Как я открыла ООО в Москве в 2024 году

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

В мае 2024 года я открыла ООО и сейчас расскажу, что для этого нужно.

Во-первых, при открытии бизнеса нужно хорошо подумать, какую форму организации выбрать. Самые распространенные — это ИП и ООО. У ИП меньше отчетов и меньше налог. Но Индивидуальный предприниматель несёт ответственность всем своим имуществом, и он единственный владелец своей компании.

Мне этот вариант не подходил, так как я открывала семейный бизнес с несколькими участниками — членами семьи, и у нас есть принципиальная семейная позиция, что владение и доли должны быть изначально четко и прозрачно прописаны.

Для открытия ООО нужно предоставить в налоговую пакет документов. Ниже я подробнее расскажу о каждом.

  • протокол общего собрания участников, если у компании несколько учредителей;
  • заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма Р11001);
  • подтверждение адреса нахождения организации;
  • устав;
  • оригиналы паспортов участников и их личное присутствие.

В протоколе должны быть освещены решения по нескольким вопросам: собственно создание компании, кто назначается генеральным директором, адрес нахождения компании, уставный капитал, распределение долей участников, принятие устава. Разные примеры такого протокола я нашла в интернете, и сделала из них один. В том числе такой пример есть у Тинькофф Банка.

Заявление о государственной регистрации юридического лица заполняется в специальной программе, которую можно скачать на сайте налоговой. Программа работает только на ОС Windows. Если у вас макбук, то придётся найти какой-то компьютер на Windows, или заполнить заявление прямо в налоговой. В программе сразу проверяется правильность заполнения полей. Однако у меня в первый раз всё равно заявление вернулось с отказом в регистрации из-за неверно введённого адреса.

При регистрации необходимо предоставить подтверждение будущего юридического адреса. У ООО несколько вариантов месторасположения: по месту регистрации одного из учредителей или генерального директора, или в арендованном офисе. Договор на аренду нельзя заключить до регистрации компании, поэтому арендодатель должен выдать гарантийное письмо, в котором подтверждает намерение заключить договор аренды с указанным ООО по указанному адресу. Пример гарантийного письма я нашла в интернете. Арендодатель также выдала мне копию свидетельства о собственности, но я не уверена, что его смотрели.

Очень важное про адрес: сейчас существует Государственный Адресный Реестр, в котором прописаны все адреса в той детализации, которая считается верной в ФНС. Юридический адрес обязательно должен совпадать с адресом из ГАР. Моё заявление в первый раз вернулось с отказом, так как адрес не соответствовал ГАР. Я собиралась арендовать офис в бизнес-центре, и написала адрес, как мне предоставил его арендодатель: офис, кабинет, помещение. В ГАР не оказалось деления на офисы, и весь бизнес-центр в ГАР разделен на помещения, одно из которых мне и нужно было указать.

Про устав

Сейчас в РФ существует 36 типовых уставов. Они регулируют возможность выхода учредителей из ООО, передачу долей, способ принятия совместных решений и так далее. Если компания выбирает типовой устав, его не нужно предоставлять при регистрации, достаточно указать его номер в Протоколе общего собрания участников и в Заявлении. На самом сайте налоговой есть удобный "опросник", который позволяет выбрать подходящий устав.

Личное присутствие участников, и где регистрировать компанию. Есть несколько вариантов, как можно подать документы для регистрации компании. Можно поехать лично в ИФНС №46 — это межрайонная налоговая, которая занимается вопросами регистрации и перерегистрации юридических лиц и ИП. Также можно подать документы через нотариуса. И там, и там нужно личное присутствие всех учредителей компании, так как необходимо лично расписаться на заявлении после проверки личности нотариусом или инспектором.

У меня было опасение, что в налоговой будут очереди, раз она одна на всю Москву, и не хотелось вчетвером сидеть в очередях, поэтому в первый раз мы подали пакет документов через нотариуса. Это стоило 8500 рублей. Однако оказалось, что нотариус не проверяет правильность заполнения документов. Они лишь отправили наше заявление в налоговую и подтвердили личности присутствующих.

Когда пришёл отказ в регистрации, мы поехали в ИФНС №46, чтобы подать пакет документов с исправленным адресом. И я была приятно удивлена этой инспекцией: огромное количество окошек, почти нет очередей, много возможностей получить консультацию и даже заполнить заявление. При подаче через ИФНС, пошлина на регистрацию компании составила бы 4000 рублей. Если бы я знала это раньше, мы бы сразу подали заявление через ИФНС и сэкономили бы 4500 рублей, и возможно, время, так как смогли бы сразу проверить заявление у консультантов.

После успешной регистрации компании на электронную почту пришел пакет документов: свидетельство о постановке на учёт, выписка из ЕГРЮЛ, и памятка о получении электронной цифровой подписи.

А потом началось самое интересное: за следующие несколько дней после регистрации компании мне позвонили представители всех банков, существующих в Российской Федерации. Это, конечно, шутка, но ощущения у меня были именно такие. Промсвязьбанк, Альфа-Банк, Банк Точка, Тинькофф, Сбер, ВТБ, Уральский банк реконструкции и развития… Потом подключились компании, предоставляющие услуги бухгалтерии, электронного документооборота и ЭЦП. Банки, кстати, звонят до сих пор и предлагают открыть теперь резервный счет.

Я не люблю принимать решения на ходу (а ещё не люблю разговаривать по телефону), поэтому мне помогло сохранить ясность ума то, что я заранее приняла решение, в каком банке я хочу открыть счет. Этот же банк предложил мне специальные условия на сервис ведения бухгалтерии. Поэтому от всех последующих звонков я не испытывала тревогу, связанную с необходимостью принять решение, и выбрать лучшее предложение из множества.

Кстати про бухгалтерские услуги. Для ООО очень важно изначально найти бухгалтера или компанию, которые будут подавать отчеты. В первые же несколько дней нужно подать отчет о найме генерального директора, и потом регулярные кадровые отчеты, даже если коммерческой деятельности пока нет. Если заниматься отчетами самостоятельно, у меня есть ощущение, что можно всё рабочее время посвящать только отчетам, а время всё же лучше потратить на поиск клиентов и налаживание бизнеса.

Последнее, касающееся начала деятельности новой компании — это получение ЭЦП. Мне звонили компании, которые предлагали сделать ЭЦП за деньги (около 6000 рублей), но получить ЭЦП можно быстро и бесплатно в той же ИФНС №46. Нужно будет только купить специальную флешку, которые продаются там же на улице, за 1100 рублей. В современных ЭЦП встроена даже лицензия, то есть не нужно будет покупать лицензию КриптоПро за 2500 рублей.

Подытоживая про ООО, эта форма собственности имеет свои преимущества, но нужно отдавать себе отчет, что поддержание его деятельности потребует усилий и затрат. И поддержание этих обязательных активностей, типа создания и подписания отчетов, может создать иллюзию, что компания уже работает, хотя коммерческой деятельности пока нет. Важно освободить себя от бюрократических задач, чтобы погрузиться в развитие бизнеса, и доход начал бы как можно скорее покрывать все обязательные текущие расходы.

    Сообщество