Как написать курсовую работу
Образование
17K
Фотография — DimaBerlin / Shutterstock

Как написать курсовую работу

Экономим силы и время, но получаем качественный результат

2
Аватар автора

Николай Федотов

написал не одну курсовую

Страница автора

Курсовая — неизбежный этап контроля знаний у студентов колледжей и университетов.

Это большой и сложный текст, и на подготовку нужны время и силы: отыскать источники, проверить цитаты, все правильно оформить. Даже с нейросетью под рукой лучше иметь неделю-другую в запасе. Если написать удачную курсовую, можно превратить ее в научную статью — и потом использовать публикацию, например, чтобы повысить стипендию.

В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.

Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.

Когда начинать писать курсовую

Это зависит от трех факторов:

  1. Степень погруженности в тему — если в ней есть непонятные слова, на поиск материала уйдет больше времени, чем обычно.
  2. Наличие свободного времени. Нет смысла писать курсовую полгода по строчке в день, но и на последний день откладывать не стоит. Рекомендую приступать к курсовой хотя бы за месяц до дедлайна, потому что написание иногда совпадает с сессией или экзаменами. Идеальный вариант — уделять курсовой два-три часа на выходных в течение пары месяцев.
  3. Характер научного руководителя. Бывают такие, которым достаточно просто сдать работу в срок, но есть и те, кто настаивает на еженедельном отчете лично или в переписке. В таком случае придется начинать раньше, чтобы заложить время на обратную связь. В некоторых университетах деканат устанавливает дедлайны на весь процесс, это тоже стоит учесть, чтобы не потерять баллы — например, за просроченный план.

Курсовую можно написать и за неделю, и за день, но это скажется на качестве работы и психическом состоянии. За неделю получится хорошо, если:

  • научный руководитель знает о существовании подопечного;
  • тема утверждена руководителем, студент хорошо в ней разбирается;
  • есть примерный или точный план курсовой: он сэкономит время при поиске информации;
  • студент усидчив и не теряет концентрацию на протяжении долгого времени;
  • неделя свободна от других дел, особенно от экзаменов.

С чего начать работу: сбор данных и составление плана

Любая курсовая — это обобщение и анализ того или иного материала. Поэтому написание невозможно без выбора темы, предварительного подбора литературы и составления плана текста. Определиться с темой лучше пораньше, собирать материалы и составлять структуру курсовой можно одновременно.

Выбор темы — самый ответственный этап. Неинтересная студенту или плохо сформулированная тема ведет к провалу. В первом случае ученик рискует выполнить работу через силу, получив сомнительный результат, а во втором — потеряться в литературе и наделать ошибок.

Задача студента — не выдать один идеальный вариант, а понять, что ему интересно, и придумать несколько тем для встречи с научным руководителем. Он поможет довести варианты до ума.

Чтобы сузить проблемное поле исследования, идите от общего к частному: выделите область, которая напрямую относится к изучаемому направлению. Например, вы исследуете отечественную литературу 20 века, но в курсовой ее не охватить, поэтому можно исследовать соцреализм или даже конкретное произведение.

В составлении темы также помогают хронологические рамки, особые кейсы, данные или методы работы. Не стесняйтесь простых формулировок: тема — это лишь малая часть крупной области исследования. Поэтому нужны точные фразы, определяющие границы темы и автоматически сужающие ее.

Как сформулировать хорошую тему — на примерах

ФормулировкаКомментарий
Звуковые решения в документальном кино👎 Тема слишком широкая, непонятно, о чем точно пойдет речь
Звуковые решения в документальном кино: особенности применения👋 Уже лучше, но можно конкретнее
Звуковые решения в документальном кино: особенности применения спецэффектов👍 Все на месте: в начале темы обозначена область, о которой пойдет речь, в конце — конкретный предмет, который будет исследоваться в курсовой

Как сформулировать хорошую тему — на примерах

ФормулировкаКомментарий
Звуковые решения в документальном кино👎 Тема слишком широкая, непонятно, о чем точно пойдет речь
Звуковые решения в документальном кино: особенности применения👋 Уже лучше, но можно конкретнее
Звуковые решения в документальном кино: особенности применения спецэффектов👍 Все на месте: в начале темы обозначена область, о которой пойдет речь, в конце — конкретный предмет, который будет исследоваться в курсовой

В поисках формулировок нелишне зайти на сайты с научными работами вроде «Киберленинки» или Elibrary и посмотреть последние публикации в выбранной области. Скорее всего, кто-то уже писал научные работы на похожую тему — в таком случае будет больше материала для собственной курсовой. Если их немного, а информация и источники внутри повторяются, — это сигнал того, что материалов недостаточно и лучше сменить направление или, наоборот, шире сформулировать тему.

Когда совсем не знаете, в каком направлении искать, выпишите ключевые слова по изучаемой области. Например, если хотите писать о взаимодействии политиков с социальными сетями, ключевыми словами для поиска на сайтах с научными работами или в библиотеках станут «политика» и «социальные сети». Только по отдельности они не дадут результата: термины очень широкие, но если использовать их вместе, найдутся схожие по тематике работы. Поиск по ключевым словам поможет и на этапе подбора литературы — в Тинькофф Журнале есть список с библиотечными лайфхаками.

Если понравившаяся тема часто встречается в научных публикациях и кажется достаточно изученной, ее все равно можно выбрать. Главное, чтобы она была вам интересна. Только приготовьтесь к тому, что повысить уникальность позже будет сложнее. Но научный руководитель поможет довести все до ума.

Подбор литературы. Утвердив тему, научник посоветует подходящую литературу или ресурсы для подготовки. Это основа, на которую стоит опираться. Если рекомендаций не последовало, проявите инициативу — попросите помощи лично или в письме или сами подберите материалы.

На первых порах все, что хоть как-то может пригодиться в курсовой, я закидываю в «Ворд» или гугл-документы, чтобы ничего не потерять и заново погрузиться в материал перед работой над текстом. Обычно файл разрастается, но из всей информации в конечном счете пригодится меньше половины. Когда наберется несколько источников, информацию можно систематизировать по блокам из теоретической главы. Подробнее о ней поговорим чуть позже.

Для поиска статей по теме я использую «Киберленинку». В качестве аналога пользуюсь Elibrary, но без регистрации на платформе доступны не все работы, да и сайт работает нестабильно. В поиске информации также пригодится база публикаций от «Научного форума». Это проект Международного центра науки и образования, который проводит заочные конференции. После каждой на сайте публикуются сборники статей по разным отраслям — есть и химия, и культурология.

Не вижу ничего плохого в использовании «Википедии», особенно если нужна базовая информация вроде понятий, а тема для студента новая: в каждой статье есть ссылки на первоисточники, за счет которых можно расширить библиографию курсовой.

Похожий совет дает научный поисковик «Гугл-сколар»: набраться терминов на научно-популярных ресурсах, а потом искать материалы в профессиональных поисковиках. Рекомендую просматривать одну и ту же статью на нескольких языках — иногда русскоязычная версия содержит меньше информации, чем англоязычная. Этот совет касается не только «Вики», но и других источников.

Например, литературу на иностранных языках удобно просматривать в «Джей-сторе» и «Гугл-сколаре»: в эти базы входят публикации в научных журналах, книги, иллюстрации. Для «Гугл-академии» у Тинькофф Журнала есть отдельный гайд.

В «Киберленинке» на каждую публикацию можно автоматически создать текст для списка литературы и сносок — нужно нажать на кнопку с кавычками
В «Киберленинке» на каждую публикацию можно автоматически создать текст для списка литературы и сносок — нужно нажать на кнопку с кавычками
Можно выбрать четыре стиля цитирования, ссылка будет на электронный ресурс
Можно выбрать четыре стиля цитирования, ссылка будет на электронный ресурс

Искать материалы можно по-разному. Поиск по цитированиям знакомит с основными исследованиями. Работает он так:

  1. Выберите ключевую статью по теме, например какой-то обзор.
  2. Пройдитесь по ссылкам на исследования, упомянутые в материале.
  3. Двигайтесь вперед и назад по времени от ключевой статьи, изучая, как раскрывалась тема.
  4. Сохраняйте источники в «Ворд» или в библиоменеджер, если им пользуетесь.

Учтите, что количество цитирований не всегда означает качество. Например, у хороших, но недавних публикаций мало цитирований за счет новизны.

Хорошо работает поиск по ключевым словам. Сначала разбейте тему на блоки, отдельные слова и выражения, например: «документальное кино», «спецэффекты» «кино + спецэффекты», «звук + документальное кино». В уточнении и расширении поиска пригодятся логические операторы:

  1. AND (И): сужает поиск, отображая результаты с несколькими запросами.
  2. OR (ИЛИ): расширяет поиск, показывая тексты сразу в нескольких запросах и в их сочетаниях.
  3. NOT (НЕ): ограничивает поисковую область, исключая часть запросов.

Во время поисков проверяйте, правильно ли выписали термины. Повторите запросы на английском, источников будет больше. В отобранном списке изучите библиографию и связанные статьи. Обратите внимание на методологию исследований, похожих на ваше, и поищите тексты, касающиеся конкретных методов, которые могут пригодиться в практической части.

План курсовой. Составляя план, студенты допускают три ошибки: указывают размытые формулировки, вставляют блоки, которые не подходят к теме, и чересчур дробят материал. Разберем недочеты выше на примере плана по теме «Особенности производства документального фильма для онлайн-платформ». Более подробные рекомендации есть в отдельном материале по теме.

Плохой план, который сейчас поправим
Плохой план, который сейчас поправим

Сначала бросается в глаза общая формулировка первого пункта. Если ее оставить, придется обрабатывать много материалов, большая часть которых не пригодится: о документальном кино пишут часто. Второй блок не подходит к выбранной теме. Если речь идет только о документалистике, бессмысленно затрагивать игровое кино и писать о нем целую главу. Последние три блока можно объединить по признаку «особенности документального онлайн-проекта» — так структура не будет перегруженной.

Переработаем схему с учетом замечаний. Как только план будет готов, отправьте его научному руководителю — так он поймет ход мысли и подкорректирует недочеты. В дальнейшем план перерастет в оглавление курсовой. Пока план пригодится для первичного отбора литературы — куда пойдет тот или иной источник.

Хороший план: в тексте три основных пункта, в последнем блоке сразу выделили подтемы, нет разделов, которые не относятся к повествованию
Хороший план: в тексте три основных пункта, в последнем блоке сразу выделили подтемы, нет разделов, которые не относятся к повествованию

Как писать курсовую — от титульного листа до библиографии

Любая курсовая состоит из титульного листа, содержания, введения, основной части, заключения и списка литературы. В этом разделе я пойду по порядку, хотя работать так необязательно. Я сначала пишу введение: это помогает структурировать мысли и понять, как раскрыть тему и на что обратить внимание. Другой расхожий метод — начать с основной части, так как на нее уходит больше сил и времени, чем на остальные элементы, а введение написать в конце.

Я специально не оговариваю объем курсовой, потому что в разных университетах разные требования, плюс размер зависит от обстоятельности студента. Обычно распределение такое: пара страниц на введение, 15—20 страниц на основную часть, страница на заключение.

Также проверьте методички вуза — в той же Вышке можно найти инструкции под разные предметы, например экономику. Наконец, рано или поздно придется оформить литературу по госту — для этого почитайте гайд Тинькофф Журнала. Все дополнительные материалы — таблицы, графики, диаграммы, чертежи — считаются приложением к курсовой и тоже оформляются по госту.

Оформление текста проверьте по требованиям вуза, обычно они такие:

  • шрифт Times New Roman 12—14 пт;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • каждый новый абзац выделяется красной строкой с отступом 1,25;
  • весь основной текст выравнивается по ширине;
  • ширина полей документа: левое — не менее 3 см, правое — 1 см, верхнее и нижнее — по 2 см.

Титульный лист — это обложка курсовой, где собрано главное: тема, имена автора и его научного руководителя, направление обучения, год написания. Шаблон у каждого учебного заведения свой, заранее попросите его у научного руководителя или найдите на сайте университета.

Шаблон для титульного листа курсовой в РУДН — как видно, на нем указывают количество учебных кредитов и оригинальность по «Антиплагиату»
Шаблон для титульного листа курсовой в РУДН — как видно, на нем указывают количество учебных кредитов и оригинальность по «Антиплагиату»

Содержание курсовой можно сделать по завершении работы. Я рекомендую сразу выставить поля и шрифт и настроить стили в редакторе, чтобы не заниматься оформлением в последний момент: все разделы и подразделы, кроме титульного листа, учтутся автоматически. Инструкция есть в Тинькофф Журнале.

Если время поджимает и вручную настраивать не хочется, попробуйте «Киллер-антиплагиат»: загрузите документ на сайт, и он исправит форматирование. Но основы выше все равно держите в голове: сервис может ошибиться, проверьте за ним.

Введение к курсовой — это анонс того, что будет в основной части. В разделе есть несколько обязательных элементов: актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования.

Актуальность показывает, как тема вписывается в другие научные дискуссии. Чтобы убедиться, что тема свежая, поищите похожие исследования других ученых или просто публикации по теме. Аргументировать свой выбор можно или ссылками на работы по теме, или статистическими данными и новостными событиями, тесно связанными с темой исследования. Подробнее о том, как писать об актуальности, читайте в материале Тинькофф Журнала.

После добавьте гипотезу, хотя это и необязательно: она обычно встречается в курсовых работах с практической частью. Гипотеза — это предположение, основанное на теме курсовой. Исследование либо подтверждает ее, либо опровергает. Формулируя гипотезу, учтите:

  1. Она должна быть конкретной и ясной. Это нужно, чтобы в ходе исследования вы не запутались.
  2. Должна быть проверяемой — ее можно подтвердить или опровергнуть на основе данных исследования.
  3. Должна быть связана с теоретическим материалом в курсовой.
  4. Должна быть связана с целью исследования. Должна помочь сформулировать выводы всей работы.

После доказательства актуальности работы и проработки гипотезы, постройте список целей и задач, которые поставите и выполните в курсовой. Чтобы удачно их сформулировать, ответьте на вопросы «для чего я исследую свою тему» и «что я хочу увидеть в результате». Например, изучение телевизионных форматов может быть связано с разработкой собственного шоу, а анализ поведения человека — с разработкой методических пособий по психологии.

Все что нужно для достижения цели — и есть задачи. Простой способ сформулировать их — пойти от общего к частному. Например, чтобы изучить телевизионные форматы, необходимо для начала погрузиться в историю телевидения, найти отличия отечественного ТВ от зарубежного и так далее. Попробуйте сначала расписать цели и задачи своими словами, а потом подберите наукообразные синонимы — не «история», а «нарратив».

Объект и предмет исследования в курсовой часто путают между собой, но деление несложное. Объект — та область, которой посвящена курсовая, а предмет сужает ее до темы конкретной работы, поэтому нередко предмет совпадает с темой. Например, объектом курсовой может быть поведение человека, а предметом — поведение человека в условиях стресса. Если трудно разобраться в объекте и предмете, посоветуйтесь с научным руководителем.

Определим актуальность, цели, задачи, объект и предмет на примере темы «Особенности производства документального фильма для онлайн-платформ». Представим, что мы исследуем тему, чтобы снять свой документальный фильм.

Актуальность диктуется тем, что онлайн-платформы активно развиваются, в том числе публикуют документалки. Чтобы учесть современные нарративные приемы, вкусы аудитории и особенности дистрибуции, нужно найти отличия онлайн-документалистики от документальных фильмов прошлого. Это и будет целью.

Чтобы достичь поставленной цели, понадобится:

  1. Изучить становление и развитие документалистики в интернете.
  2. Выделить жанрово-тематические характеристики документальных фильмов в онлайн-пространстве.
  3. Проследить влияние классических форматов документалистики прошлых лет на онлайн-документалистику.
  4. Сравнить структуру и производство документального фильма для онлайн-платформы и фильма для ТВ.

Объектом здесь будет выступать документальное кино, а предметом — современная документалистика для онлайн-платформ.

Основная часть — самый объемный элемент курсовой. Обычно она делится на два раздела: теоретический и практический, но встречаются курсовые и без практики. Каждый еще подразделяется на параграфы.

В теоретической главе автор анализирует уже опубликованные исследования, изучает и оценивает способы решения проблемы. Объем теории зависит от темы, ее изученности, предмета исследования и других факторов, поэтому размер курсовой лучше уточнить у научного руководителя.

Для удобства теоретическую часть можно разделить на блоки. Предлагаю следующую структуру:

  1. Описание терминологии — объясните основные концепты, к которым обращаетесь в работе. Например, если тема посвящена звуковым решениям и спецэффектам в документальном кино, поясните, что вы понимаете под документальным кино. Определение терминов также поможет вам не потерять логику изложения и точнее формулировать выводы, что избавит от недоразумений при проверке.
  2. Литобзор — рассмотрите развитие научной мысли по обсуждаемой проблеме. В нашем случае это будут статьи о применении спецэффектов в документалистике. Возможно, для практической части понадобятся теоретические предпосылки — их тоже стоит обозначить в этом разделе. Например, существующие классификации спецэффектов.
  3. Методология. Если в вашей работе есть практическая часть, включите и этот раздел. Здесь можно на примере существующих работ обосновать выбор тех или иных методов и описать их суть.
  4. Обобщение. Подытожьте теорию, повторив основные посылки, на которых строится исследование, и перечислив методы для практической части.

В написании теоретической части есть пара базовых рекомендаций. Первая — соблюдать логику и последовательность изложения. Автору они помогут не свернуть с темы, а проверяющим — понять, что студент разбирается в том, о чем пишет. Чтобы обезопасить себя, регулярно задавайте вопросы по собственному тексту: каждый абзац должен либо дополнять предыдущие, либо подводить к дальнейшим рассуждениям. В конце каждого параграфа и главы подводите итог сказанного — так сами не запутаетесь.

Вторая рекомендация — развивать навыки рерайта. Рерайт — пересказ, уникальный с точки зрения изложения, но не содержания. Это не плагиат, хотя пересказ и повторяет по смыслу оригинал — тем более всегда можно указать источник. Рерайт помогает сохранить уникальность курсовой.

Представим, что студенту нужно перечислить исторические факты Великой французской революции. Их нельзя взять из головы, но вместе с тем про революцию изданы тысячи материалов — как тут сохранить уникальность. Поможет рерайт.

Большая часть текста в теоретическом разделе — рерайт материала из других источников. В основе качественного рерайта — аккуратная и внимательная работа с источником. Главное — сверяться с оригиналом, чтобы не упустить основную мысль. Можно, например, разбить работу на части: прочесть фрагмент текста и постараться воспроизвести его своими словами. Иногда удобнее рерайтить по предложению, меняя слова местами и подбирая к ним синонимы.

Образцы плохого и хорошего рерайта

ИсходникРерайтКачество рерайта
Причинами революции стали как недееспособность власти, социально-экономические, политические изменения, многие годы накапливавшиеся во французском обществе, так и хозяйственные и политические неурядицы, произошедшие в течение нескольких лет, непосредственно предшествовавших 1789 годуПричинами революции стали как недееспособность власти, социально-экономические и политические изменения в обществе до 1789 года; так и хозяйственные противоречия последних нескольких лет👎 Изменений слишком мало
Революция была очевидна: французы негодовали от политики, экономики и хозяйства того времени👎 Неподходящий стиль изложения
Если бы не социально-экономические, политические и хозяйственные факторы, Великой французской революции не было бы👎 Искажение смысла
По мнению В. Г. Ревуненкова, социально-экономические проблемы, а также разногласия в вопросах политики и хозяйства стали главными причинами начала революции👍 Четко выделены основные причины революции

Образцы плохого и хорошего рерайта

ИсходникПричинами революции стали как недееспособность власти, социально-экономические, политические изменения, многие годы накапливавшиеся во французском обществе, так и хозяйственные и политические неурядицы, произошедшие в течение нескольких лет, непосредственно предшествовавших 1789 году
РерайтПричинами революции стали как недееспособность власти, социально-экономические и политические изменения в обществе до 1789 года; так и хозяйственные противоречия последних нескольких лет
Качество рерайта👎 Изменений слишком мало
РерайтРеволюция была очевидна: французы негодовали от политики, экономики и хозяйства того времени
Качество рерайта👎 Неподходящий стиль изложения
РерайтЕсли бы не социально-экономические, политические и хозяйственные факторы, Великой французской революции не было бы
Качество рерайта👎 Искажение смысла
РерайтПо мнению В. Г. Ревуненкова, социально-экономические проблемы, а также разногласия в вопросах политики и хозяйства стали главными причинами начала революции
Качество рерайта👍 Четко выделены основные причины революции

Практическая часть показывает, насколько студент способен применять полученные знания на деле. В сущности это исследование, результаты которого решают поставленные цель и задачи — в этом и заключается основная цель написания курсовой работы.

Практическая часть выглядит по-разному в зависимости от дисциплины и выбранной темы: это может быть и анализ базы данных, и съемка документального фильма. Практика может различаться даже в курсовых с похожими названиями. Базово методология может быть качественной, количественной или смешанной — сочетанием первых двух опций.

Качественные методы предполагают небольшой объем данных и направлены на анализ, описание и сравнение характерных черт, особенностей, тенденций. К популярным качественным методам относят:

  1. Качественный контент-анализ. Это анализ документов — текстов, аудио, фото, видео — с целью выявления определенных тенденций. Виды контент-анализа бывают разные, и подбирать формат нужно исходя из теории. В нашем случае можно, например, проанализировать какое-то количество документальных фильмов и описать тенденции в использовании различных спецэффектов.
  2. Интервью. Иногда исследование может строиться на анализе мнений респондентов. Например, можно провести интервью с режиссерами документального кино и проанализировать их отношение к использованию спецэффектов в картинах.
  3. Опросы. Анкетирование предполагает составление списка вопросов, адресованных большому количеству респондентов. Обрабатывать ответы можно по-разному. Например, выделить наиболее часто встречающиеся мнения относительно спецэффектов в документальном кино.

Количественные методы предполагают большой объем данных и направлены на изучение взаимосвязей, попытки установить зависимости. С их помощью можно обрабатывать и опросные данные, и даже контент, но для этого нужны знания статистики и эконометрики, а также умение работать с таблицами и в средах программирования. Количественную методологию лучше обговорить с научным руководителем.

Чтобы разнообразить практическую часть, добавьте приложения: изображения, схемы, таблицы или даже дневник наблюдений  . Все это необязательно, но если работа связана с точными науками, формулами, статистикой или вычислениями, без приложений не обойтись. Важно, чтобы материалы подходили теме исследования и либо демонстрировали ход мысли, либо служили ее доказательством. Главное, чтобы приложения не противоречили теории.

В конце каждой из глав основной части принято писать вывод, который обобщает сказанное и служит плавным переходом от одной главы к другой. Здесь же можно отметить, получилось ли выполнить задачи, поставленные во введении.

Заключение курсовой — это вывод с четким ответом: какие задачи выполнены, какие цели достигнуты.

Напомните основные пункты из введения: актуальность работы, цели и задачи исследования. Но это просто напоминание, не копируйте текст из введения. Далее опишите суть всех глав курсовой. Записывайте в той же последовательности, что и в самой работе. Это логически закрепит исследование.

Итоги практической части старайтесь изложить как можно подробнее. Делайте акцент на выполнении исследования и результатах, к которым пришли:

  1. По мере написания курсовой работы исследовано/изучено…
  2. Опираясь на вышеописанные факты…
  3. Исследование/анализ показал…
  4. Исходя из вышеперечисленного…
  5. Были выполнены следующие задачи…

В конце ответьте на вопрос, была ли достигнута цель работы, и опишите, каким образом. Если выводов несколько, дайте каждый отдельно. Рекомендую описывать не только трудности, но и отметить приобретенные навыки. Вполне может быть, что по мере написания курсовой вы выполнили не все поставленные задачи. Такое нередко встречается в курсовых работах с обширной практической частью. Упомяните об этом в заключении, объяснив причины.

Если в процессе исследований возникли определенные ограничения и проблемы, это также следует указать. Можно отметить, что не удалось охватить все аспекты темы из-за ограниченности времени и ресурсов. Важно при этом подчеркнуть, что эти ограничения не подрывают общую ценность исследования и не влияют на его значимость. Для дальнейшей работы можно предложить расширить выборку или использовать более точные методы анализа данных.

На этом содержательная часть работы закончена, но впереди еще и оформление самого текста, если форматирование не настроено заранее, и составление списка литературы. С последним, если не знать правил, можно долго провозиться.

Как оформить список литературы к курсовой

Список литературы, список используемых источников, библиография — все это разные названия перечня материалов, на которые ссылались в курсовой. К сожалению, иногда проверяющие оценивают качество работы именно по списку литературы, а не по основной части, поэтому подойдите к оформлению ответственно.

Что вносить в библиографию. Главное правило — добавлять в перечень только то, на что ссылались в тексте. Пусть лучше литературы будет немного, но зато основная часть точно будет опираться на нее. В среднем в курсовой студенты ссылаются на 10—20 материалов.

Актуальность исследовательской литературы для ссылок — пять лет после публикации, такой срок рекомендуют в большинстве университетов. К оригинальным источникам такого требования нет. Если публикацию переиздавали, обращайтесь к последней версии.

Как оформить список литературы. Просто скопировать описание из источника не получится: книги издаются в разное время, госты обновляются. Все равно придется проверять. Поэтому важно знать, на что ориентироваться. В курсовой пригодятся два госта:

  1. Для учебников, журналов, газет и книг и других печатных изданий применяют гост Р 7.0.100-2018.
  2. Для электронных ресурсов — гост Р 7.0.108-2022.

Это объемные документы, где прописаны все тонкости — например, как оформлять ссылки на сборники нот. Подробная инструкция о том, как обращаться с гостами и описаниями, тоже есть в Тинькофф Журнале.

Если времени или сил на составление списка литературы нет, попробуйте специальные сервисы, например, от «Молодого ученого» или My Bibliography. Они оформляют ссылки по госту 2018 года. Перед тем как сдать работу, проверьте референсы: сервисы могут ошибиться. Поэтому и важно держать основы оформления в голове.

В некоторых университетах, например в Вышке, пишут курсовые и на английском, в таком случае правила госта меняют на APA или MLA — это стили оформления и ссылок на литературу, принятые за рубежом.

Приложения к курсовой — это информация, дополняющая текст курсовой: таблицы, графики, схемы, чертежи, изображения документов, рисунки, снимки. Приложения есть не во всех курсовых, однако их тоже нужно уметь грамотно оформлять. Ориентируйтесь госты выше.

Все приложения располагают после списка литературы. У каждого приложения должны быть свои название и номер. Важно, чтобы нумерация приложений во всей курсовой была сквозной для удобства чтения.

Как проверить курсовую на плагиат

Чтобы доказать, что автор сам написал курсовую, а не скопировал текст из других источников, работу проверяют на плагиат — как через открытые, так и через закрытые базы. Например, списывать у друзей бессмысленно: все научные работы студентов заносят в закрытый антиплагиатный модуль «Кольцо вузов». Шансов проскочить при проверке мало: к «Кольцу» подключены сотни российских университетов.

Средний порог уникальности текста для большинства университетов — от 75%. Во время проверки учитывается весь текст, поэтому титульный лист, одинаковый у сотен студентов, снизит уникальность.

Как проверить на плагиат самостоятельно. Перед тем как добавлять курсовую в университетскую систему антиплагиата, проверьте ее сами: я пользуюсь «Текст-ру» и «Антиплагиатом». На первом сайте — бесплатная проверка, сервис показывает заимствования. Зарегистрированные пользователи получают приоритет в очереди на проверку и увеличенный лимит символов — вместо 5000 будет 15 000.

«Антиплагиат» привлекателен тем, что проверяет близко к университетской системе: за 386 ₽ можно запустить проверку по закрытым модулям вроде «Кольца вузов» и добавлять в систему целый документ, а не текст. Погрешность в результатах проверки на общедоступных антиплагиатах — от 5 до 10%.

Антиплагиат на сайте «Текст⁠-⁠ру» подсветил заимствования
Антиплагиат на сайте «Текст⁠-⁠ру» подсветил заимствования

Как повысить уникальность курсовой. У меня на примете четыре приема  :

  1. Избегать больших цитат: или вручную выделять главное, или переводить в косвенную речь с помощью фраз вроде «он утверждал» или «книга указывает».
  2. Убирать часть цитаты за многоточие: «Лишь в типичных случаях нам четко предписано определенное употребление слова <…> Чем менее типичен случай, тем более сомнительно, что при этом следует сказать».
  3. Подбирать стилистически подходящие синонимы — например, заменить «исследование» на «работу» или «текст».
  4. Сокращать текст с наибольшим заимствованием: его покажет антиплагиат. Только убедитесь, что удаленная часть не повлияет на логику и смысл абзаца или главы.

Если есть проблемы с рерайтом, попробуйте специальные сервисы — только за ними все равно придется перепроверять. К примеру, «Рерайтер» хоть и предлагает не самые удачные варианты, иногда ускоряет работу. Также можно попробовать другую нейросеть.

За «Рерайтером» все равно приходится проверять
За «Рерайтером» все равно приходится проверять

Что такое защита курсовой

Еще один этап подготовки работы, который, впрочем, есть не везде, — защита курсовой. Обычно это устное выступление с презентацией итогов, по нему тоже оценивают курсовую.

В выступлении обозначьте актуальность и новизну, цели и задачи, коротко перескажите содержание работы и перечислите основные выводы. Долгий доклад не нужен, но ориентируйтесь на требования вуза. Обычно дают 5—10 минут, поэтому перед докладом порепетируйте с таймером.

Речь можно сопровождать слайдами — рекомендации по созданию презентаций есть в Тинькофф Журнале. Положитесь на них, но придерживайтесь более строгого стиля.

Коротко о написании курсовой

Если вы выбрали интересную для себя тему, курсовая не покажется чем-то сложным и скучным. Остальное — дело техники.

Начать курсовую можно с подбора литературы, плана текста и выбора темы. Определиться с темой лучше как можно раньше. Заранее прикинув содержание будущей работы, не нужно будет читать лишние источники. В таком случае и научный руководитель будет в курсе — и вероятность того, что текст придется переписывать, меньше.

Чаще всего в курсовых несколько типичных элементов: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение. В конце они складываются в работу на 15—20 страниц плюс введение с заключением. В разных университетах требования к объему различаются, поэтому на всякий случай проверяйте методички вуза.

В конце каждой работы должен быть список литературы, оформленный по специальным гостам. Все дополнительные материалы — таблицы, графики, диаграммы, чертежи — считаются приложением к курсовой, их тоже оформляют по правилам. Последний этап перед сдачей курсовой — проверка на плагиат. Если уникальности не хватает, попробуйте рерайт: сократите цитаты, вынесите основные положения в косвенную речь.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Теги: учеба
Николай Федотов
О чем писали курсовые? Много времени потратили?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество