Как написать дипломную работу в 2024 году
Образование
11K
Фотография — tomazl / iStock

Как написать дипломную работу в 2024 году

Быстро и самостоятельно

2

Дипломная работа — главный этап в студенческой жизни, он требует серьезной подготовки и временных затрат.

В сущности, диплом — это большая текстовая презентация знаний и умений, которые вы получили в университете. Качественная работа служит залогом успешной защиты — и получения документа об образовании.

Я писал диплом сам и помогал другим. В материале разберу основные шаги в работе и приемы, которые облегчат написание. Главная рекомендация — на каждом этапе поддерживайте связь с научным руководителем. Регулярный контакт поможет быстро решить возникающие трудности и уменьшит вероятность того, что работу придется переделывать в последний момент.

В материале я использую понятия «диплом» и «ВКР — выпускная квалификационная работа», они синонимичны.

За сколько можно написать диплом

Когда начинать писать. Диплом объемнее, чем курсовая, поэтому и времени уйдет больше. Оптимальное время на создание диплома в спокойном темпе — несколько месяцев, в зависимости от степени погруженности в тему и наличия свободного времени. Идеальный вариант — два-три часа в неделю в течение учебного года.

Вместе с тем учебные заведения обычно контролируют подготовку дипломов, устанавливая промежуточные дедлайны для разных фрагментов. За несоблюдение сроков могут снять баллы.

Поэтому не откладывайте написание диплома на последний момент и не пытайтесь сделать все за день или неделю — такую работу могут просто не допустить до защиты. Ближе к сдаче может понадобиться время на экстренные доработки и подготовку сопутствующих документов: заявления на антиплагиат, аннотации и так далее.

В методических рекомендациях НИУ ВШЭ выделяет контрольные точки — что и когда нужно сдавать научному руководителю
В методических рекомендациях НИУ ВШЭ выделяет контрольные точки — что и когда нужно сдавать научному руководителю

Можно ли написать диплом за месяц. Вполне, если:

  • научный руководитель знает о существовании подопечного;
  • тема утверждена руководителем и деканатом, а вы хорошо в ней разбираетесь;
  • есть план, согласованный с научным руководителем, а в некоторых университетах и с деканатом;
  • студент усидчивый, не теряет концентрацию;
  • месяц свободен от других дел, особенно от экзаменов и преддипломной практики.

С чего начать дипломную работу

Выбрать научного руководителя — первое, что нужно сделать. Легче определиться, если вы лично с ним знакомы, например он ведет у вас пары. Популярные и квалифицированные преподаватели нарасхват, поэтому обратитесь к ним заранее.

Важно, чтобы ваши научные интересы и предпочтения совпадали со специализацией наставника: это облегчит связь и гарантирует интерес с обеих сторон. Изучите опыт и квалификацию потенциального научного руководителя: узнайте о его профессиональном опыте, публикациях и достижениях в академической среде, посмотрите, на каких темах он специализируется и чем вообще интересуется. Можно поискать в интернете или пообщаться с другими студентами.

Наконец, встретьтесь с потенциальным руководителем лично, чтобы обсудить диплом и убедиться, что у него есть время и ресурс помогать вам. Бывает, у преподавателей в вузе есть дополнительная нагрузка, которая ограничивает совместную работу. Сразу договоритесь о формате и регулярности коммуникации: некоторые готовы общаться только лично и в определенный день, а кому-то удобнее держать связь через мессенджеры и созвоны.

Выбор темы — следующий ответственный шаг. Определитесь с ней как можно раньше, поскольку может понадобиться время на согласование с научным руководителем. Подберите несколько формулировок, которые вам ближе всего, и с научником доведите их до ума. Неинтересная или плохо сформулированная тема ведет к долгой работе через силу. Иногда студенты развивают в дипломе тему прошлой курсовой — это тоже вариант.

Чтобы сузить проблемное поле, идите от общего к частному. Например, вы исследуете политические институты, но в дипломной работе все не охватить, поэтому проще исследовать историю появления, взаимодействия или даже какой-то конкретный институт. Еще составить тему помогают:

  1. Хронологические рамки — «Особенности работы британского парламента в 19 веке».
  2. Кейсы — «Стратегия управления брендом: анализ опыта компании Nike».
  3. Данные — «Анализ демографической ситуации в России: проблемы и перспективы».
  4. Методы — «Применение метода Монте-Карло для моделирования процессов в экономике».
Ищите простые формулировки: тема — это лишь малая часть крупной области исследования.

Для поиска подходящего варианта полистайте последние публикации в выбранной области. Присмотритесь к научным сайтам вроде «Киберленинки» или Elibrary. Возможно, кто-то уже написал научную работу на похожую тему, и вы сможете опереться на их материалы. Если текстов мало, информация и источники в них повторяются, попробуйте пересмотреть направление или расширить тему.

Если совсем не знаете, в каком направлении искать, составьте список ключевых слов по изучаемой области. Например, вы пишете про влияние Римской империи на развитие туризма в Италии — тогда в поиске научных работ пригодятся ключевые слова «Римская империя» и «туризм в Италии». Поиск по ключевым словам пригодится и позднее, на этапе подбора литературы — в Тинькофф Журнале есть советы по работе в библиотеках.

Если выбранная тема очень популярна и широко изучена, но при этом интересна вам, не отказывайтесь от нее. Попробуйте найти уникальный подход к изучению или по-новому проанализируйте данные.

Типичная для диплома по психологии тема — «Исследование влияния стресса на психическое здоровье». Но сделать ее уникальной и не менее интересной можно, немного сузив область: «Исследование влияния стресса на психическое здоровье у студентов-медиков».

Подбор литературы. Обычно научный руководитель одновременно с утверждением темы рекомендует подходящие источники или ресурсы для подготовки. Если рекомендаций не было, попросите помощи или сами подберите материалы. Механика поиска литературы для дипломной работы схожа с той, что пользуются в курсовой.

Один из способов — набрать базу на научно-популярных ресурсах, а потом искать материалы в профессиональных поисковиках: «Гугл-сколаре», «Джей-сторе», упомянутой «Киберленинке». Просматривайте одну и ту же статью на нескольких языках, так удастся собрать больше информации. Еще глубже погрузиться в исследования можно в «Скопусе» — вот инструкция, как им пользоваться.

Если ищете по ключевым словам, пригодятся логические операторы, чтобы уточнить или расширить запрос:

  1. AND (И): отображает результаты с несколькими запросами.
  2. OR (ИЛИ): показывает тексты сразу в нескольких запросах и в сочетаниях.
  3. NOT (НЕ): исключает часть запросов.

План дипломной работы. Перед тем как его составить, сформулируйте список задач, которые хотите решить в процессе написания. Логичный и последовательный перечень не даст запутаться в материале и свернуть с темы.

Подробные рекомендации есть в отдельной статье Тинькофф Журнала, здесь разберу только типичные ошибки:

  1. Размытые формулировки. Параграф с названием «Освещение профессионального спорта в СМИ» слишком широк — придется читать много лишнего. А вот «Становление и развитие освещения профессионального спорта в СМИ» звучит как достаточно узкая тема для главы: можно коротко описать хронологию, есть конкретная область, которую исследуем.
  2. Разделы не подходят к теме. В дипломе об освещении профессионального спорта бессмысленно затрагивать освещение экономических событий.
  3. Дробная подача. Чтобы сравнить, к примеру, освещение спорта за рубежом и в России, не нужно две главы, лучше написать одну. Так структура не будет перегруженной.

Вот хороший план диплома по теме «Специфика освещения профессионального спорта в средствах массовой информации». Он учитывает ошибки выше.

В тексте три основных пункта, в последнем блоке сразу выделили подтемы, нет разделов, которые не относятся к проблематике
В тексте три основных пункта, в последнем блоке сразу выделили подтемы, нет разделов, которые не относятся к проблематике

Как только план будет готов, отправьте его научному руководителю — так он поймет ход вашей мысли и подкорректирует недочеты. В дальнейшем план перерастет в оглавление. Пока он пригодится для первичного отбора литературы.

Из чего состоит диплом

Обычно дипломная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, теоретического, аналитического и эмпирического разделов, заключения, списка литературы и приложений, если они есть. Встречаются варианты творческих дипломов, например по журналистике: немного теории, а все остальное — это, например, фильм, выпуск подкаста, журнал, сделанный силами студента. Но в самом дипломе все этапы производства все равно описывают в эмпирической главе. Поэтому я придерживаюсь такого деления.

Я сначала пишу введение: это помогает структурировать мысли и понять, как раскрыть тему и на что обратить внимание. Другой метод — начать с основной части, а введение написать в конце, когда силы будут на исходе.

Не оговариваю объем дипломной работы, потому что в разных вузах разные требования, плюс размер зависит от обстоятельности студента. Обычно распределение такое: пара страниц на введение, минимум 50—60 страниц на основную часть, пара страниц на заключение.

Дальше разберу, как писать диплом по порядку — от титульного листа к приложениям.

В Вышке можно написать диплом и на 80 страниц
Как писать диплом

Титульный лист

Титульный лист — это обложка диплома с темой, именем автора и его научного руководителя, направлением обучения, годом написания. Встречаются и другие данные: шаблоны у вузов свои, заранее спросите его у руководителя или найдите образец на сайте университета.

Титульный лист в РУДН — тут указывают группу и номер студенческого
Титульный лист в РУДН — тут указывают группу и номер студенческого
Как писать диплом

Содержание

Содержание диплома можно сделать по завершении работы, но я советую сразу выставить поля и шрифт, настроить стили в редакторе. Так все разделы учтутся автоматически и не придется заниматься оформлением в последний момент. На всякий случай — вот подробная инструкция, как настроить оглавление.

Оформлять текст надо по требованиям вуза, но обычно они такие 

:

  • шрифт Times New Roman 12—14 пт;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • каждый новый абзац выделяется красной строкой с отступом 1,25;
  • весь основной текст выравнивается по ширине;
  • ширина полей документа: левое — не менее 3 см, правое — 1 см, верхнее и нижнее — по 2 см.
Как писать диплом

Введение

Введение к дипломной работе — это анонс того, что будет в основной части. В разделе есть несколько обязательных элементов: актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования.

Актуальность подразумевает объяснение того, как тема соотносится с другими научными исследованиями. Чтобы убедиться, что исследование актуально, почитайте работы других ученых, изучите новости в вашей сфере. Важно аргументировать свой выбор ссылками на тексты по теме, статистикой.

Гипотеза. После добавьте гипотезу — предположение, основанное на теме дипломной работы. Исследование либо подтверждает ее, либо опровергает. Учитывайте, что гипотеза должна быть:

  1. Конкретной и ясной, чтобы не запутаться в ходе исследования.
  2. Проверяемой — ее можно подтвердить или опровергнуть на основе данных исследования.
  3. Связана с теоретическим материалом.
  4. Связана с целью исследования, помогает сформулировать выводы всей работы.

Цели и задачи. Сформулировав актуальность работы и гипотезу, составьте список целей и задач, которые будете выполнять в процессе написания диплома. Ответьте на вопросы: «Какую цель я преследую, исследуя свою тему?» и «Что я хочу увидеть в итоге?». Например, изучение телевизионных форматов может быть связано с разработкой собственного шоу, а анализ поведения человека — с созданием методических пособий по психологии.

Все, что нужно для достижения цели, — и есть задачи. Простой способ их сформулировать — от общего к частному. Например, чтобы изучить внедрение новых технологий в производство строительных материалов, сначала нужно понять, какие технологии производства работают, а от каких уже отказались, проанализировать, как происходила смена технологий раньше, сравнить масштабы производства разных временных эпох. Для себя такую последовательность лучше сформулировать простыми словами, а для работы подобрать научно-образные синонимы — не «новые», а «инновационные».

Предмет и объект исследования — следующая обязательная часть введения. Чтобы не путаться, запомните: объект — это целая область, которую вы описываете в работе, а предмет — лишь небольшая часть этой области, нередко полностью совпадающая с темой диплома. Например, объектом исследования может быть экономическая политика, а предметом — экономическая политика в условиях кризиса. Если определить предмет и объект тяжело, попросите помощи у научного руководителя.

Рассмотрим актуальность, цели, задачи, объект и предмет на примере темы «Анализ рынка труда в России: проблемы и перспективы» — как они бы выглядели в дипломе.

Анализ рынка труда в России является актуальной темой, так как рынок труда — важный элемент экономики страны, влияющей на ее развитие. Сложности на рынке труда могут привести к таким проблемам, как безработица и социальное неравенство.

Представим, что мы исследуем тему, чтобы дать рекомендации для Министерства труда и социальной защиты. Это и будет целью нашей работы. Для ее достижения нам потребуется:

  1. Изучить текущую ситуацию на рынке труда в России.
  2. Проанализировать основные проблемы на рынке труда.
  3. Изучить перспективы развития рынка труда.
  4. Сформулировать рекомендации по улучшению ситуации на рынке труда.

Объектом здесь будет выступать рынок труда в России, а предметом — проблемы и перспективы развития рынка труда в России.

Как писать диплом

Основная часть

Основная часть дипломной работы условно состоит из двух разделов, каждый делится на параграфы в зависимости от структуры работы. Точное содержание варьируется от требований вуза:

  1. Теоретический или аналитический раздел — это обзор исследований по теме, утверждение основных теоретических положений диплома, методологические построения.
  2. Практический раздел — его еще называют эмпирическим. Он показывает, как студент применяет знания на деле.
На химфаке МГУ просят сделать два раздела: обзор литературы и методики экспериментов. В сущности, это теория и практика, как в схеме выше
На химфаке МГУ просят сделать два раздела: обзор литературы и методики экспериментов. В сущности, это теория и практика, как в схеме выше

Теоретический или аналитический раздел включает анализ опубликованных работ по теме, изучение и оценку способов решения проблемы. Объем здесь зависит от темы, ее изученности, предмета исследования.

При написании теоретической части придерживайтесь логики и последовательности изложения. Так вы не запутаетесь и покажете проверяющим, что хорошо разбираетесь в теме. Регулярно задавайте себе вопросы по написанному тексту и старайтесь, чтобы каждый абзац или дополнял предыдущие, или направлял к дальнейшим рассуждениям. В конце каждого параграфа подводите итог сказанному — так вы сами не забудете, о чем говорили.

Какие параграфы можно включить в теоретический раздел диплома

Название параграфаКомментарий
Описание терминологииСразу разъясните значение ключевых понятий, которыми будете пользоваться. Например, в дипломе про управление персоналом в условиях цифровой трансформации не обойтись без объяснения, что такое цифровая трансформация. Обращайте внимание на весь источник, из которого берете описание терминологии. Вполне вероятно, что он содержит полезную информацию по теме, а автор определения изучал тему в других своих работах
Обзор литературыПеречислите основные научные мысли в текстах, которые изучили во время работы над дипломом. В нашем случае пригодятся работы по изучению цифровой трансформации и материалы про управление персоналом
МетодологияЕсли диплом подразумевает аналитическую часть, уточните параметры, по которым вы проведете анализ. Выбор параметров зависит от целей и задач исследования. Например, анализ художественного произведения можно проводить с точки зрения темы, идеи, стиля, языка, развития персонажей, культурно-исторического контекста. Гайд по методам — в отдельном материале
Подведение итоговПодытожьте теорию, на которой строится исследование. Это напоминание поможет читателю лучше понять выводы

Какие параграфы можно включить в теоретический раздел диплома

Описание терминологии
Сразу разъясните значение ключевых понятий, которыми будете пользоваться. Например, в дипломе про управление персоналом в условиях цифровой трансформации не обойтись без объяснения, что такое цифровая трансформация. Обращайте внимание на весь источник, из которого берете описание терминологии. Вполне вероятно, что он содержит полезную информацию по теме, а автор определения изучал тему в других своих работах
Обзор литературы
Перечислите основные научные мысли в текстах, которые изучили во время работы над дипломом. В нашем случае пригодятся работы по изучению цифровой трансформации и материалы про управление персоналом
Методология
Если диплом подразумевает аналитическую часть, уточните параметры, по которым вы проведете анализ. Выбор параметров зависит от целей и задач исследования. Например, анализ художественного произведения можно проводить с точки зрения темы, идеи, стиля, языка, развития персонажей, культурно-исторического контекста. Гайд по методам — в отдельном материале
Подведение итогов
Подытожьте теорию, на которой строится исследование. Это напоминание поможет читателю лучше понять выводы

Большая часть текста в теоретической части — рерайт из других источников, когда ваш текст повторяет мысль источника, но в другой форме. К примеру, студенту нужно перечислить причины Великой французской революции. Их нельзя выдумать, по ним написано множество материалов. Не потерять уникальность поможет рерайт.

В основе качественного рерайта — аккуратная и внимательная работа с источником. Главное — сверяться с оригиналом, чтобы не упустить основную мысль. Можно, например, разбить работу на части: прочесть фрагмент текста и постараться воспроизвести его своими словами. Иногда удобнее рерайтить по предложению, меняя слова местами и подбирая к ним синонимы.

Хороший рерайт не снижает уникальность работы, и вы всегда можете подстраховаться и указать оригинальный источник. Подробно о принципах рерайта я писал в материале о курсовой работе — здесь те же самые принципы. Еще в рерайте в последнее время помогают нейросети. Помогают они и в поиске информации, но нюансов с промптами слишком много.

Практическая часть диплома показывает, как студент применяет полученные знания на практике. В сущности это исследование, результаты которого решают поставленные цели и задачи — в этом и заключается цель написания диплома.

Практическая часть выглядит по-разному в зависимости от дисциплины и выбранной темы: это может быть и анализ базы данных, и съемка документалки. Практика может различаться даже в дипломах с похожими названиями. Чтобы придать ей разнообразия, можно добавить приложения: изображения, схемы, таблицы.

Все это необязательно, но если работа связана с точными науками, формулами, статистикой или вычислениями, без приложений не обойтись. Важно, чтобы материалы не противоречили теории и были связаны с темой исследования: иллюстрировали ход мысли или служили ее доказательством.

В конце каждой из глав основной части принято писать вывод, который обобщает сказанное и служит плавным переходом от одного фрагмента к другому. Здесь же можно отметить, получилось ли выполнить задачи, поставленные во введении.

Как писать диплом

Заключение

В этой части работы вы финализируете, конкретизируете мысли относительно выбранной темы. Здесь вы напоминаете о выдвинутой гипотезе, поставленных целях и задачах и кратко описываете процессы выполнения, формулируете выводы.

Можно продублировать итоги всех глав в той же последовательности, что и в самой работе — это логически закрепит исследование. Но помните об уникальности: нельзя просто копировать текст из других частей диплома, сделайте рерайт. В описании практических итогов рекомендую рассказать о приобретенных навыках и о сложностях, с которыми вы столкнулись во время работы.

В конце укажите, доказали вы или опровергнули выдвинутую гипотезу. Не паникуйте, если склоняетесь к опровержению, такое бывает. Но лучше перестраховаться и уточнить у научного руководителя, нет ли внутри работы ошибок в рассуждениях.

В дипломах с анализом долгих явлений или с большим объемом данных отметьте, что не все аспекты темы можно охватить из-за ограниченности времени и ресурсов. Тем не менее эти ограничения не подрывают общей ценности исследования и не влияют на его значимость. Для дальнейшей работы предложите увеличить выборку или использовать более точные методы анализа данных. Это может быть и просто риторической фигурой, и заявкой на продолжение исследования в магистратуре.

На этом основная часть работы подошла к концу. Впереди — оформление текста, если форматирование не настроено заранее, и составление списка литературы. Последний пункт может вызвать затруднения, если не знать правил.

Как писать диплом

Список литературы и приложения

Иногда проверяющие оценивают качество работы именно по библиографии, а не по основной части, поэтому подойдите к оформлению ответственно.

В библиографию включайте только материалы из ссылок в тексте. Пусть лучше литературы будет немного, но зато основная часть точно будет опираться на нее. В дипломных работах студенты обычно ссылаются на 20—40 текстов.

Что касается актуальности исследовательской литературы для ссылок, здесь рекомендуется придерживаться пятилетнего срока после публикации. Такое требование принято в большинстве университетов. К оригинальным источникам его не предъявляют. Если публикацию переиздавали, обращайтесь к последней версии.

При оформлении списка литературы не получится просто скопировать описание из источника, так как книги издаются в разное время, а стандарты обновляются. Подробная инструкция о том, как обращаться с гостами и описаниями, есть в Тинькофф Журнале. Если времени или сил на составление списка литературы нет, попробуйте специальные сервисы — мы проверяли, как они справляются с этой задачей.

Приложения к диплому: таблицы, графики, схемы, чертежи, — размещают после списка литературы. Каждое приложение должно быть помечено названием и номером. Нумерацию сделайте сквозную — для удобства чтения. Ориентируйтесь на страницы 13—14 ГОСТа для научно-исследовательских работ.

Дополнительные документы

Кроме самого текста диплома для защиты нужно пройти антиплагиат, собрать отзыв научного руководителя, аннотацию и пояснительную записку. Эти документы вузы оформляют по-своему, поэтому заранее уточните нюансы у руководителя. Особняком стоит выступление с презентацией диплома — защита.

Проверка на антиплагиат. Финальный черновик диплома проходит проверку на уникальность на специальных ресурсах. Все работы проходят через несколько баз данных: от открытых источников до специального закрытого модуля «Кольцо вузов», где собраны все научные работы студентов сотен университетов России. Не пытайтесь списать, об этом быстро узнают.

Средний порог уникальности текста для большинства университетов — минимум 75%, они устанавливают его сами 

. При проверке учитывается весь текст, поэтому титульный лист, одинаковый у сотен студентов, немного снизит уникальность.

Перед финальной проверкой уникальности студентам обычно дают 2—3 попытки, чтобы подкорректировать работу. Действовать придется вслепую: обычно не показывают фрагменты текста, где хромает уникальность. Но есть несколько сервисов, помогающих самостоятельно проверить работу на плагиат. Я пользуюсь «Текст-ру» и «Антиплагиатом». На первом сайте бесплатная проверка, сервис показывает заимствования. Зарегистрированные пользователи получают приоритет в очереди на проверку и увеличенный лимит символов — вместо 5000 будет 15 000. Подробнее об этом сервисе я писал в материале о курсовой, дипломы проверяю по тому же принципу.

«Антиплагиат» привлекает близостью к университетской системе: за 386 ₽ можно запустить проверку по закрытым модулям вроде «Кольца вузов» и добавлять в систему целый документ, а не просто текст. Погрешность в сравнении с университетским антиплагиатом — от 5 до 10%.

Пояснительная записка или календарный план — это документ с описанием и точными датами этапов работы над дипломом.

План работы над дипломом в РУДН
План работы над дипломом в РУДН

Отзыв научного руководителя — это краткая рецензия диплома от научника. Иногда они просят студентов самостоятельно написать отзыв на свою работу. Если такое случилось, в отзыв включают краткое изложение основных положений диплома, оценку ее достоинств и недостатков, перечень профессиональных навыков, которые студент приобрел или развил во время работы.

Образец отзыва на диплом
Образец отзыва на диплом

Аннотация — это краткое изложение основных положений дипломной работы, которое должно содержать информацию о цели и задачах работы, методах исследования, полученных результатах и выводах. Аннотация должна быть написана лаконично и четко, на 1—2 страницы. В некоторых университетах аннотацию требуют писать и на английском.

Аннотация на мой диплом на английском
Та же аннотация, только на русском

Защита диплома

Выступление перед членами государственной комиссии называется защитой дипломной работы. Обычно она состоит из устного представления студента, небольшого рассказа о теме диплома и причинах ее выбора, краткого пересказа основной части текста, перечисления этапов подготовки и ответов на вопросы членов комиссии. Все это в большинстве случаев сопровождается слайдами.

Как и любое другое публичное выступление, защитная речь должна быть запоминающейся. Вот несколько советов по написанию:

  1. Структурируйте выступление. Ясно и кратко изложите основные моменты и используйте переходы, чтобы связать свои идеи. Это поможет слушающим лучше вас понять, а вам — не сбиться.
  2. Чтобы меньше волноваться и чувствовать себя увереннее, попрактикуйте выступление за пару дней до дедлайна. Прочитайте его вслух, запишите себя на видео и попросите обратной связи от других. Убедитесь, что вы комфортно чувствуете себя в содержании и презентации.
  3. Не стесняйтесь использовать заметки или карточки с планом выступления или со списком ключевых фраз.
  4. Синхронизируйте речь со слайдами в презентации. Если сказанное будет опережать или отставать от демонстрируемого на экране, это запутает слушателей. Лучше делать небольшую паузу между слайдами и разделами доклада, чтобы мысленно переключиться.
  5. Продумайте, какие вопросы могут возникнуть у членов комиссии, подберите примерные ответы. Обычно они связаны с причинами выбора темы, ее актуальностью и тем, как протекала работа над дипломной работой. Если не знаете ответ, попросите время на размышления, не говорите «не знаю».
  6. Помните про время. В среднем на защиту диплома отводят 6—8 минут без учета ответов на вопросы.
Рекомендации для подготовки речи на защите в НИУ ВШЭ

Как подготовить презентацию для защиты диплома

Не оставляйте презентацию на последние дни перед защитой: подготовьте ее заранее и согласуйте с научным руководителем. Несколько советов:

  1. Подготовьте презентацию в PowerPoint или хотя бы сохраните в формате PPTX: его считает большинство компьютеров. Но лучше проверьте до начала защиты, откроется ли она. Иногда ее требуют сдать в PDF.
  2. Используйте самые простые шаблоны, без узоров, с белым фоном и контрастным текстом. Иногда университеты публикуют корпоративные шаблоны.
  3. Старайтесь не использовать анимацию. Лучше не испытывать терпение членов комиссии эффектным появлением и мерцанием текста. Кроме того, такая презентация может зависнуть.
  4. Старайтесь размещать как можно меньше текста на слайдах. Текст слайда должен подчеркивать или иллюстрировать ваши слова. Это могут быть какие-то цифры, фактические данные, примеры, которые слишком скучно и долго приводить в речи. В самом тексте не должно быть опечаток и ошибок.
  5. Оформление слайдов сделайте сдержанным. Контраст между фоном и шрифтом должен быть ярким, чтобы текст было легко прочитать.

Обычно презентация состоит из 8—10 слайдов. На титульном указывают название вуза, тему диплома, имя студента и руководителя, код и наименование специальности, год защиты и город. Может быть и что-то другое — на усмотрение университета.

На мехмате МГУ презентацию советуют делать аскетичной
На мехмате МГУ презентацию советуют делать аскетичной

Следом набросайте информацию из введения: цель, задачи, объект, предмет, методологию. Затем разместите основные понятия, результаты практических исследований и выводы по каждой главе. Предпоследние слайды обычно оставляют под общие выводы и рекомендации. На заключительном слайде лучше продублировать информацию с титульного, чтобы комиссии было удобнее ориентироваться.

Общие рекомендации по созданию понятных презентаций есть в Тинькофф Журнале — можно положиться на них, но целиться в более наукообразный стиль изложения.

Титульный слайд
Актуальность темы
Формулировка гипотезы
Перечисляю предмет и объект
Среди задач — не только изучить теорию, но и сделать свой фильм
Структура теоретической части
В практику добавили сценарий
Пояснение сути фильма
На что стоит обратить внимание в дипломной работе
Рассказ о практической части
Благодарность

Коротко о написании дипломной работы

  1. Если вы выбрали интересную тему, диплом не покажется чем-то сложным и скучным.
  2. Определиться с темой лучше как можно раньше, потом — составить план текста и подобрать литературу. Если вы заранее прикинете содержание диплома, вам не придется читать лишние источники, а научный руководитель будет в курсе того, о чем вы собираетесь писать.
  3. В дипломных работах несколько типичных элементов: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение. Вместе они обычно составляют 50—60 страниц, но требования к объему разнятся, поэтому проверяйте методички вашего вуза.
  4. В конце диплома должен быть список литературы, оформленный по госту. Все дополнительные материалы — таблицы, графики, диаграммы, чертежи — считаются приложением к работе, их тоже оформляют по правилам.
  5. Последний этап перед сдачей диплома — проверка на плагиат. Если уникальности не хватает, попробуйте рерайт: сократите цитаты, вынесите основные положения в косвенную речь.
  6. В конце предстоит защитить диплом — устно выступить с презентацией перед комиссией. Нужно представить результаты работы в презентации, ответить на дополнительные вопросы — и получить свою отличную оценку.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Теги: учеба
Николай Федотов
Написали или пишете диплом? Похвастайтесь темой:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество