Мозг
8K

«Фильтр — это тоже ложь»: психолог — о том, почему люди врут о себе в интернете

И как от этого не пострадать

28
«Фильтр — это тоже ложь»: психолог — о том, почему люди врут о себе в интернете
Аватар автора

Ольга Карасева

микроблогер

Страница автора
Аватар автора

Ольга Сорина

психолог

Страница автора

В соцсетях несложно встретить успешных предпринимателей, счастливых родителей и просто людей с идеальным цветом лица в дизайнерских интерьерах.

Но почти всегда их настоящая жизнь разительно отличается от красивой картинки. Мы поговорили с психологом и основательницей центра развития психологических компетенций «Вдох» Ольгой Сориной о том, почему в соцсетях так много неправды и как на нее реагировать.

— О чем обычно люди врут в соцсетях?

— Прежде всего скажу, что ложь в соцсетях не всегда бывает осознанной. Человек не обязательно преследует цель обмануть. Это может быть неосознанное вранье, чтобы просто показаться чуть-чуть лучше, чем ты есть на самом деле: тут я что-то выкладываю с лучшего ракурса, тут что-то преувеличиваю, тут накладываю фильтр.

Вроде бы фильтр — это тоже ложь, но она нужна, чтобы сохранить позитивное представление о себе, чтобы и другие думали про тебя лучше, и ты сам. Мы все хотим считать себя хорошими, и даже если такое представление разваливается, мы стараемся от этого оградиться — и это нормально. Соцсети как раз дают нам множество инструментов, чтобы сохранять позитивное представление о себе.

Про внешность люди в соцсетях врут достаточно часто, и фильтры сильно способствуют этому. Еще одна популярная тема — про порядок, про то, как человек живет, что он ест. Это может использоваться и для заработка, и просто так: «Мне хочется смотреть на красивое и показать все покрасивее, вот я и буду снимать своего ребенка, когда он чистый и довольный».

А вот про богатство наврать не так просто: должны быть какие-то ресурсы для того, чтобы сфотографироваться в дорогом ресторане, потратиться на аренду машины. Мне кажется, про достаток как раз чаще всего врут, чтобы получить какую-то выгоду. Это может быть активный заработок: человек продает какой-нибудь бизнес-курс, так что ему важно, чтобы потенциальные покупатели видели, какой он богатый, даже если на самом деле все не так.

Но иногда люди показывают красивую жизнь вовсе не для заработка, а чтобы привлечь партнера. Например, женщина может искать спонсора, привлекать его таким образом. Мужчина может считать, что если он будет дорого выглядеть и ездить на хорошей машине, то тогда у него будет много поклонниц и успешнее сложатся отношения. Недавно на телевидении даже было шоу «Мистер Икс» как раз про такую ситуацию: давайте проверим, настоящие ли чувства у девушек, при этом человек врет напропалую про всю свою жизнь и про себя.

Мозг: рассылка об эмоциях и психике
Лайфхаки о том, как не поддаваться стрессу, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

— А есть люди, которые хотят показаться не лучше, а хуже, чем они есть?

— Конечно, есть и те, кто ярко демонстрирует свои социально неодобряемые черты. Существуют целые субкультуры, которые показывают агрессивность, неприятие социальных норм. Или блогеры, делающие дикие вещи на радость аудитории, вроде очень тупых челленджей. Но это такой же образ, как и в случае с желанием показаться хорошим: можно на людях материться, но прийти к маме и стать маленьким пушистым зайчиком.

— Почему образы в соцсетях всегда такие простые и шаблонные, например успешного бизнесмена или счастливой матери?

— Шаблонные образы легче проецировать на себя. Это как архетипы — простые, понятные, есть в разных культурах. Чем проще этот образ, тем проще с ним соединиться, найти что-то общее между собой и блогером. Например, вот девушка, которая достигла всего сама, а если у меня тоже нет богатых родителей, то я с ней соединяюсь и чувствую, что она мне близка. Мне интересно смотреть ее контент, потому что я уверена, что она похожа на меня. На самом деле это может быть вообще не так и сходства очень мало.

Еще люди подписываются на тех, на кого пока не похожи, но хотят быть похожи. Здесь тоже хорошо работает упрощение. Например, есть блогерка Александра Митрошина, она говорит: «Я простая девочка, а теперь у меня миллионы. У меня бизнес. Ты тоже так сможешь, если будешь покупать мои курсы». Подписчик начинает думать, что если он будет смотреть много контента этого блогера, то у него тоже получится. И он делает это вместо того, чтобы предпринимать реальные шаги.

Могут ли такие истории об успехе действительно замотивировать? Или они только вызывают фрустрацию и вредят?

— Если говорить про пользу или вред соцсетей, то главное правило — понимать, как мы их используем. Действительно, есть статистика, что из-за соцсетей растет количество самоубийств. Это большие данные, мы не можем разобрать индивидуальные случаи и узнать, что происходило с каждым из этих людей. Видимо, дело в том, как именно пользоваться соцсетями.

От этого негативного влияния можно защититься. Важно осознавать одну вещь: все, что мы видим в соцсетях, никогда не будет реальной жизнью. Соцсети — это как реалити-шоу или кино. Показать все как есть, даже если очень стараться, невозможно: все равно будет сохраняться рамка, за которую выйти не получится. Смотреть на соцсети нужно именно как на кино, на людей в них — как на персонажей. Конечно, иногда хочется быть похожими на какого-то героя кино, но мы же все понимаем, что это не реальный человек, а просто образ, созданный другими людьми. Несоответствие этому образу уже не так сильно задевает, не так сильно влияет на жизнь.

Если к соцсетям подходить осознанно, они могут, наоборот, быть полезны. Люди развивают свои маленькие бизнесы, объединяются в сообщества, находят поддержку. Есть свои сообщества, например мам с особенными детьми, работают разные благотворительные инициативы, все это выходит за пределы онлайна. В соцсетях можно посмотреть то, что вообще никогда не увидишь в жизни. Но чтобы получать в соцсетях вдохновение и пользу, нужно обладать собственной устойчивостью, развивать разные части своей офлайн-жизни.

— А как на самого автора контента влияет ведение блога об идеальной жизни? Укрепляет ли это самооценку — или наоборот?

— Тут тоже может быть по-разному. Кому-то это действительно может помогать чувствовать себя лучше. Но бывает, что блог и общение с подписчиками замещают реальность. Блогер перестает поддерживать отношения с семьей, друзьями, да и вообще, другим с ним общаться становится сложновато, потому что он снимает контент каждую секунду своей жизни. Если человек не занимается ничем помимо своих соцсетей, это может быть рискованно, потому что там все очень быстро меняется. Сегодня все подписываются, а завтра отписываются, сегодня тебя все любят, а завтра ты получаешь хейт, причем такой же сильный, как и недавняя любовь.

Тогда эта единственная опора в жизни в виде блога становится хрупкой, самооценка страдает. Важно, чтобы у человека были и другие стороны жизни, чтобы было другое место, где он получает одобрение, любовь, принятие — все, что дают ему соцсети. Кроме того, это получает даже не сам человек, а его красивый образ из соцсетей, что тоже может бить по самооценке.

Может ли в принципе быть здоровым с психологической точки зрения желание ежедневно подробно рассказывать о своей жизни в соцсетях?

— Чтобы активно вести соцсети, нужно быть довольно устойчивым к противоречивым оценкам: про тебя постоянно говорят и пишут разное, нужно уметь устоять, когда тебе говорят, что ты отстой. Это качество нарабатывается со временем, но сперва будет сложно. Также нужно уметь выдерживать постоянный контакт с людьми: отвечать, писать, рассказывать, спрашивать.

Конечно, активно ведут соцсети люди, у которых обязательно есть определенные особенности личности, например демонстративность. Это абсолютно нормальная черта, и проявляется она не только в соцсетях. Например, на улице кто-то одет обычно, а кто-то — очень ярко. Оба они нормальные, просто у одного человека такая личностная особенность больше развита. Но это абсолютно не значит, что человек психологически нездоров.

— В «Тиндере» тоже ярмарка тщеславия. Безопасен ли он для психики?

— С одной стороны, люди там действительно находят отношения. Если человек этого хочет и предпринимает активные действия, общается с определенным количеством людей, то у него, вероятнее всего, все получится. С другой, с «Тиндером» есть проблемы. Прежде всего он сильно провоцирует объективацию людей, там все ориентировано на внешность. Когда мы описываем себя в трех фразах и пяти фотографиях, это абсолютно никак не отражает нашу личность.

И здесь тоже все зависит от того, как к этому подходить. Если человек уверен, что по одной фотографии и с первого мэтча встретит свою судьбу, то, конечно, его ждет разочарование. Если же воспринимать «Тиндер» как площадку, дающую возможность познакомиться с разными людьми и посмотреть, что с ними получится, то это более реалистичный подход. Тогда человек себя там будет чувствовать по-другому.

После использования «Тиндера» самооценка может сильно пострадать, потому что люди там обходятся друг с другом довольно жестко: переписывались, хорошо общались, потом человек резко перестал отвечать — и неизвестно почему. Собеседник может резко прервать контакт, грубо обойтись, общаться с каким-то неприятным посылом. В реальной жизни мы так не поступаем или хотя бы стараемся не поступать, поэтому с таким отношением сталкиваемся реже.

Так что важно выработать очень аккуратное отношение к такому поведению других людей в «Тиндере»: «Если со мной перестали общаться, это не из-за меня». Нужно понять, что там очень много разных людей, многие из них нам совсем не подходят. В общем, в «Тиндере» нужно быть очень осторожными и не принимать на свой счет поступки других.

— Мне кажется, это не так просто. Даже если сказать себе «У меня мало мэтчей, но дело не во мне», ты все равно подспудно будешь думать, что выглядишь недостаточно хорошо, пишешь какие-то глупости. Как действительно убедить себя не беспокоиться из-за «Тиндера»?

— Нужна диверсификация рисков. Если знакомиться только в «Тиндере» и больше нигде, будет очень сложно сказать «дело не во мне». Там очень специфические правила и алгоритмы.

Если есть цель найти партнера, нужно поставить разные приложения, чтобы оценить, в чем разница, какие люди в них сидят. В реальной жизни нужно ходить на тусовки по интересам, общаться лично. Так у вас будет не один источник оценок, а несколько. «Тиндер» — плохой источник информации о себе и о том, как тебя воспринимают окружающие. Человека там видят очень узко, ограниченно, и потому реакции могут быть соответствующими: не понравилась фотография — пролистываю, надоело общаться — блокирую.

Когда тебя удаляют из пары, это ранит. От этого нельзя защититься полностью. Мы можем прекрасно понимать, как работает «Тиндер» и его алгоритмы, какой там поток совершенно разных людей, как все устроено, и все равно расстраиваться. Но все же это понимание позволит расстраиваться не так сильно.

Часто ли люди в «Тиндере» врут в описании?

— Чтобы один человек заметил в бесконечном потоке анкет другого, все должно быть суперконцентрированно, суперъярко. Для этого многие используют ложь, иногда выставляют вообще чужие фотографии, или свои, но десять лет назад. Опять же, это все из-за желания казаться лучше. На фото в профиле человек такой, каким хочет себя видеть. В описании тоже нужно максимально зацепить, показаться каким-то необычным, но необычность часто перерастает в кринж.

— Может это происходить из-за того, что человек боится показывать себя настоящего как раз из-за жестких правил «Тиндера»?

— Да, есть такое противоречие. С одной стороны, хочется найти партнера, поэтому нужно все же себя показывать. С другой, понимая, на что там можно нарваться, страшно себя размещать, вести себя искренне и открыто. Понятное дело, это усложняет коммуникацию. Но, к сожалению, «Тиндер» — небезопасное пространство.

Изменились ли соцсети после 24 февраля прошлого года? Стали люди говорить о себе по-другому, меньше показывать успех?

— По моему ощущению, не изменились. Осталось огромное количество людей, которые не говорят на острые темы и намеренно выбирают их избегать.

Появились разные точки зрения. Кто-то считает, что, показывая свою жизнь, он поддерживает окружающих. Показывает, что надо тоже продолжать жить, заботиться о себе и других, а не только горевать. Кто-то считает, что, наоборот, так нельзя делать, нельзя замалчивать.

Но тут нет правильного ответа. Есть люди, которым важно это высказывание, а есть те, кому невыносимо читать только негатив. Со многими клиентами мы это обговаривали: если контент стал невыносимым, нужно отписываться, потому что в соцсетях, когда люди выражают свое мнение и делятся переживаниями, такая информация воспринимается более остро, чем из новостей. Это другой уровень эмоционального воздействия.

— Что делать, чтобы было меньше негативного влияния соцсетей?

— Соцсети сами по себе не плохие и не хорошие, все зависит от того, что мы в них сами для себя выбираем. В них можно тренировать насмотренность и эстетическое восприятие, подписываться на страницы с искусством и модой, изучать, чем живет мир. А можно смотреть какие-нибудь странные мемы, раздражающих блогеров и аварии.

Прежде всего нужно осознанное отношение к соцсетям: внимательно следить, как они на вас влияют, и в связи с этим редактировать происходящее. Научитесь определять, какие эмоции вызывает у вас определенный контент — беспокойство, раздражение, тревогу, зависть. Например, если ваши знакомые уехали за границу, а вы не можете и страдаете, читая про чужую прекрасную жизнь, признайтесь себе в этом и отпишитесь от них.

Можно хейтвотчить, но только если у вас есть исследовательская или развлекательная цель. Если вы испытываете раздражение или зависть — отписывайтесь. После того как мы кого-то исключаем из нашей подписки, мы можем потом долго про этого человека не вспоминать вообще. У соцсетей не такое сильное влияние на нашу жизнь, как может показаться.

И конечно же, нужно опираться еще на что-то в жизни, кроме соцсетей. Например, на офлайн-общение, хобби, какое-то созидание. Когда в жизни остаются только работа или только отношения — это неправильно. Так же и с соцсетями.


Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Было ли такое, что вы сами накладывали фильтры и привирали про успех?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество