В 2020 году я с родственником открыл компьютерный клуб в одном из региональных центров России.

Оказалось, компьютерный клуб — это нелегкий бизнес. Он требует внимания и знания нюансов, о которых я не подозревал перед открытием. Бизнес вышел в стабильный плюс, но через полтора года я полностью разочаровался в нем. Сотрудники воровали, было много стресса, а я зарабатывал 60 000 Р в месяц, и это был потолок.

В итоге я продал свою долю родственнику и ушел в наем.

Некомпетентный шеф и увольнение с работы

В ноябре 2019 года я праздновал 25-летие с друзьями в кафе. Нам стало скучно, я вспомнил, что недавно видел рекламу компьютерного клуба, который открылся неподалеку. И мы вместе с друзьями пошли играть.

В последний раз мы были в компьютерном клубе в нулевых, в школе. Я думал, что там все будет так же: старые, заляпанные жиром компьютеры, чай в пакетиках, грубые администраторы и медленный интернет. Но с тех пор многое изменилось: высокоскоростной интернет, мощные компьютеры, удобная мебель и бар.

Тогда я работал в найме и не думал о бизнесе. После университета я занимался таргетированной рекламой и имейл-рассылками в рекламном агентстве. Потом устроился контент-стратегом на заводе премиальных дверей. Работать было комфортно, но новый шеф был некомпетентным и заработал доверие руководства только выслугой лет. В начале 2020 года я уволился.

Примерно в это время мой родственник рассказал, что у него есть свободные деньги, и он хочет вложить их в бизнес. Сам он уйти с работы не мог, поэтому искал человека, которому может доверять. А тут как раз удачно сложилось с моим увольнением. Мы решили попробовать — он вкладывает деньги, а я время. Мы стали перебирать идеи.

Сначала хотели купить франшизу в общепите. В городе популярны шаурмичные, очереди в них не меньше, чем в «Макдональдсе». Но чтобы открыть такое заведение по франшизе, нужно около 8 млн рублей. У нас же было примерно 4 миллиона.

Я вспомнил про тот компьютерный клуб и предложил идею родственнику. Ему она тоже показалась интересной и близкой по духу, — он работал в сфере, связанной с компьютерами.

Почему бессмысленно покупать франшизу

Я стал изучать рынок. Сфера последние годы быстро развивалась, есть много франшиз. Например, CyberX, Black Star Gaming, In.Game и True Gamers. Я попросил у них финмодели для франчайзи.

Почти все франчайзеры говорили, что инвестиции должны быть минимум от 5 млн рублей. Сама же франшиза стоила 300 000—500 000 Р, это единовременный паушальный взнос. За эти деньги предлагали брендбук, помощь в выборе места, регламент для сотрудников, дизайн-проект помещения. В некоторых франшизах якобы есть скидки на покупку техники, но я не проверял. Если купить сразу 20 компьютеров, то в любом местном магазине дадут скидку.

Еще франчайзеру нужно платить роялти — 3—5% от выручки. В зависимости от размера клуба и инвестиций, мне обещали прибыль от 300 000 Р в месяц до бесконечности. С бесконечностью они погорячились. Но об этом расскажу позже.

Одна франшиза обещала больше 600 000 <span class=ruble>Р</span> в месяц уже спустя восемь месяцев после запуска. Но в реальности при&nbsp;том&nbsp;же количестве посадочных мест, что и на старте, таких результатов можно достичь только при&nbsp;увеличении стоимости аренды часа
Одна франшиза обещала больше 600 000 Р в месяц уже спустя восемь месяцев после запуска. Но в реальности при том же количестве посадочных мест, что и на старте, таких результатов можно достичь только при увеличении стоимости аренды часа

В финмоделях франшиз меня интересовала заявленная проходимость, оборот бара и расходы на коммуналку. Точные данные я не получил, но понял, как в общем работает этот бизнес.

После этого я составил примерный бизнес-план: прикинул, сколько компьютеров нужно купить, какая должна быть площадь помещения, сколько времени потребуется, чтобы окупить затраты. В итоге я допустил ошибки: не учел сезонность этого бизнеса, неправильно оценил аренду. Но об этом тоже позже.

Я сравнил свой бизнес-план и предложения франшиз, и понял, что платить взнос и роялти бессмысленно.

Покупать франшизу есть смысл, только если это сильный бренд. Например, тот же «Макдональдс». У компьютерных клубов силы бренда нет — есть пара названий на слуху, но не настолько, чтобы люди шли туда из-за бренда.

К тому же в финмоделях франшиз я увидел одну очевидную ошибку. Прибыль они часто считали так, будто все клиенты будут арендовать час игры по максимальной цене. Я уже тогда понимал, что редко кто забегает поиграть на час. Обычно берут сразу несколько часов, а так выходит дешевле. Еще они не учли зарплату сисадмина.

Только в одной финмодели предупреждали, что с мая по сентябрь клиентов будет меньше. Скорее всего, из-за отпусков и поездок студентов домой в область. Так и вышло: летом клиентов меньше, а, значит, и прибыль меньше.

Может быть, франчайзеры где-то по мелочам помогают, но мы были правы, когда отказались от них.

На открытие мы потратили чуть больше 4 000 000 Р. Из них 300 000 Р вложил я.

Я зарегистрировал ИП на себя. Сначала я выбрал налоговый режим УСН «Доходы», когда платишь 6% от всей выручки. Потом посчитал и перешел на УСН «Доходы минус расходы», где нужно платить 15% с прибыли. На этом режиме я платил вдвое меньше налогов. Заранее проверьте, какой налоговой режим выгоднее для вас.

Я получал 40 000 Р в месяц и 10% с прибыли. Остальные 90% я отдавал родственнику — так мы с ним договорились. Прибыль выводил со счета ИП к себе на карту с примечанием «личный доход предпринимателя». Бухгалтер сказал, что так можно.

Какие ошибки я допустил с арендой

В начале 2020 года в нашем городе работало 10 компьютерных клубов. Но в самом густонаселенном районе не было ни одного. А в нем живет треть города, и, судя по ценам на жилье, это люди из среднего класса. В этом районе мы и начали искать помещение.

Объявления мы смотрели на «Авито». Искали нежилое помещение площадью 130—150 м2 рядом со школами и торговыми центрами, чтобы привлечь подростков. Мы на старте планировали сделать бар.

Помещение искали подальше от продуктовых, чтобы клиенты не смогли сбегать за снеками.

За месяц мы нашли два варианта. Первое помещение площадью 180 м2 стоило 110 000 Р в месяц. Оно было в жилом доме, и собственница сразу сказала, что вряд ли сдаст его нам. Она не хотела проблем с жильцами из-за круглосуточной работы клуба.

Второй вариант нам подошел: нежилое помещение, площадь 160 м2, аренда стоила 80 000 Р. Тогда место показалось мне идеальным, но сейчас я бы поискал полуподвал за 40 000—50 000 Р в месяц. В год можно сэкономить 500 000 Р. Для клуба это очень много.

Еще геймеры любят темноту — блики на мониторе мешают играть. А мы сняли светлое помещение на втором этаже. Пришлось заклеивать окна за 20 000 Р. Но теперь солнце накаливало защитную пленку, и стало душно. Мы установили кондиционер, но из-за него счета за коммуналку летом не отличались от зимы — 50 000 Р в месяц. В подвале бы таких проблем не было.

План нашего помещения. Красным выделены стены, которые мы снесли
План нашего помещения. Красным выделены стены, которые мы снесли

Мы подписали договор аренды 1 марта. Обеспечительный платеж — 80 000 Р, как за месяц аренды. Арендодатель дал две недели каникул для ремонта. С учетом обеспечительного платежа мы заплатили сразу 120 000 Р. Позже из-за пандемии аренду снизили до 70 000 Р. Новую цену добавили в допсоглашение к договору.

До нас помещение арендовал крафтовый бар. Сперва мы проложили интернет-кабель. Так соединение стабильнее и быстрее, чем по вайфаю. Еще заменили электрощиток на более мощный. В месяц у нас выходит около 8000 кВт, старый бы просто не выдержал такую нагрузку. Причем на компьютеры уходит только половина мощности, остальное на тот самый кондиционер и технику в баре — холодильник и кофемашину.

Сделали небольшую перепланировку, чтобы разграничить залы, и поменяли отделку. На ремонт со всеми материалами потратили около 400 000 Р.

Помещение досталось в хорошем состоянии, но отделка была устаревшей и не ассоциировалась с киберспортом
Помещение досталось в хорошем состоянии, но отделка была устаревшей и не ассоциировалась с киберспортом
Предыдущие арендаторы тоже страдали от солнца: все окна в помещении были зашторены
Предыдущие арендаторы тоже страдали от солнца: все окна в помещении были зашторены

Из-за неправильной формы помещения нам было сложно организовать пространство. Не все углы были прямые, есть скошенные стены, столбы и выступы. Поэтому через знакомых мы нашли дизайнера. Нам было важно, чтобы кто-то мог поручиться за человека. На проект у нее ушел месяц. На дизайн-проект для компьютерного клуба мы потратили 70 000 Р.

Некоторые дизайнеры контролируют качество ремонта, и чтобы он соответствовал проекту. Но это не наш случай — наша дизайнерка живет в Москве и удаленно за исполнением не следит.

Мы сделали три зала. В первом, самом большом, — 20 столов, стойка администратора с баром и три зоны для игры в приставки. Во втором — пять столов, в третьем — два. В клубе три санузла: два в первом зале и один в третьем.

Мебель мы сделали на заказ у местных производителей. В наших магазинах подходящих вещей не было. За столы заплатили 250 000 Р. В другой компании за 205 000 Р нам сделали стойку администратора, тумбочку и шкаф для продуктов. А третьей за четыре дивана мы заплатили 70 000 Р.

Системные блоки мы установили на стол, а не под&nbsp;ногами. Так посетители не смогут случайно их пнуть или нажать на какую-нибудь кнопку
Системные блоки мы установили на стол, а не под ногами. Так посетители не смогут случайно их пнуть или нажать на какую-нибудь кнопку
Для&nbsp;первого зала мы могли&nbsp;бы заказать 20 отдельных столов. Но не стали так делать. Вместо этого я купил четыре стола, которые поделены на пять секций каждый. Так сложнее случайно сдвинуть стол
Для первого зала мы могли бы заказать 20 отдельных столов. Но не стали так делать. Вместо этого я купил четыре стола, которые поделены на пять секций каждый. Так сложнее случайно сдвинуть стол

Что нужно знать об оборудовании

В нулевые клубы покупали диски с играми, сейчас их скачивают. Пользователь регистрирует свой аккаунт онлайн и покупает доступ. А играть можно с разных устройств. Это похоже на соцсети — вы регистрируете свой профиль, а зайти в свой аккаунт можете откуда угодно. Получается, что клуб как бы сдает в аренду компьютеры, которые удобнее и мощнее домашних.

Можно сидеть и с гостевого. Но игровой аккаунт — это что-то вроде цифрового аватара. Поэтому почти все заходят со своих аккаунтов. Как я уже сказал, это как соцсети в игровом мире.

Мы установили самые популярные проекты. Они либо бесплатные, либо я их уже давно купил. Больше всего спросом пользуются Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2, League of Legends, Valorant, Call of Duty: Warzone, GTA V и World of Tanks. В основном это динамичные игры, в которых важна графика и частота обновления кадров. Ничего не должно тормозить и мешать геймеру.

В первых двух залах у нас одинаковая техника. В третий зал мы взяли компьютеры мощнее, чтобы графика лучше смотрелась. Стоимость часа игры в третьем зале, понятно, дороже
В первых двух залах у нас одинаковая техника. В третий зал мы взяли компьютеры мощнее, чтобы графика лучше смотрелась. Стоимость часа игры в третьем зале, понятно, дороже

Компьютеры подбирал я. В студенческие годы я играл в Dota 2, поэтому подумал, что смогу все собрать сам. В итоге допустил неприятные ошибки. Например, мы взяли процессоры, из-за которых игры типа Warzone «тормозят». Те, кто играл только на домашнем ноутбуке или компьютере, могут и не заметить разницы. Но опытного геймера «тормоза» будут раздражать. Во второй и третий зал купили процессы мощнее.

Я ошибся и с мышками для первого зала. Решил сэкономить 30 000 Р, купил по 900 Р за штуку, а они постоянно ломались до окончания срока гарантии. За год перестали работать 40 штук. Покупал мыши я как ИП, поэтому просто вернуть их не мог. Каждый раз их меняли на новые такие же и обновляли гарантию.

На этом бесконечном круговороте мышей мы потратили время и нервы. В итоге производитель изменил упаковку, а мышь осталась прежней. Из-за новой упаковки документально эти продукты были не равнозначны. Поэтому поменять старую на новую по гарантии я уже не мог. После очередной пришлось докупать уже нормальные мыши.

Еще ошиблись в мониторах — не учли, что некоторые люди поворачивают их под какими-то нереальными углами. Это как с водителями, которые настраивают зеркала и сиденье в автомобиле под себя. Чтобы игроки могли легко настраивать монитор, он должен быть на специальной ножке. Когда покупали компьютеры для третьего зала, мы учли эти ошибки.

Компьютеры я купил со скидкой 5% в магазине DNS. Просто написал им в отдел по работе с корпоративными клиентами и сказал, что планирую приобрести сразу 25 штук.

До этого играл только на домашних компьютерах. Решил, что будет достаточно по 512 Гб свободной памяти. Но я опять ошибся. Только Warzone занимает 200—300 Гб. Мы решили докупить еще памяти, но на 25 компьютеров это стоило бы 200 000—300 000 Р. Я начал искать альтернативы.

Знакомые рассказали про «бездисковую систему». Это обычный сервер, к которому подключены по проводам все 27 компьютеров. Смысл в том, что в компьютерах вообще нет хранилища для игр. На них хранится не сама игра, а ее образ, который записан на сервере. А пользователь уже загружает игру с сервера.

Еще мы экономим время: игру нужно установить или обновить один раз на сервере, а не на каждом компьютере отдельно. На 27 компьютерах обновление могло занять сутки. Пришлось бы закрывать весь клуб.

Но есть и минусы. Например, все компьютеры работают как один. Бывает, в игре выходит обновление. Когда оно устанавливается, система тормозит или перестает работать сразу на всех компьютерах. В обычном клубе клиента бы пересадили за другой компьютер. У нас же проблема на одном компьютере означает проблему сразу на всех, людям приходится ждать.

Сервер в клубе один, на нем три образа — по одному на каждый зал. Оборудование обошлось в 104 000 Р, настроил его сисадмин. За программу CCBoot для бездисковой работы мы платим 5000 Р в месяц. Это выгодно.

Еще в клубе три приставки. Две подключены к телевизорам, а одна — к проектору. Сначала я купил три PlayStation 4, но осенью 2020 года одну заменил на PlayStation 5. Оставшуюся приставку я забрал домой. PS5 ждали по предзаказу месяц.

На три консоли PS4 мы потратили 84 000 Р, на PS5 с дополнительным джойстиком — 51 000 Р. Игры купили за 43 500 Р. Чаще всего приходят рубиться в FIFA, UFC, «Мортал комбат», «НБА» и «НХЛ».

Когда на приставке с проектором не играют, мы включаем на&nbsp;экране стримы с&nbsp;Твича — это стриминговый сервис для&nbsp;геймеров. Выбираем известных стримеров, чаще всего они играют в&nbsp;CS&nbsp;GO
Когда на приставке с проектором не играют, мы включаем на экране стримы с Твича — это стриминговый сервис для геймеров. Выбираем известных стримеров, чаще всего они играют в CS GO

Чтобы удаленно смотреть за загрузкой и выручкой клуба, я подключил CRM-систему для управления компьютерным клубом Senet за 7500 Р в месяц. Она показалась мне самой простой. Потом я понял, что для нас это дорого, и нашел Gizmo. Но дело не только в цене. Gizmo можно настроить под себя, плюс больше аналитики по товарам и загрузке компьютеров. Это тоже система для компьютерных клубов, только она хранится на нашем сервере, а не в облаке. Из-за этого стоит дешевле — 11 200 Р за полгода.

Еще из техники купили терминал для приема безналичных платежей, пылесос и камеры видеонаблюдения. На всякий случай подключили тревожную кнопку. При мне ей ни разу не воспользовались.

Расходы на открытие центра киберспорта в 2020 году — 4 112 500 Р

Игровое оборудование 2 428 500 Р
Мебель 528 000 Р
Ремонт 400 000 Р
Windows 10 Pro 253 000 Р
Обеспечительный платеж и аренда 160 000 Р
Техника: терминал оплаты, пылесос и видеокамеры 126 000 Р
Вывеска 75 000 Р
Дизайн-проект 70 000 Р
Игры на приставки 43 500 Р
Продвижение в соцсетях 11 000 Р
Клининг после ремонта 10 000 Р
CRM 7500 Р
Открытие ИП Бесплатно
Игровое оборудование
2 428 500 Р
Мебель
528 000 Р
Ремонт
400 000 Р
Windows 10 Pro
253 000 Р
Обеспечительный платеж и аренда
160 000 Р
Техника: терминал оплаты, пылесос и видеокамеры
126 000 Р
Вывеска
75 000 Р
Дизайн-проект
70 000 Р
Игры на приставки
43 500 Р
Продвижение в соцсетях
11 000 Р
Клининг после ремонта
10 000 Р
CRM
7500 Р
Открытие ИП
Бесплатно

Сами еду мы не готовили, чтобы не возиться с лицензиями и разрешениями. Все привозили поставщики. Один занимался готовой едой — бургерами, сэндвичами, хот-догами. Он работает со всеми компьютерными клубами города и на нас вышел сам. Еду привозит два раза в неделю, по вторникам и пятницам. Наша задача — оформить заявку с нужным объемом поставки.

Второй поставщик продает безалкогольные энергетики. На него мы выходили сами, потому что ассортимент у него больше, чем в оптовых магазинах.

Бар мы планировали сделать на старте, поэтому, как я уже сказал, искали помещение подальше от продуктовых магазинов. Так выглядит бар в рендере
Бар мы планировали сделать на старте, поэтому, как я уже сказал, искали помещение подальше от продуктовых магазинов. Так выглядит бар в рендере
Средняя выручка от бара за сутки была чуть больше 5000 <span class=ruble>Р</span>
Средняя выручка от бара за сутки была чуть больше 5000 Р

Помимо этого мы продаем чай, кофе, воду, чипсы, сухарики, лапшу и пюре быстрого приготовления. Обычно я оптом покупал все это в магазине «Метро». Некоторые геймеры приходят со своей едой. Запретить это мы не можем.

Доля бара от общей выручки за месяц составляет 30—33%.

Команда компьютерного клуба

В самом клубе работает только администратор. Он встречает и рассчитывает клиентов, продает товары из бара и чистит столы после клиентов. В конце смены он скидывает мне отчет по эквайрингу, а наличные запечатывает в конверт. Наличными была где-то четверть выручки. Суммы небольшие, поэтому я сам отвозил деньги в банк и закидывал на счет.

В клубе посменно работают три администратора, им от 18 до 25 лет. Смены у администраторов длятся по 12 часов — днем и ночью. График делим так: три дневных, три ночных смены, и три выходных дня. За смену администратор зала получает 1000 Р, это средняя стоимость по городу. В свои выходные они могут приходить и играть бесплатно, если есть свободные компьютеры. Если бы они платили за игру, то в среднем отдавали бы 5000 Р в месяц.

Найти хорошего администратора — проблема. Первый пришел к нам сам, из другого клуба. С его слов, у него был конфликт с управляющим, и его уволили.

Продержался он у нас полтора месяца, мы заподозрили его в краже. Просто уволили без обвинений и полиции.

У него были недостачи — около 8000 Р за месяц. Объяснить, откуда они, он не смог. В тот момент все еще не было автоматизировано и прозрачно, поэтому доказать кражу мы не смогли.

Остальных уже искали через сервисы типа «Хедхантера». Так откликнулся человек, работающий в другом клубе — он захотел уйти оттуда из-за задержки зарплаты. С ним пришел еще один администратор. Так постепенно набрали команду.

С игровыми компьютерами часто бывают проблемы. Небольшие неполадки могут исправить сами администраторы, например если геймер запустит несколько приложений сразу, и мощности перестанет хватать на их обработку. Если не получается, то нужно звать сисадмина.

Сисадмина сначала у нас не было. Я думал, что смогу сам все настроить. Не вышло: игры тормозили, система CRM давала сбой, некоторые программы конфликтовали друг с другом. Поэтому мы позвали знакомого специалиста на подработку — он работает удаленно за 15 000 Р. Сбои происходят не так часто, чтобы нанимать человека в штат.

Еще в клубе есть уборщица — мы платим ей 5500 Р в месяц. Бухгалтера сначала у нас не было, но потом я нашел специалиста на аутсорсе за 12 000 Р за полгода — она помогает оформлять документы для расчета налогов.

Из чего складывается заработок клуба и кто клиенты

В первом зале час игры стоит 60 Р, во втором — 80 Р, в третьем — 100 Р. Это чуть дороже средних расценок по городу, но у нас неплохие компьютеры по сравнению с домашним ноутбуком. Плюс мы сняли помещение в густонаселенном районе, люди из него не поедут в другой конец города.

Берут обычно не по одному часу, а сразу несколько часов. Такие тарифы мы называем «пакетом». Есть два вида «пакетов»: одни просто по количеству часов — приходишь когда хочешь, оплачиваешь пакет и играешь.

Вторые пакеты привязаны ко времени суток — можно сэкономить, но тогда нужно приходить по графику. Например, есть пакет «обед»: сядешь в час — играешь пять часов, сядешь в два — играешь четыре, а заплатишь все равно за пять. Утренний пакет — самый дешевый, потому что спрос меньше.

Самый популярный пакет — на три часа игры, стоит 150—250 Р в зависимости от зала.

Еще мы сделали систему бонусов: если клиент покупал «пакет», то 10% от его стоимости зачислялись на счет клиента. Потом этой суммой с баланса он мог полностью оплатить покупку другого «пакета». Если проще, 10 одинаковых «пакетов» за деньги, затем 11 раз можно поиграть бесплатно.

В выходные выручка больше, играют весь день. В будни, как правило, играют вечером. Но бывают и прибыльные будние дни: есть взрослые клиенты, которые приезжают после обеда. Не знаю, как они это совмещают с работой. В среднем за сутки выручка с компьютеров и приставок — 11 000 Р. От бара средняя выручка за сутки — чуть больше 5000 Р. Но это с понедельника по четверг. В пятницу, субботу и воскресенье выручка зала и бара в сумме были около 22 000 Р. В итоге месячная вилка выручки была 560 000—600 000 Р.

Играть приходят разные люди, хотя в основном геймеры — это парни. Школьников примерно 40%, остальные — студенты и уже работающие люди, на вид от 25 до 35 лет
Играть приходят разные люди, хотя в основном геймеры — это парни. Школьников примерно 40%, остальные — студенты и уже работающие люди, на вид от 25 до 35 лет

Во время школьных каникул и праздников у нас ажиотаж. Летом поток клиентов, наоборот, снижается. Взрослые едут на отдых, а у школьников и студентов — экзамены. Например, в мае 2021 года прибыль была 253 000 Р, а в июне — уже 190 000 Р.

Среди клиентов есть 10-летняя девочка, раз в неделю родители приводят ее поиграть. Иногда ее мама смотрит, как она рубится. Она сидит 3—5 часов в отдельной комнате.

Компьютеры в среднем загружены часов 10—11 в сутки. Но мы перестали следить за этой статистикой — не видим в ней смысла. Это больше цифра ради цифр. Большую роль играет размер среднего чека. Когда я работал в клубе, он был 200 Р.

Как нам угрожали судом в пандемию

С открытием нам не повезло. Ремонт мы закончили к последней неделе марта 2020 года, прямо перед самоизоляцией. Мы открылись в пятницу, а нерабочие дни начались в понедельник.

Я изучал постановления, которые ограничивают работу бизнеса, но компьютерных клубов в них не нашел. Сходил в Роспотребнадзор, спросил, действуют ли на нас ограничения. Но мне не дали четкого ответа. Клуб мы все-таки закрыли на весь апрель, чтобы не рисковать. Зарплату сотрудникам я продолжал платить.

Некоторые клубы в это время майнили криптовалюту, чтобы не терять прибыль. Но мы эту идею отсекли: пришлось бы искать помещение с дешевым электричеством, продавать мебель. Да и не хотелось идти в этот нестабильный бизнес.

В начале мая один из местных клубов открылся и начал работать. Я подождал пару недель, убедился, что их не закрыли, и в середине месяца тоже начал пускать людей. Мы сократили число посадочных мест и перестали давать в аренду приставки, потому что на диванах дистанцию невозможно соблюсти. Еще всем клиентам выдавали одноразовые маски и на столы поставили санитайзеры.

К нам сразу пришли полицейские. Я спросил их, на каком основании нам нельзя работать, и они ушли.

В июне пришли уже из администрации города, и тоже попросили разрешение на работу в пандемию. Я ответил: нет разрешения, но и запрета не видел. Они составили акт, пообещали передать дело суд, но до суда так и не дошло. С тех пор больше к нам никто не приходил.

Почему не надо увлекаться рекламой

Специфика компьютерного клуба не позволяет постоянно расширять базу клиентов. Игровых мест всего 27, если люди приходят и не попадают в зал, скорее всего, они больше не вернутся. Поэтому сильно увлекаться рекламой не стоит. Но и совсем без нее не обойтись.

Когда я открывал счет для ИП, банк подарил 12 000 Р на продвижение во «Вконтакте». Знакомый за 5000 Р в месяц запустил нам таргет. Ничего замысловатого: мы просто звали людей в новый клуб. Сотрудничали с человеком почти четыре месяца, с паузой на месяц самоизоляции, когда реклама не крутилась. Но он занимался нами «по остаточному принципу». В работу не особо был вовлечен.

У нас появились постоянные клиенты, заработало сарафанное радио. За три месяца мы потратили на таргет 21 000 Р с учетом бонуса от банка. За счет этого на нас подписались 487 человек. Сколько из них реально пришли в клуб, я не считал.

Такое объявление мы запустили на продвижение, когда открывались после самоизоляции весной 2020&nbsp;года
Такое объявление мы запустили на продвижение, когда открывались после самоизоляции весной 2020 года

Сейчас у клуба во «Вконтакте» больше 1200 активных пользователей, люди сами находят страницу и подписываются. Еще есть инстаграм, но он чуть менее популярный. Соцсетями занимается один из администраторов.

Летом 2020 года у нас было в среднем занято 10 компьютеров. Поэтому мы раздавали листовки недалеко от клуба, предлагали бесплатный час игры. На 300 листовок потратили 1200 Р. Раздали около 100 штук, а пришло не больше 10 человек.

Параллельно мы запустили объявление во «Вконтакте», предлагали скидку 50% на дневные часы. Это сработало, зал был полный. Правда, прибыли не было, поэтому я отказался от таких акций, чтобы бессмысленно не изнашивать технику.

Я старался сделать наш клуб центром киберспорта, а не просто местом, где можно поиграть за деньги. Например, у нас не было алкоголя. Я не хотел привлекать аудиторию, которая приходит поиграть под пивко.

Мы провели два соревнования, оба по Counter-Strike. На первый турнир зарегистрировалось 14 команд по пять человек — играли до пяти утра. На второй турнир мы ввели ограничение на восемь команд, чтобы не затягивать. На организацию потратили 2000 Р.

Призовой фонд сформировали со взносов — с каждой команды собирали по 1500 Р. Были еще дополнительные призы от спонсоров — наших поставщиков сэндвичей и энергетиков.

На турнирах мы не заработали, потому&nbsp;что за аренду компьютеров игроки не платили. Соревнования проводили в выходные, когда посадка и так полная. Обычные посетители не могли поиграть в это время, поэтому мы даже потеряли прибыль. А выручка с бара была, как в обычный день
На турнирах мы не заработали, потому что за аренду компьютеров игроки не платили. Соревнования проводили в выходные, когда посадка и так полная. Обычные посетители не могли поиграть в это время, поэтому мы даже потеряли прибыль. А выручка с бара была, как в обычный день

Мы хотели привлечь новых постоянных клиентов. Но и этого не случилось: на турнир люди могут приехать из разных районов, а вот просто поиграть из другого конца города вряд ли приедут. Играют обычно рядом с домом.

Когда пул постоянных клиентов сформировался, мы стали работать над ростом среднего чека. Для этого есть два варианта — можно больше продавать в баре или увеличивать стоимость аренды компьютера.

Мы решили выбрать первый. Я учил администраторов ненавязчиво предлагать напитки и снеки. Еще мы работали над сервисом. В компьютерных клубах обычно специфичное обслуживание, администраторы могут общаться с клиентами фамильярно. Я старался, чтобы у нас такого не было.

Постепенно клуб вышел в стабильный плюс, мы начали зарабатывать в среднем по 230 000 Р в месяц. Но летом 2021 года я понял, что больше не могу заниматься клубом, и вышел из бизнеса.

Почему я разочаровался и продал свою долю

Для меня важно работать с людьми, которые получают кайф от своего дела. В компьютерном клубе я этого не видел. В них работают в основном студенты, которые не проявляют инициативу и халтурят.

Например, у нас был администратор, ему 19 лет, получал он около 20 000 Р в месяц и жил с родителями. Ничем особо не занимался. Он прожигал эти деньги за пару недель, и у нас появлялись недостачи по кассе. Или ел продукты из бара — вроде как в кредит, хотя это запрещено. Мы с ним говорили об этом — но он все равно продолжал.

Приходилось следить по камерам, чтобы не воровали. По регламенту нельзя принимать смену, если есть недостача. Но клуб работает круглосуточно, я не могу быть на всех пересменках. В итоге потом не понятно, при ком случилась недостача.

По сравнению с уровнем стресса, доход у меня получался невысокий — 60 000 Р в месяц, включая мои 10%. Открыть второй клуб мы не могли из-за дорогой техники, а выручка от этого ограничена количеством посадочных мест. Прибыль от бара тоже сильно не увеличить.

Осенью 2020 года у меня была пара финансовых промашек по сторонним проектам. Я хотел сделать свою киберспортивную команду, но не получилось. Потом хотел организовать онлайн-турнир по Counter-Strike на Россию и Европу, тоже не вышло. В итоге потерял около 400 000 Р.

Я нашел подработку, там были перспективы для развития и хороший заработок. Параллельно мой родственник ушел с работы и стал больше участвовать в управлении клуба. Конфликта не было, просто мы делали одно и то же, хотя с этим мог справиться и один из нас.

Летом 2021 года на подработке у меня наметился карьерный рост, и я решил отойти от дел в клубе. Продал свою долю родственнику. Он открыл собственное ИП, мы перезаключили все договоры на него, и я снялся со статуса индивидуального предпринимателя.

Открывать компьютерный клуб сегодня я бы не стал. Техника из-за пандемии, роста курса валют и майнинга сильно подорожала. Но если купить технику с большими скидками, попробовать заработать можно.

Среднемесячные финансовые показатели клуба

Средняя прибыль в месяц 230 000 Р
Операционные расходы на момент продажи 355 414 Р
Закупка продуктов 105 742 Р
Зарплатный фонд 89 300 Р
Аренда 70 000 Р
Коммунальные расходы 50 587 Р
CRM 10 425 Р
Интернет, скорость 250 Мбит 10 100 Р
Эквайринг 9158 Р
Сервис бездисковой работы CCBoot 4695 Р
Расходные материалы 3707 Р
Тревожная кнопка 1700 Р
Средняя прибыль в месяц
230 000 Р
Операционные расходы на момент продажи
355 414 Р
Закупка продуктов
105 742 Р
Зарплатный фонд
89 300 Р
Аренда
70 000 Р
Коммунальные расходы
50 587 Р
CRM
10 425 Р
Интернет, скорость 250 Мбит
10 100 Р
Эквайринг
9158 Р
Сервис бездисковой работы CCBoot
4695 Р
Расходные материалы
3707 Р
Тревожная кнопка
1700 Р

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.