Как мы переехали на яхту с детьми и она стала нашим вторым домом

261
Как мы переехали на яхту с детьми и она стала нашим вторым домом
Аватар автора

Марина Клочкова

совершила две кругосветки на яхте с детьми

Страница автора

Мы живем на яхте в путешествиях более восьми лет.

Раньше мы жили в Сибири, и у нашей старшей дочери Насти была бронхиальная астма. Поэтому с января 2008 по апрель 2013 года мы зимовали в Юго-Восточной Азии, объехали дальние и ближние рубежи Таиланда, Малайзии, Индонезии и Камбоджи.

В начале 2012 года друг позвал выйти в море на день. Он как раз собирался покупать яхту для хождения по Обскому морю. Мужу прогулка настолько понравилась, что той же весной он улетел учиться на шкипера в Черногорию. Потом он попал в спортивную команду, стал участвовать в регатах на Средиземном и Северном морях и перегонять чужие яхты.

К тому времени у нас родилась еще одна дочь — Лада. В ноябре 2012 года ей стукнуло полтора, и мы взяли на две недели яхту в чартер на Канарском острове Тенерифе. В конце 2013 года купили свою яхту, а уже в январе 2014 года впервые вышли на ней в море. За восемь с половиной лет она стала для нас вторым домом. Расскажу, как мне удалось наладить уют.

Перед тем как составить маршрут, мы обсуждаем его, но окончательное решение принимает капитан — у нас это муж и папа Андрей
Перед тем как составить маршрут, мы обсуждаем его, но окончательное решение принимает капитан — у нас это муж и папа Андрей

Как мы искали яхту

Мы переехали в Горный Алтай и периодически ездили в Новосибирск — наш родной город. Своего жилья у нас там нет, а останавливаться у бабушек в полном составе было невозможно: они держали кошек, на которых у Насти сильная аллергия. В каждый наш приезд с Алтая в Новосибирск начинался квест «пристрой дочку ночевать к друзьям». Это было неудобно, и мы задумали купить двухкомнатную квартиру в спальном районе. А для этого начали откладывать деньги. Но в итоге вместо квартиры решили искать яхту: выйти в море под парусом мы мечтали с детства, после знакомства с романами Жюля Верна.

Получив шкиперскую лицензию, Андрей влился в активную парусную жизнь, участвовал в регатах и перегонах яхт. В течение полугода он смотрел обзоры яхт на «Ютубе», специфические ресурсы в интернете, советовался с опытными собственниками и просто яхтсменами. Еще он изучал сайты продаж яхт, например appolloduck.com и yachtworld.com, переписывался с брокерами, владельцами и попутно ходил по европейским маринам. Мы с самого начала хотели отправиться в длительное путешествие, а потому нам нужна была яхта для постоянной жизни на борту.

Краткий ликбез по яхтам

Мир яхт — это отдельная большая тема, поэтому напишу основное. Яхты бывают парусные и моторные. У нас парусная яхта, поэтому я буду рассказывать про них.

По размеру, то есть длине корпуса:

  • до 30 футов, то есть до 9 метров;
  • 30—50 футов, то есть 9—15 метров;
  • свыше 50 футов.

Какую выбрать — зависит от количества человек и желаемого уровня комфорта во время передвижений. Для семейной жизни оптимален средний вариант. Яхтой длиннее 50 футов трудно управлять малым экипажем, а еще значительно увеличивается бюджет на ремонт и стоянки.

По назначению:

  • спортивные — не рассматриваем;
  • круизные — яхты, подходящие для жизни под парусом.

По количеству корпусов:

  • монохул — однокорпусная яхта;
  • катамаран — судно, состоящее из двух параллельно расположенных корпусов, которые связаны между собой общей палубой;
  • тримаран — судно, которое состоит из трех корпусов, объединенных палубой, этот вид не так популярен для жизни под парусом.

По количеству мачт. Яхта может быть с одной или двумя мачтами. Если их больше, это уже не парусная яхта в обычном понимании, а корабль другого класса.

По типу киля. Так называют тяжелую свинцовую или чугунную балластную балку, которая идет от носа к корме, обеспечивает устойчивость и препятствует крену и опрокидыванию судна. Вариантов много: полнокилевые, с плавниковым килем, швертботы, то есть с подъемным килем, скуловым или двойным, качающимся. На наш взгляд, самые безопасные и удобные типы килей под задачи круизной яхты — полный и плавниковый.

Вот какие критерии Андрей предъявлял к судну:

  1. Возраст — старше 1990 года, так как с этого времени лодки стали строить по проектам дизайнеров, а не конструкторов, пожертвовав надежностью в угоду эргономичности.
  2. Прочный корпус.
  3. Размер — около 12 метров, чтобы вмещать большой запас топлива, воды и продовольствия для трансокеанских переходов. Еще такая яхта приемлема в плане обслуживания и стоянок в портах-маринах, где цена стоянки зависит от размера.
  4. Возможность выдерживать сильные шторма.
  5. Полный или плавниковый киль — такие кили имеют большую массу и приформованы к корпусу, а значит, не отвалятся.
Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Как мы купили свою яхту

Нашим требованиям отвечали лодки двух верфей:

  • шведской Hallberg-Rassy;
  • финской Siltala Yachts — она производит лодки Nauticat.

Если проводить параллель с автомобилями, то это яхты класса Тойота Ленд Крузер. На тот момент в продаже были два Наутиката, и муж полетел их смотреть. Мы выбрали Nauticat 40. Цифра в названии — это длина яхты в футах, то есть примерно 12 метров. Яхта была 1988 года выпуска, с полностью защищенной рулевой рубкой и задним расположением кокпита. Кокпит — это яхтенное крыльцо, со скамейками, штурвалом и столиком.

Цену яхты определяют пять параметров: год выпуска, модель, размер, состояние и место продажи. Средиземноморье считается наиболее дорогим рынком подержанных яхт, но именно там для нас совпали все остальные параметры.

На переписку с продавцами ушло два-три дня. Первую яхту, стоявшую на юге Испании, хозяин продавал без посредников. Второй вариант был у брокера в Бельгии. Андрей отправился смотреть первый вариант, договорился на просмотр второго, но ко второму ехать не пришлось.

Первичный осмотр выявил кучу мелких косяков, которые, как говорят гонщики, на скорость не влияют, но создают хороший повод для торга.

За три дня подробной ревизии судна муж залез во всевозможные уголки и все внимательно осмотрел. Еще до осмотра он подготовил дефектную ведомость, которую составил на основе переработки опыта знакомых и незнакомых яхтсменов. По мере осмотра он ее пополнял, а затем предъявил погрустневшему владельцу.

Владелец выставил яхту за 120 000 €. Андрей сторговал ее до 85 000 € — по ценам декабря 2013 года это 3,7 млн рублей. Новая яхта такого класса стоила бы впятеро дороже. Заключили договор купли-продажи, переоформили свидетельство о собственности. Так 12 метров длины и 4 метра ширины из пластика, металла и дерева стали нашим домом и транспортом.

Расходы на дополнительное оснащение яхты составили еще около 25 000 €, то есть около 1 млн рублей по курсу того года. Мы дооборудовали ее солнечными панелями — для автономного электричества, заменили веревки, купили новый якорь, лебедку и якорную цепь, навигационные приборы, радар-детектор и инвертор с 12 на 220 В.

Изначально яхта звалась «Титан», но, чтобы избежать сходства с «Титаником», мы поменяли имя. Я предлагала «Дункан» или «Пилигрим» из Жюля Верна, но муж сказал: «Будет „Леди Мэри“, в честь любимой женщины и старпома». Также в названии есть отсылка к другой леди Мэри и ветру перемен.

Наша яхта «Леди Мэри» у берегов Антарктиды
Наша яхта «Леди Мэри» у берегов Антарктиды

Как устроена наша яхта

Яхты продаются со встроенной мебелью, как и автодом, — от шкафов до холодильника и специальной плиты. Поэтому наше судно напоминает плавучую дачу.

На яхте высокая корма — задняя часть судна, — благодаря этому кормовая каюта похожа на нормальную спальню с ровным высоким потолком, а это бывает далеко не во всех яхтах. Есть компактная носовая — детская каюта; рубка — гостиная; камбуз и кают-компания, которые образуют кухню-салон; два гальюна — туалета. Пять ступенек трапа ведут из рубки в кокпит — место, где находится штурвал, рундуки-сиденья — морские сундуки, а в стояночной жизни там можно установить стол и складные кресла. Расскажу, как устроены помещения.

Схема нашей яхты
Схема нашей яхты

Кормовая каюта — это полноценная спальня с потолком в полный рост и двуспальной кроватью. Кровать с обеих сторон ограничена бортами с рундуками — это шкафы в стене, — поэтому падать с нее некуда. Отмечу, что не на всех яхтах большая кровать обладает таким достоинством.

В каюте есть туалетный столик, который мы используем как второй штурманский, многочисленные полки с книгами, шкафчики и рундуки, которые набиты едой и одеждой. Во время морского перехода мы перегораживаем двуспальную кровать фанерной стенкой, для этого в торцовой стене есть специальный паз. Это необходимо, чтобы во время качки и крена на кровати могли спать два человека. Если такую стенку не поставить, один все время будет скатываться на другого.

Так выглядит наша с Андреем «походная» спальня
Фотографии и книги делают кормовую каюту уютной, что важно, когда живешь в море
Небольшой стол, за которым можно почитать или поработать за ноутбуком

Носовая — это спальня для детей. Правда, в переходах Настя спит в кормовой с одним из взрослых, так как второй несет вахту. Вторая дочь Лада перебирается спать на диван в кабинете: там меньше укачивает.

Носовая каюта похожа на суженное купе поезда, только без стола. Два односпальных места внизу и верхняя полка — третье спальное место, на котором у детей шкаф и домик для кукол. Стены увешаны любимыми постерами и фотографиями. Есть шкафчики и полочка с девичьими игрушками и книжками. Почти как дома.

Нижние кровати можно превратить в сплошную треугольную койку, если вставить специальную фанеру и кусок поролона. На такой кровати можно улечься всей семьей, комфортно — втроем. Мы там частенько смотрим фильм на ночь, если муж — он же капитан — уже лег спать, а нам хочется поваляться вместе.

Из носовой каюты на палубу открывается большой квадратный люк — запасной выход из детской. Иногда дети закрываются в носовой и потихоньку вылезают в люк на палубный пляж, а потом дружно хихикают, что мы ничего не заметили.

Полки для сна неширокие, но удобные
Полки для сна неширокие, но удобные

Палуба — это половина яхты. У нее много функций: балкон, терраса, приусадебный участок. На стоянках и даже в пути морские дачники умудряются организовать там огород в укрепленных узких длинных ящиках. А однажды мы встретили катамаран, у которого на палубе был… курятник! Место управления яхтой: паруса, штурвал, приборы — все находится тут. На палубе или в ее части, называемой кокпит.

Там можно устроить аквапарк, который веселит и нас, и гостей на теплых якорных стоянках. Мы устраиваем вышку на вынесенном спинакер-гике — так называется мощная перекладина для дополнительного легкого паруса. На нос и борта вешаются веревки, и получается импровизированная тарзанка. Можно привязать на длинную веревку каяк, надувной круг или кранец. Высота вышки над водой — почти 4 метра. Дети в восторге.

Аквапарк на яхте всегда вызывает много эмоций
В жаркую погоду мы любим обедать на палубе. В переходе миски, кружки и любые емкости надо обложить, например, веревками, свернутыми в бухту. Они не скользят, удерживая импровизированный стол в почти вертикальном положении
Так выглядел курятник на палубе катамарана, который мы однажды встретили в пути

Рубка — гостиная. В океанских переходах я в основном сплю в рубке: мне в каюте на волнении не спится. Для этого мы убрали мягкие спинки и получили полноценную кровать. Ночью в море всегда кто-то на вахте, и, если погода спокойная, можно дремать на этом самом диване. При желании в рубке можно спать даже вдвоем, скрючившись по форме П-образного диванчика.

Рубка — эпицентр яхтенной жизни. В плохую погоду это и столовая, и гостиная с кинозалом, а также наш кабинет. В рубке мы принимаем гостей, работаем, музицируем на гитаре или синтезаторе. В переходе стелем на столы специальные резиновые скатерти с нескользящей поверхностью. На них можно поставить ноутбук или плоские тарелки с высокими бортами, а еще лучше упереть эти тарелки в бортик стола. Тарелку с супом в морском переходе всегда держим в руках, так как на качке и при малейшем крене жидкие блюда проливаются даже в самую тихую погоду.

По прямому назначению рубка используется тоже. Из нее прекрасный обзор во все стороны. В рубке дублируются навигационные приборы, штурвал и рычаг газа. Здесь мы и несем ночную вахту.

Из минусов: рубка и ее приподнятость над полом делит большое общее пространство яхты на два маленьких. На яхтах без рубки кают-компания больше похожа на кухню-гостиную в доме. В ней больше воздуха и места.

Неоспоримый плюс: рубка позволяет управлять яхтой изнутри. В дождь и при волнении в переходе с детьми более-менее комфортно находиться только в ней. На стоянках в холодное время года — тоже: из остальных мест на судне почти не виден окружающий мир. Здесь же большие панорамные окна.

В хорошую погоду Андрей любит посидеть в рубке и сыграть в шахматы
Так выглядит рубка на стоянке
Оформление нашего прихода в Австралию в 2020 году

Кокпит. Сюда в теплое время переезжают столовая и гостиная.

Здесь особенно уютно с тентом и столом вокруг бизань-мачты — второй малой мачты в задней части яхты, — но мы часто устраиваем посиделки прямо на полу.

Завтрак в кокпите на якорной стоянке у острова Тенерифе
Завтрак в кокпите на якорной стоянке у острова Тенерифе

Камбуз и кают-компания. Расположены по разные стороны от основания главной мачты и образуют кухню-гостиную. На камбузе есть газовая трехконфорочная плита с духовым шкафом, встроенный в стол холодильник с вертикальной загрузкой. Наш холодильник похож на ящик, прямоугольный параллелепипед размером 60 × 60 × 50 см. В стены встроены кухонные шкафы со специальными замками, чтобы на ходу дверцы не открылись, раковина и столы.

Лада, когда была поменьше, любила готовить обед, преимущественно сидя на холодильнике. Девочки с двух лет помогают в готовке. Я спокойно давала им нож и учила резать — под присмотром, конечно. В пять лет Лада уже имела два фирменных блюда — фруктовый салат и банановое мороженое. Потом список салатов расширился, добавились оладьи с яичницей. В восемь лет, когда мы стояли в ЮАР, Лада впервые приготовила суп на всю семью, пока мы были заняты.

В целом убранство камбуза похоже на кухонный мини-гарнитур. В шкафчиках хранится посуда и продукты для частого пользования. Остальные съестные припасы мы убираем в рундуки у бортов и под пайолы — снимающиеся доски пола.

В кают-компании дети рисуют и делают уроки. Это детский кабинет, где есть ниши для книг, пластилина, вышивания и прочих фломастеров и три вместительных шкафчика. В двух — фарфоровая посуда и бар, в третьем — учебники и тетрадки.

Стол-парта трансформируется в кровать, где при желании могут спать двое. Спальное место или кабинет можно отгородить от всех шторой — получится домик.

Камбуз — это небольшая кухня
Кают-компания, где дети делают уроки
На этом фото не видно вскрытого пола в рубке, где капитан в переходе чинит двигатель. А столешница лежит на диване — удобно делать уроки
Так выглядит кают⁠-⁠компания, она же детский кабинет, в учебные дни

Гальюны — санузлы, их два. Носовой — между гостиной-кухней и детской комнатой. Лада прозвала его «детский туалет». В нем раковина, вместительный шкаф и сам гальюн прокачного типа с ручной помпой.

Кормовой, большой санузел с легкой руки Лады называется «взрослый» и находится в нашей спальне. Здесь душ, который можно отгородить шторкой, над гальюном откидывается скамеечка. На нее удобно сажать или ставить маленького ребенка для мытья. Как положено, есть раковина и шкафчики под и над ней.

Внутренний душ в жаркую погоду почти не используется, потому как непросыхающий гальюн очень быстро покроется плесенью. В морских переходах по теплым широтам мы обливаемся на палубе из пластиковых бутылок или специального походного душа-мешка. На теплых якорных стоянках из окна гальюна выводим душевой шланг и принимаем ежедневный душ на палубе в темноте.

Взрослый гальюн находится в кормовой каюте
Взрослый гальюн находится в кормовой каюте

Как устроен наш быт

Топливо. На парусной яхте паруса и есть основной двигатель, они позволили нам дважды обогнуть Землю. Но кроме парусов есть и дизель мощностью 90 л. с. Он используется для входа в порт и выхода из него. Топливо берем с собой с берега, емкость баков — около 600 литров, плюс 150 литров дизеля перевозим в канистрах. Это стоит 1—1,5 € за литр, то есть сейчас около 70 ₽.

Электричество. Его вырабатывают солнечные панели. В холодных широтах, где часто не бывает солнца, приходилось заводить мотор для подзарядки аккумуляторов. Их три.

На фото кормы видна солнечная панель — их всего четыре, спасательный плот в коробе, большой кранец и бочка с веревкой
На фото кормы видна солнечная панель — их всего четыре, спасательный плот в коробе, большой кранец и бочка с веревкой

Вентиляция. Во взрослом туалете вентиляция происходит через окно, в детском — через одноименное отверстие в потолке. Вентиляционные отверстия есть также в камбузе, над детским кабинетом и в носовой каюте.

В переходах важно не забыть внешние части вентиляции, которые выходят на палубу, повернуть к центру лодки и закрыть изнутри. Если забыть, волны перехлестнут через палубу и превратят вентиляционные отверстия в душевые.

Канализация. Из гальюна не уйдешь, просто нажав на кнопку. Отходы из закрытого унитаза откачиваются тугим рычагом вакуумной помпы. У детей, даже у старшей Насти, которой на момент переезда на яхту было 12 лет, в первые пару лет не хватало сил на прокачку, у меня все еще это выходит только двумя руками.

В открытом море, на расстоянии больше 12 миль от берега, все биологические отходы смываются в воду, на стоянках в марине или на якоре — в специальный бак. Такие баки опорожняются в открытом море, или, если яхта находится только в марине, нужно вызывать ассенизаторскую службу. Вода от мытья идет в море, поэтому необходимо выбирать биоразлагаемые экологически чистые моющие средства.

Тренажерный комплекс, он же унитаз вакуумно-прокачного типа в гальюне
Тренажерный комплекс, он же унитаз вакуумно-прокачного типа в гальюне

Флора и фауна. Над диванчиком в обоих углах рубки есть удобные полочки, на одной из них мы с детьми даже устроили экспериментальный огород: накопали земли и сажаем в горшочки что придется, а потом наблюдаем. Увидели как-то, что семечка внутри яблока дала росток, — посадили вместе с серединкой. Какое-то время росток бойко торчал, потом стал напоминать тыкву, хотя ее мы точно не сажали.

Самой живучей в нашем плавучем огороде оказалась канарская агава по имени Алехандро. Мы вырастили ее из косточки, свозили в Антарктиду и вокруг мыса Горн. Алехандро выжил даже в сильнейшем шторме в Субантарктике. А потом нашего питомца пришлось оставить у подруги в Южной Африке, потому что мы направлялись в Австралию, куда нельзя ввозить растения.

Наш небольшой огород, который мы выращиваем для души
Наш небольшой огород, который мы выращиваем для души

Охрана яхты, когда сходим на берег. Стоянки бывают двух видов — в охраняемой марине и на неохраняемой якорной стоянке. В относительно безопасных местах мы стоим на якоре, дверь в яхту закрывается на замок, напоминающий шифоньерный. Его ничего не стоит вскрыть шпилькой, но более чем за восемь лет нашу дверь никто не вскрывал.

В марине яхта стоит пришвартованной к понтону, закрытой на тот же замок. Знаем, что кто-то ставит сигнализацию, но мы таких владельцев не встречали.

Пограничник с собакой на досмотре яхты в Австралии. Снято скрытой камерой
На берег на шлюпке. Фьорды Огненной Земли, Чили
У мангового сада в Гамбии

Вода и еда

Вода для бытовых нужд. На камбузе есть три крана.

Один — с забортной водой, ее качают ножной помпой. Чтобы помыть посуду, равномерно нажимаешь педаль, и механический насос подает струю на тарелку.

Но посуду после соленой воды нельзя оставлять без ополаскивания, иначе она быстро просолится, будет мокнуть и плесневеть. Для опреснения на камбузе есть второй кран — обычный, как в городской квартире. В него подается вода из бака. Такие же стоят в обоих туалетах.

Третий кран на кухне — питьевой. Вода проходит через четырехступенчатый фильтр, и ее, даже налитую из водопровода в порту, можно спокойно пить.

На снимке видно, что на камбузе три крана
На снимке видно, что на камбузе три крана

Питьевая вода. До выхода в Тихий океан у нас не было опреснителя морской воды, поэтому при пересечении океана мы могли располагать только запасами, которые взяли с берега, и водой, собранной от дождей. С берега можно взять около 600 л воды, включая канистры. Часто вода бесплатна или входит в стоимость стоянки у берега, если яхта стоит в марине. Но может стоить до 20 € за 100 л.

Во время дождей вода собирается с парусов. Мы устанавливаем большую воронку на край гика — нижний катет треугольного паруса, — по которому стекает основной поток. Воронка вставлена в шланг, а он, в свою очередь, — в бак или канистру. Если погода тихая, кроме воронки закрепляем емкости у всех мест, где дождевая вода образует струйку.

Перед выходом в Тихий океан мы настроились на большую автономию и установили опреснитель за 350 000 ₽. В теплых морях он выдает до 25 л вкусной пресной воды в час, в холодных водах — около 15 л. Естественно, в море и с опреснителем воду нужно жестко экономить, потому как он работает от электричества, которое в океане не бесконечно.

Капитан устанавливает воронку: шланг идет в привязанное к мачте ведро
Капитан устанавливает воронку: шланг идет в привязанное к мачте ведро
Так происходит сбор дождевой воды
Так происходит сбор дождевой воды

Еда. С пополнением запасов провианта в наше время все довольно просто. Купить привычные продукты можно в любом порту, даже в Африке. Автономия по продуктам на нашей яхте стремится к шести месяцам, и все же в каждом порту мы пополняем запасы в магазинах или у фермеров.

Цены разные: в Европе чуть дороже, чем в России, в Австралии — в полтора раза дороже, в Полинезии — примерно вдвое. В западной Африке и Азии, наоборот, чуть дешевле, чем в России. Мы тратим на продукты на четверых 70 000—100 000 ₽ в месяц в зависимости от страны.

Главное — выбрать для хранения самые сухие рундуки и регулярно устраивать ревизию: осматривать и проветривать.

Закупаем крупы, макароны, консервы, печенье, конфеты, шоколад, мед, варенья, орехи, сухофрукты, соусы, сухое молоко — все, что может долго храниться. Среди таких продуктов есть даже сыры, например пармезан в вакуумной упаковке и сыр бри в металлических запаянных банках — мы нашли такой во Французской Полинезии. Такой сыр хранится месяца три в тропиках без холодильника! Без холодильника лежат и яйца. Их смазывают растительным маслом и каждый день переворачивают, чтобы пузырек воздуха внутри скорлупы все время перемещался.

Свежие фрукты и овощи закупаем ящиками. Дольше всего хранится помело: за счет толстой корки они могут мумифицироваться, оставаясь свежими, месяцев четыре-пять, продолговатые тыквы, зеленые яблоки — до трех месяцев без холодильника. Фрукты надо перебирать раз в день-два, изымая самые плохие на переработку.

В переходе сначала съедаем скоропортящиеся фрукты и овощи, потом остальные.

Фрукты храним в мини⁠-⁠гамаке, который натягиваем между стенами каюты
Крупы пересыпаем в большие пластиковые бутыли, а сверху кладем ватный спонж, пропитанный спиртом, — это нужно, чтобы не завелись насекомые
Отмечаем Пасху на канарском острове Эль⁠-⁠Иерро
Тушеная фасоль — простой в приготовлении, но вкусный гарнир

Как делегируем обязанности

Муж Андрей — капитан. На нем лежит львиная доля ответственности за мероприятие «кругосветное плавание с семьей под парусом». Он первоначально разрабатывает маршрут с учетом ветров, особенностей захода в разные страны, пиратства и криминогенной обстановки. Направления выбираем вместе, пожелания семьи учитываются, но окончательное решение принимает капитан.

Все ремонты — от двигателя до такелажа — тоже осуществляет Андрей. Если у берега можно обратиться за помощью или заказать запчасть, то в море ты рассчитываешь только на себя. Соответственно, все, что даже теоретически может пригодиться, — от дублирующих узлов яхты до инструментов — капитан с запасом закупает на берегу.

Мы помогаем ремонтировать яхту, но основные и самые сложные работы Андрей осуществляет сам
Мы помогаем ремонтировать яхту, но основные и самые сложные работы Андрей осуществляет сам

Я — помощник капитана. Вместе с девочками по мере возможностей участвую в управлении яхтой, как и положено морякам.

Ночные вахты также распределяются между нами. В 8—10 вечера заступает Настя, ночью ее меняет Андрей, а раннее утро до тех пор, как проснется капитан, мое. Вахтенный следит за курсом и обстановкой в море, изменением ветра, корректирует курс, уменьшает и увеличивает площадь парусов. В целом надо, чтобы яхта продолжала безопасно идти по курсу.

Когда что-то идет не так, например порвался парус, ванта или еще какой-то аврал, для ремонтных работ либо поднимается весь экипаж, кроме младшей дочери, либо достаточно разбудить только капитана, если вахту нес не он.

Наш основной источник дохода — коммерческая недвижимость в Новосибирске. Мы сдаем ее в аренду под управлением надежных партнера и директора. Андрей по мере возможностей тоже управляет объектом.

Я много работаю за ноутбуком: пишу статьи в журналы, блог, книгу, веду в соцсетях блоги о путешествии и группу «Пряничного домика» в Горном Алтае — нашего дома, который на время путешествия работает как гостиница. Вместе с капитаном снимаем и монтируем видео для нашего ютуб-канала, где рассказываем о жизни на яхте.

Например, в этом видео поделились впечатлениями о парусном походе в Антарктиду
Капитан на корме. На снимке виден ветровой автопилот, который состоит из отдельного пера руля с закрылками и флюгера, соединенного тросиками с этими закрылками. Ветровой автопилот рулит на всех курсах и ветрах, позволяя экипажу браться за штурвал только в случае плохой погоды или переменного ветра
Капитан на корме. На снимке виден ветровой автопилот, который состоит из отдельного пера руля с закрылками и флюгера, соединенного тросиками с этими закрылками. Ветровой автопилот рулит на всех курсах и ветрах, позволяя экипажу браться за штурвал только в случае плохой погоды или переменного ветра
Я веду наш блог и поэтому много фотографирую, снимаю видео
Я веду наш блог и поэтому много фотографирую, снимаю видео

Старшая дочь Настя — старший матрос. Лет с 15 Настя помогает снимать и ставить паруса, настраивать курс, зашивать паруса или тенты, делать любой ремонт. Едва ей исполнилось 18, она прошла шкиперские курсы в яхтшколе в Кейптауне и получила начальную шкиперскую лицензию. Сейчас Насте 21 год.

Еще Настя главный кок экипажа вместе со мной. Еда должна быть как можно более разнообразной, потому как в долгом переходе прием пищи — одно из главных развлечений, кроме управления лодкой, чтения, уроков и работы за ноутбуком. Максимально мы были одни 85 дней, когда шли с Тасмании до Таити по Тихому океану с единственной остановкой на необитаемом атолле Суворов. Если все 85 дней есть лапшу с тушенкой, точно на луну завоешь.

Посуду моют девочки, это в основном не капитанское дело.

Обычная уборка на яхте мало отличается от уборки в квартире. Разве что пыль чаще вытираешь тряпкой, смоченной в уксусе, так как он сдерживает размножение плесени. У нас есть маленький ручной пылесос, щетка с совком и, конечно, ведро с тряпками.

Время генеральной уборки наступает перед выходом в море: нужно компактно и удобно разместить продукты, а все, что создавало уют и беспорядок на стоянке, убрать по полкам и намертво закрепить. Все предметы, включая цветочные горшки, сильно уплотняются, иначе на большой волне все разлетится по полу. Задачи по уборке яхты в основном лежат на нас с девочками.

На яхте нет стиральной машины. Мелкие вещи стираем в переходе вручную, но обязательно пресной водой. Крупные вроде постельного белья — на стоянках, в прачечной или у знакомых. Стоимость стирки в прачечной зависит от объема вещей — в среднем 60—70 ₽ за 1 кг. Самая дорогая прачечная в нашей истории была на острове Пасхи — около 400 ₽ за 1 кг, но это потому, что она была одна на весь остров.

Настя активно участвует в управлении яхтой
На этом снимке она готовит салат на стоянке в Сенегале
Мытье яхты в водах Западной Африки
Стирка после пересечения Атлантики
В переходе сушатся мелкие вещи. По оси наклона сушилки можно оценить крен

Младшая дочь Лада — юнга. Она включает и выключает ходовые огни, заводит и глушит двигатель, собирает веревки в бухты, готовит утренние блинчики и по настроению другие блюда на всю команду. В переходе минувшей весной уже несколько раз несла ночную вахту почти наравне с нами. Основной ее задачей было разбудить маму или папу, если погодные и навигационные условия изменятся — например, ветер поменяет направление или силу либо слишком близко появится корабль.

Кроме этого, в море девочки делают школьные задания, которые получают еще на берегу, я им помогаю и объясняю непонятное. Девочки учатся дистанционно в Географической школе апостола Андрея Первозванного. На стоянках, где есть стабильный интернет, они присутствуют на уроках онлайн, в морских переходах делают задания и на первом же интернете отправляют учителям. Настя сейчас готовится к выпускным экзаменам, а Лада учится в шестом классе, ей 11 лет.

Лада и Андрей в Карибском море
Лада лепит вареники в переходе от Магелланова пролива до ЮАР
Со сгущенкой, подаренной полярниками на станции Беллинсгаузен

С какими сложностями столкнулись

Поскольку яхта — это дом, который погружен в соленую воду, в первую очередь мы боремся с коррозией металла и ржавчиной, сыростью, плесенью, соленостью.

Коррозия и ржавчина. Бытовые металлические предметы, например краны, надо протирать раствором лимонной кислоты, потому что образующийся соляной налет со временем разъедает и деформирует сталь. От ржавчины используем специальные средства, например WD-40. В среднем 0,1 л стоит 400 ₽.

Чистка, покраска и ремонт судна в Колумбии
Чистка, покраска и ремонт судна в Колумбии

Сырость. В холодное время года в Южном океане по стенам ручьями течет конденсат. После похода в Антарктиду и зимовки на 55-м градусе южной широты на Огненной Земле стены и полки неэстетично облезли. Придя в ЮАР, мы сделали косметический ремонт, ошкурили старый лак и покрыли поверхности новым. Три дня пришлось ночевать у друзей, пока все сохло.

Плесень. Для борьбы с ней у нас в хозяйстве всегда есть трехлитровая бутыль с уксусом, которым мы пропитываем тряпку, когда вытираем пыль. Не могу сказать, что его сильно боятся грибы, но хуже точно не будет. А вот средства с хлором точно не подходят для деревянной обшивки: мало того что они нарушают структуру древесины, так еще и вредны для человека.

После зимовки на юге Патагонии мы рассказали в блоге, как из дна кровати начали расти белого цвета грибы, и получили в подарок от подписчика раствор фунгицида. Пропитали им все не покрытые лаком деревянные и фанерные поверхности, отчего плесень действительно сдала свои позиции.

Посуду и еду сразу после использования надо мыть, сушить и укладывать в шкаф, иначе на ходу все посыплется под ноги, предварительно заплесневев. Если фарфор будет стоять в закрытом шкафу, помытый соленой водой, на нем тоже начнет расти плесень, которая будет выглядеть как пыльный влажноватый налет.

Плесень напоминала белый ковер из инея

Соленость. Очень важно для уютной и комфортной жизни избавляться от соли. Это непросто с учетом того, что соль приносит не только вода, но и ветер, да и сам воздух содержит соляную взвесь. Для дыхания это прекрасно, для интерьера — не очень.

После купания необходимо суметь хорошо помыться малым количеством пресной воды. Мы вытираем тело полотенцами только после пресного душа и полощем все — от купальников до посуды и случайно залитой из приоткрытого люка постели. Чтобы плавучий дом не замусолился, важно не просаливать диваны, подушки, кровати.

Соль впитывает влагу и способствует росту плесени, а полки и постель мокнут. Например, если обрызганное морем белье лежит в сумке для стирки несколько дней, просоленные места покрываются черными точками. Мы с Настей строго следим, чтобы после купания в море никто не садился на диваны и кровати. А придя к берегу из перехода, лучше потратить 200 л пресной воды для мытья палубы и уборки внутри, чем потом пытаться избавиться от плесени.

Плюсы и минусы жизни на яхте

Сначала расскажу о минусах.

Походная жизнь. У земного человека яхта ассоциируется с роскошью. В подавляющем большинстве случаев это не так. Львиная доля мировых круизеров — это средний класс, пенсионеры и люди с невысокими доходами. Когда живешь на яхте, ты все время немножко в походе.

Проводя отпуск на яхте, я воспринимала ее пространство как турист: «Вау, какая прикольная кабинка, а я сюда влезу?» Картинка из рекламы с красивыми бухтами, ужины в увитых плющом кафе — это тоже про туризм. Переехав в лодку навсегда с детьми и чемоданами, мы оставили в прошлой жизни все: родных и друзей, сдали чужим людям родной дом, научились жить без медицины, детского сада и школы под боком. В жизни больше нет места полноценному шопингу, кофейням с подружкой и разговорам за рюмкой чая с лучшим другом.

Практичность вместо красоты. Я не ношу золотых украшений и дорогих аксессуаров. Причина проста: в ЮАР, странах Латинской Америки и некоторых других драгоценности носить небезопасно, а яхтенный замок легко открывается шпилькой, потому на яхте золото и бриллианты лучше не хранить. У меня нет каблуков и красивых платьев, да что там, обычной деловой одежды тоже нет, потому как ее негде хранить, а гладить часто нечем, негде или некогда.

Не всегда есть возможность посмотреть страну. Говорят, яхтсмены — это люди, которые в красивых местах чинят свою яхту. Во многом это так и есть. И человек, вырвавшийся из каменных джунглей в отпуск на пару недель, видит больше достопримечательностей и злачных мест, чем яхтсмен, который стоит в красивой бухте последние полгода.

Постоянная борьба с сыростью. Следовательно, также борьба с плесенью и «запахом яхтсмена», когда все вещи пахнут болотной тиной. Последнюю напасть нам удается побеждать частым проветриванием и пассивной дезодорацией: в каждом шкафу лежат ароматизированные свечи и палочки.

Но для нас плюсы перекрывают все минусы:

  1. Можно добраться до любой точки мира в собственном доме.
  2. Мы не зависим от расписаний, гостиниц и транспорта. Не нужно тратить деньги на жилье и авиаперелеты, заселяться, выселяться, паковать и таскать чемоданы.
  3. Даже от политики зависим куда меньше, чем другие путешественники. Главное — знать список стран, куда пустят на яхте.
  4. Еще по всему миру у нас друзья, а география для детей измеряется приключениями, жарой или холодом и днями пути, скажем, от Африки до Австралии.
Юнга читает в своей каюте в водах Африки
Дети рассматривают айсберг близ Антарктиды
Географию дети изучают не только по учебнику, но и опытным путем

Расходы

В мировой практике есть устоявшаяся сумма всех затрат яхтсмена, постоянно живущего на яхте, — это 500 $ на человека плюс столько же на яхту. В последние годы мы ходили по сложным водам, где амортизация больше. В щадящем режиме путешествий можно обойтись без дополнительных 500 $ на яхту. Если переводить в рубли по сегодняшнему курсу, получается по 35 000 ₽, а всего на нашу семью выходит 175 000 ₽. Сюда входят абсолютно все затраты на семью и яхту за месяц.

Перечислю основные статьи расходов.

Ремонт яхты и парусов — в основном это покупка запчастей и замена старых парусов на новые. Почти все ремонты мы делаем сами, следовательно, экономим на услуге.

Стоянки в маринах, стоимость зависит от сезона, места и может составлять 300—15 000 ₽ в сутки. Самая дорогая стоянка стоила нам около 3000 ₽ в сутки. Когда мы застряли на год в Австралии из-за пандемии ковида, стоянка яхты в марине обходилась в 1000 австралийских долларов в месяц, это 50 000 ₽. Но поскольку пребывание там от нас не зависело, Андрею удалось немного снизить цену. Стоять на якоре — бесплатно.

Визовые сборы. Их размер и порядок уплаты зависит от страны. За восемь с половиной лет наших морских путешествий заранее приходилось получать визы в Шенгенскую зону, Французскую Полинезию, Австралию и Новую Зеландию.

Запомнился процесс с Французской Полинезией. За трехмесячную туристическую визу заплатили только пошлину — около 500 ₽ с каждого взрослого. Получали ее в испаноязычной Панаме. Поэтому необходимый перевод документов с русского на испанский, а затем на французский стоил 120 $, то есть около 8000 ₽, — значительно дороже визы.

Остальные визы выдаются на месте по приходе. Сбор может составлять от 300 ₽ на человека.

Еда. Закупаем в обычных магазинах и на рынках, постоянно пополняя запасы провианта. Самые дорогие продукты были в Полинезии, где цены примерно вдвое, а то и втрое выше российских.

Еще дорого в Австралии, но там, если знать пути, многое можно получить дешево. В больших супермаркетах проходят регулярные распродажи продуктов, и скидка может составлять до 50%. Важно знать, в какие дни недели каждая сеть снижает цены. На фермерских рынках можно купить яблоки по 50 ₽ за 1 кг при их обычной стоимости 200—250 ₽. На таких рынках в разные дни могут «выбрасывать» разные продукты.

Есть Красный Крест, в который можно обратиться, — если эта организация сочтет запрос правомерным, она выдаст продукты в рамках гуманитарной помощи. Мы так не делали, но знаем тех, кто подавал запрос.

Медицинское обслуживание и стоматология. Цены разные, в основном близкие к российским ценам на платные стоматологические услуги.

Исключение — Австралия, где, если у вас нет страховки, лечение обойдется в космическую сумму. Мы лечили там Насте сложный зуб с несколькими каналами, пульпитом и прочими неприятностями, что обошлось нам в 1700 австралийских долларов. По тогдашнему курсу это было около 80 000 ₽.

Австралийцы, которые не получают страховку от работодателя, уезжают на пару недель на Бали, там живут, отдыхают и лечат зубы. И вся поездка обходится дешевле, чем если бы они лечили зубы в своем городе.

Одежда и прочие вещи. Поскольку места для хранения одежды мало, да и требуется ее меньше, то и траты ниже, чем дома. К примеру, в Австралии мы покупали одежду в секонд-хенде. Поскольку это богатая страна, в подобных магазинах можно найти неношеные джинсы с этикеткой за 5 австралийских долларов, то есть примерно за 200 ₽.

Резюме

Мы прожили на нашей «Леди Мэри» более восьми лет, из которых последние пять ни разу не были в родной стране. 26 ноября 2021 года завершили рекордную парусную кругосветку на острове Таити, по Южному океану в обход всех южных мысов планеты с заходом в Антарктиду. Таким маршрутом не ходил ни один экипаж с детьми в мире за всю историю.

С Таити мы направились в Россию и 26 апреля 2022 года причалили в порту Владивостока, закончив тем самым морской этап уже второй кругосветки. Путь от Владивостока до Черногории прошел по земле. Сначала это было автопутешествие Новосибирск — Москва — Черногория, а в конце пути — автопробег Владивосток — Новосибирск. На протяжении всего маршрута мы останавливались в разных городах и провели около пятидесяти открытых встреч с путешественниками, подписчиками, членами Русского географического общества и всеми, кто хочет исполнить свою мечту.

За восемь лет жизни на яхте мы дважды обогнули Землю, прошли по океану около 65 тысяч морских миль — это более 120 тысяч километров. Пересекли все океаны, кроме Северного Ледовитого, а Тихий и Атлантический — дважды. Побывали на всех континентах и в 36 странах. Этот опыт жизни среди разных культур не заменишь никакой теорией и наблюдением через монитор. Мы поняли, что мир доступен и дружелюбен, если ты тоже несешь добро.

Бронхиальная астма Насти отступила, и даже в холодное время года нет никаких проблем. Ни во время похода в Антарктиду, ни во время зимовки под 55-м градусом южной широты здоровье дочку не подводило. Нынешним летом Настя уже работала матросом на парусной шхуне в Северном Ледовитом океане и об астме не вспоминала.

Сейчас мы с детьми зимуем в Сибири, девочки учатся, а я пишу книгу. Капитан вышел из Владивостока на «Леди Мэри», чтобы отремонтировать ее на Филиппинах, а потом улетел в Австралию для участия в яхтенном проекте на несколько месяцев.

Когда заработаем на ремонт и починим яхту, думаем завершить вторую кругосветку морем. На этом пути — от Филиппин до Средиземного моря через Индийский океан — мы планируем брать на этапы тех, кому хочется морской практики.

Скоро «Леди Мэри» снова отправится в путь
Скоро «Леди Мэри» снова отправится в путь
Дети уже с нетерпением ждут новых странствий
Дети уже с нетерпением ждут новых странствий

Как повторить наш опыт переезда на яхту

  1. Понять, для чего вам это. Если собираетесь жить дома, а на яхте выходить во время отпуска, надо продумать, где ее хранить, и оценить финансовые возможности. Потому как на длительный срок судно оставляют на платной стоянке, чтобы за ним был присмотр. Если переезжаете на яхту надолго, будьте готовы пожертвовать привычным комфортом в пользу свободы, которую дает дом, перемещающийся в любую точку мира.
  2. Перед покупкой надо побывать на яхтах разного типа, по возможности выйти в море на них. Изучить все что можно на эту тему в интернете и при общении с яхтсменами. Помните, что вы выбираете себе дом, который не стоит на твердой земле, и вы не можете быть новичком в этом вопросе.
  3. Размер и год выпуска яхты определяют цену. Прикиньте бюджет и силы, деньги, которые вы готовы вложить. Мы знаем людей, которые купили за 100 000 ₽ фактически корпус с мачтами и около года самостоятельно восстанавливали его до жилого и мобильного состояния. Для четырех человек комфортна яхта около 12 метров. Если позволяют деньги и не собираетесь пускаться в экстремальное плавание по Южному океану и штормовым широтам, но хотите жить и отдыхать в красивых бухтах на якоре, рассмотрите катамаран.
  4. При выборе яхты обращайте внимание на киль. Я бы не выбрала лодку, где самая тяжелая часть яхты не составляет единого целого с корпусом, а привинчена к нему на болтах, потому что от их крепости зависит жизнь экипажа.
  5. Выбор парусного вооружения и оснащения — вопрос стоимости и предпочтений. На нашей яхте две мачты, что позволяет сделать грот-парус меньшего размера, так как есть еще и маленькая бизань — парус на второй мачте. Раз паруса меньше, их легче поднимать и спускать ручными лебедками. Еще две мачты позволяют нести разные комбинации, чтобы добиться оптимальной скорости и стабильности на волне в зависимости от погоды.
  6. Переезжая жить на яхту, вы должны уметь починить все — от двигателя и парусов до собственного тела, то есть уметь оказывать первую помощь. Ведь, отойдя от берега, вы сами несете ответственность за все, что случится: здесь не поймаешь на трассе машину, чтобы вас завели или дотянули до мастерской. Если не умеете или не готовы учиться ремонтам, потребуется механик — либо придется парусить и отдыхать только рядом с обитаемым берегом.

Где вы живете? Расскажите о своем жилье и о том, почему вам нравится в нем жить
Марина КлочковаЧто вас больше всего смущает в жизни на яхте?
  • тэоВот это да! Просто чума! Прочитал, как рассказ, залпом. Очень смелые люди, умные, иначе бы и не выжили б, подарили себе и детям настоящую жизнь на природе, полную приключений, ответственности и в чем-то опасности. ШИКАРНЕЙШЕ, я восхищён!221
  • Тим СоловьевНу если со стороны смотреть, то все очень круто выглядит, детям повезло, что они уже с такого возраста побывали много где, завидно аж)) Но понятное дело, что жить тяжело на воде, ну, как мне кажется)) Но наверное, оно того стоит)30
  • СергейЗдорово, ничего не сказать! Каждый раз вдохновляюсь такими материалами. Совсем рядом абсолютно другая жизнь у людей, которую построили сами без миллионов миллиардов и явно кайфуют от нее. Единственное всегда смущает в таких историях, что это выбор родителей, а дети становятся "заложниками" такого выбора и альтернатив не имеют.91
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯О, смотрел раньше ваш канал на ютубе. Очень круто. Не для всех точно, но круто!27
  • АвиаторВы неимоверно крутые! Как же это здорово - подарить себе и своим детям приключение на много лет) Да, такой выбор не для всех. Но мне кажется, что у вас всё гармонично и вполне счастливо получается. Удачи и попутного ветра!25
  • Alexandra P.Очень интересно, но читаешь как про другую планету. Я бы не хотела жить на яхте и бесконечно находиться в путешествии. Я человек домашний. И вопросы насчёт детей возникают. Что у них с образованием, социализацией? Дистанционное обучение - на мой взгляд, так себе идея. Интересно, как сложится их жизнь после такого неординарного детства.33
  • Марина КлочковаСергей, спасибо. Да, такой вопрос многих волнует, включая на самих ). На самом деле, образ и место жизни любых детей до 18 лет полностью зависит от родителей. Не все дети выбрали бы жизнь за полярным кругои или на рабочей окраине, например. Но где семья, там и отпрыск. Так что кругосветное плавание - не самый плохой вариант, учитывая опыт, знания и мильон красот и чудес, который дети увидели. Из 8,5 лет плавания мы пробыли чисто в открытом море всего полтора года. Все остальное время были стоянки, общение, друзья, кружки и секции и даже школа. К тому же, экспедиция - ведь это не навсегда. Такие глобальные решения принимаются коллегиально. Насте, которой на момент переезда на яхту было 12 лет, мы предлагали варианты остаться на берегу: с бабушкой, с тетей или в семье близких друзей. Она сказала: Родители, вы с ума сошли, я хочу жить только с вами! К тому же, именно ей нужно было лечение морским климатом в нашем случае.98
  • Марина КлочковаСмузивый, у Насти немного задержалась выдача аттестата, потому как на момент нашего выхода в море толковых дистанционных школ, в которых можно учиться без доступа в интернет, еще не было. ОГЭ и ЕГЭ надо сдавать лично в российской школе либо школе при посольстве. За полтора года застревания из-за ковида в Австралии мы не попали в такую школу по причине локдауна. Поэтому сейчас, по возвращении в Россиию старшая готовится сдать ОГЭ, а на следующий год - ЕГЭ, ускорить процесс нельзя. Ну а после будет поступать на специальность, связанную с туризмом. Сейчас она уже работает в профессиональном экипаже компании Русарк, которая возит туры на парусниках в Антарктику и в Арктику. Летом Настя работала в Баренцевом море, следующим летом отправится в Гренландию. Когда сдаст ЕГЭ, хочет ходить и в Антарктику. У нее уже есть шкиперский диплом. В 2019-ом году мы встречали Федора Конюхова у мыса Горн и в его команде был Павел Александров, племянник космонавта Александрова и учредитель интернет-школы. Тогда наши дочки и стали учиться в Географической школе апостола Андрея Первозванного. Там очень гибкий подход и сильные учителя. Мы довольны. Есть, конечно, нюансы у удаленного образования, в части дисциплины, например, нужна мотивация ребенку тщательно подходить к выполнению заданий и тп. В целом, мы очень довольны. Юнга Лада, ей 11,5 лет, сейчас учится в 6-ом классе. Ну, а про старшую я написала выше.49
  • Марина КлочковаAlexandra, да, согласна, этот образ жизни не для всех, там много подводных камней. Про дистант и образование я ответила одним комментарием выше. А так, да, нам самим интересно, как сложится их жизнь после такого вот :) С социализацией у девочек прекрасно. легко сходятся, свободно общаются на русском и английском. Думаю, старшей даже жизнь в путешествии и связанные с ней активности пошли на пользу, от природы она довольно замкнутая. активное ведение ютуб-канала и участие в вебинарах и прямых эфирах, а так же в открытых встречах в разных странах ее раскрепостило.44
  • Марина Клочковатэо, спасибо вам! желаем вам сбычи мечт и смелости на пути к их исполнению!33
  • ЙцукенСергей, дети всегда заложники выбора родителей, жить в городе, деревне, на яхте37
  • Ishimuraфантастика. на контрасте с сегодняшним "дневником трат" все выглядит еще более эпично. Успехов! вы супер крутые!22
  • Alla KasimovaГосподи, прямо завидую белой завистью такому потрясающему детству ваших детей. Вы молодцы!35
  • СергейЙцукен, вопрос степени. Одно дело жить в городе или деревне, банально иметь доступ к кружкам, спортивным секциям, постоянный круг друзей, в подростковом возрасте гулянки, секреты и вот это все. Другое постоянно находится с родителями, без очного круга общения, с минимумом личного пространства. Никого не осуждаю, выбор каждого, тем более в случае автора мед показания есть. Но я лично за то, чтобы давать ребенку максимально разные возможности и свободу действий, а дальше уже к чему душа ляжет.4
  • Марина КлочковаНадежда, бывает по-всякому. У нас было иначе. Дети рады, что их детство прошло вот так. А маленькие дети - они хотят быть с родителями, для них это самое важное. Именно малышей меньше всех из семьи напрягает путешествие в собственном доме.25
  • Марина КлочковаДарёнка, каждому свое просто ). Если бы всем восьми миллиардам людей подходил только один образ жизни, трудно представить, как выглядело бы человечество )24
  • Марина Клочковаdezmont, вы ошибаетесь ). Я пока "бедным детям" не буду показывать эту статью и ваш комментарий, а то они очень всегда подобному возмущаются )30
  • Анастасия КоЛучшая статья Т-Ж по моему личному рейтингу :) Обожаю море, обожаю яхты, мечтаю познакомиться с ними поближе - тоже стать капитаном. В жизни на яхте меня пугают страшилки про пиратов и отсутствие теплого офисного стула под попой.. как обеспечить себя и судно валютой - пока для меня загадка.43
  • Марина КлочковаAlla, спасибо! И пусть исполнятся ваши мечты )8
  • Марина КлочковаЙцукен, да, это очень важно. мы шли к пассивному доходу 8 лет. А потом уже к нему добавился и активный - блог, статьи, ютуб-канал, участие в конференциях22
  • Марина КлочковаСергей, ну, в мультиках и у наших детей не было недостатка. Как и в подружках ). На любом берегу живут люди, а в одном месте мы стояли от месяца до года, было время и на подружек. Самооправдание? - Нет, ничуть. Слабо представляю, как бы мы жили столько лет с чувством вины за украденное у детей детство, чобы потом себя оправдывать. У нас демократия в семье, и сложные выборы мы делаем вместе. А про другой опыт... Ну, вы вспомните свое детство, вероятно, вы бы хотели прожить его где-то на вилле в Ницце ну или в центре Лондона, в Хогвартсе... но у вас было только то, что вам дали родители. И это ни хорош, ни плохо. Просто у всех по-разному. Но вы можете мне не верить. Мне проще с вами согласиться ))89
  • Марина КлочковаАнастасия, приходите к нам в соцсети. мы там зовемся Travely-Family14
  • Лана СчастливаяВАУ! и не слушайте говорящих что дети ваши заложники и вы украли у них детство. У них такое детство, которому потом все окружающие будут завидовать31
  • Николай КарпунинМарина, колоссальный жизненный опыт для детей. Вы большие молодцы! Один минус. Детям, возможно, будет не интересно общаться со сверстниками, живущими «обычной» жизнью)15
  • Николай КарпунинСергей, минимум личного пространства?)) У детей был весь Мир!22
  • Николай КарпунинAlexandra, их жизнь сложится так, что они лет на 100 обгоняют всех сверстников в жизненном опыте, кругозоре и межкультурной коммуникации40
  • Alexandra P.Николай, их опыт кардинально отличается от опыта сверстников. В чём-то обгоняет, а в чем-то, может, и не догоняет их. Например, в построении долгосрочных дружеских связей, я думаю, они сильно отстают от тех детей, которые жили обычной среднестатистической жизнью. Поэтому и интересно, как будет складываться дальнейшая жизнь.8
  • Невеста 2022не слушайте тех, кто кричит "бедные дети", они вам завидуют, если бы меня спросили, хотела бы я провести детство, а может и всю жизнь связать с морями, океанами, яхтами итд, я бы однозначно хотела бы, люди думают слишком узко, ОГЭ, ЕГЭ, да многие люде сейчас прекрасно живут и без этого, суть образования ведь не измеряется тем, что ты должен получить корочку и сидеть успешно в офисе, сейчас как раз таки проблемы океанов, загрязнения, морских животных итд очень актуально и будет еще актуальнее, а ваши дети как дети морей и океанов могут как никто лучше влиться в изучение таких глобальных проблем, а это удается очень маленькому проценту людей, и они как правило большие энтузиасты, как говорится не за тарелку борща работают, всегда любила фильмы Кусто и завидовала таким людям, они по настоящему нашли свое дело и призвание, и не прозябали на нелюбимой работе, как же скучно слушать все эти душные увещевания, мыслите шире, господа...44
  • Дракончик ТопотушкаГилеад, точно, теперь она начнет вожделеть исключительно яхты.24
  • Марина КлочковаНевеста, спасибо вам! Очень отзывается. И пусть мечты ваши сбудуся13
  • Сергей ЖуковСам ходил в море много лет. Устаешь от однобразия, определенного напряжения, потому что море это не шутки, опасность всегда присутствует и помощи ждать быстро не откуда, можешь рассчитывать только на себя. Уважаю кто выбрал такой путь, это тяжкий труд.25
  • Марина КлочковаТатьяна, припозднились ). Егэ сдаст в итоге в 22 года. На 4 года позже остальных. Но люди, которые поступали в институт не сразу после школы, а из колледжа, или поработав немного, знают, что не это вообще не беда. На парусниках, которые возят туристов и ученых в Арктику и в Антарктику можно вырасти в разных направлениях. До капитана, до начальника берегового штаба (это офисная работа), до организатора туров или человека, отвечающего за прикладную реализацию научных программ. Можно уйти работать в другое место. Много зависит от выбора дальнейшего образования, сейчас у нее задача осмотреться и выбрать путь. Он выходит нелинейный, как мы привыкли "детсад-школа-институт-работа-пенсия-кладбище". Не страшно, если работа уже есть, а институт случится позже. Зарубежом очень распространена практика, кстати. После окончания школы выросшие дети едут пару лет путешествовать, волонтерить и тп, и за это время выбирают направление.29
  • Anastasia KlochkovaAlexandra, на счет долгосрочных связей - я если честно не думаю, что построить их мы не можем. У меня подруги с детства, с которыми я еще лет в 7 дружить начала и продолжаю близко до сих пор. Подруга русскоязычная, с которой мы познакомились в Мексике пять лет назад, и она моя лучшая подруга все это время. Подруга в Австралии, с которой мы уже два года на связи). Со всеми мы общались или общаемся через интернет. Друзья появились прошлым летом после работы на шхуне в Арктике, где было очень много людей, и я была абсолютно включена в общение со всеми. Так что у меня с этим все нормально). У Лады тоже, она еще более общительная, чем я.37
  • Марина КлочковаCutty, спасибо! Мы сейчас думаем как раз, как обустроить дальнейшую жизнь при условии выросших детей. Потому как жить в центре континента, когда яхта за 6 тыс км, имея проекты , связанные с морем, сложновато. В идеале все эти годы мы мечтали, проводить полгода дома, полгода в экпедициях. Сейчас будем выстраивать плавание этапами, брать на этапы коммерческих пассажиров, семьи с детьми. Севморпуть, Тихий... - много задумок. Все сейчас в процессе обсуждения. В любом случае надо выбрать место для обоснования у моря, чтобы дом на берегу с обществом для девочек, учебными заведениями, а яхта напротив на якоре )). Может, к пенсии марину для яхт построим, будем развивать парусную инфраструктуру. Пока много вариантов.21
  • СтаниславМарина, а откуда вы берете деньги на жизнь?6
  • Марина КлочковаГилеад, ставить диагнозы о работе клеток мозга у детей на основании одной статьи по организации быта крайне непрофессионально, если уж вы заговорили о нейронных связях. :) Я дипломированный педагог, и со всей ответственностью могу заявить, что нейронные связи в коре головного мозга наших детей образованы вовремя и в нужном объеме ). Об это свидетельствует обширный опыт общения как с ровесниками, так и с людьми разных возрастов, культур и языковых групп.38
  • Марина КлочковаСтанислав, у нас несколько офисов и склад в Новосибирске, под присмотром партнеров. Наш дом в Горном Алтае сдавался как гостиница посуточно, я журналист - пишу за гонорары, мы занимаемся онлайн-консультированием. Что-то приносит и блог (соцсети, сайт, канал на ютубе)42
  • Марина КлочковаНиколай, Спасибо! Тоже об этом думала, да вроде пока интересно ). Мне кажется, им наоборот интересно добрать той стороны обычной жизни, которой у них было мало.11
  • Трофим ГордеевМарина, я до 15 лет в советской деревне прожил. Кроме природы и скотины и тяжёлого труда ничего не видел. Но все же это были лучшие годы в моей жизни. А ваши дети весь мир увидели и родители прекрасные рялом. Что ещё нужно для счастья.50
  • Зося ЧернышеваСергей, я совершенно согласна с Вашими словами: "...Каждый раз вдохновляюсь такими материалами. Совсем рядом абсолютно другая жизнь у людей, которую построили сами без миллионов миллиардов и явно кайфуют от нее.", но и не согласна про то, что дети становятся "заложниками" такого выбора и альтернатив не имеют. В любой семье дети живут до 18 лет пока не самоопределяться с выбором места работы и обучения, живут с родителями там где мама и папа. Ситуации на каждом шагу: переезд в другой город, смена места жительства, военные семьи, длительные годовые командировки одного из родителей, что брать подружек и школу? Нет конечно, тем более сейчас. Интернет, связь и телефон, вот вам обучение и общение. А разве в Вашей жизни не было ситуации, когда за вас выбирали родители? У меня были и очень часто, с детства и до поступления в институт. И порой я им была благодарна, им виднее. Разве у Вас в семье не было моментов, когда вы ставили детей перед фактом, а не перед выбором? Согласитесь, если бы была возможность, нет наверное желание, Вы бы тоже не отказались от такого путешествия вокруг света за несколько лет. Я бы хотела, но смогла бы????17
  • Зося ЧернышеваСергей, а здесь не соглашусь, ноутбуки, записи на дисках, куклы и машинки можно и собой взять. А научится ответственности, понимания нужности. Во дворе этого не будет. И я уверена, что девочки снимают фото и видео получше, чем их подружки кривляясь для тик-тока.28
  • Гена МакеевСергей, плавание на яхте - одна большая и крутая секция)20
  • Anastasia KlochkovaСергей, можно хотеть и получать все вместе, и путешествия, и общение, и даже, о боже, дискотеки. В других странах тоже люди живут, русскоязычные в том числе))). А про то, что вы спрашиваете: да, мы бы хотели. Я бы ни за что не променяла мою удивительную жизнь на обычную. Это было и есть лучшее и уникальное, такое не всем выпадает, и хорошо наверное. Счастье, что нам выпало это и родились мы именно в нашей семье.30
  • Системный инженерСергей, такое ощущение, что вы троллите. Предпочесть поиграть с подружками плаванию по морям? Да конечно, что интересного в походах на яхте? А вот подружки - это да, так необычно!)))28
  • Варвара ВетровкинаСергей, а дети всегда "заложники " родителей. Зато хорошие отношения друг с другом, привычка к труду и широкий кругозор - не все взрослые могут этим похвастаться.16
  • LazyLadyДа, у меня возник тот же вопрос после прочтения, т.к. в статье это не упоминается совсем. Но теперь стало понятно )0
  • Светлана БелянкинаСтанислав, не с неба деньги им падают. Трудятся как все.7
  • Александр БобровМарина, отличная статья. С Настей прошлым летом ходили на «Новую землю» в составе экспедиции, она была частью экипажа на «Петре первом». Привет ей)12
  • Ольга ГончаревскаяСергей, яхтенный спорт - очень даже кружок, спортивный)) Еще и хозяйственные девочки растут, приучены к труду.11
  • Павел НСергей, астму вылечили ребенку, написано ведь. И вообще, раз речь пошла по ювенальной логике - выбор детей до совершеннолетия за родителями. Скорее всего у вас нет детей судя по подходу(1

Сообщество