда на чемпионате мира 2014 года Германия обыграла Бразилию со счетом 7:1, крики болельщиков «Sieben-Eins!!!» было слышно даже у меня дома. На закрытой территории построили типовую девятиэтажку и четыре такие башни, а потом возвели по тому же проекту еще семь зданий по соседству.
Особенности дома
У моего дома много плюсов:
- квартиры в нем немного больше по площади, чем в типовых 16-этажках серии П3, — например, двухкомнатные имеют общую площадь около 62 м², а не 54 м², как там;
- внутри квартир нет несущих стен, поэтому легко сделать перепланировку;
- на территории около дома очень тихо, вокруг есть только узкие пешеходные дорожки, а окна с одной стороны выходят на детский сад — и мои в том числе. Шум от садика мне не мешает, потому что днем я на работе и детей не слышу, а в выходные там вообще никого нет;
- в моем подъезде два лифта — обычный и грузовой, и это очень удобно.
Особенность квартир в нашем доме — широкие бетонные балки на потолке во всех комнатах. Они очень плотные, сверлить их тяжело. Это приходится учитывать, например, при установке кондиционеров и карнизов для штор. Но балки можно по-разному обыграть в интерьере. Именно из-за них я решила покрасить стены в разные цвета, разделив комнаты на зоны.
Прошлый владелец моей квартиры немного расширил гостиную за счет кухни, объединил санузлы и сделал нишу в коридоре, куда поставил широкий холодильник. Эту нишу я потом переоборудовала в кладовку, добавив к ней дверь. Перепланировку пока не узаконила. Знаю, что некоторые жильцы нашего дома еще делят лоджию на две части и присоединяют ее к кухне и гостиной, но такое решение вряд ли пройдет комиссию.
Из интересных решений в нашем доме также встречаются французские окна в пол, которые устанавливают в лоджии, особенно с той стороны, что выходит на сквер. В одной из комнат моей квартиры тоже стоят огромные, практически панорамные окна. По проекту во всех квартирах раньше они были одинаковыми, во всю стену, но многие владельцы заменили стеклопакеты, из-за чего створки везде выглядят по-разному.
У кого-то они делят окно на две равные части, и тогда каждая фрамуга получается примерно по метру шириной. Но мне больше нравится вариант с двумя узкими и двумя широкими секциями, которые установил предыдущий собственник квартиры. Широкие створки глухие, поэтому, чтобы их помыть, раньше нужно было вызывать мойщиков. В прошлом году я купила робота — мойщика окон, и теперь справляюсь с их мытьем сама за пару часов.
Есть у моего дома и недостатки.
Странно организованное общее пространство. Чтобы попасть на лестницу, нужно пройти мимо лифтов на открытый общий балкон, где курят соседи. Запах затягивает оттуда на лестничную клетку, и иногда на ней плохо пахнет. Еще есть мусоропровод, которым все пользуются, из-за чего в подъезде тоже бывает неприятный запах.
Потрясающая слышимость. Когда соседи выносят мусор в мусоропровод, кажется, что они опрокидывают ведро прямо мне на голову. Если очень тихо, можно услышать, как у них звонят телефоны. Хорошо, что сейчас у меня не очень шумные соседи.
Сомнительный контингент. Еще пару лет назад прямо надо мной жил бандит Петя — имя изменено, но бандитом он представлялся сам. Он был футбольным фанатом с криминальным прошлым и нередко устраивал пьяные вечеринки под радио «Шансон» до пяти утра. Из-за слышимости создавалось ощущение, что и я на них присутствую.
Я несколько раз обращалась в полицию, но это ни к чему не приводило. Ко мне, впрочем, бандит Петя всегда относился уважительно: мы учились в одной школе неподалеку. Кончилось тем, что он продал свою квартиру и уехал в неизвестном направлении. Теперь все тихо, новые владельцы там не появляются.
Преимущества района
В Тропарево-Никулине меня все устраивает: инфраструктура, экология, транспортная доступность. Этот район подойдет тем, кто готов купить не самое современное жилье на вторичном рынке.
Инфраструктура. Рядом с моим домом есть детский сад, по соседству — еще два, несколько школ, включая гимназию № 1543, она стабильно занимает высокие места в любых рейтингах московских школ. Магазинов, в том числе круглосуточных, здесь огромное количество. Доставки, понятное дело, тоже отлично работают.
Экология. В моем районе нет никаких вредных производств. Только университеты, офисы и торговые центры. Много парков и скверов, где приятно гулять, и кафе, где можно посидеть. Помню, что, когда мы жили в Щукине, там не было ни одного кафе, кроме давно закрытого «Сверчка», но с тех пор ситуация кардинально изменилась.
Транспортная доступность. Мой район расположен на юго-западе столицы — в восьми остановках метро от Кремля. На его территории действует три станции подземки: «Юго-Западная», «Тропарево» и «Озерная». Развита сеть автобусных и троллейбусных маршрутов. Так что транспортную доступность я оцениваю на «отлично», а с открытием Большой кольцевой линии метро, БКЛ, она стала еще лучше.
Сейчас я работаю возле метро «Калужская». Добраться от дома до работы я могу разными способами: на метро или автобусе, пешком, на велосипеде или такси. В первом случае нужно дойти до станции «Юго-Западная» — это минут пять. Затем минут 20 проехать по Большой кольцевой линии и еще пройти пешком минут пять. Во втором — дойти до остановки «Улица 26 Бакинских Комиссаров», проехать на автобусе № 226 минут 20 и еще пять минут идти до офиса. Оба маршрута занимают полчаса.
Если использовать и автобус, и метро, то сначала мне нужно дойти до остановки «Улица 26 Бакинских Комиссаров», затем на автобусах № 374, 404 или 261 доехать до станции «Беляево», проехать остановку на метро и дойти до офиса. Такой маршрут займет 35 минут. Им я обычно пользовалась до открытия БКЛ.
Пешком от дома до офиса идти около 40 минут. Это вариант для хорошей погоды — правда, я чаще хожу с работы домой, а не наоборот. На такси мне ехать 10 минут — это вариант под названием «поленилась вечером помыть голову». Летом я иногда еду с работы на велосипеде, это занимает минут 20.
Наземным транспортом от «Юго-Западной» легко добраться как до Кунцева, так и до Беляева, Теплого Стана и Обручевского района.
По сути, Тропарево-Никулино — классический советский район со всем необходимым. Долгое время в нем не хватало только кинотеатра — ближайшими были «Витязь» в Беляеве и «Звездный» на проспекте Вернадского.
Позже появились «Эльдар» и «Синема-стар» на углу Ленинского проспекта и улицы Обручева, а также еще один — в торговом центре Avenue Southwest возле станции «Юго-Западная». Но я обычно хожу в «Пионер» на Кутузовском проспекте, там показывают фильмы с субтитрами, без перевода. Мне кажется, так лучше передается атмосфера фильма.
Недостатки района
Дорогая недвижимость. В Тропарево-Никулине мало новостроек — насколько я знаю, всего три, а квартиры в них очень дорогие. Например, в уже сданном доме они стоят от 14,5 млн рублей — за столько застройщик продает двушку. Строящийся жилой комплекс один, и квартиры в нем стоят от 23,2 млн рублей — и это цена за однушку.
Что касается вторичного рынка, цены здесь не сильно ниже. Средняя цена квартиры на «Циане» колеблется в районе 10 млн рублей — и речь про однушку площадью около 30 м². Именно поэтому некоторые мои друзья переехали в другие места, где можно купить новую квартиру большей площади, чем тут. Например, в Московском районе — это на Киевском шоссе — или под Троицком.
Я, возможно, в глубине души и хотела бы жить в новом доме с красивым подъездом, консьержем, ухоженной придомовой территорией, подземным паркингом и современными планировками квартир.
Но меня смущает опыт друзей и знакомых, въехавших в новостройки и в полной мере оценивших их недостатки: отсутствие парковочных мест во дворе, непрерывный ремонт у соседей, недоделки в квартирах, включая кривые стены, наклон полов, низкие потолки и плохое качество отделки. Моя вторичка выглядит приличнее, чем многие новые квартиры.
Школы, объединенные с детсадами. Меня смущает тенденция объединять школы и детские сады в непонятные мне комплексы — так происходит во многих районах Москвы, не только в моем.
Раньше каждая школа и детский сад не зависели друг от друга. А теперь, например, школы № 807 и 875 объединены под одним названием — «Школа № 875». И к ним же присоединили ближайшие детские сады в качестве так называемых дошкольных и детских групп.
Такое решение позволяет более эффективно использовать ресурсы комплекса, например его площади и материальное оснащение, и объединить их программы. Так что в идеале детям будет проще переходить из детского сада в школу. Но на практике, как мне рассказывают знакомые с детьми, происходит сокращение персонала. Особенно за счет педагогов.
Еще мне не очень понятны механизмы распределения финансов внутри комплекса: пугает, что школы будут забирать себе большую часть в ущерб дошкольным группам. В общем, для меня плюсы этого решения неочевидны.
Государственная медицина. Меня расстроила история детской поликлиники № 131, куда я в детстве ходила на диспансеризацию. Сначала торжественно открыли ее филиал на улице Анохина, что довольно далеко от старого здания и старой части района.
А потом закрыли основное здание возле моего дома. В результате соседям, у которых двое маленьких детей, теперь не дойти до поликлиники за пару минут. На дорогу нужно потратить не меньше двадцати и при этом спускаться с коляской в подземный переход под проспектом Вернадского либо добираться на наземном транспорте с пересадками.
Из медицинских объектов самые важные — районная поликлиника № 8 и городская больница № 31. Поликлиника, точнее ее филиал № 2, находится прямо возле моего дома — и это самое обычное государственное учреждение со всеми сопутствующими проблемами.
С одной стороны, в нем сделали ремонт и завезли туда новое оборудование, например для электронной очереди. С другой — там не хватает многих специалистов и услуг. Например, на рентген направляют в другие поликлиники, а летом, в период отпусков, к специалистам записывают на месяц-два вперед. В результате я стараюсь туда обращаться только в крайнем случае, а в основном лечусь по ДМС.
В 31-й больнице моему папе два года назад делали плановую операцию в рамках ОМС. Сама операция прошла успешно, и хирургом мы довольны, но условия в стационаре очень скромные, а послеоперационный уход практически никак не налажен, если не договориться с медсестрами, что нам и пришлось сделать. Возможно, в платном отделении условия лучше.
Достопримечательности
Особо выдающихся объектов архитектуры в нашем районе нет, так как большая часть застройки брежневская. Зато два здания возле метро «Юго-Западная» — дома № 113 и 125 по проспекту Вернадского — снимались в фильме «Ирония судьбы». По сюжету в них жили главные герои, Женя Лукашин и Надя Шевелева, а теперь там висят памятные таблички.
Да-да, оба дома находятся в Москве, в 500 метрах друг от друга. Видимо, так было удобнее для съемочного процесса. А 3-я улица Строителей, которую позже переименовали в улицу Марии Ульяновой, вообще расположена возле метро «Университет». Сейчас два кинодома — это самые обычные панельки. По цене, насколько я помню, квартиры в них не отличаются от прочих. И туристов вроде туда не водят. Но если это не так, поправьте меня в комментариях.
В «Иронии судьбы» появляется и церковь Архангела Михаила в Тропареве — ее видно из окна Лукашина. Но на момент съемок в ее стенах располагался склад декораций «Мосфильма». А когда храм снова открылся, там крестили моего папу.
Рядом с домом Лукашина находится «Театр на Юго-Западе» — один из первых частных театров в Москве. Мне очень стыдно, но я там ни разу не была. Когда-то там играл Виктор Авилов, известный по главной роли в фильме «Узник замка Иф». В репертуаре театра есть как спектакли по Шекспиру, Булгакову, так и по современным авторам, а еще представления для детей.
Варианты досуга
На свежем воздухе. В двух минутах от моего дома есть большой Юго-Западный лесопарк — Ленинский проспект разрезает его пополам. Его еще все время путают с Тропаревским, который больше по размеру и примыкает к Востряковскому кладбищу и Мкаду. Там есть кафе, киоски с едой и кофе. Но несмотря на то, что у моих родителей на него даже выходит балкон, бываю я там нечасто.
А вот Юго-Западный лесопарк мне хорошо знаком. Особенно та его часть, которая ограничена улицей Доктора Гааза, Ленинским проспектом и улицей Лобачевского. В нем есть дорожки и детские площадки, много белок и птиц — особенно уток, которые зимуют в теплой воде речки Самородинки, вытекающей из снегоплавильни. Только жаль, что сломанный много лет назад мост через речку все никак не починят. Через него раньше было удобно перебираться прямо к Ленинскому проспекту.
Во второй половине лесопарка, примыкающей к РУДН, находится пруд с необычным названием Запятая, а также березовая и сосновая рощи. Там тоже есть детские и спортивные площадки, поэтому для разнообразия можно гулять и неподалеку от них. Когда я училась в школе, в этом лесопарке мы бегали кроссы, а зимой катались на беговых лыжах. Я и сейчас это делаю. Здорово, что для этого не надо никуда ехать.
Летом по району приятно прокатиться на велосипеде. Я предпочитаю ездить в парк Олимпийской деревни — от моего дома до него минут 15 своим ходом или на общественном транспорте. Там есть пруды с утками и красивые закаты, вечером включают освещение, так что можно гулять до самой темноты.
Прогуляться по Бродвею. Так называют бульвар, который тянется параллельно проспекту Вернадского — от улицы 26 Бакинских Комиссаров до гостиницы «Салют». По вечерам там гуляют люди — с детьми, собаками, на роликах и велосипедах.
Рядом с Бродвеем, во дворе дома № 127 на проспекте Вернадского, сохранилась советская парковая скульптура «Мальчик с белкой на плече».
Сходить в кафе. Для любителей корейского барбекю у нас есть аутентичный ресторан «Самми», спрятавшийся за супермаркетом на улице 26 Бакинских Комиссаров, так что не сразу и найдешь. При нем есть магазинчик с корейскими продуктами, где можно купить ингредиенты и приготовить что-то дома.
Возле метро «Юго-Западная» работает наш ответ Даниловскому рынку под названием «Фуд-холл Eat Market». На нем можно купить «запрещенку», например пармезан и хамон. Или сходить в один из многочисленных ресторанов — греческий, корейский, вьетнамский — или в «Сыроварню», куда ж без нее.
Самые интересные заведения, на мой взгляд, находятся возле РУДН — формально это уже не наш район, но можно заказать оттуда доставку. Мне нравится ресторан «Дионис», особенно индийские и перуанские блюда. Там лучшее севиче в Москве!
Итог
Мой район сложился еще во время брежневского застоя, отсюда и его особенности. Это типовая застройка, где все под рукой — школа, детский сад, продуктовый магазин. Обилие зелени, благодаря которой в любое время года я могу заниматься спортом на свежем воздухе. Хорошая транспортная доступность: здесь есть и метро, и развитая наземная сеть маршрутов. В целом я довольна Тропарево-Никулином и не планирую переезжать. Сейчас трудно строить планы, но если я и дальше буду жить в Москве, то только тут.
А напоследок вот вам мой секретный маршрут: если бы я проводила время в районе с друзьями, то первым делом сводила бы их в наш Юго-Западный лесопарк, в «секретный» корейский ресторан «Самми» или в «Дионис». И прогулялась бы по территории жилого комплекса «Миракс-парк» — летом там цветут гортензии, и это очень красиво. Приезжайте и убедитесь в этом сами.