«Какая-то паника была»: в каких условиях выбирали профессию рожденные в 90-е

Воспоминания читателей

30

Миллениалы родились во время демографического кризиса и стали первым поколением, сдававшим ЕГЭ.

Читатели Тинькофф Журнала, чье детство пришлось на 90-е, поделились воспоминаниями о выборе профессии, поступлении в вузы, учебе и поиске работы.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка

Все хотели получить высшее образование, желательно экономическое или юридическое

Была в наше время такая не очень хорошая тенденция — «поступи в вуз или умри», желательно на юриста, экономиста… Никто не задумывался и не особо спрашивал, а нужно ли конкретному человеку это высшее, а кем он вообще хочет быть в жизни. Просто вот поступай в вуз любой ценой, дальше видно будет.

В год моего поступления вторым по численности студентов в моем городе был педагогический вуз, то есть каждый второй студент моего поколения — а это огромное количество, в столице Сибири, если что, — учился в педе. Вопрос — зачем? Лишь какой-то ничтожный процент потом хотел идти в школу работать. А просто был такой вот бум, бумище на получение ну хоть какого-то высшего.

Тогда же помню, расплодились всякие частные вузы-шарашки, которые обеспечивали этот спрос на вышки и дипломы. Какая-то паника была в обществе, мол, без диплома ты будешь совсем никто, и вчерашние школьники кидались его получать вот вообще без какого-то осознания. Соответственно, через пять лет выходили люди по факту без профессии, не желающие по полученной специальности работать, но с дипломом, да.

Сейчас даже абсурдно вспоминать, как все шли на модных экономистов и юристов, кому не повезло — ну хотя бы в пед, чтобы корочки были. И, как мне кажется, многие знали все-таки, кем они хотят быть, но все это подавлялось: «А вдруг ты не поступишь сразу же после школы, как тогда жить?» И выбирались какие-то варианты, чтобы и престижненько, и точно поступить. Не дай бог ты будешь не юрист, а какой-нибудь там мастер маникюра. Сейчас такого снобизма по отношению к профессиям, имхо, стало меньше.

Лейбл заголовка

Ввели ЕГЭ, и стало проще поступить в вуз в другом городе

Я из поколения 90-х. Переехала в Москву учиться, поступив на бюджет, жила в общаге. 90% моих соседей по общаге стали очень неплохо зарабатывать, кто-то даже в «Гугл» устроился. Все мы плюс-минус одного социального слоя: никто не отправит своего ребенка в общагу, если есть возможность снимать или купить ему жилье.

Так что я бы сказала, что у нашего поколения появился отличный социальный лифт в виде ЕГЭ. Сдал, отправил хоть за 2000 километров свои результаты и жди приглашения в университет.

Лейбл заголовка

Был низкий конкурс в вузы из-за демографической ямы

Нас в семье трое: сестра 1983 года рождения, я — 1990 и брат — 1991. Все мы учились в одном вузе, получили технические специальности и работаем в ИТ.

Но нам с братом повезло: мы поступили на бюджет и отучились по специальности «программное обеспечение» — те самые программисты-прикладники. И не потому, что гении, как наша старшая сестра, — она у нас олимпиадница, отличница и все вот это по списку. У нас с братом даже детская травма, что нам постоянно ставили ее в пример. Но! Она не смогла поступить на программирование, так как конкурс в годы ее поступления был невероятно высоким, а денег у семьи не было, чтобы платить за образование. Зато мы с братом изи прошли по баллам, потому что в наши годы поступления — 2008 и 2009 — абитуриентов было в разы меньше, чем в годы поступления сестры.

Я всегда считала, что нам с братом невероятно повезло родиться в годы с проблемой рождаемости. Хоть наше детство и пришлось на 90-е, и жили в бедности, это помогло получить первоклассное образование.

В итоге сестра получила техническое образование, но не программиста. Она стала тестировщиком, вполне успешным.

Я ребенок 80-х, в 90-е была подростком. Я родилась в пик рождаемости, нас было шесть классов в параллели, потом огромный конкурс в университете, потом мы конкурировали за место под солнцем. И, на мой взгляд, хорошее у нас получилось поколение. Люди моего окружения привыкли рассчитывать на себя и брать ответственность за других.

Сестра 1990 года рождения. ЕГЭ тогда давали всем подряд, так как его только вводили. В университетах был недобор. В общем, можно было устроиться в жизни.

Лейбл заголовка

Учиться на четверки и пятерки считалось немодным

О своем поколении могу сказать, что у нас было не модно хорошо учиться. Быть отличником и даже хорошистом — не круто. Списать, как-то выкрутиться, а в свободное время тусить в каких-то мутных компаниях — вот это круто.

Институты оканчивались так же. Поэтому очень часто диплом сам по себе еще ничего не значит. Вообще ничего. Человек может иметь диплом о высшем образовании и при этом быть нулем. Ни разу после того, как сдал госэкзамен, больше не поинтересоваться никаким обучением. Зато годами потом трясти своим дипломом и жаловаться на несправедливости.

Лейбл заголовка

Было сложно устроиться по специальности

Единственное, в чем нашему поколению повезло, — это слабый конкурс при поступлении в институты. Но ирония в том, что дипломы большинству из нас как раз мало пригождаются. Мы не очень желанные кандидаты на вакансии: есть либо опытные конкуренты, чьи преимущества очевидны, либо совсем свежая молодежь, из которой удобно лепить нужного сотрудника. Вместо логичного карьерного роста приходится петлять по «актуальным» вакансиям, пытаясь найти свою траекторию и не потеряться.

Мне удалось решить для себя этот вопрос приемлемо: я устраиваюсь только на такие работы, где учат, и выбираю необычные организации. Но тенденция удручает. Вижу у большинства сверстников то же самое — у кого-то похуже, у кого-то получше получается.

Неприятно ощущать себя лишним поколением, странной прокладкой между двух очень разных эпох. Человеком, который коллекционирует дипломы и документы о профпереподготовке, но не находит себе место. Я сама это прошла и чуть не потеряла последние силы от ощущения отсутствия будущего — желанного будущего лично для меня.

Наверное, этот всплеск эмоций будет близок только тем, кто подобное пережил. И это не нытье и беспомощность, а какая-то позитивная обреченность, что ли, принятие своего рода.


Родители детей, рожденных в 90-е, в основном относятся к беби-бумерам. Это богатое поколение. Хоть им пришлось пережить 90-е, к этому времени они уже наработали опыт, квартиру, в нулевые зажили хорошо. Не зря же нулевые называют сытыми.

Рожденным в начале 90-х легко было поступить в вуз. Это не только из-за низкой рождаемости в те годы, но и из-за введения ЕГЭ в обязательном порядке. А вот найти работу по специальности за адекватную зарплату было сложно. Тех, кто шел по специальности, содержали родители. Но беби-бумеры, не имеющие образования и не разбирающиеся в ситуации в стране, не считали нужным помогать молодому специалисту.

Поколению конца 90-х уже предлагают более адекватные зарплаты — хватает хотя бы на бытовые нужды как минимум. Но и рожденные в начале 90-х еще молоды, есть возможность наверстать.


Я из поколения рожденных в 90-е и моя сестра. Никто нам на блюдечке готовое рабочее место с хорошей зарплатой не принес. Приходится много учиться, разбираться в своей профессии, знать, возможно, даже больше, чем нужно на первый взгляд. Брать риски работы на самого себя и тому подобное.

Сталкивались с недостатками системы образования? Поделитесь своей болью и станьте героем следующего материала
А вы застали моду на юристов и экономистов?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой реалити

+1

29.03.23, 12:10

Тогда была мода на юристов и экономистов, сейчас все айтишники.

35

Кукуся, Интересно какая мода будет через лет 10, на кого все будут учиться

9

На брейк-дансеров и механиков летающих машин.

9
Герой реалити

+1

29.03.23, 19:47

Дамир, да всем интересно.
Только тут не отгадаешь.

0

Кукуся, ещё модно быть кучером, тиктокером.

1
0

Я бы не назвала это модой. Из-за Чечни нас все старшие классы настраивали, что мальчики должны поступать туда, где есть военная кафедра и отсрочка. А поскольку народу много (привет рождаемости 80х), то девочки должны уступить мальчикам места на нормальных кафедрах, но чтобы уж совсем не дискриминировать по половому признаку, все вузы срочно открыли направление экономика для девочек, которые хотят и в вуз попасть, и место уступить.
У тогда пошла на ту специальность, которую хотела, а не на экономику, и выслушивала от заведующего кафедры, что у них мужской коллектив, а я лишняя

7
0
Герой

+1

29.03.23, 16:13

Отредактировано

Высшее образование - самое бесполезное, что было в моей жизни... Поступал в ВУЗ в 2001 году, тогда поступить было реально сложно: даже в местном универе был конкурс и довольно высокие проходные баллы. На экзаменах по многим предметам вопросы были совсем не о том, чему учили в школе, а денег на репетиторов у нас не было, поэтому пришлось поступать на ту специальность, на которую был минимальный конкурс и для которой я успешно прошёл пробное тестирование. В итоге 5 лет коту под хвост. Кое-как выучился, параллельно работая совсем в другой сфере и пропуская половину пар, а диплом по своей специальности навсегда положил на дальнюю полку шкафа.
Но наверно так было нужно: именно в своей группе я встретил свою обожаемую будущую супругу :)

6

Антиконсьюмерист, а что за специальность?

0

Shinigami, инженер по сертификации

0
0

Да. Причём именно на экономическом я и училась. А специальность - реклама. Пришлось через 6 лет переучиваться в магистратуре на Учителя информатики. Сегодня я учусь уже в аспирантуре. Кстати, я попала на второй год эксперимента ЕГЭ.

3
0

Я училась в классе 6-7, когда была мода на эти две специальности. Автор правильно употребил это наречие. Именно мода. Особенно у сельской молодежи, которая уехав в город, приезжала в деревню с такими понтами. У меня даже сестра выучилась на юриста, в каком-то частном университете. Диплом ей так и не пригодился. Помню у знакомых, дочка работала парикмахером, и ее мать все время хвасталась, что у дочери высшее образование. У меня лично вызывало недоумение само это действие. Просто тогда уже мода на юристов и экономистов прошла. Появилось много специалистов с этими дипломами, которые не знали где работать. А мама семейства еще жила в других временах, хотя дочка вполне неплохо получала, и работа ей нравилась. Она как раз на волне популярности получила этот диплом. Потом пошли международные отношения и спорт и туризм.
Раньше я критиковала подобные специальности. Но, я просто не знаю для чего они по настоящему нужны. Возможно, и те кто учиться сам не понимает кем будет, + отсутствие связей, вот и ходит потом не у дел. Но есть и те, кто неплохо устроился. Правда % маленький.

3
0

Шарашкины вузы, о даааа...
В нашем городе их штук 5 открыли, все филиалы московских, и с их дипломами. В каких то подвалах, жуть позорнвя. И народ валом шёл, за деньги!!!
Причём работали там наши же природы со старейших 3 вузов, ну откуда ещё доцентов и профессоров взять, во 2 смену.
Сейчас все это ушло в закат, ну и хорошо

3
0

Я сам юрист

2
0

Родилась в 90. Училась в идеальное время, я считаю: language exchange, erasmus,в универ прошла на бюджет на специальность, которую хотела на кафедру, которую хотела, так как конкурс был меньше.
Кто знает, сколько лет потребуется, чтобы все вернулось..

2
0

Моду эту застала, но сама поступила на бюджет филфака. Выбор делала просто. Задала себе вопрос "а что я умею и что я хотела бы делать?". Я умею читать и писать )) В принципе можно 5 лет повариться в этом, зато будет вышка. Меня настраивали именно так - должно быть высшее образование!

2
0

Очень интересно, что в статье заметки только от девушек.
Я 79 года рождения и для меня поступление в ВУЗ было единственной возможностью избежать армии. Ни о чем другом я думать не мог, поэтому поступал куда возьмут.
Не скажу, что 5 лет обучения специальности по которой я никогда не предполагал работать были бесцельными, но если бы у меня была возможность после школы взять паузу и понять чего же я хочу, то я бы учился с бОльшей эффективностью.
События вновь повторяются :(

2
0

Так странно-хоть СССР и распался, мода на юристов и экономистов захлестнула и нас)
Не пошел на вышку вообще, считаю, было верным решением.

1
0

Я 1983 года рождения. Экономист поневоле. Долгие годы мечтала, как займусь чем-нибудь гораздо более интересным как только появятся время и деньги на переобучение. А в 35 лет внезапно обнаружила, что лучше экселек и бухгалтерских бумажек для меня ничего не придумано. А могла стать и филологом (не жалею), и программистом (жалею и пытаюсь частично наверстать).

0

Поющая, расскажите, пожалуйста, давали общие знания по экономике? малого или среднего бизнеса?

0

Татьяна, из того, что давали в вузе, помню на первом курсе экономическую теорию, где график спроса и предложения, точка безубыточности и глоссарий, чтобы не путали реновацию с инновацией. И много-премного матанализа - до сих пор непонятно, на кой. На втором курсе помню мировую экономику, сколь интересную, столь же бесполезную: поболтали про США, Китай и третий мир, по докладу сделали и сдано. И опять матан. И курсач по экономике малого предприятия, которое тиражирует видеокассеты с мастер-кассеты (в 2002-м году ещё было актуально) - тот хотя бы расчётный и во многом полезный. На третьем курсе матан наконец-то заменили статистикой и теорвером, в гуманитарное добавили менеджмент и правоведение (препод последнего был вхож на мои др, поэтому было особенно весело). К четвёртому курсу кто-то что-то понял и нам дали по семестру бухучёта и фин.анализа - лучше бы их подробно года три разжёвывали, а не матан. На пятом помню основы ВЭД (после того курса идти работать в ВЭД - что после "Ландон из зе кэпитал" идти в МИД), управление затратами (вот это прямо любимое-полезное) и управление персоналом (сдать - сдала, к первым в карьере подчинённым ни тезиса оттуда не вспомнила).
А, ну да, первых полтора года программирование на Турбо Паскале ещё. Вот это решала всей группе, а иной пользы за всю жизнь не увидела. Короче, надо было идти в программисты))

0
0

в каком вузе учились?

0
0

Моду на юристов и экономистов застала, но моя семья не давила, поддерживала то, что мне было действительно интересно. Я поступила на ин.яз, на бюджет, учёба была с утра до ночи, высокий спрос, отличный преподавательский состав. Я выпустилась, свободно разговаривая на 2 языках, 3й выучила для работы самостоятельно. 9 лет опыта международной работы, сейчас дистанционно работаю в иностранной компании. Хорошо, что все сложилось именно так. Спасибо семье, что не навязывали чужие ценности.

0

Ксения, почему бесполезный?

0

Shinigami, абсолютно неясно, на какой работе он мог бы пригодиться.
Или я глупенькая.
Знаний минимум, куча бесполезных разных предметов со словом "менеджмент". Какой-то твёрдой профессии ты не приобретаешь

0

Ксения, "менеджмент" = "экономика организации". Соответственно, и должности те же, на которых работают люди с чистой "экономики" (аналитики, бухгалтеры, финансисты и пр.)

0

Roman, чистой экономики там было в разы меньше )

0
0

Экономическое образование это всегда хорошие шансы на сильную карьеру (в отличии от гуманитарного и некоторых узких технических специальностей). Сейчас конкурс на эти экономику/менеджмент/финансы по-прежнему один из самых высоких. На статистике доходов в США и странах ЕС в разрезе college major также эти вещи хорошо заметны.
Удивило пренебрежение первого автора к педагогическим вузам, которые, в общем-то, являются теми же классическими.

0
0

Моду на юристов и экономистов в 90-х застал, более того, сам юрист. Подтверждаю сказанное - было полное впечатление, что без вышки никуда, но какая-то осознанность была. Выпускники не шли абы в какой вуз. Профориентация худо-бедно в школах была, помню книжечки с обзорами вузов и специальностей. Многие из моей школы, не найдя для себя подходящую специальность в родном городе, уезжали в другие регионы.
В мед и в пед у нас шли, конечно, и случайные люди, не связывающие дальнейшую жизнь со школой, и медициной, но больше все же девушки, которые как основной вариант рассматривали работу по специальности. Особый случай - два моих двоюродных брата, отучились на инязе. В школу их не тянуло. Но обоим языки пригодились. Один был переводчиком, второй ведёт обучение на курсах онлайн.
В пед я не пошел, тяги не было, да и родственники отговаривали (из педагогов у меня мать и бабушка).
К техническому образованию я понимал, что не готов. Да и не было понятно, насколько будет востребована профессия инженера через 5 лет. На тот момент это было неденежно, и перспектив не просматривалось.
Банально - выбирал из юриста и экономиста в коммерческом вузе. Казалось, что на рынке будет большой спрос на тех и других. Больше к душе было первое. И думаю, спустя годы, что выбор был верным. В нулевые и далее был уже переизбыток дипломированных юристов. Рынок оказался перенасыщен. И даже многие из моих однокашников, из первой волны, не работают по специальности. Некоторые ушли в правоохранительные органы. Но больше тех, кто построил карьеру юриста. И у меня получилось. Видно и способности были, и доля удачи.

0
0

Я родилась в 1985ом. В маленьком городе. И детство мое сознательное пришлось как раз на 90е. Я сдавала самое первое ЕГЭ в нашем городе. Жили мы в общаге в двух комнатах впятером. Родители, я, сестра и брат. Денег было мало. Оплачивать учебу в вузе было нечем. Особенно, учитывая то, что я с 5ого класса поняла, что хочу идти в медицинский. И ничего другого меня просто не интересует и по сей день. Поступила в мед.колледж на медсестру. На вышку в этой области не хватило финансов у родителей и баллов в аттестате у меня. Решила, что медсестра на кусок хлеба заработать себе всегда сможет, а на 3ем курсе увлеклась микробиологией и лабораторным делом вообще. Переучилась на лаборанта после окончания колледжа на м/с. Так и работаю сейчас. Что интересно, моя сестра тоже пошла в медицину. Медсестрой. А брат , рождённый в 92 году, окончил вуз по направлению в неорганическую химию, но по профессии не работает, работает на местной тэц. Что то там с котлами связанное. Наши родители не давили на нас с профессией и вузами. Мы сами все выбирали. Нам только говорили, что это наша жизнь и нам ее жить.

0

Сообщество