В феврале 2015 года женщина пришла в московское отделение крупного банка. Она хотела снять с вклада 38 060 $ (2 335 921 Р), из них 37 000 $ (2 270 864 Р) положить на новый. В кассе ей выдали 1060 $ (65 057 Р), а остальное зачислили на годовой вклад.
В декабре женщина снова пришла в банк, чтобы забрать деньги с процентами. Но сотрудник ответил, что вклада нет: операцию по внесению наличных аннулировали через полтора часа после открытия вклада.
Женщина обратилась в суд и потребовала взыскать с банка 2 794 003 Р — сумму вклада, а также 8970 Р госпошлины. Правда, по неизвестным причинам она сделала это только спустя четыре года после того, как банк отказался возвращать деньги.
Аргументы сторон
Вкладчица. Я пришла в банк, чтобы переоформить вклад. Положила 37 000 $ (2 270 864 Р) на 11 месяцев 29 дней под 5% годовых. В подтверждение этого у меня есть справка о проведенной операции, подписанная менеджером по продажам банка.
Когда я пришла забрать свои деньги с процентами, мне сказали, что операцию отменили в тот же день, спустя 1 час 35 минут. Деньги мне не отдали. Но я вклад не закрывала и накопления назад не забирала. Я была уверена, что они лежат в банке.
Я неоднократно просила найти мой вклад и вернуть деньги, но получала отказы. Поэтому прошу суд взыскать с банка в мою пользу 37 000 $ по курсу на день, когда я пришла закрывать вклад. Это 2 794 003 Р.
Банк. Ничем не можем помочь. Была проведена кассовая операция, которая называется «сторно», она аннулировала внесение 37 000 $ (2 270 864 Р) на вклад. Мы проверили остатки наличных в офисе банка и никаких расхождений с данными бухгалтерского учета не нашли.
Вероятно, всю сумму вклада женщина получила в кассе. Эта операция подтверждается скриншотом из специальной программы аудита. Представить документы на бумаге не можем, потому что они уничтожены: срок хранения — пять лет, он уже истек.
Скорее всего, женщина сама забрала свои деньги и забыла об этом. Просим в иске отказать.
Что сказали суды
Районный суд: 👎
Договор банковского вклада считается заключенным с момента внесения денег. Нет денег — нет вклада.
Истица не представила доказательств того, что внесла наличные на вклад. Справку о проведении операции как доказательство не принимаем: в ней не указаны дата и время. Кроме того, этот документ не подтверждает, что деньги приняли именно в валюте. Там указано только число 37 000, а рублей или долларов — непонятно.
А вот сотрудники банка показали выписку по счетам женщины. Из нее видно, что там ничего нет, а открытие вклада отменили почти сразу.
И вообще, вкладчица пропустила срок исковой давности: она должна была обратиться в суд в течение трех лет, а прошло уже четыре года.
В исковых требованиях отказываем.
Женщина обжаловала решение в апелляционной инстанции, но безуспешно.
Мосгорсуд: 👎 👎
Решение районного суда в целом правильное. Не согласны только с доводом, что истица пропустила срок давности: на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов исковая давность не распространяется. В остальном все законно.
Кассационная инстанция тоже не нашла оснований отменять решение районного суда.
Кассационный суд: 👎 👎 👎
Согласны с коллегами, банк этой женщине ничего не должен.
Вкладчица обжаловала определение кассационного суда. Так дело попало в Верховный суд.
Верховный суд: 🧐
Чтобы вклад считался действующим, должны соблюдаться два условия: письменная форма договора и передача денег. Причем письменная форма не обязательно означает традиционный договор: это может быть и другой документ, который вкладчик получил от банка, в том числе электронный. Если бумага соответствует закону, банковским правилам и обычаям, клиент вправе на ее основании требовать от банка сумму вклада.
Все риски, связанные с формой документов, принимает на себя банк. Вкладчик не может повлиять на то, как выглядят договоры, справки и выписки: их составляют и выдают клиентам сотрудники банка. То же самое касается случаев, когда работник действовал не в интересах кредитной организации: например, принял деньги и не зачислил на счет. Все последствия несет банк.
Гражданин не должен отвечать за выданные ему документы и действия сотрудников банка, но должен вести себя разумно и осмотрительно: заключить договор, передать деньги кассиру, получить в подтверждение официальную бумагу. В этом деле вкладчица вполне может обосновывать свои требования справками, которые ей выдали в банке.
Вопреки этому коллеги из нижестоящих судов отказали истице, потому что она якобы не подтвердила факт внесения денег. Но у нее есть справка о проведении операции, подписанная менеджером банка. А еще — справка о наличии действующих вкладов по состоянию на 9 февраля, день открытия вклада. Но районный суд никак не оценил эти доказательства, хотя должен был.
Суд указал, что из содержания справки непонятно, в какой валюте вкладчица передала деньги. Это ошибка. В документе написано: «От физического лица принято 840 доллар США — 37 000». «840» — это цифровой код доллара США, что подтверждается общероссийским классификатором валют.
Суд указал, что из содержания справки непонятно, в какой валюте вкладчица передала деньги. Это ошибка. В документе написано: «От физического лица принято 840 доллар США — 37 000». «840» — это цифровой код доллара США, что подтверждается общероссийским классификатором валют.
Кроме того, суды не выяснили, по какой причине отменили открытие вклада.
Отправляем дело на пересмотр в суд первой инстанции, чтобы исправить ошибки.
Отправляем дело на пересмотр в суд первой инстанции, чтобы исправить ошибки.
Районный суд: 👌
Требования женщины абсолютно законны. Банк принял от нее 37 000 $ (2 270 864 Р). Эта сумма у истицы точно была: она только что сняла деньги с другого вклада в этом же банке.
Письменную форму договора стороны соблюли, а внесение денег вкладчица подтвердила справкой об операции.
Требования удовлетворяем полностью. Банк должен вернуть женщине 2 794 003 Р и 8970 Р госпошлины.
Что в итоге
Чтобы вернуть свои деньги, вкладчице потребовалось более двух лет судов. Банк обжаловал итоговое решение, но безуспешно: Мосгорсуд оставил его в силе. Женщина получила исполнительный лист и, вероятно, деньги.
Все эти годы на сумму вклада не начислялись проценты. Женщина получит ровно столько, сколько должна была получить шесть лет назад, в день, когда она пришла в банк за деньгами. Но у нее остается право требовать выплату причитающихся банковских процентов, а также неустойку за неправомерное удержание денег — по ключевой ставке ЦБ РФ. Для этого необходимо новое исковое заявление — и новое разбирательство. Мы подсчитали, что сумма причитающихся процентов с учетом меняющейся ключевой ставки — около 1,4 млн рублей. Пока такого дела на сайте суда нет.
Что же на самом деле случилось с вкладом женщины, мы не знаем. Скорее всего, роль сыграл человеческий фактор: операционист ошибся и отменил операцию.
Какой вывод нужно сделать из этой истории
Хранить деньги в банке выгодно и безопасно. Но не стоит забывать об обычных мерах предосторожности:
- Выбирайте банки, в которых вклады застрахованы на случай, если с кредитной организацией что-то случится.
- Сохраните документы, которые подтверждают зачисление денег на вклад.
- Храните все документы по вкладу до получения всей суммы с процентами. Пригодиться может даже смс от банка.
Выводы:
1) Печально, что с защитой от такого вопиющего нарушения своих прав истица должна была дойти до верховного суда. Честно говоря, это дичь.
2) Удивительно, насколько плохо разбирает суд, дела, если указание на классификатор валют додумались проверить только в ВС РФ.
3) Суд первой инстанции указал на пропуск исковой давности, хотя ответчик ее не заявлял?
4) Смешно смотреть как областной суд переобувается после направления на новое рассмотрение, хотя до этого в 3 инстанциях отказали.
Андрей, хорошо, что хоть ВС рассмотрел. У меня в деле абсолютно незаконное решение вынесено КСОЮ: ровно противоположное закону, но ВС отказывается смотреть. Я всегда удивляюсь, как кому-то удается выйти в ВС, что это за чудо такое.
Наталья, такая же ерунда,отказ по нелепой статье)) отказано в рассмотрении согласно стт390ч 1 а именно так как в предыдущих инстанциях его не изменилось или! Нет у нас многоступенчатой системы есть одна фирма покрывающая своих
Карабас, у меня вообще нонсенс: один и тот же КС рассмотрел два одинаковых дела с разницей в несколько месяцев с абсолютно противоположным решением, второе полностью противоречит первому решению и закону. Единообразия нет вообще и ВС на это пофиг. Сюр уже просто какой-то.
Андрей, а я думаю, она сама деньги в кассе получила через час после открытия вклада. И ждала 4 года, чтоб все уничтожили. Нормально так - с ничего тебе 2.5млн.упало.
Мария, как работник банка скажу. При сторно, документы должны быть изъяты и уничтожены. А тут может быть и сговор банковских сотрудников. Тк один человек это не провернет.
Александра, согласна. И любой физик все таки осознает ( я имею в виду истицу), что такого рода мошенническое заявление ( если бы это был умысел истицы) уже не в дружбе с УК РФ
Мария, Если банк не умеет считать даже свои деньги, то у его стоит отобрать лицензию. Даже у обычных маленьких фирмочек со штатом в 10 человек архив документов с контаргентами частеько далеко за 3 года хранится. А базы данных - зачастую с момента открытия в каких-нибудь старых архивных копиях. А тут у банка и вдруг ничего не сохранилось. Даже в ФНС какая-то информация о вкладах должна отражаться, все-же доход с %-в.
Константин, да, с отзывом лицензии согласен.
Однако если это Сбер - это маловероятно.
Мария, это тогда не сторно, а закрытие вклада. Сторно вот как-то подозрительно - это должно означать, что вклад открыли ошибочно и никаких денег не вносилось.
Александр, ну, может, она пришла через час и сказала, что ошиблась, вклад открывать не хотела, ну и сотрудник, чтоб не портить отчетность закрытым досрочно вкладом, просто сторнировал операцию. Это объясняет, почему в отчетности банка ничего не сохранилось. Может. она сама ему предложила, хитрая такая.
Мария, в статье с датами проблема. Есть февраль - открытие вклада, есть 9 февраля - справка о наличии вклада. Так что если и сняла, то после того, как получила справку.
Мария, про срок хранения документов бред. 115-фз требует хранить документы по клиенту и счетам минимум 5 лет после его закрытия. То есть не только должны снять деньги, но и закрыть счет. Для закрытия счета точно должно быть отдельное заявление с подписью клиента.
Зато у банков всегда есть гениальный ответ: "У нас выписка из нашей внутренней программы, здесь все 100% верно (мы же банк), а документы хранить не будем"
Мария, гениальная схема
Андрей, в России очень низкое качество правосудия, при этом большое число инстанций
Андрей, любой студент юрфака, изучавший тему исковой давности, знает, что на требования по банковским вкладам, негаторным искам и еще по нескольким особенным случаям не имеют срока исковой давности
У меня было такое с одним системообразующим по состоянию на 5 лет назад банком.
Перевёл деньги (~100т.р.) между своими счетами внутри одного филиала, на счёт зачисления деньги не поступили (на тот момент в этом банке деньги между своими счетами могли идти несколько дней).
Через 3 дня прихожу в отделение. Операцию сотрудник видит, а зачисление -- нет, зовёт руководителя. та говорит добавочный на который нужно позвонить.
При этом трубка телефона настроена так, что мне всё слышно, и я выясняю что "у нас тут недостача как раз 100, мы пока эти деньги на нераспознанные кинули, если клиент не запрашивает выписку отошлите его куда-нибудь".
Ну мне выдали такую шикарную инструкцию, пытаюсь получить выписку и справку об операции, получаю вежливый отказ, на что запрашиваю снятие 99 т.р. ( от 100 нужно заказывать) .
Сотрудник набирает тот же добавочный, я слышу разговор "ну что же вы ...(тут И.О. сотрудника).. как плохо с клиентами работаете, придётся вернуть Александру его перевод".
Через 10 секунд приходит СМС что перевод проведён.
Alexander, пид...сы
+
Кстати этим банком я пользуюсь до сих пор. Не смотря на то что он остаётся немного аналоговым, там есть очевидный плюс в виде довольно больших полномочий у заведующих отделениями.
Помню из-за ситуации близкой к "косяк банка" у меня не дошли деньги между филиалами (зарплата в одном а вклады и расчётная карта в другом). И чтобы это как-то решить мне закрыли вклад за 3 дня до окончания срока действия с сохранением процентов как если бы он закрылся по сроку.
Не представляю сейчас ни одного банка где можно провернуть такое изящное решение проблемы.
Андрей,
Ситуация не настолько однозначна.
мне кажется что как раз наоборот(сотрудники отделения которые дали мне этот разговор "подслушать" прекрасно понимали что они делали).
Тут мне всё решили за 1 обращение, а "давайте составим заявку", "к сожалению нам нужно дополнительное время", "работа по вашему обращени продолжается" и прочая "формальная клиентоориентированность" чем-то принципиально лучше что ли?
Alexander, какой банк,напишите чтобы знать
Alexander, Конкретно в Сбере с подобным сталкивался, но со сберкнижками, переводя с одной на другую для целей покупки квартиры в связи с переездом в другой город. 3 Недели мордовали, не решили проблему, пока откровенно скандалить не начал, распугивая посетителей. Просто наплевательское отношение банка к клиентам.
Константин, Сбер это полный отстой! И сотрудники у них...некоторым, надо обязательно возращаться в школу, притом с первого класса!
Петр, а еще у них базы не обновляются по многу лет, я в 2019 году оформляла там карту и мне велели придти с конкурным управляющим, т.к. я прохожу процедуру банкротства. Мои слова о том, что есть решение суда о завершении процедуры в 2016 году и конкурсный управляющий им высылал копию этого решения, прошли мимо, помогла только жалоба в Центробанк.
Larissa, а мне они в родном городе выдали после замужества карту с новой фамилией, взяли копию паспорта, но вот в их базе я так и осталась под девичьей фамилией, что выяснилось через полгода в другом городе при попытке сделать бумажку с реквизитами счета для получения стипендии. И исправить ошибку они не смогли, сказали ехать в родной город и идти в то же отделение банка, которое в первый раз выдавало карту с новой фамилией. Но согласились выдать мне новую карту при этом и сделать нормальную бумажку с реквизитами. То есть какое-то время существовало 2 клиента, но оба -
это я
Alexander, ну Вы же не ждали 4 года :-)
Я просто отвечал на заданный в посте вопрос "где деньги".
В моём случае -- были заныканы "на нераспознанные"
Alexander, охотно верю. Тоже были подобные финты при снятии- попытки доказать, что уже сняли проценты- хотя в условиях начисление в конце срока. "Ну вы забыли!"
"Какой вывод нужно сделать из этой истории: Хранить деньги в банке выгодно и безопасно."
- прям троллинг от Т-Ж 🤣🤣🤣
Gordon, риски есть везде. Дома в могут украсть, в банке "потерять"
Была смешная история год назад, немножко в тему. В отделении известного банка снимал со вклада 1500$, чтоб переложить их в другой банк. Снятие прошло успешно, в кассе мне выкатилась корзина с ровной стопкой банкнот, которые я аккуратно забрал. Решил не душнить и не пересчитывать деньги - всё-таки крупнейший банк, какие могут ошибки. Дошёл до банкомата другого банка, положил деньги - бааа, зачислено всего 1300$. Вот дурилка, потерял где-то 200 баксов. Походил вокруг банкомата, покопался в сумке - ну нет нигде. Дело было в обед, побежал дальше на работу, досидел расстроенный до конца дня.
По пути с работы домой решил заехать в отделение банка, где снимал деньги, говорю мол "так и так, сегодня деньги снимал, проверьте, может выдали меньше чем 1500?", на что одна операционистка орёт на всё отделение "Каааать, тут мужчина с долларами!". Условная Катя: "Ой, при передаче денег в корзине 200 долларов застряли, ваши же, да? Мы за вами побежали, кричали вам, не успели догнать!". Опешивший я: "А позвонить и сообщить не судьба?" - "Ой, у нас вашего телефона... Ждали вас вот сидели, пока вернётесь."
Такие дела. Будто не в крупнейшем банке города-миллионника побывал, а в сельском магазине сдачу забыл.
Рустик, о это древнейшее ухищрение времен обменников: намазать корзину клеем.
Одну минуту. Если это ошибка операциониста, а вкладчику деньги обратно не отдали, и на счетах остатки сходятся, то где, собственно, деньги? На нижней полочке в кассе? У операциониста в кармане? Раздали как премию на все отделение? Вариантов много - либо кассир украл, либо вкладчик украл и врет, либо вот такая у банка глючная система учета. Опрос свидетелей там, аудит отделения, и все такое.. Может, у банка деньги воруют в промышленных масштабах и завтра ещё 100 вкладчиков придут с претензиями? А вот то, что женщина только через несколько лет обратилась - это бывает. Человек думает так - вклад там как-то пролонгируется, может, под никакой процент, но это же доллары, их инфляция быстро не съест. Будет надо - приду и заберу. А с онлайн-банкингом многие не дружат почему-то.
Алексей, это ж сколько нужно зарабатывать, чтобы на такую сумму, после отказа в выдаче, забить на 4 года? У меня тут 200 рублей по СБП 3 дня шли, так я весь чат поддержки усренькал, пока перевод не пришел на карту, а казалось бы, смешная сумма. Да и эта задержка с походом в суд, сомнительное дело, со всех сторон.
Lexa, ахахаха, да!
недавно писала в поддержку с темой "ребята, где мои 6 рублей кэшбэка?"
не то, чтобы мне были важны эти копейки, просто стало интересно куда они делись
кровохлебка, у меня wb снял 1 рубль за привязку карты и не отдавал несколько месяцев. Я доставала wb, потому что это дичь - снимать деньги просто так
Я, ээээ, стопэ... они мне тоже рубль так и не вернули!
Скоро вернусь!
Lexa, даже 1 копейка — это деньги. Кто-то может позволить себе забыть и про 200, и про 50000 рублей, а кто-то не может. Разница только в принципах.
Если бы женщина сама отменила вклад, были бы подтверждающие документы с ее подписью, а также расписка в получении средств в кассе. Их нет. Следовательно, это ошибка банка, а значит, решение суда верное.
Очень странная ситуация. Что значит операция отменена. сделано сторно. Сторно это чисто внутрибанковская операция, когда кто-то косякнул. Если клиент передумал открывать вклад, то оформляются документы на возврат вклада. Но куда пропали деньги очень интересно
Моя любимая история с судами! Пока до ВС не дойдет, суды как котята в темноте...
Алексей, Ровно как и кассир мошенник, ведь он мог воспользоваться служебными полномочиями и "отменить" операцию, забрать деньги, а потом сверить кассу, а пока вкладчица придет и пока её будут пинать все инстанции с отпиской "в банке работают честные и бескорыстные люди, которым можно верить" там уже и видео с камер удалится
Это как - операционист отменил операцию? А деньги тогда где, клиентка-то давно ушла из банка? На счёте нет, значит, просто наличкой из кассы на пол под ноги клиентам выбросили?
Никогда не думал, что смогу такое утверждать,
Но на мой непрофессиональный взгляд, РИСК хранения баксов в финансовом учреждении (то бишь Банке) и дома = уровнялся!
Дома, хотя бы на них можно посмотреть в живую, а в банке только на цифры на экране..
Удручающе конечно все это.
Можно подумать, что 37000& - это 37 российских копеек, аудит в банке их «исчезновение» не обнаружил!!!! И суды первых инстанций закрыли глаза на вопиющие нарушения закона. Хорошо, что у вкладчицы хватило здоровья и настойчивости.
>> Выбирайте банки, в которых вклады застрахованы на случай, если с кредитной организацией что-то случится.
Представляю как в этой ситуации вкладчица билась бы головой в АСВ....
вывод в конце статьи о безопасности хранения денег в банке нелогичен и звучит как издёвка
Мне при выдаче валюты как-то пытались выдать доллары вместо евро со счета, я уж к ним ручонки протянула, но смотрю чета картинка на купюрах не та 😁 ой, ошиблись, извиняйте!