Познакомьтесь с человеком, который ушел из ИТ и зарабатывает до 2 млн рублей на праздниках

171
Познакомьтесь с человеком, который ушел из ИТ и зарабатывает до 2 млн рублей на праздниках

Мы регулярно знакомим вас с людьми, которые нашли неповторимый способ зарабатывать или тратить деньги.

Михаил окончил Бауманку и имел все шансы построить карьеру в ИТ, но сразу после выпуска решил кардинально изменить жизнь: открыл ИП и стал продавать сладкую вату и попкорн. Сейчас он занимается организацией мастер-классов и корпоративов, годовой оборот его компании — больше 40 млн рублей, а сам он зарабатывает до 2 млн в месяц.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Идея бизнеса

Я родился в маленьком городе Венев Тульской области — он размером 15 минут на 15 минут ходьбы. В 17 лет переехал учиться в Москву. С юности интересовался компьютерами, в школе на информатике часто выходил к доске давать комментарии по теме, потому что знал материал глубже учительницы. Поступил в МГТУ имени Баумана на кафедру информационной безопасности — там был самый высокий проходной балл в вузе, мне помогли серебряная медаль и 98 баллов за ЕГЭ по физике. Мальчик из деревни и на лучшей кафедре Бауманки — это взрывало голову.

В Бауманке очень хорошее образование, но даже оно разочаровало ко второму курсу, когда стало больше технических ИТ-предметов, а не линейной алгебры, начерталки и матана. Большую часть материала изучали сами: по книгам и на практике. Сразу после первого курса я пошел работать: сначала устроился системным администратором, потом параллельно преподавателем в частную школу — 2,5 года вел общую компьютерную грамотность, веб-дизайн, фотошоп, сайтостроение. И там, и там платили 25—30 тысяч рублей. Тогда с этих денег я купил себе подержанный Лексус ИС 200 за 500 тысяч рублей.

В середине пятого курса на сайте знакомств я встретил прекрасную девушку Сашу. Она была аквагримером и познакомила меня с этой профессией. Например, я узнал, что на крупных новогодних елках в «Крокусе» могут работать до двухсот аквагримеров — там огромная текучка и выручка. Тогда же я услышал, что в пиковые дни года — 1 и 9 мая, 1 июня — одна грамотная точка в проходном парке Москвы может сделать до 35 тысяч рублей выручки на сладкой вате при расходах в 600 рублей — на сахар и палочки.

Защитив диплом и выпустившись из вуза, я захотел чего-то кардинально нового. ИТ и компьютеры — это очень круто, если ты спокойный интроверт и тебе не очень важно общение с людьми. Но разговоры про зарплаты айтишников начались только пять-шесть лет назад, когда рынок стал бороться за них. А в 2012 году самые крутые мои одногруппники получали после выпуска из Бауманки, имея два-три года опыта, 60 000—80 000 ₽. Кажется, это не та зарплата, которая должна мотивировать амбициозного человека. Даже если поправить на инфляцию и получить 130 000—160 000 ₽ — сейчас я трачу в два-три раза больше на комфортную жизнь с путешествиями по два-три месяца в году.

Теперь, насколько я знаю, мои друзья-одногруппники в ИТ зарабатывают от 200 000 до 800 000 ₽. Но, думаю, у меня к этому времени случился бы жесткий кризис среднего возраста, если бы я был всего лишь винтиком, который ходит каждый день на скучную и не меняющуюся работу.

Кажется, уже году в 2008—2009 становилось престижным открывать свой бизнес, «не работать на дядю». Я не верю в чушь вроде «выбери бизнес по мечте» и прочее. Начнешь получать первые заказы и первую прибыль, руководить коллективом, реализовывать стратегию компании — пропрешься хоть от продажи щебня.

Бизнес в ИТ — а не лидогенерацию и диджитал-маркетинг, которые многие позиционируют как бизнес в ИТ, — открыть чертовски сложно. Здесь сплетается много факторов: нужна отличная идея, команда — крутая, а не по вакансиям на «Хедхантере», крупные инвестиции и много времени, чтобы это начало приносить хороший доход. Это не точку «Кофе с собой» открыть или организацию праздников. А я, кстати, искренне считаю, что праздники и мероприятия — это самая счастливая сфера, в которой может организовывать бизнес экстраверт.

В общем, в то время я был полностью открыт миру, не видел причин не попробовать что-то очередное новое, так что в июне 2012 года открыл ИП и вместе с Сашей уехал в Калужскую область, в парк «Этномир». Саша заранее договорилась с его директором, что мы поставим там точку сладкой ваты, попкорна, шариков с гелием и батут. Директор согласился и предложил делить выручку 50 на 50.

Аппарат для попкорна, аппарат для сладкой ваты с куполом, огромный баллон с гелием и насадки для фольгированных шаров, тележка для перевозки, стол и стулья обошлись нам в 60 000 ₽. Еще мы купили расходники: мешок зерна, соленую и сладкую добавки для попкорна, ведро масла, пакетики и стаканчики, сахар, палочки для сладкой ваты и шаров, сами шары, насосы и закрепители для них — они стоили 20 тысяч рублей. Я тогда продал Лексус за 450 000 ₽, так что не рисковал последними деньгами.

80 000 ₽
ушло на оборудование и расходники для первой точки

Мы сами принимали оплату, вели учет в тетрадке, загорали на солнце. В день у нас было примерно 20—50 клиентов, за полтора-два месяца заработали чистыми всего лишь 80 тысяч рублей на двоих. Нам показалось, что это мало, поток клиентов в августе падал, мы уехали из парка и вернулись в Москву.

Первые заказы

Мы сделали сайт, иначе нас просто никто бы не нашел. Добавляли туда по две-три странички в день: предлагали заказать аниматоров, клоунов, аквагрим, сладкую вату, шоу мыльных пузырей, научные химические шоу. Считали себестоимость этих услуг и умножали на кажущийся нам разумным коэффициент — примерно 1,5. Форматы находили и придумывали сами, смотрели «Пинтерест». В поисковой оптимизации я разбирался сам с нуля, на рекламу тогда не тратились.

Поворотным моментом стало то, что мы добавили страницу «Ведущие мастер-классов». Через неделю у нас заказали три мастер-класса — кажется, это была посадка комнатных растений в горшки, рисование картин цветным песком и создание гелевых свечей на выставку, связанную с интерьерами. Мы даже не умели организовывать мастер-классы, но нам предложили 40 000 ₽, а это был огромный чек для того времени — столько мы зарабатывали на попкорне и сладкой вате за месяц. Так что мы согласились.

Что-то нашли в интернете, что-то додумали сами, Саша попробовала сделать каждую поделку своими руками, и у нее получилось, а рассказывать гостям о том, как сделать так же, она уже умела. Я взял на себя закупку материалов. Удивительно, но заказчики остались довольны. Материалы стоили около 18 000 ₽, 2400 ₽ ушло на налоги, заработали 20 000 ₽.

20 000 ₽
заработали на первом мастер-классе

С тех пор начали проводить мастер-классы. Наняли менеджера, которая принимала заказы по телефону, потом еще одного. Сняли склад и наняли туда мастера, чтобы собирать сумки с материалами для выездов.

В 2018 году Саша выгорела и решила стать художником — организовывать свои выставки и продавать картины. Все это время мы даже не обсуждали доли в бизнесе: деньги были общие, старались распределять их так, чтобы каждому хватало. Оборот тогда уже был порядка 32 млн рублей в год, а прибыль — около 3,5 млн. Так что я просто выкупил 50% компании за 2,7 млн рублей — такая оценка показалась нам обоим справедливой, и мы остались в прекрасных отношениях. Половину суммы я отдал из своих накоплений, а остальное платил в рассрочку в течение года.


Суть бизнеса

Сейчас наша компания проводит больше 250 видов событий. Это творческие мастер-классы, тимбилдинги, детские праздники, корпоративы и услуги для событий: аквагрим, аэротату, мехенди, бьюти-бар, боди-арт, выездной барбершоп, сладкая вата, попкорн, азотное мороженое и многое другое.

Подготовка к мастер-классу занимает не больше суток, если на складе есть все нужные материалы. Если материалов нет или формат новый — готовимся дольше на несколько часов или даже дней. Сам мастер-класс может идти от 30 минут до 12 часов. Средний чек на детских мероприятиях и мастер-классах у нас примерно 14 000—15 000 ₽. Но все зависит от масштаба: мы проводили мастер-классы и для двух детей известной певицы, и для шеститысячного фестиваля. Тимбилдинг стоит у нас от 70 тысяч до 2 млн рублей.

Корпоратив, в отличие от мастер-класса, — это технически и сценарно сложная, долгая и дорогая история. На организацию уходит от пяти дней до четырех месяцев, в зависимости от сложности. Поэтому ценник на проведение корпоратива в Москве начинается от 300 тысяч и может достигать 20—30 млн рублей за шестичасовое шоу — в том числе за счет звезд, которые там выступают. Вообще верхняя граница условна: я знаю кейс в Москве, когда заказчик потратил на свадьбу больше 250 млн рублей.

Мы редко проводим корпоративы. Бывает, что делаем их с нуля под ключ, а иногда только ту часть, которую не может закрыть своими силами заказчик. Или же просто делаем конкретную активность внутри корпоратива: мастер-класс, тимбилдинг, станцию с азотным баром и азотным мороженым.

Мы привозим на площадку все необходимое, обучаем гостей творчеству, а они уходят с поделкой, которую создали сами, — например, с готовым венком из еловых ветвей или расписанным новогодним стеклянным шаром
Мы привозим на площадку все необходимое, обучаем гостей творчеству, а они уходят с поделкой, которую создали сами, — например, с готовым венком из еловых ветвей или расписанным новогодним стеклянным шаром
1/2

Типичный запрос, который нам поступает: провести мастер-класс на определенную тему на столько-то участников. Чаще всего идея уже есть, но иногда менеджер помогает выбрать услугу и пробует расширить заказ за счет дополнительных активностей на мероприятии. Лучше всего допродаются банкеты на корпоративы, аквагрим на детские праздники и азотное мороженое на мастер-классы.

Необычных заказов были десятки: например, мастер-класс по рисованию нефтью. Для него мы нашли пять литров нефти, хотя это очень сложно. Баррель нефти или больше — пожалуйста, только что вы с ней будете делать потом? Утилизировать ее самостоятельно невозможно. Еще нас просили привезти дрессированного медведя на самолете в Новосибирск, провести мастер-класс по созданию леденцов в виде пениса для девичника и мастер-класс по горловому минету.

Если какой-то услуги, которая нужна заказчику, нет у нас, мы часто заранее знаем проверенных недорогих подрядчиков. Они называют цену, а мы добавляем 10—50% и отправляем расчет. Но подрядчиков нужно выбирать аккуратно: однажды к нам не приехали костюмы фьорков на мероприятие, а достать новые, как оказалось, практически негде. Нашли их только втридорога. Подрядчик не выходил на связь, но у нас была расписка. Чтобы не писать заявление в полицию, пришлось ехать домой к его родителям по адресу прописки и просить вернуть хотя бы выплаченные деньги. Через месяц родители отдали всю сумму.

Сейчас у нас есть склад площадью 70 м2, мы арендуем его за 60 000 ₽ в месяц. В декабре нужно в два раза больше пространства — тогда снимаем еще 70 м2 и платим 120 000 ₽. Там у нас хранятся 3 тонны материалов, 2,5 тысячи позиций, 450 полных икеевских коробок. Там можно найти все: от бельгийского шоколада и марципана, до мыльной основы и опилок для травянчиков — это такие игрушки в виде животных или человечков с семенами внутри: если их поливать, на месте шерсти или волос вырастает трава. Из самого необычного — станок для центробежного рисования и пень для чеканки монет. У многого есть срок годности, поэтому стараемся планировать закупки так, чтобы ничего не выкидывать. Но недавно я отвез старые новогодние имбирные пряники в родной город на корм собаке. За 1200 пряников — это 17 кг — мы когда-то заплатили порядка 22 000 ₽.

Зато когда на событие пришло меньше гостей, чем запланировано, часть материалов можно забрать назад — мы отвозим их обратно на склад и можем сэкономить на таком же заказе в будущем. Так мы собрали на складе материалов на 1,5 млн рублей, причем как минимум два раза уже использовали их повторно, то есть сэкономили порядка 4,5 млн рублей только на этом.

В позапрошлом году мы построили картонный город в одном из московских торговых центров
В позапрошлом году мы построили картонный город в одном из московских торговых центров
1/2

Клиенты

К нам обращаются компании напрямую — зовут нас на велком-зоны своих корпоративов, частные клиенты заказывают нас на семейные праздники или детские утренники. А еще мы работаем с ивент-агентствами, которые готовят крупные мероприятия. В таких случаях действует «агентская схема» — это как у риэлторов при продаже или аренде квартир: тот, кто привел клиента, забирает агентский процент. В ивент-сфере принято агентское вознаграждение в размере 10%. Как правило, агентство просто платит нам на 10% ниже нашего ценника, а сверху делает свою наценку для заказчика.

Мы работали с самыми известными брендами — от «Кока-колы» и «Данона» до «Мерседеса» и «Ауди». Сейчас работаем с «Луи Вюиттон» — кажется, никого премиальнее уже не существует. Со звездами тоже работаем регулярно, причем и они зовут нас к своим детям, и мы зовем их выступать на корпоративы. У звезд прикольные райдеры: почитайте в интернете типичный райдер, например, Киркорова. Помню, однажды Федук уже прямо на площадке захотел поесть рыбки на пару, хотя заранее мы это не согласовывали. Ничего, привезли.

В основном мы работаем в Москве и Санкт-Петербурге, но выезжали работать в Калугу, Норильск, Мурманск, Заполярный и Махачкалу. В среднем в месяц к нам обращаются примерно 350 потенциальных клиентов, с 70 удается выйти на сделку, для остальных дорого, поменялась концепция или планы.

Робот-трансформер, которого мы сделали для акции «Гринписа»

Мы находим клиентов за счет контекстной рекламы, поисковой оптимизации сайта, имейл-рассылок ивент-агентствам, которые уже обращались в нашу компанию. Участвуем в профильных выставках, где ивент-подрядчики пиарятся и презентуют свои услуги менеджерам ивент-агентств. На рекламу и маркетинг тратим в слабый месяц 90 000 ₽, в насыщенный — до 400 000 ₽. В эту сумму входит в том числе работа маркетолога и аналитика вложений в рекламу.

За восемь с лишним лет я спустил на проверку гипотез, оказавшихся неработоспособными, примерно 450 000 ₽.

Еще около 1,5 млн заплатил за ошибки менеджеров при приеме и обработке заказов.

Бывает, что клиент недоволен. Самый частый косяк: на 8 Марта каждый раз пара заказов не успевает доехать на площадки вовремя. Один раз 30 километров ехали четыре часа вместо двух: пробки в Москве были 10 баллов весь день. Заказчик отменил мероприятие.

Приносили много извинений и по соглашению сторон всегда возвращали деньги, все убытки и издержки брали на себя. Пару раз клиенты прямо на мероприятии были очень конфликтными — чаще всего это связано с алкогольной интоксикацией. В этом случае ничего, кроме как спокойно закончить, уехать и забыть, не сделаешь.

Сотрудники

До пандемии у нас работали 15 человек.

Веб-дизайнеры занимаются полиграфией и сайтом, поисковой оптимизацией и настройкой рекламы. Кладовщики собирают на мероприятия сумки с материалами, покупают недостающие расходники и реквизит.

Самые важные люди в компании — менеджеры. Они продают услуги, принимают заказы, занимаются логистикой, назначают мастеров на мероприятия. Они же пишут сценарии для крупных событий — мы еще не делали мероприятия стоимостью от 10 млн рублей, когда имеет смысл звать сценариста для корпоратива. Менеджеры организуют все события технически, а также ведут клиента под ключ — от заявки до подписания актов выполненных работ. Один менеджер может вести от 15 до 50 проектов в месяц.

Команда менеджеров
Команда менеджеров
1/2
Команда менеджеров
Команда менеджеров

Зарплаты складываются из окладной части и бонусов. Оклад 20 000 ₽, плюс процент — примерно 2—8% от выручки в зависимости от сложности проекта, состава услуги и продолжительности работы в проекте, плюс премия. В сумме получается до 60 тысяч рублей. Если менеджер вел крупный маржинальный проект, он может получить повышенную премию. А может не получить — если это был его единственный проект.

Здесь еще играет роль опыт сотрудника и переработки, которых бывает много. Но, конечно, 100 тысяч почти никто не получает. Только если менеджер привел клиента, тогда часть денег клиент платит ему, часть нам, прибыль сотрудника доходит до 150 тысяч. Но такое случается крайне редко.

В нашей сфере почти нет сверхзаработков.

Еще у некоторых менеджеров есть дополнительные обязанности, которые оплачиваются отдельно: от ведения отчетности и финансового учета или обучения новых сотрудников до полной замены руководителя во время длительных отпусков. Например, за 2019 год я улетал девять раз, а в 2020 в общей сложности 4,5 месяца прожил не в Москве: полтора месяца в начале года провел в Юго-Восточной Азии, полтора месяца путешествовал по России и еще полтора месяца жил в Адлере.

Вообще обычно об этом не говорят, но микробизнес в России может предполагать разные премии в зависимости от субъективной важности сотрудника для руководства. А еще бывают премии наличными. Это не самая этичная сторона бизнеса.

Мастера, которые проводят события, сотрудничают с нами на фрилансе. Обычно это опытные, максимально рукастые молодые девушки, которые не только умеют делать нужные для мастер-класса поделки, но и способны интересно и компетентно объяснить все группе в 5—25 человек. Парней в этой сфере почти нет, если мы не говорим про чеканку монет, кузнечное дело или азотное мороженое — тут нужна грубая мужская сила. Я не сексист, просто девушки сами против того, чтобы таскать на себе из машины на площадку и обратно пень весом 15 килограммов. Я их прекрасно понимаю.

Обычная ставка мастера в Москве — 1000—1500 ₽ за час работы на событии. Мы находим их на «Хедхантере», в творческих группах во «Вконтакте», а потом проводим собеседования, смотрим навыки и обучаем. Новички чаще всего сыплются на общении с гостями: не могут выступать даже перед группой из 10 человек.

Доход мастеров зависит от времени работы в компании, то есть опять же от опыта: чем меньше мне приходится вмешиваться и чем они самостоятельнее — тем выше их ставка. Если у мастера есть автомобиль, это тоже бонус: такой человек может быть полезен, когда мы делаем закупки. Тогда нам еще нужно оплатить бензин. Опять же случаются переработки.

Раньше у нас был внештатный юрист, к которому мы обращались разово для проверки самых сложных договоров. Крупные компании чаще просто выкидывают в мусорное ведро «попытку договора» на двух страницах и присылают свой — на 24 страницах. Приходится вникать, читать, разбираться. Если навык чтения договоров слабый, нужно искать юриста. Несколько лет назад мы пару раз заплатили за такие услуги по 5000 ₽. Теперь не тратимся на это — справляюсь сам или обращаюсь за советами к знакомым.

Например, месяц назад на нас подали иск за использование на сайте двух фотографий персонажа Лунтик, хотя мы даже ни разу не продали такого аниматора клиентам. Я обращался к платным юристам, но они разводили руками, говоря, что дело слишком маленькое и неинтересное для них. В итоге по совету знакомого юриста просто выплатил по мировому соглашению 15 000 ₽.


Делегирование

Я занимаюсь развитием компании и интернет-маркетингом. Еще одна моя обязанность — минимально включаться в операционку. В идеале я должен только прописывать бизнес-процессы, регламенты, продумывать стратегию развития: как масштабироваться, как увеличить выручку — все то несрочное и важное, что так часто забывают делать предприниматели.

Нельзя все делать самому, и наем каждого нового сотрудника — это делегирование части задач, пусть и в ущерб своим доходам. Но со временем компания растет и то, что в моменте ты терял деньги, помогает тебе зарабатывать больше и повышать капитализацию, то есть стоимость компании.

Сейчас я делаю 7—10% работы в компании.

Но совсем все и навсегда делегировать невозможно. Это иллюзия, что ты как начальник больше никогда не будешь делать «грязную» работу. Например, в декабре мы с женой ездили в «Икею» закупать пряничные домики, я перевозил материалы со склада на склад и помогал таскать звуковое оборудование для караоке.

Рабочий день

Обычно я просыпаюсь около 13:00, еду в офис и проверяю все метрики, рекламные кабинеты, отвечаю на накопившиеся вопросы, подписываю документы и проверяю задачи дизайнера. Вечером, когда все уходят, сижу над стратегическим развитием компании, доделываю все в три утра.

В выходные иногда выезжаю на крупные мероприятия, чтобы проверить качество нашей работы. На мероприятиях ничего страшного обычно не происходит, высказываю только свои придирки: поправить ролл-ап, на будущее заменить цвет скатерти в закупке, пересобрать реквизит из-за износа.

Обычный график в ивент-сфере все же 5/2. В офисе телефон начинает звонить уже в 09:30, на почту с утра уже пишут те, кому мы ответили вечером предыдущего дня. Иногда и в 20:00 закончить рабочий день нереально — просто не переделать весь объем работы. Например, в декабре нагрузка в три раза выше, чем в любой другой месяц. В пиковое время для отдыха у нас есть только воскресенье — в этот день почти никогда нет мероприятий. Шестидневку начинаем, как правило, в 10 утра, до этого можно отдохнуть. И заканчиваем до 23:00, так что поспать чаще всего успеваем.

Самый тяжелый случай

Это было в 2016 году, нас сильно подвело агентство — организатор фестиваля фейерверков в одном московском парке. Они не выдали нам грузчиков, поэтому две газели пришлось разгружать мне и двенадцати девушкам — мы едва успели к началу.

Потом нам сказали, что, так как мы опоздали на 20 минут, нам не подпишут акты. Потом отругали нашу сотрудницу за то, что она сказала, что ждет основного мастера, а сама просто помогает. Там же нам сказали, что баллон с гелием «как из деревни» и нам пришлось срочно искать для него чехол — его привезли из магазина на такси через два часа.

Мы не спали по 32—36 часов, прошли по 40 тысяч шагов по этому огромному парку.

Тогда я единственный раз в жизни заплакал при одном из членов нашей команды: просто сдали нервы из-за того, что обрушилось такое моральное давление после очень сложного монтажа в режиме цейтнота. Еще я боялся, что нам действительно могут не заплатить 600 000 ₽ — мы бы сильно ушли в минус.

Это был такой опыт, после которого ни одно из мероприятий эмоций и сложностей уже не вызывало. К счастью, в итоге все остались довольны, нам подписали акты и с тех пор мы никогда не используем не своих грузчиков на крупных проектах.

Доходы

Средний чек одного события — 40 000 ₽. Это с учетом корпоративов и тимбилдингов. Компания зарабатывает в среднем 4 млн рублей месяц. Мне остается около 10% от выручки, то есть в среднем 3,6 млн уходит обратно в бизнес.

Но это то же самое, что считать среднюю температуру по больнице. Есть и минусовые месяцы: самые низкие продажи обычно в октябре, январе, апреле. А, например, накануне 8 Марта, когда сходящие с ума мужчины обязаны поздравить всех девушек мира с праздником, мы работаем как цветочная сфера. Рекорд по заказам поставили в 2020 году: провели за один день 36 событий в разных концах Москвы. Выручка за день была больше миллиона рублей.

Пик продаж обычно в декабре — это корпоративы и новогодние праздники, так называемый новогодний чес. Тогда наша выручка составляет 6—7 млн рублей.

В общем, в зависимости от месяца, я получаю от 50 тысяч до 2 млн рублей. Золотых гор тут нет, заработать возможно или на объеме, или на отточенной работе всех подразделений.

Коронавирус

Пандемия ударила по нам и по туризму сильнее, чем по любой другой сфере. В 2020 году наша выручка была примерно 12 млн рублей — это минус 75%.

В апреле и мае мы ушли в минус на 800 000 ₽, в оба месяца потеряли 97% выручки. Август, сентябрь и октябрь были хорошими, выручка была примерно по 1,5 млн рублей. Но из-за указа мэра Москвы Сергея Собянина потеряли еще около 5 млн рублей выручки в декабре из-за отмены крупных новогодних корпоративов. В «ковидном» декабре мы провели 76 мероприятий против 140 в 2019 году.

У малого бизнеса в России нет подушки безопасности — об этом только ленивый не сказал в марте-апреле прошлого года. Мы пользуемся кредитными средствами от друзей и родственников.

Я всегда отправлял весь накопленный «жир» на путешествия и инвестировал в развитие компании. Так же планирую делать и дальше. Подушка безопасности — это болото и самообман. Деньги должны работать, оборачиваться. Моя подушка безопасности — капитализация компании.

К концу года мы остались почти без сотрудников: из пятнадцати человек официально у нас остался только один, кроме меня и моей жены, которая раньше работала в продажах, а с 2018 года вынуждена заниматься бизнесом со мной.

Наши сотрудники перешли работать в другие сферы, со всеми продолжаем общаться. Надеюсь, они вернутся обратно. После снятия ограничений будем вновь формировать команду на те же оклады, но когда восстановим сотрудников — не знаю, возможно, это займет две недели, а возможно — два месяца.

Мы в 2019 году заплатили больше 4 млн рублей налогов.

А государство выделило нам, как участникам пострадавшей сферы, около 100 000 ₽. Забавно, что рекламные кабинеты «Гугл-эдвордс» и «Яндекс-директ» приняли меры по поддержке бизнеса и помогли нам ровно такой же суммой совокупно. Я нахожу это ироничным, но мы не ноем и не бедствуем.

Конечно, рынок подстроился под проведение мероприятий онлайн, и мы тоже их проводим. В декабре провели пять онлайн-корпоративов и мастер-классов. Но даже заниматься любовью в защите приятнее, чем проводить онлайн-корпоратив.

С 22 января многие ограничения наконец сняли — теперь рынок начнет медленно восстанавливаться.

Как вам такой вид заработка?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Вспомнила, как пыталась устроиться в компанию героя статьи младшим event-менеджером, потому что очень хотелось сменить сферу деятельности на что-то более динамичное.
Был тест на грамотность и на внимательность к сайту компании. Кучу понтов про то, что грамотность - очень нужна и очень важна. Итог: в одном из заданий (именно в тексте задания) теста на грамотность была грамматическая ошибка, а на сайте всё вообще было в одних ошибках и без знаков препинания. А на счет сайта и внимательности, надо было написать список мероприятий, которые проводит компания. На сайте были упомянуты свадьбы, а на собеседовании сказали, что компания никогда ими не занималась :)
Ну, такое.

Странно, что IT-специалист из Бауманки допустил вообще такой вид сайта.

Хорошо, что меня туда не взяли, смотрю на поле "зарплаты" и хочется плакать. Надеюсь, те 15 человек наберутся опыта и найдут себе нормальную цену :)

185

Olga, если кому-то интересно, чем закончилась эта история, то сообщаю. Теперь я могу написать статью о том, как заработать 2000 рублей, комментируя статьи и проверяя сайты)))

Михаил выполнил своё обещание: "Буду рад, если найдете хотя бы 20 штук. В таком случае ЗА КАЖДУЮ переведу вам на карту 100 рублей, итого 2000 рублей. Как вам такое предложение? Думаю, у вас это не займет и часа, если там все в ошибках. И вам приятно, и мне повышение конверсий в заказ."
:)

64

Михаил, выглядит немного так, как будто вы защищаетесь)
По поводу ошибок:
1) "Так же мы оказываем услуги по организации участия в выставках и конференциях." В данном случае слово "также" выступает в роли союза, поэтому надо писать слитно. Если поймете, про какую страницу, то разберитесь ещё со знаками препинания - в мире существуют не только запятые))
2) "Еще отпраздновать день рождения ребенка можно, заказав аквагрим." Зачем здесь запятая после слова "можно"?
3) "Чтобы ваше торжество было идеальным абсолютно в каждой детали откажитесь от покупных магнитов и брелоков." Перед словом "откажитесь" нужна запятая.
4) "Все подробности и цены узнайте по телефону +7...., или воспользоваться формой обратного звонка ниже." Ну тут просто не особо понятно "узнайте", потом запятая перед "или", а потом "воспользоваться".
5) "Без наценок, заключаем договора на ваших условиях и выполняем свои обязательства." Правильно - договорЫ. (Хотя я сама один раз ошиблась здесь с этим словом и с тех пор как раз и запомнила навсегда :)
6) "Ну и конечно же грамотно подобрать ведущего." Здесь "конечно же" - вводное слово, а значит должно выделяться запятыми.
7) "Шаржист станет станет прекрасным и интересным дополнением для вашего мероприятия!" Ну здесь не ошибка, а просто два раза "станет".
8) "Организовать «пиратское» День рождение, на котором все гости почувствуют себя настоящими искателями сокровищ." "День рождение" - серьезно?
9) "В начале выступал известны парадист Кирилл Нечаев, а вечером толпу зажгла группа Дискотека Авария. Все гости конечно же танцевали и подпевали каждую песню, устроив в конце грандиозную дискотеку по завершению такого прекрасного дня!" Ну тут, во-первых, не до конца написано слово "известный", а во-вторых, "подпевали каждую песню".
10) "Аквагример покажет каталог готовых образов и вы сможете выбрать любой понравившийся" - пропущена запятая.
11) "«Family day» или «День семьи» это семейный праздник для компании, в ценности которой входит забота о своих сотрудниках, а семья как значимая часть человека, так же нуждается во времени и внимании." Здесь нужны комментарии по знакам препинания? Перед "это" ставится тире. Да и вообще предложение составлено кривовато.
12) "Но не у всех компаний есть формализованная корпоративная культура частью, которой и являются ценности компании." А почему здесь запятая после слова "частью"?
13) "Если после прочтения нашей статьи у Вас руководитель среднего бизнеса не зачесалась рука, чтобы взять ручку и написать миссию компании помните!" - запятые, запятые, запятые.
14) "Даже если корпоративная культура в вашей компании не написана на бумаге она все равно в компании существует, другое дело кто её автор?" Опять же, запятая перед словом "она".
15) "Мы с гордостью может сказать – нам доверяют, нас рекомендуют!" Может или можем?
16) "подбор места проведения – в помещении или на природе, согласно вашим пожеланиям;
ярко оформим согласно тематике мероприятия;" - так перед словом "согласно" все же надо или не надо ставить запятую? Или в одном месте есть, а в другом нет, потому что ну вот так вот?
17) "Обучение бикбоксу проходит невероятно увлекательно, ведь так здорово осознавать, что артикуляционный аппарат способен создавать такие музыкальные шедевры!" "Бикбосксу"?
18) "Забегать далеко в историю не будем, но известно, что африканские племена с давних времен и до наших дней используют подобную имитацию для поддержки ритма, который способен вести в транс. " "Вести" в транс или, может, все же "ввести"?
19) "А во время исполнения барбершопа и джаза часто наблюдалась такая имитация смартфона или трубы. Сейчас можно подражать любым музыкальным инструментам, включительно с электронными устройствами, и это выходит на самом деле круто." - вот здесь просто ничего не поняла.
20) " Высокопрофессиональные мастера покажут главные приемы управления голосов, с помощью которых он начинает звучать как настоящие музыкальные инструменты. " Думаю, все же "управления голосОМ".

Где-то ещё увидела, что на одной из страниц отсылка к "Family day" называется "Famly day".

Но, надо сказать, с начала 2019 сайт стал лучше)) И вы исправили много ошибок. Особенно, в слове "чтобы", которое тогда в роли союза везде было написано раздельно.

На счет того, что не всё измеряется денежкой. Согласна. Но все же, на 20 тысяч в месяц, думаю, вы бы вряд ли прожили. Если скопить определенную подушку безопасности, то поработать так 3-4 месяца ради опыта - нормально, ну может даже фиг с ним, пол года. Но не всё же время, да и не в Москве. Нормальный ивентер, тот же ивент-диджей, за один день столько зарабатывает. А чем хуже организатор сего мероприятия? Координатор?

На счёт работы в офисе - знаю таких людей, я сама из них)) Но поверьте, работая за 25 тысяч в месяц на кого-то больше года, да ещё и с задержками на работе, работой в выходные дни и всем вот этим вот, выгоришь быстрее.

150
Герой

09.02.21, 07:42

Отредактировано

Olga, 9) "В начале выступал известны парадист Кирилл Нечаев, а вечером толпу зажгла группа Дискотека Авария. Все гости конечно же танцевали и подпевали каждую песню, устроив в конце грандиозную дискотеку по завершению такого прекрасного дня!" Ну тут, во-первых, не до конца написано слово "известный", а во-вторых, "подпевали каждую песню". - Внесу свою лепту, "парадист" написано через а, "конечно же" тут снова выступает в роли вводного слова, и в принципе абзац очень перегружен всевозможными оборотами, написан слишком замудрено. Толпа в отношении посетителей мероприятия, даже если ее зажгли, звучит топорно и отталкивающе, лучше уж вообще обойтись без этого слова. Вот, к примеру, как сделать эту фразу не такой загруженной.

"В начале мероприятия выступал известный пародист Кирилл Нечаев, а вечером все зажигали под "Дискотеку Аварию", подпевая каждой песне. Такая грандиозная дискотека стала отличным завершением столь прекрасного дня" ;)

Вообще, судя по приведенным предложениям, они все очень нуждаются в рерайтинге.

34

Olga, трындец. Кто им это всё писал?! Неужели никто из команды не замечает?))) Позорище.

14

Olga, крутая работа, спасибо)

"Но, надо сказать, с начала 2019 сайт стал лучше))" - очень рад)) Честно.

Как и обещал - давайте найдемся, как с вами связаться - выполню свои обязательства)
Очень прошу только дать ссылки, чтобы мы могли исправить эти ошибки, это просто МРАК, но это уже можно с личных сообщениях) Забыл это указать, так что тут уже на ваше усмотрение. Можете написать на почту с нашего сайта? Дальше я свяжусь)

Насчет остального вашу позицию понимаю, сложно не согласиться)
Да, через пару лет работы и постоянного обучения можно дорасти в ивенте до 60-80 тысяч рублей. Но, конечно, это а) не ведет к отсутствию выгорания, потому что работа действительно стрессовая, б) не является настолько крупной зарплатой в Москве, чтобы заменить зарплату на некоторых, пусть и "несчастливых" работах.
Все же тут уже каждому свое, каждый выбирает в своей системе координат.
Скорее я вел речь о тех, кто работает на работе, которая им не нравится, и при этом получает меньше 70 000 - 80 000 рублей, например. Это мне кажется странным.

PS: какая же крутая аудитория у Т-Ж)

10

Комментарий удален пользователем

Автор

08.02.21, 21:32

Отредактировано

Борис, мне кажется, в данном случае это подходит под правило: "Если деепричастия непосредственно примыкают к глаголу и имеют значение образа действия, то выделение запятыми не требуется".

Хотя, разумеется, я тоже могу ошибаться)

14
0
Герой

08.02.21, 16:06

Отредактировано

уныло как-то.
я общалась с выпускниками бауманки - программисты и инженеры в ракетокосмической отрасли. очень разносторонние и умные люди.
а тут - "подушка безопасности не нужна, деньги должны оборачивпться ".доход с одного мероприятия- 40 тысяч. хвастовство и мифические миллионы. сладкая вата, мастер-классы. зарплату и отсупные уволенным в 2020 14-ти сотружникам-то выплатили?

что бизнес остался на плаву в 2020 - это крутое достижение. двоякое чувство. с одной стороны - бизнес работает, с другой - заставлять разгружать грузовик девушек только потому, что горят сроки, это не очень
работала я в таком малом бизнесе - пятидневку по 12 часов. два месяца после увольнения зарплату выбивала.

думала уйти из айти - но на такой бизнес точно не разменялась бы.

107

Алиса, к радости сотрудников выплатил, да.
Вы сделали вывод о моей не разносторонней развитости и уме на основании фразы: "подушка безопасности не нужна, деньги должны оборачиваться "?
Да, я искренне считаю, что до тех пор, пока у вас есть достаточно оборотных средств и средств на вашу собственную жизнь на разумный период (3-6 месяцев), гораздо разумней с точки зрения моего профиля риск/профит вкладывать все оставшиеся средства в развитие компании, а не хоронить их на счетах или вкладывать в банковский депозит) Вы теоретик или практик бизнеса?)

Хвастовство и мифические миллионы? Смешно)) Куда выслать выписки из банка?

Тем не менее, спасибо, что оценили: "что бизнес остался на плаву в 2020 - это крутое достижение."

Я не заставлял разгружать) Вообще считаю, что никого нельзя заставить, если вы считаете по-другому - скажите мне, как я могу заставить человека, научусь. Но не верю в то, что можно кого-то прям заставить что-то сделать. В данном эпизоде это было искреннее желание девушек спасти праздник, на который они приехали. Не по моей вине, но по моей ошибке, все выводы из которой я сделал в тот же день. Больше такого не было.

Ругать легко) Пройдите мой путь.

Я понимаю, откуда столько негатива, "работала я в таком малом бизнесе - пятидневку по 12 часов. два месяца после увольнения зарплату выбивала." НО у нас не так) Честно. Все стажеры удивляются, но вот ПРАВДА.

"думала уйти из айти - но на такой бизнес точно не разменялась бы." Кто ж знал 9 лет назад, что так все обернется) Может и я бы не ушел, к сожалению. Но я ушел. И очень сильно, искренне рад и счастлив =) Потому что круче сферы, чем организация мероприятий, на мой скромный взгляд - просто не существует)

12

Михаил, прошу прощения, ругать действительно легко. просто у меня негативный опыт работы в мелком бизнесе. хорошо, что ваши сотрудники рады с вами работать и тк РФ соблюдается.
забираю слова назад, желаю развития бизнеса.

18

Алиса, спасибо огромное)
И вам счастья и процветания.

6
Герой

09.02.21, 07:22

Отредактировано

Михаил, вы в посте пишете, что работа шестидневная с 10 утра до 23 ночи, при этом в комментариях пишите, что у вас "ВСЕ НЕ ТАК". Я не понимаю, абиснити!)

22

Алиса, ну не, не соглашусь. В бауманке разные учатся. У меня однокурсник (кстати, ракетокосмическая как раз) всю дорогу читал книжки, с трудом с 5-й попытки закрывая зачёты и экзамены. Зато после окончания стал замом начальника отдела, поехал по командировкам. Ну просто больше было некому. После ушёл, пробился куда-то в безопасность на госслужбу, потом ещё несколько раз оборачивался. Пофиг как, главное результат (не люблю этот тезис, но с возрастом понял, что хорошо никому не надо, главное деньги, поэтому я перестал делать хорошо, хоть на душе и погано, но зато платят, а я нк напрягаюсь). Поэтому Михаил делает деньги, а остальное не важно. А что он бауманец - так это так, фигня, больше для галочки. Что в этом толку, я тоже бауманец, 12 лет по специальности отработал, но всю дорогу был нищий. Ушёл - появились деньги.

10
0

Про 2 миллиона в месяц это чисто кликбейт. По факту сейчас автор ничего не зарабатывает, а его ИТ-шники с з/п 200-800к (с его слов), уверен, что отлично себя чувствуют без всякой возни, которой вы занимаетесь.
Молодцы, что работаете и стараетесь, но с ковидом вам не повезло и не стройте надежд, что в этом или следующем году все кончится, лучше меняйте сферу бизнеса.

62

Конь, Согласен про кликбейт)
Давайте вместе пожурим редакторов)

"По факту сейчас автор ничего не зарабатывает, а его ИТ-шники с з/п 200-800к (с его слов), уверен, что отлично себя чувствуют без всякой возни, которой вы занимаетесь." - сложно не согласиться, это правда грустно. У меня сейчас правда много возни. Сейчас это мой путь, мой день, моя жизнь.

За остальное - спасибо. Мне не помешает сейчас поддержка. Нам правда НЕ ПОВЕЗЛО. СИЛЬНО. ПОЧТИ СОВСЕМ. Но сейчас уже легче)
Придумал название для новой статьи: "Бизнес после ИВЛ".

PS: Любимую не меняют =)
*пускает скупую слезу

11

Михаил, "Хорошо, что меня туда не взяли, смотрю на поле "зарплаты" и хочется плакать. Надеюсь, те 15 человек наберутся опыта и найдут себе нормальную цену :)" - понимаете, не все в этом мире таки измеряется денежкой." - и это говорит предприниматель про зарплаты сотрудников... ЧТО КАК НЕ ТРУД ДОЛЖЕН ОЦЕНИВАТЬСЯ ДЕНЕЖКОЙ??? Просите за капс, но это просто крик души.

60
Герой

09.02.21, 20:27

Отредактировано

Михаил, извините, но ваши сотрудники не в космос летают. Оставлять себе 400т.р., а 15 сотрудникам платить 300т.р. на всех - это свинство.

43
0

Какая то неправдоподобная история. Не верю, что с такими зарплатами менеджеров автор катается по полгода по заграницам - люди на таких зарплатах должны нещадно пиздить все, от клиентов до материалов ....

40

Alena, да, по зарплате тоже не поняла. Менеддер с таким функционалом в Москве работает за 60 тысяч? Серьёзно? Работа ради работы

4
0

«Подушка безопасности — это болото и самообман. Деньги должны работать, оборачиваться. Моя подушка безопасности — капитализация компании.»
С таким подходом к управлению рисками у вас кассовые разрывы нередко случаются, наверное)

30
0

Каждому свое. Свою работу на такой бизнес точно не променял бы

27
0

Делает 7-10% работы, всем сотрудникам вместе взятым платил 300к (до того как уволил), а себе 400. Отправляет "весь накопленный «жир» на путешествия", подушка не нужна, а после коронавируса "пользуемся кредитными средствами от друзей и родственников."

Норм бизнес :D

24

Alex, ещё почему-то на налоги и банковский процент ушло больше, чем на зарплату сотрудникам...эм...

5

Михаил, здесь очень любят поддерживать микробизнес и очень не любят бизнес по-русски, когда хозяину всё, а сотрудникам ничего. Страшно представить текучку кадров в вашем микробизнесе. И с такой текучкой никогда не будет развития, потому что профессионалы своего дела у вас никогда работать не будут.

23
0

Мы в 2019 году заплатили больше 4 млн рублей налогов.
А государство выделило нам, как участникам пострадавшей сферы, около 100 000 Р. Забавно, что рекламные кабинеты «Гугл-эдвордс» и «Яндекс-директ» приняли меры по поддержке бизнеса и помогли нам ровно такой же суммой совокупно

вся суть поддержки малого бизнеса в рф одним абзацем (

21

Ivan, се ля ви.

9
0

Насчёт подушки безопасности расскажите ресторанам и кафе, которые закрылись из-за ковида, потому что все деньги пускали в оборот. Чёрный лебедь не прощает

21

Viktor, нас пощадил) Мы словно Феникс.

1
0

автор получает больше, чем все его сотрудники вместе взятые, и ездит на эти деньги два месяца путешествовать. грустно.

19

Tanya, Это нормально. Скорее всего бизнес настроен на людей, которые или без особого опыта, или же ищут себя, стунденты на подработках и т.д.
Любой нормальный человек долго на такой ЗП не продержится. Рано или поздно он захочет больше. Какого то роста, больше отвественности и возможностей.
Как итог - текучка, обучать особо людей никто не будет. А в основном составе, скорее всего будет пару тройку людей, кто знает кухню и может принимать решения, и более менее норм ЗП. Остальные расходный материал. Такое часто встречается, и, боюсь в ивент индустрии по другому нельзя.

Ну это я так, диванное мнение, я даже не бизнесмен. Никого не хочу обидеть.

12
0

Красивый заголовок. А реальность.. лучше быть it, я думаю. Была на маникюре недавно у девочки, которая тоже раньше работала работала в event, говорит, что доходы от маникюра стабильнее в коронакризисе, а уж it должно просто развиваться усиленным темпами

18

Alexandra, вы правы. Но вопрос самоопределения ведь правда сложнее, чем просто иметь денежку на еду...

3

Михаил, ну чуваааак.... Ну зачем ты говоришь про модное сейчас самоопределение? Про деньги на еду...? Ну зачем? Когда говорил вот такое: (особенно второе)

"А в 2012 году самые крутые мои одногруппники получали после выпуска из Бауманки, имея два-три года опыта, 60 000—80 000 Р. Кажется, это не та зарплата, которая должна мотивировать амбициозного человека. Даже если поправить на инфляцию и получить 130 000—160 000 Р — сейчас я трачу в два-три раза больше на комфортную жизнь с путешествиями по два-три месяца в году." (С)

Я не верю в чушь вроде «выбери бизнес по мечте» и прочее. Начнешь получать первые заказы и первую прибыль, руководить коллективом, реализовывать стратегию компании — пропрешься хоть от продажи щебня." (С)

14

Lisa, я не понимаю пока что в чем противоречие)

0
0

Не так. Человек не ушёл из IT, он сразу выбрал другой путь. Ушёл - это когда отработал лет 10-15, на разных должностях, занимаясь разработкой, руководством проектом и так далее.
Но это не умаляет заслуг героя данного рассказа. При любом раскладе, он молодец, нашёл для себя то, с чем отлично справляется. К тому же начал это делать с младых лет.
Когда же тебе уже 45, ты лет 20 в IT, по сути, кроме написания кода тебя в жизни ничего не интересовало, то вот тут изменить свою жизнь куда сложнее. Хотя можно взять немного опыта у автора и переложить на свои рельсы: за много лет в IT можно заиметь достаточно средств для старта, нанять людей, платить им мало, брать с заказчика много, кататься по миру. Обдумаем этот вариант.

17

Данила, Вообще, обычно к 45 уже не так много людей продолжают писать код. Это либо уже архитекторы, либо менторы, либо менеджеры, либо ещё кто то, но ветвей много. Если в 45 до сих пор просто пишешь код и от этого обидно - это не звонок, это уже колокол. Если не обидно и в кайф - то почему нет?

3

Данила, спасибо большое за теплые слова!)
Конечно и в 40 лет не поздно ничего менять, 100%. Тем более с деньгами.
Однако, конечно, просто платить мало, а брать с заказчика много не получится, придется много внимания уделять и многое контролировать ;)

0

Михаил, Плюс стажеры работают по ставке от 0 - рабство, вроде отменили в 1861.

16
0

"Подушка безопасности — это болото и самообман. Деньги должны работать, оборачиваться. Моя подушка безопасности — капитализация компании."

Настоящий, кондовый рашн бизнес процессинг - авось пронесёт.

В ИТ есть два вида людей - те кто ЕЩЁ не делает резервные копии и те кто УЖЕ делает резервные копии. В бизнесе, соответственно, есть те кто все деньги в обороте и те, у кого есть депозит.

16
0

Интересно. Но скажите, как при 300 тыс. фот в месяц может быть 15 сотрудников?

15
0

Компанию с оборотом в 32 млн и чп 3.5 мл оценили в 5.4 млн?
Забавно)

14
Герой

10.02.21, 21:17

Отредактировано

Михаил, вы сами назвали своё дело "микробизнес", а теперь хотите поведать мне про какие-то размеры. Вы понятия не имеете, кем я работаю, сколько работаю и какие риски на себя принимаю, но почему-то делаете выводы о том, что мне и не снилось. Я не обижена, я возмущена. Бесплатный труд стажёров и зарплата в 25т.р. вызывает только возмущение. А вы, действительно, получаете сущие копейки от своего микробизнеса, по сравнению с тем, что могли бы. История и статистика уже давно показали, что труд рабов не эффективен.

14

Михаил, не все в этом мире измеряется денежкой.

Однако с денег начинается ваша статья (60-80к в месяц не то к чему стоит стремиться), а уже где-то потом вы добавляете про скучную работу, но ... сперва опять же про деньги (мои одногруппники зарабатывают от 200 до 800к в месяц).

13
Автор

14.02.21, 15:34

Отредактировано

Михаил, не надо ничего доказывать. Направляете акты, ждете срок. Срок истекает - претензия - суд. Вы совсем не первый человек на планете, кому заказчик отказывается платить или подписывать акты. Текущая система при наличии подобного пункта в договоре предполагает, что с качеством всё хорошо, пока не доказано иное. Это задача заказчика доказать косяки с качеством. В такие дебаты о качестве будет вступать в лучшем случае каждый 30-й заказчик. Остальные просто молча заплатят, только бы вы отстали. Предприниматель не считается предпринимателем пока хотя бы раз не унизил контрагента в суде.

13
0

1. "Если навык чтения договоров слабый, нужно искать юриста. Несколько лет назад мы пару раз заплатили за такие услуги по 5000 Р. Теперь не тратимся на это — справляюсь сам или обращаюсь за советами к знакомым."

2. "Самый тяжелый случай
Это было в 2016 году, нас сильно подвело агентство — организатор фестиваля фейерверков в одном московском парке. Они не выдали нам грузчиков, поэтому две газели пришлось разгружать мне и двенадцати девушкам — мы едва успели к началу. Потом нам сказали, что, так как мы опоздали на 20 минут, нам не подпишут акты. Я заплакал, потому что сильно боялся, что не заплатят 600 тысяч".

12
0

Мой единственный знакомый выпускник бауманки бросил работу аналитиком в Интел после закрытия из офиса в СПб и занимается арендой сапбордов )))

11

Муха, согласна))
Сама допускаю ошибки. Пока писала тот комментарий, вообще поняла, что уровень моей грамотности со школьных времен упал(((
Но я не претендую на роль гуру. Попросили найти 20 ошибок - нашла)) Во время поиска повторила несколько правил, и это тоже пошло мне на пользу, как и ваш комментарий с указанием на мои ошибки. Одни плюсы))

9

Михаил, вы не поверите, но даже у самого КРУПНОГО заказчика можно согласовать, например, пункт "По окончании оказания услуг Исполнитель направляет в адрес Заказчика акт оказанных услуг. В течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения Акта Заказчик обязан либо принять услуги, указанные в Акте, подписав Акт, либо направить Исполнителю письменные мотивированные возражения к Акту. Стороны пришли к соглашению, что если в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения Акта, Заказчик не представил Исполнителю лично или почтовым отправлением или по электронной почте в виде скан-копии по выбору Заказчика письменные мотивированные возражения к Акту, то Акт считается подписанным Заказчиком, а услуги, указанные в Акте, принятыми Заказчиком без замечаний. Такие услуги подлежат безусловной оплате." Или аналоги такого пункта. И также с неустойкой. И со всем остальным. Вы экономите на юристе, но по факту закапываете собственный бизнес. Подумайте об этом.

9

Михаил, Вы же не ради интереса работаете, а за денюжку?😉

8

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество