Авто
16K

Как я проходила курсы контраварийного вождения

Чему там учат и сколько это стоит
66
Как я проходила курсы контраварийного вождения
Аватар автора

Юлия Иванова

прошла курсы контраварийного вождения

Страница автора

Пару лет назад я получила права: мне всегда хотелось уметь водить и путешествовать на автомобиле.

Я до сих пор не уверена, что мне нужна своя машина. Меня больше интересует сам навык и опыт управления разными автомобилями в разных условиях. Обучения в автошколе явно было недостаточно, и к зиме я пошла учиться дальше. Расскажу о своем опыте.

Почему я решила, что мне нужны дополнительные курсы вождения

В автошколе у меня был неплохой инструктор, и мы даже договорились, что он дополнительно потренирует меня на скользком покрытии. Мне кажется, в странах, где часть года на дорогах снег и лед, это вообще должно быть обязательным. Например, в Швеции водители сдают экзамен в том числе на скользкой дороге — эта практическая часть экзамена называется Risk 2. В Норвегии безопасное вождение на зимней дороге тоже входит в основной курс обучения. А еще водители практикуют и сдают вождение в темноте.

Но, к сожалению, и я, и инструктор оказались заложниками общепринятых правил. Водителей учат ездить так, чтобы они сдали экзамен в ГИБДД: отрабатывают нужные элементы и упражнения. К концу моего обучения началась пандемия — и из-за карантина занятия в автошколах приостановили.

Когда уроки возобновились, о дополнительной практике мы думать совсем перестали: обучение затягивалось. Из положенных 56 часов я откатала только около 50. Но в итоге экзамен сдала, его провели во Владимирской области. Я сдала теорию и площадку с первого раза, а город — со второго.

Когда я получила права, начала тренироваться сама. Ездила поздно вечером, когда движение меньше, со штурманом и по всяким придуманным поводам: «А почему бы не выпить кофе на другом конце города?»

Уже через несколько дней после получения прав я с семьей и подругой поехала в небольшое путешествие по Подмосковью. Так я впервые получила настоящее удовольствие от вождения и проехала по автомагистрали.

Постепенно я нарабатывала навык вождения. Пользовалась всеми возможностями чем-то поуправлять: что-то арендовала, где-то брала каршеринг, где-то за руль предлагал сесть друг — что давали и что подворачивалось.

Зимой особых проблем с поездками по Москве не было. Здесь всегда чистят дороги и засыпают их реагентами. Но по выходным мы путешествовали в другие города. И там трассы часто были заснеженными, скользкими, с неоднородным покрытием. На них я не чувствовала себя уверенно. В теории представляла, что мне делать, если, например, машину занесет. Но я не знала, смогу ли правильно и быстро отреагировать в реальной опасной ситуации. Так в списке того, чему я хочу научиться, появилось зимнее контраварийное вождение.

Как выбрать водительские курсы

Курсы мне подарили на день рождения, но до этого я изучила, какими они могут быть.

На своей машине или из автопарка курсов. Иногда водителей обучают экстренным маневрам на их собственных автомобилях. Это позволяет лучше узнать особенности машины, на которой постоянно ездишь. Но у меня нет своего автомобиля, поэтому мне такой вариант не подходил.

Например, в школе XRace есть двухдневный курс обучения на своем автомобиле за 28 900 ₽. А в ASport проводят курсы и на своей машине, и на машинах школы — это стоит от 12 000 до 42 000 ₽ в зависимости от продолжительности.

На автомобилях с разным типом привода. На курсах обычно предлагают выбрать тип привода: от него зависит поведение автомобиля и действия водителя в экстренной ситуации. Обычно я езжу на машинах с передним приводом, его и выбрала.

В группах или индивидуально. Какие-то школы проводят индивидуальные уроки, а где-то занятия идут в группах. Водители вместе слушают теорию, а практику проходят с напарником. Например, в Гоночной академии Антона Захарова индивидуальные занятия стоят от 7700 до 13 200 ₽ в зависимости от продолжительности — час или два. А трехдневный контраварийный курс в группе стоит 19 800 ₽, по три часа каждый день.

Для опытных водителей и для новичков. Где-то есть разделение программ — для начинающих и для опытных водителей. Мне встречались разные мнения о том, когда лучше учиться. Сейчас я думаю, что курсы подходят и для людей с минимальным стажем.

Для новичков есть, к примеру, шестичасовая программа «Адаптация к зиме» за 18 000 ₽ в группе и за 33 000 ₽ индивидуально. А для опытных водителей — пятидневный курс «Школа скольжения» в филиале ЦВВМ Андрея Герасенкова в Петербурге. Такой стоит 38 000 ₽.

Разной длительности. Обычно обучение продолжается от одного до четырех дней. Этого мало, чтобы научиться всему, но что-то полезное остается. У меня какие-то упражнения получались лучше, а какие-то — хуже. Вторым я хотела бы уделить больше внимания.

C гендерным разделением. Упоминать об этом не хочу, но сказать стоит: есть курсы, где учеников делят по полу. Не хотела бы я участвовать в таком.

Хотя, к примеру, в Broslavsky Racing Academy сказали, что этого от них требует рынок, на такое есть спрос, но на курсах ко всем ученикам и ученицам относятся одинаково.

Мое мнение — женщинам в автомобильной сфере приходится преодолевать больше препятствий, чем мужчинам.

Выездные. Есть и выездные курсы с большой программой — для водителей со стажем больше года. Например, Vasin Driving School предлагает выезд на лед Андреевского озера в Тюмени. Обучают на автомобилях Ауди А5, обещают 320 км скольжений на 25 км трасс.

Учат технике руления, эффективному разгону и торможению, реакции на снос и занос, прохождению поворотов. В программе автоспортивные приемы для безопасного управления автомобилем, а в конце курса — соревнование для участников. Такая четырехдневная программа с проживанием и питанием стоит 205 000 ₽.

Какие курсы я прошла

Я училась на курсах автомотоклуба ФСО. Сначала прошла зимний курс, почти сразу как получила права. А летний осваивала не так давно, уже с водительским стажем чуть больше двух лет. Оба курса двухдневные, проходят в выходные, по четыре часа каждый день. Стоили 28 000 и 29 000 ₽.

На кого рассчитаны курсы. На сайте указано, что обучение подходит и новичкам, и опытным. Но когда я записывалась в первый раз, инструктор сказал, что мой стаж — 1000 км — очень маленький, посоветовал прийти немного позднее. При этом другой инструктор считал, что стаж не главное. Контраварийное вождение — специфический навык, который нужен как новичкам, так и опытным водителям. Потому успех в обучении зависит от самого учащегося: кому-то занятия даются легче, кому-то труднее.

Я предпочла второе мнение. Больше, конечно, из-за того, что мне хотелось поскорее пойти учиться. К тому же был риск, что всех опять закроют на карантин. Думаю, в итоге мой маленький стаж не помешал: я многому научилась.

На какой машине училась. Водители могли выбрать любой тип привода. Из автомобилей — Мерседесы S-класса и ML, а также Форд Фокус, часть с механической коробкой передач, часть с автоматической.

Я планировала учиться на механике, но нам с напарником выдали машину с автоматической коробкой передач. У меня было предположение, что лучше практиковаться на механике: если понадобится, на автомате точно повторишь. Как оказалось, это работает и в другую сторону: я училась на автомате, а на дороге как-то пришлось делать маневр на механике — и это были те же действия. Об этом еще расскажу дальше. Я сделала вывод, что нет особой разницы, какая коробка передач на учебной машине.

Форд Фокус, на котором я с напарниками училась и на зимнем курсе, и на летнем. Эта машина без ESP. А ученики на Мерседесах в первый день ездили с системой стабилизации, а во второй — уже без нее
Форд Фокус, на котором я с напарниками училась и на зимнем курсе, и на летнем. Эта машина без ESP. А ученики на Мерседесах в первый день ездили с системой стабилизации, а во второй — уже без нее

Где находился полигон. Тренируют водителей в Подмосковье — на полигоне в Старой Купавне. На курсах были две основные группы учеников: обычные водители, которые просто хотят потренироваться для себя, и профессиональные, которых отправила на обучение компания.

Во время зимнего курса мне показалось, что вторая группа настроена скорее скептически. Некоторые из них проходили курсы повышения водительского мастерства уже не раз, но все равно считали, что такого обучения недостаточно. А если потренировал маневры раз в год — так это бессмысленно, навык просто не успеет появиться.

У нас была теория и практика — как в обычной автошколе. Сначала нам рассказывали технику маневра и рисовали схемы, потом мы шли на полигон отрабатывать услышанное.

Как проходили теоретические уроки. Перед каждым упражнением мы слушали теорию. Инструктор объяснял, что будет происходить с машиной и что мы должны делать в этом случае. На доске он рисовал схемы: где расположено препятствие, когда надо начинать вращать руль, в каких точках тормозить.

Также нам рассказывали о типичных ошибках новичков. Например, они поздно реагируют на занос, в итоге машина раскачивается со все большей амплитудой — и в какой-то момент занос уже не проконтролировать.

Еще мы разбирали ролики с видеорегистраторов и обсуждали, что у водителей пошло не так и в чем их ошибка. Допустим, машина зимой катится с горки задним ходом на заблокированных колесах. А водитель боится отпустить тормоз, чтобы маневрировать. Или почему водитель оказался в том самом дереве, которое пытался объехать: потому что не надо смотреть на препятствие. Тут правило: куда смотришь, туда и едешь. Поэтому надо смотреть в ту точку, куда собираешься направить машину. А препятствие всегда притягивает.

Как проходила практика. После теории нас распределяли по машинам — по двое учеников. Сначала «смену» отрабатывал один, потом мы менялись. Инструкторы на площадке разговаривали с нами по рации. Они оценивали проезды со стороны, комментировали их, указывали на ошибки и давали советы, как их исправить. Иногда инструкторы могли что-то показать сами. Садились к нам в машину и проходили упражнение.

Дальше я подробнее расскажу о зимнем и летнем курсах, которые прошла.

Как проходил зимний курс

В зимнем курсе мы сначала изучили правильную посадку за рулем. Основные правила такие. Спинка кресла расположена почти вертикально, лопатки прижаты к ней. В таком положении водитель лучше чувствует отклонения курса машины. К тому же полулежачая посадка расслабляет: если лег, значит, планируешь отдыхать или спать, а не рулить и внимательно смотреть за дорогой. Второе правило — примерно кулак от головы до крыши. Это на случай, если автомобиль перевернется. Третье — если вытянуть руки, руль находится на уровне начала кисти. И конечно, должно быть хорошо видно приборы.

Покрытие на полигоне зимой — накатанный снег. Начался курс с базовых «змеек». Они были устроены так: перед каждым конусом нужно было спровоцировать занос, справиться с ним, выровнять траекторию и повторить все у следующего конуса. Получилась хорошая отработка действий при заносе в обе стороны и в довольно быстром темпе. Ну и понимаешь, что не надо бросать газ и резко поворачивать руль, если занос на дороге тебе не нужен. Такое бывает, например, при обгоне: водитель видит на встречке машину, поэтому убирает ногу с газа и резко пытается вернуться в свою полосу.

Следующий блок упражнений моделировал ситуации, когда водителю приходится объезжать внезапное препятствие. И здесь были вариации: с торможением и без, с коридорами разной длины, с возвратом в свою полосу или просто с перестроением.

В некоторых упражнениях мы должны были показать, что владеем машиной, и остановиться. Сначала маневры проезжали медленнее, например на скорости 50—55 км/ч, и дальше ускорялись, когда начинало получаться.

А в конце попробовали ехать в ритмическом заносе, чтобы машину не разворачивало. Это непросто: ошибок такое упражнение не прощает. Нужна хорошая координация и точность всех действий.

Машины для зимнего курса. На «змейке» с заносами чаще всего разворачивало полноприводные Мерседесы ML
Машины для зимнего курса. На «змейке» с заносами чаще всего разворачивало полноприводные Мерседесы ML
Схема маневра со сменой ряда. Мы практиковали объезд препятствия в обе стороны. Мне было удобнее объезжать справа — вероятно, из⁠-⁠за того, что так препятствие ближе и лучше чувствуешь траекторию
Схема маневра со сменой ряда. Мы практиковали объезд препятствия в обе стороны. Мне было удобнее объезжать справа — вероятно, из⁠-⁠за того, что так препятствие ближе и лучше чувствуешь траекторию

Как проходил летний курс

Летний курс тоже начался со «змеек», и они не были похожи на автошкольные. Мы практиковали правильную траекторию: надо было проезжать близко к конусам, примерно в 15 см, попадая в первую треть расстояния между ними. На этом простом упражнении строились другие, более сложные, связанные с экстренным объездом препятствий. Там мы использовали такую же траекторию.

В этом курсе мы отрабатывали «змейку» в том числе одной рукой. Это очень энергозатратное упражнение. Важно было научиться не делать пауз при рулении. При экстренных маневрах легко потерять контроль над машиной, если есть даже небольшая пауза. Движения должны быть как бы с опережением ситуации. Это непросто: приходится как будто не доверять зрению.

После тренировались объезжать неожиданные препятствия разными способами, с торможением и без. Важно было смоделировать ситуацию, когда водитель испугался и резко дернул руль. Кроме того, в этом курсе тоже использовалось скользкое покрытие, так что приемы пригодятся и на зимней дороге.

Еще одна часть обучения была связана с правильной техникой вращения руля. Сначала мы учились рулить на тренажере. Нужно было научиться крутить руль так, чтобы в нижнем положении одна рука придерживала его тыльной стороной. И мы старались вращать руль одинаково в каждую сторону и чувствовать, в каком он сейчас положении.

Через какое-то время вращать руль как надо уже более-менее получается, но мне было сложно начать крутить его так же во время маневров на машине. Уже есть какая-то своя привычка — и трудно заставить себя сделать по-другому, когда надо действовать быстро. Думаю, для этого нужно больше тренировок. А опытным водителям, вероятно, переучиваться еще сложнее.

Схема «змейки» из летнего курса. Красным на доске показана нужная траектория
Мы выходили посмотреть, как маневры выглядят со стороны. Главное наблюдение: за рулем, особенно когда увеличиваешь скорость, кажется, что препятствие ближе, чем на самом деле. А со стороны думаешь: «Ну и что тут объезжать? Места вагон»
Мы выходили посмотреть, как маневры выглядят со стороны. Главное наблюдение: за рулем, особенно когда увеличиваешь скорость, кажется, что препятствие ближе, чем на самом деле. А со стороны думаешь: «Ну и что тут объезжать? Места вагон»
Неожиданное препятствие в некоторых упражнениях летнего курса моделировали струи воды. Они начинали бить из асфальта, когда ученик доезжал до нужной точки
Рули в учебном зале. Мы даже тренировались рулить с закрытыми глазами. Допустим, несколько движений в одну сторону, несколько в другую. Останется ли после этого руль в прямом положении?
Мы записывали друг друга на видео, чтобы пересмотреть работу рук на руле и в целом оценить маневр. Это скрин одного моего проезда. Попытка была удачной, но, как можно заметить, потребовала большого напряжения

Чему можно научиться на таких курсах

После курсов я стала настраивать себе кресло и руль так, как нам рекомендовали. Иногда пассажиры даже спрашивают, удобно ли так. Это может выглядеть непривычно, но я, наоборот, уже привыкла к такой посадке.

Я уже упоминала, что вместе с нами занимались профессиональные водители, которые были настроены скептически. Но как минимум одну полезную вещь я узнала как раз от одного из них. А он, в свою очередь, узнал это на курсах контраварийного вождения. Это о том, как выбрать безопасную дистанцию до автомобиля впереди. Не высчитывать 50 м или 30 м в зависимости от скорости, а ориентироваться на время — три секунды.

Допустим, впереди идущая машина проехала какой-нибудь дорожный знак. Дальше отсчитываем три секунды, через которые мы будем у этого знака. Если что-то случится, хватит времени, чтобы отреагировать и начать тормозить. Потом в летнем курсе нам об этом тоже рассказали.

Мой главный итог обучения такой: я узнала, что мне не надо делать, чтобы потом не выкручиваться из каких-то сложных ситуаций. Но далеко не все зависит от водителя. Один раз мне пришлось воспользоваться знаниями, полученными на этих курсах.

Прошлый Новый год мы планировали встретить в Смоленске. Выехали вечером 31 декабря. Дорога шла через красивый заснеженный лес, но из минусов — знаки «Дикие животные». Уже темнело, и я посматривала по обочинам. В одной из прошлых поездок мы видели на дороге лося — как раз там, где было много таких знаков. Тогда это было не слишком страшно: лось в темноте перешел двухполосную дорогу довольно далеко от нас, мне даже не пришлось тормозить.

Густые леса по пути в Смоленск
Густые леса по пути в Смоленск

В этот раз понадобилось больше действий. Когда стемнело, на дорогу выбежал олень. Он был близко к машине. Я начала тормозить, но места было уже недостаточно. Тогда я постаралась объехать оленя, не отпуская педаль тормоза.

К моей огромной радости, с оленем удалось разминуться. И мы могли дальше ехать встречать Новый год. Мне трудно оценить, что именно повлияло на удачный исход. Частично, думаю, мне повезло. И олень побежал куда надо, и поблизости не было машин, и все просто удачно сложилось. Но, думаю, мне помогло и то, что я уже пробовала когда-то объезжать таким способом препятствия. Такое упражнение на курсах у меня обычно получалось — в отличие, например, от обычного объезда без торможения, на более высокой скорости.

Я понимаю, что такие случаи спорные. Правила рекомендуют водителям в подобных ситуациях экстренно тормозить до полной остановки. От маневров может быть больше вреда, чем пользы. Но что делать, если расстояния недостаточно? Возможно, правильный ответ — сбивать животное. Но в нашей ситуации получилось вот так. Когда на раздумья несколько секунд, трудно все оценить и действовать рационально.

Что в итоге

Я все еще недостаточно опытный водитель, но уже кое-что умею и хочу учиться дальше. Думаю, всем были бы полезны курсы с приемами из автоспорта, чтобы лучше чувствовать машину и знать, как она себя ведет в предельных режимах.

А еще я бы больше попрактиковалась в контраварийном скоростном рулении. Раньше такой курс был в известном Центре высшего водительского мастерства профессора Э. С. Цыганкова. К сожалению, после смерти основателя курсы перестали работать и пока не возобновились. Но подобный курс руления есть, например, в школе «Экстрим-драйв». Там два дня изучают технику раллийного вращения руля.

Возле входа на полигон, где мы тренировались, есть надпись: «Мы только учим, а экзамен принимает дорога». В идеале, конечно, хотелось бы не применять вот это все, чему мы учились. На полигоне может быть даже весело, если ты не удержал машину и ее закрутило и унесло куда-нибудь: там вокруг ни припаркованных машин, ни пешеходов, ни ограждений.

На мой взгляд, контраварийные курсы пригодятся и тем, кто водит давно. С опытом есть риск стать самоуверенным. А здесь как раз хороший повод проверить, что на самом деле сможешь сделать в экстренной ситуации на скользкой дороге и без систем помощи водителю.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Юлия ИвановаА вы учились контраварийному вождению? Расскажите о своем опыте:
  • d1mmmkПочти каждый год задумываюсь о том, чтобы записаться на такие курсы, но все равно не записываюсь. Не могу сказать что я опытный водитель, примерно 150.000км за всю жизнь, в основном на механике, это немного. Главное быть аккуратным водителем и не забывать что ПДД писаны кровью. Пользуйтесь автомобилями с современными системами активной безопасности, ESP и ABS — ваши лучшие друзья, и всегда пристегивайтесь.20
  • Ирина З.Я училась контраварийному вождению. Это было индивидуальное занятие на моей машинке. Гоняли на ледяном полигоне в Москве. Понравилось! Я опытный водитель, но был страх зимней дороги, когда нужно обогнать и перепрыгнуть через накат, страх льда, снега. Отработала много навыков - правильное руление, торможение, гоняла слалом через конусы, неожиданное препятствие. Я узнала много нового, поняла свои ошибки, которые по сути типичные. Но! моей машинке это крайне не понравилось, халдекс сдох, вылезли проблемы по ходовой, ремонт дорогой. Так бы ездила ещё и ездила, поменяла бы все своим чередом. А так вообще без машины. Ваах-ваах, это очень печально.10
  • ezdiumnoДа, дополнительное обучение нужно каждому начинайке. Но прав был первый инструктор, который сказал про необходимость определенного водительского стажа. Просто многие ситуации начинайке незнакомы на практике. А значит и приемы не очень пойдут на пользу. Стоит после автошколы годик поездить, понять что такое дорога. Потом уже на курсы идти. Про курсы "два дня по выходным" - смешно. Сбор денег. Теоретически вам расскажут, но все навыки нужно нарабатывать до автоматизма. Сначала на хороших курсах поставить технику. Потом самостоятельно доводить до автоматизма. Случись что, на дороге на обдумывание времени не будет - сначала делаешь, а уж потом думаешь, что правильно все сделал. По курсам. Есть много разных. Качественных и "ас за час"... Дорогих и дешевых и т.д. А есть Центр высшнго водительского мастерства проф. Эрнеста Цыганкова. Кто не знает - прочтите в Википедии. Вот цитата оттуда: ‐-------- Эрне́ст Серге́евич Цыганко́в — советский и российский тренер по авто и мотоспорту, автор системы контраварийного обучения, автор методики группового обучения водителей, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, заслуженный тренер России, заслуженный деятель науки России, академик БПА, руководитель и основатель «Центра высшего водительского мастерства». ------ Вот этот Центр как раз и дает настоящее образование и курсы там настоящие, и инструкторы, и методики обучения. В пользу Центра говорит хотя бы то, что в его центре по его методикам обучали и обучают водителей глав государств (СССР, РФ и др.), всех высокопоставленных чиновников, водителей спецслужб, ГОНа... Это вам не тусовка по выходным. Помню на их контраварийных курсах мы неделю учились правильно действовать органами управления: правильно, точно и быстро. Тесты под видео каждый день ставали и последующим анализом ошибок. Теорию для каждой ситуации изучалт. Вторая неделя - практика на полигоне. До пота и мозолей на пальцах. Вот это Наука! Но и такие курсы не исключают дальнейшую самостоятельную подготовку, тренировку, наработку автоматизма. Про эффективность скажу, что за более 20 лет с тех пор те две недели на курсах не раз мне жизнь спасли. Ведь не только я еду, но и другие участники движения. Они ошибки допускают... приходится уворачиваться.3
  • d1mmmkezdiumno, "определенный предел" все равно будет выше ситуации возможной при соблюдении ПДД и намного выше навыков среднестатистического водителя, поэтому им можно полностью доверять.2
  • Андрей Смирновezdiumno, sorry, не знал, что это групповые занятия на фотке.1
  • Андрей Смирновezdiumno, я не знаю, ставила заглавную картинку редактор или автор. Докопался я ввиду того, что это наиболее ярко демонстрирует принцип тяп-ляп при создании статьи. В каждой статье интересен персональный опыт автора. Картинки с фотостоков и с рекламных ссылок сторонних сайтов каждый сам может посмотреть, какие захочет. Тут уже была статья про ремонт с иллюстрациями из шоурумов. Лично мне такое неинтересно, признак халтуры при общении с читателем.2
  • d1mmmkezdiumno, вы путаете умение и удачу. Хотело бы чтоб главным навыком от курсов контраварийного вождения, был навык никогда не применять эти навыки, но ведь все получается ровно наоборот — поиск границ когда эти навыки понадобятся на дорогах общего пользования.2
  • KrasЕсли прочитать статью,а не рассматривать картинку, то узнаете, что автор упоминает эти курсы и сообщает, что обучение по ним приостановлено после смерти их создателя10
  • ezdiumnoKras, Но если серьезно заняться вопросом, то можно найти курсы тех, кто работал преподавателем у Цыганкова. Да и сам Центр я привел в качестве примера настоящих курсов, а не скороспелок "Ас за час"...0
  • Андрей СмирновРасходимся - картинка почила в бозе, теперь новая3
  • KrasНу про ас за час согласен, даже звучит смешно0
  • ezdiumnoKras, Смешно не смешно, но ниже вон пост, где предлагают учиться контраварийке по видео с ю-тьюба... Смешно, если бы не было так грусно...2
  • StevenХороший рассказ! Да, учился в ЦВВМ, на своей машине, очень схожая программа. И выводы схожие - курсы в первую очередь прибавляют мудрости, чтобы не попадать в ситуации, из которых ловкий выкручивается.3
  • ezdiumnoRussvet, Ага, покупаем книжку и учимся по ней водить самолеты... Проблема в том, что без инструктора, который сидит рядом с вами или наблюдает за вашими действиями со стороны, оперативно корректирует, исправляет ошибки, все ваши видео что та книжка... Бес-по-лез-ны! Да, такова особенность обучения контраварийному или экстремальному, или спортивному, или специальному вождению - только сам, только очно, только с опытным и грамотным инструктором. Иначе - обучение неграмотным приемам, закрепление неправильных навыков. Ибо там много таких нюансов, которым никакое видео не обучит. Только опытный инструктор! В этом особенность обучения вождению автомобиля ли, самолета ли, морского судна, велосипеда, наконец.3
  • Anna DruzhinaТоже хотела бы сходить, но мне кажется, что это просто день американских гонок за 30к забудется сразу же… а каждый месяц выделять такую сумму(~60к) на день-два гонок я не готова…0
  • ezdiumnoRussvet, Не нужно выворачивать чужие слова шиворот на выворот. 1. Сравниваю затем, что ни тем, ни другим невозможно научиться управлять ни по книжке, ни по видео. Странно, что вы не поняли "Зачем?" 2. И от собственного желания тут не зависит. Как бы сильно вы не хотели, а изучить контраварийное вождение (и управление самолетом тоже) по видео у вас не получится. Насобирать и закрепить неверные навыки - запросто. Правда, потом раз в десять больше усилий потребуется, чтобы те навыки переучить на правильные. 3. Откуда вы взяли 200 тыс? Есть курсы и дешевле (причём в разы) и лучше (причем тоже в разы), чем "за 200 тыс." 4. Про "ещё ездить не научился, а уже на курсы" - да. Об этом выше я уже написал. Если "сразу из автошколы и на курсы" - от этого только вред будет и напрасно потраченные деньги. Хотя часть контраварийки в разделе навыков работы с органами управления. Особенно быстрого и точного руления - даже начинайке в автошколе на пользу пойдут. Чтобы не "путал газ с тормозом"! :))1
  • ezdiumnoRussvet, 1. В статье говорится про контраварийное вождение, а не просто про сел-поехал. Разницу понимаете? 2. Кто вам сказал, что те, о ком вы говорите, умеют водить? Они и вы так думаете. Не более того. Я слышал что говорили дальнобойщики после окончания специальных курсов. Если убрать эмоции, то коротко смысл таков: «Я 20 лет думал, что умею водить…» Вот и ваши «деревенские» так же. Да и все, кто «только автошкола» думают, что умеют…. :))1
  • Григорий ГоловановАндрей, отвечу сразу на все ваши комментарии и погружу в процесс. Представьте на минутку, что вы редактор. Статья прошла три итерации, от черновика до передачи материала на выпуск прошел месяц. Она у вас не одна, их много. Ближе к выпуску в личку приходит специалист, который хорош в своем деле — разбирается в авторском праве, верстке, знает какая картинка стилистически подойдет, но не разбирается в автомобилях — и не должен. Он приносит несколько фотографий. Напоминаю, вы редактор и теперь из этих картинок должны выбрать самую подходящую. На первой легковушка в чистом поле — как она туда заехала, никаких машин рядом, мимо. Вторая — машина несется по абсолютно пустой трассе, из возможных опасностей — колея и вода, которая в ней стоит, вроде как тоже мимо. Третья — город, лужа — ок, но поищем получше. И вот вы видите трассу с кучей машин, взвесь, дождь — идеально, аварийная ситуация наиболее вероятна, контраварийное вождение пригодится» и выбираете ее. Потом приходит читатель, у которого не задался день и не допускает, что вам понравилась взвесь, что вы выбрали эту фотографию осознанно. Он сразу все к чертовой матери обесценивает — пишет, что вот лично вам все пофигу, что лично вы бракодел и работаете по принципу тяп-ляп. Хотя будь у этого читателя все хорошо, он мог бы написать: «Ребят, у вас тут ошибка — на фото правостороннее движение», получить в ответ искреннее «Спасибо, что нашли ошибку — мы поставили другую фотографию». Если бы редакция Т—Ж отправила дорогого фотографа на полигон в самую крутую школу экстремального вождения, вы бы не пришли ничего обесценивать, но ничего хорошего бы не написали. Редакция бы потратила на крутой фотосет гору денег и какое-то время работы специлиста, который оформляет передачу прав на произведение. Вместе с тем фотография с фотостока стоит три копейки, закупать их можно оптом, плюс на площадке полно авторов с русскими фамилиями — то есть эти три копейки далеко не всегда уплывают за границу. Искренне желаю вам удачи и хорошего настроения. Ведь токсичные комментарии пишут не от хорошей жизни.11
  • Андрей СмирновГригорий, я понял детали, но так и не понял, кто шил костюм? Вам, в свою очередь, желаю заниматься своим делом в такой команде, чтобы не приходилось оправдываться перед токсичными читателями за результат своей работы. Работа у вас, возможно, тяжелая, но жалеть не буду - ибо жалость унижает. Не будь моего комментария, не было бы обратной связи от других читателей, жили бы вы в уверенности, как все здорово получается. Если вам так больше нравится - я не смею возражать, пойду лучше ролики авторевюшных авторов по контраварийным приемам посмотрю.4
  • МаргаритаНе высчитывать 50 м или 30 м в зависимости от скорости, а ориентироваться на время — три секунды. Видимо, недоучили. Три секунды - дистанция на идеальной дороге в идеальных условиях, с водителем в идеальном состоянии. На каждый ухудшающий фактор: дождь, узкая полоса, невыспавшийся водитель, темное время суток и т.д. и т.п. - добавляется еще секунда.0
  • Russvet Denezdiumno, так речь не про спорт высоких достижений. Контраварийное вождение это не ралли или формула один. Не залететь под фуру в гололед научиться. Не требуется пройти круг лучше других. Ну да ладно каждый останется при своем на этом предлагаю закончить. 😊1
  • Владимир ЮрьевичПосле автошколы в 18 лет, когда сел за руль ваз 2108, разумеется думал, что все что нужно я уже умею))) но поездив до осени, понял, что есть очевидные пробелы в моих знаниях. Примерно в то же подвернулась аниме - инишл д. (Это одно из двух аниме, которые я посмотрел в своей жизни). Так вот я удивился, что в каком-то мультике достаточно интересно показаны необычные приемы вождения. Разумеется начал проверять - например: а действительно ли на переднеприводной машине можно для наилучшего прохождения поворотов нажимать левой ногой на тормоз, не отпуская газ? Оказалось, что да. Еще много чего необычного, оказалось, применяется при вождении. Нельзя не упомянуть книги Цыганкова, которые ответили на все мои вопросы и вывели меня из неведенья. Зимой, я уже на пустых дорогах в лесу отрабатывал и пробывал все что там написано. Перегазовки для понижения передач получались через раз, при заносе разворачивало, иногда убирался в сугроб, но благо крепкие бампера восьмерки все выдерживали. Потом еще накатывал километры по ледовой трассе на застывшем озере. Потихоньку перегазовки стали получаться безошибочно, торможение безопасным, при заносе уже не было никакой паники - просто поправлял машину рулем и нажимал газ. Да и в целом, я уже знал как нужно ехать, чтобы ничего не произошло. Пришло понимание возможностей машины в целом. Я начал получать осознанное удовольствие от управлением автомобилем. Сейчас у меня уже почти пять лет заднеприводная машина на автомате. Немного скорректировал свои навыки под нее. В общем, считаю себя увлеченным автолюбителем. Мечтал попасть на курсы вождения от бмв - цена, конечно не маленькая, но и предоставляемый автопарк поинтереснее. Может когда-нибудь мне все-таки удастся попасть на такое мероприятие. П.с. Иногда прикольно слышать от какого-нибудь водилы, что вот, я профи, езжу только на механике - а сам повороты на нейтралке проходит) Но не прикольно сидеть на пассажирском и надеяться, что мы никуда не уберемся.5
  • Андрей Смирновezdiumno, интересно, вы эти свои комментарии тоже потом удалите, как предыдущие?2
  • Пятая лапа НимицаПроходил курс руления как раз у Цыганкова. Но до практики уже не дошло, школа закрылась.2
  • Viktor S."После курсов я стала настраивать себе кресло и руль так, как нам рекомендовали." А это как?0
  • Юлия ИвановаViktor, в начале раздела о зимнем курсе описано.0
  • Viktor S.Юлия, А, ну да. Так обычно и учат в автошколе. Руки должны быть на руле в позиции 10 и 2 часа. Поражаюсь водителям, которые лежат и руки внизу руля. В сложной ситуации они просто не смогут нормально рулить1
  • АлексейВ СПб хорошую школу порекомендует кто-нибудь? Чтоб с "мокрой дорогой" была.1
  • V.Почему к статье нет пальца вниз? Только палец вверх.0
  • Юлия ИвановаV., в телеграм-канале Т—Ж можете поставить минус) А больше не знаю, чем вам помочь.2
  • Ildar GirПро правило 3 секунд есть еще совет как считать: 221, 222, 223, без паузы между числами.1
  • АлександрЕсли своей машины нет, то грош цена всем этим курсам без ежедневной или хотя бы регулярно-частой практики. Элементарно габариты у машин разные, не то что ходовые качества...0
  • user1438761Я начала водить в мае, а уже в январе приехала на контраварийное вождение на льду. Курс был на своих машинах, у меня Веста на механике. Группы они собирают по опыту. Я уже несколько раз была у них и на льду, и летом. Видела у них рекламу, что есть группа только для мужчин, потому что они хотят заниматься только с очень опытными водителями. Но есть и смешанные сильные группы. Зимой я в такую пока не готова соваться, а летом вот решила попробовать. Хотя бы восклицательный знак сняла уже, не очень буду смущать других. Ещё ездила учиться дрифтить на жигах на озере. Подумываю съездить из Новосибирска в Кемерово на трек. Мне очень понравилось учиться управлять машиной, я даже уже думаю, что это стало моим хобби.2
  • Сергей КилязовИрина, лучше когда проблемы вылазят не на трассе, а в (условном) городе, так что всё ОК! :)0
  • Сергей КилязовV., это Т-Ж принуждает писать комментарии, чтобы проходящие мимо "минусовщики" свой негатив не распыляли на окружающих! :)2
  • Сергей КилязовАндрей, я вас буду лайкать пожизненно за ваши комментарии. Фанат.0
  • Сергей КилязовRussvet, тут в основном неженки-москвичи. Знают только "минус" и думают, что большое [четное] количество "минусов" всегда дает "плюс".1
  • Сергей КилязовRussvet, как "ездят" на машинах в деревнях, мы видели. Ой, не надо так...0
  • Сергей Килязовezdiumno, что говорили дальнобойщики -- не аргумент. Я в армии от себе подобных солдат слышал, что "меня армия научила мыть полы [они у них дома в Таджикистане были земляные], подшивать подворотничок" (при этом в школах в СССР на уроках труда в начальной школе это проходили все)... При этом "воины" несли службу с боевыми автоматами в руках в рамках воинской обязанности, и им "Родина" доверяла это.0
  • Сергей Килязовezdiumno, лучше "посмотреть Ютьюб", чем ничего вообще. Возможно, в споре изначальна была эта мысль.0
  • Григорий ГоловановСергей, цитирую Андрея: >Редактору настолько пофигу, что главной к статье идет картинка с левосторонним движением где-то у англосаксов. >Докопался я ввиду того, что это наиболее ярко демонстрирует принцип тяп-ляп при создании статьи. В каждой статье интересен персональный опыт автора. Картинки с фотостоков и с рекламных ссылок сторонних сайтов каждый сам может посмотреть, какие захочет. Это ненормально. Нормально вот: «Ребят, у вас тут ошибка — на фото правостороннее движение». Чувствуете разницу?1
  • kilyazovГригорий, спасибо, но для меня полезна только критика, и спасибо тем, кто критикует меня. Ибо остальные -- равнодушные или согласные. Ни первое, ни второе не двигает прогресс :) Я чувствую разницу, но -- чувствами. Но предпочитаю -- получить "лимонад из лимона", а не возмущаться "кислятиной" последнего :) То есть -- для меня нормально ВСЁ, что откликается и вступает со мной в ДИАЛОГ. Вы же получаете развернутую критику, но обращаете внимание на ее эмоциональность. Лично я жду от редактора "ой, спасибо, мы всё исправили", а не "а не будет ли любезен многоуважаемый джин!.."0
  • kilyazovГригорий, кстати, тема "почему бы не развернуть фотку" не раскрыта. Это запрещено даже если ее купил?0
  • Irina S.A.Дороговато... А ведь и правда такое вождение должно быть, наверное, частью базовой программы0
  • demidron7Всем привет! Помню примерно через год после получения прав, прочитал книгу 120 приемов контраварийного вождения. Конечно она очень сильно меня впечатлила и уверен, что помогла. С тех пор прошло почти 15 лет, но идея пройти курсы снова вернулась. Может в СПб кто-то знает, где пройти курсы от продолжателей дела Цыганкова? Спасибо1
  • Юлия Ивановаdemidron7, это в ЦВВМ Андрея Герасенкова, думаю.0
  • demidron7Юлия, спасибо1