Почему на Московской бирже так мало ETF?
Возник вопрос после вашей статьи про ETF и индексы. Цитата из статьи: «На Московской бирже торгуются всего 14 различных ETF. Это хорошо для начинающего инвестора, потому что из 14 фондов выбрать намного проще, чем из тысяч фондов, доступных, например, в США».
Можно узнать подробнее, с чем это может быть связано? Всего 14 ETF против тысяч фондов в США — довольно большая разница.
Есть некая инвестиционная потребность, которая у США и России сильно отличается? Примерно как отличается потребность в модной одежде в столице и деревне.
Алексей
Алексей, на 13 июля 2020 года на Московской бирже торгуются акции или паи 41 биржевого фонда. Часть из них ETF, часть — биржевые ПИФы. ETF созданы иностранными провайдерами по европейским правилам, биржевые ПИФы — российскими управляющими компаниями согласно российским нормам.
Для сравнения: на сайте justetf.com утверждается, что в Европе 1252 ETF. Даже с учетом того, что в Европе много стран и бирж, разница впечатляет. Что касается США, то согласно информации на сайте etfdb.com там 2326 ETF. Получается, что на Московской бирже почти в 90 раз меньше фондов, чем на биржах США и Европы.
Объем активов под управлением фондов, доступных на Московской бирже, тоже относительно небольшой и составляет доли процента от мирового. На 31 мая 2020 года фонды на Московской бирже имели активов примерно на 845 млн долларов, тогда как мировой рынок ETF оценивается примерно в 5,6 трлн долларов.
Дело в том, что у российской биржи и рынка коллективных инвестиций довольно короткая история. Кроме того, спрос на биржевые фонды в России куда меньше, чем в США и Европе.
Теперь подробнее, почему так получилось, к чему это приводит и что делать.
Непродолжительная история российской биржи
Финансовые рынки США и Европы развиты лучше российских: их непрерывная история измеряется сотнями лет. Например, первые инструменты коллективных инвестиций появились в США и Европе еще в 19 веке, а первый взаимный фонд — что-то вроде ПИФа — возник в США в 1920-е годы.
В 1990 году в Канаде был создан первый ETF — Toronto Index Participation Shares. В 1993 году появился фонд SPDR S&P 500 (SPY), который стал первым ETF в США. Он существует до сих пор, и это крупнейший ETF в мире: объем активов под управлением — около 280 млрд долларов.
В современной России биржевая торговля появилась только в 1990-е годы. О биржевых фондах тогда не было и речи, и даже первые паевые фонды возникли только в 1996 году. Для сравнения: в США к тому времени были тысячи взаимных фондов и десятки ETF.
В 2010 году появился открытый индексный ПИФ «Тройка Диалог — Индекс РТС Стандарт», паи которого активно торговались на Московской бирже. Первые ETF на Московской бирже были запущены только в 2013 году, а первый БПИФ появился в сентябре 2018 года.
Получается, что индустрия российских биржевых фондов только начала развиваться и еще не успела набрать обороты.
Недостаточный спрос на биржевые фонды
Чтобы ETF-провайдеры и управляющие компании создавали новые фонды, они должны быть уверены в том, что на эти фонды будет спрос.
В США и Европе есть огромный интерес к биржевым фондам со стороны как частных, так и институциональных инвесторов, например пенсионных фондов. Значительная часть рынка ETF приходится как раз на институциональных инвесторов. Это обеспечивает спрос и позволяет регулярно создавать новые фонды, в том числе по договоренности с крупными инвесторами.
В России интерес к таким фондам пока меньше, чем в США и Европе, и это мешает развитию рынка.
Частные инвесторы. Далеко не все россияне инвестируют в ценные бумаги. Из тех нескольких миллионов, кто инвестирует на бирже, многие вкладывают деньги в отдельные облигации и акции, не используя биржевые фонды. Причины разные: одни люди не доверяют фондам, другим важно получать купоны и дивиденды, кому-то не нравятся расходы фондов на управление, кто-то надеется получить доходность выше средней за счет выбора отдельных бумаг.
Некоторые госслужащие не могут использовать ETF, потому что это иностранный финансовый инструмент. Наконец, некоторые инвесторы предпочитают ETF, торгующиеся на иностранных биржах.
Институциональные инвесторы. Можно было бы рассчитывать на спрос со стороны российских институциональных инвесторов, например страховых компаний и НПФ. Так, НПФ могут вкладывать средства пенсионных накоплений в биржевые ПИФы, в некоторые ETF крупных иностранных провайдеров и отдельные ETF на Московской бирже: фонды FXDE, FXGD и FXUS.
Однако институциональные инвесторы зачастую предпочитают более предсказуемые депозиты и облигации. Это позволяет меньше рисковать и не переживать за отчетность и собственное вознаграждение.
Например, по итогам первого квартала 2020 года пенсионные накопления российских НПФ примерно на 80% состояли из государственных и корпоративных облигаций. В структуре их пенсионных резервов доля таких облигаций достигала почти 58%, тогда как на паи ПИФов приходилось только 16,7%. Доля ETF и БПИФов не выделена, но она включена или в долю паевых фондов, или в долю иностранных бумаг, то есть биржевые фонды — это всего несколько процентов активов НПФ.
Весьма вероятно, что НПФ предпочитают ПИФы дружественных УК — входящих в ту же финансовую группу, что и НПФ. В меньшей степени они склонны использовать чужие ПИФы, БПИФы и тем более ETF.
Многие ETF и БПИФы позволяют вложить деньги в иностранные активы, которыми российские институциональные инвесторы далеко не всегда интересуются. Наконец, управляющие активами НПФ могут предпочитать отдельные акции и облигации вместо фондов.
Все это означает, что создателям фондов пока трудно рассчитывать на большой спрос со стороны российских частных и институциональных инвесторов. Есть риск, что у созданного фонда окажется слишком мало активов под управлением. Тогда фонд не сможет покрывать расходы на свою работу, то есть не будет окупаться.
Если фонд непопулярен, его рано или поздно придется закрыть. Например, в феврале 2020 года компания FinEx ликвидировала фонды FXAU, FXJP и FXUK, которые за несколько лет существования так и не смогли набрать достаточное число активов. Активы фондов были распроданы, а деньги за них — перечислены инвесторам.
К чему это приводит
Из-за небольшого спроса на Московской бирже мало фондов. Из-за небольшого объема активов под управлением у этих фондов относительно высокие комиссии: в среднем почти 1% в год. Это меньше, чем у обычных российских ПИФов, но больше, чем у многих европейских и американских ETF.
Многие частные инвесторы не хотят использовать фонды на Московской бирже из-за небольшого ассортимента и относительно высоких расходов на управление. Институциональные инвесторы тоже не всегда интересуются биржевыми фондами. Это убеждает создателей фондов в том, что запускать новые фонды рискованно: вдруг не будет большого спроса. Получается что-то вроде замкнутого круга.
В итоге новые фонды на Московской бирже появляются не так часто. Тем не менее рынок биржевых фондов все же развивается — правда, уже в основном за счет биржевых ПИФов, а не ETF. Если в июне 2018 года было 14 ETF, а БПИФов не было вообще, то в июле 2020 года есть 15 ETF от двух провайдеров и 26 БПИФов от девяти российских УК.
Создать БПИФ проще, чем ETF. Зачастую БПИФ не формирует портфель из сотен отдельных бумаг, а только покупает акции европейского или американского ETF, у которого тоже есть расходы на управление. Кроме того, у крупных российских УК наподобие «Сбербанк управление активами» и «ВТБ Капитал» достаточно денег для запуска новых фондов и есть возможности для их продвижения.
К сожалению, те фонды, что появляются на бирже, то и дело дублируют друг друга. Создатели фондов не хотят рисковать и запускают то, на что точно будет спрос.
Например, на Московской бирже есть уже четыре фонда акций крупных американских компаний: AKSP, FXUS, SBSP и VTBA. В акции российских компаний можно инвестировать сразу через шесть фондов: ESGR, FXRL, RCMX, RUSE, SBMX и VTBX. Похожих друг на друга облигационных фондов тоже хватает.
Некоторые инвесторы мечтают, чтобы в России были доступны ETF от крупных иностранных провайдеров наподобие Vanguard и Blackrock/iShares. Эти фонды уже созданы, все механизмы их работы проверены. Нужно только допустить эти ETF к организованным биржевым торгам в России — примерно как это сделано с акциями иностранных компаний на Cанкт-Петербургской бирже.
Однако крупным иностранным ETF-провайдерам вряд ли интересен небольшой российский рынок, а без их участия запустить торги этими ETF не получится. А еще имеющиеся на Московской бирже ETF и БПИФы могут не выдержать конкуренции с европейскими и американскими фондами, у которых низкие расходы на управление.
Что это значит и что с этим делать
То, что на Московской бирже мало фондов, причем многие из них дублируют друг друга, мешает создавать хорошо диверсифицированные инвестиционные портфели. Так, до сих пор нет фондов акций всего мира наподобие американского VT или глобальных фондов надежных облигаций вроде европейского AGGU.
Если вам не хватает тех фондов, что есть сейчас, вы можете подумать про ETF на иностранных биржах. Выбор фондов там гораздо шире, а расходы на управление у иностранных фондов ниже. Для доступа к этим фондам понадобится статус квалифицированного инвестора или счет у иностранного брокера.
Учтите, что у вложений в фонды на Московской бирже есть существенные плюсы:
- Российский брокер — налоговый агент. Вам не придется самостоятельно считать и платить НДФЛ — за вас все сделает брокер. Правда, есть исключения.
- Есть налоговые вычеты. Это вычет по сроку владения, он же трехлетняя льгота, на брокерском счете и вычеты на взнос и доход на ИИС. Вычеты позволяют законно сэкономить на налогах, но на иностранных биржах они не действуют.
- Инвестировать через российских брокеров проще. Начать можно с небольших сумм. Комиссии у российских брокеров довольно скромные, а общаться с поддержкой удобно: нет языкового барьера.
Хороший вариант — инвестировать в фонды на Московской бирже через российского брокера, чтобы использовать налоговые вычеты, а в недостающие фонды вложить деньги через иностранного брокера. Так, через российского брокера можно инвестировать в фонды российских акций и облигаций, а через иностранного — в глобальный фонд акций или ETF на интересующие вас секторы экономики.
Главное, продумайте все так, чтобы портфель соответствовал вашим целям, им было удобно управлять и не приходилось переплачивать комиссии и налоги.