Как мы переехали на яхту с детьми и она стала нашим вторым домом
Мы живем на яхте в путешествиях более восьми лет.
Раньше мы жили в Сибири, и у нашей старшей дочери Насти была бронхиальная астма. Поэтому с января 2008 по апрель 2013 года мы зимовали в Юго-Восточной Азии, объехали дальние и ближние рубежи Таиланда, Малайзии, Индонезии и Камбоджи.
В начале 2012 года друг позвал выйти в море на день. Он как раз собирался покупать яхту для хождения по Обскому морю. Мужу прогулка настолько понравилась, что той же весной он улетел учиться на шкипера в Черногорию. Потом он попал в спортивную команду, стал участвовать в регатах на Средиземном и Северном морях и перегонять чужие яхты.
К тому времени у нас родилась еще одна дочь — Лада. В ноябре 2012 года ей стукнуло полтора, и мы взяли на две недели яхту в чартер на Канарском острове Тенерифе. В конце 2013 года купили свою яхту, а уже в январе 2014 года впервые вышли на ней в море. За восемь с половиной лет она стала для нас вторым домом. Расскажу, как мне удалось наладить уют.
Как мы искали яхту
Мы переехали в Горный Алтай и периодически ездили в Новосибирск — наш родной город. Своего жилья у нас там нет, а останавливаться у бабушек в полном составе было невозможно: они держали кошек, на которых у Насти сильная аллергия. В каждый наш приезд с Алтая в Новосибирск начинался квест «пристрой дочку ночевать к друзьям». Это было неудобно, и мы задумали купить двухкомнатную квартиру в спальном районе. А для этого начали откладывать деньги. Но в итоге вместо квартиры решили искать яхту: выйти в море под парусом мы мечтали с детства, после знакомства с романами Жюля Верна.
Получив шкиперскую лицензию, Андрей влился в активную парусную жизнь, участвовал в регатах и перегонах яхт. В течение полугода он смотрел обзоры яхт на «Ютубе», специфические ресурсы в интернете, советовался с опытными собственниками и просто яхтсменами. Еще он изучал сайты продаж яхт, например appolloduck.com и yachtworld.com, переписывался с брокерами, владельцами и попутно ходил по европейским маринам. Мы с самого начала хотели отправиться в длительное путешествие, а потому нам нужна была яхта для постоянной жизни на борту.
Краткий ликбез по яхтам
Мир яхт — это отдельная большая тема, поэтому напишу основное. Яхты бывают парусные и моторные. У нас парусная яхта, поэтому я буду рассказывать про них.
По размеру, то есть длине корпуса:
- до 30 футов, то есть до 9 метров;
- 30—50 футов, то есть 9—15 метров;
- свыше 50 футов.
Какую выбрать — зависит от количества человек и желаемого уровня комфорта во время передвижений. Для семейной жизни оптимален средний вариант. Яхтой длиннее 50 футов трудно управлять малым экипажем, а еще значительно увеличивается бюджет на ремонт и стоянки.
По назначению:
- спортивные — не рассматриваем;
- круизные — яхты, подходящие для жизни под парусом.
По количеству корпусов:
- монохул — однокорпусная яхта;
- катамаран — судно, состоящее из двух параллельно расположенных корпусов, которые связаны между собой общей палубой;
- тримаран — судно, которое состоит из трех корпусов, объединенных палубой, этот вид не так популярен для жизни под парусом.
По количеству мачт. Яхта может быть с одной или двумя мачтами. Если их больше, это уже не парусная яхта в обычном понимании, а корабль другого класса.
По типу киля. Так называют тяжелую свинцовую или чугунную балластную балку, которая идет от носа к корме, обеспечивает устойчивость и препятствует крену и опрокидыванию судна. Вариантов много: полнокилевые, с плавниковым килем, швертботы, то есть с подъемным килем, скуловым или двойным, качающимся. На наш взгляд, самые безопасные и удобные типы килей под задачи круизной яхты — полный и плавниковый.
Вот какие критерии Андрей предъявлял к судну:
- Возраст — старше 1990 года, так как с этого времени лодки стали строить по проектам дизайнеров, а не конструкторов, пожертвовав надежностью в угоду эргономичности.
- Прочный корпус.
- Размер — около 12 метров, чтобы вмещать большой запас топлива, воды и продовольствия для трансокеанских переходов. Еще такая яхта приемлема в плане обслуживания и стоянок в портах-маринах, где цена стоянки зависит от размера.
- Возможность выдерживать сильные шторма.
- Полный или плавниковый киль — такие кили имеют большую массу и приформованы к корпусу, а значит, не отвалятся.
Как мы купили свою яхту
Нашим требованиям отвечали лодки двух верфей:
- шведской Hallberg-Rassy;
- финской Siltala Yachts — она производит лодки Nauticat.
Если проводить параллель с автомобилями, то это яхты класса Тойота Ленд Крузер. На тот момент в продаже были два Наутиката, и муж полетел их смотреть. Мы выбрали Nauticat 40. Цифра в названии — это длина яхты в футах, то есть примерно 12 метров. Яхта была 1988 года выпуска, с полностью защищенной рулевой рубкой и задним расположением кокпита. Кокпит — это яхтенное крыльцо, со скамейками, штурвалом и столиком.
Цену яхты определяют пять параметров: год выпуска, модель, размер, состояние и место продажи. Средиземноморье считается наиболее дорогим рынком подержанных яхт, но именно там для нас совпали все остальные параметры.
На переписку с продавцами ушло два-три дня. Первую яхту, стоявшую на юге Испании, хозяин продавал без посредников. Второй вариант был у брокера в Бельгии. Андрей отправился смотреть первый вариант, договорился на просмотр второго, но ко второму ехать не пришлось.
Первичный осмотр выявил кучу мелких косяков, которые, как говорят гонщики, на скорость не влияют, но создают хороший повод для торга.
За три дня подробной ревизии судна муж залез во всевозможные уголки и все внимательно осмотрел. Еще до осмотра он подготовил дефектную ведомость, которую составил на основе переработки опыта знакомых и незнакомых яхтсменов. По мере осмотра он ее пополнял, а затем предъявил погрустневшему владельцу.
Владелец выставил яхту за 120 000 €. Андрей сторговал ее до 85 000 € — по ценам декабря 2013 года это 3,7 млн рублей. Новая яхта такого класса стоила бы впятеро дороже. Заключили договор купли-продажи, переоформили свидетельство о собственности. Так 12 метров длины и 4 метра ширины из пластика, металла и дерева стали нашим домом и транспортом.
Расходы на дополнительное оснащение яхты составили еще около 25 000 €, то есть около 1 млн рублей по курсу того года. Мы дооборудовали ее солнечными панелями — для автономного электричества, заменили веревки, купили новый якорь, лебедку и якорную цепь, навигационные приборы, радар-детектор и инвертор с 12 на 220 В.
Изначально яхта звалась «Титан», но, чтобы избежать сходства с «Титаником», мы поменяли имя. Я предлагала «Дункан» или «Пилигрим» из Жюля Верна, но муж сказал: «Будет „Леди Мэри“, в честь любимой женщины и старпома». Также в названии есть отсылка к другой леди Мэри и ветру перемен.
Как устроена наша яхта
Яхты продаются со встроенной мебелью, как и автодом, — от шкафов до холодильника и специальной плиты. Поэтому наше судно напоминает плавучую дачу.
На яхте высокая корма — задняя часть судна, — благодаря этому кормовая каюта похожа на нормальную спальню с ровным высоким потолком, а это бывает далеко не во всех яхтах. Есть компактная носовая — детская каюта; рубка — гостиная; камбуз и кают-компания, которые образуют кухню-салон; два гальюна — туалета. Пять ступенек трапа ведут из рубки в кокпит — место, где находится штурвал, рундуки-сиденья — морские сундуки, а в стояночной жизни там можно установить стол и складные кресла. Расскажу, как устроены помещения.
Кормовая каюта — это полноценная спальня с потолком в полный рост и двуспальной кроватью. Кровать с обеих сторон ограничена бортами с рундуками — это шкафы в стене, — поэтому падать с нее некуда. Отмечу, что не на всех яхтах большая кровать обладает таким достоинством.
В каюте есть туалетный столик, который мы используем как второй штурманский, многочисленные полки с книгами, шкафчики и рундуки, которые набиты едой и одеждой. Во время морского перехода мы перегораживаем двуспальную кровать фанерной стенкой, для этого в торцовой стене есть специальный паз. Это необходимо, чтобы во время качки и крена на кровати могли спать два человека. Если такую стенку не поставить, один все время будет скатываться на другого.
Носовая — это спальня для детей. Правда, в переходах Настя спит в кормовой с одним из взрослых, так как второй несет вахту. Вторая дочь Лада перебирается спать на диван в кабинете: там меньше укачивает.
Носовая каюта похожа на суженное купе поезда, только без стола. Два односпальных места внизу и верхняя полка — третье спальное место, на котором у детей шкаф и домик для кукол. Стены увешаны любимыми постерами и фотографиями. Есть шкафчики и полочка с девичьими игрушками и книжками. Почти как дома.
Нижние кровати можно превратить в сплошную треугольную койку, если вставить специальную фанеру и кусок поролона. На такой кровати можно улечься всей семьей, комфортно — втроем. Мы там частенько смотрим фильм на ночь, если муж — он же капитан — уже лег спать, а нам хочется поваляться вместе.
Из носовой каюты на палубу открывается большой квадратный люк — запасной выход из детской. Иногда дети закрываются в носовой и потихоньку вылезают в люк на палубный пляж, а потом дружно хихикают, что мы ничего не заметили.
Палуба — это половина яхты. У нее много функций: балкон, терраса, приусадебный участок. На стоянках и даже в пути морские дачники умудряются организовать там огород в укрепленных узких длинных ящиках. А однажды мы встретили катамаран, у которого на палубе был… курятник! Место управления яхтой: паруса, штурвал, приборы — все находится тут. На палубе или в ее части, называемой кокпит.
Там можно устроить аквапарк, который веселит и нас, и гостей на теплых якорных стоянках. Мы устраиваем вышку на вынесенном спинакер-гике — так называется мощная перекладина для дополнительного легкого паруса. На нос и борта вешаются веревки, и получается импровизированная тарзанка. Можно привязать на длинную веревку каяк, надувной круг или кранец. Высота вышки над водой — почти 4 метра. Дети в восторге.
Рубка — гостиная. В океанских переходах я в основном сплю в рубке: мне в каюте на волнении не спится. Для этого мы убрали мягкие спинки и получили полноценную кровать. Ночью в море всегда кто-то на вахте, и, если погода спокойная, можно дремать на этом самом диване. При желании в рубке можно спать даже вдвоем, скрючившись по форме П-образного диванчика.
Рубка — эпицентр яхтенной жизни. В плохую погоду это и столовая, и гостиная с кинозалом, а также наш кабинет. В рубке мы принимаем гостей, работаем, музицируем на гитаре или синтезаторе. В переходе стелем на столы специальные резиновые скатерти с нескользящей поверхностью. На них можно поставить ноутбук или плоские тарелки с высокими бортами, а еще лучше упереть эти тарелки в бортик стола. Тарелку с супом в морском переходе всегда держим в руках, так как на качке и при малейшем крене жидкие блюда проливаются даже в самую тихую погоду.
По прямому назначению рубка используется тоже. Из нее прекрасный обзор во все стороны. В рубке дублируются навигационные приборы, штурвал и рычаг газа. Здесь мы и несем ночную вахту.
Из минусов: рубка и ее приподнятость над полом делит большое общее пространство яхты на два маленьких. На яхтах без рубки кают-компания больше похожа на кухню-гостиную в доме. В ней больше воздуха и места.
Неоспоримый плюс: рубка позволяет управлять яхтой изнутри. В дождь и при волнении в переходе с детьми более-менее комфортно находиться только в ней. На стоянках в холодное время года — тоже: из остальных мест на судне почти не виден окружающий мир. Здесь же большие панорамные окна.
Кокпит. Сюда в теплое время переезжают столовая и гостиная.
Здесь особенно уютно с тентом и столом вокруг бизань-мачты — второй малой мачты в задней части яхты, — но мы часто устраиваем посиделки прямо на полу.
Камбуз и кают-компания. Расположены по разные стороны от основания главной мачты и образуют кухню-гостиную. На камбузе есть газовая трехконфорочная плита с духовым шкафом, встроенный в стол холодильник с вертикальной загрузкой. Наш холодильник похож на ящик, прямоугольный параллелепипед размером 60 × 60 × 50 см. В стены встроены кухонные шкафы со специальными замками, чтобы на ходу дверцы не открылись, раковина и столы.
Лада, когда была поменьше, любила готовить обед, преимущественно сидя на холодильнике. Девочки с двух лет помогают в готовке. Я спокойно давала им нож и учила резать — под присмотром, конечно. В пять лет Лада уже имела два фирменных блюда — фруктовый салат и банановое мороженое. Потом список салатов расширился, добавились оладьи с яичницей. В восемь лет, когда мы стояли в ЮАР, Лада впервые приготовила суп на всю семью, пока мы были заняты.
В целом убранство камбуза похоже на кухонный мини-гарнитур. В шкафчиках хранится посуда и продукты для частого пользования. Остальные съестные припасы мы убираем в рундуки у бортов и под пайолы — снимающиеся доски пола.
В кают-компании дети рисуют и делают уроки. Это детский кабинет, где есть ниши для книг, пластилина, вышивания и прочих фломастеров и три вместительных шкафчика. В двух — фарфоровая посуда и бар, в третьем — учебники и тетрадки.
Стол-парта трансформируется в кровать, где при желании могут спать двое. Спальное место или кабинет можно отгородить от всех шторой — получится домик.
Гальюны — санузлы, их два. Носовой — между гостиной-кухней и детской комнатой. Лада прозвала его «детский туалет». В нем раковина, вместительный шкаф и сам гальюн прокачного типа с ручной помпой.
Кормовой, большой санузел с легкой руки Лады называется «взрослый» и находится в нашей спальне. Здесь душ, который можно отгородить шторкой, над гальюном откидывается скамеечка. На нее удобно сажать или ставить маленького ребенка для мытья. Как положено, есть раковина и шкафчики под и над ней.
Внутренний душ в жаркую погоду почти не используется, потому как непросыхающий гальюн очень быстро покроется плесенью. В морских переходах по теплым широтам мы обливаемся на палубе из пластиковых бутылок или специального походного душа-мешка. На теплых якорных стоянках из окна гальюна выводим душевой шланг и принимаем ежедневный душ на палубе в темноте.
Как устроен наш быт
Топливо. На парусной яхте паруса и есть основной двигатель, они позволили нам дважды обогнуть Землю. Но кроме парусов есть и дизель мощностью 90 л. с. Он используется для входа в порт и выхода из него. Топливо берем с собой с берега, емкость баков — около 600 литров, плюс 150 литров дизеля перевозим в канистрах. Это стоит 1—1,5 € за литр, то есть сейчас около 70 ₽.
Электричество. Его вырабатывают солнечные панели. В холодных широтах, где часто не бывает солнца, приходилось заводить мотор для подзарядки аккумуляторов. Их три.
Вентиляция. Во взрослом туалете вентиляция происходит через окно, в детском — через одноименное отверстие в потолке. Вентиляционные отверстия есть также в камбузе, над детским кабинетом и в носовой каюте.
В переходах важно не забыть внешние части вентиляции, которые выходят на палубу, повернуть к центру лодки и закрыть изнутри. Если забыть, волны перехлестнут через палубу и превратят вентиляционные отверстия в душевые.
Канализация. Из гальюна не уйдешь, просто нажав на кнопку. Отходы из закрытого унитаза откачиваются тугим рычагом вакуумной помпы. У детей, даже у старшей Насти, которой на момент переезда на яхту было 12 лет, в первые пару лет не хватало сил на прокачку, у меня все еще это выходит только двумя руками.
В открытом море, на расстоянии больше 12 миль от берега, все биологические отходы смываются в воду, на стоянках в марине или на якоре — в специальный бак. Такие баки опорожняются в открытом море, или, если яхта находится только в марине, нужно вызывать ассенизаторскую службу. Вода от мытья идет в море, поэтому необходимо выбирать биоразлагаемые экологически чистые моющие средства.
Флора и фауна. Над диванчиком в обоих углах рубки есть удобные полочки, на одной из них мы с детьми даже устроили экспериментальный огород: накопали земли и сажаем в горшочки что придется, а потом наблюдаем. Увидели как-то, что семечка внутри яблока дала росток, — посадили вместе с серединкой. Какое-то время росток бойко торчал, потом стал напоминать тыкву, хотя ее мы точно не сажали.
Самой живучей в нашем плавучем огороде оказалась канарская агава по имени Алехандро. Мы вырастили ее из косточки, свозили в Антарктиду и вокруг мыса Горн. Алехандро выжил даже в сильнейшем шторме в Субантарктике. А потом нашего питомца пришлось оставить у подруги в Южной Африке, потому что мы направлялись в Австралию, куда нельзя ввозить растения.
Охрана яхты, когда сходим на берег. Стоянки бывают двух видов — в охраняемой марине и на неохраняемой якорной стоянке. В относительно безопасных местах мы стоим на якоре, дверь в яхту закрывается на замок, напоминающий шифоньерный. Его ничего не стоит вскрыть шпилькой, но более чем за восемь лет нашу дверь никто не вскрывал.
В марине яхта стоит пришвартованной к понтону, закрытой на тот же замок. Знаем, что кто-то ставит сигнализацию, но мы таких владельцев не встречали.
Вода и еда
Вода для бытовых нужд. На камбузе есть три крана.
Один — с забортной водой, ее качают ножной помпой. Чтобы помыть посуду, равномерно нажимаешь педаль, и механический насос подает струю на тарелку.
Но посуду после соленой воды нельзя оставлять без ополаскивания, иначе она быстро просолится, будет мокнуть и плесневеть. Для опреснения на камбузе есть второй кран — обычный, как в городской квартире. В него подается вода из бака. Такие же стоят в обоих туалетах.
Третий кран на кухне — питьевой. Вода проходит через четырехступенчатый фильтр, и ее, даже налитую из водопровода в порту, можно спокойно пить.
Питьевая вода. До выхода в Тихий океан у нас не было опреснителя морской воды, поэтому при пересечении океана мы могли располагать только запасами, которые взяли с берега, и водой, собранной от дождей. С берега можно взять около 600 л воды, включая канистры. Часто вода бесплатна или входит в стоимость стоянки у берега, если яхта стоит в марине. Но может стоить до 20 € за 100 л.
Во время дождей вода собирается с парусов. Мы устанавливаем большую воронку на край гика — нижний катет треугольного паруса, — по которому стекает основной поток. Воронка вставлена в шланг, а он, в свою очередь, — в бак или канистру. Если погода тихая, кроме воронки закрепляем емкости у всех мест, где дождевая вода образует струйку.
Перед выходом в Тихий океан мы настроились на большую автономию и установили опреснитель за 350 000 ₽. В теплых морях он выдает до 25 л вкусной пресной воды в час, в холодных водах — около 15 л. Естественно, в море и с опреснителем воду нужно жестко экономить, потому как он работает от электричества, которое в океане не бесконечно.
Еда. С пополнением запасов провианта в наше время все довольно просто. Купить привычные продукты можно в любом порту, даже в Африке. Автономия по продуктам на нашей яхте стремится к шести месяцам, и все же в каждом порту мы пополняем запасы в магазинах или у фермеров.
Цены разные: в Европе чуть дороже, чем в России, в Австралии — в полтора раза дороже, в Полинезии — примерно вдвое. В западной Африке и Азии, наоборот, чуть дешевле, чем в России. Мы тратим на продукты на четверых 70 000—100 000 ₽ в месяц в зависимости от страны.
Главное — выбрать для хранения самые сухие рундуки и регулярно устраивать ревизию: осматривать и проветривать.
Закупаем крупы, макароны, консервы, печенье, конфеты, шоколад, мед, варенья, орехи, сухофрукты, соусы, сухое молоко — все, что может долго храниться. Среди таких продуктов есть даже сыры, например пармезан в вакуумной упаковке и сыр бри в металлических запаянных банках — мы нашли такой во Французской Полинезии. Такой сыр хранится месяца три в тропиках без холодильника! Без холодильника лежат и яйца. Их смазывают растительным маслом и каждый день переворачивают, чтобы пузырек воздуха внутри скорлупы все время перемещался.
Свежие фрукты и овощи закупаем ящиками. Дольше всего хранится помело: за счет толстой корки они могут мумифицироваться, оставаясь свежими, месяцев четыре-пять, продолговатые тыквы, зеленые яблоки — до трех месяцев без холодильника. Фрукты надо перебирать раз в день-два, изымая самые плохие на переработку.
В переходе сначала съедаем скоропортящиеся фрукты и овощи, потом остальные.
Как делегируем обязанности
Муж Андрей — капитан. На нем лежит львиная доля ответственности за мероприятие «кругосветное плавание с семьей под парусом». Он первоначально разрабатывает маршрут с учетом ветров, особенностей захода в разные страны, пиратства и криминогенной обстановки. Направления выбираем вместе, пожелания семьи учитываются, но окончательное решение принимает капитан.
Все ремонты — от двигателя до такелажа — тоже осуществляет Андрей. Если у берега можно обратиться за помощью или заказать запчасть, то в море ты рассчитываешь только на себя. Соответственно, все, что даже теоретически может пригодиться, — от дублирующих узлов яхты до инструментов — капитан с запасом закупает на берегу.
Я — помощник капитана. Вместе с девочками по мере возможностей участвую в управлении яхтой, как и положено морякам.
Ночные вахты также распределяются между нами. В 8—10 вечера заступает Настя, ночью ее меняет Андрей, а раннее утро до тех пор, как проснется капитан, мое. Вахтенный следит за курсом и обстановкой в море, изменением ветра, корректирует курс, уменьшает и увеличивает площадь парусов. В целом надо, чтобы яхта продолжала безопасно идти по курсу.
Когда что-то идет не так, например порвался парус, ванта или еще какой-то аврал, для ремонтных работ либо поднимается весь экипаж, кроме младшей дочери, либо достаточно разбудить только капитана, если вахту нес не он.
Наш основной источник дохода — коммерческая недвижимость в Новосибирске. Мы сдаем ее в аренду под управлением надежных партнера и директора. Андрей по мере возможностей тоже управляет объектом.
Я много работаю за ноутбуком: пишу статьи в журналы, блог, книгу, веду в соцсетях блоги о путешествии и группу «Пряничного домика» в Горном Алтае — нашего дома, который на время путешествия работает как гостиница. Вместе с капитаном снимаем и монтируем видео для нашего ютуб-канала, где рассказываем о жизни на яхте.
Старшая дочь Настя — старший матрос. Лет с 15 Настя помогает снимать и ставить паруса, настраивать курс, зашивать паруса или тенты, делать любой ремонт. Едва ей исполнилось 18, она прошла шкиперские курсы в яхтшколе в Кейптауне и получила начальную шкиперскую лицензию. Сейчас Насте 21 год.
Еще Настя главный кок экипажа вместе со мной. Еда должна быть как можно более разнообразной, потому как в долгом переходе прием пищи — одно из главных развлечений, кроме управления лодкой, чтения, уроков и работы за ноутбуком. Максимально мы были одни 85 дней, когда шли с Тасмании до Таити по Тихому океану с единственной остановкой на необитаемом атолле Суворов. Если все 85 дней есть лапшу с тушенкой, точно на луну завоешь.
Посуду моют девочки, это в основном не капитанское дело.
Обычная уборка на яхте мало отличается от уборки в квартире. Разве что пыль чаще вытираешь тряпкой, смоченной в уксусе, так как он сдерживает размножение плесени. У нас есть маленький ручной пылесос, щетка с совком и, конечно, ведро с тряпками.
Время генеральной уборки наступает перед выходом в море: нужно компактно и удобно разместить продукты, а все, что создавало уют и беспорядок на стоянке, убрать по полкам и намертво закрепить. Все предметы, включая цветочные горшки, сильно уплотняются, иначе на большой волне все разлетится по полу. Задачи по уборке яхты в основном лежат на нас с девочками.
На яхте нет стиральной машины. Мелкие вещи стираем в переходе вручную, но обязательно пресной водой. Крупные вроде постельного белья — на стоянках, в прачечной или у знакомых. Стоимость стирки в прачечной зависит от объема вещей — в среднем 60—70 ₽ за 1 кг. Самая дорогая прачечная в нашей истории была на острове Пасхи — около 400 ₽ за 1 кг, но это потому, что она была одна на весь остров.
Младшая дочь Лада — юнга. Она включает и выключает ходовые огни, заводит и глушит двигатель, собирает веревки в бухты, готовит утренние блинчики и по настроению другие блюда на всю команду. В переходе минувшей весной уже несколько раз несла ночную вахту почти наравне с нами. Основной ее задачей было разбудить маму или папу, если погодные и навигационные условия изменятся — например, ветер поменяет направление или силу либо слишком близко появится корабль.
Кроме этого, в море девочки делают школьные задания, которые получают еще на берегу, я им помогаю и объясняю непонятное. Девочки учатся дистанционно в Географической школе апостола Андрея Первозванного. На стоянках, где есть стабильный интернет, они присутствуют на уроках онлайн, в морских переходах делают задания и на первом же интернете отправляют учителям. Настя сейчас готовится к выпускным экзаменам, а Лада учится в шестом классе, ей 11 лет.
С какими сложностями столкнулись
Поскольку яхта — это дом, который погружен в соленую воду, в первую очередь мы боремся с коррозией металла и ржавчиной, сыростью, плесенью, соленостью.
Коррозия и ржавчина. Бытовые металлические предметы, например краны, надо протирать раствором лимонной кислоты, потому что образующийся соляной налет со временем разъедает и деформирует сталь. От ржавчины используем специальные средства, например WD-40. В среднем 0,1 л стоит 400 ₽.
Сырость. В холодное время года в Южном океане по стенам ручьями течет конденсат. После похода в Антарктиду и зимовки на 55-м градусе южной широты на Огненной Земле стены и полки неэстетично облезли. Придя в ЮАР, мы сделали косметический ремонт, ошкурили старый лак и покрыли поверхности новым. Три дня пришлось ночевать у друзей, пока все сохло.
Плесень. Для борьбы с ней у нас в хозяйстве всегда есть трехлитровая бутыль с уксусом, которым мы пропитываем тряпку, когда вытираем пыль. Не могу сказать, что его сильно боятся грибы, но хуже точно не будет. А вот средства с хлором точно не подходят для деревянной обшивки: мало того что они нарушают структуру древесины, так еще и вредны для человека.
После зимовки на юге Патагонии мы рассказали в блоге, как из дна кровати начали расти белого цвета грибы, и получили в подарок от подписчика раствор фунгицида. Пропитали им все не покрытые лаком деревянные и фанерные поверхности, отчего плесень действительно сдала свои позиции.
Посуду и еду сразу после использования надо мыть, сушить и укладывать в шкаф, иначе на ходу все посыплется под ноги, предварительно заплесневев. Если фарфор будет стоять в закрытом шкафу, помытый соленой водой, на нем тоже начнет расти плесень, которая будет выглядеть как пыльный влажноватый налет.
Соленость. Очень важно для уютной и комфортной жизни избавляться от соли. Это непросто с учетом того, что соль приносит не только вода, но и ветер, да и сам воздух содержит соляную взвесь. Для дыхания это прекрасно, для интерьера — не очень.
После купания необходимо суметь хорошо помыться малым количеством пресной воды. Мы вытираем тело полотенцами только после пресного душа и полощем все — от купальников до посуды и случайно залитой из приоткрытого люка постели. Чтобы плавучий дом не замусолился, важно не просаливать диваны, подушки, кровати.
Соль впитывает влагу и способствует росту плесени, а полки и постель мокнут. Например, если обрызганное морем белье лежит в сумке для стирки несколько дней, просоленные места покрываются черными точками. Мы с Настей строго следим, чтобы после купания в море никто не садился на диваны и кровати. А придя к берегу из перехода, лучше потратить 200 л пресной воды для мытья палубы и уборки внутри, чем потом пытаться избавиться от плесени.
Плюсы и минусы жизни на яхте
Сначала расскажу о минусах.
Походная жизнь. У земного человека яхта ассоциируется с роскошью. В подавляющем большинстве случаев это не так. Львиная доля мировых круизеров — это средний класс, пенсионеры и люди с невысокими доходами. Когда живешь на яхте, ты все время немножко в походе.
Проводя отпуск на яхте, я воспринимала ее пространство как турист: «Вау, какая прикольная кабинка, а я сюда влезу?» Картинка из рекламы с красивыми бухтами, ужины в увитых плющом кафе — это тоже про туризм. Переехав в лодку навсегда с детьми и чемоданами, мы оставили в прошлой жизни все: родных и друзей, сдали чужим людям родной дом, научились жить без медицины, детского сада и школы под боком. В жизни больше нет места полноценному шопингу, кофейням с подружкой и разговорам за рюмкой чая с лучшим другом.
Практичность вместо красоты. Я не ношу золотых украшений и дорогих аксессуаров. Причина проста: в ЮАР, странах Латинской Америки и некоторых других драгоценности носить небезопасно, а яхтенный замок легко открывается шпилькой, потому на яхте золото и бриллианты лучше не хранить. У меня нет каблуков и красивых платьев, да что там, обычной деловой одежды тоже нет, потому как ее негде хранить, а гладить часто нечем, негде или некогда.
Не всегда есть возможность посмотреть страну. Говорят, яхтсмены — это люди, которые в красивых местах чинят свою яхту. Во многом это так и есть. И человек, вырвавшийся из каменных джунглей в отпуск на пару недель, видит больше достопримечательностей и злачных мест, чем яхтсмен, который стоит в красивой бухте последние полгода.
Постоянная борьба с сыростью. Следовательно, также борьба с плесенью и «запахом яхтсмена», когда все вещи пахнут болотной тиной. Последнюю напасть нам удается побеждать частым проветриванием и пассивной дезодорацией: в каждом шкафу лежат ароматизированные свечи и палочки.
Но для нас плюсы перекрывают все минусы:
- Можно добраться до любой точки мира в собственном доме.
- Мы не зависим от расписаний, гостиниц и транспорта. Не нужно тратить деньги на жилье и авиаперелеты, заселяться, выселяться, паковать и таскать чемоданы.
- Даже от политики зависим куда меньше, чем другие путешественники. Главное — знать список стран, куда пустят на яхте.
- Еще по всему миру у нас друзья, а география для детей измеряется приключениями, жарой или холодом и днями пути, скажем, от Африки до Австралии.
Расходы
В мировой практике есть устоявшаяся сумма всех затрат яхтсмена, постоянно живущего на яхте, — это 500 $ на человека плюс столько же на яхту. В последние годы мы ходили по сложным водам, где амортизация больше. В щадящем режиме путешествий можно обойтись без дополнительных 500 $ на яхту. Если переводить в рубли по сегодняшнему курсу, получается по 35 000 ₽, а всего на нашу семью выходит 175 000 ₽. Сюда входят абсолютно все затраты на семью и яхту за месяц.
Перечислю основные статьи расходов.
Ремонт яхты и парусов — в основном это покупка запчастей и замена старых парусов на новые. Почти все ремонты мы делаем сами, следовательно, экономим на услуге.
Стоянки в маринах, стоимость зависит от сезона, места и может составлять 300—15 000 ₽ в сутки. Самая дорогая стоянка стоила нам около 3000 ₽ в сутки. Когда мы застряли на год в Австралии из-за пандемии ковида, стоянка яхты в марине обходилась в 1000 австралийских долларов в месяц, это 50 000 ₽. Но поскольку пребывание там от нас не зависело, Андрею удалось немного снизить цену. Стоять на якоре — бесплатно.
Визовые сборы. Их размер и порядок уплаты зависит от страны. За восемь с половиной лет наших морских путешествий заранее приходилось получать визы в Шенгенскую зону, Французскую Полинезию, Австралию и Новую Зеландию.
Запомнился процесс с Французской Полинезией. За трехмесячную туристическую визу заплатили только пошлину — около 500 ₽ с каждого взрослого. Получали ее в испаноязычной Панаме. Поэтому необходимый перевод документов с русского на испанский, а затем на французский стоил 120 $, то есть около 8000 ₽, — значительно дороже визы.
Остальные визы выдаются на месте по приходе. Сбор может составлять от 300 ₽ на человека.
Еда. Закупаем в обычных магазинах и на рынках, постоянно пополняя запасы провианта. Самые дорогие продукты были в Полинезии, где цены примерно вдвое, а то и втрое выше российских.
Еще дорого в Австралии, но там, если знать пути, многое можно получить дешево. В больших супермаркетах проходят регулярные распродажи продуктов, и скидка может составлять до 50%. Важно знать, в какие дни недели каждая сеть снижает цены. На фермерских рынках можно купить яблоки по 50 ₽ за 1 кг при их обычной стоимости 200—250 ₽. На таких рынках в разные дни могут «выбрасывать» разные продукты.
Есть Красный Крест, в который можно обратиться, — если эта организация сочтет запрос правомерным, она выдаст продукты в рамках гуманитарной помощи. Мы так не делали, но знаем тех, кто подавал запрос.
Медицинское обслуживание и стоматология. Цены разные, в основном близкие к российским ценам на платные стоматологические услуги.
Исключение — Австралия, где, если у вас нет страховки, лечение обойдется в космическую сумму. Мы лечили там Насте сложный зуб с несколькими каналами, пульпитом и прочими неприятностями, что обошлось нам в 1700 австралийских долларов. По тогдашнему курсу это было около 80 000 ₽.
Австралийцы, которые не получают страховку от работодателя, уезжают на пару недель на Бали, там живут, отдыхают и лечат зубы. И вся поездка обходится дешевле, чем если бы они лечили зубы в своем городе.
Одежда и прочие вещи. Поскольку места для хранения одежды мало, да и требуется ее меньше, то и траты ниже, чем дома. К примеру, в Австралии мы покупали одежду в секонд-хенде. Поскольку это богатая страна, в подобных магазинах можно найти неношеные джинсы с этикеткой за 5 австралийских долларов, то есть примерно за 200 ₽.
Резюме
Мы прожили на нашей «Леди Мэри» более восьми лет, из которых последние пять ни разу не были в родной стране. 26 ноября 2021 года завершили рекордную парусную кругосветку на острове Таити, по Южному океану в обход всех южных мысов планеты с заходом в Антарктиду. Таким маршрутом не ходил ни один экипаж с детьми в мире за всю историю.
С Таити мы направились в Россию и 26 апреля 2022 года причалили в порту Владивостока, закончив тем самым морской этап уже второй кругосветки. Путь от Владивостока до Черногории прошел по земле. Сначала это было автопутешествие Новосибирск — Москва — Черногория, а в конце пути — автопробег Владивосток — Новосибирск. На протяжении всего маршрута мы останавливались в разных городах и провели около пятидесяти открытых встреч с путешественниками, подписчиками, членами Русского географического общества и всеми, кто хочет исполнить свою мечту.
За восемь лет жизни на яхте мы дважды обогнули Землю, прошли по океану около 65 тысяч морских миль — это более 120 тысяч километров. Пересекли все океаны, кроме Северного Ледовитого, а Тихий и Атлантический — дважды. Побывали на всех континентах и в 36 странах. Этот опыт жизни среди разных культур не заменишь никакой теорией и наблюдением через монитор. Мы поняли, что мир доступен и дружелюбен, если ты тоже несешь добро.
Бронхиальная астма Насти отступила, и даже в холодное время года нет никаких проблем. Ни во время похода в Антарктиду, ни во время зимовки под 55-м градусом южной широты здоровье дочку не подводило. Нынешним летом Настя уже работала матросом на парусной шхуне в Северном Ледовитом океане и об астме не вспоминала.
Сейчас мы с детьми зимуем в Сибири, девочки учатся, а я пишу книгу. Капитан вышел из Владивостока на «Леди Мэри», чтобы отремонтировать ее на Филиппинах, а потом улетел в Австралию для участия в яхтенном проекте на несколько месяцев.
Когда заработаем на ремонт и починим яхту, думаем завершить вторую кругосветку морем. На этом пути — от Филиппин до Средиземного моря через Индийский океан — мы планируем брать на этапы тех, кому хочется морской практики.
Как повторить наш опыт переезда на яхту
- Понять, для чего вам это. Если собираетесь жить дома, а на яхте выходить во время отпуска, надо продумать, где ее хранить, и оценить финансовые возможности. Потому как на длительный срок судно оставляют на платной стоянке, чтобы за ним был присмотр. Если переезжаете на яхту надолго, будьте готовы пожертвовать привычным комфортом в пользу свободы, которую дает дом, перемещающийся в любую точку мира.
- Перед покупкой надо побывать на яхтах разного типа, по возможности выйти в море на них. Изучить все что можно на эту тему в интернете и при общении с яхтсменами. Помните, что вы выбираете себе дом, который не стоит на твердой земле, и вы не можете быть новичком в этом вопросе.
- Размер и год выпуска яхты определяют цену. Прикиньте бюджет и силы, деньги, которые вы готовы вложить. Мы знаем людей, которые купили за 100 000 ₽ фактически корпус с мачтами и около года самостоятельно восстанавливали его до жилого и мобильного состояния. Для четырех человек комфортна яхта около 12 метров. Если позволяют деньги и не собираетесь пускаться в экстремальное плавание по Южному океану и штормовым широтам, но хотите жить и отдыхать в красивых бухтах на якоре, рассмотрите катамаран.
- При выборе яхты обращайте внимание на киль. Я бы не выбрала лодку, где самая тяжелая часть яхты не составляет единого целого с корпусом, а привинчена к нему на болтах, потому что от их крепости зависит жизнь экипажа.
- Выбор парусного вооружения и оснащения — вопрос стоимости и предпочтений. На нашей яхте две мачты, что позволяет сделать грот-парус меньшего размера, так как есть еще и маленькая бизань — парус на второй мачте. Раз паруса меньше, их легче поднимать и спускать ручными лебедками. Еще две мачты позволяют нести разные комбинации, чтобы добиться оптимальной скорости и стабильности на волне в зависимости от погоды.
- Переезжая жить на яхту, вы должны уметь починить все — от двигателя и парусов до собственного тела, то есть уметь оказывать первую помощь. Ведь, отойдя от берега, вы сами несете ответственность за все, что случится: здесь не поймаешь на трассе машину, чтобы вас завели или дотянули до мастерской. Если не умеете или не готовы учиться ремонтам, потребуется механик — либо придется парусить и отдыхать только рядом с обитаемым берегом.