Во что инвестировать, чтобы приблизиться к доходности в 10%
Накопил подушку, перехожу к инвестициям и надеюсь на ваши советы.
Поставил себе цель — за 15 лет создать капитал, который будет приносить пассивный доход на расходы и реинвестирование.
Первые три года планирую вкладывать 50 тысяч рублей в месяц, затем два года — по 70 тысяч, а потом 10 лет — по 100 тысяч рублей в месяц. Примерная итоговая сумма с учетом сложного процента при инвестициях под 10% годовых — 31,9 млн рублей.
Исходя из расчета, мне нужен набор инструментов с доходностью от 10% годовых. Конечно, если закладывать инфляцию, этот процент должен быть выше, но я представляю самый простой расчет.
Я открыл ИИС, прикупил ETF, планирую пассивно вкладывать в фонды акций и облигации. Фонды акций кажутся разумным вложением на долгий срок: несмотря на возможные падения в моменте, в целом они растут и доходность приемлемая. Что касается валют, думаю держать 70% в долларах и 30% в рублях.
Подходит ли такой портфель под мою цель? Реально ли приблизиться к доходности в 10% с учетом инфляции?
Буду рад любым советам и комментариям.
Вы не указали точной структуры портфеля — в какой пропорции держите акции и облигации. Поэтому рассмотрим несколько классических вариантов для пассивного инвестирования: когда указанные акции и облигации размещаются в пропорциях 40/60, 60/40 и более агрессивный аналог — 80/20.
Анализ исходных данных и выбор стратегии
Горизонт инвестирования — 15 лет, но структура пополнений довольно сложна. Плюс ко всему нужно учитывать поведение рублевых и долларовых активов, инфляцию каждой из валют, а также девальвацию одной из них по отношению к другой.
Так как не стоит задача вычислить точный итоговый результат, упростим исходные данные: пойдем от общего к частному и будем вести расчет в долларах, как в более стабильной валюте. Считать будем по текущему курсу, а тестировать варианты портфелей — с помощью сервиса Portfolio Visualizer. Далее отдельно рассмотрим влияние на портфель рублевых активов.
Начнем с общего анализа стратегий. Чтобы упростить, предположим, что первые пять лет вы просто копили на банковском депозите, тем самым нивелировав действие инфляции. Накопленный итог составил бы минимум 3 480 000 ₽, то есть примерно 45 585 $. А потом, допустим, вы вложили эти деньги в фондовый рынок и держали 10 лет — пока считаем без пополнений.
В портфели включим в соответствующих пропорциях фонды VTI и TLT — это акции из индекса S&P 500 и долгосрочные казначейские облигации США. Портфели будем сравнивать с бенчмарком — индексом S&P 500. Посмотрим результат на дистанции с января 2011 по сентябрь 2020 года при стартовом капитале 45 585 $. Считаем с учетом инфляции.
Результаты портфелей за неполные 10 лет без пополнений
Итог | Годовая доходность | Лучший год | Худший год | Максимальная просадка | |
---|---|---|---|---|---|
S&P 500 | 123 896 $ | 10,8% | 32,18% | −4,52% | −19,63% |
80/20 | 116 731 $ | 10,12% | 27,36% | −4,49% | −13,53% |
60/40 | 110 635 $ | 9,52% | 24,05% | −3,77% | −8,26% |
40/60 | 103 421 $ | 8,77% | 21,4% | −3,05% | −8% |
Результаты портфелей за неполные 10 лет без пополнений
S&P 500 | |
Итог | 123 896 $ |
Годовая доходность | 10,80% |
Лучший год | 32,18% |
Худший год | −4,52% |
Максимальная просадка | −19,63% |
80/20 | |
Итог | 116 731 $ |
Годовая доходность | 10,12% |
Лучший год | 27,36% |
Худший год | −4,49% |
Максимальная просадка | −13,53% |
60/40 | |
Итог | 110 635 $ |
Годовая доходность | 9,52% |
Лучший год | 24,05% |
Худший год | −3,77% |
Максимальная просадка | −8,26% |
40/60 | |
Итог | 103 421 $ |
Годовая доходность | 8,77% |
Лучший год | 21,40% |
Худший год | −3,05% |
Максимальная просадка | −8% |
На дистанции в 10 лет и без пополнений только портфель 80/20 и индекс S&P 500 показали доходность выше 10% с учетом инфляции. Но в то же время это более рисковые и волатильные варианты: у них наибольшая просадка в моменте и убыток по итогам года.
А теперь посмотрим результат портфелей на той же дистанции, но с ежемесячными пополнениями на 1307 $ — текущий эквивалент 100 000 ₽.
Результаты портфелей за неполные 10 лет с ежемесячным пополнением
Итог без учета инфляции | Итог с учетом инфляции | Доходность с инфляцией | |
---|---|---|---|
S&P 500 | 462 082 $ | 389 115 $ | 14,23% |
80/20 | 439 070 $ | 369 737 $ | 13,27% |
60/40 | 420 812 $ | 354 361 $ | 12,05% |
40/60 | 400 705 $ | 337 429 $ | 10,74% |
Результаты портфелей за неполные 10 лет с ежемесячным пополнением
S&P 500 | |
Итог без учета инфляции | 462 082 $ |
Итог с учетом инфляции | 389 115 $ |
Доходность с инфляцией | 14,23% |
80/20 | |
Итог без учета инфляции | 439 070 $ |
Итог с учетом инфляции | 369 737 $ |
Доходность с инфляцией | 13,27% |
60/40 | |
Итог без учета инфляции | 420 812 $ |
Итог с учетом инфляции | 354 361 $ |
Доходность с инфляцией | 12,05% |
40/60 | |
Итог без учета инфляции | 400 705 $ |
Итог с учетом инфляции | 337 429 $ |
Доходность с инфляцией | 10,74% |
Получается, что даже самый безрисковый вариант, с 60% облигаций, приблизил нас к желаемой доходности. Это достигается за счет регулярных пополнений: становится не так важна конкретная точка входа, потому что каждый месяц мы усредняемся.
Теперь сделаем тест портфеля 40/60 уже с вашими условиями пополнения на дистанции 15 лет. По-прежнему считаем в долларах по текущему курсу.
Финансовый результат 40/60 за 15 лет при заданной схеме пополнений
Период | Стартовый капитал | Ежемесячный взнос | Результат |
---|---|---|---|
Январь 2006 — декабрь 2008 года | 1 $ | 653 $ | 26 584 $ |
Январь 2009 — декабрь 2010 года | 26 584 $ | 915 $ | 53 989 $ |
Январь 2011 — декабрь 2020 года | 53 989 $ | 1307 $ | 419 201 $ |
Финансовый результат 40/60 за 15 лет при заданной схеме пополнений
Январь 2006 — декабрь 2008 года | |
Стартовый капитал | 1 $ |
Ежемесячный взнос | 653 $ |
Результат | 26 584 $ |
Январь 2009 — декабрь 2010 года | |
Стартовый капитал | 26 584 $ |
Ежемесячный взнос | 915 $ |
Результат | 53 989 $ |
Январь 2011 — декабрь 2020 года | |
Стартовый капитал | 53 989 $ |
Ежемесячный взнос | 1307 $ |
Результат | 419 201 $ |
Если бы вы в 2005 году начали с 1 $ и первые три года вносили ежемесячно по 653 $ — 50 000 ₽, затем два года по 915 $ — 70 000 ₽, потом 10 лет по 1307 $ — 100 000 ₽, то к концу 2020 года портфель 40/60 без учета инфляции принес бы 419 201 $, или 32 073 068 ₽.
В этом расчете мы не учитывали налоги и комиссии брокера, но также льготы по ИИС, если выбирать бумаги, торгующиеся на российских биржах.
Конечно, важно отметить, что результаты в прошлом не гарантируют успеха в будущем.
Добавление российских активов
Посмотрим, как влияет наличие рублевых активов в портфеле. Сравним портфели из американских и российских акций — фонды VTI и ERUS, а также показатели портфеля с распределением этих активов в пропорции 70/30.
Доходность портфелей за 10 лет
Доходность без инфляции | Доходность с инфляцией | |
---|---|---|
VTI | 13,21% | 11,23% |
70/30 | 9,95% | 8,03% |
ERUS | −0,36% | −2,1% |
Доходность портфелей за 10 лет
Доходность без инфляции | |
VTI | 13,21% |
70/30 | 9,95% |
ERUS | −0,36% |
Доходность с инфляцией | |
VTI | 11,23% |
70/30 | 8,03% |
ERUS | −2,1% |
Из-за рублевой девальвации портфель, который целиком состоит из отечественных эмитентов, по итогам десятилетия показал убыток. А добавление 30% отечественных акций к американским снижает доходность последних в среднем на 3,2%. Для портфеля 80/20 это будет значительной потерей в доходности.
Что же касается облигаций, то совокупная доходность казначейских облигаций США за 10 лет составила 7,39%.
Совокупная и ценовая доходности фонда TLT
1 год | 3 года | 5 лет | 10 лет | С 2002 года | |
---|---|---|---|---|---|
Совокупная доходность | 16,52% | 11,99% | 8,32% | 7,39% | 7,55% |
Ценовая доходность | 16,13% | 11,92% | 8,26% | 7,36% | 7,53% |
Совокупная и ценовая доходности фонда TLT
Совокупная доходность | |
1 год | 16,52% |
3 года | 11,99% |
5 лет | 8,32% |
10 лет | 7,39% |
С 2002 года | 7,55% |
Ценовая доходность | |
1 год | 16,13% |
3 года | 11,92% |
5 лет | 8,26% |
10 лет | 7,36% |
С 2002 года | 7,53% |
А для RGBITR — индекса полной доходности российских ОФЗ — есть данные с начала 2012 года. За это время они принесли в районе 117%, что больше результата американских. Но в то же время курс доллара вырос почти на 160%, что фактически съело всю доходность.
То есть можно сделать вывод, что на длинной дистанции рублевые активы могут снижать общую доходность портфеля. Держать их в своем портфеле или нет, решать, конечно, вам.
+3
21.01.21, 09:43
Меня всегда интересовал вопрос, что когда горизонт 15-20-30 лет - зачем на старте держать облигации?
Мне кажется, их надо начинать добавлять, примерно за 10 лет до финальной даты.
21.01.21, 11:23
тьфунатебя, согласен. Тоже начал с 70/30, горизонт 15 лет. Потом догнал, что смысла наверное держать столько облигаций нет, сейчас доля примерно 76/24, подумываю вообще из обл. выйти и набрать акций
21.01.21, 09:46
тьфунатебя, согласен, пока горизонт большой, имеет смысл держать 100% в акциях, затем снижаться до приемлемого уровня возможных просадок
21.01.21, 13:32
тьфунатебя, облиги можно продавать на просадках рынка акций и тем самыем еще и более выгодную цену себе получать. Я на ИИС держу 60% ETF на акции, 15% ETF на GLD, остальное ETF на облиги. На коррекциях рынка продаю облиги докупаю ETF на акции. На коррекциях долгового рынка, беру облиги.
21.01.21, 20:25
Евгений, сможете привести пример коррекций, когда вы удачно переложились из ЕТФ на облиги в акции? Из собственного опыта: в середине марта 2020 года пиковая просадка фонда FXRU составляла более 10% и цена вышла на прежние уровни только в начале июня, когда и сами фонды акций отыграли падение. Неужто кто-то готов продавать свои активы с таким дисконтом? Для себя сделал вывод, что все эти "перекладки" полная фигня, в цене будет ТОЛЬКО КЭШ. На коррекциях валится все, включая золото.
21.01.21, 14:53
Евгений, а какой у вас ETF на облигации и как он себя ведет во время коррекции?
21.01.21, 20:19
Anton, FXMM к примеру
21.01.21, 14:00
тьфунатебя, типа кэш в ожидании просадки, которую все вангуют.
21.01.21, 16:29
тьфунатебя, гарантированная доха плюс возможность продать с небольшой просадкой, закупив на кризисе акции, как уже писали выше. Т.е. это низковолатильный гарантированный доход.
21.01.21, 11:25
тьфунатебя,
1. Облигаций снижают волатильность (риски) портфеля.
2. Портфель из акций/облигаций восстанавливается быстрее.
Доходность правда меньше.
В марте 2020 года S&P 500 упал на 20%. Добавление в портфель 20% облигаций снизило бы максимальную просадку до 12%. А портфель из акций и облигаций в пропорции 60 / 40 — показал бы максимальное падение всего в минус 6%.
21.01.21, 12:02
Смирнов, если горизонт инвестирования длинный, то максимальная просадка не имеет никакого значения
21.01.21, 15:10
Игорь, имеет, так как диверсификация позволяет заработать больше на ребалансировках
21.01.21, 21:41
Sergey, спасибо за пищу для размышлений, никогда не думал с этой стороны
+3
21.01.21, 12:28
Смирнов, просадка отыграна уже летом, и при горизонте 10 лет+ значения не играет.
У меня сейчас тоже 10% в олигациях, но тоже планирую их перевести все в акции, так как у меня горизонт как раз 15 лет.
21.01.21, 13:32
Наверно дизлайков наставите, но мне кажется, что планировать какие то проценты на горизонт +15 лет пустая трата времени. Инвестировать, диверсифицировать и ребалансировать.... всегда держать руку на пульсе, а там уж как получится.
21.01.21, 16:31
Андрей, исторические усреднённые данные дают возможность помечтать)
21.01.21, 19:14
Григорий, ох мечты, мечты. Вот так покупаешь офз, думаешь- ну что еще может быть надежнее, стабильнее и понятнее по будующей доходности. А тут раз, и ключевую понизили и уже купон не такой интересный. А потом раз, и налог на купоны ввели. И уже совсем не то получается по доходности, что было всего лишь год назад. А тут про 15 лет разговоры)
21.01.21, 17:27
Всегда поражала величина влияния периодических докупок на итоговый результат. По мне так намного большее "чудо", нежели сложный процент)
21.01.21, 19:02
Пончик, да, все верно. Мне, например, интересно держать много разных облигаций с разными сроками купонов и покупать на эти купоны то, что актуально в этот момент. Думаю, что на длинном горизонте это принесет хорошие плоды.
15.01.21, 13:35
Добавьте золото и Евро (можно в составе фондов). Доходность она циклическая. 10% очень сложно получить на протяжении 15 лет. Пока акции в росте, надо фиксировать прибыль и закупать облигации. Во время обвалов, наоборот.
Если просто фонды, то доход зависит от умения управляющего. Но фонды лучшее решение в плане вложил и забыл (пока фонд не закроют).
15.01.21, 19:12
Формируйте портфель, диверсифицируясь в первую очередь по классам активов, а потом уже по валютам. Чем длиннее срок, тем меньше валютные курсы влияют на доходность акций
15.01.21, 20:31
А ещё не фиксируйтесь на доходности. В первую очередь сконцентрируйтесь на риске, который вы сможете нести психологически и финансово. Отталкивайтесь от этого, не совершайте глупых ошибок, и заработаете столько, сколько вам предложит рынок.
21.01.21, 16:28
Sergey, сложно согласиться с тем, что валютный курс не влияет на доходность, если базовая валюта мира пока не рубль.
21.01.21, 19:09
Григорий, долгосрочно валютный курс связан с разницей ставок
21.01.21, 09:48
Виктор, а вы могли бы добавить к рассмотрению новый ETF на Мосбирже DIVD? Основан на заказном индексе IDIVTR (Рассчитан исторически с марта 2007)
26.01.21, 06:48
Сначала жить бедно и работать, чтобы потом жить бедно и не работать.
13.03.21, 14:56
Dmitriy, инвестировать часть дохода не обязательно означает жить бедно. Хотя, конечно, если часть денег инвестировать, здесь и сейчас можно будет купить меньше, чем без инвестиций.
Какую альтернативу вы бы предложили?
10.10.21, 08:24
Евгений, а так да, правда ваша, сам инвестирую
10.10.21, 08:23
Евгений, это для любителей с невысоким доходом и мечтой уйти на пенсию в 30
02.04.22, 09:25
интересно теперь в современных реальностях на 2022 год )